Особенности рабочего времени работников транспорта

Контрольная работа

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспеченности и эффективности их работ. Это требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения. Осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервные повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается стратегия его развития. Эффективное управление трудовыми ресурсами невозможно без адекватной информации. Поэтому в процессе деятельности предприятия регулярно собираются данные, характеризующие различные аспекты состояния трудовых ресурсов, и проводят их детальный анализ. В нем рассматривается информация о различных сторонах управления трудовыми ресурсами предприятия — производительности, издержках на рабочую силу, профессиональном обучении, динамике рабочей силы и т.д.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин механизмов и как результат — объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Задача экономического анализа трудовых ресурсов выявить параметры для как можно более тонкой настройки этой системы, что особенно важно в условиях рынка. Так как выживание предприятия в сложной конкурентной борьбе зависит от возможности быстрой перенастройки производства, в которой важнейшую роль играют трудовые ресурсы предприятия.

Актуальность темы курсовой работы определяет роль эффективного использования рабочего времени, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, выявление непроизводительных затрат рабочего времени, эффективности использования трудовых ресурсов, выявление резервов рабочего времени.

1. ПОНЯТИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Режим рабочего времени — это порядок распределения нормы рабочего времени работника в конкретной организации в течение определенного календарного периода (сутки, неделя, месяц и т.д.).

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

4 стр., 1819 слов

Внешний и внутренний транспорт предприятия

... работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции. Таким ... участками, рабочими местами): - межцеховой транспорт; - внутрицеховой транспорт (для перемещения грузов между участками и рабочими местами); - межоперационный транспорт (для перемещения грузов между рабочими ...

Видами режима рабочего времени являются:

  • ненормированный рабочий день;
  • работа в режиме гибкого рабочего времени;
  • сменная работа;
  • разделение рабочего дня на части.

Режим рабочего времени в соответствии с ч. 1 ст. 100 ТК РФ может устанавливаться следующими документами:

  • правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с коллективным договором и (или) иными соглашениями;
  • трудовым договором, если режим работы работника отличается от общего режима в организации.

Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Привлекать к работе работника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания (письмо Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1).

Перечень должностей, которым установлен ненормированный рабочий день, работодатель вправе определить самостоятельно, зафиксировав в локальном нормативном акте (ст. 101 ТК РФ).

С актом необходимо ознакомить работников под роспись.

Установление определенным категориям работников ненормированного рабочего дня, помимо локальных нормативных актов работодателя, регулируется также иными нормами, например:

  • п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);
  • п.

37 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7).

В трудовой договор с работником, которому устанавливается ненормированный рабочий день, необходимо включать условие о таком режиме работы (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

13 стр., 6172 слов

Особенности регулирования труда работников транспорта

... РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени ... в законах и иных нормативных правовых актах условия и порядок его применения и использования, гарантии прав и интересов сторон трудовых отношений, прежде всего работников ...

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

Установление такого режима должно быть закреплено в локальном нормативном акте (ст. 100 ТК РФ) и (или) в трудовом договоре с работником.

Основным элементом такого режима являются скользящие (гибкие) графики работ. В соответствии с п. 2.1 Рекомендаций по применению режимов такие графики включают в себя:

  • фиксированное время (в течение которого работник обязан находиться на рабочем месте);
  • переменное (гибкое) время в начале и конце рабочего дня (в течение которого работник самостоятельно решает, когда приступить к работе или окончить ее);
  • перерыв для питания и отдыха (не включается в рабочее время);
  • продолжительность учетного периода (в течение которого работник должен отработать норму рабочего времени, установленную для данной категории лиц).

При использовании режима гибкого рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), а на работодателя возлагается обязанность по организации условий для отработки работником суммарного количества рабочих часов. При введении суммированного учета работник должен отработать в течение учетного периода (рабочего дня, недели, месяца, квартала, но не более чем одного года) установленное законом для данной категории работников суммарное количество часов.

При необходимости режим гибкого рабочего времени может быть введен уже после заключения трудового договора, например после обращения работника с просьбой о его установлении.

В случае согласия работодателя заключается дополнительное соглашение с указанием составных элементов режима гибкого рабочего времени.

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).

2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований — свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.

30 стр., 14780 слов

Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации ...

... – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Рассмотрим объект преступления с точки зрения гражданского, уголовного и административного права. С точки зрения ... - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; изучить объективную и субъективную сторону данного преступления; определить меры ответственности за совершение указанного преступления; ...

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /под ред. Ф.Н. Филиной.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.-С.153..

Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ.-2009.- №1.- ст.21..

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах. Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра, в соответствии со статьями 69, 213 ТК РФ.

Лица, не прошедшие предварительный медицинский осмотр в установленном порядке, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.

12 стр., 5923 слов

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

... уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 1.1 Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом ...

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени при выполнении работ, непосредственно связанных с движением транспорта, а также с вредными и (или) опасными условиями труда.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Однако установление этих особенностей не может ухудшать положение работников транспорта по сравнению с ТК РФ.

Постановлением Минтруда РФ N 16 от 25 июня 1999 года утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое действует с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 2001 года N 77. В нем имеются условия, которые создают более благоприятные условия труда, чем предусмотрены ТК РФ. В соответствии с п. 7 данного Положения работодатель не может произвольно вводить суммированный учет рабочего времени.

Суммированный учет рабочего времени для водителя автомобиля может быть введен работодателем по согласованию с профсоюзным органом организации, а при его отсутствии — по согласованию с работником.

Решение работодателя о введении суммированного рабочего времени должно быть мотивировано, оно может быть обжаловано работниками, их представителями в лице профсоюзов в судебном порядке.

По общему правилу суммированный учет рабочего времени водителей автомобилей вводится за один календарный месяц.

Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ. На сезонных работах учетный период может быть установлен до шести месяцев. Тогда как в соответствии со ст. 104 ТК РФ учетный период может устанавливаться сроком до одного года. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению специальная норма, создающая для водителей автомобилей более благоприятные по сравнению с общим правилом условия.

В п. 8 названного Положения установлено правило о том, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути превышает 12 часов, то в рейс должны направляться два водителя.

В соответствии с п. 11 рассматриваемого Положения ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение о введении ненормированного рабочего дня должно быть принято работодателем по согласованию с действующим в организации профсоюзом, а при его отсутствии — по согласованию с работником.

16 стр., 7732 слов

Особенности оплаты труда работников автомобильного транспорта

... является изучение организации заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта. Задачами курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования оплаты труда работников предприятия. заработная плата автотранспорт тарификация Особенности оплаты труда работников автомобильного транспорта От качества ...

Таким образом, решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня может быть принято только по отношению к водителям, занятым на перечисленных в п. 11 Положения работах, и только по согласованию с представителями работников, а при их отсутствии — по согласованию непосредственно с работниками. Работники, их представители в лице профсоюзов могут обжаловать решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня в судебном порядке.

В свою очередь, ст. 101 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне позволяет установить по отношению ко всем работникам организации соглашением, коллективными договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Очевидно, что по отношению к водителям автомобилей общее правило также не применимо, поскольку специальная норма предусматривает более благоприятные для работников условия, чем общая.

В состав рабочего времени водителей включаются следующие периоды:

1) время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов в день;

2) периоды остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут;

3) время, необходимое для подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с нее;

4) периоды медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии;

5) периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

6) периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов;

7) периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

8) периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, помимо ТК РФ регламентируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, в частности для обеспечения жизни и здоровья других людей, по отношению к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением транспорта.

Критерием для дифференциации в правовом регулировании труда работников транспорта выступает особый характер выполняемой ими трудовой функции. Трудовые обязанности указанных работников связаны с осуществлением деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. С целью защиты их прав в нормах трудового законодательства предусмотрены особые условия для выполнения работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

рабочее время правовой трудовой

Резюмируя данную работу, можно сделать следующие выводы:

4 стр., 1702 слов

Особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта

... 9.0боснована необходимость установить в законодательстве запрет на установление ненормированного рабочего дня для всех работников железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой. 10. ...

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

В ч. 2 ст. 328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.

Трудовым кодексом РФ (ст. 213) установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры.

Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя.

Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.

При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/osobennosti-rabochego-vremeni-rabotnikov-transporta/

Нормативные акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1).

— ст. 1; Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 1. — ст. 17.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-2002.- №1 (ч.1).- ст.3; Российская газета.-2008.- 31 дек.

О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ.-2009.- №1.- ст.21.

О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31. — ст. 3805; Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 1. — ст. 17.

О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 [ред. от 06.02.2001] // Здравоохранение. — 1996. — N 11; Здравоохранение. — 2001. — N 4.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004.№15 //Российская газета.-2004.- 21 авг.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/osobennosti-rabochego-vremeni-rabotnikov-transporta/

15 стр., 7014 слов

Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения

... или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников. По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. ...

Анисимов, Л.Н. Новое в трудовом законодательстве /Л.Н. Анисимов.- М.: Юстицинформ, 2007.-187 с.

Батяев, А.А. 1001 договор на все случаи бизнеса /А.А. Батяев и [др.].-М.: ИД РАВНОВЕСИЕ, 2008.-237 с.

Бриллиантова, Н.А. Необходимые условия трудового договора: проблемы их отражения в трудовом договоре /Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // Современное право. — 2007. — N 4.-С.9-12.

Егоров, В.И. Трудовой договор: учебное пособие /В.И. Егоров, Ю.В. Харитонова.-М.: КНОРУС, 2007.-395 с.

Ершова, Е.А. Трудовое право в России /Е.А. Ершова.- М.: Статут, 2007.- 405с.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред. Е.Н. Сидоренко.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2005.- 264 с.

Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-154 с.