Логистическая цепь доставки груза

Контрольная работа

Содержание

Введение

Процесс органического срастания транспорта со сферами производства и потребления, вызванный социально-экономическими потребностями современного общества, приводит к превращению транспорта в звено единой системы «производство — транспорт — распределение». В условиях открытого рынка и децентрализованного управления процессами производства, транспортировки и распределения товаров эта система представляет собой совокупность объектов, связанных между собой в основном горизонтальными связями. Такую систему принято называть логистической цепью.

Объектом оптимизации является вся совокупность технических средств, включенных в процесс доставки грузодвижения и реализующих цели логистики на основе соответствующих технологических процессов и операций.

Целью выполняемой контрольной работы является оптимизация транспрортно-логистической системы.

Исходные данные

Род груза: металлоизделия (трубы в пачках)

Грузоотправитель: Хабаровский завод металлоизделий

Грузополучатель: Моряковская РЭБ

Количество перевозок: 5 000 тонн

Текущие расходы по флоту: З х.общ = 3000 руб/час

З ст.общ = 1300 руб/час

Длительность навигационного периода: tэ = 110 сут.

Период потребления груза: Т потр = 250 сут.

Т сут = 14 час — продолжительность работы кранов в сутки на перегрузочных работах;

к доп = 0,7 — коэффициент, учитывающий перерывы в работе механизмов;

К з = 0,3 — коэффициент, учитывающий условия хранения груза;

  • b = 0,2 — эмпирический коэффициент;

Нагрузка тоннажа по отправлению: P =0,6

a = 3 — коэффициент, учитывающий скорость течения реки, при движении составов вниз.

Для определения суточных норм погрузки — выгрузки условно выбираем для перевозки металлоизделий грузовое несамоходное судно открытого типа грузоподъемностью 1000 тонн, и по справочнику судо-часовых норм для судов речного флота находим

§ СЧН — 22

Б погр = 38 т/ч.

Б выгр = 37 т/ч.

1. Характеристика материального потока (груза)

Трубы выпускаются из стали и чугуна различных диаметров, масс и длин. По назначению делятся на водопроводные, канализационные и буровые.

Физико-химические свойства труб:

37 стр., 18456 слов

Перевозка грузов Ж.Д. транспортом

... половины вместимости четырехосного вагона. К перевозке малотоннажными отправками допускаются все тарные и штучные грузы, кроме скоропортящихся. Групповой ... учитывать при разработке условий хранения и транспортировки грузов. Грузы, поступающие на транспорт, подразделяются на сырье, полуфабрикаты продукция). Классификацию грузов по признакам с целью разработки общих по группам условий перевозок ...

  • подвержены коррозии;
  • обладают хорошими прочностными качествами, однако требуют соблюдения допустимых нагрузок на 1 м 2 площади, особенно для труб большого диаметра;
  • не оказывают вредного воздействия на материалы и расположенные рядом грузы;
  • опасны в отношении смещения в судне (особенно трубы большого диаметра);
  • при укладке в трюмах требуют применения специальной технологии погрузки, мер предосторожности, соблюдения укладки и крепления груза для предотвращения перемещения в трюме.

Трубы малых размеров упаковывают в ящики, длинные трубы малого диаметра поставляют в связках, большого диаметра перевозят без упаковки.

Трубы с резьбой на концах должны иметь муфты для защиты резьбы от повреждения.

Погнутые, поврежденные или покрытые коррозией трубы к перевозке не принимаются.

При хранении располагают на ровном основании и закрепляют.

Существует несколько способов укладки, которые зависят от вида труб.

Трубы бывают с фланцами на обоих концах, с фланцем на одном конце, с внешней нарезкой на одном и обоих концах, без фланцев и без нарезки. Трубы, имеющие по два фланца, укладывают в шахматном порядке так, что все фланцы располагаются в одной вертикальной плоскости. Для того, чтобы трубы не раскатывались, между ними помещают деревянные прокладки.

Трубы с одним фланцем можно укладывать методом, описанным выше, с применением прокладок на тех концах, где нет фланцев. Можно также укладывать их, направляя концы с фланцами в разные стороны.

Трубы без фланцев укладываются вплотную одна к одной. В следующем ярусе — так, чтобы каждая труба попадала в ложбинку между двумя соседними трубами нижележащего яруса.

При перевозке труб большого диаметра грузоподъемность судна недоиспользуется.

Для того чтобы разные партии не были смешаны при транспортировке и хранении, каждая партия должна иметь маркировку, наносимую несмываемой краской или бирки.

Трубы принимаются к перевозке счетом мест (связок или отдельных труб большого диаметра), аналогичным способом трубы принимаются с судна в пункте назначения и при выдаче их получателю.

2. Схема доставки груза

3. Описание технологии доставки груза

логистический транспортировка груз издержки

Хабаровский завод металлоизделий имеет подъездные железнодорожные пути.

Первой операцией в месте производства будет хранение груза на открытом складе, далее идет погрузка груза в ж/д полувагоны со склада козловыми кранами с помощью грузовых стропов. Ж/д полувагоны формируются в маршруты и следуют до речного порта Томск Грузовой, который имеет подъездные ж/д пути. В порту производится выгрузка груза портальными кранами с помощью грузовых стропов на открытый склад.

Металлоизделия хранятся на складе до момента погрузки их в речные суда. Портальным краном с помощью грузовых стропов груз грузится в грузовые несамоходные баржи-площадки, которые формируются в маршруты и следуют водным путем по реке Томь вниз по течению до п. Моряковский (общая протяженность водного пути 36 км.) В п. Моряковский груз выгружают портальным краном с помощью грузовых стропов на открытый склад получателя.

Состав логистических операций, технических средств доставки и их параметры приведены в таблице 1.

4. Логистическая система (цепь) доставки груза

Таблица 1

Операции

Технические средства

Параметры

1.Хранение в месте производства

отрытый склад

емкость, тыс. т

2.Погрузка в ж/д полувагоны

козловой кран

грузоподъемность, т

3.Перевозка по железной дороге

ж/д полувагоны

грузоподъемность, т

4.Выгрузка на склад порта отправления

портальный кран

грузоподъемность, т

5.Хранение в порту отправления

открытый склад

емкость, тыс. т

6.Погрузка в суда

портальный кран

грузоподъемность, т

7.Перевозка по водному пути

баржа-площадка

грузоподъемность, т

8.Выгрузка на склад получателя

портальный кран

грузоподъемность, т

Таким образом, логистическая цепь (система) доставки металлоизделий включает в себя четыре логистические операции:

  • хранение, погрузка, перевозка, выгрузка;

и состоит из технических средств:

открытый склад, ж/д полувагоны, козловой кран, портальный кран, грузовое несамоходное судно.

Оптимизации подлежат — грузоподъемность подвижного состава, емкость склада и производительность перегрузочных машин.

5. Обоснование оптимальных параметров технических средств

Критерием оптимизации логистической цепи (грузоподъемность Q, количество кранов в пункте выгрузки n , емкость складов в пункте выгрузки Е ) служат полные экономические издержки З .

а) оптимальное значение грузоподъемности Q :

б) оптимальное число перегрузочных средств в пункте выгрузки:

на выгрузке используется портальный кран грузоподъемностью 5 т. Количество таких кранов для выгрузки металлоизделий из судов определим, исходя из необходимости освоения суточного поступления груза:

В результате расчетов выяснилось, что для выгрузки навигационного грузооборота металлоизделий на причалы порта достаточно одного портального крана грузоподъемностью 5 т.

в) емкость склада в порту выгрузки

По диспетчерскому справочнику выбираем подходящее нам по характеристикам несамоходное судно-площадку, самое близкое по грузоподъемности к расчетному значению оптимальной загрузки для нашего варианта.

Таблица 2 Технические характеристики сухогрузной баржи проекта № 257

Характеристика

Значение

Номер проекта

257

Класс Речного Регистра

Р

Грузоподъемность, т

200,0

Габаритные размеры:

длина, м

ширина, м

37,81

8,41

Осадка:

с полной загрузкой, м

порожнем, м

1,09

0,28

Полезная площадь палубы, м 2

226,0

Таблица 3 Техническая характеристика козлового крана 5 т

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

Грузоподъемность

т

5

Пролет крана

м

12 — 32

Высота: подъема крюка

м

9

Скорость:

подъема

передвижения крана

м/с

м/с

0,13

0,5

Мощность электродвигателей

кВт

17,4

Масса крана

т

16,5

Таблица 4 Техническая характеристика крана портального КПП 5-3-10,5

Характеристика

Значение

Грузоподъемность, т

5,0

Вылет стрелы, м

наибольший

наименьший

30,0

8,0

Колея портала, м

10,5

Высота подъема над головкой подкранового рельса, м

23,5

Глубина опускания ниже головки подкранового рельса, м

20,0

Скорость подъема, м\мин

70,0

Скорость изменения вылета стрелы, м\мин

43,0

Скорость передвижения крана, м\мин

35,0

Частота вращения, 1\мин

1,6

Таблица 5 Технические характеристики полувагона

Тип вагона

Полувагон 4-осный, цельнометаллический, с глухим полом

Модель

12-1505

Грузоподъёмность

69 т

Объём кузова

76 м 3

Высота габаритная, м

3,48

Внутренние размеры кузова:

— длина

— ширина

— высота

12,70 м

2,88 м

2,06 м

Длина по осям сцепления автосцепок

13,92 м

6. Описание типового технологического процесса

Код и название груза — 2306 металлические трубы в пачках

Коды и названия операций:

031 — хранение на складе производителя

место выполнения — открытый склад Хабаровского завода металлоизделий;

061 — погрузка со склада отправителя на ж/д транспорт

место выполнения — открытый склад Хабаровского завода металлоизделий;

048 — перевозка ж/д транспортом;

093 — выгрузка с ж/д транспорта на склад порта отправления;

  • место выполнения — Томский речной порт, причал тарно-штучных грузов;

033 — хранение на складе в порту отправления

место выполнения — открытый склад Томского речного порта;

053 — погрузка на ВВТ в порту

место выполнения — Томский речной порт, причал тарно-штучных грузов;

047 — перевозка водным транспортом;

082 — выгрузка с ВВТ на склад получателя

место выполнения — причал Моряковской РЭБ.

Коды и названия технологий

2306. 031 — хранение груза на складе производителя

2306. 061 — погрузка груза со склада на ЖДТ

2306. 048 — перевозка груза ЖДТ

2306. 093 — выгрузка груза с ЖДТ на склад порта отправления

2306. 033 — хранение груза на складе в порту отправления

2306. 053 — погрузка груза на ВВТ в порту отправления

2306. 047 — перевозка груза ВВТ

2306. 082 — выгрузка груза с ВВТ на склад получателя

Характеристика грузовых единиц: груз штучный открытого хранения.

Характеристика подвижного состава: для перевозки штучных грузов используются сухогрузные несамоходные баржи-площадки грузоподъемностью 200 т, железнодорожные полувагоны грузоподъемностью 69 т.

Схемы размещения грузов в подвижном составе и на складах: тарно-штучные грузы транспортируют (ВВТ и ЖДТ) в соответствии с Правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта.

7. Контрольные вопросы

7.1 Сущность транспортной логистики

Перемещение грузов

Функция транспортировки определяет главную ее цель — доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие основные факторы:

  • способность транспорта реализовывать основную идею логистики — создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему: «снабжение — производство — распределение — потребление»;
  • неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
  • высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50 % в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
  • высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок)
  • наличие большого числа транспортно — экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

Главным принципом транспортной логистики, как и всей логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов.

Транспорт является не просто одним из элементов логистики, а основным средством, с помощью которого логистика, независимо от ее масштабов, выражается в жизни.

По своей природе возникновение логистических процессов характеризуется в условиях рыночных отношений большой степенью неопределенности. Грузоотправители прибегают к услугам транспортных структур при возникновении определенной потребности. В то же время управление микро- и макрологистическими процессами предполагает, что перевозки должны также планироваться как и производство продукции. Транспорт становится частью управления выпуском и реализацией товаров, так как процесс воспроизводства предполагает удовлетворение текущих потребностей покупателей. Развитие рыночных отношений стимулирует развитие процессов производства, а это ведет к увеличению количества транспортных связей и ужесточению требований к его надежности.

Исходя их этого, в структуризации макрологистических систем приоритетное внимание уделяется транспорту, управление которым выделяется часто в отдельный блок, получивший название транспортной логистики. Транспортная логистика основывается на оптимальном сопряжении экономических процессов отправителя, производящего материальные потоки, получателя и комплекса транспортных систем.

Одной из особенностей транспортной логистики является комплексное использование подвижного состава всеми тремя участниками продвижения материальных потоков.

Генеральной функцией транспортной логистики является управление материальными потоками по всей протяженности логистических каналов, от источника генерации до места назначения.

Целью транспортной логистики является продвижений материальных потоков до потребителя строго по графику в установленное время, с минимальными затратами для всех участников товародвижения.

Чтобы этого добиться, нужно чтобы производственно — транспортные и транспортно-сбытовые процессы были сопряжены по максимуму параметров на основе интеграции снабжения, производства, транспорта, сбыта, потребления и информационной среды.

Предметом транспортной логистики является совокупность задач, связанных с оптимизацией потоковых процессов:

  • оптимизация вида и типа транспортных средств;
  • совмещение элементов различных транспортных систем;
  • комплексное планирование транспортно-складских и производственных процессов;
  • рационализация маршрутов продвижения материальных потоков;
  • интеграция транспортных и складских процессов в единый технологический алгоритм.

7.2 Технологический процесс грузовой перевозки

Технологический процесс грузовой перевозки — это система грузовых и коммерческих операций по приему, подготовке, отгрузке и доставке продукции потребителям.

Типовой технологический процесс устанавливает содержание, продолжительность, место, время и рациональную последовательность выполнения логистических операций по обработке и обслуживанию грузовых единиц и подвижного состава на всем пути следования груза и форму ответственности за их выполнение.

7.3 Транспортная технология

Транспортная технология — совокупность методов обработки и обслуживания грузовых единиц и подвижного состава, осуществляемых в процессе грузовой доставки.

Переход к типовому технологическому процессу требует классификации видов перевозок. Это делается с применением системы классификации и кодирования.

Код транспортной технологии может быть записан в виде кодовых обозначений.

Каждый вид перевозки имеет свою специфику, но существует общая технико-технологическая основа в виде унифицированных единиц (операций, технических средств и схем их осуществления), то есть каждую перевозку можно описать в последовательности: операция — средства — схема.

Транспортные технологии классифицируются:

1) по степени охвата процесса грузовой перевозки (полные, неполные);

2) по функциям (основные, вспомогательные);

3) по содержанию (движенческие, перегрузочные);

4) по месту выполнения (путевые, причальные, рейдовые);

5) по роду груза (универсальные, специализированные);

6) по виду сообщения;

7) по степени (типовые, разовые).

Описание транспортной технологии должно включать в себя:

1) код и название груза;

2) код и название операции;

3) наименование места выполнения;

4) характеристику грузовых единиц;

5) характеристику подвижного состава;

7) характеристику применяемых средств, устройств, приспособлений;

8) требования по сохранной и безопасной доставке;

9) нормативы нагрузки, времени и производительности;

10) методические указания по выбору технических средств;

11) описание технологических и технических средств, способов и правил обслуживания грузовых единиц и подвижного состава;

12) правила и условия выполнения транспортно-логистических операций;

13) таблицы, схемы, графики, технологические циклы.

7.4 Принципы транспортной классификации грузов

Для классификации и кодирования грузы необходимо объединить в классы, близкие по своим транспортным характеристикам. Номенклатура должна быть единой для всех видов транспорта.

На основании анализа существующих классификаций грузов можно выделить 5 видов грузов, каждый вид делится на классы, каждый класс делится на группы:

1) наливные грузы:

  • нефтепродукты;
  • сжиженные газы;
  • пищевые продукты;

2) штучные грузы:

  • лесные;
  • тарно-штучные закрытого хранения;
  • тарно-штучные открытого хранения;
  • опасные грузы;

3) навалочно-насыпные грузы:

  • закрытого хранения;
  • открытого хранения;

4) крупногабаритные грузы:

  • контейнеры;
  • прочие грузы;

5) живые грузы.

7.5 Транспортно-логистические операции и их классификация

Логистическая операция — совокупность действий по преобразованию материальных потоков.

С каждой грузовой единицей выполняются те или иные транспортные операции (погрузка, перевозка, выгрузка).

Код транспортной операции может быть представлен в виде трехзначного числа, где первые две цифры обозначают вид работ, а последняя — место или средство их производства.

Таблица 6 Классификация и кодирование транспортно-логистических операций

Виды работ

Место (средство) производства операции

склад

порт

станция

Вид транспорта

отпр.

получ.

отпр.

назнач.

отпр.

назнач.

ВВТ

ЖДТ

АВТ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

01 формир-ние ГМ

011

013

015

02 расформир-ние ГМ

022

024

026

03 хранение

031

032

033

034

035

036

04 перевозка

047

048

049

05 погрузка ВВТ

051

053

057

06 погрузка ЖДТ

061

063

064

065

066

07 погрузка АВТ

071

073

074

075

076

077

08 выгрузка ВВТ

082

084

087

09 выгрузка ЖДТ

092

093

094

095

096

10 выгрузка АВТ

102

103

104

105

106

11 перевалка ЖДТ/ВВТ

113

114

12 перевалка АВТ/ВВТ

123

124

13 добыча НСМ

133

14 сортировка

141

143

145

7.6 Этапы формирования транспортно-логистических систем

Главной задачей формирования логистической системы является разработка типового технологического процесса грузовой перевозки. Решение задачи включает в себя следующие этапы:

1) классификация и описание свойств груза;

2) подготовка к перевозке;

3) основные требования к перевозке;

4) типы подвижного состава и условия загрузки;

5) технология и организация движения;

6) технология грузовых работ;

7) технология и организация хранения грузов;

8) особенности перевозки отдельных грузов.

7.7 Критерии обоснования транспортно-логистических систем

Логистическая система — совокупность элементов вовлеченных во взаимодействие в целях реализации потребностей в товаре. В условиях транспортного рынка логистическая система может быть представлена набором самых разнообразных технических средств.

Задачей оптимизации логистической системы является обоснованный выбор совокупности элементов и их взаимосвязи.

Критерием обоснования выступают полные экономические издержки по всему процессу перемещения материального потока, включающие в себя текущие издержки, а также издержки неиспользованных возможностей собственного капитала.

Однако существуют определенные трудности методического характера. В первую очередь: многообразие параметров характеризующих работу технических средств.

Таким образом, для обоснования логистической системы необходимо перейти к универсальному параметру функционирования технических средств. В качестве универсального параметра работы технических средств, входящих в логистическую систему может быть принята производственная мощность как потенциальная способность движения и преобразования материального потока в единицу времени.

7.8 Методы расчета основных параметров логистической системы

Критерием оптимизации основных параметров логистической системы служат полные (интегральные) экономические издержки З , включающие в себя текущие издержки U , а также издержки неиспользованных возможностей собственного капитала К .

где Р — средняя норма прибыли на капитал.

Выгодно вкладывать капитал, если

При расчете на единицу транспортной продукции получаем показатель удельных экономических издержек — з :

где S — себестоимость продукции;

k — фондоемкость (удельная капиталоемкость), руб./т,

а затем уравнение полных экономических издержек, для рассмотренной логистической цепи:

З = З 1 + З 2 + З 3 + З 4

где З 1 , З 2 , З 3 , З 4 — соответственно издержки на операциях перевозки, погрузки, выгрузки, хранения.

Следует отметить, что чаще всего параметры подвижного состава на смежных видах транспорта (ж/д, автомобильный) могут быть приняты однозначно без обоснования, исходя из свойств материального потока. Следовательно, задача упрощается, рассматривается доставка только по водному пути.

Формула полных экономических издержек доставки груза, одним судном (составом), в количестве G .

З = З фл t пер + З погр t погр + З выгр t выгр + З хр t хр = З х t х + З ст t ст + З раб t раб + З простоя t простоя + З хр t хр

;

t простоя = t и + t гр = —

; t хр = t и

И = a Q в

И — скорость судна, Q — грузоподъемность судна,

а и в — эмпирические коэффициенты, полученные в результате обработки экспериментальных данных.

Логично предположить:

З раб = зраб Бп(в) ; руб./т

З прост = зпрост Бп(в)

В затратах по содержанию флота следует учесть масштабный эффект:

; руб./т сут

где З 0 , Q 0 — затраты и грузоподъемность судна прототипа.

В качестве прототипа используется любое известное судно.

Перейдем к удельным издержкам, разделив полные издержки на количество груза G , и получим формулу удельных издержек с учетом того, что

G =Q

где d — эмпирический коэффициент,

Q, Б п(в) — два неизвестных,

Б п(в) — производительность грузовых работ.

Задача может быть решена при помощи численных методов оптимизации.

7.9 Оценка использования ТЛС

Что бы решать задачи оптимизации логистических систем, необходимо перейти к одному универсальному показателю (производственной мощности) и к единой размерности.

Рассмотрим систему доставки грузов по водному пути состоящую из:

  • Транспортный флот
  • Причалы
  • Склад

Примем транспортный флот в качестве основного элемента, а его удельную характеристику производственной мощности и единицу ее измерения в качестве единой для согласованных показателей.

у а = P= G l /Q t = l/t км/ч.

Таким образом, производственная мощность транспортного звена определяется как

Y а — время оборотов (циклов).

Производственная мощность причалов в той же размерности определяется по формуле:

где n — количество причалов,

m — потребность во флоте:

Удельная производственная мощность склада:

Уровень использования ресурсов системы определяется при помощи коэффициентов использования k и как отношение фактической мощности системы Y ф к мощности элемента или системы в целом.

Фактическая мощность учитывает потери мощности из-за влияния внешних факторов.

В нашем случае:

где: Y c — мощность системы;

вн — доля потерь из-за внешних причин (вн = 0,1 0,3).

Тогда коэффициент использования системы в целом равен:

Должно соблюдаться соотношение

7.10 Повышение эффективности ТЛС

Чтобы повысить эффективность ТЛС необходимо, прежде всего, создать собственную производственную базу доставки грузов с мощной складской базой, с развитой дорожной сетью, большим количеством складских помещений. Также для повышения эффективности ТЛС необходимо внедрить технологии системы just-in-time (точно в срок), гарантии сохранности грузов, стимулирующей роли тарифов на перевозку, изучение рынка товаров и услуг, способствующее более эффективному движению и обращению грузов и товаров.

Заключение

В контрольной работе рассмотрена логистическая цепь доставки металлоизделий от производителя «Хабаровский завод металлоизделий» до потребителя «Моряковская РЭБ».

Количество груза, заказанного для доставки в течение меженного периода навигации (110 сут.), составляет 5 тыс. т.

В работе дана характеристика материального потока и требования по сохранной и безопасной доставке груза. Охарактеризована технология доставки металлоизделий от места производства до места потребления и маршрут движения. Приведен состав логистических операций, технических средств доставки и их параметры, которые были обоснованы и оптимизированы.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/logisticheskaya-tsep-dostavki-gruza/

1. В.С. Никифоров. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика. Учебное пособие. М.: ТрансЛит 2007, 272 с.

2. Ю.М. Неруш. Логистика. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2004, 495 с.

3. Т.В. Алесинская. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ 2005, 105 с.

4. Правила перевозок грузов ч. 1.

5. Справочник диспетчера речного флота.

6. Справочник тарифных расстояний восточных бассейнов.

7. Судо-часовые нормы обработки судов.