Четверг, 27 марта, 2025

На «Зеркало» неча пенять

Михаил Трофименков о скандале вокруг Сарика Андреасяна

Кинокритик Михаил Трофименков
Фото: kommersant.ru

Российское кинематографическое сообщество впервые за долгое время объединилось в едином порыве. От Николая Бурляева до Алексея Германа-младшего — коллеги активно высказываются о резких заявлениях режиссёра Сарика Андреасяна. Во время встречи со студентами Московской международной киношколы он открыто выразил неприятие творчества Андрея Тарковского и авторского кино как явления.

Но разве кто-то всерьёз ожидал от Андреасяна восхищения гением «Соляриса»? Настоящим сюрпризом стало бы, если бы он лицемерно заявил о любви к наследию Тарковского. Интересно, что поводом для дискуссии стал вопрос студентки, которая упрекнула режиссёра в излишней коммерческой ориентированности, противопоставив его работы фильмам Тарковского, созданным «ради искусства». Ответ Андреасяна оказался эмоциональным: «Я ненавижу Тарковского. Это ужасно. Авторское кино — это прошлый век. Если хотите оставаться нищими и непризнанными — продолжайте им восхищаться».

Для успешного автора 26 кинокартин Тарковский с его «малым» количеством работ, возможно, кажется неудачником, несмотря на мировой признание и солидные бюджеты. Андреасян призывает жить настоящим, но его слова затронули не только личность мэтра, а саму идею кино как пространства для творческого эксперимента.

Пафосный ответ студентки — «Мы — будущее кино, ведь нас учат создавать искусство!» — невольно подтверждает тезисы режиссёра о разрыве между образованием и реальностью индустрии. Даже самое авторское кино требует ресурсов: это труд, который невозможно совершить в одиночку. Любопытно, что сам Тарковский, как видно из его дневников, внимательно относился к финансам. За встречи со зрителями в начале 1980-х он получал до 300 рублей, а в переписке восхищался гонорарами Феллини.

Нет ничего зазорного в том, что классик брался за проекты ради заработка. Например, участвовал в создании сценария для фильма «Берегись! Змеи!» (1979), а по некоторым данным, даже «одалживал» своё имя для работ Аркадия Стругацкого. Были и другие примеры сотрудничества — от сценария «Один шанс из тысячи» до работы над биографией Сергея Лазо.

«Серьёзные режиссёры так не отзываются о коллегах», — отмечает Алексей Герман-мл. Но разве сам Тарковский в своих записях не критиковал Герасимова, Лелуша или Антониони, называя их работы «бездарными» или «лишёнными духовности»? Цитаты из «Мартиролога» напоминают, что творческие споры — неотъемлемая часть кинематографа.

Главное — не в перепалках, а в системе. Тарковский мог творить благодаря поддержке Госкино и коллег-ремесленников, чьи коммерческие проекты финансировали арт-хаус. Сегодня правила изменились, и Андреасян стал глашатаем новой философии: кино — это не только искусство, но и индустрия, где важно умение находить баланс между творчеством и успехом.

Источник: www.kommersant.ru

Познавательное

Необычные находки в Антарктиде и загадки мегалитов

Недавно пользователи Интернета нашли в Антарктиде целый комплекс необычных объекто...

Маркетинговые стратегии Chanel: как создается эксклюзивность

Бренд Chanel пользуется колоссальной популярностью в мире благодаря своей уникальн...

Почему изображения человека связаны с трагическими событиями

Спустя двадцать месяцев после смерти от рака Жанны Фриске, популярной российской п...