Обеспечение безопасности при авариях на водном транспорте

Контрольная работа

Водный транспорт определяется исключительной экономичностью перевозок морем самой широкой номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60% всего мирового грузооборота, так как основную часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле можно перевезти только морем. Воды Мирового океана бороздят около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов (туристских и прогулочных катеров, парусных яхт, ботов и др.).

Ежесуточно в морях и океанах находится 30 тыс. судов, численность экипажей которых превышают 1 млн. человек. При таких масштабах использования водных транспортных средств сложно избежать возникновения различных ЧС. Совершенствование и создание новых систем управления кораблями. навигационного оборудования и средств связи позволяют не превышать примерно стабильное количество ежегодных аварий и катастроф на водном транспорте. По данным лондонского классификационного общества — Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнут 300-400 судов, аварию терпит свыше 8 тыс. судов (общим тоннажем более 600 тыс. т).

В кораблекрушениях ежегодно погибает порядка 200 тыс. человек. Почти каждый третий корабль возвращается в порт после длительного рейса с поломками или повреждениями оборудования, механизмов или корпуса.

Цель работы:

  • направленной на создание и внедрение необходимых организационных и технических мер в судоходных компаниях по улучшению технического обслуживания своих судов и обеспечению безопасности мореплавания;
  • обеспечение полного и неукоснительного выполнения требований международной конвенции ПДМНВ-78 с поправками при подготовке экипажей судов;

Задачи:

  • улучшение подготовки кадров, организации труда плавсостава и организации службы на судах;
  • усовершенствовать систему обеспечения безопасности движения через морские порты;
  • повышение технических требований к судам старше 15 лет, направленных на обеспечение необходимых параметров прочности конструкций корпусов судов и эксплуатационной надежности оборудования и систем и создание системы утилизации судов при достижении ими предельного возраста (20 лет и более) в сочетании с неудовлетворительным техническим состоянием;
  • внедрение учебных тренажеров и обязательной тренажерной практики;
  • создание современной нормативно-правовой базы обеспечения безопасности мореплавания;

1. Понятие аварии на водном транспорте

Авария на морских (речных) судах — опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде.

13 стр., 6031 слов

Экологическая безопасность на транспорте

... Экологическая безопасность на транспорте, Экологическая ситуация и природоохранная деятельность в транспортном комплексе транспорт экологический безопасность Природоохранная деятельность на транспорте становится все более важным направлением работы ... по установлению региональных норм экологической безопасности автотранспортных средств с учетом экологической ситуации (разрабатываются в 2000 ...

Правила поведения на водном транспорте

Пассажиру на судне рекомендуется:

  • ознакомиться с судовыми инструкциями и памятками;
  • изучить и запомнить все пути выхода от каюты до верхней палубы и спасательных средств;
  • выяснить, где находятся запасные выходы, где хранятся индивидуальные средства спасения, и научиться пользоваться ими;
  • запомнить знаки и сигналы тревожного оповещения.

Пассажиру запрещается:

  • избегать судовых учебных тревог;
  • перекладывать индивидуальные средства спасения и использовать их не по назначению;
  • отключать громкоговорящую судовую трансляцию.

1 шаг

Речной или морской транспорт- это вид транспорта, который осуществляет переправление пассажиров или грузов с помощью транспортировки по водным путям, рекам, озерам, каналам и морям. Существует и океанический транспорт, с помощью которого можно переправится на другой континент.

Подробности о том, что из себя представляет речной транспорт можно увидеть по ссылке.

2 шаг

Итак, вы путешествуете по воде. На каждом правильном судне присутствует инструкция, в которой описан план действий, пути эвакуации, места размещения спасательных жилетов и спасательных шлюпок на борту. Если вы таких инструкций не обнаружили, или выяснить наличие спасательных жилетов затруднительно, то лучше пассажиром этого судна не быть.

3 шаг

Помните, что вступая на борт судна, вы оказываетесь на территории обособленной транспортной единицы и поступаете в распоряжение капитана судна. А это значит, что вы должны безоговорочно подчиняться его указаниям или указаниям его помощника, и соблюдать дисциплинарные обязанности, которые прописаны на судне. Ваше путешествие зависит от того, как капитан организует плавание.

4 шаг

После того, как вы расположились в каюте, внимательно ознакомьтесь с инструкциями, посвященными безопасности судна и его пассажиров. Проверьте наличие спасательного жилета и его пригодность. Спасательные жилеты размещают в ящиках под спальными местами, в шкафах или на полках в каюте.

5 шаг

Если на борту судна возникла чрезвычайная ситуация, четко выполняйте указания капитана, его помощников и экипажа судна, избегайте паники. Воспользуйтесь спасательным жилетом. При необходимости эвакуации первыми покидают борт дети, женщины, больные или раненные люди.

6 шаг

Каждое судно укомплектовано спасательными кругами. Спасательный круг – это средство оказания помощи утопающему, он изготовлен из твердых, прочных материалов, которые не тонут, и чаще всего имеет форму бублика. Спасательный круг должен быть окрашен в яркий цвет, иметь надпись – название судна и порт приписки, На круге закреплён специальный трос, называемый леером. Если вы увидели человека за бортом, немедленно сообщите об этом капитану судна (громкий выкрик “человек за бортом!” передается от человека к человеку) и бросьте спасательный круг на воду.

10 стр., 4706 слов

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного ...

... угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. рассмотреть субъект и субъективную сторону анализируемого преступления. проанализировать проблемы квалификации преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ). 1 Общая характеристика преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо ...

2. Причины возникновения аварий на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит не под воздействием сил стихии (ураганы, штормы, туманы, льды), а по вине людей. Их ошибки делятся на допущенные при проектировании, строительстве судов и их эксплуатации. Подавляющее число ЧС возникает в последнем случае. Использование новейшего навигационного и радиолокационного оборудования на судах не приводит к уменьшению числа столкновений между ними. Это объясняется ростом количества кораблей торгового, рыболовного, пассажирского и военного флотов, увеличением их скорости, тоннажа и габаритов, уплотнением графиков движения.

Основными причинами аварийности на водном транспорте являются:

  • техническая непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки;
  • нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования;
  • судоводительские ошибки;
  • нарушения правил пожарной безопасности и требований нормативных документов по безопасности перевозок грузов.

3. Классификация аварий на водном транспорте

  • кораблекрушение — гибель судна или его полное разрушение;
  • авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов);
  • аварийное происшествие.

Виды аварий на водном транспорте

Нарушение ППСС ( Правила предупреждения столкновений судов)

  • Столкновение с другим судном или объектом
  • Стихийное бедствие и плохие погодные условия
  • Конструкционные ошибки
  • Выход из строя оборудования
  • Плохая остойчивость судна
  • Возгорание на судне
  • Навигационные ошибки
  • Человеческий фактор, пренебрежение правилами «хорошей морской практики»

Нарушение ППСС ( Правила предупреждения столкновений судов)

Наиболее распространенным и тяжелым видом аварий на море является столкновение судов. Такие аварии нередко сопровождаются человеческими жертвами, большими убытками, порой гибелью судна. Правила для расхождения судов начали применяться давно. Однако только с 1889 г. они приобрели законную силу международного документа.

Правила содержат 31 правило, объединенные в шесть частей: А — «Предварительные замечания и определения»; В — «Огни и знаки»; С — «Звуковые сигналы и управление судном при ограниченной видимости»; Д — «Правила маневрирования»; Е — «Звуковые сигналы для судов, находящихся на виду друг у друга»; F — «Разное».

За последние годы морские державы предприняли целый ряд мероприятий, направленных на борьбу со столкновениями судов. Так, например, в оживленных местах судоходства были обставлены буями и вехами фарватеры для движения судов в различных направлениях. Практика показала, что в узкостях с интенсивным движением морского транспорта, где были установлены рекомендованные фарватеры, столкновения отмечались значительно реже.

Столкновение с другим судном или объектом

4 стр., 1781 слов

Аварии на водном транспорте

... аварий на водном транспорте: кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение; авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов); аварийное происшествие. Виды аварий на водном транспорте, Нарушение ППСС ( Правила предупреждения столкновений судов) Столкновение ...

Столкновение представляет собой соударение с другим судном либо в процессе движения обоих вступивших в физический контакт судов, либо с судном, стоящим на якоре или находящимся на мели. К столкновениям относят и соударение судна с отдельно стоящим в море сооружением — нефтебуровой платформой, вышкой и т.п. (одна из из получивших широкий общественный резонанс аварий этого вида анализируется в повести «Гранд-дама океана»).

Столкновение с подводным препятствием подразумевает соударение судна с затонувшим судном (независимо от того, находится ли оно на дне моря, достигает поверхности воды или плавает в погруженном состоянии), его частями или другими наблюдаемыми на поверхности воды предметами (затопленное дерево, кит, железобетонный массив и т.п.).

Такое столкновение рассматривается как авария, если причинен ущерб судну — его наружной обшивке, элементам набора, винторулевому комплексу и т.д.

Большое влияние на остойчивость оказывают подвижные, т.е. незакрепленные, а также жидкие и сыпучие грузы, имеющие свободную (открытую) поверхность. При наклонении судна эти грузы начинают перемещаться в сторону крена и, как следствие, центр тяжести всего судна уже не будет находиться в неподвижной точке G, а начнет тоже перемещаться в ту же сторону, вызывая уменьшение плеча поперечной остойчивости, что равносильно уменьшению метацентрической высоты со всеми вытекающими из этого последствиями. Для предотвращения таких случаев все грузы на судах должны быть закреплены, а жидкие или сыпучие должны быть погружены в емкости, исключающие всякое переливание или пересыпание грузов.

Возгорание на судне. Во времена парусного флота, когда корабли строили из дерева, их такелаж, прописанный смолой, паруса и сам корпус судна при соприкосновении с огнем мгновенно загорались, пламя в течение нескольких минут охватывало все судно, и обычно борьба людей с огнем оказывалась бесполезной. Люди, если это им удавалось, покидали обреченное судно, уходя в море на шлюпках.

Появление в начале прошлого века паровых судов еще больше увеличило число случаев гибели судов от пожаров. Первые паровые машины и котлы на морских судах были далеки от совершенства. Примитивная конструкция котлов и небрежное обращение с ними являлись наиболее распространенными причинами судовых пожаров.

Прежде чем перейти к описанию случаев пожаров на современных пассажирских судах, расскажем о наиболее тяжелых катастрофах из-за огня на море в прошлом веке. Вот краткая хроника этих трагичных происшествий.

Успешный исход борьбы с пожаром на судне во многом зависит от четкой работы главной машины, вспомогательных механизмов, в том числе и пожарных насосов. Выход же из строя самого машинно-котельного отделения уже исключает подачу воды под давлением в системы водяного и химического пожаротушения, а также применение пара и в некоторых случаях ряда других средств.

Чтобы избежать подстерегающих мореплавателя опасностей, необходимо точно соблюдать правила и действия, выработанные многовековой морской практикой. Так называемая обычная морская практика требует от судоводителя умения сочетать свои действия, основанные на знаниях и опыте, с благоразумием и осторожностью во избежание происшествий в обычных, сравнительно простых условиях.

Управление судном в сложных условиях или при ликвидации последствий какого-либо происшествия предъявляют к судоводителю требования гораздо большие. Здесь нельзя пренебречь ни малейшей возможностью соблюсти любую предосторожность. В этом и заключается сущность хорошей морской практики, которую можно проиллюстрировать известным штурманским правилом—всегда считать себя ближе к опасности, чем на самом деле. Иначе говоря, хорошая морская практика — это совокупность ряда широко известных в распространенных морских обычаев, неуклонно выполняемых всеми судоводителями. Они носят в основном технический характер и дают образец действии помогающих точно и правильно, с учетом всех фактических обстоятельств выполнить необходимые маневры.

6 стр., 2973 слов

Тушение пожаров на морских и речных судах

... для подачи воды и буксировки горящего судна или соседних судов; поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), караванным капитаном, оперативным штабом, пожарными и спасательными судами. При тушении пожаров на судах необходимо прежде ...

4. Правила поведения при аварии на водном транспорте