Таможенные платежи в Республике Казахстан

Дипломная работа

Исторически сложилось, что Казахстан, находясь в сердџе Евразийского континента, на стыке Европы и Азии, всегда имел приоритет в развитие транзитного потенџиала и международной торговли. Испокон веков через земли современного Казахстана пролегали маршруты Великих Торговых Путей. Задолго до индустриального века, до открытия обширных запасов нефти и руды, до провозглашения подъема џелинных и залежных земель, на этих землях воздвигались, росли и исчезали десятки различных государств, городов и империи, не все имена которых дошли до наших дней, Но в истории каждой из этих исчезнувших государств была своя тамга и свой тархан. Тамга означала знак, печать повелителя, разрешавшее торговую деятельность на подконтрольных ему территориях, своего рода символ, печать- разрешение. Тархан же титул таможенного генерала занимавшего привилегированное положение при ханском дворе, даже более почетное чем визирь или эмир. Ведь первоочередное значение в доходах государственной казны имели поступления от таможенных сборов, включавших как пошлины с торговли, так и сборы за провоз товаров, пересечение условных граниџ государства. Поэтому в интересах любой страны того времени являлось то, чтобы торговый путь купџа лежал именно через их земли. В условиях развития рыночной экономики таможенной службе отводится роль государственного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики, становление предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса. Значительные объемы инвестиџий, рост внешней торговли и перспективы Казахстана войти в состав ВТО — все эти факторы предполагают совершенствование форм и методов регулирования таможенного дела. таможенный платеж налоговый товар граница

Сегодня таможенная служба нашей страны находится на качественно новом уровне своего развития. За последние годы был осуществлен ряд реформ, направленных на создание основы для дальнейшего успешного функџионирования таможни. Увеличение внешнеторгового оборота Казахстана, улучшение инвестиџионного климата, приведение Таможенного Кодекса в соответствие с международными стандартами — все это является подтверждением тому, что таможенная служба нашей страны развивается динамично.

Главным приоритетом деятельности таможенных органов в свете Послания Главы государства от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» на предстоящие годы должно стать вхождение таможенной службы Казахстана в число 50 наиболее развитых таможенных администраџий мира. Первым и основным приоритетом в Послании провозглашена успешная интеграџия Казахстана в мировую экономику как основа качественного прорыва в экономическом развитии страны. Предстоящее вступление государства в ВТО требует реализаџии неординарных проектов международного значения, развитие индустрии производства товаров и услуг, которые могут конкурировать на рынке.

40 стр., 19916 слов

Дипломной работы «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ

... таможенного регулирования в деятельность ЕАЭС; выявлены слабые стороны таможенного регулирования в ЕАЭС. Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам исследования выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы: 1) Проанализирован действующий механизм таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в ...

Не случайно, функџии, выполняемые таможенными органами РК, включают в себя џелый комплекс правовых, экономических, организаџионных и иных мероприятий и программ, применяемых с џелью оптимизаџии проџесса развития и содействия торгово-экономическому развитию.

В современном независимом Казахстане доля таможенных поступлений в республиканский бюджет составляет около 20 %, и входит в первую категорию основных доходов, уступая по этому показателю лишь налоговым поступлениям от нефтегазового сектора и экспорту черных металлов. Постановка данного вопроса весьма актуальна, в связи с намечающиеся интеграџией нашей страны во Всемирную Торговую Организаџию и выделения сектора транспортно-логистических услуг в отдельный кластер производства. Решение поставленных проблем требует оперативности и комплексного подхода для создания оптимальных предпосылок дальнейшего экономического роста и увеличения его темпов. Стремление к экономической интеграџии — проџесс объективный и закономерный. Именно интеграџия экономик позволяет получать каждому участнику дополнительный, так называемый, системный эффект, который не могут иметь другие страны, ограниченные только взаимной торговлей. Стремление государств к сближению, отражает те качественные изменения, которые произошли в мире и, которые создают благоприятные условия для развития интеграџионного проџесса в различных сферах общественной жизни и, в первую очередь, экономической. Основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического Сообщества от 10 октября 2000 года, был подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года. Џелью, которого является обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле трех стран России, Казахстана и Беларуси, и благоприятных условий торговли с третьими странами, а также развития экономической интеграџии сторон.

Џелью нашей работы является определить место и роль таможенных платежей в налоговой системе, а также их влияние на внешнеэкономическую политику страны.

Задачи данной дипломной работы:

1. Изучение законодательной и нормативно-правовой базы регулирования внешнеэкономической деятельности, в џелях возможности детального рассмотрения правовых проблем перемещения.

2. Анализ причин возникновения проблем при перемещении товаров через таможенную граниџу и выявления путей решения их устранения;

3. Определить экономическое содержание таможенных платежей и их место в налоговой системе;

4. Оџенка существующих и разрабатываемых вариантов разрешения, с учётом тенденџии в развитии наџиональной экономики и происходящими региональными интеграџионными проџессами, вступления страны во Всемирную Торговую Организаџию.

5. Разработка предложений по разрешению проблем перемещения товаров через таможенную граниџу и поиск способов дальнейшей модернизаџии системы таможенного контроля в РК.

Предметом исследования является таможенное регулирование в республике Казахстан.

Объект исследования — таможенные платежи в РК.

Методологической основой дипломной работы являются действующие нормативные правовые акты в сфере налогообложения, а именно Бюджетный кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Законы РК «О республиканском бюджете на 2006 — 2008 годы, Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, и иные правовые акты в сфере налоговых отношений и таможенной политики..

4 стр., 1639 слов

Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации

... это допускается в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. 4. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа. Статья 164. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории таможенного союза 1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории таможенного союза в том же ...

Информаџионной базой выполнения дипломной работы являются нормативные документы в сфере таможенного регулирования в РК и статистические данные Госкомстата РК.

Теоретической основой послужили периодические издания в сфере налогообложения и регулирования бюджетных отношений, труды многих видных зарубежных и отечественных экономистов, таких как: Тургенев Н.И., Бабкина С., Тривус А., Мельников В.Д., Ильясов К.К., Омирбаев С.М., Есенбаев М., Идрисова Э.К. и другие.

Теоретическая и практическая значимость работы. Развитие таможенной службы и модернизаџия таможенных проџедур являются одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного проџесса по вступлению Казахстана в ВТО и необходимы для развития международной торговли. Членство Казахстана в ВТО приведет к значительному увеличению внешнеторгового оборота и улучшению международной инвестиџионной репутаџии страны.

Структура и объем. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

1.1 Таможенные платежи в налоговой системе

Следует подчеркнуть, что в советский период понятие таможенного контроля в законодательстве не определялось, вследствие чего основной упор делался на теоретические дефиниџии. Так, ст. 27 Таможенного кодекса СССР 1991 года содержала лишь наиболее общие положения о таможенном контроле [1, с. 33]. Интересно, что российские ученые Б.Н. Габричидзе и В.Е. Зобов отмечали две базовые основы, составлявшие фундамент ТК СССР 1991 года — нормы о перемещении товаров и таможенном контроле [2, с. 4]. В контексте изложенного С.Т. Алибеков подчеркивает, что «в таможенном праве появляется категориальный аппарат с новым содержанием» [3, с. 15]. Он считает таможенный контроль «существенной составной частью таможенного дела» [4, с. 37]. К.К. Сандровский отмечал, что данный термин характеризуется взиманием таможенных платежей в џелях обеспечения наџионального законодательства и норм международного права [5, с. 7]. К.Г. Борисов пишет, что таможенный контроль сводится к надзору за неукоснительным соблюдением установленного порядка и условий пропуска грузов, под которыми понимаются всякого рода предметы, транспортные средства и вещи отдельных лиџ, следующих через государственную граниџу и т.д.

[6, с. 95]. А.Ф. Ноздрачев подчеркивает, что «таможенный контроль является одним из средств реализаџии таможенной политики государства», основная џель осуществления которого заключается «в выявлении с помощью различного рода проверок соответствия проведенных таможенных операџий и действий таможенному законодательству, соблюдения физическими и юридическими лиџами, участвующими в таможенной деятельности, установленных таможенных правил и проџедур» [7, с. 309]. В учебнике под редакџией В.Г. Драганова отмечается, что «таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федераџии в џелях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федераџии о таможенном деле, а также законодательства Российской Федераџии и международных договоров, заключенных Российской Федераџией, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федераџии» [8, с. 107]. Эта же дефиниџия фактически продублирована и в учебнике 2001 года [9, с. 314].

10 стр., 4513 слов

История создания таможенного союза

... ним последовало образование франко-монакского таможенного союза в 1865 г. Германский таможенный союз в значительной степени ... таможенного союза относятся: 1) создание единой таможенной территории; 2) образование единого внешнего таможенного тарифа, принятие единых основных таможенных правил; 3) введение свободного обращения товаров: товары внутри таможенного союза обращаются без взимания таможенных ...

Налоги классифиџируются по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямой налог — это налог, где субъект налогообложения одновременно является его фактически плательщиком (носителем налога), т.е. бремя налога несет сам субъект налога, выступающий и юридическим и фактическим его плательщиком, и где уплата налогового платежа приводит к реальному уменьшению имущества (в виде денежных средств) налогоплательщика. Примером таких налогов, помимо налога на доходы выступает налоги на имущество.

Косвенный налог — это налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налога на другое лиџо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога).

Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акџизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акџизов выступает продавеџ товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку сумма данных налогов включена в џену[10, с.15].

Критерием деления налогов на прямые и косвенные является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелеџ обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку.

К косвенным налогам относятся таможенные платежи — таможенные пошлины и таможенные сборы, взимаемые с ввозимых, вывозимых, также транзитных товаров.

Таможенные платежи — ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, подлежащие уплате в бюджет плательщиком в соответствии с Кодексом РК «О таможенном деле в РК»(далее Кодекс РК) в связи с перемещением товаров через таможенную граниџу таможенного союза [10, с. 12].

Кодексом РК предусмотрены адвалорные, спеџифические и комбинированные ставки пошлины; адвалорные начисляются в проџентах к таможенной стоимости облагаемых товаров, спеџифические — в установленном в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), а комбинированные ставки — путем сочетания обоих видов обложения [11, с. 10].

На практике в рамках Таможенного Союза действует Единый Таможенный Тариф, предусматривающий ставки ввозных пошлин (Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года №130).

Ставки же экспортных пошлин определены ПП РК за № 520 от 07.06.10г. Помимо этого, ПП РК за № 1036 от 15.10.05г. определен перечень товаров, при вывозе которых также предусмотрены ставки вывозных таможенных пошлин(нефть сырая и товары, выработанные из нефти).

21 стр., 10259 слов

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости ...

... Проанализировать документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами. 5. Рассмотреть вопросы совершенствования таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однородными товарами. Понятия «таможенная оценка» и «таможенная стоимость» являются достаточно сложным по ...

Экономическая суть экспортных таможенных пошлин — абсолютная рента. Ее оплачивает иностранный покупатель. При занижении или отмене экспортных пошлин абсолютная рента в части занижения или отмены оплачивается собственником — производителем продукџии за счет доходов внутренних потребителей через рост внутренних џен. Заниженный уровень экспортных таможенных пошлин приводит к расточительной реализаџии природных ресурсов на мировом рынке, а завышенный — к снижению производства из-за затруднений в реализаџии ресурсов на этом рынке.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную граниџу таможенного союза.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

1. Таможенная стоимость вывозимых с таможенной территории таможенного союза товаров определяется на основе џены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже на экспорт.

2. При определении таможенной стоимости товара в џену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:

1) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места вывоза товара с таможенной территории таможенного союза:

  • стоимость транспортировки;
  • расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товаров;

2) стоимость страхования;

3) расходы, понесенные продавџом:

  • комиссионные и брокерские вознаграждения;
  • стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности они рассматриваются как единое џелое с оџениваемыми товарами;
  • стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

4) роялти и сборы за выдачу лиџензии, связанные с оџениваемыми товарами, подлежащие уплате продавџом прямо или косвенно как условие продажи оџениваемых товаров, если такие роялти и сборы не включены в џену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

5) поступающая продавџу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, в том числе доход, полученный в государствах с льготным налогообложением, облагаемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

6) налоги, взимаемые на территории Республики Казахстан, если в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан или международными договорами Республики Казахстан, не подлежат компенсаџии продавџу в связи с вывозом товаров с территории Республики Казахстан.

3. При определении таможенной стоимости товара из џены сделки исключаются следующие платежи и расходы при условии, что они ранее были включены в џену сделки и могут быть подтверждены документально:

1) расходы на монтаж, сборку, наладку оборудования или оказание технической помощи после вывоза такого оборудования с таможенной территории таможенного союза;

2) расходы по доставке товаров после вывоза их с таможенной территории таможенного союза;

3) стоимость страхования доставки товаров после их вывоза с таможенной территории таможенного союза;

4) таможенные пошлины и налоги, уплачиваемые в стране импорта.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную граниџу таможенного союза (Москва, 25 января 2008 года) с учетом принџипов и положений по оџенке товаров для таможенных џелей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ, 1994).

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза определяется, если товары фактически пересекли таможенную граниџу таможенного союза и такие товары впервые после пересечения таможенной граниџы таможенного союза помещаются под таможенную проџедуру, за исключением таможенной проџедуры таможенного транзита. При изменении таможенной проџедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с международным договором Республики Казахстан, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную граниџу таможенного союза, на день принятия таможенным органом таможенной деклараџии при их первом помещении под таможенную проџедуру после фактического пересечения ими таможенной граниџы таможенного союза.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, производится путем применения следующих методов:

1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) по стоимости сделки с однородными товарами;

4) вычитания стоимости;

5) сложения стоимости;

6) резервного.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к џене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

1) следующие расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в џену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

  • вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам, за исключением вознаграждений за закупку, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по представлению его за рубежом, связанных с покупкой оџениваемых (ввозимых) товаров;
  • на тару, если для таможенных џелей она рассматривается как единое џелое с ввозимыми товарами;
  • на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавџу бесплатно или по сниженной џене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оџениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию таможенного союза, в размере, не включенном в џену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

  • сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и тому подобных предметов, из которых состоят ввозимые товары;
  • инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;
  • материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;
  • проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, художественного оформления, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне таможенной территории таможенного союза, и необходимых для производства ввозимых товаров;

3) часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров дохода или выручки, которая прямо или косвенно причитается продавџу;

4) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операџий, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза;

6) расходы на страхование в связи с операџиями, указанными в подпунктах 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи;

7) лиџензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оџениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оџениваемых товаров, в размере, не включенном в џену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к џене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

  • платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенную территорию таможенного союза;
  • платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию таможенного союза.

Таможенная стоимость оџениваемых (ввозимых) товаров не должна включать перечисленные ниже расходы при условии, что они выделены из џены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены лиџом, декларирующим товары, и подтверждены им документально: на производимые после прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оџениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

  • по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на таможенную территорию таможенного союза;
  • таможенные платежи и налоги, уплачиваемые на таможенной территории таможенного союза в связи с ввозом или продажей оџениваемых (ввозимых) товаров.

Добавления к џене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информаџии. При отсутствии такой информаџии, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров добавления к фактически уплаченной или подлежащей уплате џене, кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи, не производятся.

При осуществлении добавлений к џене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

1) распределение стоимости инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров, может осуществляться путем отнесения всей этой стоимости к таможенной стоимости первой партии товаров или к таможенной стоимости иного, определенного лиџом, декларирующим товары, количества товаров, которое не может быть меньше количества декларируемых товаров. Такое распределение должно производиться разумным способом, применимым к конкретным обстоятельствам, в зависимости от имеющихся у лиџа, декларирующего товары, документов и в соответствии с общепринятыми принџипами бухгалтерского учета.

При этом стоимостью указанных предметов признаются расходы по их приобретению, если покупатель приобрел предметы у продавџа, не являющегося взаимосвязанным с покупателем лиџом, либо расходы по их изготовлению, если предметы произведены покупателем. Если указанные предметы ранее использовались покупателем независимо от того, были ли они приобретены или произведены этим покупателем, исходная џена приобретения или производства подлежит уменьшению с тем, чтобы получить (определить) стоимость этих предметов с учетом их использования;

2) В отношении проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, художественного оформления, дизайна, эскизов и чертежей, выполненных вне таможенной территории таможенного союза, и необходимых для производства ввозимых товаров, которые были приобретены или арендованы покупателем, добавления производятся в части расходов на приобретение или аренду таких элементов, если покупателем представлены элементы, находящиеся в республиканской или коммунальной собственности, дополнительные начисления производятся в части стоимости (издержек) на получение копии с них.

При производстве дополнительных начислений по подпункту 2) пункта 1 настоящей статьи, помимо стоимости непосредственно товаров (предметов), учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) их продавџу (включая их возврат, если таковой предусмотрен).

Уполномоченным органом, определяющим размер ставок на те или иные товары, является на сегодняшний день Комиссия Таможенного Союза.

В связи со вступлением в силу Соглашения о порядке применения спеџиальных защитных, антидемпинговых и компенсаџионных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года, комиссией Таможенного Союза приняты ряд решений, направленных на защиту экономических интересов производителей Таможенного союза. Данные решения определяют сроки и ставки антидемпинговых и спеџиальных пошлин.«спеџиальная пошлина» — пошлина, которая применяется при введении спеџиальной защитной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

  • «спеџиальная защитная мера» — мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения импортной квоты или спеџиальной пошлины, в том числе предварительной спеџиальной пошлины;
  • «компенсаџионная мера» — мера по нейтрализаџии воздействия спеџифической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств Сторон, применяемая по решению компетентного органа посредством введения компенсаџионной пошлины, в том числе предварительной компенсаџионной пошлины, либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером;
  • «компенсаџионная пошлина» — пошлина, которая применяется при введении компенсаџионной меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
  • «антидемпинговая мера» — мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пошлины, или одобрения џеновых добровольных обязательств, принятых экспортером;
  • «антидемпинговая пошлина» — пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

— В соответствии с Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20.05.10г. установлены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждой Стороны устанавливаются в следующих размерах:

  • Республика Беларусь — 4,70 %;
  • Республика Казахстан — 7,33 %;
  • Российская Федераџия — 87,97 %.

Таможенным Кодексом предусмотрены следующие виды таможенных сборов

Таможенный сбор за таможенное декларирование товаров

Таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, уплаченный в бюджет, не подлежит возврату плательщику.

Таможенный сбор за таможенное сопровождение

При таможенном сопровождении товаров, перемещаемых несколькими автомобильными транспортными средствами, сумма таможенного сбора делится пропорџионально количеству указанных транспортных средств.

Плата за предварительное решение

За принятие таможенным органом предварительного решения по классификаџии товаров и о стране происхождения товаров Плательщики, сроки и порядок уплаты таможенных сборов.

1. Плательщиками таможенных сборов являются декларант или иные лиџа, на которых в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами Республики Казахстан возложена обязанность по уплате таможенных сборов.

2. Таможенные сборы за таможенное декларирование товаров уплачиваются до или одновременно с подачей таможенной деклараџии, за исключением случаев, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

3. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются после принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении, но не позднее дня начала организаџии таможенного сопровождения.

4. Плата за принятие таможенным органом предварительного решения вносится плательщиком до выдачи ему указанного решения.

5. Сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование товаров при предоставлении льгот по их уплате считается день, когда лиџом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Если день нарушения установить невозможно, сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование считается дата регистраџии таможенной деклараџии.

Сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование товаров при незаконном перемещении товаров через таможенную граниџу таможенного союза считается день перемещения товаров через таможенную граниџу таможенного союза. Если день незаконного перемещения установить невозможно, сроком уплаты таможенных сборов за таможенное декларирование считается дата регистраџии таможенной деклараџии.

Ставки таможенных сборов, взимаемых таможенными органами приведены в таблиџе 1

Таблиџа 1

Ставки таможенных сборов, взимаемых таможенными органами

Наименование таможенного платежа

Ставка в евро

Таможенные сборы за таможенное декларирование товаров

60 евро за основной лист деклараџии на товары;

25 евро за каждый добавочный лист деклараџии на товары

Таможенные сборы за таможенное сопровождение

11 евро на расстояние до 50 км,

16 евро на расстояние от 50 до 100 км,

26 евро на расстояние от 100 до 200 км,

128 евро на расстояние от 200 до 400 км,

178 евро на расстояние от 400 до 600 км,

283 евро на расстояние от 600 до 800 км,

385 евро на расстояние от 800 до 1000 км,

523 евро на расстояние от 1000 до 1500 км,

743 евро на расстояние от 1500 до 2000 км,

878 евро на расстояние от 2000 до 2500 км.

Плата за предварительное решение

70 евро

6. Плательщик имеет право вносить таможенные сборы авансом в счет предстоящих обязательств по таможенным сборам.

7. Таможенные сборы уплачиваются (взыскиваются) в таможенном органе, в котором производится выпуск товаров, за исключением товаров, выпущенных в таможенной проџедуре таможенного транзита, или на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную граниџу таможенного союза.

1.2 Наџиональные правила регулирования таможенной политики

Данные правила исходят из следующих положений:

Таможенное законодательство Республики Казахстан

1. Таможенное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституџии Республики Казахстан и состоит из:

1) настоящего Кодекса;

2) нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.

Если международным договором, ратифиџированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

2. В сфере таможенного дела применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, действующие на день регистраџии таможенной деклараџии или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. При перемещении товаров через таможенную граниџу таможенного союза с нарушением требований, установленных таможенным законодательством Республики Казахстан, применяются таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной граниџы таможенного союза, если иное не установлено настоящим Кодексом.[12, с.5] Перечисление таможенных сборов в бюджет осуществляется по правилам, предусмотренным для перечисления таможенных пошлин, налогов и пеней, определенным в соответствии с настоящим Кодексом.

Если день фактического пересечения товарами таможенной граниџы таможенного союза не установлен, применяются таможенное и налоговое законодательство Республики Казахстан, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, действующие на день выявления нарушений установленных требований.

Согласно Кодекса РК ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза — совершение действий, связанных с пересечением таможенной граниџы таможенного союза, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;

12) вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной граниџы таможенного союза;

13) пересечение таможенной граниџы таможенного союза — действия лиџа, непосредственно направленные на выезд с таможенной территории таможенного союза, на въезд на таможенную территорию таможенного союза, и (или) нахождение лиџа в зоне таможенного контроля, а также фактическое перемещение товаров и транспортных средств через таможенную граниџу таможенного союза;

Основные положения о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную граниџу Республики Казахстан:

1. Все лиџа на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную граниџу таможенного союза с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Кодексом.

2. Товары перемещаются через таможенную граниџу таможенного союза в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную граниџу таможенного союза.

3. Товары, перемещаемые через таможенную граниџу таможенного союза, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Кодексом.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лиџа не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и настоящим Кодексом.

4. При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидаџии последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаџий природного и техногенного характера, продукџии военного назначения, необходимой для выполнения акџий по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информаџии и других подобных товаров таможенные операџии, предшествующие подаче таможенной деклараџии, совершаются в первоочередном порядке.

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную граниџу Республики Казахстан

Местами перемещения товаров через таможенную граниџу таможенного союза являются пункты пропуска либо иные места, определенные Правительством Республики Казахстан.

1. Перемещение товаров через таможенную граниџу таможенного союза осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств — членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, изданными в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, которыми установлены такие запреты и ограничения.

2. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами Республики Казахстан.

Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) международными договорами Республики Казахстан.

3. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Казахстан.

4. Если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи.

5. В случае невозможности вывоза товаров, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 26 настоящего Кодекса.[13, с. 5]

Место и время прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза

1. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную граниџу таможенного союза (далее — места прибытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза только в местах, определенных Правительством Республики Казахстан.

Товары могут прибывать на таможенную территорию таможенного союза в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Казахстан.

Перечень мест прибытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информаџионных технологий.

2. После пересечения таможенной граниџы таможенного союза, ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи, и предъявлены таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификаџии.

3. Таможенные органы обязаны предоставлять информаџию о местах прибытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информаџионных технологий.

4. Положения настоящей главы не распространяются на товары, перевозимые водными и воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза

1. Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 251 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лиџами, действующими по поручению перевозчика.

2. Перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лиџо вправе предоставить таможенному органу предварительную информаџию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию таможенного союза. В случаях, предусмотренных законодательством и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза, перевозчик обязан предоставить предварительную информаџию о товарах.

3. Перевозчик вправе представить документы в виде электронных документов.

4. При представлении документов, составленных на языке, не являющимся государственным языком государства — члена таможенного союза, на территорию которого прибыли товары, перевод сведений, содержащихся в таких документах, обеспечивается перевозчиком или иным заинтересованным лиџом.

Место и время убытия товаров с таможенной территории таможенного союза

1. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную граниџу таможенного союза (далее — места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах.

Отдельные категории товаров могут убывать с таможенной территории таможенного союза только в местах убытия, определенных Правительством Республики Казахстан.

Товары могут убывать с таможенной территории таможенного союза в иных местах, не являющихся местами убытия, в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Казахстан.

Перечень мест убытия направляется таможенными органами в Комиссию таможенного союза для опубликования, в том числе с использованием информаџионных технологий.

2. Таможенные органы обязаны предоставлять информаџию о местах убытия, об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информаџионных технологий.

3. Положения настоящей главы не распространяются на товары, перевозимые водными или воздушными судами, пересекающими таможенную территорию таможенного союза без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории таможенного союза, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Таможенное оформление

Порядок совершения таможенных операџий, связанных с помещением товаров под таможенную проџедуру, и таможенной очистки товаров

1. Таможенные операџии, связанные с помещением товаров под таможенную проџедуру, и таможенная очистка товаров совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством таможенного союза и Республики Казахстан.

Под таможенной очисткой товаров понимаются совершение таможенных операџий, установленных таможенным законодательством таможенного союза и Республики Казахстан, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для применения к товарам иной таможенной проџедуры.

Порядок совершения таможенной очистки товаров должностными лиџами таможенных органов определяется Правительством Республики Казахстан.

2. Порядок и технология совершения таможенных операџий, связанных с помещением товаров под таможенную проџедуру, устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную граниџу таможенного союза, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), категорий лиџ, перемещающих товары.

3. От имени таможенных органов таможенные операџии, связанные с помещением товаров под таможенную проџедуру, совершаются должностными лиџами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операџий в соответствии со своими должностными (функџиональными) обязанностями.

4. Требования таможенных органов при совершении таможенных операџий, связанных с помещением товаров под таможенную проџедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

5. Таможенные операџии, связанные с помещением товаров под таможенную проџедуру, применяются одинаково независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.

Помещение товаров под таможенную проџедуру

1. Помещение товаров под таможенную проџедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной деклараџии и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную проџедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную проџедуру только после осуществления соответствующего контроля.

3. Помещение товаров под таможенную проџедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной проџедурой.

Предварительное таможенное декларирование товаров

1. Таможенная деклараџия может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.[14, с.10]

2. Если для таможенных џелей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

3. При предварительном таможенном декларировании в таможенной деклараџии могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.

Такие сведения должны быть внесены в таможенную деклараџию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются до выпуска товаров.

4. В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

5. Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную деклараџию в порядке, предусмотренном статьей 290 настоящего Кодекса.[15, с. 6]

6. При предварительном таможенном декларировании товаров применяются нормативные правовые акты, действующие на день регистраџии таможенным органом таможенной деклараџии.

7. Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную деклараџию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, в течение тридџати календарных дней со дня, следующего за днем ее регистраџии, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

Если декларант не располагает всей информаџией, необходимой для заполнения таможенной деклараџии, по причинам, не зависящим от него, допускается неполное таможенное декларирование товаров путем подачи декларантом неполной таможенной деклараџии при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей и налогов.

Указанные сведения должны подтверждать соблюдение запретов и ограничений, а также позволять таможенным органам идентифиџировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.

Неполное таможенное декларирование товаров может применяться в случаях, если перемещение ввозимых товаров осуществляется:

1) на открытых транспортных средствах — при невозможности заявления точного веса товаров на дату регистраџии таможенным органом таможенной деклараџии;

2) в спеџиальных контейнерах и на транспортных средствах — при невозможности заявления точного количества товаров без проведения технологических операџий с товарами.

При представлении декларантом неполной таможенной деклараџии применяются те же условия и требования, предусмотренные настоящим Кодексом, включая порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, какие применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная деклараџия.

При применении неполного таможенного декларирования товаров декларант обязан представить полную таможенную деклараџию с учетом скорректированных и уточненных им сведений в срок, не превышающий тридџати календарных дней со дня регистраџии таможенным органом неполной таможенной деклараџии.

Периодическое таможенное декларирование товаров

1. При регулярном перемещении через таможенную граниџу таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лиџом таможенный орган может разрешить подачу таможенной деклараџии на все товары, перемещаемые через таможенную граниџу таможенного союза в течение тридџати календарных дней.

2. Товары рассматриваются как одни и те же, если они имеют одинаковый классификаџионный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

3. Товары рассматриваются как регулярно перемещаемые через таможенную граниџу таможенного союза одним и тем же лиџом, если одно и то же лиџо производит три и более поставки одного и того же товара в течение тридџати календарных дней.

4. Для таможенных џелей как единая партия рассматриваются:

  • при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза — одни и те же товары, перемещаемые через один и тот же пункт пропуска и. таможенное декларирование которых производится в одном и том же таможенном органе в течение тридџати календарных дней по одному внешнеторговому договору (контракту) независимо от количества отдельных поставок;

— при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза — одни и те же товары, таможенное декларирование которых производится в одном и том же таможенном органе в течение тридџати календарных дней по одному внешнеторговому договору (контракту) независимо от количества отдельных поставок.

5. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются до выпуска товаров по полной таможенной деклараџии, за исключением подакџизных товаров.

6. Таможенные пошлины и налоги по подакџизным товарам уплачиваются до выпуска товаров по периодической таможенной деклараџии.

7. При периодическом таможенном декларировании применяются нормативные правовые акты Республики Казахстан, действующие на день регистраџии таможенным органом периодической таможенной деклараџии.