Светлая память Роберте Флэк

На 89-м году жизни в Нью-Йорке завершился земной путь легендарной певицы Роберты Флэк. Несмотря на испытание инсультом во время выступления в 2010-х, она до последнего несла миру свою любовь к музыке. Как сообщают близкие, артистка мягко погрузилась в вечность в кругу дорогих сердцу людей.
Музыкальный дар Роберты Клеопатры Флэк расцвёл под переливы церковного органа — её мать служила органисткой, привив дочери страсть к госпелу и соулу. Юная артистка радовала прихожан Африканской методистской церкви Ломакс, а в свободные минуты спешила в баптистскую часовню, где заворожённо слушала новаторские духовные композиции Сэма Кука и Махайлии Джексон.
Одарённая девушка ворвалась в историю Говардского университета как самая юная студентка. Хотя она мечтала о карьере пианистки, судьба распорядилась иначе: уже через год юная виртуозка дирижировала хором, аккомпанировала оперным дивам и давала уроки музыки, продолжая семейную традицию игры на органе в родной церкви.
1956 год принёс Роберте новый исторический рубеж — она стала первым темнокожим педагогом в престижной школе Чеви-Чейз. Её творческая энергия проявилась даже в постановке «Аиды» на университетском выпускном. Правда, путь к сцене оказался тернистым: после утраты отца талантливой женщине пришлось содержать семью, преподавая одновременно в нескольких учебных заведениях.
Расцвет карьеры начался в 1960-х с выступлений в роскошном Tivoli Club. Перерывы между оперными номерами Роберта превращала в магические моменты, исполняя блюзовые импровизации и джазовые стандарты. Вскоре её сольные концерты в клубе 1520 собирали аншлаги, а среди восторженных поклонников блистали Берт Баккарак, Кармен Макрей и сам Вуди Аллен.
Судьбоносная встреча с джазовым виртуозом Лесом Макканном в 1968 году стала трамплином к мировой славе. «Её голос пробуждал всю гамму чувств — от нежных вибраций до огненного восторга!» — восклицал очарованный пианист. Так началась новая глава в истории музыки, где имя Роберты Флэк навсегда засияло среди звёзд первой величины.
Судьбоносная встреча с продюсером открыла двери в мир музыки для юной Роберты Флэк. Всего за три часа на прослушивании она представила 42 композиции, поразив экспертов не только мастерством, но и невероятным репертуаром из 600 песен. Её работоспособность восхищала: первая студийная сессия длилась 9 часов и подарила миру 39 записанных треков. А спустя три месяца всего за десять часов был создан дебютный альбом «First Take», ставший отправной точкой для легендарной карьеры. Особое место в нём заняла баллада «The First Time Ever I Saw Your Face» — эта эмоциональная композиция не только покорила сердца слушателей, но и достигла космических высот, звуча́я на борту «Аполлона-17» во время исторической лунной миссии. Позднее трек принёс артистке две престижные награды и стал саундтреком к культовому фильму.
Творческий путь певицы напоминал яркую комету: за три года она выпустила четыре альбома, опередив по продуктивности многих коллег. Альбом «Quiet Fire» не просто подарил миру новые мелодии — его название вдохновило целое музыкальное направление. Мягкий, бархатистый вокал Роберты идеально сливался с вечерним эфиром радиостанций, создавая атмосферу уюта и романтики. Интересно, что в этой работе артистка впервые выступила как аранжировщик, раскрыв ещё одну грань своего таланта.
1973 год стал звёздным часом для Флэк: её интерпретация композиции «Killing Me Softly With His Song» покорила мировые чарты. История песни удивительна — её строки родились на салфетке во время концерта, а первоначальная версия осталась незамеченной. Но магия голоса Роберты превратила трек в эталон соула. Даже спустя десятилетия мелодия продолжала дарить вдохновение: ремиксы диджеев и кавер хип-хоп группы вновь вывели её на вершины, подтвердив вневременную силу искусства.
Уникальный стиль певицы, сочетающий эмоциональную глубину и техническое совершенство, переопределил стандарты R’n’B. Её дуэт с молодой исполнительницей в конце 1990-х показал, что настоящая музыка не знает поколенческих границ. Каждая нота в исполнении Роберты Флэк становилась мостом между эпохами, доказывая: искренность и талант способны превратить песню в вечный символ, который продолжает озарять мир новыми гранями даже через полвека.
На протяжении четырёх десятилетий Роберта Флэк создавала, исполняла и продюсировала музыку, игнорируя общепринятые стандарты и доверяя лишь тому, что подсказывало её внутреннее вдохновение. Она вошла в историю как обладательница самых престижных наград, украсила звёздами все аллеи славы и заняла почётное место в каждом музыкальном пантеоне. Её двенадцатый и финальный альбом «Let It Be Roberta» (2012), наполненный авторскими интерпретациями песен The Beatles, стал особенным не только из-за любви к творчеству легендарной группы. Проживая в нью-йоркском Dakota Building бок о бок с Джоном Ленноном и Йоко Оно, Роберта словно вплела частицу их духа в свою работу. Словно волшебная фея, она подарила миру музыку, превратив собственную жизнь в удивительную симфонию, которой мы продолжаем восхищаться.
Более 40 лет Роберта Флэк творила, руководствуясь лишь голосом сердца, создавая произведения, которые ломали шаблоны и заряжали слушателей эмоциями. Её блистательный путь отмечен всемирным признанием: она собрала внушительную коллекцию престижных наград, а её имя золотыми буквами вписано в историю музыки. Альбом-посвящение The Beatles — «Let It Be Roberta» (2012) — стал финальным аккордом её карьеры и данью уважения соседям по легендарному Dakota Building, где когда-то жили Леннон и Оно. Кажется, сама судьба с первых нот окутала Роберту магией творчества, а она щедро поделилась этой сказкой с каждым из нас, оставив в душах мелодии, которые звучат вечно.
Источник: www.kommersant.ru