Проектирование станции технического обслуживания для грузовых автомобилей

Дипломная работа
Содержание скрыть

Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе Р.Ф., не его долю приходится свыше 2\3 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.Основными направлениями экономического и социального развития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовых и специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных, увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородских перевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов для обеспечения перевозок автопоездами. В последнее время ожидается рост грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3… 1,4 раза, а пассажирооборота автобусов — на 16… 18%. Транспорт — важнейший элемент инфраструктуры, под которым понимаются отрасли национальной экономика, определяющие ее общее функционирование.Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенного воспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции, производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционирования различных отраслей народного хозяйства.Ремонтное производство имеет огромное народнохозяйственное значение, с целью поддержания в исправном состоянии автомобильного транспорта и продления срока службы автомобилей, а так же является источником экономической эффективности, т.к. используется остаточный ресурс деталей.Примерно 70-75% деталей, отработавших свой срок службы до первого капитального ремонта, имеют остаточный срок службы и могут быть использованы повторно. Основная задача авторемонтных предприятий — восстановить работоспособность автомобилей с наименьшими затратами.

Снижение трудоемкости, оснащение рабочих мест высокопроизводительным оборудованием следует считать одним из основных направлений технического прогресса при создании станций и автотранспортных предприятий.

В этом проекте в качестве расчетной автосервисной компании была выбрана СТО со стоянкой для большегрузных автомобилей.

Одним из главнейших факторов, определяющим мощность и размеры дорожной СТО является число автомобилей нуждающихся в услугах проектируемой СТО, число их заездов на СТО (за год, за сутки), а также число сходов. При этом мощность СТО характеризуется количеством обслуживаемых автомобилей в течение года, дни и размер — количеством станций обслуживания и ремонта.

Особенность курсового проекта состоит в том, что существенно расширяются и конкретизируются так называемые предпроектные подготовка, связанные с маркетинговым анализом и определением предполагаемого объема сервисных услуг, которые могут возникнуть в исследуемом регионе и должны быть освоены существующей и создаваемой сетью автосервисных предприятий.

5 стр., 2361 слов

Предприятия автомобильного транспорта

... автомобилей, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые автостанции и терминалы, мотели и кемпинги. БЦТО ? это самостоятельные предприятия или входящие в состав объединений автомобильного транспорта ... автопарк, автогараж в СССР - первичное государственное хозрасчётное предприятие автомобильного транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Обеспечивает также хранение, техническое обслуживание ...

Проект включает:

1. Маркетинговая часть, обосновывающая востребованность услуг СТО на Мурманской трассе в районе прохождения КАД.

2. Технологическая часть, в которой представлены структурные схемы технологических процессов монтажа покрышек, ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей грузовых автомобилей с подбором подходящего оборудования и инструмента.

3. Конструкторско-планировочную часть, в которой производится расчёт площадей, занимаемой оборудованием и участков, на которых реализуются технологические процессы

4. Раздел охраны труда и техники безопасности, в котором приводятся данные по обеспечению технической, пожарной и экологической безопасности при ТО и ремонте АТС. Производятся расчёты искусственного освещения для участков.

5. Экономическая часть, которая содержит: расчет капитальных затрат на строительство СТО, оборудования, текущие годовые затраты на заработную плату, электроэнергию, выручку клиентов, чистую прибыль, рентабельность и сроки окупаемости проекта.

3. МАРКЕТИНГОВАЯ ЧАСТЬ

От маркетингового анализа и обоснования спроса во многом зависит последующая работа СТО. Мощность СТО должна быть такой, чтобы обеспечивалась прибыльность и привлекательность ее для клиентуры СТО. Вместе с уровнем цен и составом предоставляемых услуг он определяется качеством и продолжительностью услуги, включая время ожидания.

Одним из главнейших факторов, определяющих мощность, размеры и тип станции технического обслуживания, является число автомобилей, находящимся в зоне обслуживания проектируемой СТО, а также число их заездов на СТО. При этом мощность СТО характеризуется количеством обслуживаемых автомобилей в течение года, суток, ее размер — количеством рабочих мест для обслуживания и ремонта.

При обосновании мощности и размера планируемой СТО необходимо учитывать наличие и производительность действующих предприятий автосервиса на заданной территории, возможность их совершенствования и развития. Проектирование и последующее строительство любого предприятия, а особенно предприятия автосервиса, необходимо связывать с перспективой увеличения предлагаемых услуги, изменениями в конструкции автомобилей, условий их эксплуатации и др.

3.2 Обоснование коммерческой идеи

Реализация коммерческой идеи по строительству автостоянки для большегрузных автомобилей с участками обслуживания, ремонта и мойки на внутреннем кольце КАД в районе пересечения КАД с Мурманским шоссе.

В связи с ежегодным увеличением грузопотока и пропускной способности маршрута можно ожидать увеличения количества клиентов. Автосервис находится в удачном месте, недалеко от автотрассы.

Для расчета производственного графика цеха был проведен анализ интенсивности движения транспортного потока на выбранном участке.

Информация разделена по следующим видам АТС:

  • грузовые местные АТС (регион 78, 98);
  • грузовые иногородние АТС;
  • автопоезда;
  • общественный пассажирский транспорт (автобусы);
  • Специфика СТО как предприятия накладывает определенные условия на устоявшиеся представления об основных показателях этого предприятия .

В настоящее время обслуживаются грузовых автомобилей различных марок и модификаций, принадлежащих гражданам и АТП выходит на новый уровень в связи с введением в строй кольцевой автомобильной дорогой связывающей Московское шоссе с Выборгским по которым идет основной грузопоток из Финляндии в Россию в связи с этим были сделаны следующие выводы при проектировании СТО:

1. Наибольшим спросом среди граждан, имеющих грузовые автомобили, во время движения по своим маршрутам следования, пользуются: ТО и ТР системы питания дизельных двигателей, так как техническое состояние механизмов и узлов системы питания двигателя существенно влияет на его мощность и экономичность; шиномонтажные работы; вулканизационные работы и мойка автомобилей;

2. Предлагаемые услуги СТО по ТО и ТР системы питания и шиномонтаж должны быть быстрыми и качественными и выполнятся квалифицированными специалистами в данных областях ремонта, так как увеличение количества грузового транспорта отечественного и зарубежного производства требует создания универсальных СТО способных максимально удовлетворить потребности в производстве работ ТО и ТР;

3. Изучение опыта дорожных СТО показывает, что эффект от производства достигается, созданием в соседстве с грузовым автосервисом охраняемой стоянки большегрузных автомобилей, что в данном дипломном проекте и отражено;

4. Оснастить СТО новой высокопроизводительной техникой и оборудованием, снизить долю рабочей силы и повысить качество услуг.

Одним из важнейших факторов, определяющих мощность и тип СТО, является интенсивность движения по трассе грузовых автомобилей

Таблица 1

Грузовые Автопоезда Автобусы Общее количество
местные иногородние
Рабочие дни 562 758 150 46 1516
Выходные дни 489 536 128 43 1196

Анализ интенсивности показывает, что грузопоток в основном состоит из грузовиков-нерезидентов.

В связи с полным вводом в эксплуатацию КАД ожидается увеличение транспортных потоков.

3.3 Описание рынка и конкуренции

Анализ рынка услуг по предоставлению грузовых автомобилей на участке Шушары — Колтушское не выявил ничего, что делает проект рентабельным с точки зрения конкурентоспособности.

4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этом разделе необходимо рассчитать производственный график АЗС, годовой объем работ, количество сотрудников, количество мест на АЗС.

4.1 Расчет производственной программы СТО

Сначала выбирается перечень услуг, которые СТО предложит автомобилистам.

Виды услуг СТО:

  • мойка грузовых автомобилей
  • шиномонтажные работы
  • продажа запчастей системы питания и грузовых покрышек
  • диагностика и ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей грузовых автомобилей

Объемы работ и размеры СТО зависят от интенсивности движения, количества сходов автомобилей с дороги и расстояния между СТО.

В соответствии с ОНТП-01-91 число заездов на СТО для выполнения ТР по грузовым автомобилям и автобусам — 0,5 % от интенсивности движения на дороге; число заездов на СТО для выполнения уборочно-моечных работ — 0,6 %.

Общее число заездов грузовых автомобилей и автобусов N Д в сутки на СТО определяется в зависимости от интенсивности движения на дороге:

N Д = ИД p / 100

И Д

p — частота заездов: %;

  • Средняя трудоемкость при каждом заезде грузового автомобиля или автобуса для выполнения ТР — 3,6 чел.-ч, трудоемкость уборочно-моечных работ — 0,3 чел.-ч.

Общее число заездов в сутки автомобилей всех типов на СТО:

N C

N C

4.2 Расчет годового объема работ

Годовая интенсивность работ проектируемого автовокзала зависит от годового объема работ по уборке и мойке и работ по ТР проезжающих транспортных средств.

Годовая интенсивность работ по очистке и мойке определяется исходя из количества посещений автостанции в год и средней трудоемкости работы.

Т ГУ.-М

Т ГУ.-М

N СТО — число автомобилей обслуживаемых проектируемой СТО в год;

N Г А — число заездов одного обслуживаемого автомобиля на СТО в течение года;

t У.-М — трудоемкость уборочно-моечных работ на один заезд, чел.-ч;

Годовая трудоемкость работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей:

Т Г

где: ТГ годовая трудоемкость работ по ТО и ТР, чел.-ч;

N СТО — число автомобилей обслуживаемых проектируемой СТО в год;

L Г годовой пробег одного автомобиля, км;

t удельная трудоемкость ТР на 1000 км. пробега, чел.-ч;

Таблица 2

Наименование показателей Обозначение Количество
1. Годовой объем СТО, чел.-ч ТСТО 35645

2. Число автомобилей обслуживаемых

СТО в год

NСТО 5840

3. Годовая трудоемкость уборочно-

моечных работ, чел.-ч

ТГУ.-М 5518

4. Трудоемкость уборочно-моечных

работ, чел.-ч

tУ.-М 0,3

5. Число заездов одного

обслуживаемого втомобиля на СТО

в течение года

NГА 5

6. Годовая трудоемкость работ по ТО

и ТР, чел.-ч

ТГ 7884

7. Средняя трудоемкость ТР,

чел.-ч

TТР 3,6

8. Годовой пробег одного автомобиля,

км.

50000

Распределение трудоемкости объемов ТР по видам работ

Таблица 3

Виды работ Распределение объема работ, %

Распределение

трудоемкостей

чел.-ч

1. Обслуживание и ремонт приборов

системы питания

16 4204
2. Шиномонтажные 14 3679
Итого 100 35645

4.3 Расчет количества постов

Количество станций технического обслуживания определяется путем сложения расчетного количества станций D и TR, а также станций очистки и мойки грузовых автомобилей и автобусов.

Количество рабочих постов ТО и ТР для грузовых автомобилей и автобусов:

Х ТОиТР

t CP

φ ТОиТР

k П — коэффициент, учитывающий долю постовых работ в общей трудоемкости ТО и ТР;

Ч СМ

P П — среднее число рабочих на посту;

C — число смен работы в сутки;

η П

Количество постов для уборочно-моечных работ грузовых автомобилей и автобусов:

Х У-М

t CP

автомобилей и автобусов;

φ У-М

k П — коэффициент, учитывающий долю постовых работ в общей

трудоемкости У-М работ;

Ч СМ

P П — среднее число рабочих, одновременно работающих на посту;

η П

Общее число рабочих постов на СТО рассчитывается по формуле:

X ОБЩ = T П φ / ( D Г Р ЧСМ C ηП РП ) ,

где: T П — суммарная трудоемкость постовых работ производственных участков, чел.-ч;

φ — коэффициент неравномерности поступления автомобиля на СТО

D Г Р — число рабочих дней в году;

Ч СМ

η П

Р П

Количество мест ожидания ТО и ТО необходимо брать из расчета 0,5 парковочного места на одно задание. Места ожидания расположены непосредственно перед помещениями станций технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Х ОЖ = 0,5ХСТО

Х ОЖ

0,5 — количество мест ожидания на один рабочий пост;

Х СТО

Расчет числа постов и автомобиле-мест станции СТО.

Таблица 4

Наименование показателей Обозначение Количество
1 2 3
1. Число постов на СТО, пост; ХСТО 3
2. Число постов (ТР), пост; ХТОиТР 2
3. Число постов (У-М), пост; ХУ-М 1

4. Средняя трудоемкость за один

заезд (ТР), чел.-ч;

tCP 3,6

5. Средняя трудоемкость за один

заезд (У-М), чел.-ч;

tCP 0,3

6. Число заездов автомобилей на

СТО в сутки, а/м;

NC 16

7. Коэффициент неравномерности

поступления автомобиля на СТО

(ТР)

φТОиТР 1,25

8. Коэффициент неравномерности

поступления автомобиля на СТО

(У-М)

φУ-М 1,15

9. Коэффициент, учитывающий долю

постовых работ в общей

трудоемкости (ТР)

0,8

10.Коэффициент, учитывающий долю

постовых работ в общей

трудоемкости (У-М)

1

11.Продолжительность смены (ТР),

чел;

ЧСМ 12

12.Продолжительность смены (У-М),

чел;

ЧСМ 12

13.Среднее число рабочих на посту,

чел;

1
14.Число смен C 1

15.Коэффициент использования

рабочего времени (ТР)

ηП 0,96

16.Коэффициент использования

рабочего времени (У-М)

ηП 0,93
17.Число постов ожидания, пост; ХОЖ 2

4.4 Расчет численности производственных рабочих

Производственные рабочие включают в себя рабочие зоны и участки, которые непосредственно выполняют работу на грузовиках TR. Различают технологически необходимую численность и штатную численность производственных рабочих.

Технологически необходимое число производственных рабочих обеспечивает выполнение суточной производственной программы СТО:

N Т = ТСТО / ФТ (1)

где: N Т — технологически необходимое число производственных рабочих, чел;

Т СТО

Ф Т

Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего, при односменной рабочей недели, определяется продолжительностью смены и числом рабочих дней в году:

Ф Т

Ф Т

Д К.Г.

Д В

Д П

Ч СМ

Д ПП

Так же учитывается сокращения рабочего перед выходными на один час.

Значения формулы 1 и 2 см. в таблице

Установленная численность производственных рабочих обеспечивает выполнение суточного и годового производственного графика СТО.

N Ш = ТСТО / ФШ (3)

где: N Ш — штатное число производственных рабочих, чел;

Т СТО

Ф Ш

Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте:

Ф Ш

Ф Ш

Д ОТ

Д У.П

Ф Т

Значения формулы 3 и 4 см. в таблице

Численность производственных рабочих, служащих, ИТР, МОП и ПСО

Таблица 5

Функции управления, персонал

Численность персонала,

чел.

Общее руководство 1
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность 1
Младший обслуживающий персонал 2
Материально-техническое снабжение 1
Производственно-техническая служба 1
Пожарно-сторожевая охрана 4
Продавец-приемщик 2
Рабочие на постах 8
ВСЕГО: 20

Годовые фонды рабочего времени и число производственных рабочих СТО

Таблица 6

Наименование показателей Обозначение Количество
1 2 3
1. Годовой объем СТО, чел.-ч; ТСТО 13402

2. Технологически необходимое число

производственных рабочих, чел;

7

3. Годовой фонд времени технологически

необходимого рабочего, час;

ФТ 2170

4. Штатное число производственных

рабочих, чел;

8

5. Годовой фонд времени штатного

рабочего, час;

ФШ 1675
6. Число дней отпуска, дн; ДОТ 20
7. Число календарных дней в году, дн; ДК.Г. 365
8. Число праздничных дней в году, дн; ДП 0
9. Число выходных дней в году, дн; ДВ 182
10.Число предпраздничных дней в году, дн; ДПП 0

11.Число дней невыхода на работу по

уважительным причинам, дн;

ДУ.П 7

Примечание: Так как график одного технологически необходимого рабочего определен как «2 через 2» следовательно, число праздничных и предпраздничных

дней не учитывается при расчете годового фонда времени технологически необходимого рабочего.

4.5 Описание технологического процесса

4.5.1 Участок диагностирования и ремонта системы питания дизельного двигателя

Техническое состояние механизмов и узлов топливной системы двигателя существенно влияет на его мощность и эффективность. Распространенными неисправностями системы питания являются:

  • топливный бак – трещины на баке, негерметичности из-за коррозии;
  • топливопроводы – поломка, трещины на них, негерметичности в местах присоединения топливопроводов к топливным фильтрам, ТНВД, форсункам, засорение топливопроводов;
  • топливные фильтры — их засорение;
  • топливоподкачивающий насос — поломка пружин впускное и выпускного клапанов, отсутствие полной посадки клапанов в седла из-за попадания под них загрязнений, снижения упругости пружины поршня, износ поверхностей цилиндра и поршня;
  • ТНВД — износ плунжерных пар, нарушение оптимальных регулировок насоса, износ сопряжения нагнетательный клапан — седло, поломка пружин нагнетательных клапанов и плунжеров, поломка пружин регулятора частоты вращения;
  • форсунки — износ выходных отверстий, их закоксовывание и засорение, потеря упругости или поломка затяжной пружины, негерметичность сопряжения игла — распылитель.

При устранении этих неисправностей большая часть работ по ТНВД занимает больше всего, так как к его деталям предъявляются высокие требования к точности посадок и регулировок, что приводит к частым ремонтам. К тому же ремонт ТНВД связан с довольно сложными наладками и разборочно-сборочными работами из-за сложности конструкции.

При решении текущих проблем ремонта ТНВД важно знать не только неисправности, но и вероятности их возникновения, возможные комбинации неисправностей, чтобы определить наиболее вероятные составы работы.

 описание технологического процесса 1

Доля работ на ТР ТНВД в общей трудоемкости ТР топливной аппаратуры

Поддержание вашего автомобиля в исправном и исправном состоянии достигается за счет технического обслуживания и ремонта. Ремонт — в частности, обычный ремонт — в отличие от технического обслуживания, не является плановым мероприятием, проводимым в профилактических целях, а проводится по мере необходимости, в случае неисправностей, при которых дальнейшее вмешательство невозможно или нерентабельно.

Будут проведены работы по регулировке ТНВД и его текущий ремонт: на полюсе ТП, где будут регулировать, заменить ТНВД, отремонтировать ТНВД. Причем для автомобиля, (в случае невозможности регулировки) в наличие будут исправные ТНВД из магазина запчастей. Такая схема проведения ТР необходима, чтобы быстрее устранить неисправность (заменить неисправный ТНВД или отрегулировать его) и тем самым уменьшить простой автомобиля в ремонте, быстрее отпустить клиента на линию. Ремонт снятого ТНВД будет производиться в свободное от заявок время с целью пополнения оборотных средств.

Структурная схема проведения замены и ТР ТНВД

Зона текущего ремонта

Структурная схема проведения замены и тр тнвд 1

Перечень работ на регулировку ТНВД, и его текущий ремонт

Работы по регулировке ТНВД:

1.регулировка конца подачи;

2.регулировка токсичности выхлопных газов;

Перечень работ на замену ТНВД:

1.снятие ТНВД;

2.установка ТНВД (включает работы по регулировке привода ТНВД на момент впрыска).

Перечень работ ТР ТНВД не имеет строго определенной последовательности, т.к. могут возникать различные неисправности одновременно, т.е. их комбинации. Поэтому последовательность работ текущего ремонта (наиболее вероятного) будет иметь вид:

1.снятие плунжерных пар;

2.постановка плунжерных пар;

3.регулировка ТНВД.

Замена ТНВД:

1. снятие ТНВД:

  • открыть дверь моторного отсека;
  • снять тросики привода воздушной и дроссельной заслонок;
  • отсоединить от ТНВД топливопроводы;
  • отсоединить от ТНВД маслопроводы;
  • отсоединить от ТНВД пневмоцилиндр уменьшения подачи топлива;
  • отсоединить и снять крышку привода ТНВД с прокладкой;
  • открепить и снять ТНВД в сборе;

2. установка ТНВД:

  • установить поршень шестого цилиндра в положение ВМТ;
  • установить крышку привода ТНВД вместе с прикладкой на картер распределительного механизма и закрепить (кулачковый вал ТНВД в положении начала впрыска восьмого цилиндра);
  • присоединить маслопровод к ТНВД;
  • присоединить топливопроводы к ТНВД (кроме нагнетательного топливопровода шестой секции);
  • отрегулировать момент начала впрыска топлива;
  • присоединить нагнетательный топливопровод шестого цилиидрл к ТНВД;
  • залить масло в корпус ТНВД;
  • отпустить автобус на подъемнике;
  • закрыть дверь моторного отсека.

Замена плунжерных пар:

1.Снятие плунжерных пар:

  • снять крышку поплавковой камеры;
  • отсоединить корпус поплавковой камеры от корпуса смесительной камеры;
  • выкрутить все жиклеры и продуть их;
  • удалить осадок на дне поплавковой камеры;
  • продуть топливные и воздушные каналы во всех частях карбюратора;
  • проверить работу всех систем карбюратора, при необходимости устранить неисправности.

2. Сборка карбюратора:

  • поставить все жиклеры на свои места;
  • закрутить все пробки;
  • соединить корпус поплавковой камеры с корпусом смесительной камеры;
  • установить крышку поплавковой камеры.

Замена игольчатого клапана:

  • снять крышку поплавковой камеры;
  • снять поплавок;
  • достать иглу и выкрутить «седло» игольчатого клапана;
  • закрутить новое «седло» и поставить новый игольчатый клапан;
  • установить поплавок;
  • проверить уровень топлива в поплавковой камере;
  • присоединить крышку поплавковой камеры.

4.5.2 Структурная схема шиномонтажа

 структурная схема шиномонтажа 1

5. Конструкторско-планировочная часть

5.1 Конструкция здания

Фундаменты металлические свайные из стальных труб длиной 3-8 м. После погружения полость свай заполняется пескобетоном. Наружные стены

выполнены из трехслойных алюминиевых панелей.

Кровля состоит из: металлической формы, железобетонной плиты, минплиты

у = 125кг/м, асфальтовой стяжки 10 мм, три слоя рубероида на битумной

мастике, защитный слой гравия.

Полы в зоне ТО и ТР, шиномонтажа, складе запасных частей :

  • покрытие бетон М300 со щебнем, 25 мм;
  • подстилающий слой-бетон М300, 120 мм;
  • гидроизоляционный слой щебня и битума-50 мм; основание грунт.

В комнате отдыха , гардеробной покрытие линолеум.

В туалетах покрытие керамическая плитка, шлифованный бетон.

Ворота раздвижные размером 4500х4000 мм.

Высота здания 6000 мм .

Оконные проемы — с одинарными переплетами.

Стены здания защищают помещение от температуры наружного воздуха и атмосферных воздействий, несут нагрузку от перекрытия кровли на фундамент. Стены должны обеспечивать нормальный температурно-влажный режим СТО. Внутри здания стены выполнены из железобетонных плит толщиной 250 мм и габаритными размерами 1250х6500 мм. Колонны выполнены из железобетонных свай, размер 400х400 мм. Крыша здания состоит из несущей и ограждающей частей. Несущая часть представляет собой конструктивные элементы, воспринимающие все нагрузки, в станции это металлическая ферма и теплоизоляционные плиты из армированных легких бетонов ГОСТ 7741-88.

Покрывающая часть крыши — это верхний гидроизоляционный слой, т. Е. Крыша и основание. Крыша — верхний элемент кровли, защищающий здание от проникновения атмосферных осадков. Основание под кровлю – поверхность теплоизоляции, по которой наклеивают слои водоизоляционного ковра рулонного, состоящего из трех слоев рубероида антисептированного дегтевого марки РМ-350 и битумной мастики МБЕ-Г-65 ТУ 21-27-28-71 и ТУ-21-27-16-88. Кровля станции состоит из пенополиуретановых плит ТУ 34-4827-75 и теплоизоляционных плит из армированных легких бетонов ГОСТ 7741-88.

Каркас — горизонтальный выступ стены, служит для отвода атмосферных осадков с поверхностей стен. Величина, на которую карниз выступает за поверхность стены равна 800 мм.

Каркас СТО выполнен из сборных железобетонных блоков размером 600х600 мм.

Окна служат для освещения и проветривания помещения. Двери служат для сообщения между смежными помещениями .Ворота устраивают в здании для въезда и выезда грузовых автомобилей. Полотна ворот, как правило состоят из металлического каркаса.

Полы. Покрытие — верхний слой пола, непосредственно подверженный эксплуатационным воздействиям. На СТО покрытие выполнено из

цементобетона; керамической плитки толщиной 13 мм; линолеума. Подстилающий слой — слой пола, распределяющий нагрузки на грунт. Бетон М300 действует как гидроизоляционный слой, предотвращающий проникновение сточных вод и других жидкостей через пол. Основанием пола является уплотненный грунт. Стяжка — слой пола, используемый для выравнивания лежащей под ним поверхности пола, придавая покрытию пола определенный уклон. На станции стяжка — из шлакобетона 40 мм или цементного раствора толщиной 20 мм.

5.2 Расчёт производственных площадей

Площади СТО

Площадь зоны ТР определяется по следующей формуле:

S ТР = X СТО SA КП + SO

где: X СТО — количество постов ТР;

S A

К П

S O

Таблица 7

Распределение оборудования по постам СТО

Оборудование

Кол-

во

Габаритные

размеры, мм

Площадь м2
1

Регулировка ТНВД стенд:

ДД-10-00(КИ-15711М-01)

Универсальный стенд для испытаний и регулировки ТНВД ДД отечественного и импортного производства с

количеством секций до 12. Гидропривод 15 кВт;

1 1930/890/1970 1,76
2

Разборочно-сборочные работы по ТНВД: НИИАТ Р-611

Верстачного типа; состоит из 5

специализированных приборов

и инструментов; облегчает

разборочно-сборочные работы

по ТНВД при замене

плунжерных клапанов и др;

1 1500/800/1242; 1,2
3

Крепежные работы: И 105М-1 Комплект гаечных ключей

двухсторонних (8 предметов): 6х8-27х30 Содержит все необходимые ключи; двухсторонние ключи уменьшают количество инструмента.

1
4 Стеллаж 1 1000/500/2000 0,5
ИТОГО 3,46

Таблица 8

Площадь поста уборочно-моечных работ

Оборудование Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь, м2
1 Моечная установка высокого давления: PORTOTECNICA OPTIMA CMP DS 149 M 2 1050х750х900 0,78
2

Пылесос для влажной уборки:

PORTOTECNICA MIRAGE 1515

1 390x390x700 0,15
3

Очистные сооружения замкнутого цикла c блоком емкостей: ФФУ-2М,

Моноблок-02

1

ФФУ2М:

1200/1600

Моноблок-2: 2500/1700/1300

6,17

4

Поломоечная машина:

PORTOTECNICA

PSD-350E

1 750/1000/1050 0,75
ИТОГО 8,63

Площадь шиномонтажного участка:

F ПР = КОБ * F ОБ

К ОБ

F ОБ — площадь занимаемая оборудованием на участке (суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования);

F ПР = 4 * 9 = 36

Распределение оборудования по участку

Таблица 9

Оборудование Кол-во Габаритные размеры, мм Площадь, м2
1

Шиномонтажный стенд:

Ш-515Б

1 1650/1500/1000 2,47
2

Балансировочный стенд:

СБМП-200

1 1280/1730/1350 2,21
3 Компрессор переносной: К 11 1 1000/470/800 0,47
4 Домкрат: ДГ-12-10 2 175/145/250 0,025
5

Ванна для проверки

колес и камер: КС-013

1 900/510/780 0,45
6

Тележка

инструментальная: ТУ-1

1 660/410/800 0,35
7

Тележка для снятия колес

грузовых автомобилей: П-254

1 1160/820/920 0,95
8 Верстак 1 1380/600/845 0,85
9 Стеллаж для расходных материалов 1 1000/500/2000

0,5

10 Ларь для отходов 1 300/500/500 0,15
11 Стеллаж для покрышек 1 2000/1000/1000 2
12

Пневмогайковерт для гаек колес грузовых автомобилей и

автобусов: И-350

Передвижной, напольный, пневматический, реверсивный.

1 790/750/1020 0,6
13

Электровулканизатор:

Гном-Т

1 450/300/115 0,05
ИТОГО 11,1

5.3 Расчет площади складских и вспомогательных помещений, Площадь зоны хранения (стоянки) грузовых автомобилей.

Согласно проекту, автостоянка будет открыта и рассчитана на 48 машиномест.

При размещении автотранспорта на открытой площадке, рекомендуется принимать угол между продольной осью автомобиля и осью внутреннего проезда, для грузовых автомобилей и автопоездов от 60° до 45° (ОНТП-01-91).

Ширина проездов для въезда и выезда автотранспорта – 6м, ширина внутренних проездов – 10,7м (ОНТП-01-91).

S A

Площадь одного автомобиле-места: S АМ = 81,3 м2

Площадь одного крайнего автомобиле-места: S АМ = 168,2 м2

Площадь всех автомобиле-мест: S АМ = 4600м2

Площадь всех проездов: S ПР = 5640м2

Площадь стоянки: S = 10240 м2

Площадь складских помещений

Согласно ОНТПсуществуют следующие нормы:

  • шины 8 м 2

S СК = 8м2

Площади административных помещений

К административным помещениям относятся кабинеты управления СТО и помещения инженерно-технических служб. На проектируемой СТО к ним относятся:

кабинет административно-управленческого аппарата,кабинет бухгалтерии,кабинет материально-технического снабжения и производственно-технической службы.

В результате расчетов площадь административных помещений равна:

S = 109,25 м2

Площади бытовых помещений

Жилые помещения включают раздевалки, ванные комнаты, душевые, туалеты, точки питания и напитки.

В результате расчетов площадь бытовых помещений равна:

S = 49,25 м2

Результаты расчета административно-бытовых помещений

Таблица 10

Тип помещения Площадь, м2
Административные и помещения для обслуживания клиентов
Контора 3
Прием заказов и продажа запасных частей 9
Помещение для клиентов 20
Кабинет административно-управленческого аппарата 16
Кабинет бухгалтерии 16

Кабинет материально-технического снабжения

и производственно-технической службы

16
Туалет 4,5
Коридор 24,75
Социально-бытовые помещения для сотрудников СТО
Раздевалка 10,5
Комната отдыха и приема пищи 17,5
Умывальня 4,5
Душевая 7
Подсобка уборщицы 5,25
Туалет 4,5

6. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧАСТКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

6.1 Общие положения

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это теоретические основы безопасности, приложенные к любому виду человеческой деятельности.

Безопасность жизнедеятельности тесно связана с такими науками, как психология, экология, эргономика, экономика и другие.

Безопасность жизни шире, чем охрана труда, которая предполагает создание безопасных условий труда. Безопасность жизнедеятельности учитывает не только риски на работе и защиту от них, но и особенности самого человека, его возможные неправильные действия.

Темы безопасности жизнедеятельности, экологии и охраны труда в этом дипломном проекте рассматриваются на проектируемой площадке ремонта грузовиков, где будет расположен стенд диагностики и ремонта топливной системы дизельного двигателя.

Цель безопасности – обеспечением безопасности является выявление причин, влияющих на появление нежелательных событий и разработке

предупредительных мероприятий, снижающих вероятность их появления.

При проектировании ремонта грузовых автомобилей марки КАМАЗ">участка текущего ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей должны учитываться следующие требования безопасности:

  • помещение участка ремонта оборудуется общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией и местной вытяжкой;
  • над воротами участка ТО и ремонта возможно размещение воздушных завесов, так как ворота открываются чаще 5 раз за смену;
  • электродвигатели и вентиляторы в вентиляционных системах устанавливаются на виброоснования (пружинное или резиновое) – снижение шума и вибраций
  • технологическое оборудование должно иметь фундамент с акустическими разрывами, которые заполняются пористыми материалами (шлаком или керамзитом) – снижение распространение звука;
  • проектируется водяная система отопления;
  • пол участка ремонта изготавливается из асфальтобетонного покрытия, устойчивого на воздействие смазочных веществ, кислот и щелочей;
  • освещение в виде люминесцентных ламп (200 ЛК), лампы накаливания используются во взрывобезопасном исполнении;
  • строительным конструкциям придают матовую или полуматовую фактуру окраски;
  • предусматривается защитное заземление источников питания оборудования;
  • эвакуационные пути в случае пожара – не должно быть выступающих конструктивных элементов;
  • двери должны открываться по направлению выхода;
  • размер дверного проема должен быть не менее 1,9 метра в высоту, ширина коридоров – в зависимости от общей численности рабочих;
  • наличие на участке средств защиты персонала при монтаже и эксплуатации оборудования – средства индивидуальной и комплексной защиты ;
  • наличие на участке средств пожаротушения.

Любое нововведение требует более глубокого учета вопросов безопасности жизнедеятельности, экологии и охраны труда при работе на технически сложном оборудовании.

Обеспечением безопасности возможно в случае предупреждения и разработке мероприятий снижающих появление опасностей

Классификация опасностей на участках ремонта.

Классификация опасностей производится согласно принятому мировому стандарту:

1. По природе происхождения

Химический риск — воздействие на рабочих вредных веществ во время процессов, связанных с работой в этой области — это раздражители и канцерогены, которые попадают в организм через дыхательную систему и кожу. Основным источником выброса вредных веществ являются находящиеся на участке автомобили, которые передвигаются своими силами. Они производят выброс окислов азота, угарного газа, углеводородов (многие из которых канцерогены), сажи, продуктов сгорания масла, паров бензина.

Физическая — работа, связанная с применением сложного оборудования — мощностного и тормозного стендов, ножничного и двухстоечных подъёмников; физический труд, связанный с диагностированием автомобиля и регулировкой его узлов и механизмов автомобиля; работа под вывешенными на подъёмниках автомобилями. Это может быть опасно из-за электрических инструментов и устройств, таких как измеритель зазора, что может привести к ушибам, порезам и другим травмам. Кроме того, источниками физической опасности являются производственный шум из-за работы оборудования и двигателей автомобилей, вибрации от рабочих опор, ультразвук, недостаточное освещение при выходе из строя части осветительных ламп на участке.

Психологическая опасность- воздействие на рабочих окружающей среды, излишне загазованной; коллектива с неудачно сложившимися отношениями, так как на станции работает около 30 человек персонала, а одновременно — до половины штата; внутреннего состояния человека, вызванное утомлением от монотонности труда при выполнении диагностических и регулировочных операций, усталостью и так далее

2. По времени проявления

Импульсные опасности. Это мгновенные опасности, связанные с травмами при работе с диагностическим инструментом, оборудованием стендов, поражение электрическим током

Кумулятивные опасности. Это опасности, связанные с постепенным их накоплением. К ним относят: усталость, плохая атмосфера в коллективе; возможные низкие температуры в холодное время года при необоснованно частом пользовании двумя въездными воротами на участке; постоянное воздействие небольшого количества газов, выделяющихся при работе автомобильных двигателей.

3. По локализации

Связанные с атмосферой. Загрязнение атмосферы объекта выхлопными газами, пыльными механическими отходами.

4. По вызываемым последствиям

Усталость вызвана однообразной работой, переутомлением на подъемниках и трибунах площадки, плохой атмосферой в коллективе и т.д.

Заболевания, вызываемые действием выхлопных газов, неудовлетворительными метеорологическими условиями труда в зимнее время

Травмы, возникшие в результате диагностики и регулировки транспортных средств, поражения электрическим током и т.д.

Смерть, поражение электрическим током, механические повреждения при работе под транспортными средствами, поднятыми на лифтах.

5. По приносимому ущербу

Социальный ущерб — связанный, например, с выполнением монотонной работы на сайте.

Технологический ущерб — связанный с нарушением технологического процесса проведения работ, например, при выходе из строя оборудования.

6. По характеру воздействия

Активный — это опасности, возникающие при работе с опорами и электроинструментом: травмы, ушибы, порезы.

Пассивный: это опасность поражения электрическим током из-за плохого заземления, нарушения изоляции.

На рабочего воздействуют следующие вредные и опасные факторы:

1 — вредные вещества, не удалённые в атмосферу отработавшие газы, пары масла, воды, охлаждающей жидкости, неорганической пыли, возникающие при работе автомобиля

2 — электрическая энергия неисправного силового электрооборудования, силовых щитов;

3 — шум и вибрация при работе не отрегулированных, неисправных стендов, при выполнении ремонтных работ аварийных автомобилей;

4 — механическая энергия движущихся частей стенда, диагностируемого автомобиля, опасное расположение автомобиля на стенде;

5 — метеоусловия производственной среды при неисправном отоплении, незакрытых в холодное время въездных воротах;

6 — плохое освещение при неработающих лампах дневного света

Наиболее опасны факторы 1, 2, 3, 4, так как они могут вызвать травму, то есть мгновенно вывести человека из рабочего состояния. Так же все эти факторы могут привести к появлению опасного фактора психофизиологического состояния человека (особенности профессиональной подготовки, переутомление и т.д.)

Рассмотрим все вредные вышеперечисленные и опасные факторы, которые имеют место при работе участка технического обслуживания и ремонта:

1) Воздействие вредных веществ. При работе на участке рабочий подвержен воздействию вредных веществ. Это пыль, вредные пары масла и охлаждающей жидкости, газы CO, MOX, СКНУ диагностируемого ТС, которые выделяются как из-за неисправности самого ТС, так и из-за неисправного дренажа системы отвода газов. Вредные вещества, попадающие в организм человека через кожу, слизистые оболочки, дыхательные пути, губительно действуют на него. Постоянное действие этих вредных веществ приводит к хроническим заболеваниям. Средствами защиты являются эффективные и заведомо исправные вентиляционные и фильтрационные системы, регулярная влажная уборка стенда, предотвращающая появление пыли, а также недопущение на диагностику заведомо неисправных автомобилей

Основным нормативным документом по защите рабочих от вредных веществ, находящихся в воздухе производственной зоны, является ГОСТ 12.1.005-88

2) Воздействие электричества. При работе стендов участка широко используется электрическая энергия (220 и 380 Вольт), что влечёт за собой риск поражения электрическим током и приводит к необходимости уделять внимание борьбе с электрическим травматизмом.

Основными нормативными документами по защите от поражения электрическим током являются:

1. Правила устройства электроустановок (ПУЭ-98)

2. Государственные стандарты (ГОСТ 12.1.009 — 90, ГОСТ 12.2.007.3 — 90, ГОСТ 12.4.011-90)

Мероприятия по предупреждению воздействия электрической энергии: периодическая проверка исправности работы механизмов и систем подъемников (стендов), состояния электропроводки; организация ограждений в виде шкафов для защиты рабочих от механизмов подъемников (стендов), находящихся под высоким напряжением; использование инструмента с рукояткой из изолирующего материала согласно ГОСТ-12.1.051-90 обязательное использование на оборудовании защитного заземления и зануления, спецодежда с электроизоляцией

3) Воздействие шума и вибраций. Шум и вибрация при работе подъемников и стендов возникает вследствие работы роликовых или цепных агрегатов, особенно изношенных; при работе вентиляционной системы, а также при ремонте и диагностировании неисправных автомобилей

Основным нормативным документом по защите от шума является ГОСТ 12.1.003-83* ССБТ « Шум. Общие требования безопасности »

Параметры вибрации нормирует ГОСТ 12.1.012 — 90 ССБТ. «Вибрация. Общие требования безопасности»

Мероприятия по предупреждению шума и вибраций: использование специальных фундаментов под роликовыми агрегатами стендов и виброплощадками; устанавка электродвигателей в системах удаления выхлопных газов на виброоснования.

4) Воздействие механической энергии. Поскольку объем работ, выполняемых вручную на стендах, невелик, опасность в этом случае заключается в травмах из-за неправильного использования автоматики, нарушения инструкции по эксплуатации стендов и несоблюдения техники безопасности. При работе с оборудованием стенда у человека могут возникнуть неблагоприятные последствия (ушибы, растяжения, получение травм и так далее).

Особенно опасна работа под вывешенными с помощью подъёмников автомобилями. Каждый рабочий должен сам следить за безопасностью своих действий.

Меры безопасности: соблюдение правил безопасности при пользовании стендами; обучение производственных рабочих безопасным условиям труда; использование производственных рабочих соответствующей квалификации.

5) Воздействие пневматической энергии на рабочих участка возможно при работе компрессора. Компрессор работает постоянно в автономном режиме, обеспечивая сжатым воздухом стенды. Давление в системе — до 5 атмосфер. Необходимо опасаться внезапной разгерметизации пневмосистемы, грозящей травмами, а также внезапного выхода из строя компрессора, иногда даже сопровождающегося взрывом. Компрессор необходимо предоставлять для регулярной проверки органам гостехнадзора города Санкт-Петербурга, следить за давлением в ресивере, отсутствием перегибов шлангов. Смазывать компрессор следует только компрессорными маслами.

6) Метеоусловия производственной среды. Согласно ГОСТ 12.1.005-91 предусмотрены следующие нормы создания рациональных метеорологических условий: температура t° = 17 — 19 градусов, относительная влажность W = 40 — 60 %, скорость движения воздуха VB = 0,3 м/с

Для обеспечения рациональных метеорологических условий в холодный период времени участок, где находится стенд, отапливается; при въезде на участок устанавливается тепловая завеса. В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «Общих санитарно-гигиенических требований» работы на подъемниках и стендах относятся к категории II — физические работы средней тяжести.

7) Освещение. Организация рационального освещения рабочего места является одним из основных вопросов охраны труда. При неудовлетворительном освещении зрительная способность снижается, и могут появляться близорукость, резь в глазах, катаракта, головные боли. На участке технического обслуживания и ремонта автомобилей используется комбинированное освещение, но доля естественного света в нём невелика

Освещение должно быть достаточным для безопасности выполняемых работ на стенде.

На участке присутствует комбинированное освещение люминесцентными лампами и лампами накаливания.

Нормы искусственной освещенности для участка диагностики регламентируются согласно СНиП 23-05-95.

Оценка степени риска:

  • При работе на стендах высока вероятность поражения электрическим током; для её снижения следует проверять исправность механизмов и систем стендов участка и своевременно устранять возникшие неполадки, своевременно проводить техническое обслуживание стенда.

6.2 Пожарная безопасность

Пожарная безопасность предусматривает обеспечение безопасности людей и сохранение материальных ценностей предприятия на всех стадия его жизненного цикла (научная разработка, проектирование, строительство и эксплуатация).

Основными системами пожаробезопасности являются системы предотвращения пожара и противопожарной защиты, включая организационно-технические мероприятия.

Обязательно проводится проверка силовых электроцепей на целостность изоляции проводки, отсутствие оголённых или иным образом повреждённых проводов.

В помещении участка имеется 2 выхода. Ворота имеют огнестойкость не менее 0,6 часа, железобетонные стены участка техического обслуживания и ремота имеют предел огнестойкости не менее 2,5 часов. Противопожарные двери изготавливаются из несгораемых или трудносгораемых материалов с огнестойкостью 1,2 часа.

Для ликвидации возгорания на участке имеются огнетушители ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 (в связи с имеющимся электрооборудованием применяют углекислотные огнетушители), каждому стенду полагается один такой огнетушитель, подвешенный к стене в непосредственной близости с ним. Предусмотрен внутренний противопожарный водопровод с гидрантом.

Использованные обтирочные материалы складываются в металлические ящики с крышками, и после окончания смены выносятся в безопасное в пожарном отношении место.

6.3 Экологическая безопасность

Для защиты окружающей среды на станции технического обслуживания применяется система оборотного водоснабжения. Загрязнённая вода проходит фильтрацию с целью задержания взвешенных частиц, извлечения нефтепродуктов и, в дальнейшем, используется по замкнутому циклу в технических целях. Также на участке технического обслуживания и ремонта проводится сбор и надлежащая утилизация отработанных жидкостей и материалов.

6.4 Расчет электроснабжения

Расчет электроснабжения сводится к определению расхода электроэнергии на участках текущего ремонта и мойки автомобилей.

Годовая потребность участка в электроэнергии определяется на основании расчетов силовой и осветительной нагрузок .

Для расчета необходимо определить номинальную мощность — Р ном ;

для электродвигателей Р ном = Рп пв;

  • где: пв – постоянная времени , задается технологическим процессом и учитывает работу в течении 8 часов.

Таблица 11

Вид оборудования кол.

РП,

кВт

РНОМ КИ РактСМ QСМ
1 Шиномонтажный стенд 1 2,2 8,5 0,6 5,1 3,06
2 Балансировочный станок 1 0,5 1,9 0,6 1,14 0,8
3 Компрессор 1 2,2 8,5 0,7 7,4 6,4
4 Вулканизатор 1 0,3 1 0,2 0,2 0,6
5 Мойка 2 3,3 33 0,7 23,1 13,86
6 Пылесос 1 1 5 0,4 2 0,6
7 Очистные сооружения 1 5,5 27,5 0,5 13,75 8,25
8 Поломоечная машина 1 1,1 7 0,6 4,2 2,1
9 Стенд ремонта системы питания 1 15 94,8 0,6 56,88 28,44
10 Электроинструмент для ремонта системы питания 1 2 12,6 0,6 7,56 2,26
11 Система вытяжки отработавших газов 1 1,1 7 0,6 4,2 1,68
12 Тепловая завеса 4 5 126,4 0,3 37,9 11,37
Сумма 333,2 156,03 72,48

Сменная мощность – мощность израсходованная в период работы наиболее загруженной смены активная Р актСМ и реактивная QСМ :

Р актСМ = РСУМном * КИ

К И

Q СМ = РактСМ * tgφ

Полная максимальная мощность:

S MAX = P 2 +Q 2 = 172,6 кВт

6.5 Расчет электроэнергии на освещение

Годовой расход электроэнергии на освещение СТО рассчитывается по формуле:

W ОСВ = R Q F Д

где: W ОСВ – расход электроэнергии на освещение, кВт;

R – нормы расхода электроэнергии, Вт/м2 ч;

Q = 2100 ч. – время работы люминесцентного электрического освещения в течении года в районе Санкт-Петербурга и области;

F Д – площадь СТО, м2.

Примерные нормы расхода электроэнергии на освещение 1м 2 площади пола в час указаны в таблице.

Таблица 12

Нормы расхода электроэнергии на освещение помещений

Помещения СТО R, Вт/м2 ч
Зоны ТР 20
Мойка 16
Складские помещения 10
Административные помещения 15

Расчет искусственного освещения для участков.

Годовой расход электроэнергии на освещение участка:

W ОСВ = R Q F У

где: R – норма расхода электроэнергии, Вт/м2 ч;

Q = 2100 ч. – время работы люминесцентного электрического освещения в течении года в районе Санкт-Петербурга и области;

F Д – площадь пола участка, м2

Участки текущего ремонта:

W ОСВ = 20 * 4015 *257 = 20637 кВт

Участок мойки:

W ОСВ = 16 * 4015 * 216 = 13875 кВт

Административно бытовые помещения:

W ОСВ = 15 * 4015 * 216 = 13008 кВт

Общая освещенность:

W ОСВ.ОБЩ = 47520 кВт

6.4 Расчет потребляемого количества воды

Вода потребляется на производственные и бытовые нужды; давление воды в водопроводе 0,2÷0,3 Мпа.

Вода расходуемая на производственные нужды, идет на промывку деталей и мойку автомобилей

Расчет воды на бытовые нужды:

  • для хозяйственно-питьевых нужд, в основных целях – 25 л в смену на каждого работающего;

для душевых в производствах 40 л на человека

для групповых умывальников: при чистых производствах 3 л на процедуру.

V ХОЗ = 4 * 365 * 25 = 36500 л

V ДУШ = 2 * 365 * 40 = 29200 л

V УМ = 10 * 365 * 18 = 65700 л

Расчет оборотного водоснабжения:

Выбранное очистное оборудование может позволить оборотное водоснабжение на 80%.

V М = n * r * 0,1

V М

n — количество автомобилей обслуживаемых в год;

r — средний расход воды на один автомобиль;

V М = 3285 * 400 * 0,1 = 131400 л

Расход воды на уборку помещений:

V УБОР = 365 * d * 0,1,

где: d – расход воды на уборку, в день;

V УБОР = 365 * 250 * 0,1 = 9125 л

Общий расход воды:

VОБЩ = VХОЗ * VДУШ * VУМ *VМ * VУБОР

V ОБЩ = 36500 + 29200 + 65700 + 131400 + 9125 = 271925 л

6.5 Расчет вентиляции

При расчете искусственной вентиляции определим необходимый воздухообмен . Для этого подберем необходимый вентилятор и электродвигатель.

W — производительность вентилятора:

W=V * K

где: W – производительность вентилятора;

V – объем здания м3 ;

K = 4 — кратность обмена воздуха ч-1 ;

W = 2838 * 4= 11352

Для СТО выбрано два осевых вентилятора: марка ЦАГИ-6, подача 5000м 3 , давление 100 Па, частота вращения 1000 мин-1 , К.П.Д. 0,62.

Таким образом, общий расход энергии:

W ОБЩ = 180185 + 59977 = 240162 кВт.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

7.1 Стоимость основных производственных фондов

Расчет стоимости основных производственных фондов

Основные производственные фонды – это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на годовой продукт в течение длительного времени, их стоимость определяется:

СОФ = СЗД + СОБ + СИНВ + САСФ + СТР

С ОФ

С ЗД

С ИНВ

С ТР

С ОБ

С АСФ

Стоимость здания определяется исходя из формулы, руб.;

С ЗД =

где: S – площадь здания, м2 ;

P – стоимость одного кв. метра площади, руб.;

С ЗД =658 * 8400 = 5527200 руб.

Стоимость асфальтового покрытия, руб.;

С АСФ = SП * РП

S П

Р П

С АСФ = 3066 * 550 = 1686300 руб.

Стоимость оборудования определяется:

С ОБ = Σ С

где: С i – стоимость единицы оборудования, руб.;

n – количество единиц оборудования;

Стоимость оборудования отражена в таблице

Таблица 13

Наименование Кол-во Цена, руб.
Шиномонтажный участок
1 Шиномонтажный стенд 1 130 000
2 Балансировочный стенд 1 98 850
3 Компрессор переносной 1 14000
4 Домкрат 1 3450
5 Ванна для проверки колес и камер 1 3900
6 Тележка инструментальная 1 8600
7 Тележка для снятия колес грузовых автомобилей 1 15440
8 Верстак 1 12000
9 Стеллаж для расходных материалов 1 4900
10 Ларь для отходов 1 370
11 Стеллаж для покрышек 1 2000
12 Пневмогайковерт для гаек колес грузовых автомобилей и автобусов 1 23400
13 Электровулканизатор 1 10250
Участок диагностики и ремонта топливной аппаратуры дизельных двигателей
14 Стенд регулировки ТНВД 1 350000
15 Система вытяжки отработавших газов 1 20000
16 Верстак для разборочно-сборочных работ по ТНВД: 1 27700
17 Инструменты 1 735
18 Стеллаж 1 4900
Участок уборочно-моечных работ
19 Моечная установка высокого давления 2 59760
20 Пылесос для влажной уборки 1 8300
21 Очистные сооружения замкнутого цикла c блоком емкостей 1 210400
22 Поломоечная машина 1 56300
23 Моющие средства 1 1500
24 Тепловая завеса 4 12100
ИТОГО 1227915

С ОБ = 1227915 руб.

Стоимость инвентаря составляет 2% от стоимости оборудования:

С ИНВ = 0,02 * СОБ

С ИНВ = 0,02 * 1227915 = 24558 руб.

Стоимость транспортных услуг. Принимаем 10% от стоимости оборудования:

С ТР = 0,1 * СОБ

С ТР = 0,1 * 1227915 = 122790 руб.

Стоимость оборудования административно-бытовых помещений отражена в таблице 13

Таблица 14

Наименование оборудования

Кол-во,

шт.

Рыночная цена,

руб.

Стоимость,

руб.

1 Диван 1 6000 6000
2 Кресло 2 3000 6000
3 Компьютер 3 20000 60000
4 Телевизор 1 14000 14000
5 Стол 6 2000 12000
6 Стул 6 1000 6000
7 Телефон 3 800 2400
8 Полка и проч. 4 1200 4800
9 Сейф 1 8000 8000
10 Табурет 6 400 2400
11 Шкаф 8 800 6400
12 Микроволновая печь 2 2000 4000
13 Чайник электрический 2 700 1400
14 Стеллаж и металлоконструкция 6 800 4800
15 Вешалка 4 500 2000
16 Кассовый аппарат 1 3000 3000
ИТОГО: 130400

С ОБ.АДМ =130400 руб.

Стоимость инвентаря составляет 2% от стоимости оборудования административно-бытовых помещений:

С ИНВ.АДМ = 0,02 * СОБ.АДМ

С ИНВ.АДМ = 0,02 * 130400 = 2608 руб.

Стоимость транспортных услуг. Принимаем 10% от стоимости оборудования:

С ТР.АДМ = 0,1 * СОБ.АДМ

С ТР.АДМ = 0,1 * 130400 = 13040 руб.

СОФ = СЗД + СОБ + СИНВ + САСФ + СТР

С ОФ = 5527200 + 1227915 + 24558 + 122790 + 130400 + 2608 + 13040

= 7048511 руб.

7.2 Расчет затрат на заработную плату производственных рабочих

Фонд заработной платы определяется на основании данных о плановой численности ремонтных рабочих, годовом объеме работ на участке, плановом фонде рабочего времени одного рабочего и средней часовой тарифной ставки, рассчитанной для рабочих данного подразделения.

Исходные данные для расчета представлены в таблице

Таблица 15

Показатель Обозначение Единица измерения Значение
1 Годовой объем работ на участке ТУЧ чел.-ч. 14910
2 Часовая тарифная ставка СЧ руб. 100
3 Число рабочих на участке N чел. 8

Таблица 16

Численность не производственных рабочих

Категория Кол-во чел.

Заработная плата в месяц,

руб.

Управляющий персонал 1 20000
Бухгалтер 1 13000
Материально-техническое снабжение 1 12000
Производственно-техническая служба 1 12000

Продавцы, оформление,

касса

2 10000
Младший обслуживающий персонал 2 7000
Пожарно-сторожевая охрана 4 7000
ИТОГО: 12 119000
В ГОД: 1428000

Фонд заработной платы по тарифу:

ФЗП Т = СЧ * ТУЧ

ФЗП Т = 100 * 14910 = 1491000 руб.

ФЗП Т.ОБЩ = 1428000 + 1491000 = 2919000 руб.

Премии за производственные показатели составляют:

П Р = 0,35 ФЗПТ. ОБЩ

П Р = 0,35 * 2919000 = 1021650 руб.

Основной фонд заработной платы определяется:

ФЗП ОСН = ФЗПТ. ОБЩ + ПР

ФЗП ОСН = 2919000 + 1021650 = 3940650 руб.

ФЗП ОСН

ФЗП ДОП = 0,1 ФЗПОСН

ФЗП ДОП = 0,1 * 3940650= 394065 руб.

Общий фонд заработной платы складывается из основного и дополнительного фонда заработной платы:

ФЗП ОБЩ = ФЗПОСН + ФЗПДОП

ФЗП ОБЩ =3940650 + 394065 = 4334715 руб.

Средняя заработная плата производственного рабочего за месяц:

ЗП СР = ФЗПОБЩ / РПР

ЗП СР = 4334715 / 20 = 216736 руб.

Р ПР = 20 чел.

Начисление на заработную плату 26,0%:

Н НАЧ = 0,26 ФЗПОБЩ

Н НАЧ = 0,26 * 4334715 = 1127026 руб.

Общий фонд заработной платы с начислениями:

ФЗП ОБЩ..НАЧ = ФЗПОБЩ + ННАЧ

ФЗП ОБЩ..НАЧ =4334715 + 1127026 = 5461741 руб.

Таблица 17

Расчет заработной платы производственных рабочих

Показатель Обозначение Единица измерения Значение
1 Численность работников N чел. 20
2 Заработная плата с начислениями ФЗПОБЩ..НАЧ руб. 5461741
3 Налогооблагаемая база ННАЧ руб. 1127026
4 Зарплата к выдаче ЗПвыд руб. 4334715

7.3 Расчет затрат на амортизационные отчисления

Затраты на амортизационные отчисления состоят из двух статей:

а) на полное восстановление оборудования принимаем равными 12% от

С А.ОБ

С А.ОБ = 0,12 * 1227915 = 147350 руб.

б) отчисления на восстановление здания принимаем равными 3% от его

С А.ЗД .

С А.ЗД = 0,03 * 5527200 = 165816 руб.

в) отчисления на восстановление оборудования административного помещения

С А.ЗД .

С ОБ.АДМ.ЗД = 0,12 * СОБ.АДМ

С ОБ.АДМ.ЗД = 0,12 * 130400 = 15648 руб.

С А.ОБЩ

СА.ОБЩ = СА.ОБ + СА.ЗД + СОБ.АДМ.ЗД = 147350 + 165816 + 15648 = 383820 руб.

7.4 Расчет хозяйственных накладных расходов

Хозяйственные накладные расходы определяют путем составления соответствующей сметы:

  • Расходы, связанные с эксплуатацией оборудования;
  • на силовую электроэнергию:

С Э =

С Э

W – годовой расход электроэнергии, кВт/ч.;

S К – стоимость одного кВт∙ч силовой электроэнергии, руб.;

С Э = (

  • на водоснабжение:

С В =

С В

Q В – годовой расход воды, м3 ;

S М.ПР = 12 руб./м3 – стоимость 1 м3 промышленной воды;

S М.СТ = 16 руб./м3 стоимость 1 м3 стока воды;

С В.ПР = 272 * 12 = 3264 руб.

С В.СТ = 140,5 * 16 = 2250 руб.

С В.ОБЩ = СВ.ПР + СВ.СТ

С В.ОБЩ = 3264 + 2250 = 5514 руб.

  • на ремонт оборудования принимается примерно 5% от его стоимости, т.о. затраты на ремонт оборудования:

С Р.ОБ. = 0,05 * СОБ

С Р.ОБ. = 0,05 * 1227915 = 61395 руб.

  • прочие расходы принимают в размере 5% от суммы затрат по расходам на электроэнергию, воду и текущий ремонт оборудования:

С ПР = 0,05 * ( СЭ

С ПР = 0,05 * ( 143400

7.5 Общецеховые расходы СТО

З ПОМ

З ПОМ = 0,03 * 5527200 = 165816 руб.

Расходы на текущий ремонт здания З ТР.ЗД обычно составляют порядка 2% от стоимости здания:

З ТР.ЗД = 0,02 * 5527200 = 110544 руб.

Затраты на содержание и ремонт инвентаря составляют 7% от его стоимости

З ИНВ

З ИНВ = 0,07 * 24558 = 1720 руб.

З ОХР.ТР

З ОХР.ТР

Прочие расходы принимают 10% от суммы всех общецеховых расходов

З ПР.Р

ЗПР.Р = 0,1 * ( ЗПОМ + ЗТР.ЗД + ЗИНВ + ЗОХР.ТР )

З ПР.Р = 0,1 * ( 165816 + 110544 + 1720 + 2000 ) = 280080 руб.

Арендная плата за землю:

З АРН =

где: S – площадь застройки м2 ;

Т – арендная плата м2 /год;

З АРН = 10888 * 80 = 871040 руб.

Таблица 18

№ ст. Статьи расходов Обозначение Сумма, руб
1 Расходы, связанные с эксплуатацией оборудования
силовая электроэнергия СЭ 143400
вода для производственных целей СВ.ОБЩ 5514
ремонт оборудования СР.ОБ 61395
прочие расходы СПР 10515
амортизация на восстановление оборудования СА.ОБ 202356
2 Общецеховые расходы
расходы на содержание помещений ЗПОМ 165816
затраты на содержание и ремонт инвентаря ЗИНВ 1720
расходы на текущий ремонт здания ЗТР.ЗД 110544
охрана труда ЗОХР.ТР 2000
прочие расходы ЗПР.Р 280080
аренда земли ЗАРН 871040
ВСЕГО 1815022

Таблица 19

Калькуляция себестоимости

Статьи расходов Обозначение

Сумма расходов,

руб.

1 Заработная плата производственных рабочих ФЗПОБЩ 4334715
2

Начисления на заработную плату

ННАЧ 1127026
3 Цеховые накладные
а) силовая электроэнергия СЭ 143400
б) ремонт оборудования СР.ОБ 61395
в) ремонт зданий СА.ЗД 165816
г) амортизация СА.ОБЩ 383820
д) содержание помещений СС.ПЛ 165816
е) содержание инвентаря СС.ИНВ 1720
ж) охрана труда ЗОХР.ТР 2000
з) прочие расходы ЗПР.Р 280080
ИТОГО 6610312

7.6 Технико-экономические показатели

Себестоимость человеко-часа определяется по формуле:

S = Σ C ОБЩ / ТГУЧ

где: C ОБЩ – затраты за год, руб.

S = 6610312 / 11825 = 560 руб.

Принимая затраты из таблицы рассчитываем себестоимость — S

Цена трудозатрат:

Ц = 750 руб.

Выручка от производства услуг на участках ТР рассчитывается следующим образом:

Д = Ц Т ГУЧ

ДТР = 750* 7884 =5518800 руб.

Д М = 500 * 5518 = 2759000 руб.

Величина выручки от охраняемой стоянки рассчитывается по формуле

Д = n * Ц* КИ *365

где: n =48 – вместимость автостоянки;

  • Ц = 200 руб.

К И = 0,9

Д =48 * 200 * 0,9 * 365= 3153600 руб.

Д ОБЩ

Д ОБЩ = 5518800 + 2759000 + 3153600 = 11431400 руб.

Капитальные затраты на строительство стоянки с участками ТР и мойки автомобилей определяются по формуле:

С КАП = СПЛ + СОГР + ССТ + СЗД + СОБ

где: С ПЛ – затраты на покрытие площадки под стоянку (гравий 300 руб. за 1 м2 );

С ОГР – затраты на ограждение стоянки включая шлагбаум и сторожку;

С ЗД – затраты на здание СТО;

С ОБ – стоимость приобретаемого оборудования для обеспечения ТР автомобилей;

С КАП = 3072000 + 131400 + 5527200 + 1227915 = 9958515 руб.

Цель проекта формулируется в виде величины годового экономического эффекта вычисляемого по формуле:

Э = Д ОБЩ * КНДС – СГОД

Д ОБЩ

К НДС

С ГОД

Э = 11431400 * 0,83 – 6610312 = 2877750 руб.

Величина чистой прибыли определяется по формуле:

П = Э * К П

К П

П = 2877750 * 0,76 = 2187090 руб.

Расчеты экономических показателей представлены в таблице 19

Таблица 20

Показатели Обозначения

Сумма расходов,

руб.

1 Выручка от предоставляемых услуг ДОБЩ 11431400
2 Капитальные затраты на производство СКАП 9958515
3 Чистая прибыль от реализации П 2187090

7.7 Расчет финансово-экономических показателей

Норма рентабельности составляет:

Р = П / С ГОД

Р = 2187090 / 6610312 = 0,33

Срок окупаемости определяется по формуле:

Т = С КАП

Т = 9958515 / ( 11431400 * 0,83 – 6610312) * 0,76 = 4,5 года

Таблица 21

Технико-экономические и финансовые показатели

Показатели Еденицы Значения в проекте
1 Годовая производственная программа предприятия чел.-ч. 14910
2 Годовой объем работ участка ТО и ТР чел.-ч. 13402
3 Площадь участка м2 16000
4 Стоимость оборудования .руб. 1227915
5 Основной капитал тыс.руб. 1000000
6 Количество производственных рабочих чел. 8
7 Средняя заработная плата за месяц руб. 11950
8 Рентабельность затрат по чистой прибыли % 33
9 Срок окупаемости капитальных вложений лет 4,5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была определена программа по техническому обслуживанию и текущему ремонту для проектируемой СТО. По известной годовой программе был определен перечень и объем выполняемых станцией работ, а также численность работающих на станции, количество основных и вспомогательных постов, площади зон участков и вспомогательных помещений.

Разработка на станции участков по техническому обслуживанию и текущему ремонту с применением новейших технических средств и оборудования, позволит станции оказывать услуги на новом, более высоком уровне. В будущем это обеспечит станции стабильный спрос, постоянную клиентуру, высокую репутацию среди автовладельцев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/diplomnaya/po-proektirovaniyu-avtoservisa/

1. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / Министерство автомобильного транспорта. РСФСР.- М.: Транспорт. 1988. – 78с.

2. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт. 1991.

3.Планида В.С., Окинько В.А., Бычков В.П. Технологическое проектирование АТП и СТО.- Воронеж: ВГУ, 1989-216 с.

4.Фастовцев Т.Ф. Организация ТО и ТР легковых автомобилей.-

М:Транспорт, 1989.-256 с.

5.Фастовцев Т.Ф. Автотехобслуживание.-М: Машиностроение, 1985.-256 с.

6.Кузнецов Ю.М. Охрана труда на АТП.-М: Транспорт, 1990.-288 с.

7.Напольский Г.М. Технологическое проектирование АТП и СТО.-М.:

Транспорт, 1985.-213 с.

8.Петрыченков С.Н. Организация комплексного автосервиса.-

М.:Транспорт, 1985.-19 с.

9.Техническая эксплуатация автомобилей. Под ред. Крамаренко Г.В.-М.: Транспорт, 1983.-488 с.

10. Волков О.И., экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999. 416с.