Таможенное право Республики Беларусь

Контрольная работа

Понятие таможенного права

Вопрос о месте таможенного права в правовой системе Республики Беларусь является спорным.

Воробьев Ю.А., Габричидзе Б.Н. и др. обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права.

Сандровский К.К., Марков Л.Л. определяют таможенное право как подотрасль административного права.

Бахрах Д.Н. делает «однозначный вывод: таможенное право — это институт административного права».

Авторы, относящие таможенное право к отрасли административного права, должны, по логике вещей, именовать эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере». Но они этого не делают. И не случайно. С изложенной позицией нельзя согласиться по многим основаниям.

Таможенное право должно быть выделено в самостоятельную отрасль права и потому, что имеет самостоятельный специфический предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие отношения, но они не исчерпывают всего предмета таможенно-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права: конституционного, административного, трудового, банковского и др., а также международного права. Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность — таможенные отношения — одним систематизирующим признаком: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ. Поэтому таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права.

Участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РБ: таможенные органы, лица, перемещающие товары — их собственники, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, брокеры, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др. Объектом регулирования в таможенных отношениях являются товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РБ.

4 стр., 1790 слов

Забайкальский таможенный пост

... Забайкальск, ЖДПП Забайкальск, Забайкальский таможенный пост, который создан в структуре Читинской таможни с местонахождением по адресу: 674650, Забайкальский край, пгт Забайкальск, МАПП Забайкальск. Забайкальский таможенный пост создан в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного ... время Читинский таможенный пост. В 1996 году было приобретено административное здание таможни по ...

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, постольку объективно нет потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права — комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов в аспекте обеспечения таможенных режимов и реализации других средств таможенной политики Республики Беларусь.

Следующим веским основанием выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейшего кодификационного акта — Таможенного кодекса Республики Беларусь являющегося, по существу, главным источником таможенного права.

Все множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, ТК РБ интегрирует в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права. Таким образом, ТК РБ выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль в правовой системе РБ. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в ТК РБ, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность — таможенное право как комплексную отрасль.

Таким образом, выяснив все объективные условия возникновения и становления таможенного права в белорусской правовой системе, а именно, наличие ярко выраженного государственного интереса в выделении такой отрасли; комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регулирования таможенного права; комбинации осуществляемых в специфических формах правовых способов воздействия (методов) в таможенной сфере; особых значительных по объему кодификационных базовых источников, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли белорусского права.

Таможенное право — это комплексная отрасль белорусского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, взиманием таможенных платежей, таможенным оформлением, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Таможенное законодательство составляет систему принятых (изданных) на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • Таможенный кодекс Республики Беларусь и принятые в соответствии с ним законы;
  • акты Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, издаваемые на основании и во исполнение Таможенного Кодекса и принятых (изданных) в соответствии с ним законов, актов Президента Республики Беларусь по вопросам таможенного регулирования;

— нормативные правовые акты Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Таможенным Кодексом и принятыми (изданными) в соответствии с ним законами, а также актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

14 стр., 6991 слов

Значение и практическое применение Закона Республики Беларусь ...

... правила реализации населению товаров и услуг. 1.2 Права потребителей в соответствии с Законом РБ «О защите прав потребителей» Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты граждан-потребителей товаров и распространяется на все предприятия, ...

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь.

Таможенное регулирование — установление порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу Республики Беларусь, использования товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь либо вывозимых за ее пределы, в соответствии с таможенным режимом или таможенной процедурой, а также определение плательщиков и отдельных элементов обложения таможенных платежей и регламентация властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств, обеспечивающих соблюдение таможенного законодательства.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь.

Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.

Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Территория Республики Беларусь составляет единую таможенную территорию Республики Беларусь. Пределы таможенной территории являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Республики Беларусь.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им таможенного законодательства.

Если нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь (далее — международные договоры Республики Беларусь), установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Таможенном Кодексе или иных актах таможенного законодательства, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено в соответствии с нормами международного права, действующими для Республики Беларусь.

17 стр., 8060 слов

Внешнеторговая политика Республики Беларусь

... невозможно либо неэффективно в Республике Беларусь. Важной задачей внешнеэкономической деятельности Беларуси является географическая диверсификация торгово-экономических ... договоренностей на самом высоком уровне с перспективными внешнеторговыми партнерами открылись новые возможности для диверсификации ... 18014,5 110,3 66,7 сальдо -5761,5 страны Таможенного союза оборот 25564,0 119,5 65,5 экспорт ...

Нормы по вопросам таможенного регулирования, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, не вступивших в силу, могут применяться Республикой Беларусь временно и в порядке, установленном законодательством о международных договорах Республики Беларусь.

Определение дня начала и дня окончания установленных Таможенным Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном Таможенным Кодексом.

В случаях, когда срок исчисляется рабочими днями, независимо от времени работы таможенного органа, совершающего таможенные операции, под рабочими днями понимаются дни, которые в соответствии с законодательством не являются выходными, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими.

Если Таможенным Кодексом не установлен специальный порядок исчисления сроков, для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, определенные Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Таим образом, таможенное право не вторичное образование в системе белорусского права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское и др. Но в отличие от них присутствие норм «с двойным гражданством» придает таможенному праву характер комплексной отрасли права, наряду, например, с предпринимательским правом, морским правом, воздушным правом, банковским правом, экологическим правом и др.

19. Таможенные органы: организационная структура, основные функции

Согласно Статье 312 Таможенного Кодекса Республики Беларусь Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни.

Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. Создание и ликвидация таможен осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности.

Таможни являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и действуют на основании положений, утверждаемых Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Согласно Статье 313 Таможенного Кодекса Республики Беларусь Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

  • осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
  • взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
  • осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  • ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;
  • обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  • осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
  • осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
  • проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами Республики Беларусь.

4 стр., 1530 слов

Таможенные органы Республики Беларусь

... поставленных перед ними задач. Деятельность таможенных органов и организаций таможенной службы должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия ...

При обнаружении государственными органами признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции таможенных органов, государственные органы обязаны передать информацию об этом таможенным органам.

При обнаружении таможенными органами признаков административного правонарушения, производство по делам о котором отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями. Иные государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать содействие Государственному таможенному комитету Республики Беларусь в выполнении указанной функции.

14 стр., 6951 слов

Порядок прохождения государственной службы в таможенных органах ...

... в указанных органах и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов. Отсюда следует вывод, что лица, работающие в таможенных органах, делятся на две основные категории: Сотрудники таможенных органов, которым присваиваются специальные звания ... на три вида: Военная служба. Государственная гражданская служба. Иная служба. Служба в таможенных органах раньше входила в состав ...

Белорусский Государственный таможенный комитет был создан на основе преобразования Белорусского управления Государственного таможенного контроля СССР (Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 20 сентября 1991 г. «О таможенной службе Республики Беларусь»).

С этого времени начинается новый этап в развитии белорусской таможенной службы, характеризующийся становлением ее как правоохранительного органа, стоящего на защите экономических интересов страны.

Правовые и организационные аспекты таможенного дела в республике, основные задачи таможенной службы определены в Законе Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь». С 1994 г. проводится работа, направленная на унификацию таможенного законодательства Беларуси и России в рамках Таможенного союза.

Основные задачи Государственного Таможенного Комитета:

  • выработка и реализация государственной таможенной политики;
  • защита белорусского товарного рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • поощрение импортозамещающего производства;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • решение задач торговой политики;
  • направление, координация и контроль деятельности всех таможенных органов республики.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в пределах своих полномочий вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства решение таможенного органа или его должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательством меры в отношении неправомерных действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено Таможенным Кодексом Республики Беларусь, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Должностными лицами таможенных органов являются работники, занимающие штатные должности в таможенных органах, имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами властных полномочий.

Право поступления на службу в таможенные органы имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, являются государственными служащими, и на них распространяется законодательство о государственной службе в той мере, в которой их правовое положение не определено Таможенным Кодексом Республики Беларусь.

Должностным лицам таможенных органов, руководителям и иным категориям работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, присваиваются персональные звания.

Персональные звания, порядок их присвоения, а также категории работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, определяются Президентом Республики Беларусь.

13 стр., 6439 слов

Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

... тем людям, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно”, - говорилось в Указе. В переводе на современный язык речь идет о занижении таможенной стоимости и ... резко сокращается число участников внешнеторговых связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенным кодексом 1964 года таможня подчиняется ...

Для должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, устанавливается ношение форменной одежды. Форма одежды утверждается Президентом Республики Беларусь, а правила ее ношения — Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. Форменная одежда выдается бесплатно.

Должностным лицам таможенных органов и работникам учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, вместо выдачи форменной одежды разрешается выплата денежной компенсации в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Должностные лица таможенных органов и работники учреждений, подчиненных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь, которым присваиваются персональные звания, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, в том числе вопросы оплаты труда должностных лиц таможенных органов, определяются Президентом Республики Беларусь.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/tamojennoe-pravo-rb/

Габригидзе Б. Н. Таможенное право. — М.: Издательство «Бек», 1995. — 313 с.

Организационная структура государственного управления: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. — 231 с.

Основы права: Учеб. пособие/ С.Г. Дробязко, Т.М. Шамба, Г.А. Василевич и др.; под. ред. В.А. Витушко, В.Г. Тихини, Г.Б. Шишко. — Мн.: БГЭУ, 2002.

Правоведение: Справочник по курсу высшей школы / Академия МВД Республики Беларусь; Сост. Н.П. Чепиков; под. ред. И.И. Басецкого: в 2-х ч. — Мн.: Бестпринт, 2000. — 809 с.

Таможенный кодекс Республики Беларусь (4 января 2007 г. № 204-З).

Таможенное право Республики Беларусь / А. З. Игнатюк. — Мн.: Амалфея, 2002. — 400 с.