Транспортная психология

Контрольная работа

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»

(ДВГУПС)

Контрольная работа

«Транспортная психология»

Выполнила: Чернавина П.А.

КТ12-ТТП(БТ)ЖТ-291

Хабаровск 2015

1. История развития транспортной психологии и предпосылки ее возникновения

Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись — рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах. Он поставил «опрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии).

И. М. Сеченов представил новую концепцию активного отдыха как лучшего средства повышения и поддержания работоспособности. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.

Следующий этап развития профессиональной психологии связан с возникновением за рубежом, а значит, и в нашей стране, прикладной психологии, получившей впоследствии название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпосылкой к его развитию явился накопленный в психологии и физиологии запас экспериментальных данных и научных фактов, нашедших практическое применение в различных сферах производства, медицины, педагогики и хозяйственной жизни. Таким образом, исследование чувствительности анализаторов выявило индивидуальные различия, предполагая, что следует отбирать людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма к его высшей стадии — империализму — сопровождался беспрецедентным обострением борьбы усиление погони за сверхприбылями. В поисках способов выжать максимальную прибыль капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения эффективности рабочих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулирована Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фактором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, что их отличает друг от друга, — это подбор и управление персоналом». Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лениным. Психотехника также служит цели эксплуатации, независимо от того, что ее теоретики могут сказать о «суперклассе» их науки. Одним из центральных направлений психотехники был профессиональный отбор, основанный на представлении о врожденных способностях и принципе однозначной и роковой цели человека для любой профессии.

13 стр., 6146 слов

Таможенный коллектив: понятие, виды, процесс формирования и развития

... к сотрудничеству Щекин Г.В. Как эффективно управлять людьми: психология кадрового менеджмента. Научно-практическое пособие. - К.: ... мышления, психосоматический тип или темперамент). Управление коллективом в целом неотделимо от понимания личностных качеств ... последующей социализации черт личности. Главная движущая сила развития индивидуальности заключается в программирующих свойствах -- ...

Широкий спектр работ, направленных на изучение профессий, разработку методик тестирования, с помощью которых пытались определить способности, затмил другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профессионального отбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем, психотехники провели множество исследований, посвященных распространению и устранению причин усталости работников, рационализации рабочего режима, обучению трудовым навыкам, созданию необходимой мотивации для работы и организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать работу как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценности свидетельских показаний с учетом закономерностей внимания, памяти, влияния аффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Психотехников интересовала проблема рекламы — ее влияние на сознание и подсознание человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственной педагогики — систему ;воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями.

Но, конечно, важнейшее место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из самых ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Хуго Мюнстербергом. Он разработал тестовые системы для профессионального отбора операторов телефонной связи, водителей экипажей, моряков, предваряя свои рекомендации глубоким анализом этих профессий. Особый интерес представляет предложенная им система отбора директоров трамвая, позволившая, с одной стороны, оценить скорость действий, а с другой — предусмотрительность и надзор. Эта установка состояла из барабана с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В трещинах барабана появились цифры, обозначающие некоторые элементы дорожной ситуации, и испытуемый должен был назвать буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Неотъемлемый показатель успеха сочетал в себе знак скорости и знак непогрешимости. Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести психологическую сущность профессии вожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность. Естественно, что такой подход позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшилось, а популярность психотехники заметно возросла.

3 стр., 1040 слов

Дипломная работа международная логистика

... 08.05.06; 38.03.02, 26.02.05. Что вам понадобиться для дипломной по логистике? Для того, чтобы написать дипломную работу по логистике, вам потребуются следующие материалы: Выбрать тему ... - РИНХ- Университет (Ростов-на-Дону) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический Университет - СГИЭУ- Университет ...

Однако описанные выше вакансии были скорее исключением, чем правилом в психотехническом решении проблемы профессионального отбора. Основным недостатком психотехники было механистическое понимание способности действовать как совокупность свойств, которые не связаны между собой и не изменяются. Для диагностики способностей использовались краткосрочные серии тестов, которые давали очень неполную информацию о некоторых свойствах психики.

При капитализме, когда предложение рабочей силы всегда превышает спрос, цели выбора профессии и профориентации начали интегрироваться, а в некоторых случаях полностью исказились политическими целями. Отбор производился не столько по критерию психологической пригодности человека к работе, сколько по принципу его политической надежности. Многочисленные службы профессионального отбора и профессиональные консультационные фирмы стали своего рода орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

Однако стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, соприкоснуться с практикой когда-то было положительным явлением, которое вызывало интерес во всех странах. Издаются специальные журналы, проводятся международные психотехнические конгрессы. В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы прошлого века. Психотехнические мастерские появляются в Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и других городах. Широко развита работа по изучению профессий и проводится профессиональный отбор.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»).

Наряду с использованием традиционного профессионального отбора, при котором методы доказательства буржуазной науки были некритически заимствованы, советская психотехника достигла ряда несомненных результатов. Разработаны схемы и методы профессиографии, не утратившие своего значения до сих пор. Исследования динамики работоспособности и утомляемости проводились по ряду факторов, изучался процесс усвоения навыков. В работах ведущих ученых высказывались мысли о вариативности способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.

Почему же в таком случае психотехника в нашей стране фактически прекратила свое существование в 30-е годы и возродилась лишь «двадцать лет спустя» уже как психология труда?

Кризис назревал внутри самой психотехники. Наряду с иностранными методами он позаимствовал чуждую, по своей сути нечеловеческую методологию. Пораженный пренебрежением к теории, поиск чисел без попытки проникнуть в основополагающие законы. Механистические позиции при выборе работы приводили к грубым ошибкам, которые порой приводили к необходимости навязывать мусор при отстранении людей от работы на основе психотехнического тестирования. А ликвидация безработицы в нашей стране, похоже, обрушила главное практическое направление психотехники — «профессиональный отбор.

34 стр., 16806 слов

Организация труда водителей

... биологически неудобное для человека ночное время. Учитывая вышеперечисленные особенности, организация труда водителей должна обеспечивать: четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров; безопасность перевозки пассажиров; полное ...

Однако многие недостатки уже признаны и преодолены передовыми представителями науки. А проблема соответствия человека его работе, проблема прогнозирования успешности деятельности в условиях острого дефицита рабочих рук лишь изменяли свои аспекты, превращаясь в задачу подбора рабочего поста, специальности, которые позволили бы человеку максимально раскрыть свои возможности и принести ‘больше пользы обществу.

Развитие научно-технической революции после XIX съезда КПСС вновь поставило на повестку дня задачу практического применения психологических знаний. Показательным было появление передовой статьи в журнале «Коммунист», в которой были поставлены конкретные проблемы психологии, связанные с формированием коммунистического отношения к работе, изучением работы и образованием для работы. В марте 1957 г. в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области. Названы теоретические проблемы, решение которых должно было послужить научной основой для практических выводов. Среди них были отмечены закономерности процесса овладения профессиональными навыками, законы перестройки трудовых навыков, законы изменчивости профессионально важных свойств человека и ряд других. Эти события положили начало новому этапу в развитии советской психологии труда.

За 20 лет, предшествовавших этому этапу, «в психологической науке произошли серьезные изменения. Разработаны теоретико-методологические основы психологии. вырос квалифицированный штат психологов-материалистов и психологов-экспериментаторов. Прикладные исследования стали разворачиваться на новом уровне.

Характерной чертой психологии труда 1950-1970-х годов является преодоление ее чисто прикладного характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека».

Развитие теории личности в советской психологии привело к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности.

Быстрое развитие инженерной психологии, которая стала автономным и чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее концептуального аппарата, который благодаря обогащению технической терминологии стал не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи решаются в тесном сотрудничестве с производством, по прямым заказам компаний.

Следует заметить, что собственно научно-психологическим представлениям о труде предшествовал многочисленный опыт ненаучного (донаучного) осмысления трудовой деятельности человека. Например, в мифологии и религии древности важнейшее место занимали божества, так или иначе связанные с трудом (богини земледелия, виноградарства и т.п. у древних греков).

Интересно, что само возникновение танцев и музыки иногда связывают именно с трудовой деятельностью, при этом если сначала танцы и музыка имитировали трудовые действия, то позже они стали выполнять роль средства организации деятельности в тех работах, где требовалось соблюдение определенного ритма.

15 стр., 7457 слов

Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах

... прочных петлях и иметь запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания. На бортах делают надпись: "Перевозка людей запрещена". ... красного цвета. 2. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МАШИННО-ТРАКТОРНЫХ АГРЕГАТОВ Под устойчивостью ... тракторов трехколесного типа в0 = 30...35°, для грузовых автомобилей при полной нагрузке, равномерно распределенной по платформе, в0 ...

В целом можно выделить следующие основные этапы в эволюции представлений о труде:

1 — труд как необходимость выживания;

2 — труд как обязанность и долг (человек — как элемент социальной системы);

3 — труд как производственная и технологическая необходимость (человек как «фактор» эффективного производства);

4 — труд как социально-экономическая потребность (как условие статуса человека в обществе);

5 — труд как личностная потребность и условие развития человека.

Поэтому наблюдается общая тенденция в развитии представлений о работе — постоянное повышение роли самого человека в выполняемой работе, постоянная гуманизация труда.

Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде (на стыке разных наук).

Это изучение многообразной системы «человек — коллектив — машина — среда». Но, например, изучаются более конкретные области и более конкретные системы, в частности инженерная психология в ее традиционном варианте рассматривает систему «человек-машина».

Термин «эргономика» впервые предложен в 1921 г. В.Н.Мясищевым и В.М.Бехтеревым. В 1949 г. группа английских ученых во главе с К.Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего началось широкое распространение термина.

Фредерик Уинслоу Тейлор — США (1920) считается основателем «научного менеджмента». Он поставил проблему управления людьми.

Можно выделить 3 фазы в эволюции взглядов Тейлора:

1) система поштучной оплаты (главное — инициатива работника и соответствующая этой инициативе заработная плата); главный метод — хронометраж рабочего времени;

2) контроль не за производительностью труда, а за самим методом работы (определяется максимальная оплата за наиболее тяжелый труд и минимальная оплата — за наименее тяжелый труд);

3) вместо концентрации управления в одних руках — система «функциональной администрации», состоящая из нескольких (например, из 8-ми) мастеров — «супервайзеров».

Главная задача, выделяемая в системе Тейлора — это обеспечение максимальной прибыли предпринимателя в Соединении с максимальным благосостоянием для каждого рабочего».

Выделяются четыре основных принципа системы Тейлора:

1) обобщение и классификация умений и навыков всех рабочих;

2) тщательный отбор на основе научно установленных признаков;

3) административное осуществление «сердечного сотрудничества» с рабочими (например, с помощью ежедневных надбавок за скорую работу и т.п.);

4) почти равное разделение труда и ответственности между рабочим и управляющим.

Уже в 30-е годы обостряется общая критика «классических» подходов, связанная с обострением социально-экономических противоречий, когда на первое место все больше выходит не только «организация труда», но и человеческие (психологические) факторы трудовой деятельности.

Другим важным направлением являются концепции «человеческих отношений», где рассматриваются факторы удовлетворенности трудом, лидерство, сплоченность (Э.Мейо, Ф.Ротлисберг, А.Маслоу и др.).

8 стр., 3983 слов

Охрана труда на морском транспорте

... Производственной называется травма, полученная человеком в процессе труда в результате воздействия на него опасного производственного фактора и несоблюдения требований безопасности труда. В зависимости от обстоятельств ... дисциплина. В связи со сложностью и опасностью длительных морских плаваний трудовая дисциплина на судах непосредственно связана с травматизмом. Употребление спиртных напитков, ...

В дальнейшем все это получило развитие в концепциях «обогащения труда», «гуманистического вызова», где на первое место вышли психологические факторы труда, в доктрине «качества рабочей жизни», в концепциях «гуманизации труда» как попытке синтеза тейлоризма и «человеческих отношений». Особое место занимают также теории трудовой мотивации (А.Маслоу, У.Рейф, Ф.Херцберг, Д.Макгрегор).

Начало развития концепциям «человеческих отношений» положили знаменитые Хоторнские эксперименты Э.Мейо, проведенные еще в 1927-1932 гг., где изучались различные факторы производительности труда. Был сделан вывод, что улучшения условий выработки также не являются основной причиной повышения выработки. Была выдвинута следующая исследовательская гипотеза о том, что на производительность труда влияют методы руководства и улучшение взаимоотношений. Собрав обширный эмпирический материал об отношениях людей к труду, ученые выяснили, что норма выработки рабочего определяется не его добросовестностью или физическими способностями, а давлением группы, которая устанавливает позицию и статус каждого, кто в нее входит.

Концепции «гуманистического вызова» (50-60 годы) развивались на фоне относительно устойчивого экономического положения в США и Западной Европе, на фоне оптимизма по поводу исследований «человеческих отношений» в новом варианте. Данные концепции характеризуются особым вниманием к социально-психологическим нововведениям, часто оставляя неизменными материальные процессы, их структуру и содержание, а также организацию рабочих мест.

В 70-е годы в США концентрируется внимание на концепциях «качества жизни» (термин был введен еще в 50-е Годы Д. Рисманом и Дж. Гелбрейтом), «обогащения труда» (термин ввел еще в 60-е годы Л.Дэвис), которые в свою Очередь связаны с теориями «постиндустриального общества».

Д.Макгрегор предложил «теорию X» и «теорию У». «Теория X» основана на авторитарном стиле руководства (основная предпосылка — человек ленив и его надо заставить работать).

В «теории У» хорошая работа изначально приемлема для работника, это позитивная установка по отношению к труду, которая позволяет вовлекать работника в управление производством.

В Японии известна концепция «коллективистских отношений». Суть ее заключается в том, что стратегическое решение по вопросу дальнейшей работы фирмы принимается коллегиально. Для этого существует особая система «рингисё» (от японск. «рин» — представление, предложение начальника и «ги» — обсуждение), когда предложение руководства проходит специальное обсуждение с участием всех работников фирмы с тем, чтобы никого не ущемить, в целях защиты статуса работника и минимизации разногласий и конфликтов в коллективе. Но, как отмечает А.С.Федосеев, «стратегическое решение принимает сам начальник, хотя создается иллюзия участия в этом многих работников», что в целом все-таки позволяет «создавать атмосферу серьезности, заинтересованности у персонала» (Федосеев, 1980, с. 135).

В настоящее время большинство американских социологов исповедуют доктрину «революции управляющих». Еще в 1941 г. Дж. Бэрнхем говорил о «вытеснении класса капиталистов классом управляющих»… В 1958 г. Дж. Белл ввел даже термин «молчаливая революция»… Интересно, что некоторые авторы, например, М.Цейтлин на основе рассуждений Э.Бернштейна и К.Шмидта) выделяет два основных этапа в развитии капиталистического производства 1 — «семейный капитализм» конца XIX — начала XX века; 2 — «административный капитализм». Любопытно в этой связи задаться вопросом, что было недавно в СССР и что стало сейчас в «демократической» России?..

24 стр., 11847 слов

Анализ состояния и перспективы развития водных путей и судоходства ...

... Практика государственного регулирования внутреннего водного транспорта, сложившаяся за годы экономических реформ, не решила всех проблем. Очевидно, что на современном уровне развития рыночных отношений преодоление ... субъекты», которым зачастую не под силу осуществить строительство нового судна или произвести ремонт такого сложного инженерного сооружения, а так же произвести дноуглубительные работы ...

Опыт развития социологии труда за рубежом приводит к достаточно интересному материалу для размышления относительно самого вектора, направления развития социологических и психологических наук о труде. Как отмечали бывшие президенты Американской социологической ассоциации (АСО) П.Росси и В.Уайт, «в «хорошие» времена, когда источники финансирования и сфера приложения труда ученых достаточно стабильны, особенно быстро развивается академическая социология и, напротив, в «плохие» времена, когда дыхательные каналы перекрываются, представители «чистой» социологии, забыв о профессиональной гордости и отставив в сторону научный снобизм, вовсю кичатся практическими достижениями своих собратьев-прикладников, втайне надеясь разжалобить финансистов на более щедрые подачки и льготы» (Кравченко. Ш87,с

Примечательно, в советский период развития психологии труда во многих научных исследованиях обязательно рассматривалась так называемая «практическая значимость» работы, что также, видимо, является показателем «не самых лучших времен» для развития психологических наук о труде. В настоящее время данные исследования еще в большей степени зависят от тех, кто их оплачивает (и фактически «заказывает» то, что желает увидеть в результатах…).

С другой стороны, неблагоприятные времена все-таки способствуют осознанию и особому изучению тех реальных сложностей и противоречий в развитии различных видов производства, которые в более благополучные периоды завуалированы или совсем скрыты для наблюдателя. Вопрос лишь в том, чтобы у ищущего психолога находились желание, время и силы для творчества в любых условиях (хотя всегда присутствует соблазн, а иногда и жизненная необходимость где-то «подзаработать» и как-то «выжить» в условиях социально-экономического абсурда).

Психотехника и ее развитие. Если тейлоризм в основном исходил из задач техники и физической выносливости человека, то психотехника выросла из психологии. До 1939 г. (времени свертывания психотехники) было организовано и проведено восемь международных психотехнических конференций. Сам термин «психотехника» предложил еще в 1903 г. В.Штерн.

Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В.И.Ленина) Центрального института труда — ЦИТ во главе с А.К. Гастевым. В 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда — НОТ, где председателем был В.М.Бехтерев. Интересно, что Г.И.Челпанов говорил тогда о психотехнике как о «заграничной новинке, не имеющей прямого отношения к психологии». Правда на этой (1-й) конференции не было еще будущих ведущих отечественных психотехников (Шпильрейна, Геллерштейна и др.), которые в скором времени прославили ее на весь мир…

Интересные мысли о советской психотехнике по сравнению с зарубежной высказывала в свое время Н.К.Крупская: «…В Стране Советов, наоборот, нас интересует не только производство, но и рабочая масса, рабочий, на этом производстве работающий. Социалистическая психотехника должна обращать сугубое внимание на работника, на то, как та или другая специальность помогает его всестороннему развитию, насколько та или иная профессия дает ему удовлетворение, радость труда» (см. Крупская, 1982, с. 195).

3 стр., 1476 слов

Физические лица как субъекты таможенно-правовых отношений

... являются физические лица как участники таможенных правоотношений. Объектом изучения являются общественные отношения связанные с перемещением физических лиц через таможенную границу. Целью курсовой работы является рассмотреть ФЛ – как участников таможенно-правовых отношений. Для ...

Важной основой для развития отечественной психотехники являлась идея «политехнического подхода в профориентации», суть которого можно выразить примером, приведенным Н.К.Крупской: «…Вот взять завод и изучить все профессии в целом. Потом взять совхоз, изучить профессии в целом. Каждую профессию взять в ее перспективе. Второе — смежные профессии других производств. Из каких профессий в какую легко переключиться» (см. Крупская, 1982, с. 199).

Наконец, можно обозначить основные вехи развития отечественной и зарубежной профориентации. Первые лаборатории профориентации возникли в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США).

Если поначалу главная задача состояла в трудоустройстве безработных, затем — в выдаче рекомендаций на основании психодиагностических обследований (тестирования), то уже к 70-м годам акцент перемещается в сторону формирования самостоятельно делать профессиональные выборы.

В России первое бюро профориентации было открыто в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Но еще в 1921 г. при Центральном институте труда (ЦИТ) была открыта лаборатория, где начали активно заниматься вопросами профориентации молодежи. В этот же период подобными вопросами начинают заниматься во Всеукраинском институте труда в г. Харькове, в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и др. В этот период профориентацией в школах активно занимаются педологи. К сожалению, в 30-е годы работа по профориентации сворачивается (Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса»).

транспортный психология труд рефлекторный

Лишь только в начале 50-х годов появляются новые диссертационные исследования по проблемам профориентации. В 60-е годы создаются специальные исследовательские группы и подразделения по проблемам профессиональной ориентации: группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики при АПН СССР (руков. А.Н. Волковский), лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руков. Б.А. Федоришин), НИИ Трудового обучения и профориентации при АПН СССР (руков. А.М. Голомшток).

Мощный толчок развитию школьной профориентации дало Постановление ЦК КПСС «Основные реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в 1984 году, после чего под эгидой Госкомтруда СССР и благодаря усилиям О.П. Апостолова было создано более 60 региональных центров профориентации молодежи с соответствующими профконсультационными пунктами (ПКП) на местах и началась подготовка практических профконсультантов. К сожалению, с 1991 года школьная профориентация вновь сворачивается (из-за недостатка финансирования, которое нужно для «демократических преобразований»).

С 1991 года профориентация перемещается из школ в создаваемые службы занятости (на основании «Закона о занятости населения» в 1991 году), а также возобновляется в виде профотбора в различных коммерческих структурах.

Предметом психологии труда является субъект труда. В инженерной психологии рассматривается субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек—машина», а в более современных вариантах — «человек—машина—среда—социум—культура»).

16 стр., 7746 слов

Правоохранительная деятельность таможенных органов

... и многие заслуженные юристы. Цель курсовой работы - рассмотреть таможенные органы как субъект правоохранительной деятельности и выявить наиболее важные вопросы и направления дальнейшего развития данного вида деятельности таможенных органов. Для достижения поставленной цели необходимо ...

В асихологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения. В профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в пространстве личностных смыслов самой трудовой деятельности.

При этом можно выделить своеобразный парадокс предмета психологии труда: поскольку наука (в частности, психология труда) должна изучать закономерности субъектность и спонтанности работника, тр. в результате »на неизбежно как бы «снимает» эту спонтанность, делает человека более понятным, предсказуемым и управляемым. Но тогда от субъектность человека трудящегося ничего не остается и он превращается в послушную машину, в робота… К сожалению, реальность этого и соответствующие опасения имеют место, ведь известно, что манипулировать сознанием людей можно… Некоторые опасения относительно «снятия» субъектности человека в трудовой деятельности могут быть компенсированы тем, что по мере развития знания часто обнаруживается гораздо большее незнание (у познающего как бы открываются глаза на сложность и разнообразие психической жизни и трудовой деятельности)…

Таким образом, для психологии труда предметом выступает субъект труда вообще. Сам субъект обычно рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на «объект». Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Другими словами, объект — это «преемник» воздействия, а субъект — инициатор воздействий в общей системе «субъект — объект».

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/transportnaya-psihologiya/

1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология (Электронный ресурс): учеб.пособие / М.А. Дмитриева-СПб: ЛПУ, 1979.

2. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология (Электронный ресурс).

3. www.psuoffice.ru/6-896- transportnaja. ru