В России большинство автомобильных дорог имеют асфальтовое покрытие, хотя мировой опыт демонстрирует преимущества бетонных трасс. Современное бетонное покрытие отличается исключительной долговечностью, минимальными затратами на обслуживание и экологичностью. Давайте разберемся, почему стоит обратить внимание на этот перспективный материал для строительства дорог.
История бетонных дорог берет начало в конце XIX века — первая такая трасса появилась в США в 1893 году. Сегодня около 65% федеральных автомагистралей в Соединенных Штатах имеют цементобетонное покрытие, что говорит о высоком доверии к данной технологии.
Надежность бетонных покрытий подтверждается их повсеместным использованием для строительства взлетно-посадочных полос аэропортов, где требования к прочности и безопасности особенно высоки. Кроме того, бетон успешно применяется при обустройстве портовых терминалов и железнодорожных платформ.
Германия может похвастаться автобаном с бетонным покрытием, который безупречно служит уже более 85 лет. В этой стране доля бетонных дорог превышает 40%. Китай демонстрирует еще более впечатляющий показатель — свыше 60%. К числу стран-лидеров по внедрению данной технологии также относятся Австрия, Норвегия, Франция и Япония.
В России ситуация пока иная — всего около 3% дорог имеют бетонное покрытие, причем значительная их часть построена еще в советский период. Это отдельные участки трасс Москва-Волгоград, Екатеринбург-Челябинск и некоторые другие.
Одна из ключевых проблем дорожной отрасли России — неэффективное использование бюджетных средств. Асфальтовые дороги требуют частого ремонта, что создает дополнительные возможности для нецелевого использования финансирования.
Показательный пример недавно произошел в Уфе, где было возбуждено уголовное дело о крупном хищении при ремонте дорог. Следствие установило, что подрядчик создал около 7500 фиктивных накладных на транспортировку материалов. В результате государственному бюджету был нанесен ущерб в размере 152 миллионов рублей — и это только один эпизод.
Внедрение долговечных бетонных технологий может существенно сократить частоту ремонтов и, соответственно, минимизировать возможности для злоупотреблений. Это обеспечит более рациональное расходование государственных средств и повысит качество дорожной инфраструктуры.
Существенное влияние на выбор асфальтового покрытия оказывает нефтяная промышленность. Битум, являющийся побочным продуктом нефтепереработки, активно используется в производстве асфальта. Строительство асфальтовых дорог становится удобным способом его утилизации, несмотря на явные преимущества бетона в плане долговечности и экологичности.
Срок службы бетонной дороги впечатляет — от 30 до 50 лет, что в несколько раз превышает показатели асфальтового покрытия, требующего капитального ремонта каждые 5-7 лет.
Битумные покрытия имеют существенные недостатки: они подвержены деформации при высоких температурах и проседанию на неустойчивых грунтах, что приводит к образованию ям и колейности.
Распространенное мнение об отсутствии в России технологий и оборудования для строительства бетонных дорог не соответствует действительности. Отечественные компании располагают необходимой техникой и имеют опыт реализации подобных проектов на международном уровне.
В России разработаны и действуют все необходимые ГОСТы для строительства бетонных дорог. Существуют четкие стандарты для всех компонентов дорожного бетона: цемента, песка, щебня и специальных добавок.
Современные технологии позволяют создавать бетонные смеси с улучшенными характеристиками прочности, плотности и устойчивости к неблагоприятным факторам. Бетонные дороги обладают меньшей теплоемкостью, что особенно важно для городской среды в летний период.
Среди других достоинств — превосходное сцепление с автомобильными шинами и пониженный уровень шума при движении транспорта.
Экологический аспект также говорит в пользу бетона. Производство цемента и бетона сопровождается меньшими выбросами углеводородов по сравнению с битумом. Природные компоненты бетона — известняк и глина — не горючи и не выделяют вредных веществ при нагревании.
Использование бетонных дорог позволяет автовладельцам экономить до 6% топлива благодаря отсутствию упругой деформации покрытия. Это не только снижает расходы на эксплуатацию транспорта, но и способствует улучшению экологической обстановки.
Правительство России утвердило пятилетний план развития дорожной сети на 2023-2027 годы, предусматривающий внедрение инновационных технологий и материалов. Особое внимание уделяется привлечению отечественных научных организаций к разработке новых решений.
Важным проектом станет строительство «Азовского кольца» — современной четырехполосной магистрали вокруг Азовского моря. Первый участок протяженностью 40 километров от Таганрога до Мариуполя уже введен в эксплуатацию.
Реализация масштабных инфраструктурных проектов, включая развитие транспортной сети в новых регионах России, создает идеальные условия для внедрения современных технологий бетонного дорожного строительства. Это позволит создать качественную и долговечную дорожную инфраструктуру, отвечающую самым высоким международным стандартам.
Источник: argumenti.ru