Перевозка леса и пиломатериалов

Контрольная работа

Введение

пиломатериал лес транспорт груз

Лесные грузы (лесоматериалы) — это материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав.

Необработанные лесоматериалы относят к продукции лесозаготовительной промышленности. Их получают из спиленных деревьев после очистки от ветвей и разделения ствола поперек на части требуемой длины. Поперечное сечение таких лесоматериалов близко к форме круга, поэтому они называются круглыми.

Выработанные из круглого леса материалы, сохранившие природную структуру древесины, относят к обработанным лесоматериалам; это продукция лесопильной и деревообрабатывающей промышленности.

Наиболее важными характеристиками лесных грузов являются твердость, удельная масса, влажность, цвет, запах и наличие пороков древесины.

Предмет исследования: виды и условия перевозки леса

Объект исследования: лесоматериалы и пиломатериалы

Цель работы изучить виды и основные условия перевозки леса и пиломатериалов.

Задачи:

  • Исследовать особенности погрузки и разгрузки лесоматериала;
  • Изучить виды перевозки;
  • Дать характеристику лесным грузам.

    1.

Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ с лесными грузами

1.1 Условия перевозки лесоматериалов жд транспортом

Во время погрузки в вагоны, определение веса лесоматериалов происходит по специальным таблицам, в которых указывается порода дерева, его размеры и условия погрузки. Погрузка в вагоны лесоматериала осуществляется согласно Техническим правилам. Его укладывают штабелями вдоль вагона и по сортам. Каждый вагон загружают лесоматериалом одних размеров и одной породы. В случае, когда длина лесоматериала больше длины кузова полувагона, лесоматериал перевозят с открытой дверью.

Один из способов погрузки лесоматериала имеет название «шапка» — верхняя часть груза заужена. Но такой способ не применяют, если длина груза меньше 1,6 метра. Также не грузят обледенелые материалы из дерева. При погрузке и укладке в штабеля материалов из древесины, их необходимо перекладывать прокладками. Самый первый ряд также укладывают на поперечные подкладки. При транспортировке пиломатериалов используют три подкладки. Часто при доставке лесоматериалов применяют стойки, которые устанавливаются на определенные расстояния, начиная от конца штабеля, и крепят к полувагонам при помощи проволоки.

42 стр., 20755 слов

Международные железнодорожные перевозки

... мировую транспортную сеть приведет, вероятно, к еще большему росту объемов международных железнодорожных перевозок грузов. Безусловно, подробно охватить в дипломном проекте всю работу ... причине, для целей данной дипломной работы, в практической части, проблематика международных железнодорожных перевозок грузов будет проиллюстрирована на конкретном примере: будет описана деятельность конкретного ...

Железная дорога сама определяет массу груза, если погрузка происходит в местах общего пользования, а грузоотправитель — во время погрузки в местах личного пользования.

При транспортировке лесоматериала, из-за его легкости, происходит недогруз полувагонов и платформ, не используется их грузоподъемность в полном объеме. Чтобы исправить ситуацию, кроме обычной погрузки вагонов существует зональный габарит загрузки вагонов.

1.2 Особенности перевозки лесных грузов морем

Лес является легким грузом. Для более полного использования грузоподъемности судна приходится грузить его на палубу. Количество палубного груза леса может составить 50-60% от количества леса, погруженного в трюмы. При этом возникают две проблемы — плотная укладка груза в трюмах и определение количества палубного груза с целью сохранения остойчивости судна.

Круглый лес укладывают в трюмах вдоль судна начиная от поперечных переборок. Штабель должен состоять из лесоматериалов одинаковой длины. Торцы кругляка укладывают плотно друг к другу, располагая комлями поочередно в разные стороны. Свободные пространства заполняют подходящим материалом, уложенным поперек судна и надежно закрепленным, чтобы он не передвигался во время качки. Тесаные лесоматериалы грузят начиная от середины кормовой переборок в носовых трюмах и носовой переборки — в кормовых трюмах.

Погрузку леса в мокрые трюмы и во время дождя и снегопада производить нельзя. Погрузка лесных грузов на палубу разрешается только при условии надлежащей загрузки трюмов, обеспечивающей удовлетворительную остойчивость судна. Перед началом погрузки леса на палубу судно должно быть подготовлено по-походному, люки задраены, дефлекторы сняты, а отверстия дефлекторов закрыты заглушками, балластные цистерны должны быть полными или пустыми. При укладке леса на палубе обеспечивают свободный и безопасный проход в жилые и служебные помещения, а также к устройствам, механизмам и оборудованию, к которым должен быть свободный доступ во время рейса; все палубные устройства должны быть защищены от возможного повреждения грузом при погрузке и перевозке. Лес укладывают на палубе с максимальной плотностью на подкладки, уложенные по диагонали к диаметральной плоскости. Пиленый лес укладывают в нижней части до уровня планширя на ребро, а в верхней — плашмя. Пропсы и балансы укладывают вдоль бортов поперек судна а в средней части палубы — вдоль судна. Для того чтобы груз не разваливался, вдоль борта на расстоянии не более 3 м друг от друга устанавливают деревянные стойки, высота которых должна быть на 1,2 м более высоты каравана леса. Каждый штабель леса по длине должен поддерживаться не менее чем двумя стойками. Кроме того, груз крепят найтовами из стальных тросов или цепей. Найтовы своими концами крепят к специальным рымам в палубе, соединяют наверху глаголь-гаками и стягивают талрепами. При укладке леса на высоту более 3 м на уровне половины высоты груза над планширем заводят дополнительные найтовы, соединяющие противоположные стойки.

Суда, перевозящие лесные грузы на палубе, должны иметь фальшборт или прочное леерное устройство высотой не менее 1 м и быть оборудованы прочными металлическими башмаками или другими устройствами для установки стоек.

7 стр., 3348 слов

Доставка груза с учетом сочетания различных видов транспорта

... 5. возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток; 6. сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из ... судов и грузов на одних и тех же причалах; ь специализированные, когда происходит переработка массовых грузов (руды, хлеба, каменного угля, леса, нефтеналивных грузов). С ...

После окончания погрузки палубный груз должен быть хорошо выровненным.

Для перехода людей на него укладывают настил, который ограждают леерным устройством с общей высотой не менее 1,2 м с расстоянием между леерами не более 30 см.

В зимнее время не допускаются морские перевозки грузов на верхней палубе, которые имеют плотность больше, чем сосна, или единица которых имеет объем более 0,43 м 3 . Судно может быть загружено по лесную марку, если высота палубного груза леса не менее 1,2 м.

Дополнительная нагрузка от намокания и обледенения может составлять 10-20%, а иногда и более, от массы палубного груза леса.

2. Транспортно-технологическая характеристика лесных грузов и особенности их перегрузки

2.1 Характеристика лесных грузов

Лесные грузы, которые перевозятся морским транспортом, можно разделить на круглый лес, пиломатериалы, изделия из дерева и технологическую щепу.

Круглый лес делят на: длинномерный (3 м и более) и короткомерный (до 3 м).

К длинномерному относят: пиловочник, строительный лес, транспортируемый в виде бревен, сваи и кряжи ценных пород древесины. Короткомерный круглый лес включает: балансы и пропсы (рудничная стойка).

Круглый лес перевозят с поштучной укладкой, в пучках и пакетах.

Пиломатериалы — это доски, брусья и шпалы. Длина их может быть разной, но чаще бывают длинномерные. Пакетирование досок, брусьев и шпал более распространено, чем круглого леса.

Круглый лес и пиломатериалы пакетируют в невозвратных и многооборотных пакетообразующих средствах. С этой целью применяют деревянные рамы, скрепленные проволочными хомутами или сварными трубчатыми угольниками; гибкие обвязки, обеспечивающие самороспуск пакета при установке в вагон, трюм или на склад, и полужесткие стропы.

Круглый лес и пиломатериалы в торговых портах чаще всего перегружают на универсальных комплексах с большими открытыми складскими площадками, обслуживаемыми поворотными портальными кранами. На тыловых складах можно использовать большепролетные козловые краны и комбинированные перегружатели, представляющие собой козловой кран, по верхнему поясу которого перемещается тележка с поворотной частью портального крана. Пиломатериалы и короткомерный лес можно также хранить и в складах-навесах.

2.2 Круглый лес

Круглый лес может прибывать в порт по железной дороге в полувагонах, по реке в баржах и на плаву в плотах, морем на лесовозах и универсальных сухогрузных судах.

Из полувагонов пакеты выгружают по ярусно краном со специальной крюковой подвеской — по одному пакету в подъеме. Застропку осуществляют за проушины пакетообразующих средств. Круглый лес россыпью выгружают краном с лесным грейфером, но верхний слой груза («шапку») снимают с помощью стропов. Застропку производят «в удав» роликовыми скобами. Стропы заводят под «шапку» с помощью проволочных крючьев.

При подъеме круглого леса из воды, если он поступил пучками с обвязкой, ее снимают после обжатия пучка грейфером

Пучок можно расформировывать и на плаву, бревна с помощью багров выравнивают в сторцованный ряд и захватывают грейфером.

37 стр., 18450 слов

Перевозка грузов Ж.Д. транспортом

... грузами, корзины), крупногабаритные и тя- желовесные; лесоматериалы (круглый лес, пиломатериалы, фанера, древесная плита). Для перевозки и хранения наливных и сыпучих грузов ... Классификацию грузов по признакам с целью разработки общих по группам условий перевозок ... грузами требует соблюдения правил техники безопасности и производственной санитарии. Распы- ление приводит к значительным потерям грузов ...

Перед погрузкой в полувагон или на судно грейфером или стропами бревна, при необходимости, опускают краном в торцеватель, где торцы выравнивают. В подпалубное пространство груз перемещают с помощью судовой лебедки со шкентелем и канифас блоков. Для этого груз краном с грейфером или со стропами подают на просвет люка и укладывают на шкентель. До раскрытия грейфера или ослабления стропов шкентель заводят «в удав» и подтягивают лебедкой. Только после этого освобождают грейфер или стропы

Штабель на палубе и в трюме на просвете люка расформировывают краном с грейфером. При глубине подпалубных пространств 3 м и более выгрузку производят с помощью стропов. Из подпалубного пространства груз доставляют судовой лебедкой со стропами. На просвете люка стропы перецепляют от лебедки к крану.

Бревна россыпью в полувагоны и на автомашины грузят краном с грейфером. «Шапку» формируют на причале и устанавливают в полувагон с помощью стропов.

Кряжи краны перегружают только двумя стропами по одному бревну в «подъеме» с застропкой «в удав». Заводку стропов под бревно производят с предварительным подрывом. С помощью вспомогательного стропа краном приподнимают один конец и под него заводят основные стропы баграми или проволочными крючьями. Далее кряж опускают и стропят основными стропами. Перевозят и хранят на складе кряжи только россыпью Производительность технологической линии при перегрузке кряжей в 1,1-1,5 раза ниже, чем при работ с круглым длинномерным лесом по соответствующим технологическим схемам (комплексно-механизированным)

Балансы и пропсы при перевозке пакетами в ПС без расформирования перегружают комплексно механизированным способом с использованием для застропки груза специальной подвески с прижимной рамкой.

При перевозке россыпью перегрузка балансов и пропсов связана с применением тяжелого ручного труда по формированию и расформированию пакетов. В качестве пакетообразующих средств используют кроме полужестких стропов также увязочные пояса и стальные стропы. В мерных станках пакеты формируют на заранее уложенных стропах, которых может быть два (при длине балансов более 1,3 м) или один (при длине балансов менее 1,3 м).

При поступлении груза россыпью в полувагонах станок устанавливают краном или погрузчиком непосредственно в полувагон Груз с помощью багров вручную укладывают в станок и после его заполнения стропят самозатягивающейся подвеской, затем выгружают краном из полувагона.

2.3 Перевозка пиломатериалов

В отличие от круглого леса пиломатериалы перевозят в настоящее время только пакетами, что позволило комплексно механизировать процесс их перегрузки. Краны перемещают пиломатериалы с помощью парных стропов, если пакеты сформированы в проволочной обвязке, или четырехкрюковьгх подвесок, если в качестве пакетообразующего средства использованы полужесткие стропы ПС. Для застропки груза в полувагоне или в трюме на просвете люка, если пакеты уложены без прокладок или прижаты друг к другу или к бортам, применяют предварительный «подрыв» с помощью вспомогательного стропа. Его заводят под один из концов пакета «на люльку» и груз приподнимают краном за одну сторону так, чтобы можно было вставить прокладки или завести основные стропы.

16 стр., 7501 слов

Безопасные приемы и методы труда при погрузке, разгрузке и транспортировании ...

... предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса. При погрузке (разгрузке) особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов на ... удобрения, асфальт, битум и т.п.); 4 - опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка". Опасные грузы подразделяются па классы: класс ...

Из полувагонов груз выгружают кранами, штабелируют тут же на складе или отвозят автопогрузчиком. Перед загрузкой судна пакеты краном или погрузчиком грузят на внутрипортовые транспортные средства и доставляют на причал, а иногда тыловые краны непосредственно передают пиломатериалы причальным.

На просвете люков пакеты штабелируют кранами, а в подпалубном пространстве — погрузчиками.

Разгрузку судов и загрузку полувагонов производят в обратной последовательности, но для перемещения груза из подпалубного пространства на просвет люка применяют лебедки или краны с канифас-блоками, если выполнить эту операцию погрузчиками не возможно.

Перспективы совершенствования технологии перегрузки пиломатериалов связаны с развитием массовых перевозок в блок — пакетах и с укрупнением груза в лихтерах.

Место груза в различных классификациях:

1) Транспортная классификация груза: пиломатериалы относят к навалочным сухогрузам.

2) Классификация груза в зависимости от специфических свойств и условий транспортирования: устойчиво сохраняющие физико — химические свойства в процессе перевозки и хранения.

3) Классификация груза по видам продукции: пиломатериалы относят к продукции лесной, деревообрабатывающей, целюлозно — бумажной промышленности.

4) Классификация грузов по степени опасности: пиломатериалы относят к малоопасным грузам.

5) Классификация груза по физическим и химическим свойствам: твердый груз, требующий защиты от окружающей среды.

6) Классификация груза по габаритным размерам: крупногабаритный груз

7) Классификация груза по условиям перевозки: перевозка универсальным и специализированным подвижным составом.

8) Классификация груза по приспособленности к выполнению погрузочных и разгрузочных работ: краны

9) Классификация груза по массе одной грузовой единицы: обычные (до 500 кг)

10) Классификация груза по условиям и способам хранения: пиломатериалы размещают на открытых складах и защищают от атмосферных осадков.

Основные характеристики пиломатериалов:

Пиломатериалы разделяются на доски и бруски. У досок соотношение ширины и толщины более чем в 3 раза, а у брусков это соотношение не превышает двух. Сортименты пиломатериалов определены ГОСТ 6564 — 84, ГОСТ 8486 — 66, ГОСТ 2695 — 83.

Пиломатериалы могут быть обрезными и необрезными.

  • Длина пиломатериалов: 3-6,5 м
  • Сечения: 50х150, 50х200, 25х150, 25х200 (или по спецификации Заказчика)
  • Сорт: 1-4 сорт
  • Влажность: естественная влажность
  • Пакетирование возможно по согласованию сторон

Физические свойства пиломатериалов:

Плотность. Это свойство характеризуется массой единицы объёма материала, и имеет размерность в кг/м 3 или г/см3 .

а) Плотность древесинного вещества p д.в. , г/см, т.е. плотность материала клеточных стенок, равна: pд.в. = mд.в. / vд.в. , где mд.в. и vд.в. — соответственно масса, г, и объем, см3 , древесинного вещества.

7 стр., 3118 слов

Классификация, свойства и характеристика грузов

... перевозке до момента сдачи потребителю. Цель работы - рассмотреть классификацию, свойства и характеристики грузов. 1. Классификация и характеристика грузов 1.1 Характеристика грузов Транспортная характеристика грузов ... всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали ... Объектом перевозки при работе грузовых автомобилей являются грузы. Груз - это ...

Этот показатель равен для всех пород 1,53 г./см 3 , поскольку одинаков химический состав клеточных стенок древесины.

б) Плотность влажной древесины: p w = mw / vw , где mw и vw — соответственно масса и объём древесины при влажности W. Плотность древесины зависит от её влажности. При влажности W < Wпн плотность изменяется незначительно, а при увеличении влажности выше Wпн наблюдается значительный рост плотности древесины.

Величина плотности древесины изменяется в очень широких пределах. Среди пород России и ближнего зарубежья древесину с очень малой плотностью имеет пихта сибирская (345), ива белая (415), а наиболее плотную — самшит (1040), ядро фисташка (1100).

Диапазон изменения плотности древесины иноземных пород шире: от 100-130 (бальза) до 1300 (бакаут).

Значения плотности здесь и ниже даны в килограммах на метр кубический (кг/м 3 ).

По плотности древесины при 12% влажности породы делят на 3 группы: с малой (Р 12 < 540), средней (550 < P12 < 740) и высокой(P12 > 740) плотностью древесины.

Объемная масса

Объемная масса древесины в воздушно-сухом состоянии (при влажности 12%) колеблется в значительных пределах — от 380 кг/м 3 для очень легких пород дерева (пихта сибирская) до 1050 кг/м3 для наиболее тяжелых (фисташка).

Объемная масса древесины в воздушно-сухом состоянии (при влажности более 12%) колеблется в значительных пределах — от 750 кг/ м до 1050 кг/м.

Удельная масса

Удельная масса характеризует массу единицы объема груза с учетом суммарного объема внутренних пор и капилляров:

p= p *E

Удельная масса древесного вещества для всех пород примерно одинакова и равна в среднем 1,54 г./см 3 .

Удельный погрузочный объем

Удельный погрузочный объем показывает, какой объем подвижного состава занимает в среднем 1т груза:

K =V /V

Этот объем составляет для пиломатериалов — 2,3 — 2,7 м/т

Габариты пиломатериалов

Длины пиломатериалов колеблются от 1,8 метров до 6 метров с промежутком в 0,3 метра.

Поперечные габариты даются в миллиметрах, например, 75 х 225 мм (толщина х ширина).

Химические свойства пиломатериалов:

В состав древесины входит ряд сложных органических соединений. Полный химический анализ показывает, что она содержит около 50% углерода, 6% водорода и 44% кислорода. Стенка клетки имеет сетчатую структуру из взаимосвязанных длинноцепных молекул целлюлозы, наполненную другими углеводородами (гемицеллюлозами), а также лигнином и различными экстрактивными веществами. Цементирующим межклеточным веществом являются в основном пектаты кальция и магния, а в клеточных полостях, особенно в древесине лиственных пород, накапливаются смолы, камеди, жиры, таннины, пигменты и минеральные вещества. В состав древесины входит 45-60% целлюлозы, 15-35% лигнина и 15-25% гемицеллюлоз. Количество инородных, экстрактивных веществ в значительной мере зависит от породы и неодинаково в заболони и ядровой древесине. Содержание минеральных веществ (зольность) древесины обычно значительно меньше 1%.

7 стр., 3206 слов

История тд — копия. История таможенного дела и таможенной политики России

... годов таможенное законодательство получило свое развитие в совместных документах стран – участников СЭВ в Соглашении о сотрудничестве и ... подписали соглашение о сотрудничестве в таможенных делах. 22 декабря 1960 г. было подписано соглашение между правительства ми СССР и Румынии о сотрудничестве в таможенных делах В начале 60- х ...

Пиломатериалы, изготовленные из таких пород древесины как (ель, сосна), естественной влажности, при перевозке на длительные расстояния в летнее время, укрытые тентом подлежат обязательной обработке.

2.4 Описание погрузки разгрузки

Погрузку и крепление пиломатериалов на подвижном составе осуществляет грузоотправитель, а выгрузку пиломатериалов и снятие креплений — грузополучатель.

Погрузка пиломатериалов может осуществляться краном и вилочным или съемным погрузчиком. груз пиломатериал склад

Погрузка пиломатериалов вилочным погрузчиком осуществляется при поднятии тента, не разбирая крышу, при этом погрузчик подъезжает к АТС под углом 90 градусов.

При погрузке и разгрузке пиломатериалов с помощью крана шоферу не разрешается находиться в кабине автомобиля. Грузоотправителю (грузополучателю) запрещается перемещать груз над кабиной автомобиля.

Грузоотправитель обязан размещать лес и пиломатериалы равномерно между кониками автомобиля и прицепного состава. Комли должны быть выровнены. Высота груза на автомобиле не должна превышать высоту груза на роспуске более чем на 100 мм при вывозе сортаментов и на 300 мм при вывозе хлыстов.

Погрузка пиломатериалов вилочным погрузчиком:

Список документов, которые регламентируют перевозку пиломатериалов

Перечень документов, которые необходимо предоставить для таможенного оформления

Вывозимых на экспорт пиломатериалов

1. Контракт (договор) на поставку товара (копия, заверенная печатью экспортера) — 2 экз.;

2. Паспорт сделки (копия, заверенная экспортером) — 2 экз.;

3. Товарно-транспортные документы: ТТН, CMR международного образца, Ж/Д накладная (оригинал + 1 копия)

4. Копии справок ИНН, ОГРН, стат. управления экспортера;

5. ИНВОЙС (счет-фактура) на партию товаров (оригинал) с указанием условий поставки согласно ИНКОТЕРМС-2000.

6 договор с транспортной компанией (копия); копии справок ИНН, ОГРН, стат. управления транспортной компании;

7. Подтверждение об оплате товара, если по контракту предусмотрена предоплата товара (копия платежного поручения + копия выписки лицевого счета, заверенные печатью и подписью руководителя и главного бухгалтера предприятия);

8. Спецификация (порода, сорт, ГОСТ, влажность, размеры с припусками)

9. Другие разрешения (исходя из характера груза):

9.1. Сертификат безопасности (оригинал + копия, заверенная печатью импортера);

9.2. Лицензии, если товар подлежит лицензированию;

9.3. Разрешения органов министерства С/Х (фитосанитарный, ветеринарный, ИКР, сертификат на продукцию растительного и животного происхождения;

9.4. Разрешения министерства здравоохранения — на источники ионизирующих излучений.

Заключение

Лесные грузы, которые перевозятся морским транспортом, можно разделить на круглый лес, пиломатериалы, изделия из дерева.

По железным дорогам перевозят лесоматериалы и изделия из древесины около 200 различных наименований. По степени обработки, а также условиям перевозки и хранения все лесные грузы делятся на три группы: круглые лесоматериалы, пиломатериалы и шпалы, изделия из древесины. Подавляющую долю в общем объеме перевозок лесных грузов составляют первые две группы.

6 стр., 2548 слов

Использование Интернета при организации транспортной работы

... стремительным ростом популярности и распространенности Интернета. Услуги этой сети дешевле услуг междугородных и международных телефонных ... осуществляется по индивидуальному паролю. глобальный информационный транспортный функциональный Взаимодействие с глобальными информационными сетями ... ЛС. В настоящее время Интернет обеспечивает пользователей такими видами сервиса, как электронная почта, передача ...

Грузовые перевозки являются важным фактором развития экономики страны и обеспечения ее внешнеэкономических связей. Спрос на автоперевозки во многом определяется динамикой и структурой изменения объемов производства в стране. Следует отметить, что состояние экономики и уровень перевозок связаны между собой и взаимно влияют друг на друга: развитие экономики приводит к росту объемов перевозок в народном хозяйстве, а высокая эффективность перевозочного процесса снижает затраты в производящих отраслях и повышает отдачу инвестиций.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/na-temu-perevozka-pilomaterialov/

1. Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах. М., 1979.

2. Миронов Г.С. Комплексное использование древесины. Переработка вторичных древесных ресурсов: Учебное пособие для студентов специальности 260100 всех форм обучения. — Красноярск: СибГТУ, 2001 — 70 с.

3. Никишов В.Д. Комплексное использование древесины: Учебник для вузов. — М.: Лесная промышленность, 1985 — 264 с.

4. Перевозка грузов по железным дорогам. Справочник — М.: Транспорт, 1978 — 456 с.

5. Учебник «Грузоведение» под редакцией О.П. Гуджояна, авторы: В.В. Беляев, В.Н. Доманов, А.Л. Клейнерман, Г.В. Позднеев. Тула 2003 год

6. Ю.В. Саух, Г.С. Миронов, В.И. Скурихин Комплексное использование древесины. Разработка технологии производства щепы на лесосеке и нижнем складе — Красноярск: СибГТУ, 2002 — 40 с.

7. Ю.И. Рудковский, Ю.В. Саух. Комплексное использование древесины. Разработка технологии производства щепы на лесосеке и нижнем складе — Красноярск: СТИ, 1993 — 32 с.