Характеристика, структура и способы изображения грузопотоков

Контрольная работа

Введение

Каждое предприятие, осуществляющее перевозки, сталкивается с рядом трудностей и проблем, требующих оптимального решения. Крупнейшей (либо значительной) по стоимости частью основных фондов автотранспортного предприятия является подвижной состав, отличающийся рядом характеристик (цена, грузоподъемность, расход топлива и т.д.), и используемый для специфических грузов. В конечном итоге выбор того или иного типа подвижного состава для осуществления перевозок определит затраты не только на его приобретение, но и эксплуатацию, а следовательно это отразится и на прибыли и рентабельности предприятия. Поэтому любое автотранспортное предприятие должно с ответственностью и максимальным вниманием подойти к проблеме выбора подвижного состава. Не менее важна для предприятия организация перевозки грузов.

1. Грузопоток и его структура

Грузопотоком называется количество грузов в тоннах, перевозимых в одном направлении за определенный период времени.

Грузопоток состоит из различных грузов, структура которых подразделяется на три вида: отраслевую, групповую и родовую.

Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного хозяйства, например, продукция машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности.

Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.).

Родовая структура характеризуется распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

Совокупность свойств груза, определенных условий и техники перевозок, перегрузки и хранения, называется транспортной характеристикой груза. Характеристика груза — это режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагонов, суда, автомобиля, режим сохранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяют по физико-химическим свойствам груза и форме предъявления его для перевозки. С учетом особенностей грузов создают соответствующие погрузочные устройства и транспортные средства.

4 стр., 1679 слов

Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом

... подачу вагонов под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза железнодорожным транспортом, погрузку грузов на грузовом дворе, расчеты за перевозку груза . Подготовка груза к перевозке. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким ... предусмотрен в Правилах и Технических условиях. Устав железных дорог обязывает соблюдать требования стандарта при упаковке груза отправителем, который ...

2. Характеристика грузопотоков

транспортный грузопоток товародвижение экономический

Грузопотоки формируют и поддерживают транспортно-экономические связи, которые, в свою очередь, необходимы для товарообращения. Грузовой поток образуется непосредственно в процессе перемещения товаров между пунктом производства и пунктом потребления.

Качественная и сравнительная характеристика грузопотоков помогает в анализе существующего положения на транспортном рынке, что, в свою очередь, позволяет оптимизировать некоторые показатели деятельности всей транспортной системы: выявить излишние нерациональные перевозки, определить сферы эффективного использования того или иного вида транспорта, а также построить прогнозы и обосновать перспективы их развития.

Существует три классификации грузопотоков: по назначению, по родам грузов, по видам транспорта. Классификация по назначению подразумевает разделение грузов по топографическому признаку. По данной классификации различают следующие виды грузопотоков:

  • международные — грузы перемещаются между странами в процессе экспортно-импортного товарооборота;
  • межрайонные — грузопоток предполагается в масштабах страны, между различными регионами;
  • местные — транспортировка груза происходит внутри определенной экономической области или на полигоне транспортного объединения (внутри отдельной железной дороги);
  • внутрихозяйственные — грузы перемещаются в пределах одного предприятия.

Классификация грузопотоков по видам грузов выявляет приоритетные на данном виде транспорта виды груза. Данный вид классификации дает возможность анализировать структуру грузопотока, что в некоторой степени позволяет специализировать подвижной состав и географически оптимизировать направления перевозок. В этом случае для каждого вида транспорта выделяют номенклатуру грузов. Обычно выделяют 6-8 основных видов груза, занимающих наиболее весомое место в структуре грузопотока.

Ведущее место по грузообороту занимает железнодорожный транспорт. Такая ситуация связана с тем, что именно этот вид транспорта обеспечивает перемещение больших объемов груза на дальние расстояния. По объему перевозок железнодорожный транспорт стоит на втором месте. Первое место по объему перевезенных грузов занимает автомобильный транспорт, тогда как по грузообороту его позиции средние — четвертое место в ранге. Это объясняется тем, что среднесетевая дальность перевозки на железнодорожном транспорте составляет 1200 км, тогда как на автомобильном — только 21 км.

3. Графическое изображение грузопотока

Для изучения грузопотоков составляют шахматные (косые) таблицы, в которых устанавливают корреспонденцию между грузоотправителями и грузополучателями.

Графически грузопотоки могут быть представлены в следующем виде:

1) Эпюры грузопотоков.

Наглядное представление о характере движения грузов эпюры грузовых потоков. Эпюры грузовых потоков строятся следующим образом: на горизонтальной линии, схематически отражающей направление трассы автомобильной дороги, по карте в линейном масштабе откладываются расстояния между пунктами, через которые проходит трасса дороги. По вертикали также в масштабе откладывается количество грузов, перевозимых между определенными пунктами. Количество грузов (грузовые потоки) каждого направления откладывается с правой стороны от оси горизонтальной линии по ходу движения. Эпюры строятся по видам грузов и направлениям (или общие — только по направлениям, без разделения по видам грузов).

Эпюры грузопотоков позволяют определить количество груза, который отправляют по каждому пункту, прибытия и, применяя, объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей пути; среднее расстояние перевозок грузов. Они также помогают выявить нерациональные операции перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Рассмотрим построение эпюры грузопотока на автомобильном транспорте. Эпюру строят в координатах «объем перевозок Q, т, «расстояние» L, км. Значение Q откладывают по оси ординат, L — по оси абсцисс в соответствии с выбранным масштабом.

Таблица 1 — Эпюра грузопотока

Пункт отправления

Пункт назначения

Всего отправлено, т

А

B

C

D

А

200

500

700

В

100

200

300

С

500

100

300

900

D

500

400

900

Всего

1000

300

500

1000

2800

Эпюра имеет прямое и обратное направление движения грузов. Прямым направлением считается то, по которому следует наибольшее количество грузов. Отношение размера грузопотока в прямом направлении к размеру грузопотока в обратном направлении называется коэффициентом неравномерности грузопотоков по направлениям.

Объем грузов, перевозимых в прямом направлении, откладывают вверх от нулевой отметки, а в обратном — вниз от неё.

Для условий, приведенных в таблице 1., прямое направление:

DA = ВА + СА + DA + СВ + DC =500 +500 + 100 + 400 = 1500 т,

обратное:

AD = АВ + АС + AD + ВС т BD + CD = 200 + 500 + 100 +200 + 300 =1300 т.

Отсюда коэффициент неравномерности грузопотоков:

з= Qnp/ Qоб =1500 /1300 =1,15.

Построение эпюры начинают с грузопотока, идущего от пункта D, т.е. самого дальнего, к пункту А. При масштабе 1 см = 200 т на графике откладывают от нулевой отметки 2,5 см и проводят линию, параллельную оси абсцисс, до пересечения с ординатой точки А.

Полученное пространство между осевой и проведенной линией заштриховывают (различно по участкам).

Затем откладывают грузопоток объемом 500 т, следующий из С в А, и проводят линию от ранее отложенной и параллельную ей до пересечения с ординатой точки А. Полученное пространство также заштриховывают. Аналогично откладывают и следующие грузопотоки. Нижняя часть строится таким же способом, как и верхняя. Полученная эпюра (см. рис. 1) предоставляет собой графическое изображение грузопотоков на данном участке трассы.

Рисунок 1 — Эпюра грузопотоков

Эпюры грузопотоков дают возможность определить:

  • количество груза, отправляемого из каждого пункта, прибывающего и проходящего через него;
  • объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии;
  • среднее расстояние перевозки грузов.

Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

2) Схема грузопотока.

Для изображения грузопотока в виде схемы используется карта района перевозок, на которую нанесены пункты или микрорайоны отправления и назначение груза, т.е. грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Карту района перевозок делят на квадраты последовательным нанесением на равном расстоянии взаимно перпендикулярных линий. Полученные таким образом квадраты кодируют в буквенно-цифровой системе (по типу шахматной доски): по горизонтали — буквы, по вертикали — цифры. Зная количество тонн груза, подлежащего перевозке из пунктов отправления в пункты назначения, выбирают масштаб и в соответствии с ним наносят грузопотоки линиями определенной ширины.

Построение схемы грузопотока:

  • составляется расчетная ведомость с указанием характеристик грузопотоков;
  • составляется шахматная ведомость — какого груза откуда куда и сколько.

На основе шахматной ведомости составляется схема грузопотоков:

На схеме расположения цехов или на генеральном плане полосами различной ширины наносятся все грузопотоки с указанием их направления.

Маршруты однородных грузов выделяются условной штриховкой или цветом соответствующих полос.

Ширина характеризует мощность грузопотоков (можно обозначать цифрами).

Направления указываются стрелками в местах их ввода в цех (склад).

Может быть указано расстояние перемещения грузов по направлению, последовательность в технологической цепочке (римскими цифрами).

В процессе перемещения характеристики грузопотоков меняются, грузопотоки расчленяются, соединяются, возникают новые.

По схеме грузопотоки анализируются в пространстве. Выявляется возможность их:

  • выпрямления,
  • сокращения расстояний,
  • исключение излишних перевалок,
  • уменьшение количества промежуточных складов,
  • исключение встречных и пересекающихся грузопотоков.
  • рассредоточение сгущения.

После проведения анализа схемы грузопотока удается оценить и улучшить организацию грузоперевозок, устранить нерациональные перемещения грузов.

Кроме анализа в пространстве, грузопотоки анализируются во времени с помощью математических методов.

3) Картограмма грузопотока.

Картограмма грузопотоков представляет собой схематично нанесенные схему города и объемы доставляемого груза (с соблюдением масштаба) и пункты разгрузки. Доставка производится по улично-дорожной сети города, в соответствии с графическим изображением объемов перевозок.

Площадь каждого прямоугольника на картограмме грузопотоков представляет собой грузооборот в тонно-километрах на данном участке.

Таким образом, с помощью картограммы можно определить:

  • вид и количество груза, прибывающего в каждый пункт;
  • вид и количество груза, отправляемого из пункта погрузки;
  • грузооборот на каждом участке и на всей линии, порядок объезда пунктов.

Благодаря эпюрам, схемам и картограммам создаются наглядные схемы перевозок между пунктами отправления и назначения грузов.

Также позволяют определить транспортную работу, рациональное размещение остановок автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража до места работы и в обратном направлении были минимальными.

Поставляя груз потребителю необходимо учитывать условия доставки, исходя из того, что груз — продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый к перевозке.

Заключение

Как правило, специалисты по сбыту при выборе транспортных средств руководствуются стоимостью перевозки и ее качеством, а также наличием и соответствием подвижного состава требованиям продукта.

Выбор грузового потока должен быть комплексным и системным, иначе может возникнуть ряд проблем, которые в дальнейшем могут существенно снизить эффект работы предприятия. Например, использование авиационного транспорта, несмотря на, его высокие тарифы на перевозку, может существенно сократить расходы на перевозку по сравнению с морским и железнодорожным видами транспорта.

Такая ситуация объясняется экономией за счет сокращения складских запасов, уменьшения затрат на упаковку и страхование. Кроме того, постоянные затраты различны для разных видов транспорта, и зависимость затрат на транспорт от объема поставки тоже различна.

На выбор грузового потока влияет сумма затрат на непосредственно перевозку, хранение, упаковку и управление распределением.

Таким образом, исследуя грузопотоки по конкретным характеристикам, можно выявить наиболее рациональную для данной ситуации схему перевозки, сократить расходы и повысить конкурентоспособность товара.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/raspredelenie-gruzopotokov-v-transportnoy-seti/

1. Кусков А.С. Транспортное обеспечение в туризме — М.: КноРус, 2008 г. — 354с.

2. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика — М.: Дашков и К, 2009 г. — 451с.

3. Правдина Н.В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности — М.: УЛГТУ, 2007 г. — 95с.

4. Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли — М.: Дашков и К, 2009 г. — 696с.

5. Троицкая Н.А. Единая транспортная система — М.: Академия, 2008 г. — 238с.