Грузовые станции

Контрольная работа

Грузовые станции

1. Характеристика и классификация станций

Железные дороги осуществляют перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты между станциями, открытыми для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций.

Станции могут быть открыты для производства всех или только некоторых коммерческих операций в зависимости от потребностей в перевозках предприятий и населения, тяготеющего к станции района, а также от наличия на ней соответствующих технических устройств. Например, одни Станции принимают к перевозке и выдают только повагонные отправки, которые можно хранить на открытых Площадках и платформах, другие — повагонные и мелкие отправки и только при условии загрузки и разгрузки их целыми вагонами на подъездных путях, третьи закрыты для приема и выдачи легковоспламеняющихся грузов и т.д. Операции, выполняемые на каждой станции, указаны в Алфавитном списке железнодорожных станций.

Для выполнения грузовых операций на сети дорог открыто свыше 7 тыс. станций. Однако основной объем работы выполняется сравнительно небольшим числом крупных грузовых станций. Грузовые станции представляют собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций. Эти станции, как правило, расположены в крупных промышленных населенных пунктах и обслуживают промышленные предприятия и население. Здесь зарождаются и погашаются грузопотоки. В зависимости от вида операций грузовые станции подразделяются на:

  • погрузочные — выполняющие преимущественно погрузку грузов и в незначительной мере выгрузку. К ним относятся станции погрузки массовых грузов (угля, руды, леса, нефти и др.);
  • выгрузочные — когда объем выгрузки преобладает над погрузкой. Эти станции расположены в крупных населенных пунктах, где количество завозимого сырья, топлива и продовольствия, как правило, превышает размеры вывоза продукции;
  • погрузочно-выгрузочные — примерно с одинаковым объемом погрузки и выгрузки грузов;
  • перегрузочные — осуществляющие в значительных размерах перегрузку грузов на водный (портовые) или автомобильный транспорт, с узкой колеи на широкую и обратно, с дорог одного государства на дороги другой страны (пограничные).

В зависимости от основного назначения и характера работы грузовые станции различают:

  • неспециализированные (общие для всех грузов), предназначенные для операций с тарно-упаковочными, навалочными, контейнерными и другими видами грузов, располагаемые обычно в больших городах;
  • специализированные для переработки отдельных видов грузов (пункты погрузки угля, руды, базы выгрузки минерально-строительных материалов, пункты налива и слива нефтепродуктов);

— станции, обслуживающие железнодорожные подъездные пути предприятии и объединенных транспортных хозяйств (грузовые операции непосредственно на станции не выполняются).

3 стр., 1361 слов

Грузовой транспорт

... грузовой и коммерческой работы станций подъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностей страны в перевозках грузов с минимальной затратой технических и денежных средств. 1. Виды транспорта ... перевозится около 17 млн. тонн грузов. Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также ...

Помимо грузовых станций, расположенных на магистральных железных дорогах, в крупных городах создают городские товарные станции, которые могут включаться в прямое железнодорожное или прямое смешанное сообщение.

2. Порядок открытия и закрытия станций для коммерческих операций

Устав железных дорог Украины разрешает открывать станции для производства всех или только некоторых операций. Вопрос об открытии станции для выполнения грузовых и коммерческих операций решает ‘Министерство путей сообщения по представлению соответствующей железной дороги. Об открытии станции и о видах выполняемых ею операций объявляется в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Украины.

Станция может быть открыта для грузовых и коммерческих операций на определенное время года (перевозка сахарной свеклы, вывоз зерна и др.).

Открытию новой станции должны предшествовать технико-экономические изыскания, которыми определяются характер и структура грузооборота, необходимые технические устройства, их пропускная или перерабатывающая способность. Закрывает станции для производства всех или некоторых грузовых операций также Министерство Украины по ходатайствам дорог, после предварительного согласования с Советами Министров или исполкомами областных (краевых) Советов народных депутатов.

Ко времени опубликования распоряжения об открытии станции в Сборнике правил перевозок и тарифов она должна быть полностью укомплектована работниками, снабжена бланками, Уставом железных дорог Украины, правилами, тарифными руководствами и др.

3. Сооружения и устройства на грузовых станциях

На станциях сооружаются устройства, мощность и пропускная способность которых должны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок, полную сохранность грузов, своевременную обработку подвижного состава, выполнение в установленные сроки операции по погрузке и выгрузке грузов и механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Для грузовых станций характерны две основные группы устройств:

  • пути и устройства, обеспечивающие прием и отправление поездов и сортировку вагонов (приемоотправочные, ходовые и сортировочные пути, маневровые устройства, технические конторы, устройства СЦБ);

— собственно грузовые устройства (грузовые склады, платформы и площадки, погрузочно-выгрузочные пути, машины и установки для погрузки-выгрузки грузов и др.).

К этой группе относятся устройства водоснабжения, канализации, освещения, телефонной и громкоговорящей связи, телевидения, механизированная почта для пересылки документов между технической и товарной конторами, а также между товарной конторой и пунктами погрузки-выгрузки.

4 стр., 1843 слов

Общее устройство тормозного оборудования грузовых и пассажирских вагонов

... тормозной цилиндр имеет обычную крышку. Рис.10. Схема тормозного оборудования пассажирского вагона Грузовые вагоны (рис. 11). Двухкамерный резервуар 7 прикреплен к раме вагона ... вагонах с тормозной площадкой. 4. Тормозные рычажные передачи Рычажная передача четырехосного грузового вагона (рис. 12) имеет следующее устройство. Шток поршня тормозного ... отпуск тормоза. Работа автоматических тормозов ...

Кроме того, на грузовых станциях предусматриваются пункты для обслуживания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, административно-бытовые и служебно-технические здания, устройства для погрузки, выгрузки, водопоя и снабжения фуражом скота, дезинфекционно-промывочные пункты, пункты льдоснабжения, коммерческого обслуживания, вагонные весы и другие устройства и сооружения. На грузовых станциях устраиваются санитарно-защитные зоны от жилой застройки до складов для хранения навалочных, пылящих, химических и других грузов. К грузовой станции примыкают подъездные пути промышленных предприятий, баз, пунктов перевалки и т.д.

Внутри ворот подвешены узкие планки, создающие контур предельного очертания погрузки. Негабаритные грузы, выступающие за пределы этого очертания, могут перевозиться лишь с соблюдением особого порядка следования. О негабаритности грузов могут сигнализировать специальные автоматические устройства.

На грузовых станциях предусмотрены устройства технологической связи для автоматического приема-передачи и регистрации поступающей информации и автоматического обмена информацией между объектами станций. Аппаратура технологической связи обеспечивает прием и передачу закодированной информации, содержащейся в перевозочных документах.

Для осмотра крыш вагонов и внутренней части кузова полувагонов устанавливают смотровые вышки с прожекторным освещением и устройствами для обнаружения неисправных вагонов или вагонов с остатками грузов.

На складах должны быть приспособления, используемые при перевозке некоторых грузов (хлебные щиты, щиты для перевозки овощей, решетки для вагонов при перевозке скота, печи для отопления вагонов, брезент, поддоны и др.).

4. Концентрация грузовой работы

На сети дорог Украины наряду с крупными и средними имеются малодеятельные станции. Выполнение грузовой работы на этих станциях не позволяет эффективно использовать технические средства железнодорожного и автомобильного транспорта, склады и погрузочно-разгрузочные средства.

Огромные потери приносит развоз на малодеятельные станции вагонов под погрузку или выгрузку, а также уборка их. Поэтому экономически выгодно концентрировать грузовую работу на меньшем числе станций, где имеются необходимые устройства и средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Основное направление концентрации грузовых операций — закрытие малодеятельных станций для грузовых операций и создание опорных станций. Под опорной понимают грузовую станцию, оснащенную необходимыми техническими средствами для механизированной переработки поступающих и отправляемых грузов с близлежащих промежуточных станций.

Создание опорных станций позволило снизить себестоимость перевозок, повысить уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и эффективность использования подъемно-транспортной техники, сократить простой подвижного состава, ускорить доставку грузов, повысить пропускную способность железных дорог, улучшить обслуживание отправителей и получателей грузов. Все это обеспечивается, если параллельно железнодорожным линиям расположены автомобильные дороги с благоустроенными подходами к грузовым станциям. Экономическая целесообразность закрытия малодеятельных станций и передачи их работы на опорные определяется технико-экономическими расчетами.

23 стр., 11160 слов

Вагонное депо по ремонту грузовых вагонов с разработкой роликового отделения

... обслуживания. От четкой, отлаженной работы во многом зависит бесперебойность и безопасность движения поездов. В данном дипломном проекте рассматривается грузовое вагонное депо по ремонту крытых вагонов с детальной разработкой роликового ...

В зависимости от местных условий и экономической целесообразности могут быть применены и другие формы концентрации грузовой работы: частичное закрытие станции (на определенный период года), концентрация операций с отдельными видами грузов (наливные, хлопок, лес, минеральные удобрения), концентрация перевозок мелких отправок, ликвидация малодеятельных подъездных путей с передачей их грузооборота на места общего пользования или с созданием объединенных транспортных хозяйств для группы предприятий.

Одна из прогрессивных и экономически эффективных форм концентрации грузовой работы на железных дорогах — специализация станций в крупных узлах по родам грузов: организация баз выгрузки каменного угля, минеральных строительных материалов, цемента, леса, металла и др.; создание контейнерных терминалов, крупных механизированных комплексов по переработке тарно-штучных грузов, тяжеловесных грузов и др.

Специализация станций позволяет увеличить их перерабатывающую способность, сократить потребность в складской площади, полностью механизировать погрузочно-разгрузочные работы средствами дорог, повысить производительность погрузочно-разгрузочных механизмов, сократить простой вагонов под грузовыми операциями, организовать транспортно-экспедиционное обслуживание отправителей и получателей грузов и централизованный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации грузовых и коммерческих операций с использованием ЭВМ.

5. Управление работой грузовой станции

станция управление грузовой

Начальник станции руководит работой на основе единоначалия и несет полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него Положением о железнодорожной станции.

Руководство эксплуатационной работой грузовой станции, контроль за выполнением суточных, сменных планов и заданий, организация обработки поездов и вагонов осуществляются заместителем начальника станции по технической работе, главным инженером, начальником технической конторы, мастером пункта технического обслуживания вагонов и другими работниками.

Руководство грузовой и коммерческой работой в целом по станции возлагается на заместителя начальнику станции по грузовой работе, а непосредственное руководство этими операциями на местах общего пользования осуществляется заведующим грузовым двором и сменным инженером (старшим техником) по грузовой и коммерческой работе. На складах, грузосортировочной платформе, площадке, контейнерном пункте, льдопункте и др. выполнением этих операций руководят заведующие этими подразделениями или старшие приемосдатчики грузов и багажа, а на пограничных и припортовых станциях — мастера.

В зависимости от объема грузовой и коммерческой работы в штате станции могут быть заведующие контейнерным отделением, бюро по розыску грузов, товарной конторой, техники по хладотранспорту, старшие товарные кассиры, товарные кассиры, таксировщики перевозочных документов, коммерческие агенты, приемосдатчики грузов и багажа, агенты по розыску грузов и др.

Оперативной работой станции руководит сменный маневровый диспетчер, а там, где эта должность не предусмотрена, — дежурный по станции.

Диспетчерское руководство грузовой и коммерческой работой на местах общего пользования возложено на сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе. Сменному инженеру может быть поручено диспетчерское руководство грузовой и коммерческой работой и на местах не общего пользования. На станциях, где нет сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе, его функции выполняет маневровый диспетчер.

6 стр., 2936 слов

Грузовые и пассажирские вагоны

... млн. грузовых вагонов. Конструкция современного грузового вагона создавалась в течение длительного периода. Совершенствование грузовых вагонов происходило по нескольким направлениям. Среди них - повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов, включая ...

Штат работников станции устанавливается в соответствии с Типовым штатом инженерно-технических работников и служащих железнодорожных станций и Нормативами численности товарных кассиров, таксировщиков перевозочных документов, коммерческих агентов и операторов.

Число старших и рядовых приемосдатчиков груза и багажа зависит от конкретных условий станции, объема грузопереработки, рода грузов, вида отправок, уровня механизации погрузочно-разгрузочных операций, числа обслуживаемых точек, расположения складских помещений и др.

От качества работы приемосдатчиков зависит выполнение плана перевозок, своевременное и четкое выполнение целого ряда грузовых и коммерческих операций на станции и в пути следования, обеспечение сохранности перевозимых грузов, выполнение норм простоя вагонов под грузовыми операциями и на станции по отправлению и прибытии, рациональное использование грузоподъемности и вместимости вагонов, обеспечение техники безопасности, охраны труда и безопасности движения поездов.

Приемосдатчик груза и багажа представляет интересы дороги во взаимоотношениях с отправителями и получателями груза. На приемосдатчиков возложено выполнение основных грузовых и коммерческих операций: прием, взвешивание, погрузка, выгрузка, сортировка, перегрузка, хранение и выдача перевозимых по железной дороге грузов, сдача и прием от портов (автотранспортных организаций) экспортно-импортных грузов и грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, сдача и прием в коммерческом отношении груженых и порожних вагонов и универсальных контейнеров, подаваемых под погрузку или выгрузку средствами отправителя, получателя или порта, сдача и прием от грузоотправителей, получателей, портов принадлежащих железной дороге поддонов, перевозочных приспособлений и их учет, оформление соответствующих документов и ведение установленной отчетности по этим операциям.

В зависимости от особенностей и местных условий работы станции на приемосдатчика груза может возлагаться выполнение других коммерческих операций, и в частности коммерческий осмотр поездов и вагонов.

Приемосдатчик груза и багажа обязан знать в установленном объеме Устав железных дорог Украины, Правила перевозок грузов, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила технической эксплуатации железных дорог Украины и Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Украины, Устав о дисциплине работников железнодорожного транспорта, Должностную инструкцию приемосдатчику груза и другие документы, указанные в этой Инструкции. Конкретные обязанности приемосдатчика груза и багажа при погрузке и выгрузке грузов средствами дороги и грузовладельцев, при перевозке в прямо смешанном железнодорожно-водном сообщении и экспортно-импортных грузов, при приеме и сдаче дежурства установлены Должностной инструкцией приемосдатчика груза.