Перевозки пассажиров, груза и багажа

Дипломная работа

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира), ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Правовое регулирование в ГК отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь 14 статей, поэтому исследование темы дипломной работы является актуальным.

Дело в том, что основной пласт взаимоотношений грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, всегда включали в себя лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылали к транспортным уставам и кодексам.

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

И физические и юридические лица пользуются услугами транспорта, поэтому знание правового регулирования транспортных обязательств является безусловно актуальным, особенно в условиях рыночной экономики. Это также объясняет актуальность темы дипломной работы.

6 стр., 2602 слов

Разработка шаблона товарно-транспортной накладной средствами Microsoft Excel

... товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т). Предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: 1. Товарного, ... вне документа. Тогда их можно использовать для подготовки новых документов. Такое средство есть — это шаблоны. Microsoft Excel — мощный табличный процессор, ...

Степень научной разработанности темы. Комплексный характер исследования предопределил потребность использования широкого круга источников. Проблемам правового регулирования услуг, отношений, возникающих при перевозках грузов, пассажиров и багажа посвящены публикации многих советских и современных российских ученых-цивилистов. Среди них такие ученые, как: Аверченко Н.Н., Абрамова Е.Н., Алексеева С.С. Баукин В.Г. Брагинский М.И., Витрянский В.В., Сергеев А.П., Арсланов К.М., Ткаченко Е.В. Хаббибулаев А.Х. и другие.

Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения и судебную практику, рассмотреть виды перевозок, провести комплексный анализ их правового регулирования, а также обозначить проблемы в рассматриваемом вопросе и разработать предложения по их разрешению и совершенствованию соответствующей законодательной базы.

Указанная цель может быть реализована посредством разрешения следующих задач:

  • раскрыть понятие «перевозки», сущность отношений по перевозке;
  • описать права и обязанности пассажиров;
  • рассмотреть нормативно — законодательные акты, регулирующие отношения в сфере прав потребителей при перевозке пассажиров и их багажа;
  • определить общие и особенные права потребителей при перевозке;
  • отобразить меры ответственности за нарушение прав потребителей при перевозке;
  • дать определение видам обязательств по перевозке грузов;
  • отобразить виды договоров перевозки грузов Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие на основании транспортных обязательств в российском гражданском праве.

Предметом исследования выступают закрепленные в гражданском праве Российской Федерации договоры, связанные с перевозкой грузов, как способы регулирования отношений субъектов гражданского права; основания возникновения правовых обязательств и их влияние на статус участников договорных отношений, связанных с перевозками.

Методологические основы исследования. Общую методологическую основу работы составляют общенаучные диалектические методы познания, включающие как предпосылочные принципы: объективности, системности, так и поисковые: восхождение от абстрактного к конкретному. Наряду с общенаучными методами познания применялись частнонаучные методы: описательный, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, метод системного анализа. Для обоснования достоверности положений, выносимых на защиту, использовался конкретно-правовой метод.

Структура работы обусловлена целью, задачами и предметом исследования и отражает ее логику. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Понятие и виды перевозок. Правовое регулирование перевозок

1.1 Понятие и виды перевозок

Перевозка — вид предпринимательской деятельности, опосредующей перемещение в пространстве материальных объектов (грузов, багажа) и людей-пассажиров.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Однако процесс перемещения груза не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя по предоставлению под погрузку груза также относятся к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после его исполнения.

13 стр., 6127 слов

Договор перевозки

... средств: железнодорожная перевозка; автомобильная перевозка; воздушная перевозка; воздушный чартер; морская перевозка; перевозка по внутренним водным путям. Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении. Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и ...

Классификация перевозок учеными-правоведами во многом воспроизводит деление транспорта на пассажирский и грузовой, наземный, водный и воздушный.

Соответственно выделяют следующие виды перевозок:

  • железнодорожные;
  • автомобильные;
  • воздушные;
  • морские;
  • внутренневодные. 1

Также традиционно в юридической литературе стало выделение перевозок грузов по видам сообщения:

  • перевозки в местном сообщении — перевозки в пределах одной транспортной организации (железной дороги, пароходства и т.п.);

перевозки в прямом сообщении — перевозки грузов, в выполнении которых по единому транспортному документу принимают участие несколько

1 Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2004. С.472.

организаций одного вида транспорта;

  • перевозки в прямом смешанном сообщении — перевозка, при которой на основе одного транспортного документа груз перевозится несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта.2

На автомобильном транспорте выделяют:

  • перевозки в городском сообщении, осуществляемые в границах населенных пунктов;
  • перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до 50 километров включительно между границами этих населенных пунктов;
  • перевозки в междугородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более 50 километров между границами этих населенных пунктов;

— перевозки в международном сообщении, осуществляемые за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Транспорт также подразделяется на транспорт общего пользования, транспорт необщего пользования и транспорт общего пользования.

Соответственно можно выделить:

  • перевозки транспортом общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население;
  • перевозки транспортом необщего пользования, обслуживающий внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабриктов, готовых изделий и т.д.;

2 В.А. Егиазаров. Транспортное право. Учебное пособие. М.:Эксмо, 2010. С.39-40.

перевозки транспортом личного пользования.

При этом институт правового регулирования договора перевозки в основном касается сферы транспорта общего пользования, так как там наиболее развиты договорные отношения между сторонами.