Внешнеэкономические связи Донбасса

Реферат

Мiністерство освіти i науки України Донецький нацiональний унiверситет економiки i торгiвлi iм. М. Туган-Барановського Кафедра регiональної економiки Реферат Тема: «Зовнiшньоекономiчнi зв`язки Донбасу»

Виконала:

студентка Гр. ФIН-08-В Танасiєнко К.М.

Перевiрила:

ассистент Ягодзинська О.В.

Донецьк 2008

В реферате изучены нынешнее состояние и перспективы развития экспортного потенциала Донбасского региона на основе всестороннего учета специфики его формирования, структурной динамики экономики и современных особенностей внешней конкурентной среды, а также какое соответствующее влияние оказывает развитие экспорта именно этого региона на экспортные и общеэкономические показатели Украины.

Проблематика, связанная с внешнеэкономической составляющей общественного развития, затрагивается во многих работах отечественных ученых и практиков. Чаще всего рассматриваются вопросы конкурентоспособности страны в целом и отдельных предприятий, менее исследован региональный аспект формирования структуры экспортного потенциала, особенно направления и резервы его развития в будущем, хотя именно от каждого региона в частности зависит нынешнее состояние, потенциал и дальнейшее развитие государства.

Набирающий силу процесс глобализации экономики и вступление Украины в различные мировые торговые организации делают необходимым всестороннее изучение конкурентных возможностей страны. Но также очень важно слежение и изучение состояния экономического развития отдельных регионов страны, ведь устойчивый рост научно-технического, культурно-образовательного и духовного потенциала региона во многом влияет на степень его включенности в национальные и мировые процессы прогрессивного развития. При этом объективная оценка внешнеэкономического потенциала каждого региона предполагает учет особенностей его формирования после о бр етения Украиной государственной самостоятельности в увязке с производственными возможностями и спецификой каждого региона, реалиями мировой экономики.

Реализация экономического потенциала Украины, сформировавшегося к моменту обретения государственной самостоятельности, осложнилась одновременным действием двух мощных факторов. Во-первых, рыночное реформирование всех сфер экономических отношений поставило отечественные предприятия в принципиально иные условия хозяйствования, требующие радикального изменения методов управления производством и сбытом продукции. Во-вторых, дезинтеграция единого народнохозяйственного комплекса, обеспечивавшего на плановой основе процессы поставки сырья и сбыта готовой продукции, поставила всех перед необходимостью решать новые управленческие проблемы, ставшие внешнеэкономическими в сложившихся условиях.

5 стр., 2232 слов

Роль железнодорожного транспорта в экономике страны

... железнодорожный транспорт груз грузопоток 1. Значение, роль железнодорожного транспорта в экономике страны Основной вид транспорта в Российской Федерации - железнодорожный. ... в мире. Столь мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами территорий страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным обменом продукцией и ресурсами всех ее регионов. ... в Украине) ...

Одновременная адаптация предприятия, с одной стороны, к формировавшиеся рыночным отношениям, с другой, к новым внешнеэкономическим реалиям не могла пройти безболезненно для экономики Украины в целом и отдельных регионов. Это в полной мере отразилось на динамике промышленного производства и валового внутреннего продукта (ВВП) .

Представленные на рис. 1 данные наглядно демонстрируют настолько глубокое падение производства, что предреформенный уровень не достигнут до сих пор, несмотря на имевший место в последние годы экономический рост. В то же время рассматриваемый период отличается поступательной динамикой товарного экспорта, внешне мало зависящей от динамики развития промышленности и экономики в целом.

Подобным образом ситуация выглядит в целом по стране и отдельных ее регионах, в частности, в Донбассе. Его лидирующее положение особенно отчетливо проявляется во внешнеэкономической деятельности. Занимая 4,4% территории страны с 10% населения, регион обеспечивает пятую часть промышленного производства Украины и около четверти ее товарного экспорта. Согласно расчетам в 1995 г. на каждый доллар промышленной продукции Донбасса приходилось 0,3 доллара товарного экспорта (по Украине 0,29), в 2000 г. уже 0,59 доллара (по Украине 0,49).

К 2005 г. связи с существенным ростом промышленного производства этот показатель несколько снизился, однако остается весьма значительным 0,43 доллара (по Украине 0,37).

Иными словами, сейчас экспортируется 43% промышленной продукции Донбасса.

Выяснить природу сложившегося соотношения позволяет анализ изменений структуры промышленного производства и экспортных поставок. Такой анализ, как представляется, должен ответить и на очевидный вопрос: как при нестабильной динамике производства промышленной продукции удается вывезти за рубеж постоянно растущую ее часть?

Отслеживать изменение структуры производства и экспорта за длительный период в условиях трансформируемой экономики весьма затруднительно из-за изменчивости методологии учета. Это обусловило необходимость дискретного изучения структурных изменений в промышленном производстве: до 2000 г. исходя из распределения продукции по отраслям промышленности, с 2001 г. по видам промышленной деятельности (в связи с вводом в 2001 г. нового классификатора видов экономической деятельности КВЭД).

Но даже такая неравнозначная структурная динамика позволяет судить о сложившихся тенденциях.

Если с 1985 г. по 1990 г. в Донбассе доля машиностроения и металлообработки (т.е. производителей продукции с высоким удельным весом добавленной стоимости) возросла с 14,9 до 17,2%, то в последующее десятилетие (к 2000 г.) она сократилась до 9,3%. В то же время доля электроэнергетики возросла с 4,8% в 1985 г. до 9,6% в 2000 г., черной металлургии с 32,2 до 51,4%. Аналогичная ситуация наблюдалась и по Украине в целом, где за этот же период доля машиностроения сократилась с 28,3% в 1985 г. до 13,4% в 2000 г. при росте доли электроэнергетики с 3,2 до 12,1%, черной металлургии с 12,6 до 27,4%. Рассмотрение структурной динамики с 2001 г. по 2005 г. согласно нового КВЭД показало, что сложившиеся тенденции существенно не изменились.

13 стр., 6363 слов

Транспорт как отрасль производства

... транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, ... национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении ...

Детальная структура товарного экспорта по международной методологии начала отслеживаться в Украине с 1995 г. До этого статистический учет велся лишь в агрегированном виде. Так, на группу товаров, объединяющую машины и оборудование, в 1989 г, приходилось 20,5% украинского экспорта, в 1995 г. на примерно аналогичную группу товаров — 18,2%, в 2000 г. — 12,3%, в 2005 г. 13,1%. В то же время доля металлопродукции в экспорте возросла с 36,2% в 1995 г. до 40,9% в 2005 г. Аналогично складывалась ситуация и в Донбассе, где доля машин и оборудования снизилась с 13,4% в 1995 г. до 8,8%, а доля металлопродукции увеличилась с 71,6 до 76,8% (рис. 2).

Результаты статистического анализа производства и экспорта товаров свидетельствуют о том, что характерной чертой экономического развития Украины в период трансформации стало усиление экспортного вектора. Исходя из динамики экономической структуры можно констатировать, что рост экспортной активности и в регионе, и в стране в целом не был отражением общеэкономических успехов. После 1990 г. предприятия пытались использовать открывшиеся в результате либерализации внешнеэкономической деятельности возможности для сохранения объемов производства и уровня занятости.

Сокращение внутреннего спроса из-за общего падения экономики, а также изначальная ориентированность многих предприятий на потребности и возможности совсем иного комплекса по масштабам потребления в рамках СССР вынуждали крупнейших региональных производителей к выходу на внешние рынки. При этом конкурентные преимущества на мировых рынках имели, как правило, предприятия, которые специализировались на производстве энергои материалоемкой продукции с низкой степенью обработки.

Низкую эффективность украинского экспорта подтверждает классификация продукции по степени обработки. По оценкам экспертов, в 2004 г. Украина экспортировала конструкционных материалов и полуфабрикатов на 18,5 млрд. дол., готовых изделий на 9,96 млрд. и сырья на 4,21 млрд. дол. Таким образом, господствующие позиции в структуре национального экспорта (56,6% суммарного экспорта товаров) занимает продукция промежуточного потребления — конструкционные материалы и полуфабрикаты .

Нерациональность структуры отечественного экспорта объявляется также чрезвычайно низким удельным весом инновационной продукции в общих объемах продукции, реализованной за пределы Украины. Так, в 2005 г. предприятиями Донбасса экспортировано инновационной продукции на 648,4 млн. дол., что составляет лишь 7,9% областного экспорта товаров. Наиболее крупными поставщиками инновационной продукции на мировой рынок выступали предприятия машиностроения (35,1% общего объема), химической и нефтехимической промышленности (32,6%), металлургии и металлообработки (31,6%).

Утяжелённая сырьевыми отраслями структура экспорта Украины приводит к переходу большей части выгоды от последующей переработки вывозимой продукции к зарубежным производителям изделий конечного пользования. Кроме того, сложившаяся сырьевая структура товарного экспорта сокращает возможности внешнеэкономического маневра и увеличивает зависимость от изменчивой внешней конъюнктуры. Сопоставление за ряд последних лет средних уровней цен на черные металлы (основной экспортный товар в регионе), объемов экспорта и полученной прибыли наглядно показывает тесную зависимость финансового положения металлургических предприятий от внешнеэкономической конъюнктуры (рис. 3).

31 стр., 15116 слов

Анализ положения и стратегия развития предприятия «Автодом-Атэкс» ...

... и видам работ; Определение политики предприятия – выработка общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных ... до достижения постоянного объема производства и реализации продукции, от первоначальных инвестиционных вложений до достижения приемлемого ... производится. В результате они сами убивают собственный рынок, поскольку массовый покупатель, конечно, хочет все более ...

Учитывая, что в Донецком регионе на металлургию приходится около половины объема реализации промышленной продукции, 56% полученной в промышленности прибыли и 59% экспорта, можно констатировать значительную уязвимость от внешнеэкономического фактора всей экономики и социальной сферы области и страны в целом.

Для преодоления этой уязвимости необходимо повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и их продукции. Прежде всего, это касается обновления и модернизации основного капитала промышленных предприятий. По состоянию на 1 января 2006 г. их износ в промышленности Донбасса составлял 56%, в металлургическом комплексе — 59%. Обновление основных средств в промышленности за 2005 г. составило 4,7%, в металлургии — 6% («https:// «, 8).

Решение этих масштабных вопросов требует привлечения значительных инвестиций со стороны, а также создания условий для использования собственных возможностей предприятий-экспортеров. Возможности эти связаны с экономическими преимуществами, Которые на сегодня имеют участники внешнеэкономической деятельности. Сравнительный анализ финансовой отчетности показывает, что экспортеры по абсолютным и относительным показателям значительно превосходят предприятия, работающие исключительно на внутреннем рынке.

Так, по итогам 2005 г. предприятиями, осуществляющими экспорт, получен доход от реализации в сумме 137 млрд. грн. (55% общего объема дохода по области).

Их финансовый результат составил 9,5 млрд. грн., что в 5,1 раза больше, чем у группы предприятий, работающих на внутреннем рынке. Прибыль экспортеров составила две трети от общей суммы по области, а убыток — 16% областной суммы. Уровень рентабельности операционной деятельности предприятий-экспортеров за 2005 г. достиг 8,4%, против 0,6% у предприятий-неэкспортеров.

В расчете на одну гривну активов предприятия-экспортеры получили 1,78 грн. дохода от реализации продукции. Это в 1,6 раза больше, чем у предприятий, работающих на внутреннем рынке. В экспортном секторе выше и налоговая отдача. На 100 грн. дохода от реализации предприятий-экспортеров приходится 2,13 грн. налога на прибыль, а у предприятий-неэкспортеров только 0,88 грн. Общая сумма внесенного в бюджет налога на прибыль предприятий-экспортеров в 2005 г. составила 2,9 млрд. грн., или три четверти общей суммы по области.

Уровень платежеспособности, выраженный коэффициентами покрытия и абсолютной ликвидности, у предприятий, осуществляющих экспорт, достиг 1,48 и 0,18 (при нормативе 1,5−2 и 0,2), у предприятий, работающих на внутреннем рынке, только 0,92 и 0,05 соответственно.

На экспортирующих предприятиях работает третья часть трудящихся, занятых в экономике региона. Более устойчивое финансовое положение этих предприятий позволяет выше оплачивать труд наемных работников. Среднемесячная заработная плата в экспортном секторе в 2005 г. составила 1213 грн., что больше на четверть среднеобластного показателя и в полтора раза среднего уровня предприятий, работающих на внутреннем рынке.

15 стр., 7132 слов

Распределительная логистика предприятия на примере ЗАО Траст

... распределительной логистикой. Актуальность данной работы обусловлена развитием международных торговых связей предприятий РФ. Создание устойчивой, гибкой и эффективной структуры продвижения продукции ... производственной логистики. Объектом распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции. Важнейшие функции распределительной логистики ...

Этот стимул позволил достигнуть на предприятиях-экспортерах более высокого уровня производительности труда. В расчете на 1 работающего предприятий-экспортеров в среднем приходится 343 тыс. грн. дохода (выручки) от реализации продукции, 25,2 тыс. грн. прибыли и 7,3 тыс. грн. налога на прибыль, а на 1 работающего предприятий-неэкспортеров соответственно 161,5 тыс. грн., 7,1 тыс. грн. и 1,4 тыс. грн., т. е. значительно меньше.

Все это свидетельствует о явных экономических преимуществах, которыми обладают отечественные предприятия экспортеры в сравнении с действующими исключительно на внутреннем рынке. Это же показывает и резервы повышения конкурентоспособности продукции региона. Для их использования государство должно создавать такие условия, которые бы активнее стимулировали экспортеров обращать сегодняшние преимущества в завтрашнее повышение своей конкурентоспособности, способствуя структурному совершенствованию совокупного экспортного потенциала региона и страны в целом, повышение благосостояния трудящихся и всего украинского народа.

Выводы

1.Экспортная ориентированность экономики, сложившаяся в силу специфической роли Донбасса в бывшем общесоюзном народнохозяйственном комплексе, помогла выжить большинству предприятий в период внутреннего спада и в то же время обусловила высокую уязвимость региона и страны в целом от внешнеэкономической конъюнктуры.

Современный экспортный потенциал Донбасса (как и страны) основан на структуре производства, сформированной в период государственного управления хозяйством и развивается в настоящее время без учета требований к конкурентоспособности, свойственных этапу глобализации мировой экономики и демократизации рыночных отношений.

Устойчивое финансовое положение предприятий-экспортеров региона выгодно отличает их на фоне других отечественных предприятий, однако в условиях долгосрочной конкуренции на внешнем рынке эти преимущества нивелируются.

Для получения в перспективе положительного эффекта от интеграции региональной экономики в мирохозяйственный комплекс следует добиваться оптимизации структуры отечественного производства и экспорта, используя для этого целевые государственные программы, политику активного привлечения иностранных инвестиций, а также стимулирование реинве-стиционной деятельности успешных предприятий-экспортеров.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/referat/eksportnyiy-potentsial-dnr/

Вахненко Т. Товарный экспорт Украины в системе мирохозяйственных связей // Экономика Украины.- 2006. — № 6. — с. 73−84.

В. П. Проблеми, Б. С. Кваснюка

Скорнякова І. Експортний потенціал України: моделювання та довгостроковий прогноз // Економіст. — 2006. — № 8. — С. 49−51.

В. В. Экспортный, М. Н. Развитие

Статистичний щорічник України за 2005 рік. Державний комітет статистики Україні. — К.: Консультанг, 2006. — 575 с.

4 стр., 1555 слов

Транспорт, его значение в жизни общества и экономики страны

... экономики страны транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т.е. транспорт оказывает воздействие на экономическое ... роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, ...