Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Контрольная работа

В ходе осуществляемых в современной России преобразований серьезно изменились роль и значение внешнеторговой деятельности. В условиях мировой экономической интеграции возникла потребность в создании благоприятных правовых и экономических условий для участия хозяйствующих субъектов Российской Федерации в международной торговле.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России с 1991 года привела к появлению такой серьезной проблемы, как сокрытие валютных средств за рубежом. Трансграничный характер внешнеторговой деятельности предопределил преимущественное использование иностранной валюты при осуществлении расчетов, вследствие чего экспортно-импортные операции стали одним из основных способов вывоза капитала из России. Правовое регулирование отношений по использованию иностранной валюты во внешнеторговой деятельности направлено на преодоление данной тенденции и осуществляется в целях защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и Статистика, 2001. — С. 136..

Валютным законодательством Российской Федерации установлен особый правовой режим внешнеторговых операций, который представляет собой совокупность урегулированных условий и порядка использования хозяйствующими субъектами иностранной валюты во внешнеторговых сделках, а также обязанности хозяйствующих субъектов перед государством по использованию иностранной валюты.

Государственное регулирование валютных отношений является выражением валютной политики государства и представляет собой часть его экономической деятельности, что предопределило широкое использование в нормативных актах отдельных экономических категорий, в частности, конвертации и конверсии валюты, валютного курса. Хозяйствующие субъекты — экспортеры и импортеры при исполнении внешнеторгового контракта становятся участниками валютных операций и приобретают особый правовой статус, специфика которого состоит в том, что и сами участники, и характер операции подвергаются дополнительному контролю со стороны государства Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М.: Март, 2007. — С.132.. На сегодняшний день сформирована система валютного контроля экспортных и импортных операций, которая направлена на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому необходим системный подход к исследованию вопросов использования иностранной валюты во внешнеторговой деятельности, объединяющий валютный режим внешнеторговых сделок, государственный контроль за валютными операциями в данной сфере, а также вопросы ответственности за валютные правонарушения.

34 стр., 16585 слов

Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

... результативности таможенного валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Цели работы: а) изучение теоретических основ формирования механизма валютного контроля и этапов его развития; б) раскрытие сущности системы таможенно-банковского валютного контроля; в) проведение анализа результатов деятельности Иркутской таможни в области валютного контроля; ...

1. Правовые аспекты использования иностранной валюты

В международной экономической системе существует ряд объектов, обладающих наиболее высокой степенью ликвидности на мировом рынке. Поэтому государственно-правовое воздействие на данные объекты позволяет эффективно стимулировать экономические процессы, происходящие как внутри страны, так и в сфере внешнеэкономической деятельности. К данным объектам, в первую очередь, можно отнести иностранную валюту и выраженные в ней обязательства, в том числе — ценные бумаги, а также драгоценные металлы и драгоценные камни как средства накопления мировых активов. Экономически это обусловлено ролью мировых денег, которая в той или иной степени присуща данным объектам в сфере международного обмена товарами и капиталами.

Обращение иностранной валюты на мировом рынке, так называемый «валютный фактор», является одним из главных элементов в мировой экономике. Одним из главных мест действия валютного фактора является мировая торговля. Поэтому государственно-правовое регулирование «валютного фактора» является эффективным рычагом воздействия на экономику страны. Однако на международном рынке знаки стоимости, являющиеся законным средством платежа в рамках отдельных государств, теряют силу. Поэтому в течение длительного исторического периода в роли мировых денег выступали слитки благородных металлов и драгоценные камни. Постепенно драгоценные металлы и драгоценные камни утратили функции мировых денег как всеобщего покупательного и платежного средства, но сохранили функции накопления (центральные банки и международные валютно-финансовые организации создают золотые запасы и фонды драгоценных камней) и меры стоимости (Бреттон-Вудская система золотых паритетов валют) Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М.: Март, 2007. — С. 157..

В российском праве данные виды имущества объединяются понятием «валютные ценности», которое является центральным в системе правового регулирования отношений по их использованию. В соответствии со ст. 141 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. виды имущества, отнесенного к валютным ценностям, и порядок совершения сделок с ними определяются Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.)// Российская газета от 4 ноября 1992 г.. К валютным ценностям закон относит: иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Валютные ценности признаются объектами как гражданских, так и предпринимательских отношений. Право собственности на них в Российской Федерации защищается на общих основаниях, с ними могут совершаться сделки гражданского оборота в установленном порядке. Вместе с тем, валютные ценности играют особую роль в построении эффективной национальной экономики и в определении экономической политики государства, особенно во внешнеэкономической сфере. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы установить особый правовой режим их использования Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М.: Март, 2007. — С.158..

18 стр., 8826 слов

Пути повышения валютного контроля таможенными органами

... иностранных государств и международных расчетных единицах; валютные ценности: а) иностранная валюта; б) ценные бумаги (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте; в) драгоценные ... путем разработки и контроля за исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств. Как ...

Иностранная валюта занимает центральное место в системе регулирования валютных отношений. Российское законодательство (ст. 140 ГК РФ) рассматривает категории «деньги» и «валюта» как идентичные по своей правовой природе понятия. Вместе с тем, «валюта» и «деньги» понятия не равнозначные, так как «валютой становятся только те деньги, которые признаны мировым сообществом в качестве всеобщих эквивалентов». С точки зрения национального законодательства деньги рассматриваются как две самостоятельные категории Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 54. Первая — законное платежное средство, обязательное к приему на всей территории государства, вторая — иностранная валюта. На территории России обязательным к приему платежным средством является рубль (ст. 75 Конституции РФ) Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.. Основания, порядок и условия использования иностранной валюты в России определяются Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» или в установленном им порядке.

Валютное законодательство под иностранной валютой понимает две различные по своей правовой природе группы имущества. Первая — это наличная иностранная валюта: банкноты, казначейские билеты, монеты, обладающие определенными признаками. К ней относятся денежные знаки, которые находятся в обращении и являются законным средством платежа в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки в том случае, если они подлежат обмену. Данный вид денег экономисты определяют как «символические деньги», то есть «средства платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании». Это только функциональные формы денег, сами по себе не имеющие никакой стоимости. Государство, пользуясь этими экономическими свойствами, придает им юридическое свойство — служить законным платежным средством. Законным средством платежа являются те деньги, которые национальное правительство провозгласило обязательными для приема при обмене на своей территории и в качестве законного способа уплаты долгов, в том числе — налогов. Изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки утрачивают роль всеобщего эквивалента, но до тех пор, пока они подлежат обмену, сохраняют определенную стоимость, поэтому российское законодательство включило их в понятие «иностранная валюта» Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и Статистика, 2001. — С. 154..

Вторая группа имущества, отнесенного валютным законодательством к иностранной валюте, — это средства на счетах в денежных единицах иностранных государств, международных денежных или расчетных единицах, то есть иностранная валюта в безналичной форме.

Правовая природа наличной иностранной валюты и денежных средств на счетах различна. Наличная иностранная валюта по своей правовой природе является вещами, а вопрос о правовой природе безналичных денег на сегодняшний день еще не решен и является дискуссионным. Экономическая теория рассматривает эту особенность как проявление различных функций денег, но не разграничивает понятия деньги и денежные средства на счетах. Тем не менее, российское законодательство рассматривает в качестве иностранной валюты, наряду с наличными деньгами, и средства на счетах.

14 стр., 6563 слов

Таможенные формальности при въезде в Россию

... законодательством условиям. 2.1 Процедуры таможенного декларирования Таможенные формальности для туристов обычно состоят из письменного или устного декларирования перечня и количества перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке. Таможенные формальности ... пограничные службы иностранного государства. Медицинские формальности относятся к санитарным формальностям. Соблюдение ...

Денежной единицей иностранных государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком. Под международной расчетной единицей подразумевается искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств, платежей. Для обслуживания международных экономических отношений широко используются прототипы мировых денег, в частности, СДР, ЭКЮ и Евровалюта Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М.: Март, 2007. — С.162..

Таким образом, иностранной валютой является имущество, определенное в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», которое обладает особым правовым статусом в силу своего происхождения (эмитировано центральными банками иностранных государств либо международными организациями) и способно выполнять роль всеобщего эквивалента в международных операциях. Иностранная валюта существует как в наличной, так и в безналичной формах. По статусу её можно разделить на:

  • валюту соответствующего иностранного государства,
  • международную валюту (СДР),
  • региональную валюту (ЕВРО).

Иностранная валюта как ограниченно обороноспособный объект используется в сфере предпринимательства в особом порядке, установленном действующим законодательством. Правовой режим её использования в сфере внешней торговли можно рассматривать в узком смысле — как расчеты в иностранной валюте, и в широком — как получение и распоряжение ею участниками внешнеторговой деятельности. Однако по своему характеру он также связан с рядом ограничений. Во-первых, все расчеты в иностранной валюте с участием хозяйствующих субъектов осуществляются только в безналичном порядке (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

Во-вторых, выдача наличной иностранной валюты уполномоченными банками со счетов организаций-резидентов осуществляется только для оплаты командировочных расходов. Запрещается её использование на другие цели, в том числе на платежи «по внешнеэкономическим сделкам». В-третьих, валютным законодательством установлена обязанность экспортеров-резидентов зачислять всю выручку от экспортных операций в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках. В-четвертых, покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России может быть осуществлена резидентами только на цели, определенные Банком России, и в установленном им порядке Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. -С. 72.

Таким образом, можно сделать вывод, что субъекты предпринимательства, в том числе в сфере внешней торговли, преимущественно используют иностранную валюту только в безналичной форме. В связи с этим возникает вопрос, являются ли они собственниками средств в иностранной валюте, находящихся на их счетах в уполномоченных банках.

17 стр., 8138 слов

Учет кассовых операций в национальной и иностранной валюте

... учета кассовых операций. Объект исследования: кассовые операции в национальной и иностранной валюте в Республике Казахстан. Предмет исследования: правила и практика бухгалтерского учета и аудита кассовых операции в национальной и иностранной валюте. ... оборота организации с учетом особенностей ре жима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности ...

Возможность обмена национальной валюты на валюту другого государства и валюты этого государства на валюту первого государства или третьей страны решается по национальному законодательству. Решающим критерием в этих операциях является конвертируемость валюты, то есть отсутствие ограничений. Ограничения конвертируемости валюты — есть правовые препятствия, связанные с особенностями национального денежного и валютного регулирования. Данные ограничения заключаются в нормативном запрещении, лимитировании или регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Цель таких ограничений — перераспределение валютных ценностей в пользу государства, но, возможно, и в пользу крупных предпринимателей Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 88.. По тому, как решен этот вопрос в праве страны, валюта может быть:

  • Конвертируема по текущим операциям — отсутствие ограничений на платежи по текущим валютным операциям;
  • Конвертируема по валютным операциям капитального характера — отсутствие ограничений на платежи по валютным операциям, связанным с движением капитала;
  • Полная конвертируемость — отсутствие какого бы то ни было контроля и каких-либо ограничений проведения любых валютных операций.

Полностью конвертируема валюта США, Австралии, Канады, Финляндии, Франции, Великобритании, Бельгии, Австрии и др.

Иностранная валюта, обращаемая на территории России, имеет общую правовую природу с рублем, и они могли бы рассматриваться как однородные объекты. Однако рубль является законным платежным средством на территории Российской Федерации, и, следовательно, конвертация рублей в иностранную валюту и обратно признаётся сделками купли-продажи иностранной валюты как специфического объекта гражданского оборота. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет такие операции именно как «покупку и продажу иностранной валюты».

Итак, конвертируемость (конвертация) валюты — это установленная законодательством возможность и порядок покупки и продажи иностранной валюты резидентами и нерезидентами за рубли на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, а конверсия — это обмен иностранной валюты одного иностранного государства на валюту другого иностранного государства на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

2.Участники валютных отношений в России

Участники валютных отношений в России законодательством разделены на две основные группы: «резидентов» и «нерезидентов». Такое их разграничение диктуется потребностью дифференцированного подхода к регулированию и контролю валютных операций различных субъектов, поскольку «действующее валютное законодательство Российской Федерации не определяет правил работы нерезидентов на российском рынке, а распространяется только на резидентов». Российское законодательство расширяет рамки применения термина «резидент», в частности, Налоговый кодекс РФ (ч. II) ввел дефиницию «налоговый резидент». Поэтому целесообразно уточнить понятие субъектов валютных отношений и ввести в валютное законодательство России понятие «валютный резидент», так как законодательством установлено разное их содержание Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — С.112..

18 стр., 8505 слов

Учет экспортных операций

... иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов. Согласно действующему законодательству, все валютные операции ... основных понятий валютных операций; рассмотрение основных видов валютных операций; изучение документооборота при экспортных операциях; ведение экспортных операций в ...

К резидентам в сфере валютных отношений относятся: а) физические лица, постоянно проживающие в России, независимо от гражданства, и граждане России, временно находящиеся вне её территории в течение срока менее одного года; б) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России (включая их филиалы и представительства); в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России (включая их филиалы и представительства); г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами.

Нерезидентами с точки зрения валютного законодательства являются: а) физические лица, постоянно проживающие за границей, независимо от гражданства, и иностранные граждане, находящиеся на территории России менее одного года; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России (включая их филиалы и представительства); в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России (включая их филиалы и представительства); г) находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.

3. Понятие и правовой режим валютных операций

Отнесение того или иного действия к валютным операциям сложно осуществить на основании выделения общих признаков в силу разнородности регулируемых объектов. Потому исчерпывающий перечень валютных операций установлен Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
  • б) операции, связанные с переводом денежных средств;
  • в) ввоз и пересылка (то есть фактическое перемещение через таможенную границу России с соблюдением таможенных правил), а также вывоз и пересылка из России валютных ценностей;
  • г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации Зуйкова Л.П.

Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — С. 125..

Таким образом, правоотношения по использованию иностранной валюты при осуществлении расчетов по экспортно-импортным сделкам вторичны и опосредуют осуществление внешнеторговой деятельности. Такие правоотношения следует характеризовать как хозяйственно-правовые, сочетающие одновременно частноправовой и публично-правовой аспекты. Его частноправовым аспектом является заключение внешнеторгового контракта, свободное определение его условий, в том числе валюты расчетов, выбор контрагента и иное. Публично-правовой аспект заключается в ограничениях и специальных требованиях, связанных с использованием иностранной валюты, обусловленных публичными интересами.

8 стр., 3810 слов

Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

Введенная в России в начале 90-х годов система таможенно-банковского валютного контроля (ТБВК) за внешнеторговыми операциями с расчетами в иностранной валюте, а с 2000 года и в валюте Российской Федерации дала свои определённые результаты. Объём незаконного вывоза капитала ...

4. Валютный режим экспортно-импортных операций

Важным условием участия резидентов Российской Федерации во внешнеторговой деятельности является возможность свободного использования иностранной валюты при осуществлении расчетов. В то же время нормативно-правовая регламентация данных отношений является эффективным рычагом воздействия государства на регулирование экономики страны, чем обусловлены следующие её особенности: во-первых, комплексность, то есть регулирование осуществляется нормативными актами, относящимися к различным отраслям права; во-вторых, многоуровневость правовой регламентации, 85 процентов которой приходится на подзаконные нормативные акты, что обеспечивает Правительству РФ и Банку России возможность оперативного воздействия; в-третьих, динамика нормативно-правового регулирования, обусловленная нестабильностью экономической ситуации в стране Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и Статистика, 2001. — С.198..

Валютное регулирование внешнеторговой деятельности выражается в установлении особого правового режима использования иностранной валюты при осуществлении экспортно-импортных операций (в дальнейшем — валютный режим экспортно-импортных операций).

Содержание его составляют установленные валютным законодательством обязательные требования к экспортерам и импортерам. Данные требования в определенной степени ограничивают свободу предпринимательства в сфере внешней торговли в отношении использования иностранной валюты, так как вводятся в целях защиты публичных интересов государства. Таким образом, требования валютного законодательства всегда носят ограничительный характер, поэтому их традиционно рассматривают в качестве валютных ограничений.

С учетом предмета регулирования, эти требования можно разделить на три основные группы: предпосылки совершения валютных операций, процедуры проведения отдельных валютных операций (последовательность действий ее участников) и последствия их совершения, которые включают обязанности резидентов перед государством, возникающие вследствие использования иностранной валюты во внешнеторговых операциях.

Таким образом, валютный режим экспортно-импортных сделок включает две основные составляющие: 1) условия и порядок проведения валютных расчетов, 2) обязанности резидентов — экспортеров и импортеров перед государством по использованию иностранной валюты.

Первую группу требований валютного режима экспортно-импортных операций составляют условия совершения валютных расчетов во внешнеторговой деятельности. Данная группа является наиболее многочисленной и включает все ограничения, налагаемые валютным законодательством, которые можно рассматривать как предпосылки совершения валютных операций. Соблюдение экспортерами и импортерами при осуществлении валютной операции во внешнеторговой деятельности условий, установленных законодательством, обеспечивает её законность Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 103.. Условия валютных операций во внешнеторговой деятельности по их содержанию можно разделить на три группы:

  • а) условия, устанавливающие один из следующих режимов: валютные операции осуществляются свободно или на основании разрешений (лицензий) Банка России;
  • б) условия, определяющие субъектный состав валютных операций во внешнеторговой деятельности;
  • в) условия, обеспечивающие государственный контроль за соблюдением валютного законодательства.

Резиденты вправе свободно осуществлять только текущие валютные операции, а также операции с движением капитала, для которых Банком России установлен свободный порядок осуществления. Это условие обусловлено одним из общих принципов валютного регулирования в России: возможность участников валютных отношений совершать без специального разрешения (лицензии) уполномоченного на то государственного органа только те валютные операции, которые прямо и исчерпывающе перечислены в законодательстве, то есть доминантным является принцип «запрещено все, кроме дозволенного». Поэтому получение в установленных случаях разрешения на проведение валютной операции является её основной предпосылкой. Валютные операции, совершенные с нарушением этого условия, недействительны в форме ничтожности (ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

13 стр., 6277 слов

Особенности совершения таможенных операций и производства таможенного ...

... автомобилей и рассмотрение особенностей его совершения на территории Таможенного союза выразить методы по совершенствованию таможенных операций и производства таможенного контроля за ввозом легковых автомобилей на территорию Таможенного Союза Предметом исследования работы является теоретический ...

Другим важным условием валютных операций в сфере внешней торговли является наличие специального субъектного состава. Так, расчеты по внешнеторговым сделкам, предусматривающим ввоз/ вывоз товаров, осуществляются только через счета резидентов, заключивших внешнеторговые сделки, и только через уполномоченные банки, подписавшие паспорта этих сделок (в том случае, если паспорт сделки был оформлен).

Это является проявлением следующего принципа валютного регулирования: осуществление валютных операций возможно только через уполномоченные банки или при их непосредственном участии. В валютном режиме внешнеторговых сделок, предметом которых является товар, данный принцип имеет более узкое значение, а именно: валютные операции, вытекающие из внешнеторговой сделки, предметом которой является товар, должны осуществляться только через уполномоченные банки, оформившие паспорт сделки. Исключением из данного принципа являются валютные операции, хотя и возникающие во внешнеторговой деятельности, но непосредственно не связанные с платежами в иностранной валюте, например, переуступка долга по внешнеторговому контракту экспортером-резидентом другому резиденту, совершенная на основании разрешения (лицензии) Банка России Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. -С.133..

В целях осуществления государственного контроля за законностью валютных операций установлена система взаимосвязанных условий, которые экспортеры и импортеры обязаны соблюдать. Эти условия объединяют обширный комплекс требований валютного контроля. Несмотря на то, что система валютного контроля экспортных и импортных операций формировалась разрозненно, она имеет много общих черт и одинаковый субъектный состав. Поэтому её требования могут быть объединены в одну группу условий. Валютный контроль осуществляется на разных этапах, но, как правило, он предваряет валютную операцию. Так, таможенно-банковский контроль начинается с момента оформления в уполномоченном банке экспортером/импортером паспорта сделки, а прекращается в момент его закрытия уполномоченным банком. Поэтому соблюдение требований валютного контроля следует рассматривать как предпосылки совершения валютных операций, без выполнения которых невозможно осуществление экспортно-импортных операций. Так, таможенное оформление ввезенных товаров осуществляется только при предоставлении одновременно с грузовой таможенной декларацией и паспорта импортной сделки Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — С.136..

16 стр., 7684 слов

Основные направления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами

... за границу. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕНЫМИ ОРГАНАМИ 1.1.Понятие валюты и валютных ценностей Валюта Понятие валюты применяется в трех значениях: национальная валюта иностранная валюта международная валюта Российской находящиеся в обращении или изымаемые ...

Третью группу требований валютного режима внешнеторговой деятельности составляют установленные законодательством обязанности экспортеров и импортеров перед государством по поводу использования иностранной валюты (валютные обязанности).

В данном случае требование валютного законодательства зафиксировано именно как мера должного поведения субъектов хозяйственной деятельности в валютной сфере, что характерно для правовой конструкции обязанностей. Необходимо отметить, что требования валютного законодательства оформляются как обязанности экспортеров и импортеров по использованию иностранной валюты только применительно к наиболее экономически значимым общественным отношениям. Например, законодательством установлена обязанность импортеров, осуществивших перевод иностранной валюты в оплату товаров, ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них валютных средств, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней. Эта обязанность обеспечивает полноту поступления экспортной выручки в Россию и предотвращает утечку капитала. В целях государственного контроля за исполнением резидентами данной обязанности сформирована система таможенно-банковского контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров в иностранной валюте.

Таким образом, все требования валютного режима экспортно-импортных операций носят ограничительный характер.

Ограничения, вводимые в целях охраны наиболее экономически значимых общественных отношений, как правило, оформляется в форме публично-правовых обязанностей экспортеров и импортеров, что позволяет формировать механизм контроля за их выполнением. Иные требования валютного законодательства составляют условия (предпосылки) совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности. Установленный валютным законодательством порядок осуществления отдельных валютных операций также носит ограничительный характер, так как стороны не могут изменять по взаимному согласию последовательность действий по их исполнению Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 116..

Итак, валютный режим экспортно-импортных операций — это урегулированные нормами права условия и порядок совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности, а также установленные законодательством публично-правовые обязанности экспортеров и импортеров по использованию иностранной валюты перед государством.

5. Особенности правового режима валютных счетов резидентов

Необходимой предпосылкой проведения расчетов в иностранной валюте является наличие у резидентов валютного счета. Как участники внешнеторговой деятельности, они вправе открывать на территории Российской Федерации в уполномоченных банках несколько валютных счетов в одной или нескольких валютах, а также за рубежом. Порядок открытия и ведения валютных счетов резидентов в Российской Федерации устанавливается Банком России.

Резиденты могут иметь валютные счета в банках за пределами страны при условии наличия разрешения (лицензии) Банка России, который устанавливает процедура их получения.

Институт банковского счета является постоянным объектом исследования юристов. До недавнего времени правоотношения по поводу открытия банковского счета, проведения операций по счету исследовались исключительно как взаимоотношения банка и клиента без учета публично-правовых аспектов данных взаимоотношений. На сегодняшний день многие исследователи отмечают: «для полноты анализа правовой природы банковского счета необходимо обращаться как к гражданско-правовым конструкциям, так и к публично-правовым» Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. — М.: Юнити, 2007. — С. 542..

Во взаимоотношениях, возникающих при заключении договора валютного счета с организациями и гражданами — предпринимателями, можно выделить следующие аспекты:

  • гражданско-правовой — предпосылкой возникновения данных отношений является договор банковского счета в иностранной валюте, заключаемый банком и клиентом. Заключение данного договора и порядок работы по нему регламентируется гражданско-правовым законодательством — главой 45 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», иными нормативными актами;
  • публично-правовые аспекты.

Публично-правовой аспект выражается, во-первых, в том, что открывать и вести валютные счета резидентов имеют право только уполномоченные банки, то есть банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Банка России на проведение валютных операций и выполняющие функции агентов валютного контроля. Во-вторых, для валютных счетов организаций-резидентов нормативными актами Банка России установлен ряд особенностей их открытия и функционирования. В-третьих, для проведения отдельных операций по переводу или зачислению иностранной валюты на свой счет резидент должен оформить паспорт внешнеторговой сделки в уполномоченном банке, а в некоторых случаях — получить разрешение Банка России. Вышеназванные публично-правовые аспекты обусловлены потребностью проведения комплекса мер валютного регулирования за использованием выручки в иностранной валюте и распоряжением валютными средствами, а также позволяют реализовать государственный контроль в валютной сфере (в том числе за вывозом капитала за рубеж) Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 116.

Требования законодательства Российской Федерации, определяющие условия и порядок проведения расчетных валютных операций во внешнеторговой деятельности, распространяются исключительно на её резидентов. Валютным законодательством установлены различные требования по использованию иностранной валюты при проведении расчетов во внешнеторговой деятельности для резидентов — экспортеров и импортеров. Поэтому в нормативном регулировании данного вопроса можно выделить два основных направления:

1. определение условий и порядка использования иностранной валюты при проведении импортных операций;

2. определение условий и порядка использования иностранной валюты при проведении экспортных операций.

Условия и порядок валютных операций при импорте.

Для осуществления платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (работы, услуги) импортер — резидент может использовать находящиеся на его счетах валютные средства, поступившие как экспортная выручка в иностранной валюте, либо может купить иностранную валюту. Покупка резидентом иностранной валюты производится через уполномоченные банки на цели и в порядке, устанавливаемом Банком России.

Основным документом, определяющим порядок покупки иностранной валюты резидентом — импортером, является Указание Банка России № 383-У. Действие данного Указания не распространяется на операции по покупке иностранной валюты на валютном рынке, совершаемые физическими лицами, в том числе зарегистрированными как предприниматели. Покупка иностранной валюты осуществляется резидентами на основании заключаемых с уполномоченными банками договоров комиссии на специальных сессиях межбанковских валютных бирж, то есть специализированных бирж, имеющих лицензии Банка России на организацию операций по купле-продаже иностранной валюты за рубли и проведение расчетов по заключенным на них сделках Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — С. 154.

Для приобретения иностранной валюты за рубли на валютном рынке резидент передает в банк поручение на покупку. Уполномоченный банк (Банк-покупатель) осуществляет исключительно в интересах резидента покупку иностранной валюты с зачислением ее на специальный транзитный валютный счет в другом банке (Исполняющий банк).

Последний является обслуживающим банком организации-резидента, в котором открыт его валютный счет. Исполняющий банк формирует досье, то есть осуществляет систематизированную подборку документов по контролю за обоснованностью операций в иностранной валюте по специальному транзитному валютному счету. При проведении операций по покупке валюты Банк-покупатель и Исполняющий банк могут совпадать.

Условия и порядок валютных операций при экспорте.

Контроль за получением резидентом экспортной выручки проводится в рамках валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров. Регулирование получения экспортной выручки является одним из эффективнейших рычагов влияния на курс национальной валюты и на экономику страны в целом. Получение резидентами валютной выручки от экспортных операций сопряжено с выполнением ряда требований валютного законодательства. Условно их можно подразделить на две группы:

  • соблюдение требований валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров в иностранной валюте;
  • обязательная продажа части экспортной выручки в иностранной валюте, поступившей на счет резидента, как от реализации товаров, так и от реализации работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

Только при условии выполнения данных требований экспортер-резидент вправе использовать поступившую иностранную валюту, оставшуюся в его распоряжении Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 127.

В настоящее время валютный контроль за поступлением экспортной выручки распространяется на сделки, заключаемые между резидентами-участниками внешнеторговой деятельности и нерезидентами и предусматривающие осуществление расчетов полностью или частично как в иностранных валютах, так и в рублях за экспортируемые резидентами товары, которые помещаются под таможенный режим экспорта. По каждому заключенному резидентом — экспортером внешнеторговому контракту оформляется паспорт сделки, подписываемый одним банком, где открыт счет экспортера, на который должна поступить экспортная выручка.

Недобросовестное выполнение экспортером требований российского законодательства о порядке и условиях заполнения паспорта сделки делает невозможным в дальнейшем проведение экспортной сделки как таковой, поскольку паспорт сделки в обязательном порядке должен быть представлен в таможенные органы одновременно с грузовой таможенной декларацией.

Если экспортная операция осуществляется через посреднические организации, то они могут переводить валютную выручку по поручению поставщиков экспортной продукции на их транзитные валютные счета за вычетом своего комиссионного вознаграждения. В этом случае обязательную продажу части валютной выручки осуществляют и поставщики, и посредники (в части начисленного комиссионного вознаграждения).

Однако по поручению резидентов-поставщиков посреднические организации могут самостоятельно осуществлять обязательную продажу части экспортной выручки после начисления комиссионного вознаграждения в свою пользу, после чего оставшаяся часть валютной выручки переводится непосредственно на текущие валютные счета поставщиков либо по их поручению на счета посредников для оплаты заключенных договоров на импорт продукции Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — С.146.

Итак, валютным законодательством закреплен ряд требований в отношении использования иностранной валюты, выполнение которых обязательно для резидентов экспортеров и импортеров. Исследуя весь комплекс требований валютного законодательства, регламентирующих использование иностранной валюты во внешнеторговой деятельности, по предмету регулирования их можно разделить на: публично-правовые обязанности резидентов, налагаемые государством в связи с использованием иностранной валюты, условия и порядок её использования. Данные требования составляют валютный режим внешнеторговой деятельности. Правовая регламентация валютного режима осуществляется большим количеством нормативных правовых актов различной юридической силы, большинство из которых составляют нормативные акты подзаконного характера. Эта особенность правого регулирования валютных отношений, с одной стороны, обеспечивает Правительству РФ и Банку России эффективный рычаг воздействия на экономику страны, в частности, на курс рубля по отношению к валютам развитых стран, процессы инфляции, уровень импорта и экспорта. С другой стороны, хозяйствующим субъектам сложно разобраться в массиве нормативного регулирования валютных операций.

6. Виды и формы государственного контроля за валютными расчетами

Контроль за использованием иностранной валюты при проведении расчетов по экспортно-импортным операциям осуществляется государственными органами, а в ряде случаев иными субъектами в рамках системы валютного контроля.

В зависимости от форм осуществления можно выделить следующие виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности:

1. контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;

2. контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

В первом случае валютный контроль за проведением расчетов в иностранной валюте за импортируемые/экспортируемые товары тесно соприкасается с таможенным контролем.

Согласно ст. 26 ТК РФ, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации они подлежат таможенному контролю. Он проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов; в других формах (ст. 180 ТК РФ).

Следовательно, при экспорте/импорте товара одновременно реализуются две формы государственного контроля: таможенный контроль и валютный (за проведением расчетов в иностранной валюте) Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — С. 130..

В соответствии со ст. 199 ТК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 17.05.2007 № 84-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. таможенные органы осуществляют валютный контроль по двум направлениям. Первое — за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации следующих объектов: национальной валюты; ценных бумаг, обязательства по которым выражены в рублях; валютных ценностей. Второе направление охватывает контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств (непосредственно связано с осуществлением резидентами внешнеторговой деятельности).

Система таможенно-банковского контроля развивается по двум следующим направлениям:

  • валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);
  • валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).

Формирование системы валютного контроля за экспортными и импортными операциями проходило разрозненно во времени и без четкого нормативного закрепления механизма его реализации. Правовому регулированию валютного экспортного и импортного контроля присущи следующие общие черты Рассолов И.М. Таможенное право. — М.: Юнити, 2007. — С. 211..

Во-первых, валютные расчеты осуществляются в связи с внешнеторговым контрактом, объектом которого является товар. Во-вторых, в обоих случаях контроль основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами, о стоимости экспортируемого/импортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации с информацией уполномоченных банков о размере валютных средств, отправленных или поступивших в оплату товара, и о дате их зачисления или списания. В-третьих, основными документами, используемыми в осуществлении валютного контроля при экспорте-импорте, являются внешнеторговый контракт, паспорт сделки и грузовая таможенная декларация, иные (учетная карточка валютного контроля).

В-четвертых, при экспорте/импорте товаров валютный контроль тесно соприкасается с таможенным контролем, поэтому в документах Банка России и ГТК РФ присутствует термин — система таможенно-банковского валютного контроля либо таможенно-банковский контроль. В-пятых, валютный контроль за экспортом/импортом товаров осуществляется совместно уполномоченными банками и таможенными органами, которые в данных отношениях выступают в качестве агентов валютного контроля.

Государственный контроль за соблюдением валютного законодательства имеет единую цель — обеспечить устойчивость национального платежного средства. Особенности осуществления валютного контроля за различными видами внешнеторговой деятельности предопределены различием его факультативных целей. Основной целью валютного контроля при экспорте товаров является обеспечение реэкспорта валютной выручки, а при импорте — пресечение незаконного вывоза капитала за рубеж. Этим обусловлены различия в механизме валютного контроля импорта и экспорта Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — С.169.

Валютный контроль за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами об экспортируемом товаре (его стоимости, дате пересечения таможенной границы России), с информацией уполномоченных банков о размере поступивших в оплату валютных средств и о дате их поступления. Его цель заключается в проверке правильности зачисления экспортером своей валютной и рублевой выручки на счет в банке, подписавшем паспорт сделки по внешнеторговому контракту.

Заключение

Исходя из общей теории хозяйственного (предпринимательского) права, можно определить правоотношения, которые возникают при использовании иностранной валюты, как относительные обязательственные хозяйственные правоотношения, включающие следующие два вида хозяйственных обязательств.

Первая их группа (горизонтальные) складывается между резидентами (экспортерами, импортерами, уполномоченными банками) или резидентами и нерезидентами. Складывающиеся на основании договоров между резидентами (экспортерами, импортерами, посредниками, уполномоченными банками) или между резидентами и нерезидентами обязательства являются оперативно-хозяйственными.

Вторая группа правоотношений (вертикальные) обусловлена обязанностями экспортеров и импортеров перед государством в части использования иностранной валюты. Обязательства, возникающие между государством и резидентами (экспортерами, импортерами, уполномоченными банками) при выполнении ими своих публично-правовых обязанностей, связанных с использованием иностранной валюты, рассматриваются как хозяйственно-управленческие. Данные обязательства возникают из нормативно-правовых актов валютного законодательства Рассолов И.М. Таможенное право. — М.: Юнити, 2007. — С. 226..

Условия совершения валютных операций во внешнеторговой деятельности включают ограничения, налагаемые законодательством, которые можно рассматривать как предпосылки совершения валютных операций. Соблюдение экспортерами и импортерами установленных валютным законодательством условий обеспечивает законность проводимых валютных операций.

Для обеспечения устойчивости национального платежного средства и предотвращения оттока капитала из России путем злоупотреблений в сфере внешней торговли государство налагает на экспортеров и импортеров определенные обязанности в отношении использования иностранной валюты при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Обязанности экспортеров и импортеров установлены валютным законодательством применительно к наиболее значимым с экономической точки зрения отношениям. В частности, для защиты интересов государства при кредитовании экспортно-импортных операций на срок до 90 дней право участников внешнеторговой деятельности (экспортеров и импортеров) на получение встречного исполнения по внешнеторговому контракту трансформируется в публично-правовую обязанность, за неисполнение которой валютным законодательством установлены специальные меры ответственности.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/valyutnoe-regulirovanie-eksportno-importnyih-operatsiy/

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 26.06.2007 № 231-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.1996. № 5. Ст. 410.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 17.05.2007 № 84-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 16.05.2007 № 75-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в последней ред. от 6.06.2007 № 88-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2206.

7. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.)// Российская газета от 4 ноября 1992 г.

Научная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/valyutnoe-regulirovanie-eksportno-importnyih-operatsiy/

1. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. — М.: Финансы и Статистика, 2001. — 208 с.

2. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. — М.: Март, 2007. — 240 с.

3. Зуйкова Л.П. Импорт товаров: бухучет, налоги, право. — М.: Экономика и жизнь, 2006. — 223 с.

4. Краснолуцкая Н.Т. Валютный контроль: что может ФТС России. — М.: Благовест, 2006. — 136 с.

5. Рассолов И.М. Таможенное право. — М.: Юнити, 2007. — 391 с.

6. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. — М.: Юнити, 2007. — 800 с.