Учет затрат на автоперевозки

Контрольная работа

Мною выбрана очень непростая тема: иногда на то, чтобы в ней разобраться, требуются годы. А ведь от себестоимости зависит ценообразование, от которого, в свою очередь, зависят выручка и прибыль компании. Тяжелое финансовое положение порой становится результатом именно неправильного калькулирования себестоимости и отсутствия надлежащего контроля за соответствием расходов получаемым компанией доходам. Предлагаю освежить в памяти некоторые нюансы этой интересной темы.

Организации, которые самостоятельно устанавливают тарифы на свои услуги, используют для этого плановую себестоимость и определенный процент прибыли. По факту данные показатели могут отличаться — как в большую, так и в меньшую сторону, и задача бухгалтера — сделать так, чтобы неожиданностей было как можно меньше. Для этого и требуется информация о плановых и фактических показателях. От того, насколько объективно оценена себестоимость, во многом зависят расходная составляющая бюджета транспортного предприятия, эффективность использования материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов. Если они используются неэкономно, то себестоимость увеличивается и, как следствие, уменьшается прибыль (в худшем случае она может даже превратиться в убыток).

Это сигнал: что-то не так с ценообразованием.

На финансовый результат влияют не только расходы по обычным видам деятельности, но и прочие расходы. Проконтролировать и те и другие, когда они учитываются в совокупности, проблематично, поэтому затраты обычно делятся по объектам калькулирования. Это позволяет акцентировать внимание на наиболее важных отклонениях плановых значений от фактических и своевременно принимать решения, не допуская ухудшения положения предприятия (в том числе банкротства) в условиях финансовой нестабильности.

Учет затрат на автоперевозки.

Основными задачами учета затрат на автоперевозки являются:

  • своевременное, полное и достоверное отражение фактических расходов на перевозки;
  • выявление фактических расходов по видам перевозок;
  • контроль за рациональным использованием трудовых затрат, материальных ресурсов и денежных средств, расходуемых в процессе перевозок;
  • единообразное определение состава затрат, образующих себестоимость перевозок автомобильного транспорта;
  • применение единых в своей основе методов учета и калькулирования производственных затрат, обеспечивающих наиболее правильное исчисление себестоимости перевозок.

Данные учета затрат используются для анализа хозяйственной деятельности предприятий и их подразделений, организации внутреннего хозяйственного расчета, правильного определения величины взимаемого с предприятий налога, а также для установления фактической эффективности проводимых организационно — технических мероприятий.

4 стр., 1607 слов

Классификация маршрутов грузовых перевозок. Себестоимость перевозок

... себестоимости перевозок определяют как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам ... радиальным или кольцевым маршрутам. Участковые маршруты применяются при организации междугородних и международных перевозок грузов и характеризуются тем, ...

Затраты по основной эксплуатационной деятельности предприятий автомобильного транспорта распределяются по видам перевозок, работ и услуг — грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, транспортно — экспедиционным операциям, прочим видам деятельности, с выделением экспортируемых услуг, работ.

Учет по видам перевозок, работ и услуг ведется согласно принятой предприятием учетной политике.

Аналитический учет предусматривает детальную характеристику эксплуатационных расходов по статьям, элементам затрат и местам их возникновения.

С этой целью по счетам затрат на перевозки, видам работ и услуг составляются ведомости аналитического учета, содержащие данные о расходах с указанной выше их дифференциацией.

В зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок, и распределяемые.

Прямые затраты непосредственно включаются в состав затрат соответственно на грузовые или пассажирские перевозки, на транспортно — экспедиционное обслуживание или прочие виды деятельности.

Косвенные затраты распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), отнесенных на каждый из этих видов.

Общепроизводственные затраты, сборы и отчисления, непроизводительные затраты распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат (без включения в них расходов по управлению), приходящихся на каждый из видов перевозок. Общая величина затрат по видам перевозок и работ определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов.

При распределении затрат по отдельным видам грузовых перевозок, пассажирских перевозок, транспортно — экспедиционных операций (погрузочно — разгрузочных работ, складских операций, транспортно — экспедиционного обслуживания населения и т.п.) используется тот же принцип: часть затрат, по которым аналитический учет достаточно детализирован, относится на соответствующий вид перевозок или работ, другая часть затрат распределяется пропорционально суммам расходов, непосредственно отнесенных на каждый из них. При отсутствии детального учета по отдельным статьям затрат допускается распределение расходов по отдельным видам перевозок и работ пропорционально заработной плате производственных рабочих и производственного персонала.

Состав и классификация затрат на автотранспортном предприятии.

В бухгалтерском учете расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходами организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (убытки), осуществленные (понесенные) организацией в отчетном периоде.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.

Для признания затрат организации, осуществляющей автомобильные перевозки в качестве расходов необходимо выполнение следующих условий:

  • обоснованность затрат;
  • документальное подтверждение затрат;
  • связь с доходами.

Под обоснованными расходами при перевозках понимаются экономические оправданные затраты всех видов ресурсов, используемых для осуществления перевозок автомобильным транспортом, оценка которых выражена в денежной форме. При этом оправданными затратами являются расходы, подтвержденные документально и оформленные в соответствии с требованиями законодательства. Расходы организаций, осуществляющих перевозки на автомобильном транспорте в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, подразделяются на:

  • а) расходы по обычным видам деятельности;
  • б) прочие расходы, в т.ч.:
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы;
  • чрезвычайные расходы.

Особенности учета отдельных видов затрат и порядок их включения в себестоимость автоперевозок.

Для начала сформулируем понятие себестоимости услуг. Это стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг материальных, трудовых ресурсов, основных фондов, энергии, а также другие затраты, обусловленные оказанием транспортных услуг. Исходя из этого, составим краткий алгоритм расчета себестоимости:

1. Накопление затрат:

2. Выбор объекта (объектов) калькулирования:

  • а) по видам оказываемых транспортных услуг;
  • б) по иному выбранному критерию (в частности, по видам оплаты услуг).

3. Распределение затрат по объект ам калькулирования.

Казалось бы, ничего сложного. Но это так только для небольшого предприятия, которое занимается либо грузовыми, либо пассажирскими перевозками, используя для этого несколько транспортных средств. Если же в автопарке не один десяток авто, а сфера деятельности включает несколько направлений начиная с доставки грузов, перевозок пассажиров и заканчивая экспедиторскими услугами, здесь есть над чем подумать. Как все учесть и ничего не забыть при калькулировании себестоимости?

Накопление затрат

В Инструкции по калькулированию затрат приведен подробный перечень всех затрат, включаемых в себестоимость (исключаемых из нее) транспортных услуг. Выделим в таблице основные виды таких затрат.

Основные затраты, включаемые в себестоимость транспортных услуг

Производственные затраты

Непроизводственные затраты

— ввод в эксплуатацию поступивши х

авто, включая расходы по

государственной регистрации

транспортных средств, обкатке,

наладке оборудования;

— подготовка и освоение перевозок

по новым грузов), включая затраты по дооборудованию

подвижного состава и тары для

грузов;

— обеспечение материалами, топливом, электроэнергией, инструментом,

приспособлениями;

— моечно-очистительные работы,

диагностика, техосмотр,

обслуживание, текущий и капремонт;

— проведение медосмотров и

инструктажей;

— управленческие затраты, включая

содержание АУП, содержание зданий, сооружений, оплату командировок и служебных поездок, услуг банков;

— подготовка и переподготовка

кадров;

— плата за неотработанное время

(отпуска и т.д.);

— страховые взносы во внебюджетные

фонды;

— расходы на обслуживание заемных

средств;

— оплата услуг посредников (включая

экспедицию);

— амортизация ОС и НМА (при

наличии);

— таможенные сборы, сборы за проезд

автотранспорта по платным дорогам

— потери от простоев по внутрипроизводственным причинам,

включающие фактически начисленную заработную плату рабочих за время

простоя не по их вине и начисления на зарплату, а также стоимость

материалов, топлива и всех видов энергии, непроизводительно

затраченных в период остановки

производства;

— недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при

отсутствии виновных лиц;

— потери материальных ценностей в

пределах норм естественной убыли;

— затраты на гарантийный ремонт и

гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок

службы;

— выплаты работникам, высвобождаемым

с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращением

численности работников;

— затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем,

профессиональным заболеванием либо

повреждением здоровья, связанными с

исполнением ими трудовых

обязанностей

Не включаются в себестоимость оказываемых услуг

— затраты на индивидуальное опробование отдельных видов машин и

механизмов и на комплексное опробование (вхолостую) видов оборудования и

технических установок для проверки качества монтажа;

— затраты на шефмонтаж, осуществляемый организациями — поставщиками

оборудования или по их поручению специализированными организациями;

— расходы на содержание дирекции строящейся организации, а при ее

отсутствии — группы технического надзора (затраты на содержание которой

предусматриваются в сводных сметных расчетах стоимости строительства);

— затраты, связанные с приемкой новых организаций и объектов в

эксплуатацию;

— затраты на подготовку кадров для работы во вновь вводимой в действие

организации;

— платежи за превышение предельно допустимых размеров выбросов (сбросов)

загрязняющих веществ в природную среду

Из таблицы видно, что часть расходов, включаемых в себестоимость транспортных услуг, согласно современной методологии относится к прочим расходам, формирующим финансовый результат по прочей деятельности (услуги банкам, проценты по кредитам и займам).

Здесь нужно учитывать, что Инструкция по калькулированию затрат разработана и принята до реформирования бухгалтерского учета, поэтому применять ее нужно в части, не противоречащей действующему законодательству. Иными словами, бухгалтеру следует подкорректировать список расходов, включаемых в себестоимость, исключив те из них, которые не относятся к расходам по обычным видам деятельности. Здесь как раз пригодится отраслевая Инструкция по учету доходов и расходов, в которой к операционным и внереализационным (прочим) расходам отнесены практически все основные затраты, не связанные непосредственно с основной деятельностью (в том числе комиссии банков и проценты по заемным средствам, штрафы за нарушение договорных обязательств и налоговые санкции).

Именно эти расходы могут быть исключены из расчета себестоимости, хотя покрывать их придется все равно из прибыли, полученной как по неосновной (если есть), так и по основной деятельности.

Бухгалтеру предстоит решить еще один вопрос: определить порядок учета затрат, связанных с оказанием транспортных услуг. В каком размере их включать в себестоимость и в какой период времени?

При исчислении себестоимости любая организация вправе применять правила признания затрат, установленные ПБУ 10/99 «Расходы организации». Большинство затрат перевозчиков и экспедиторов соответствует этим критериям и признается в текущем периоде независимо от намерения получить выручку и формы осуществления расхода (денежной, натуральной или иной формы оплаты).

Однако есть затраты, которые признать сразу некорректно в силу того, что они относятся к следующим периодам. Одна их часть формирует стоимость оборотных активов организации (например, материальных запасов), другая включается в стоимость внеоборотных активов (основных средств).

Пример таких затрат — расходы на дооборудование транспортных средств, которые включаются в состав текущих расходов равномерно через амортизационные отчисления в течение срока полезного использования имущества. Другой пример — расходы по страхованию имущества, они списываются в течение срока действия заключенного со страховщиком договора. Эти и другие аналогичные затраты учитываются при исчислении себестоимости транспортных услуг в той части, которая приходится на текущий отчетный период.

Для организаций, оказывающих услуги, результат которых не имеет материально-вещественной формы, этот вопрос является одним из сложных. Дело в том, что объект калькулирования — это не отвлеченная величина, полученная с помощью финансового анализа, а вполне конкретный показатель, который учитывает натуральную и стоимостную оценку выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

С последней составляющей ясно — это величина затрат, относящихся к тому или иному виду перевозок. А как выбрать составляющую себестоимости, которую можно было бы измерить натурально? Инструкция по калькулированию затрат называет несколько таких показателей: количество тонн перевозимого груза, часов работы транспорта, пробег. Отношение стоимостного показателя к натуральному и есть то значение себестоимости, которое закладывается в тариф оказания транспортных услуг. В зависимости от вида перевозок и выбранных калькуляционных единиц различают плату за оказанные услуги транспортного обслуживания: