Потенциальные варианты использования знаменитого московского вокзала после реконструкции
Рижский вокзал в Москве ожидают большие перемены. После масштабной реконструкции историческое здание планируется выставить на продажу. Эксперты рынка недвижимости полагают, что стоимость актива вряд ли будет высокой, но интерес к нему наверняка проявят потенциальные инвесторы. Вопрос о предварительном одобрении сделки должен был рассматриваться на заседании совета директоров РЖД. Однако конкретные результаты встречи, предполагаемая цена и возможные покупатели пока остаются неизвестными.
На протяжении полутора лет Рижский вокзал не функционировал в связи с масштабной реконструкцией, связанной со строительством и запуском МЦД-4. За это время были обновлены железнодорожные пути, построены две новые платформы с навесами, улучшены системы навигации и освещения. Первого сентября вокзал вновь открыл свои двери для пассажиров. В настоящее время отсюда отправляются только пригородные электропоезда до Волоколамска.
Возникает вопрос: кто может заинтересоваться этим уникальным объектом? По мнению Алексея Попова, руководителя «ЦИАН.Аналитики», наиболее вероятным сценарием является переоборудование здания под современный фуд-молл: «История с перепрофилированием Рижского вокзала насчитывает уже несколько десятилетий. Еще при прежнем руководстве московской мэрии обсуждалась возможность переноса вокзальных функций, предположительно, в район Тушино. В этом случае судьба объекта могла бы быть схожей с Варшавским вокзалом в Санкт-Петербурге, который сначала был преобразован в торговый центр, затем в музей, а сейчас функционирует как масштабный фуд-корт».
Эксперт также отмечает, что если РЖД прекратит эксплуатацию здания вокзала, это может открыть новые возможности для использования прилегающих железнодорожных путей. «Весь этот проект, вероятно, может быть интересен в контексте застройки грузового двора и станции Рижского вокзала. Если территория, где сейчас расположены рельсы, будет застроена жилыми и коммерческими объектами, само историческое здание может стать центром притяжения общественной зоны этой территории. Я полагаю, что речь идет о комплексном освоении территории. На рынке жилой недвижимости этот участок давно известен как «Рижский грузовой двор»», — добавляет Попов.
Успешный пример: опыт «Депо» на Лесной
В Москве уже есть успешный пример подобного преобразования: в 2019 году в здании бывшего троллейбусного парка на Лесной улице был открыт фуд-молл «Депо». Градостроительный комплекс столицы отмечал успешное сохранение образца промышленной архитектуры начала XX века и высокую популярность проекта. До начала пандемии COVID-19 этот гастрономический центр ежемесячно посещало около миллиона человек.
Однако инвесторы, заинтересованные в реализации подобного проекта на базе Рижского вокзала, вряд ли будут готовы заплатить за здание значительную сумму. Алексей Лазутин, генеральный директор консалтинговой компании «Брокерус», комментирует: «Я не ожидаю, что РЖД получит здесь очень серьезную прибыль. Ориентировочная стоимость может составить около 150 тысяч рублей за квадратный метр. Основная задача — найти новое применение для этого объекта, учитывая, что железнодорожное сообщение отсюда уже не осуществляется, а на прилегающей территории идет активный снос старых построек».
Лазутин также отмечает: «Здание имеет историческую ценность, что накладывает определенные ограничения. Однако существует множество успешных примеров подобных трансформаций. Этот район активно развивается и может стать новой точкой притяжения на проспекте Мира. Вероятнее всего, здание сохранит свой прежний объем, возможно, с небольшим увеличением площади для адаптации под новое использование. В таком случае стоимость объекта не будет слишком высокой».
Перспективы развития транспортного узла
В текущем году на Большой кольцевой линии метро открылась станция «Рижская». Московские власти планируют расширить ее до полноценного транспортного узла в районе бывшей платформы «Ржевская». Здесь будут пересекаться линии метро, МЦД и остановка будущего высокоскоростного поезда, следующего в Санкт-Петербург. Согласно планам, станция МЦД-3 «Рижская» должна начать работу в 2024 году. Точные сроки завершения строительства всего транспортного узла пока не определены.
Трансформация Рижского вокзала открывает новые возможности для развития этого исторического объекта и прилегающей территории. Это может стать ярким примером гармоничного сочетания сохранения культурного наследия и современных урбанистических тенденций, создавая новое привлекательное пространство для жителей и гостей столицы.
Источник:www.kommersant.ru