Административно-правовые основы организации государственного управления в сфере транспорта в Российской Федерации

Дипломная работа

Актуальность данной темы заключается в том, что в экономической жизни нашей страны отношения, связанные с транспортом, имеют важное значение. Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства осуществляется несколько своеобразно.

Транспорт — важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта является необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Помимо тех неоспоримых удобств, которые легковой автомобиль создает в жизни человека, очевидно общественное значение массового пользования личными автомобилями: увеличивается скорость сообщения при поездках; сокращается число штатных водителей; облегчается доставка городского населения в места массового отдыха, на работу и т.д.

Транспорт постоянно развивается. Расширяется применение на легковых автомобилях газобаллонных установок. Это предъявляет повышенные требования к улучшению условий труда, санитарно- гигиенического обслуживания работников станций технического обслуживания, в обеспечении их безопасности и сохранению здоровья в процессе труда.

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение административно-правовых основ организации государственного управления в сфере транспорта в Российской Федерации.

2 стр., 976 слов

Министерство транспорта Российской Федерации

... нуждающимся в эффективном правовом регулировании. Рассмотрим подробнее структуру министерства, его задачи и функции. 3. транспорта. Структура министерства транспорта –, Центральный аппарат министерства транспорта Российской Федерации Департамент государственной политики в области гражданской авиации; Департамент ...

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть источники правового регулирования транспортной деятельностью в Российской Федерации: состояние и проблемы;
  • изучить субъекты государственного управления в сфере транспорта Российской Федерации;
  • раскрыть характеристику организации государственного управления в сфере транспорта;
  • рассмотреть контрольно-надзорную и правовую деятельность в сфере транспорта;
  • выделить проблемы в сфере транспорта и пути их решения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти по управлению транспортом в Российской Федерации.

Предмет исследования — комплекс проблем научного и прикладного характера, связанных с реализацией административно-правовых норм, направленных на обеспечение эффективности управления транспортом в Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

В первой главе рассматриваются правовые и организационные основы деятельности органов исполнительной власти по управлению транспортом в Российской Федерации: состояние и проблемы.

Во второй главе проводится анализ административно-правовых основ организации государственного надзора в сфере транспорта на примере Министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Республики Карелия.

При написании работы использовалось законодательство Российской Федерации, а именно: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; ФЗ № 398 ««Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ФЗ № 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; ФЗ № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»; ФЗ № 245 «О связи»; ФЗ № 16 «О транспортной безопасности»; ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; указ Президента; постановления и распоряжение Правительства РФ.

Теоретическую основу исследования составили учебная и научно-публицистическая литература, посвященная рассматриваемой теме, таких авторов, как: А. В. Дозорцев; Г. В. Меркулова; Н. В. Меньшин; Н. А. Штырхунова.

1. Правовые и организационные основы деятельности органов исполнительной власти по управлению транспортом в Российской Федерации

1.1 Источники правового регулирования транспортной деятельностью Российской Федерации: состояние и проблемы

В системе права существует целый блок специальных правовых норм, которые непосредственно регулируют организацию и деятельность транспортных организаций. Что касается юридической литературы, то этот блок правовых норм объединяется специалистами в понятие транспортного права. Вопросы создания и деятельности транспортных организаций, регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» СЗ РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005; СЗ РФ. — 2017. — № 50 (Ч.3).

10 стр., 4626 слов

Лицензирование и квотирование внешнеэкономических сделок в Российской Федерации

... экономических отношений. Глава 1. Квотирование и лицензирование внешнеэкономических сделок квотирование внешнеторговый лицензирование импортный 1.1 Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок Лицензирование - это разрешение на ... и импорт товаров в России регламентируется «Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», ...

— Ст. 7563., в следующем объеме:

— организуется транспортная деятельность в виде транспортного обслуживания населения такими видами транспорта как, воздушный, водный, автомобильный (в том числе легковое такси), в границах межмуниципального и пригородного сообщения, а также и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

— организуется надзор в виде осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, а также в виде осуществления регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;

— проводится дорожная деятельность в виде осуществления дорожных работ в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечивается безопасность дорожного движения на них.

Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, и прежде всего предпринимательского, гражданского, административного и уголовного. Перечень и анализ базовых нормативных правовых актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств, в целях осуществления перевозки пассажиров и материальных объектов (грузов, багажа), поэтому в предмет транспортного права включаются следующие компоненты Штырхунова Н. А. Особенности правового регулирования транспортной деятельности в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2016. — № 11. — С. 168.:

— общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;

— общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;

— общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).

Также необходимо учитывать отношения, регулируемые гражданским правом, а именно обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортных услуг.

Помимо этого, нормы транспортного права взаимодействуют с нормами административного права (административное управления транспортом, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры, административная ответственность), с нормами уголовного права (виды преступлений на транспорте, уголовная ответственность), с нормами конституционного права (федеральный транспорт и т.д.).

В Конституции Российской Федерации сказано, что в качестве источника права принято понимать юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.. Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы. Особое место в системе источников транспортного права занимают специализированные транспортные уставы и кодексы, основанные на положениях гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ в ред. федер. закона от 28 марта 2017 г. № 39-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410; СЗ РФ. — 2017. — № 14. — Ст. 1998., принятые в форме федеральных законов и детально регламентирующие отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности и деятельности транспортных организаций. К числу названных источников транспортного права относят следующие: Воздушный кодекс Российской Федерации; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации; Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации; Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Особенностью перечисленных документов является то, что они носят комплексный характер и воздействуют на определенные виды публичных отношений, возникающих при осуществлении деятельности на различных видах транспорта.

25 стр., 12297 слов

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

... правового регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд промежуточных задач: Раскрыть особенности внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Дать характеристику правовой системы регулирования внешнеторговой деятельности. Рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России ...

Таким образом, система регулирования транспортной отраслью носит комплексный характер и воздействует на определенные виды публичных и частно-корпоративных отношений, возникающих при осуществлении деятельности на различных видах транспорта.

Весьма интересной представляется позиция В.А. Дозорцева Дозорцев В. А. Один кодекс или два? (Нужен ли Хозяйственный кодекс наряду с Гражданским?) // Вестник гражданского права. — 2008. — № 4. — Ст. 25., полагающего, что в подобных комплексных кодифицированных актах не удается выделить общие правовые положения, характерные для единого отраслевого кодекса. Комплексные акты необходимы для достаточно узкой сферы транспортных правоотношений, что, однако не исключает их большого объема и значимости для обширной сферы транспортных отношений. Однако действующие транспортные кодексы и уставы не образуют самостоятельно отраслевой юридической системы.

Таким образом, система транспортных кодексов и уставов не образуют единства нормативного правового регулирования осуществления транспортной деятельности.

Принятие единого кодифицированного акта о транспорте (Транспортного кодекса) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ в ред. федер. закона от 03 июля 2016 г. № 258-ФЗ // СЗ РФ. — 2007. — № 46. — Ст. 5555; СЗ РФ. — 2016. — № 32. — Ст.3125., является нецелесообразным и излишним. Поскольку нецелесообразность обусловлена тем, что в транспортном праве объем регулируемых отношений столь велик, что, несмотря на их очевидную предметную обособленность и целый ряд единых признаков, объединение в один законодательный акт важнейших из общих положений представляется одновременно и бесперспективным, и лишенным всякого смысла.

6 стр., 2833 слов

Особенности рабочего времени и времени отдыха работников транспорта

... eq проводнику включается eq в рабочее время eq половина времени в eq пути следования в eq соответствии с графиком сменности.eq На железнодорожном транспорте eq работодателю предоставлено право eq ... ответственность за eq которое предусмотрена частью eq 3 статьи 14.1 eq Кодекса Российской Федерации eq об административных правонарушениях.Материалы eq административного дела направлены eq в Арбитражный ...

Так как исторически процесс кодификации транспортного законодательства идет по пути подготовки целого ряда законов, регламентирующих специфику отдельных, сложных, межотраслевых функциональных правовых институтов, а именно: железнодорожного, морского, автотранспортного и воздушного права в структуре отрасли транспортного права. Поэтому для законодателя, теоретически возможным будет осуществить разработку проекта и последующее принятие такого единого акта о транспорте, однако в такой ситуации управление рассматриваемым массивом законодательства будет сведено всего лишь к установлению только самых общих принципов транспортного права и закреплению перечня законов, которые регламентируют отдельные блоки транспортного права. В конечном итоге это сделало бы единый для транспортного права закон малоэффективным.

Преждевременность такого шага очевидна ввиду того, что, во-первых, регулятивные возможности применения действующих в настоящее время в системе транспортного законодательства кодексов и уставов не исчерпаны; во-вторых, еще не завершено проведение различных государственных экономических реформ, без итоговых результатов которых нецелесообразно проводить работу по кодификации всего транспортного законодательства; в-третьих, в некоторых транспортных отраслях остаются не урегулированными на законодательном уровне многие существенные вопросы организации и функционирования транспортных организаций, а это первоочередная задача для законодателя. Помимо Конституции РФ, Кодексов и Уставов систему источников транспортного права составляют и подзаконные нормативные акты. В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности Пеньшин Н. В., Бычков В. П. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе. — М.: Академический Проект, 2007. — С. 51..

Подзаконными нормативными актами, входящими в систему транспортного права, являются в частности, Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Российская газета. — 2010. — № 70., Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» СЗ РФ. — 2011. — № 17. — Ст. 2407; СЗ РФ. — 2017. — № 1. (Ч.1) — Ст. 177. и др.

Несомненно, эффективная организация российской транспортной системы в настоящее время является одним из ведущих направлений деятельности государства. Поэтому в проекте Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р // СЗ РФ. — 2008. — № 52. (Ч.2).

предусмотрен широкий арсенал средств повышения эффективности государственного регулирования в сфере транспорта: ведение статистической базы, мониторинг ситуации в отрасли, формирование транспортного баланса, проектное управление развитием инфраструктуры, внедрение интеллектуальных транспортных систем и систем управления транспортными потоками. В то же время в настоящий момент, по мнению специалистов, применение перечисленных инструментов ограничено отсутствием институтов, способных претворить программу в жизнь.

5 стр., 2377 слов

Федеральный закон Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

... регулирующих эти взаимоотношения. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, ... железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной ...

Формально государственное регулирование транспортного комплекса в России осуществляется с использованием всего спектра распорядительных и экономических методов регулирования. Только зачастую разработанные и принятые нормативно-правовые документы противоречат целям и задачам, сформулированным в транспортной стратегии, тарифная политика создает дополнительные экономические барьеры, лицензирование не решает проблему безопасности на транспорте и не обеспечивает повышение качества транспортных услуг, налоговая политика делает участие в проектах развития транспортной инфраструктуры непривлекательным для частных инвесторов.

Развитие государственно-частного партнерства является, согласно Транспортной стратегии, приоритетной задачей, однако предоставление налоговых льгот инвесторам в инфраструктурные объекты до сих пор остается на стадии обсуждения.

Лицензирование является инструментом, позволяющим сбалансировать количество операторов в различных секторах транспортного рынка и обеспечивающим допуск на рынок транспортных услуг только подготовленных перевозчиков. Но в российской практике имеет место недостаточная проработанность технических нормативов, соблюдение которых обусловливает принятие решения о выдаче лицензии. Это приводит к тому, что показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню Пеньшин Н. В., Бычков В. П. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе. — М.: Академический Проект, 2007. — С. 74..

Дополнительные сложности возникают из-за нерешенной проблемы разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления. На федеральном уровне принимаются нормативные документы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта, устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса, принимаются решения по развитию транспортной сети, осуществляется регулирование международных и региональных перевозок, осуществляется перераспределение транспортного имущества между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Однако, несмотря на то, что уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, экологическая ситуация неравноценны в различных регионах РФ, действующее федеральное законодательство не предусматривает возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.

Таким образом, совершенствование механизма государственного регулирования транспортной деятельности в России соответствует общемировым тенденциям, однако полномасштабное использование апробированного за рубежом инструментария государственного регулирования транспортного сектора ограничивается недостаточным развитием институтов государственного управления на уровне регионов, несовершенством законодательной базы, необходимой для оптимизации работы транспортного комплекса и рынка транспортных услуг, а также существенным разрывом между планируемыми результатами развития отрасли и реально достижимыми в текущих политических и экономических условиях показателями.

43 стр., 21106 слов

Автомобильный транспорт Российской Федерации

... дипломного проекта. 1. Автомобильный транспорт Российской Федерации. Автомобильному транспорту принадлежит большая роль в обеспечении перевозок для экономики ... стоимостью 1000 рублей. Органами управления ОАО «АТП № 9» ... тема дипломного проекта ОАО «АТП № 9» является актуальной. Цель дипломного ... по перевозке грузов и пассажиров; техническое обслуживание автотранспорта; ремонтно-вспомогательные работы, ...

И в заключении отметим, что транспорт представляет собой единый и сложнейший комплекс специальных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления транспортом, транспортных средств и транспортных организаций. От слаженной работы транспортных организаций зависит эффективное функционирование всех остальных отраслей экономики и жизнедеятельности государства и общества в целом Меркулова Г. В. Источники правового регулирования транспортной деятельности // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2016. — № 1-2 (18).

— С. 144..

1.2 Субъекты государственного управления в сфере транспорта Российской Федерации

Транспорт является важнейшей составной частью экономической инфраструктуры России. Его функционирование становится необходимым условием перевозки пассажиров, грузов, стабилизации экономики, повышения уровня жизни населения, обеспечения обороны и безопасности.

Транспортный комплекс страны включает в себя следующие виды транспорта: железнодорожный, воздушный, водный (морской и внутренний водный), автомобильный, городской электрический, а также дорожное хозяйство Кононов П. И. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 428..

Конституцией Российской Федерации федеральный транспорт и пути сообщения относятся к ведению Российской Федерации. К ведению субъектов Российской Федерации относятся транспортное обслуживание населения, развитие региональной сети автомобильных дорог, а также другие вопросы регионального характера в сфере транспорта (ст. 71 Конституции РФ).

Общие правовые основы функционирования транспортного комплекса Российской Федерации, в том числе основы административно-правового регулирования в сфере транспорта, на федеральном уровне не определены, соответствующий федеральный закон отсутствует. В этой связи административно-правовое регулирование в сфере транспорта в настоящее время осуществляется на основе нескольких федеральных законов, в частности, таких, как Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 9 июля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и других.

Административно-правовое регулирование в области транспорта осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако наиболее важные вопросы управления в сфере транспорта решаются федеральными органами исполнительной власти.

7 стр., 3015 слов

Органы управления транспортом в Российской Федерации

... курсовой работы является, рассмотрение органов управления транспортными средствами в Российской Федерации. Для достижения цели поставлены следующие задачи:  Рассмотреть основные федеральные органы управления транспортом в РФ;  Рассмотреть ... форм и сроки представления квартальной бюджетной отчетности по состоянию на 01 октября 2012 года бюджетными образовательными учреждениями, осуществляющими ...

Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной транспортной политики, утверждает и обеспечивает реализацию федеральных программ развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства, принимает нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные вопросы функционирования транспортного комплекса, в частности, правила дорожного движения, порядок лицензирования отдельных видов транспортной деятельности и т.д.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mintrans.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).

— это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства.

Важнейшими функциями Минтранса России являются: принятие нормативных правовых актов в области транспорта и дорожного хозяйства, регламентирующих, в частности, правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов, условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов и др.

К функциям Минтранса России относятся обобщение практики применения законодательства и анализ реализации государственной политики в области транспорта. Министерство осуществляет и иные полномочия в области транспорта, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В ведении Минтранса России находятся следующие федеральные службы и федеральные агентства.

1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации «Ространснадзор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rostransnadzor.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).. Она осуществляет функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме обеспечения безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 // СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3345..

3 стр., 1126 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... в сфере международного сотрудничества в таможенном деле и др. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: понятие, структура, функции государственных таможенных органов, а также специализированные таможенные органы. Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации, Таможенные органы Термин «таможенные органы» ...

Важнейшими функциями Ространснадзора являются контроль и надзор за соблюдением законодательства: в сфере деятельности гражданской авиации; торгового мореплавания; внутреннего водного транспорта; порядка осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль); обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте; организации, обеспечения и выполнения организациями гражданской авиации, морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств; обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава.

Ространснадзор осуществляет лицензирование ряда видов деятельности в области транспорта Кононов П. И. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 462.. К ним относятся: ремонт авиационной техники; перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, а также ряда других видов деятельности.

В функции Ространснадзора входят также: принятие решений о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок; ведение учета авиационных происшествий и инцидентов; регистрация гражданских воздушных судов и организация регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные и прогулочные; организация и проведение инспекции гражданских воздушных судов и решение ряда других вопросов в области транспорта и дорожного хозяйства.

Ространснадзор имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции надзора. Он также осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации «Федеральное агентство воздушного транспорта, Росавиация» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.favt.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018)..

Росавиация осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации. Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 // СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3343..

Росавиация реализует комплекс мер по организации обеспечения выполнения международных и внутренних полетов, организует проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, сертификации объектов Единой системы организации воздушного движения, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности).

В систему органов управления воздушным транспортом входят региональные управления воздушным транспортом, администрации авиакомпаний (авиаконцернов).

Непосредственными подразделениями управления являются аэропорты, авиаотряды, воздушные судна и другие хозяйствующие субъекты воздушного транспорта.

3. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации «Федеральное дорожное агентство Росавтодор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rosavtodor.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).. Оно осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог. Положение о Федеральном дорожном агентстве утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве: постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3264..

К функциям Росавтодора относятся: обеспечение соответствия состояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; приемка в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков федеральных автомобильных дорог; согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в целях строительства и обустройства федеральных автомобильных дорог.

Росавтодор также выдает разрешения на международные перевозки пассажиров, багажа и грузов, осуществляет учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса, принимает меры по обустройству федеральных автомобильных дорог объектами сервиса, а также осуществляет ряд иных функций в установленной области деятельности.

Управление автомобильным транспортом и городским электротранспортом на местах организуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации «Федеральное агентство железнодорожного транспорта» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.roszeldor.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).. Его основные функции — реализация государственной политики, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 30 февраля 2004 г. № 397 Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397 // СЗ РФ. — 2004. — № 32. — Ст. 3344..

К функциям Росжелдора относится принятие решений по ряду вопросов в сфере деятельности железнодорожного транспорта: об открытии железнодорожных станций, об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования, о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях.

Росжелдор организует выполнение работ по стандартизации и обеспечению единства измерений на железнодорожном транспорте; осуществление воинских и специальных железнодорожных перевозок; планомерной учет железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также выполняет ряд других функций в данной сфере.

В систему органов управления железнодорожным транспортом входят межрегиональные управления железных дорог и отделения железных дорог, осуществляющие управление хозяйственными подразделениями железнодорожного транспорта: станциями, депо и т.д.

5. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации «Федеральное агентство морского и речного транспорта» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morflot.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).. Его основные функции — оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371 Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта: постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371 // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3261..

Росморречфлот выполняет функции головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

Росморречфлот организует: мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации; диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации; проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; проведение работ по содержанию внутренних водных путей, в том числе судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта.

В систему органов управления морским транспортом также входят управления морских торговых портов, пароходств, органы управления концернами, компаниями, осуществляющие руководство хозяйствующими субъектами. Первичным звеном морского транспорта является морское судно. Экипаж (работники судна) управляется капитаном.

Система органов управления речным транспортом включает в себя региональные государственные бассейновые управления водных путей и судоходств, администрацию (управления) речных пароходств, концернов (компаний), которые руководят подразделениями речного флота: портами, пристанями, ремонтно-эксплуатационными базами, судостроительными верфями и т.д. Первичная производственная единица речного транспорта — речное судно, возглавляемое капитаном и обслуживаемое экипажем.

В соответствии с названным Законом на территории России организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции. Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц.

Административно-правовое регулирование в области информационных технологий и связи осуществляют следующие органы исполнительной власти Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации «Федеральное агентство морского и речного транспорта» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.morflot.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018)..

Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области связи и информационных технологий, утверждает соответствующие федеральные программы развития связи и информационных технологий и обеспечивает их исполнение, принимает наиболее важные нормативные правовые акты в указанной сфере, определяющие, в частности, правила оказания услуг почтовой, электрической и иных видов связи, порядок лицензирования отдельных видов деятельности в области связи, порядок осуществления государственного надзора в этой области и др.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет) развития систем телевизионного вещания и радиовещания, печати, издательской и полиграфической деятельности, обработки персональных данных. Минкомсвязи России также выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности в области связи.

К полномочиям Минкомсвязи России относится принятие нормативных правовых актов в сфере своей деятельности. Этими актами утверждаются, в частности, требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи, требования к использованию радиочастотного спектра, требования к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации и другие. Минкомсвязи действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: постановление Правительства от 02 июня 2008 г. № 418 // СЗ РФ. — 2008. — № 23. — Ст. 2708..

В ведении Минкомсвязи находятся следующие федеральные службы и федеральные агентства.

1. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Роскомнадзор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rkn.gov.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).

— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 418 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций: постановление Правительства РФ от 02 июня 2008 г. № 418 в ред. постановления Правительства от 28 сентября 2017 г. № 1176) // СЗ РФ. — 2008. — № 23. — Ст. 2708; СЗ РФ. — 2017. — № 41. — Ст. 5956..

Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций осуществляет: государственный контроль и надзор: за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания, в том числе за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации; за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; за соответствием использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; за соблюдением организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих в соответствии с российским законодательством контролю, а также организацией ими внутреннего контроля; за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля; за выполнением правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения.

В сфере информационных технологий Россвязькомнадзор осуществляет: надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных; присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам; регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов; лицензирование деятельности, в том числе контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и требований: в области телевизионного вещания и радиовещания; в области оказания услуг связи; по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — С. 486.. Кроме того, Россвязькомнадзор регистрирует средства массовой информации, радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения, сети электросвязи, входящие в сеть связи общего пользования, подлежащие регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также выдает разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации, на применение франкировальных машин, на эксплуатацию сетей (сооружений) связи.

Агентство Росинформтехнологии организует: обязательную сертификацию информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; регистрацию государственных информационных ресурсов и систем; ведение единого государственного реестра сертификатов ключей подписей удостоверяющих центров, а также реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти; обеспечивает доступ к ним граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) Официальный сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fapmc.ru/rospechat.html . — (дата обращения: 05.01.2018).. Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Положение о Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 415 О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям: постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 292 // СЗ РФ. — 2004. — № 25. — Ст. 2574..

Роспечать осуществляет: комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий; оказание на конкурсной основе государственной поддержки производства и (или) распространения и тиражирования социально значимой продукции средств массовой информации, создания и поддержания в сети Интернет сайтов, имеющих социальное или образовательное значение; осуществляет формирование и использование федеральных информационных ресурсов в установленной сфере деятельности; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов).

3. Федеральное агентство связи (Россвязь) Официальный сайт Федерального агентства связи «Россвязь» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rossvyaz.ru/. — (дата обращения: 05.01.2018).. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания. Положение о Федеральном агентстве связи утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 417 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 319: постановление Правительства РФ от 02 июня 2008 г. № 417 // СЗ РФ. — 2008. — № 23. — Ст. 2707..

Россвязь организует: издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты; проведение расчетов с почтовыми администрациями иностранных государств за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза; систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения; обеспечение проведения международной процедуры координации использования радиочастотных присвоений, в том числе орбитально-частотных позиций для космических аппаратов.

Россвязь осуществляет также такие функции, как присвоение, (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам, регистрацию присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов, а также присвоение почтовых индексов объектам федеральной почтовой связи на территории Российской Федерации, а также обеспечивает ведение работ по учету ресурса нумерации, по формированию и ведению реестра нумерации российской системы и плана нумерации.

Итак, подводя итог краткого административно-правового анализа специфических особенностей государственного управления транспортом в современной России, следует констатировать, что определение государством приоритетных направлений развития транспорта с учетом происходящих изменений в экономической, политической, социальной сферах позволит обеспечить устойчивость и одновременно динамизм в развитии транспортной отрасли.