Государственное регулирование транспортной системы на примере Октябрьской железной дороги

Дипломная работа

Эффективное функционирование железнодорожного транспорта РФ — основы транспортной инфраструктуры страны — играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в изменяющейся мировой экономической системе.

От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России.

Железнодорожные перевозки за границу были и остаются высококонкурентным сектором. Сегодня Российская Федерация явно отстает от стран Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона в решении проблем национальных железных дорог.

Поэтому реализация задачи достижения технического и технологического паритета с ведущими странами мира в сфере железнодорожного транспорта обуславливает необходимость инновационного прорыва в отечественном машиностроительном комплексе и смежных отраслях промышленности, без чего невозможно повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта на внешнем и внутреннем рынках.

Прогноз развития железнодорожного транспорта разработан в соответствии с предполагаемыми сценариями социально-экономического развития России:

  • сценарием энерго-сырьевого развития;
  • сценарием инновационного развития.

На основе данных двух сценариев развития РФ приняты два варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный, обеспечивающие реализацию поручений Президента России по развитию железнодорожного транспорта, содержащихся в поручениях и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Обе версии Стратегии направлены на решение поставленной Президентом страны задачи по устранению инфраструктурных ограничений экономического роста и обеспечению данных сценариев социально-экономического развития страны.

Минимальный вариант основан на энергетическом и сырьевом сценарии развития экономики. Данный вариант предусматривает полную модернизацию железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых пропускных способностей по основным направлениям грузопотоков в соответствии с потребностями экономики и населения в транспорте по энерго-сырьевому сценарию г развитие России.

6 стр., 2632 слов

Развитие железнодорожного транспорта в России

... и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства. 1. Борьба в первой половине XIX века по проблемам развития железнодорожного строительства в России До середины ...

Максимальный вариант развития основан на инновационном сценарии развития России, предусмотренному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России на период до 2020 г., и характеризуется значительной концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Для сценария инновационного развития характерно изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологичной продукции.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

  • обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
  • обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:

  • обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;
  • обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;
  • беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:

  • проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
  • определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;
  • утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением;
  • лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;
  • проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ (услуг) при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;
  • регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством РФ о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;
  • определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
  • выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;
  • возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством РФ случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством РФ;
  • организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;
  • руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;
  • осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области железнодорожного транспорта;
  • установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;
  • выполнения иных предусмотренных законодательством РФ соответствующих функций.

Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного транспорта реализуется через прямое бюджетное финансирование, а также другие формы и инструменты государственного участия:

3 стр., 1422 слов

Охрана труда на железнодорожном транспорте

... охраны труда работниками железнодорожного транспорта ведет так же к непроизводственным несчастным случаям. И хотя за 7 месяцев 2012 года травматизм на железных дорогах Донецкой области уменьшился на ... Таблица 1. № п/пВид травмы20082009201020112008-2011% от общего числа1.Невыполнение инструкций по охране труда4021731,82.Травмирование вследствие противоправных действий других лиц0211418,23.Личная ...

  • выделение средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации на условиях частно-государственного партнерства;
  • финансирование в рамках федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • целевое повышение общего уровня индексации общесетевых тарифов, обеспечивающее формирование источника финансирования строительства новых объектов железнодорожного транспорта;
  • государственные гарантии и/или компенсацию процентов по долгосрочным займам, привлекаемым инвестором для строительства железнодорожной инфраструктуры;
  • введение льготного режима по налогообложению на новые объекты железнодорожной инфраструктуры, доходы, полученные с использованием новых линий, и средства, направляемые на финансирование строительства новых объектов инфраструктуры;
  • предоставление налоговых инвестиционных кредитов;
  • вывод на рынок части активов железнодорожного транспорта, принадлежащих государству;
  • другие инструменты участия государства в развитии железнодорожного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.

1.1 Железные дороги России

1837 — открыта первая в России железная дорога общего пользования Петербург — Царское село.

8 стр., 3831 слов

Современное состояние и перспективы развития воздушного транспорта в России

... Воздушный Кодекс Российской Федерации [Текст]: - Москва, Эксмо, от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015). 2. Транспортная стратегия Российской Федерации ... банкротства». Тем не менее, Министерство транспорта России по итогам проверки аннулировало сертификат Трансаэро ... Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р - 207 с. 3. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России ...

15 апреля 1836 г. был обнародован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Согласно проекту, он стартовал в Санкт-Петербурге на левом берегу Фонтанки, в 370 м от Обуховского моста. Он должен был построить большое здание вокзала, увенчанное башней с часами. Путь в одну колею от первой станции должен был пройти вдоль набережной Введенского канала до Обводного, за которым находился единственный на дороге поворот, и далее устремлялся совершенно прямо в юго-восточном направлении — к Царскому Селу и Павловску. Инженеру Герстнеру было дозволено учредить акционерную компанию с капиталом в 3 млн. руб.

Для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной 6 футов (1829 мм).

Герстнер обосновал это решение необходимостью увеличения подвижного состава, чтобы увеличить вместимость вагонов и, таким образом, иметь возможность перевозить крупногабаритные грузы, в том числе вагоны. Кроме того, такая гусеница позволяла в будущем увеличивать мощность паровозов, паровые цилиндры, приводные механизмы которых располагались внутри рамы.

30 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги.

Отношение к Царскосельской дороге в разные периоды было неодинаково. Многие дали ему унизительное название «развлечение», считая его своего рода аттракционом. Однако специалисты понимали важность дороги для развития железнодорожного строительства в стране. На торжественном собрании Императорского русского технического общества, посвященном 50-летию начала строительства рельсовых путей в России, отмечалось: «Царскосельская железная дорога в отношении ее общего значения для сети русских железных дорог и по той цели, которая имелась в виду при разрешении ее сооружения, справедливо будет рассматриваться подобно достопамятным потешным полкам и ботику императора Петра I, давшим России славные и победоносные гвардию, армию и флот».

1.2 Железнодорожный транспорт в странах Европы и Америки

Железнодорожный транспорт в Европе и Америке претерпевает изменения, затрагивающие все аспекты его деятельности, от управления инфраструктурой до организации перевозок. Реструктурируются железнодорожные компании. Отношения между железными дорогами и пользователями их услуг меняются. Особенно ярко это проявляется в секторе грузовых перевозок.

Опыт показывает, что договорные отношения между железными дорогами и владельцами собственного подвижного состава создают условия для регулирования производственно-экономических связей между железными дорогами, грузоотправителями и грузополучателями путем уточнения прав и обязанностей по организации и выполнению грузовых перевозок.

1.4 Объективные проблемы железнодорожного транспорта РФ

Анализ проблем, возникших в сфере железнодорожного транспорта, выявил некоторые ключевые моменты для дальнейшего социально-экономического роста страны.

5 стр., 2461 слов

Железнодорожный транспорт в России

... характеристики, инфраструктура ж/д транспорта в РФ 1.1. История развития железнодорожного транспорта в России История железных дорог России начинается ... железнодорожного транспорта в системе единой транспортной системы, основными показателями работы и технической вооруженности железнодорожного транспорта современной России. Задачи: изучение современного состояния железнодорожного транспорта ...

Необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта

Российские железные дороги существуют 170 лет, большая часть из которых построена в 19 веке. Основные фонды физически и морально устарели. В настоящее время использование технического ресурса промышленности достигло максимального уровня за все время существования железных дорог в России.

2.1.1 Структура государственного управления железными дорогами РФ

Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта представляет собой трехуровневую структуру. Министерство транспорта формирует государственную политику и отвечает за создание нормативной базы в области железнодорожного транспорта и транспортного комплекса в целом. Таким образом, Федеральная служба по контролю и надзору в транспортном секторе выполняет надзорные функции, в основном, в области транспортной безопасности. Основная функция Федерального агентства железнодорожного транспорта — реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта.

Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта

Проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизационного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством РФ, и иных не запрещенных законом источников.

Таблица 1 — Распределение источников финансирования с учетом адресности получения эффекта от строительства и усиления железнодорожных линий

3.1 Описание и организационная структура Октябрьской железной дороги

Октябрьская железная дорога (далее ОЖД) — филиал ОАО «Российские железные дороги» — одна из крупнейших железных дорог РФ, имеет эксплуатационную длину — 13 323,762 км и обслуживает территорию с населением более 25 млн. человек. Дорога включает шесть ответвлений: Московское, Санкт-Петербург-Витебское, Санкт-Петербург, Петрозаводское, Мурманское и Волховстроевское. Здесь трудятся 107 900 человек.

В транспортной системе Северо-Западного региона России железная дорога занимает ведущее место: на нее приходится 75% грузовых и 40% пассажирских перевозок.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Федерации — Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия, взаимовыгодные отношения с которыми строятся на основе подписанных с Администрациями этих регионов договоров о взаимодействии и сотрудничестве.

3.1.1 Управление компании ОАО «РЖД»

Железнодорожный комплекс исторически имел особое стратегическое значение для России. это связующее звено единой экономической системы и самый доступный транспорт для миллионов граждан. Стабильная работа промышленных предприятий, своевременная доставка жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны невозможны без эффективной работы железнодорожного транспорта.

6 стр., 2558 слов

Транспортное право в системе российского права. Предмет и метод ...

... 28 КВВТ, гл. 5 Закона о железнодорожном транспорте) также обусловливает их включение в предмет транспортного права. Предметом транспортного права, Метод правового регулирования При этом ... функционирования транспортной системы и никакого «комплексного» метода в совокупности не образуют. Транспортное право Таким образом, транспортное право представляет собой комплексную отрасль российского права, но ...

3.2 Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования на железнодорожном транспорте РФ

Контроль за исполнением мероприятия по модернизации осуществляют государственные заказчики – Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ. Контрольные функции осуществляют также Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ, Министерство финансов РФ и Главное контрольное управление Президента РФ.

3.2.1 Механизмы государственной поддержки модернизации железнодорожного транспорта РФ

Механизмы государственной поддержки призваны обеспечить государственные приоритеты в модернизации транспортной системы за счет стимулирования конкуренции и выбора наиболее эффективных и актуальных инвестиционных проектов.

Государственную поддержку реализации Программы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация транспортной системы России должна соответствовать обновленной нормативно-правовой базе, которая будет совершенствоваться с учетом положений международного права. Правовой режим транспортной деятельности должен обеспечивать рыночные условия эксплуатации транспорта и поддерживать конкурентоспособность российских перевозчиков и других участников транспортного процесса. Для решения этой проблемы планируется подготовить новые и дополнить действующие законодательные и нормативные акты в транспортной сфере.

Нормативно-правовую базу необходимо привести в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской Федерации, разрабатываемого нового Таможенного кодекса Российской Федерации и другими основополагающими документами.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Паспорт федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2010-2021 годы)»