Новая модель контрольно-надзорной деятельности требует структурных изменений
Результаты внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности показывают значительный прогресс. За первые девять месяцев 2024 года эффективность проверок на основе индикаторов риска достигла впечатляющего показателя в 87%, что существенно превышает прошлогодний результат в 69%. Это значительно выше средней результативности проверок по другим основаниям, которая составляет около 60%.
Значительный успех демонстрирует система проверок, основанная на индикаторах риска нарушений обязательных требований. За январь-сентябрь текущего года количество таких проверок увеличилось вдвое. На данный момент разработан и внедрен 481 индикатор риска, а до конца года планируется внедрение еще 20 новых показателей. При этом общее число контрольных мероприятий существенно снизилось — с 2019 года произошло сокращение в 4,2 раза. За девять месяцев 2024 года было проведено 284 тысячи проверок, что сопоставимо с аналогичным периодом предыдущего года.
Такое существенное снижение количества проверок стало возможным благодаря внедрению риск-ориентированного подхода. Теперь проверки не проводятся на объектах, демонстрирующих высокий уровень соблюдения обязательных требований. Кроме того, действуют моратории на плановые и внеплановые проверки объектов с низким уровнем риска. Правительство продолжает совершенствовать надзорную систему, учитывая обратную связь от бизнеса через механизм досудебного обжалования решений. За три квартала 2024 года количество обращений через данный сервис уже достигло показателей всего 2023 года, превысив 5 тысяч заявлений.
Важным аспектом модернизации становится административная трансформация контрольно-надзорных органов. Повышение эффективности и алгоритмизация контрольно-надзорной деятельности естественным образом приводят к росту производительности контролеров. Это ставит вопросы о необходимости оптимизации структуры ведомств, определении оптимальной численности сотрудников и пересмотре системы оплаты труда.
Реформирование государственной службы, инициированное в 2019 году, предполагало ежегодное сокращение числа федеральных и региональных госслужащих на 10% с перераспределением фонда оплаты труда в пользу остающихся сотрудников. Планировалось также изменение структуры оплаты труда: соотношение постоянной части зарплаты к премиальной должно было измениться с 40/60 на 60/40, а в перспективе достичь 70/30. Однако эти изменения затронули только центральные аппараты контрольных ведомств. Текущий рост эффективности работы контролеров создает благоприятные условия для проведения аналогичного перераспределения внутри контрольных ведомств, оптимизации кадрового состава и модернизации системы оплаты труда в соответствии с новыми задачами и показателями эффективности.
Источник:www.kommersant.ru