Таможенная логистика и пути её становления и развития в Российской Федерации

Дипломная работа

В настоящее время большое внимание уделяется экономической деятельности производственного характера. Основным критерием оценки деятельности является объем продаж. Это традиционный показатель, который обеспечивается различными функциями — анализ рынка, сегментирование рынка, установление номенклатуры продукции, ценообразование и др. Однако рыночная экономика становится наиболее эффективной только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение в значительной степени обеспечивается решением проблем товародвижения, которые являются основными для новой отрасли знаний логистики.

Элементами системы логистики являются: производственные запасы оборотных средств, проблемы закупки сырья, материалов, работа транспорта как внешнего, так и транспорта внутри предприятия, структура и особенности организации складского хозяйства и другие процессы, связанные с обслуживанием оборотных средств. Логистика в значительной степени может построить рациональные связи между изготовителями продукции и потребителями, обеспечить эффективную доставку готовой продукции и комплектующих изделий своевременно и с минимальными затратами. Логистика решает многие задачи, которые являются типовыми для производственных предприятий, посреднических организаций и торгово-закупочных фирм.

Использование достижений логистики на транспорте — является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему.

Следует отметить, что в последние годы транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, выполняет базовую функцию в потоковых процессах.

Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышение экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, и обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам — быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка.

14 стр., 6999 слов

«Основные средства предприятий и эффективность их использования»

... Основные средства и эффективность их использования Основные средства - это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию ...

Внедриться и освоить новые коридоры — один из путей увеличения доли перевозок отечественных перевозчиков на транспортном рынке. Спрос на экспорт транспортных услуг в мире к 2010 г. может достичь показателя в 8-9 млрд. долл. в год. Быть готовым предложить конкурентные, более выгодные условия потенциальным клиентам на столь перспективном рынке — важная и решаемая задача.

Иностранные перевозчики при использовании ими соответствующих российских коридоров по сравнению с традиционными окружными маршрутами могут получать экономию до 600 долл. за контейнер и до 50 тыс. долл. за авиарейс — это весьма важный аргумент в пользу транзитов через Россию.

На Западе логистика уже не одно десятилетие успешно работает на транспортную отрасль. И все это время ведется поиск всевозможных путей снижения и оптимизации общих затрат на осуществление перевозок, повышения экономической эффективности логистической деятельности, улучшения ее информационного и технического обеспечения.

Причем повышенный спрос на зарубежных рынках имеют, как правило, фирмы, которые предлагают новые, более полные комплексы логистических и других видов услуг. К их числу следует отнести, к примеру, аутсорсинг — максимальное освобождение предприятий-производителей от несвойственных для них трудоемких и малоэффективных функций по снабжению продукцией и ее сбыту.

Таким образом, актуальность разработок и совершенствования транспортных логистических цепей и, в особенности, мультимодальных цепей возрастает. Именно эти соображения и определили выбор темы дипломного проекта.

Целью дипломной работы является характеристика и анализ развития таможенной логистики и логистики внешнеторговой деятельности России.

Основными задачами, которые решаются в дипломной работе являются следующие:

  • характеристика основных понятий логистики,
  • рассмотрение сущности таможенной логистики и логистики внешнеторговых операций,
  • анализ правового обеспечения таможенной логистики;
  • выявление основных путей развития таможенной логистики в Российской Федерации;
  • анализ зарубежного опыта применения таможенной логистики для развития международных транспортных перевозок.

Объект исследования — транспортное предприятие «Дельта М». Предмет исследования — логистическая цепь международной деятельности предприятия.

Среди методов исследования, которые используются в дипломной работе необходимо отметить аналитический, статистический, экономический и графический анализ.

Информационную базу исследования составляют законодательные акты России, международные нормативно-правовые акты, монографические исследования зарубежных и отечественных авторов (Мате Э., Тиксье Д., Сергеев В.И., Неруш Ю.М., Родников А. Н., Семененко А.И. и др.), практические наработки и рекомендации предпринимателей России (Бушуева Л.И., Гольдштейн Г.Я. и др.).

Глава 1. Понятия и правовые основы применения логистики

1.1 Понятие логистики как нового направления в науке и практике

Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п. В начале XX века логистика была признана как военная наука [6].

17 стр., 8212 слов

Транспортная логистика понятие и сущность

... Рассмотреть теоретические основы транспортной логистики. 2. Провести анализ действующей системы транспортной логистики в ЗАО «ЭССЕН». 3. Разработать предложения по улучшению системы транспортной логистики. Объектом исследования является ЗАО «ЭССЕН». Предмет исследования – эффективность функционирования системы транспортной логистики. Работа состоит из ...

Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам XX века [8].

Объективное развитие рыночных экономических систем в XX веке привело к необходимости появления логистического подхода к управлению предприятиями. Основными факторами (предпосылками), обусловившими появление и развитие логистики, являются:

1. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;

2. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований

к качеству процессов распределения продукции;

3. Энергетический кризис 70-х годов XX века;

4. Научно-технический прогресс в создании

гибких автоматизированных производств;

5. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики;

6. Разработка теории систем и теории компромиссов;

7. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности;

8. Стандартизация параметров технических средств в различных странах Голованенко С.Л. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта. — М.: Транспорт, 1984 — с.162.

Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:

  • доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
  • внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
  • доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
  • передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность — это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

3 стр., 1320 слов

Сервисные потоки. Логистика

... управлении сервисными потоками в логистике используются те же принципы, что и для материальных потоков. Однако при организации сервисного обслуживания необходимо учитывать характеристики услуг, в значительной мере определяющие особенности сервисной логистики. ... начиная с закупок сырья и далее по цепочке: изготовление товаров, распределение, продажа конечному потребителю. Лишь в этом случае ...

Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

  • прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ);
  • определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • организация распределения ГП;
  • управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • моделирование функционирования логистических систем (ЛС);
  • проектирование ЛС;
  • планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;
  • согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления разнообразными потоками (людскими, вещественными, энергетическими, финансовыми и т. п.).

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого.

Этим объясняется многообразие определений понятия логистики.

Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы [2-5] показал, что сегодня под логистикой понимается:

  • новое направление в организации движения грузов;
  • теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
  • совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
  • оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;
  • процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
  • эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
  • новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
  • наука о рациональной организации производства и распределения.

Удобно всю совокупность определений логистики разделить на две группы:

  • первая группа определяет логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения;
  • другая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском возможностей повышения эффективности материальных потоков.

В зарубежной литературе понятие логистики чаще всего трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип: уплата денег получение денег).

Наиболее удобным для отечественной практики можно считать следующее определение:

  • логистика (logistics) это наука о планировании, контроле и управлении транспонированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и покупных изделий до производственного подразделения предприятия;
  • управление материальными потоками при внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов, а также доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, включая передачу, хранение и обработку соответствующей информации Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. — с.56.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного управления состоит в следующем при логистическом подходе управление осуществляется путем интеграции отдельных звеньев материало-проводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды, причем интеграция охватывает все звенья: технологию, экономику, методы планирования и управления материальными и информационными потоками.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (рис. 1.1), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

В ходе прохождения по логистической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

В ходе движения по логистической цепи (рис. 1.2) МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП.

Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Каждому МП соответствует некоторый Информационный Поток и Финансовый Поток.

Информационный поток — это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. В табл. 1.1 приведена одна из возможных классификаций ИП.

Таблица 1.1 Классификация информационных потоков Сергеев. В.И. Логистика в бизнесе. М: ИНФРА-М,2001. — с.43

Признак классификации

Вид ИП

Отношение к ЛС и ее звеньям

Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные

Вид носителей информации

На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные

Периодичность использования

Регулярные, периодические, оперативные

Назначение информации

Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные

Степень открытости

Открытые, закрытые, секретные

Способ передачи данных

Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям

Режим обмена информацией

«on-line», «off line»

Направленность относительно МП

В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП

Синхронность с МП

Опережающие, одновременные, последующие

Между МП и ИП не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. ИП может опережать МП (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара).

Возможным является наличие нескольких ИП, сопровождающих МП.

Финансовый поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Рис. 1.1. Принципиальная схема ЛЦ, сквозного МП и ИП

Рис. 1.2. Принципиальная схема преобразований МП в ЛЦ

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.).

Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

1. Реализация принципа системного подхода

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики».

1. Груз (нужный товар).

2. Качество (необходимого качества).

3. Количество (в необходимом количестве).

4. Время (должен быть доставлен в нужное время).

5. Место (в нужное место).

6. Затраты (с минимальными затратами).

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Логистическая функция — это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций.

Реализуют ЛФ следующие организации:

  • транспортные предприятия;
  • торговые предприятия;
  • коммерческо-посреднические организации;
  • предприятия-изготовители;
  • специализированные внешние логистические организации.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. Логистическая функция это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Выделяют следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика. В табл.1.2 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

Таблица 1.2 Основные логистические функции и их примерное распределение

Название логистической функции

Участник логистического процесса

Транспорт общего пользования, экспедиционная фирма

Предприятия оптовой торговли

Коммерческо-посреднические организации

Склады готовой продукции предприятий-изготовителей

Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

Х

Х

Х

Определение объемов и направлений материальных потоков

Х

Х

Прогнозные оценки потребностей в перевозках

Х

Х

Х

Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

Х

Развитие, размещение и организация складского хозяйства

Х

Х

Управление запасами в сфере обращения

Х

Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

Х

Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров

Х

Управление складскими операциями

Х

Х

Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:

  • все перечисленные в табл.1.2 функции взаимоувязаны и направлены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели;
  • носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. — с.98.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на нескольких методологиях: системного анализа (общая теория систем), исследования операций, прогностики. Рассмотрим их более подробно.

Системный анализ — это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.

Основными задачами системного анализа являются:

  • задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
  • задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;

— задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.

Применение системного анализа в логистике позволяет:

  • определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить структуру ЛС;
  • выявить внутренние свойства ЛС, определяющие ее поведение;
  • выделить и классифицировать связи между элементами ЛС;
  • выявить нерешенные проблемы, узкие места, факторы неопределенности, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия;
  • формализовать слабоструктурированные проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предпринимателями;
  • выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования ЛС и отдельных ее элементов;
  • разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяющие «проигрывать» возможные варианты действий и т.п.

Прогностика — наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования (ОП) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления.

Этапы процедуры прогнозирования

Определение объектов прогноза.

Отбор параметров, которые прогнозируются.

Определение временных горизонтов прогноза.

Отбор моделей прогнозирования.

Обоснование модели прогнозирования и сбор необходимых для прогноза данных.

Составление прогноза.

Отслеживание результатов.

Основные тенденции развития современных ЛС

В настоящее время выделяют три основные тенденции развития типичных ЛС, определяющие сложность и значимость точного прогнозирования для эффективного управления.

Первая тенденция — постоянное сокращение жизненного цикла ЛС (когда на смену одним ЛС приходят качественно новые).

Еще 30—40 лет назад этот цикл был сопоставим с длительностью среднего трудового стажа работника, а теперь составляет обычно (на Западе) несколько лет.

Вторая тенденция определяется возрастанием количества возможных альтернатив решения изучаемой проблемы.

Третья тенденция определяется ростом затрат на создание и эксплуатацию подавляющего большинства ЛС. И этот факт предопределяет проблему прогнозирования затрат, цен, тарифов, т.е. рост капитальных вложений в перспективе требует оценки эффективности их в соответствующем периоде.

К таможенной логистике в настоящее время привлечено внимание влиятельных международных организаций, таких как ООН и Всемирная торговая организация (ВТО).

Упрощение процедур торговли и транспортного обслуживания обретает все большее значение для конкурентоспособности стран и их потенциала в области развития.

Большая исследовательская, аналитическая, консультационная работа, а также техническая помощь развивающимся странам по упрощению торговых процедур (так называемое «trade facilitation») ведется Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В исследовании ЮНКТАД, посвященном повышению эффективности торговли, отмечалось, что расходы на документацию составляют от 3,5% до 7% от стоимости товара в международной торговле.

В проведенном Организацией экономического сотрудничества и развитии (ОЭСР) в 2003 г. научном обзоре, посвященному выгодам упрощения процедур торговли, указывалось, что выигрыш от упрощения процедур торговли колеблется от 0,04% до 2,3 % ВВП, а торговые издержки сокращаются на 0,2 % — 10 %. Сокращение операционных торговых издержек на 1 % ведет, в среднем, к росту благосостояния, эквивалентному 0,13% ВВП.

В докладе Всемирного Банка о глобальных экономических перспективах утверждается, что прогресс в упрощении процедур глобальной торговли и транспортировки приведет к увеличению объема мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности примерно на 377 млрд. долл., т.е. на 9,7 % Силкин А.А. «Грузовые и пассажирские автомобильные перевозки». Пособие по курс. и диплом. проектированию. — М.: Транспорт, 1999. — с.25.

Упрощение процедур торговли и транспортного обслуживания находится в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии с общим экономическим уровнем развития страны. Большинство мер по упрощению процедур торговли непосредственно влияют на эффективность как внешней, так и внутренней торговли страны, оказывают воздействие на общее состояние человеческого капитала страны, ее нормативно-правовую базу, инфраструктуру и использование информационных технологий. Взаимосвязь уровня развития страны и ее участия в упрощении торговых процедур наглядно показана в табл.1.3.

Таблица 1.3 Корреляция между показателями упрощения процедур торговли и уровнями доходов Сергеев. В.И. Логистика в бизнесе. М: ИНФРА-М,2001-с.87

Уровень доходов стран

Среднее время таможенной очистки (число дней)

Среднее число требующихся документов

Среднее число требующихся подписей

Страны с высоким уровнем доходов

16

7

4

Страны верхней части среднего уровня доходов

28

10

9

Страны нижней части среднего уровня доходов

40

12

16

Страны с низким уровнем доходов

61

13

28

Велика роль упрощения процедур торговли и транспортного обслуживания в развитии транзитных перевозок и реализации транзитного потенциала, что чрезвычайно актуально для России.

С этой целью были приняты новые правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России), которые с 1 января 2007 года вступили в силу. Нововведения призваны упростить процесс декларирования товаров, подтверждения и корректировки таможенной стоимости и в целом сократить срок прохождения всех таможенных формальностей.

Желая, с одной стороны, упростить таможенное оформление, а с другой — привести его в соответствие с используемым в Европейском союзе Единым административным документом, ФТС России разработала несколько нормативно-правовых документов для совершенствования существующего порядка декларирования.

Во-первых, с 1 января 2007 года для ввоза/вывоза товаров на территорию РФ и декларирования применяются новые бланки грузовой таможенной декларации, совмещенной с транзитной декларацией; декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости. Помимо новых бланков, утверждены и новые инструкции по их заполнению и контролю таможенной стоимости товаров. Для декларирования товаров разработан новый классификатор и перечни справочной информации.

С 1 января 2007 года также вступил в силу новый Таможенный тариф РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ 27 ноября 2006 года. В связи с изменениями в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности систематизированы товарные позиции в отношении отдельных товаров. Некоторые из них изменены, часть исключена, взамен добавлены некоторые новые.

Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. утверждены новые формы комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации. А приказом от 11 августа 2006 г. утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (далее ГТД/ТД).

Для декларирования товаров используются четыре комплекта бланков ГТД/ТД и дополнительных листов, которые применяются в зависимости от того, ввозятся товары в РФ или вывозятся.

Введение новых форм ГТД (ЕАД) является первым шагом к унификации таможенных документов России и стран ЕС, что призвано в итоге упростить прохождение таможенных процедур в России и наладить контроль передвижения грузов по ее территории.

Правительство утвердило Таможенный тариф Российской Федерации, новая редакция которого также вступила в силу с 1 января 2007 года. Приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. утверждены новые бланки декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и инструкция по их заполнению. А приказом от 1 сентября 2006 г. утверждены новые бланки корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и положение о корректировке таможенной стоимости (КТС).

Также приказом ФТС России от 22 ноября 2006 г. утверждена инструкция по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров.

В 2006 году ФТС России разработала концепцию, согласно которой Россия вскоре переймет иностранный опыт предварительного информирования таможенных органов государства-импортера о предполагаемых к ввозу партиях, номенклатуре и количестве товаров.

Кроме таможенного законодательства, международную логистику также регулируют и другие нормативно-правовые акты.

Международного транспортно-экспедиторского законодательства не существует, но с конца прошлого века активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций — ФИАТА, которая в 1998 году направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона «Modelle FIATA» («Типовые экспедиторские правила», принятые ФИАТА).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформления перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок (далее — экспедиционные услуги).

Закон впервые определил экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора — важного звена в продвижении товаров от производителя к потребителю.

Ожидающийся вследствие присоединения России к ВТО рост вовлеченности страны в международную торговлю потребует адекватного развития логистической инфраструктуры, обслуживающей возрастающие товарные потоки. Развитие логистической инфраструктуры и непосредственно сектора логистических услуг является необходимым условием реализации Россией такого своего конкурентного преимущества как уникальное географическое положение «моста» между Европой и Азией. А наличие в России квалифицированной и при этом сравнительно недорогой рабочей силы, а также такие географические и экономические особенности как обширная территория, развитая сеть железных и автомобильных дорог, протяженность внутренних водных путей и морских границ свидетельствуют о существовании большого потенциала для создания сети отвечающих современным требованиям логистических центров.

1.2 Таможенная логистика и ее задачи

Эффективность производственно-коммерческой деятельности в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемым менеджерами разного уровня. В связи с этим большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия логистических решений, решить которые позволяет исследование операций.

Исследование операций — это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002.-с.134.

Основной постулат исследования операций состоит в следующем: оптимальным решением (управлением) является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения.

Предметом исследования операций в логистике являются задачи принятия оптимальных решений в логистической системе с управлением на основе оценки эффективности ее функционирования.

Интернационализирующейся торговле и тем самым, интернационализирующимся логистическим операциям сопутствуют и интернациональные проблемы — например, проблемы каналов приобретения и сбыта, маршрутов распределения, видов транспортировки, размещения своих терминалов и складских мощностей, таможенного законодательства, тарифов, изменений валютных курсов, контроля над ценами, стандартов упаковки, различий в законодательствах разных государств, политических препятствий, культурных различий.

Все эти особенности и привели к появлению международной логистики, и как ее вида — таможенной логистики.

Международная логистика (логистика внешнеторговых операций) — это планирование, организация, контроль и регулирование движением материального, финансового, информационного и другого потоков, которые пересекают национальные границы, от места их возникновения до конечного потребителя во времени и пространстве.

На развитие таможенной логистики (как главной сотавляющей международной логистики) влияют следующие факторы:

1) Развитие мировой экономики и рост внешнеторгового оборота между странами;

2) возрастающая роль научно-технического прогресса;

3) расширение процессов интеграции и регионализации;

4) Увеличение роли транснациональных корпораций;

5) Проведение дерегулирования экономики во многих странах.

Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях в организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне лимитировано границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепями. Применение международной (таможенной) логистики предполагает пересечение национальных границ страны. Компании, которые применяют таможенную логистику, должны учитывать особенности национальной внешнеторговой политики стран, которые задействованы в международной логистической системе, и особенности их международной торговой политики.

Из разнообразия заданий, которые выполняет таможенная логистика, можно выделить основные:

1. Оптимизация процесса ценообразования товаров и услуг, которые поставляются;

2. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования;

3. Определение оптимального уровня логистического сервиса;

4. Организация работы зарубежных филиалов компании;

5. Анализ международного нормативно-правового регулирования поставок товаров и услуг.

Основными участниками таможенной логистической системы являются:

  • Поставщик экспортера;
  • Экспортер товаров и/или услуг;
  • Посредники (в том числе и перевозчики);
  • Импортер товаров и/или услуг;
  • Конечный потребитель товаров и/или услуг.

На эффективность движения материальных потоков оказывают влияние условия внешнеэкономических сделок, способ транспортировки и сопровождения товаров при экспортно-импортных операциях, способ и порядок платежей по договорам купли-продажи и транспортировки, состояние внешнеэкономической деятельности. Для реализации идей и проектов предприятие часто вынуждено обратиться на внешний рынок. Одним из основных информационных источников являются материалы, подготовленные Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, которые разбиты на группы:

  • нормативно-правовая информация и консультации;
  • справочно-методическая информация и консультации;
  • информация о планировании и результатах внешнеэкономической деятельности;

— информация о кадровом обеспечении внешнеэкономической деятельности.

Глава 2. Актуальные вопросы развития таможенной логистики на примере фирмы ООО «Дельта М»

2.1 Логистическая деятельность ООО «Дельта М» и ее таможенные аспекты

Эффективная организация логистики позволяет развивать прибыльное производство. Часто, на практике, российские предприятия небольших размеров пользуются услугами транспортных фирм. Рассмотрим процесс организации таможенной логистики на примере транспортного предприятия «Дельта М».

Предприятие «Дельта-М» зарегистрировано 24 мая 1995 года в городе Москве. Организационно-правовая фирма предприятия — общество с ограниченной ответственностью.

Основное направление деятельности предприятия — организация и осуществление доставки грузов любыми видами транспорта. Средний вес перевозимого груза за один авиарейс — 40 тонн.

Рис. 2.2 Схема грузоперевозок

Соответственно с ростом грузооборота растет прибыль предприятия, так в 2003 году она составила 12 миллионов рублей.

По состоянию на 01.01.2003 года предприятие «Дельта-М» располагает основными фондами на суму 8,5 миллионов рублей (табл.)

Таблица

Наименование

Сумма (тыс. руб.)

Транспортный склад в г. Норильск

4500

Складское оборудование

900

Транспортные средства

2800

Прочие фонды

300

ИТОГО

8500

Производственная структура определила и структуру управления, которая построена по линейно функциональному принципу и представлена на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Структура управления предприятием «Дельта-М»

Генеральный директор осуществляет общее руководство производственным процессом и принятием решений по всем вопросам, связанным с его обеспечением. Управление отдельными направлениями делегировано его заместителям — директорам направлений.

Коммерческий директор — взаимоотношения с клиентами контрагентами, юридическое обеспечение бесперебойной работы собственного автотранспорта, организация работы в транзитном складе г. Норильска, техническое обеспечение авиа рейсов.

Финансовый директор — регулирование финансовой деятельности организации и ведение бухгалтерского учета, взаимоотношения с банками, налоговыми и финансовыми органами.

Общая численность персонала предприятия «Дельта-М» — 70 человек в том числе:

  • г. Норильск — 15 человек
  • г. Москва — 40 человек.
  • С. Петербург — 15 человек.

Условно-постоянные затраты на обеспечение деятельности предприятия (аренда, топливо, канцелярские расходы, заработная плата персонала) составляет (по итогам 2003 года) 10 800 тыс. рублей в том числе 400 тысяч рублей заработная плата персонала.

В настоящее время экономическое положение предприятия стабильно. Остаток свободных средств позволяет расширить объем предоставляемых услуг. Вместе с тем, их уровень и набор оказывается недостаточным. Если рассматривать их с точки зрения жизненных циклов продукта, то наступил завершающий из них, а именно спад. Следовательно, сохранение достигнутого уровня не позволит предприятию выжить в коммерческой борьбе на рынке грузоперевозок.

Эти соображения и послужили отправной точкой для принятия решения о диверсификации предприятия. Проведенные исследования и анализ выявил возможные направления диверсификации:

  • расширение спектра услуг клиентам фирмы;
  • используя отработанную технологию оказания услуг по грузоперевозкам, материальную базу, а также сложившиеся партнерские связи с многими регионами России и коммерческими структурами организовать международные перевозки.

Проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток увеличивается, причем увеличивается в стоимости.

Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока» (рис. 2.1).

В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

  • снизить запасы на всем пути движения материального потока;
  • сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
  • снизить транспортные расходы;
  • сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.

Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.

Рис. 2.1 Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением логистической составляющей

По данным, приведенным в [1] от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.

Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:

  • наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
  • проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;
  • определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.

Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.

Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными [2].

Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.

В масштабах экономики развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20% валового внутреннего продукта. Высокая доля расходов на логистику показывает, что оптимизация управления МП имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий. Рассмотрим основные источники экономического эффекта от использования логистики.

1) Снижение запасов на пути движения МП

По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США — на 30-50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим: