Технологический расчет СТО
Понятие «условный легковой автомобиль парка»
При определении обслуживаемого СТО парка автомобилей
1) Входящий поток требований (автомобиле-заездов) на СТО характеризуется различной частотой спроса на те или иные виды работ и трудоемкостью их выполнения. При этом на величину трудовых затрат, как известно, влияет «возраст» автомобиля, который имеет значительный разброс.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что поток требований (заездов автомобилей) можно подразделить на четыре группы.
1-я группа включает работы, для которых характерны большая частота спроса и
Средняя удельная (на один автомобиле-заезд) трудоемкость заезда по данной группе — не более 2 чел.-ч, а их доля в структуре заездов составляет около 60%.
2-ю группу составляют работы с меньшей, чем для работ 1-й группы, частотой спроса, но более трудоемкие (ТО в полном объеме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, ТР приборов систем электрооборудования и питания, шиномонтажные работы, ТР тормозной системы и др.).
Средняя удельная трудоемкость заезда по этой группе не более 4 чел.-ч, а их доля в структуре заездов примерно 20%.
3-ю группу составляют работы со средней удельной трудоемкостью до 8 чел.-ч (мелкие и средние кузовные работы , подкраска и окраска автомобиля, обойные и арматурные работы и др.).
Эти работы в общем потоке заездов составляют около 13%.
4-я группа — это наиболее трудоемкие и наименее часто встречающиеся работы. Средняя удельная трудоемкость более 8чел.-ч, а их доля 7% от общего числа заездов.
На СТО поток заездов включает в себя различные виды работ.
- Легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т.е. они, как правило, не закреплены за определенными СТО, и заезды их на станции носят случайный характер.
- Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц и т.д., т.е. не все автомобили, которые необходимы ТО и ТР, заезжают на СТО, а только часть из них.
С учетом приведенных выше особенностей технологический расчет принято выполнять для парка условно обслуживаемых на СТО автомобилей
Проект придорожной станции технического обслуживания автомобилей
... рабочих дней в году, t ср – средняя трудоемкость работ одного заезда автомобиля на станцию чел-к. ... привязку к структуре дорожной сети в местах намеченного расположения станции технического обслуживания, разработку ... запасных частей; Уровень профессиональной подготовки, а так ... разработки типовых, различающихся по масштабам проектов. Организованное развитие сети технического обслуживания автомобилей ...
, (1)
где N — парк автомобилей региона;
- К — коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО. По оценке экспертов,
для отечественных автомобилей К=0,45…0,50,
для автомобилей иностранного производства К=0,75…0,85
При этом под условным автомобилем парка понимается автомобиль, комплексно обслуживаемый на СТО в течение года, на котором выполняется полный объем работ по ТО и ремонту, обеспечивающий его исправное состояние [10, 11]. Расчетно принимается, что условный автомобиль парка должен сделать в течение года в среднем 2 автомобиле-заезда на СТО.
1.1. Исходные данные
Исходными данными для технологического расчета являются:
- годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей по маркам — NCTО ;
- количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год — d;
- годовое количество продаваемых автомобилей (если СТО продаёт автомобили) — Nn ;
- среднегодовой пробег автомобиля — Lr ;
- число рабочих дней в году станции — Драб .г ;
- продолжительность смены — Тсм ;
- число смен — С.
В нашей работе рассматривается технологический расчет станции обслуживания автомобилей семейства Opel переднеприводных, для которой приняты исходные данные, приведенные в табл. 1.
Исходные данные Таблица 1
Марки автомобилей |
Годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей, Ncto |
Количество заездов одного автомобиля в год, d |
Количество продаваемых в год автомобилей, N n |
Среднегодовой пробег автомобиля, L r , км |
Число рабочих дней в году, Драб.Г |
Про- должи- тель- ность смены, Тсм, Ч |
Число смен, С |
Opel |
1200 |
2 |
500 |
22000 |
305 |
8 |
2 |
1.2. Расчет годовых объемов работ
Годовой объем работ СТО может включать услуги (работы) по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке.
Годовой объем работ по ТО и ТР (в чел.-ч)
где N СТО — годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей данной марки; Lr — среднегодовой пробег автомобиля, км; ТТО-ТР — удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000 км. (табл. 2).
Таблица 2
Трудоёмкости ТО и ТР автомобилей на СТО (по ОНТП-01-9Т)*
Тип СТО и подвижного состава |
Удельная трудоёмкость ТО и ТР** чел’-ч/1000 км |
Разовая трудоёмкость на один заезд по видам работ, чел.-ч |
||||
ТО и ТР |
Мойка и уборка |
Приёмка и выдача |
Предпродажная подготовка |
Проти-. вокорро- зионная обра- ботка |
||
Городские СТО, легковых автомобилей: |
||||||
особо малого класса |
2,0 |
— |
0,15 |
0,15 |
3,5 |
3,0 |
малого класса |
2,3 |
— |
0,20 |
0,20 |
3,5 |
3,0 |
среднего класса |
2,7 |
— |
0,25 |
0,25 |
3,5 |
3,0 |
Дорожные СТО: |
||||||
легковых автомобилей всех классов |
— |
2,0 |
0,20 |
0,20 |
— |
— |
автобусов и грузовых автомобилей независимо от класса и грузоподъёмности |
— |
2,8 |
0,25 |
0,30 |
— |
— |
*Трудоёмкости могут быть
** Без учёта уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки.
Годовой объем работ ТО и ТР проектируемой СТО:
Годовой объем уборочно-моечных работ (в чел.-ч):
где N З.УМР — число заездов в год на УМР;
t УMP — средняя трудоемкость УМР, чел.-ч [2, 6].
Уборочно-моечные работы на СТО выполняются
(4)
Если на СТО УМР выполняются как
Таким образом, число заездов на УМР как самостоятельный вид услуг
(5)
Годовой объем работ УМР (в чел.-ч):
(6)
где t EО — средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной (0,15…0,25) и ручной мойке (0,50), чел.-ч [2, 6].
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей (в чел.-ч):
(7)
где t ПВ — разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел.-ч [2, 6].
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей (в чел.-ч):
(8)
где N З.ПК — число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова;
t ПK — разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел.-ч [2, 6].
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет 3…5 лет., т.е. 0,2…0,3 заезда в год
- (9)
Годовой объем работ по предпродажной подготовке (в чел.-ч):
(10)
где N П — количество продаваемых автомобилей в год;
t ПП — трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля
(3,0…3,5 чел.-ч).
Результаты расчета годовых объемов работ приводятся по форме табл. 3.
Годовые объемы работ, чел.-ч
Марки автомобилей |
Виды воздействий |
Общий годовой j объем ; работ, : Т |
||||
ТО и ТР, Т ТО-ТР |
УМР, Т УМР |
Приемка и выдача авт., T ПВ |
Противокоррозионная обработка кузова, Т Пк |
Предпродажная подготовка авт., T ПП |
||
Opel |
60720 |
5760 |
480 |
108 |
1750 |
68818 |