Автоматизированная система обеспечения современной и адресной доставки грузов «Грузовой Экспресс»

Курсовая работа

Целями реализации Программы развития информационных технологий железнодорожного транспорта по обеспечению своевременной и адресной доставки грузов («Грузовой экспресс») являются: повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев, привлекательности и престижности железнодорожного транспортам; снижение количества нарушений сроков доставки грузов и, соответственно, уменьшение финансовых потерь железных дорог, связанных со штрафными выплатами пользователям услугами железнодорожного транспорта из-за несвоевременной доставки грузов; улучшение качества использования подвижного состава; повышение технологической дисциплины и эффективности оперативного управления перевозками; обеспечение диспетчерского аппарата всех уровней управления оперативной (в режиме реального времени), статистической (на основе данных архивов и хранилищ) и прогнозной информацией, необходимой для планирования перевозок и принятия управляющих решений.

Глава 1. Автоматизированная система обеспечения современной и адресной доставки грузов «Грузовой Экспресс».

Постоянно растущие объемы экспортных грузов приводят к известной ситуации «бросания» значительного количества поездов на подходах к портам и пограничным переходам.

Если оценивать нынешнюю ситуацию с организацией перевозок, то приходится констатировать: в существующих рыночных условиях очень сложно увязать интересы производителя, отправителя, перевозчика и получателя груза, например, порта.

Каждая сторона стремится к минимизации затрат и к увеличению собственной прибыли. При планировании и организации перевозок приходится одновременно учитывать ритмы работы производителей, характер производства, наличие подготовленного подвижного состава у перевозчиков, а с другой стороны — специфические особенности работы в пунктах выгрузки, сдачи или перевалки грузов. Так для порта это — невозможность долгосрочного планирования подхода судов, неблагоприятные метеоусловия, ограниченная перерабатывающая способность припортовой станции и тому подобное.

Для улучшения ситуации можно развивать инфраструктуру: строить дополнительные железнодорожные пути, новые причалы, склады, расширять территорию порта. Но, кроме этого, необходимо совершенствовать сам процесс организации перевозок с использованием всех современных средств информатизации, связи и вычислительной техники.

В 2002 году руководство Департамента управления перевозками задалось вопросом: зачем везти грузы туда, где они заведомо не будут переработаны? Как определить, с каким по объему и структуре грузопотоком порт справится, а с каким – нет? Эти вопросы и явились первопричиной возникновения системы «Грузовой Экспресс».

16 стр., 7611 слов

Планирование пассажирских перевозок

... и стратегических задач управления пассажирским комплексом железнодорожного транспорта. Принципиальной особенностью направленности маркетинговых исследований пассажирских перевозок является тот фактор, ... планировании оперативную отчетность, составляемую автоматизированной системой «Экспресс». Она учитывает число проданных билетов в поезда и вагоны разной категории по направлениям перевозок, ...

Название системы было заимствовано по аналогии с системой продажи билетов в пассажирские поезда. Предполагалось, что в системе «Грузовой Экспресс» в качестве «пассажиров» могут выступать грузы, а в качестве свободных мест – свободные места на складских площадках.

Но не все оказалось так просто. Если пассажир, доехав до места назначения, тут же покидает место, и оно доступно другим пассажирам, то груз на складе лежит сколь угодно долго. Заранее мы не знаем, когда это складское место освободится.

Реально ситуация еще более запутанная, т.к. управления складами лежит вне сферы компетенции железной дороги. Поэтому вполне реальны случаи, когда и место, казалось бы, есть, и выгружать груз нельзя, т.к. это место забронировано под другой груз, который на подходе, но будет несколько позже.

Создание транспортных коридоров, информационно-логистических центров, интеграция смежных видов транспорта в единый транспортный конвейер, необходимость контроля и управления доставкой грузов не только от отправителя до получателя, но и от производителя до потребителя продукции предопределяют важность информационно-технологического взаимодействия оперативного персонала железных дорог с диспетчерами морских портов, железнодорожных администраций других государств, промышленного железнодорожного транспорта.

Для повышения эффективности управления перевозками грузов железнодорожным транспортом через морские порты и пограничные переходы разработана автоматизированная система управления «Грузовой экспресс» — АСУ ГЭ (рис.1).

АСУ ГЭ представляет собой сквозной информационно-технологический комплекс на основе типовых технических средств АСУ припортовых станций и пограничных переходов, ИВЦ железных дорог и ГВЦ ОАО «РЖД».

Система включает следующие функциональные подсистемы:

  1. автоматизированное ведение НСИ на основе действующего порядка направления вагонопотоков и плана формирования поездов;
  2. прогнозирование продвижения отправок грузов до пунктов назначения и контроля за продвижением;
  3. обеспечение коммерческого диспетчера прогнозной и оперативной фактической информацией о продвижении отправок к станциям назначения;
  4. автоматизированное формирование и ведение конвенционных запрещений и ограничений;
  5. обеспечение оперативного персонала линейного уровня прогнозной и оперативной информацией о погрузке и продвижении грузов в адрес станций примыкания к портам, границам и крупным промышленным комплексам;
  6. обеспечение ответственных специалистов ЦД и ЦУП ОАО «РЖД» архивными данными о выполнении перевозок в адрес портов, пограничных переходов и крупных промышленных комплексов;
  7. контроль за подводом массовых грузов к портовым станциям;
  8. информационное взаимодействие АСУ припортовой станции

    (АСУПС) и порта.

    4 стр., 1882 слов

    Грузовые станции

    ... обслуживание отправителей и получателей грузов и централизованный завоз и вывоз грузов, создать условия для автоматизации грузовых и коммерческих операций с использованием ЭВМ. 5. Управление работой грузовой станции станция управление грузовой Начальник станции руководит работой на индивидуальной основе и несет полную ...

Для решения проблемы подвода поездов и грузов к портам, согласованного с подводом судов и наличием свободных емкостей причалов и складов, создается единое информационное пространство систем управления железнодорожным и морским транспортом на базе современных информационных технологий и стандартных средств телекоммуникационного обмена данными.

Для управления перевозками в международном сообщении в составе АСУ ГЭ разработана автоматизированная информационная система внешнеторговых перевозок (АИС ВТП).

АИС ВТП включает следующие подсистемы:

1. ЭКСПОРТ – погрузка экспортных грузов;

2. ИМПОРТ – погрузка и прием импортных грузов;

3. ТРАНЗИТ – перевозки транзитных грузов;

4. ДВИЖЕНИЕ – контроль наличия в движении на дорогах России вагонов с экспортными грузами;

5. НАЛИЧИЕ – учет наличия вагонов с экспортными грузами на припортовых станциях и пограничных переходах.

Данные формируются на основе информационного хранилища ОАО «РЖД». Выдача разнообразных справок и отчетных форм на АРМ пользователей осуществляется с использованием SAS-технологий, позволяющих автоматически формировать требуемые выходные формы.

Для решения задач по расширению информационной взаимосвязи АСУ припортовой станции и других участников терминальной обработки грузов разработана технология функционирования автоматизированной системы управления подводом массовых грузов к портам. В ее основу положена декадная (с разбивкой по дням) заявка порта о подводе основных грузов на станции примыкания.

Организовано информационное взаимодействие АСУ припортовой станции и АСУ порта, а также информационное взаимодействие АСУ пограничного перехода и АСУ ОАО «РЖД».

Информация из АСУ морского порта содержит сведения о его работе по выгрузке вагонов, загрузке портовых грузовых складов (площадок) и о графиках подхода судов в виде следующих согласованных сообщений: наличие грузов в порту, погрузка-выгрузка судов за сутки, переработка основных грузов за сутки и нарастающим итогом с начала месяца, сменно-суточный план. Эти сообщения легли в основу реализации первого этапа внедрения АСУ «Грузовой Экспресс».

Информация о состоянии портовых складов и площадок, грузовых фронтов пограничных станций передается на дорожный и сетевой уровни. В ГВЦ ОАО «РЖД» сформированы и ведутся специальные базы данных:

  • БД сетевой отправочной модели, формируемой на основе электронных дорожных ведомостей, поступающих из АРМ ТВК дорог массовой

    погрузки грузов в адрес морских портов и пограничных переходов;

  • БД согласованных заявок на перевозку грузов по информации, поступающей из базы данных ЦФТО ОАО «РЖД»;
  • БД о наличии свободных емкостей на портовых складах и грузовых площадках, а также грузовых фронтах пограничных переходов,

    формируемая по данным линейного уровня.

Функционирует аналитическая модель, которая на основе информации баз данных ГВЦ ОАО «РЖД» формирует прогноз заполнения свободных мест в порту. С учетом прогноза подхода грузов к порту формируются предложения по разрешению или запрету погрузки в адрес порта или пограничного перехода. Данная задача решается на АРМ работника ЦД ОАО «РЖД» по регулированию погрузки в адрес портов или пограничных переходов. Вследствие создания в ГВЦ ОАО «РЖД» сетевой отправочной модели все пользователи линейного уровня получили доступ к информации о погрузке в объеме электронной накладной.

16 стр., 7613 слов

Деятельность дальневосточного таможенного управления

... было создано Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР. Сегодня Дальневосточное таможенное управление остается самым крупным по занимаемой территории региональным управлением Федеральной таможенной службы. Регионом ... Лахасусская и Иманская таможенные заставы; Заамурский, имевший в своем составе Владивостокскую и Маньчжурскую таможни; Пограничную, Посьетскую, Хунчунскую, ...

АСУ ГЭ позволяет предварительно информировать о времени прибытия и содержащихся в железнодорожной накладной реквизитах вагонов и поездов, следующих в направлении пограничных переходов. Разрабатываемое типовое программное обеспечение АСУ ПС предполагается увязать с другими автоматизированными системами ОАО «РЖД», Пограничной службы, железнодорожных администраций сопредельных государств, с АСУ ГЭ по выдаче прогнозной информации. Предполагается вести ежемесячный анализ проследования вагонов с внешнеторговыми и транзитными грузами через пограничные станции с учетом плановых заданий, а также анализ наличия отцепок и задержек вагонов на этих станциях.

Рисунок 1. Схема взаимодействия в АСУ «Грузовой Экспресс»

В АСУ линейного уровня предусматривается реализовать функцию запрета постановки в поезд вагонов при отсутствии оплаты за перевозку.

Развитие пограничных переходов и оснащение станций АСУПС предполагается реализовать в рамках развития транспортных коридоров и системы логистических центров управления экспортно-импортными перевозками РФ.

Внедрение АСУ ГЭ позволяет значительно сократить общее число вагонов, простаивающих на подходах к припортовым станциям и пограничным переходам, а также снизить простои транзитных и местных вагонов на 40—50 %.

Глава 2. Разработка информационной системы взаимодействия

склада и транспорта.

Цель любой информационной системы — обработка данных об объектах реального мира. В широком смысле слова база данных (БД) — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению для организации управления и, в конечном счете, автоматизации, например, предприятие, вуз и т.д.

Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков. Сделать это можно только в том случае, когда данные структурированы.

Структурирование – это введение соглашений о способах представления данных.

Пользователями базы данных могут быть различные прикладные программы, программные комплексы, а также специалисты предметной области, выступающие в роли потребителей или источников данных, называемые конечными пользователями.

В современной технологии баз данных предполагается, что создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляются централизованно с помощью специального программного инструментария — системы управления базами данных.