Государственное регулирование транспортной системы на примере Октябрьской железной дороги

Дипломная работа

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта РФ — основы транспортной инфраструктуры страны — играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.

От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России.

Железнодорожный транспорт за рубежом был и остается жестко конкурентной сферой. Сегодня наблюдается очевидное отставание РФ от стран Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона в решении проблем, стоящих перед национальными железными дорогами.

Поэтому реализация задачи достижения технического и технологического паритета с ведущими странами мира в сфере железнодорожного транспорта обуславливает необходимость инновационного прорыва в отечественном машиностроительном комплексе и смежных отраслях промышленности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внешнем и внутреннем рынках.

Прогноз развития железнодорожного транспорта разработан в соответствии с предполагаемыми сценариями социально-экономического развития России:

  • сценарием энерго-сырьевого развития;
  • сценарием инновационного развития.

На основе данных двух сценариев развития РФ приняты два варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный, обеспечивающие реализацию поручений Президента России по развитию железнодорожного транспорта, содержащихся в поручениях и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Оба варианта Стратегии направлены на решение поставленной Президентом страны задачи устранения инфраструктурных ограничений роста экономики и обеспечение данных сценариев социально-экономического развития страны.

Минимальный вариант основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики. В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностью экономики и населения в перевозках по энерго-сырьевому сценарию развития России.

9 стр., 4340 слов

Перспективы развития железнодорожного транспорта

... железнодорожный транспорт может конкурировать с автомобильным. Рассматривая 10-летнюю перспективу, DVB оценивала общие затраты европейских стран на реализацию проектов по развитию железнодорожной ... использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально – экономических проблем. ... следуют страны Северной Америки (64 млрд.), Россия (15 млрд.) и страны Южной ...

Максимальный вариант развития основан на инновационном сценарии развития России, предусмотренному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России на период до 2020 г., и характеризуется значительной концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

  • обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
  • обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:

  • обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;
  • обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;
  • беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:

  • проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
  • определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;
  • утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением;
  • лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;
  • проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ (услуг) при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;
  • регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;
  • определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
  • выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;
  • возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством РФ случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством РФ;
  • организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;
  • руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;
  • осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области железнодорожного транспорта;
  • установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;
  • выполнения иных предусмотренных законодательством РФ соответствующих функций.

Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного транспорта реализуется через прямое бюджетное финансирование, а также другие формы и инструменты государственного участия:

3 стр., 1422 слов

Охрана труда на железнодорожном транспорте

... охраны труда работниками железнодорожного транспорта ведет так же к непроизводственным несчастным случаям. И хотя за 7 месяцев 2012 года травматизм на железных дорогах Донецкой области уменьшился на ... Таблица 1. № п/пВид травмы20082009201020112008-2011% от общего числа1.Невыполнение инструкций по охране труда4021731,82.Травмирование вследствие противоправных действий других лиц0211418,23.Личная ...

  • выделение средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации на условиях частно-государственного партнерства;
  • финансирование в рамках федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • целевое повышение общего уровня индексации общесетевых тарифов, обеспечивающее формирование источника финансирования строительства новых объектов железнодорожного транспорта;
  • государственные гарантии и/или компенсацию процентов по долгосрочным займам, привлекаемым инвестором для строительства железнодорожной инфраструктуры;
  • введение льготного режима по налогообложению на новые объекты железнодорожной инфраструктуры, доходы, полученные с использованием новых линий, и средства, направляемые на финансирование строительства новых объектов инфраструктуры;
  • предоставление налоговых инвестиционных кредитов;
  • вывод на рынок части активов железнодорожного транспорта, принадлежащих государству;
  • другие инструменты участия государства в развитии железнодорожного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.

1.1 Железные дороги России

1837 — открыта первая в России железная дорога общего пользования Петербург — Царское село.

20 стр., 9501 слов

Развитие транспорта в России во второй половине XIX века

... этап развития транспорта в России История железнодорожного транспорта России т.1. Эта книга стала основной базой для описания хронологии событий, связанной со строительством железных дорог как главного вида рассматриваемого в реферате транспорта. Целью ...

15 апреля 1836 г. был обнародован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Согласно проекту, она начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки, в 370 м от Обуховского моста. Там предполагалось построить большое станционное здание, увенчанное башней с часами. Путь в одну колею от первой станции должен был пройти вдоль набережной Введенского канала до Обводного, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремлялся совершенно прямо в юго-восточном направлении — к Царскому Селу и Павловску. Инженеру Герстнеру было дозволено учредить акционерную компанию с капиталом в 3 млн. руб.

Для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной 6 футов (1829 мм).

Такое решение Герстнер обосновал необходимостью сделать шире подвижной состав, чтобы увеличить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты. Кроме того, такая колея позволяла в будущем увеличивать мощность паровозов, паровые цилиндры, движущие механизмы которых располагались внутри рамы.

30 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги.

Отношение к Царскосельской дороге в разные периоды было неодинаково. Многие дали ей пренебрежительное название «увеселительной», считая ее чем-то вроде аттракциона. Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в стране. На торжественном собрании Императорского русского технического общества, посвященном 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: «Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот».

1.2 Железнодорожный транспорт в странах Европы и Америки

Железнодорожный транспорт в странах Европы и Америки находится в стадии перемен, которые затрагивают все стороны его деятельности — от управления инфраструктурой до организации перевозок. Реструктурируются железнодорожные компании. Меняются взаимоотношения между железными дорогами и пользователями их услугами. Особенно ярко это проявляется в секторе грузовых перевозок.

Опыт показывает, что договорные отношения между железными дорогами и владельцами собственного подвижного состава создают условия для регулирования производственно-экономических связей между железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями путем уточнения прав и обязанностей по организации и выполнению грузовых перевозок.

1.4 Объективные проблемы железнодорожного транспорта РФ

Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, позволил выявить ряд ключевых моментов, являющихся критическими для дальнейшего социально-экономического роста страны.

Необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта

Российские железные дороги существуют уже 170 лет, большая часть из них была построена еще в XIX веке. Основные фонды физически и морально устарели. В настоящее время использование технического ресурса отрасли достигло максимального уровня за все время существования железных дорог в России.

7 стр., 3049 слов

«Железные дороги России»

... перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог. ОАО ...

2.1.1 Структура государственного управления железными дорогами РФ

Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта представляет из себя трехзвенную структуру. Министерство транспорта формирует государственную политику и отвечает за создание нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта и в целом транспортного комплекса. Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта выполняет, соответственно, надзорные функции, в первую очередь, в части обеспечения безопасности на транспорте. Главной функцией Федерального Агентства железнодорожного транспорта является реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта.

Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта

Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством РФ, и иных не запрещенных законом источников.

Таблица 1 — Распределение источников финансирования с учетом адресности получения эффекта от строительства и усиления железнодорожных линий

3.1 Описание и организационная структура Октябрьской железной дороги

Октябрьская железная дорога (далее ОЖД) — филиал ОАО «Российские железные дороги» — одна из крупнейших железных дорог РФ, имеет эксплуатационную длину — 13 323,762 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек. В состав дороги входят шесть отделений: Московское, Санкт-Петербург-Витебское, Санкт-Петербургское, Петрозаводское, Мурманское и Волховстроевское. Здесь трудятся 107 900 человек.

В транспортной системе Северо-Западного региона России железной дороге принадлежит ведущее место — на ее долю приходится 75% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.

3.1.1 Управление компании ОАО «РЖД»

Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны.

3 стр., 1249 слов

Злочини проти безпеки руху та експлуатації транспорту Поняття ...

... діяння, що посягають на безпеку руху та експлуатації всіх видів механічного транспорту, а також магістрального трубопровідного транспорту. В розділі XI Особливо частини КК ці злочини розташовані в певній ... насильства. Це насильство, що викликало втрату свідомості, здавлювання шиї, скидання з транспортного засобу, що рухається, застосування спеціальних засобів, зброї тощо. Психічне насильство ...

3.2 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования на железнодорожном транспорте РФ

Контроль за исполнением мероприятия по модернизации осуществляют государственные заказчики – Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ. Контрольные функции осуществляют также Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство финансов РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.

3.2.1 Механизмы государственной поддержки модернизации железнодорожного транспорта РФ

Механизмы государственной поддержки предназначены для обеспечения государственных приоритетов в модернизации транспортной системы, стимулирования конкуренции и отбора наиболее эффективных и актуальных инвестиционных проектов.

Государственную поддержку реализации Программы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целям модернизации транспортной системы России должна соответствовать обновленная нормативно — правовая база, совершенствование которой будет осуществляться в том числе с учетом положений международного права. Правовой режим транспортной деятельности должен обеспечить как рыночные условия функционирования транспорта, так и поддержку конкурентоспособности российских перевозчиков и других участников транспортного процесса. Для решения этой задачи предусмотрены подготовка новых и корректировка действующих законодательных и нормативных актов в области транспорта.

Нормативно-правовую базу необходимо привести в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, разрабатываемого нового Таможенного кодекса Российской Федерации и другими основополагающими документами.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Паспорт федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2010-2021 годы)»