Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте

Дипломная работа

Транспорт является связующим звеном экономики любого государства и представляет собой единый комплекс, охватывающий все виды производства, распределения и общественного обмена.

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) транспортного средства и имеющее проездной билет.

Осуществляемый пассажирский транспорт более четко характеризует тот или иной вид транспорта, поскольку пассажиры, исходя из собственных соображений, по-разному оценивают его достоинства и недостатки.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной, каждый из которых выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью.

Пассажирский транспорт занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. В целях удовлетворения постоянно растущих потребностей пассажирских перевозок и повышения качества их организации в последние годы значительно обновился и пополнился подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта.

Выбор темы дипломной работы: «Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров на транспорте».

Актуальность данной дипломной работы в современных условиях обусловлена большим интересом к теме: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на транспорте», ее недостаточной разработанностью, так как в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Поэтому необходимо активизировать и провести комплексное исследование по данному вопросу.

Ущерб, причиненный жизни или здоровью гражданина, выражается в смерти человека либо в причинении ему телесных повреждений или ущерба. В любом случае такой ущерб не может быть возмещен натурой или деньгами. Однако при этом у потерпевшего обычно возникают имущественные потери, поскольку вследствие полученных травм или увечий он временно или постоянно лишается возможности получения прежнего заработка или иного дохода, вынужден нести дополнительные расходы на лечение и т.п. В случае смерти гражданина такие убытки могут нести близкие ему люди, лишенные этого источника дохода или содержания.

Такие убытки потерпевшей или близких к ней лиц подлежат возмещению за нарушение в соответствии с деликтными обязательствами. По этим же причинам потерпевшему возмещается причиненный моральный ущерб. Таким образом, закон рассматривает причинение вреда жизни или здоровью гражданина как одну из причин возникновения деликтных обязательств.

10 стр., 4589 слов

Преступления, совершаемые на транспорте

... движения и эксплуатации конкретного вида транспорта (железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного). Дополнительные объекты в ряде составов составляют отдельные блага личности (жизнь, здоровье, а также собственность любой форме). Объективная сторона преступлений, включенных ...

Проблема возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, многогранна; в какой-то мере можно говорить о многоуровневом аспекте его проявления. Многочисленные исследования посвящены познанию его сущности, содержания, форм реализации, социального назначения, а также с учетом современного гражданского законодательства.

Рассмотрение вопросов, связанных с данной темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическая значимость исследования проблемы ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира во время перевозки заключается в том, что выбранная для исследования проблема находится на стыке различных научных дисциплин.

Научная и практическая значимость определяется тем, что в настоящее время разрабатываются предложения, реализация которых будет способствовать более точному регулированию ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта.

События последних дней показывают, что сегодня эта проблема остается столь же сложной и противоречивой в юридической науке.

Предмет исследования — общественные отношения, связанные с пассажирским транспортом и ответственностью перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта.

Предмет исследования — ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров во время перевозки.

Целью дипломной работы является изучение темы: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте», ее основополагающих моментов, изучение аспектов ответственности перевозчика на транспорте, видов ответственности, правовая природа ответственности перевозчика.

В результате достижения цели данной дипломной работы поставлены следующие задачи:

  • изучить нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность транспорта;
  • изучить организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров на различных видах транспорта;
  • проанализировать актуальность исследования ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте;
  • изучить виды ответственности на транспорте;

— Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным использование следующих частных научных методов: исторического, социально-правового, системного и структурного при исследовании ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров на транспорте.

Работа имеет традиционную структуру и включает титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение и библиографию.

Введение обосновывает актуальность выбора темы, устанавливает цель и задачи исследования, описывает методы исследования и источники информации.

Первая глава включает исследование вопросов, раскрывающих организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров на различных видах транспорта, правовое регулирование транспортной деятельности.

13 стр., 6019 слов

Ответственность по договору перевозки пассажиров

... перевозки пассажиров и багажа. Рассмотреть ответственность по договору перевозки пассажира и багажа. договор пассажир перевозка Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа 1.1 Понятие и виды договора перевозки пассажира По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира ...

Вторая глава включает изучение вопросов, связанных с темой дипломной работы: «Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров на транспорте», в которой исследуются причины ответственности, меры по предотвращению ущерба и виды ответственности.

Третья глава включает исследование проблем, связанных с видами ответственности: дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной.

Заключение содержит выводы о необходимости дальнейших исследований и доработки положения по рассматриваемому вопросу: «Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира во время перевозки».

При анализе отношений, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта, для написания данной дипломной работы, а также достижения поставленной цели и решения вытекающих задач были использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Российская газета. — 2009. — 7., как основополагающий нормативно-правовой акт Российской Федерации; кодексы Гражданский кодекс РФ (Часть вторая).

[Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2009.

Уголовный кодекс РФ. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008]. // Российская газета. — 2008.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 февраля 2009 г.]. // Российская газета. — 2001. — № 256.

Кодекс торгового мореплавания РФ. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 1999. — № 85-86.

Воздушный кодекс РФ. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. — 2008.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 2001. — № 50-51.

Трудовой кодекс РФ. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. — 2008., транспортные уставы Устав железнодорожного транспорта РФ. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. — 2003.- № 8.

Аренда автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. [Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 г.]. // «Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 46. — ст. 5555. и др. нормативно-правовые акты, а также учебная литература, научные статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, интернет-ресурсы.

5 стр., 2377 слов

Федеральный закон Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

... регулирующих эти взаимоотношения. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, ...

1.1 Правовое регулирование деятельности транспорта

Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный (в сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы) Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения. морской и внутренний водный транспорт.

Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозки пассажиров на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая).

[Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2009. и части второй ГК (гл. 40 «Перевозка»).

К перевозке пассажиров применяются как общие требования к перевозке, так и особые требования, касающиеся перевозки пассажиров. Перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными картами и кодами, другими законами и постановлениями, издаваемыми в соответствии с ними. Условия перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В приложении 1 представлен образец Договора перевозки пассажиров Сборник транспортных договоров с комментариями / Петрова Ю.А. // Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 5 октября 2007 года..

Согласно ст. 71 Конституции РФ Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ] // Российская газета. — 2009. — № 7. и п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

Относительно железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О железнодорожном транспорте в РФ» [принят ГД ФС РФ 24.12.2002 : по состоянию на 30.04.2009 г.]. // Российская газета. — 2008..

Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных карт и кодов схожи по содержанию, что значительно облегчает реализацию транспортного процесса, особенно когда задействовано несколько видов транспорта.

8 стр., 3810 слов

Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

... и сущность валютного контроля Валютный контроль - это контроль над осуществлением валютных операций, который осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного регулирования в соответствии Федеральным законом от 10.12.13г. №173-ФЗ. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая ...

Условия перевозок пассажиров устанавливаются актами Правительства РФ, среди которых Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». [По состоянию на 14декабря 2006 г. с изм от 21 февраля 2007 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2006..

В большинстве других случаев правила перевозки утверждаются Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу, перевозчики также имеют право устанавливать свои собственные правила перевозки, если они не ухудшают положение клиентов по отношению к общим правилам.

Также на транспорте издаются тарифные руководства — сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.

Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями (например, Конвенция по морскому праву (Монтего-бей, 10 декабря 1982 года) вступила в силу 16.11.1994. СССР подписал Конвенцию с заявлением. Россия ратифицировала Конвенцию с заявлением (Федеральный закон от 26.02.1997 N 30-ФЗ).

Конвенция вступила в силу для России 11.04.1997) Гражданское право: Учебник. Том II / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — 608 с..

Уставы и кодексы Российской Федерации подробно регулируют перевозки пассажиров. Рассмотрим более подробно.

1. Карта железнодорожного транспорта Российской Федерации Карта железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. — 2003.- № 8., принятый Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ, является основным актом в системе законодательства на железнодорожном транспорте, который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью перевозчиков и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. В Уставе перевозке пассажиров посвящена глава VI.

Не все вопросы решены в Уставе, и он дополнен рядом нормативных актов. Например, постановление Правительства РФ от 25.09.1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ» Постановление Правительства РФ от 25.09.1992 г. № 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ» (ред. от 14.07.2001, с изм. от 07.07.2003)., постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 338 «О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта РФ» Постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. № 338 «О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта РФ» (ред. от 26.04.2002 г.)., постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (ред. от 20.12.2004)., Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». // Вестник ВАС РФ. — 2006. — N 1..

12 стр., 5989 слов

Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

... проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2001 года №294 "Об ...

Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 № 111 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». [По состоянию на 14декабря 2006 г. с изм от 21 февраля 2007 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2006. (ст. 3 Устава).

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 1999. — № 85-86. является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке пассажиров и багажа. В Кодексе торгового мореплавания перевозке пассажиров посвящена глава IX.

Помимо этого документа, в сфере морского транспорта действует ряд актов, направленных на решение вопросов, не включенных в Кодекс и требующих самостоятельного решения. Они, как правило, являются подзаконными актами. Например, постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского пароходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 N 324 (ред. от 14.07.2006) «Об утверждении положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания». [По состоянию на 14 июля 2006 г.] // Собрание законодательства РФ. — 2006., постановление Правительства РФ от 24 мая 2000 г. № 404 «О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства» Постановление Правительства РФ от 24.05.2000 N 404 «О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства, а также судами, зарегистрированными в российском международном реестре судов». [По состоянию на 17 декабря 2007 г.] // Российская газета. — 2007. и целый ряд подобных актов.

Правила, установленные настоящим Кодексом, распространяются на:

6 стр., 2872 слов

Международная морская перевозка пассажиров

... ряда стран, в том числе и Российской Федерации. В частности, глава IX (Кодекс Торгового Мореплавания РФ) "Договор морской перевозки пассажира" содержит основные положения Афинской конвенции. Первый ... снабжением к началу и в течение всей перевозки. И, наконец, важнейшая его обязанность заключается в обеспечении безопасности пассажиров. Вопрос об ответственности перевозчика регулируется следующим ...

  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом;

— суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. — 2008. является основным законодательным актом, регулирующим перевозки пассажиров на воздушном транспорте. Помимо регулирования перевозок пассажиров внутри страны Воздушный кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». [Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10186 : по состоянию на 8 октября 2008 г.]. . В Воздушном кодексе перевозке пассажиров посвящена глава XV.

Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила — нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством РФ.

Статья 136 Воздушного кодекса РФ установила, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в порядке, предусмотренном законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат Воздушному кодексу 1997 г.

4. Кодекс внутреннего судоходства Российской Федерации Кодекс внутреннего судоходства Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 2001. — № 50-51. определяет отношения на речном транспорте, возглавляет и регулирует весь комплекс отношений с клиентурой, связанных как с перевозкой пассажиров. Глава XIII посвящена перевозке пассажиров в соответствии с Кодексом внутреннего судоходства.

Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

8 стр., 3742 слов

Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном ...

... законов по охране окружающей среды. Железнодорожный транспорт, в его современном понимании, зародился вначале XIX века и для многих стран, стал основным видом транспорта, оказав огромное влияние на развитие ... систем. Основания охраны окружающей среды формируются в первую очередь со стороны безопасности и потребностей человека. Охранять среду - означает не допускать появления в среде обитания людей ...

Помимо Кодекса внутреннего судоходства вопросы регулирования отношений при перевозке грузов речным транспортом отражены в различных актах, которые дополняют и конкретизируют положения, установленные Кодексом. Это распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2003 г. № 909-р «О Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации» Министерство транспорта РФ www.mintrans.ru.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72 были утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 N 72 «Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте». [по состоянию на 18 января 2007 г.]. // Российская газета. — 2007., которые детально регулирую порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров.

5. Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта, принятый Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ Аренда автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. [Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ : принят ГД ФС РФ 18 октября 2007 г.]. // «Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 46. — ст. 5555. является основным законодательным актом, регулирующим перевозки пассажиров на автомобильном и городским наземным электрическим транспортом.

Главы III-V Хартии посвящены перевозкам пассажиров наземным и городским электрическим транспортом автомобильным транспортом.

Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Например, постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек» Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)». // Российская газета. — 2006. — № 253., постановление Правительства РФ от 8 апреля 1992 г. № 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в РФ» Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1992 г. № 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в РФ» [по состоянию на 26 января 2007 г.]. // Российская газета. — 2007., постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 г. № 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок». [по состоянию на 26 июня 2008 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2008. и др.

9 стр., 4067 слов

Безопасность человека в общественном транспорте

... и приятных поездок! 3. Безопасность в общественном транспорте Общественный транспорт - городской транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров по определённым маршрутам К общественному транспорту относятся: трамваи, троллейбусы; ... практике не всегда причисляют к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. 3.1 Внутригородской транспорт 1.1 Безопасность при поездках в метро Метро - это ...

Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в т.ч. с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям и др.

Перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении регулируется международными договорами Российской Федерации.

К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей Закон РФ «О защите прав потребителей». [Закон от 07.02.1992 № 2300-1: изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2009 г.] // Российская газета. — 1996. — № 8..

1.2 Организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажира

1. Согласно ст. 21 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ

К назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На судне могут работать люди, пригодные для такой работы по состоянию здоровья.

Согласно ст. 34 главе 6 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03 2001 г. № 24-ФЗ Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 07.02.2001 г. : по состоянию на 30.12.2008 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 2001. — № 50-51. судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Судовладелец обязан:

  • назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию судов;
  • обеспечить безопасную практику эксплуатации судов;
  • постоянно улучшать навыки членов экипажей судов, других работников в области безопасности судоходства;
  • обеспечить укомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии, которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства, установленным настоящим Кодексом.

За несоблюдение требований по обеспечению безопасности мореплавания судовладелец несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца.

Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к выходу в плавание, если количество членов экипажа в день отхода судна меньше количества, установленного положением о минимальном количестве экипажей для самоходных транспортных судов.

Организация обеспечения безопасности судоходства, разработка и утверждение нормативных правовых актов, определяющих правоотношения в области безопасности судоходства, контроль за выполнением требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов в указанной области осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте для обеспечения безопасности судоходства осуществляют:

  • содержание внутренних водных путей в соответствии с программой обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов, категорией навигационного оборудования и сроками его действия;
  • пропуск судов и иных плавучих объектов через шлюзы;
  • диспетчерское регулирование движения судов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
  • проведение аттестации ответственных за обеспечение безопасности судоходства работников;
  • дипломирование лиц командного состава судов, подлежащих государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, а также выдачу в установленных случаях удостоверений личности моряка, лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов (далее — лоцманское удостоверение);
  • контроль за выполнением правил, норм и стандартов в области связи, используемой судами на внутренних водных путях;
  • контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
  • контроль за деятельностью лоцманских служб.

Владельцы сооружений, расположенных на внутренних водных путях, обязаны своевременно информировать бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте о возникновении угрожающих безопасности судоходства ситуаций для принятия соответствующих мер.

Надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (далее — органы надзора за безопасностью судоходства).

Органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Распоряжения должностных лиц органов, ответственных за надзор за безопасностью мореплавания, являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих плавание по внутренним водным путям.

Морское судно, плавающее под Государственным флагом Российской Федерации, или судно, плавающее под флагом иностранного государства, при заходе на внутренние водные пути может быть подвергнуто органами надзора за безопасностью судоходства проверке на одинаковых основаниях с судами, плавающими по внутренним водным путям.

2. Согласно ст. 55 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 2008. предъявляются требования к состоянию здоровья лиц, допускаемых к работе на судне: допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Согласно ст. 62, 63 данного Кодекса Там же капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

За нарушение обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.

Капитаны судов должны по возможности сообщать друг другу названия своих судов, их порты регистрации, а также порты отправления и назначения.

Владелец не несет ответственности за неисполнение обязанностей капитаном судна.

Согласно ст. 64 Кодекса Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 31.03.1999 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009 г.]. // Российская газета. — 2008. в случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. — 2008. устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Согласно ст. 83 главы 12 Воздушного кодекса РФ Там же. авиационной безопасностью является состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Согласно ст. 84 главы 12 Воздушного кодекса РФ Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. — 2008. обеспечение авиационной безопасности осуществляют лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

  • предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
  • охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
  • исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
  • предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом РФ «О милиции»;
  • реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Персоналу службы безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и использование служебного оружия в порядке, установленном федеральным законом.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области контроля (надзора) на транспорте, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, вправе:

  • осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
  • запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц организаций, служб авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, служб авиационной безопасности авиационных предприятий, а также от перевозчиков, грузоотправителей и иных организаций документы и информацию, необходимые для выполнения задач, связанных с обеспечением авиационной безопасности;
  • давать руководителям организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний;
  • при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета;
  • задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

Охрана аэропортов и их инфраструктуры осуществляется ведомственными подразделениями безопасности уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области транспорта и органов внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 85 Воздушного кодекса РФ Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.]. // Российская газета. — 2008. в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Законом РФ «О милиции» подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом РФ «О милиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.

Проведение предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов воздушных судов предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» проводится после осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

В случае отказа пассажира воздушного судна от прохождения предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.

В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности и законодательством Российской Федерации в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

4. Согласно ст. 80, гл. 6 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. [Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 декабря 2002 г.: по состоянию на 23 июля 2008 г.]. // Российская газета. — 2003.- № 8. перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Легковые автомобили, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в хорошем техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил и других нормативных документов.

На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В гл. 4, ст. 20, 21, 22 в Федеральном закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» [принят ГД ФС РФ 24.12.2002 : по состоянию на 30.04.2009 г.]. // Российская газета. — 2008. отражена безопасность на железнодорожном транспорте.

Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта осуществляет:

  • правовое и техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств, в том числе установление классификации, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий;
  • разработку государственной политики в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств;

— государственный контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное регулирование в области промышленной безопасности, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области промышленной безопасности.

Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают:

  • безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда;
  • безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа;
  • безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • экологическую безопасность.

Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие данные правила, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Представители федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта имеют право проверять достоверность сведений о массе грузов, грузобагажа и других указанных грузоотправителями (отправителями) в перевозочных документах сведений.

За нарушение правил безопасности движения на железнодорожном транспорте и эксплуатации транспорта и других технических средств, связанных с транспортным процессом, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный надзор за пожарной безопасностью железнодорожного транспорта общего пользования, за исключением государственного надзора за железнодорожным подвижным составом, осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

Государственный контроль (надзор) за обеспечением экологической безопасности, а также за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». [Федеральный закон от 24 июля 1998 № 127-ФЗ : принят ГД ФС РФ 2 июля 1998 : по состоянию на 30 декабря 2008 г.]. // Российская газета. — 2008. международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями.

Порядок выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения.