Работа социального педагога по профилактике детского травматизма на дорогах

Курсовая работа

Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

За 5 лет на дорогах Кировской области с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось на 27,6%, раненых – на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%.

В решении данной проблемы большое значение имеет объединение усилий представителей различных организаций, а посредническую и организаторскую роль должен взять на себя социальный педагог. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (детского дорожно-транспортного травматизма в том числе).

Поэтому ему приходится осваивать различные методы работы, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

Много исследований, освещающих те или иные проблемы методов социально—педагогической деятельности появилось за последние десятилетия. Такие ученые — педагоги, как В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, Ю.В. Васильева, Л.Д. Демина, Б.З. Вульфов, рассматривая основы социальной педагогики, высказывают в своих работах авторское видение методов социально-педагогической деятельности. Современная теория и практика представляет достаточный выбор методов деятельности социального педагога в решении выдвигаемых проблем.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях по профилактике детского травматизма на дорогах.

8 стр., 3615 слов

Дорожно-транспортные происшествия

... Каждый участник дорожного движения, особенно водители механических транспортных средств, должны иметь представление о разновидностях ДТП, их причинах и механизме перерастания нормального режима движения транспортного средства в аварийный. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на группы ...

Предмет исследования: методы работы социального педагога по профилактике детского травматизма.

Цель: выявить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма.

Гипотеза: предполагаем, что можно повысить эффективность работы по профилактике детского травматизма при условии:

  • взаимодействия ГИБДД и образовательного учреждения;
  • подбора методов работы с учетом возрастных особенностей детей;
  • использования активных форм организации детей.

Задачи:

1. Проанализировать различные классификации методов работы социального педагога.

2. Изучить региональный опыт взаимодействия образовательных учреждений и ГИБДД по профилактике детского травматизма.

3. Разработать и апробировать систему взаимодействия образовательного учреждения с ГИБДД по профилактике детского травматизма.

4. Разработать методические рекомендации для социальных педагогов по решению данной проблемы.

Методы исследования: изучение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, опрос, сравнение, тестирование.

Теоретическая значимость заключается в обобщении регионального опыта по профилактике детского травматизма.

Практическая значимость: заключается в разработке и апробации совместного плана деятельности ГИБДД и образовательного учреждения.

База исследования: школа-лицей №9, г. Слободской.

Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике детского травматизма

1.1. Методы социально-педагогической деятельности

Социальная педагогика молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно сформировалась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления.

В педагогике, пожалуй, нет такой категории, которая столь важна для развития педагогической теории, совершенствования педагогической практики, какой является категория «метод». Однако, не смотря на многочисленные дискуссии, категория «метод» остается далеко еще не исследованной, спорной и до сих пор нет единой точки зрения на данное понятие.

Проблема использования социально-педагогических методов остро представлена в сегодняшней школе. Социально-педагогическая деятельность должна быть эффективной, а для этого она должна быть научно разработанной и высоко результативной. Педагог должен владеть социально-педагогическими методами.

Проблема методов является довольно актуальной в социальной педагогике, так как от выбора социальным педагогом «инструмента прикосновения к личности» во многом зависит эффективность социально-педагогического воздействия, поэтому данную тему считаем актуальной.

Существует множество подходов к классификации методов социально- педагогической деятельности, каждая из которых строится на определенном основании. Методы направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем.

Рассмотрим некоторые из них. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева выделяют три уровня классификации:

1. Субъективный уровень обуславливает субъективность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

15 стр., 7005 слов

Методы управления в деятельности таможенных органов

... применения методов управления в таможенных органах. Задачи: рассмотреть сущность методов управления; показать применение методов управления в таможенных органах; проанализировать проблемы применения и перспективы совершенствования методов управления в таможенной деятельности. Предмет данной работы - методы управления. таможенный орган управление метод Реализация функций управления ...

  • специалист — методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;
  • сам человек (группа посредством самоуправления).

    Это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой).

    Названия таких методов начинаются с «само-»;

  • специалист и лицо, на которое осуществляется педагогическое воздействие.

Методы, обуславливающие совместные действия специалиста и самого человека. Методы действия одной стороны и адекватные действия — другой.

2. Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные и обеспечивающие. Основной функциональный метод – это метод, который включает объект в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели – методы реализационных действий, деятельности (практические методы).

Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопринуждения, самопоощрения.

3. Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся группы методов действий (практические методы) — методы упражнений, методы тренировок, методы игр, методы научения; группы методов воздействия – методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности – методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.

Современная система социального воспитания достаточно разнообразна. Она включает приемы и методы, направленные на социализацию личности, пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми.

При организации и выборе методов социально- педагогической деятельности социальному педагогу следует помнить, что на ребенка влияют множество факторов: природа, семья, школа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе.

Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурнообразовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности» [14].

А.В. Мудрик предлагает следующую классификацию методов социального воспитания [14]:

  • I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
  • формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);самовоспитание личности (самооценка, самоконтроль, самоорганизация);формирование социально-приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.

II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: организация деятельности; метод общения; опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий.

6 стр., 2618 слов

Социальная защищенность таможенных органов

... социальной защиты населения, а действую­щие ее отдельные элементы работали в аварийном режиме. Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и таможенных органов, ... на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, напра­вленная на обеспечение функционирования принятых законо­дательных актов; ...

III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение-диалог, переучивание, создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.

Ф.А. Мустаева предлагает классифицировать методы социально-педагогической работы, объединив их в 3 большие группы: методы исследования; методы воспитания; методы социально-психологической помощи [15].

Методы научного исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Это метод наблюдения, педагогический эксперимент, опросные методы (беседа, интервью, анкета).

Методы воспитания – это пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента, направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач.

Методы социально-психологической помощи. К ним относятся психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг, деловая игра.

Н.Ф. Маслова, дополняя имеющиеся классификации, предлагает сгруппировать их по содержанию проводимой работы: социально-экономические; организационные; психолого-педагогические [22].

1. Социально-экономические методы – работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе, и материальная помощь семье и т.д.

2. Организационные методы – направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям, создание секций, клубов, объединений и т.п. Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача – организовать новые отношения.

К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим. Организационным методом является и наказание, которое применятся, когда личность противопоставляет себя обществу, коллективу.

3. К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа, интервью. Самым распространенным методом в работе социального педагога является метод наблюдения (включенное, систематическое, несистематическое, ситуативное), который дает материал для воспитательной работы.

Остановимся подробнее на характеристике некоторых методов социально-педагогической деятельности, которые наиболее часто встречаются в работе социального педагога.

Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника. Педагог должен быть подготовлен к беседе. Важно не только сформулировать вопросы, но и выстроить их в определенной последовательности, логике, расположить их так, чтобы ключевые вопросы были в середине беседы. Ведение беседы требует от педагога серьезного анализа ее содержания и напряжения памяти. Нужно учитывать возраст ребенка, его индивидуальные особенности, задатки и способности.

Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий воспитанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить психологические проблемы, представить его прежние поступки. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содержание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут воспитаннику раскрыть главное. Все это помогает составить план педагогической деятельности.

Метод интервью дает возможность получить сведения на заранее придуманные вопросы. Они должны быть точно сформулированы. Исследование ведется в разговорной форме по одной определенной теме.

Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводится в форме опроса, наблюдения, эксперимента, краткосрочного задания. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Эффективны для детей рисуночные тесты, цветовые тесты.

Методы поддержки личности применяются, когда ребенок находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи. Изменив жизненные ориентиры подростка (ребенка), педагог старается убедить в их реальности.

Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу приходится разбираться в различных конфликтах в школе, в семье, между сверстниками: учитель-ученик, родители-ребенок, родители-учитель, ученик-ученик. Прежде всего педагог выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сторон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще – это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.

Методы лечебной педагогики. К этому относится основательное разъяснение ребенку необходимости и важности лечения; помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисциплины, самоанализа, укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, музыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразительного творчества; организация подвижных и интеллектуальных игр; воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах; использование природы в лечебно-воспитательных целях.

Индивидуальное обучение. Работая с семьей, где большой ребенок, социальный педагог осваивает методы индивидуального обучения, так как на практике эту проблему приходится решать ему.

Определив степень подготовленности ребенка, на основе общей программы педагог составляет индивидуальную программу, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения.

Воспитание природой. Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое включает просвещение и практическую деятельность детей по ознакомлению природы и оздоровлению окружающей среды. Так же предлагает создание мастерских по изготовлению поделок, организацию дальних походов с детьми и их родителями; выпуск экологической газеты; работу в лесничестве в летний период и т.п.

Использование народной педагогики. В это входит воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, игрой, общественным мнением. Одна из устойчивых традиций народного воспитания – закаливание и укрепление здоровья детей.

Методы коррекции развития. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь. Социальному педагогу важно знать причины отношений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Только при совместной работе педагога и родителей методы коррекции развития детей с отклонениями в развитии могут дать положительный результат.

Методы воспитания. Это совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение определенной цели воспитания, исправления, перевоспитания.

Методы перевоспитания. Перевоспитание – это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности. Существует две разновидности этого процесса: перевоспитание – перестройка всей структуры личности и исправление – преодоление отдельных недостатков. В перевоспитании используются следующие методы: метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы; метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом; метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом; метод «взрыва» по А.С. Макаренко состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.

Метод самовоспитания. Самовоспитание – это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься над своим поведением, обликом, поступками, понять, что он должен измениться. А это значит включить все механизмы личности – сознание, волю, эмоции, — чтобы человек хотел и старался быть лучше. Важно, чтобы подросток поверил в свои силы, способности.

Методы самоорганизации. Метод воспитания культуры времени, который предлагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения.

Методы делового общения. Культура делового общения предполагает, в первую очередь, необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать: что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое.

Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умение разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека, развивается самоанализ (какой я?).

Другие тренинги: экстремальных ситуаций, сложных социальных ситуаций (снятие стереотипов в формах поведения), организационный тренинг.

Метод социометрии. Этот метод предполагает предварительный отбор материала: бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.

Метод мониторинга – это отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.

Метод генерации настроений – это метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.

Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.

Метод музыкотерапии, в том числе пение, — проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии. Благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости.

Анализ документов. Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

Биографический метод – семейная биография позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека, выделить механизмы трансляции процесса социализации для прогнозирования его дальнейшего развития.

По нашему мнению, наиболее подробной и удобной в практической деятельности является классификация методов Овчаровой Р.В., которая и будет положена в основу нашей дальнейшей деятельности.

Классификация основных методов, используемых социальным педагогом (по Овчаровой Р.В.)

Методы
Социальной работы Психологические Педагогические

Методы социальной диагностики

Интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод

Психодиагностические

Тесты интеллекта и способностей, личностные опросники, тесты достижений, проективные тесты, рисуночные тесты, социометрия

Организационные

Педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики

Превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки

Психокоррекционные

Психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг, тренинг поведения

Педагогические диагностики

Педагогическое наблюдение, естественный эксперимент

Методы социального контроля

Социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание

Методы психологического консультирования

Эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение, гипноз

Обучения

Словесное (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция), наглядное (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником), практическое (упражнение, лабораторные и практические работы, дидактические игры, творческие задания и проблемные ситуации

Методы социальной реабилитации

Трудотерапия, статусное перемещение, групповая терапия, кризисная интервенция

Методы психотерапии

Сугестия, самовнушение, национализация, психоанализ, трансактивный анализ, групповая терапия, поведенческая терапия, семейная психотерапия

Воспитание

Положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, перспектива, игра, доверие, организация успеха, самовоспитание

Социально-экономические методы

Метод льгот и пособий, метод компенсаций, социальный патронаж, медицинский патронаж, социально-экономические санкции

Организационно-распорядительные методы

Регламентирование, нормирование, инструктирование, критика, контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы социального воспитания

Мотивирование и приобщение к действию, метод репродуцирования, метод закрепления и обогащения, метод содействия и сотворчества

Методы воздействия

Методы, воздействующие на сознание, на чувства, поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия

Методы: целеполагания, ценностного ориентирования, организации деятельности, общения, оценки, самореализации

На основе анализа литературы можно сделать следующий вывод:

  • в основе деятельности социального педагога лежит знание методов социально-педагогической деятельности, которые представлены в различных классификациях;

— * классификации методов, используемых социальным педагогом, носит разносторонний характер. Ученые классифицируют их с различных точек зрения, в зависимости от поставленной цели. Остается неизменным одно – это способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью для формирования социально значимых качеств личности.

1.2. Использование форм и методов в работе социального педагога

Социальный педагог – представитель особой, деликатной и гуманной профессии. Как посредник во взаимосвязях личности, семьи и общества он призван работать в системе образования и социальной помощи населению. Обеспечивая медико-психологическую и правовую целесообразность этих систем, он решает в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепление их нравственного, психического и физического здоровья, различных форм защиты личности, организации труда, учения и досуга, оказания своевременной социальной помощи семьям и лицам, особо в ней нуждающимся.

В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений.

Цели социально-педагогической деятельности:

  • способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
  • развивать процесс опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, общественными запросами, готовить их к критическому воспитанию этих перспектив;
  • способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
  • участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу; тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет внимание и интерес к его работе; оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом; воздействует на позитивное изменение социального поля в школе [3].

Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо, прежде всего, определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь.

Как отмечает М.А. Галагузова, социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности.

Решение любой проблемы, требующей вмешательства социального педагога, начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение. Задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить диагноз.

путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и в соответствии с ней выделяются задачи деятельности, которые ведут к решению проблемы. Для этого социальный педагог выбирает соответствующие методы и формы организации (индивидуальная, групповая) своей деятельности.

По окончании работы социальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема школьника. При этом возможны, по крайней мере, два случая: социальный педагог положительно решает проблему школьника, и на этом его деятельность заканчивается; второй случай – социальный педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапе диагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение решения проблемы.

Схема 1

Технология организации социально-педагогической деятельности

Важным в деятельности социального педагога является учет нравственного идеала, которому следует ребенок [25].

Нравственный идеал – это эмоционально окрашенный, внутренне принятый ребенком образ, который становится регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Сила воспитательного примера основывается на подражательности детей, на их способности копировать те действия и поступки, которые, с их точки зрения, кажутся значительными и соответствуют их взглядам.

Подражая образцу поведения, ребенок заимствует готовую программу поведения, экономя тем самым силы в самостоятельном освоении мира, другой человек для ребенка – это проекция его самого в будущем. Избранный им идеал поведения становится движущей силой его развития. Помочь ребенку выбрать этот пример – идеал – весьма сложная задача для социального педагога, но она способствует ускорению духовного развития ребенка. Энергия при этом возникает из сравнения себя с идеалом, и она побуждает ребенка работать над собой. Используя убеждения, социальный педагог разъясняет и доказывает правильность и необходимость определенного поведения. Рассказ и лекция – монологические формы метода, которые ведутся от одного лица – социального педагога. И тот, и другой метод используются для того, чтобы разъяснить детям определенные нравственные понятия. Рассказ используется при работе с младшими детьми, он непродолжителен по времени, основан на ярких, красивых примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.).

Лекция более продолжительная по времени, в ней рассказ используется как прием. Беседа и диспут – диалогические формы метода, при их использовании важное место имеет работа самих детей. Поэтому важное место в использовании этих методов играет выбор и актуальность обсуждаемой темы, опора на положительный опыт детей, позитивный, эмоциональный фон беседы. Беседа – это вопросно-ответный метод. Искусство социального педагога проявляется в том, какие вопросы он полагает для обсуждения: это могут быть вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, уточнение этических понятий, сравнение и анализ конкретных форм поведения, вопросы-проблемы, на которые должны дать ответ дети. Беседу нужно вести так, чтобы вопросы задавал не только социальный педагог, но и дети.

Как считает М.А. Галагузова, для подростков и юношей эффективнее использовать диспут – метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству или оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы. Необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение – формирует умения, навыки и привычки. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии. Одно и тоже действие может иметь различную моральную оценку.

Всякое действие или состояние становится поступком, если рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности.

Совокупность действий ребенка выражается в его поступках, последние, в свою очередь, формируют его поведение. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Вначале формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку.

Если упражнения не выполняются систематически и умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная задача. Каждое нарушение новой привычки можно сравнить с падением клубка, на который мы наматываем нитку: если он один раз упадет, то придется снова сделать множество оборотов, чтобы привести его в прежний вид.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. В этом случае социальный педагог использует стремление детей к увлекательным целям (покорять космос, путешествовать в дальние страны, быть справедливым в решении каких-то проблем и др.).

Игровая деятельность – всегда творческая, и дети, как правило, вносят какие-либо новые штрихи в проведение игры. В сюжетно-ролевой игре присутствует определенный нравственный образец (роль матери, отца, защитника, привлекательной профессии и пр.), которому ребенок хочет подражать. Ценность игры в том, что собственными потребностями ребенка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить. Игра достигает поставленной при определенных условиях: идея игры должна быть понятной и принятой детьми, дети должны активно привлекаться к составлению сюжета игры, распределению ролей, социальный педагог должен помогать в обогащении содержания игры, оснащение ее необходимыми атрибутами, содействовать удовлетворению интересам детей во время игры; детям должна предоставляться возможность повторить понравившуюся игру.

Вся история социально-педагогической мысли свидетельствует о том, что методы коррекции (поощрение и наказание) – сложнейшие способы воздействия на личность ребенка. Законом РФ «Об образовании» запрещено физическое и психическое насилие над ребенком, иначе педагог лишается права быть им.

Поощрение и наказание направлены к одной цели – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. Но достигается эта цель различными путями: поощрение выражает одобрение действий и поступков, дт им положительную оценку; наказание осуждает неправильные действия и поступки, дает им отрицательную оценку.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков ребенка. Успех, замечания и поощрения сопряжены с чувством удовлетворения собственной деятельностью, закреплением положительных действий, стимулированием новых. Наказание оказывает сдерживающее влияние на негативное поведение ребенка. Наказание связано с отрицательным самочувствием ребенка, неприятным переживанием совершенного им поступка или действия. Наказание и поощрение напоминают ребенку о неизбежной связи между поступком и его последствиями (поощрение – удовлетворение, наказание – неудовлетворенность, стыд).

Правила успешности применения этих методов, которые должен знать социальный педагог, поощрения и наказания должны быть направлены не на личность ребенка, а на его поступок. Они должны быть мобильны и индивидуальны, применяться авторитетным в лице ребенка человеком; поощрения и наказания требуют уважительного отношения к ребенку, частое их применение к одному и тому же ребенку создает дополнительные трудности в работе с ним; в практической деятельности социального педагога должны применяться разнообразные виды этих методов.

«Никакой метод не может быть выделен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы и коллектива.

В таком случае вопросы воспитательной работы никогда не могут быть разрешены порядком рекомендации метода каждому отдельному учителю по отношению к отдельному ученику, а могут быть разрешены рекомендацией формы, стиля и тона для всей организации» [10].

Профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Ее объектом, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом – процесс социального воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении сохранении здоровья детей, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные методы работы, менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.

Анализ литературы по данному вопросу позволил сделать следующие выводы:

  • методы социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой. Поэтому главная задача социального педагога научиться использовать все знания данной науки;
  • социальному педагогу необходимо знать как можно больше форм и методов работы, возможностей их взаимодействия, быть постоянно в творческом поиске, искать и находить новые формы и методы работы, позволяющие решить выявленные проблемы;

— * социально-педагогическую деятельность необходимо постоянно развивать и совершенствовать, направлять педагогическую деятельность так, чтобы обеспечивать полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

1.3. Региональный опыт взаимодействия образовательных учреждений и ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, когда ребенок с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения.

За 5 лет на дорогах Кировской области с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет произошло 1427 дорожно-транспортных происшествий, в которых 88 детей погибло и 1443 ребенка получили различные травмы. По итогам семи месяцев 2005 года обстановка с предупреждением детского дорожно-транспортного травматизма в Кировской области считается сложной. В 199 дорожно-транспортных происшествиях погибло 7 и ранено 200 детей. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество дорожно-транспортных происшествий с детьми в области увеличилось на 27,6%, раненых – на 22,7%, количество погибших сократилось на 12,5%. Количество дорожно-транспортных происшествий, совершению которых способствовало нарушение правил дорожного движения самими детьми, увеличилось на 63,8%.

Основными причинами несчастных случаев на дороге являются:

  • неумение прогнозировать дорожную обстановку;
  • незнание мер обеспечения безопасного движения;
  • отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;
  • нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним;
  • подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице;
  • несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения;
  • недисциплинированность, потеря бдительности.

Приведенные аргументы доказывают актуальность данной проблемы и необходимость координации деятельности образовательного учреждения и правоохранительных органов. Региональные ОГИБДД проводят дополнительные занятия по соблюдению безопасности дорожного движения с привлечением сотрудников ГИБДД в учебных заведениях. Также ГУО и РУО вносят свои предложения по улучшению организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения на комиссию БДД и принимают участие в совместных рейдах ГИБДД, УММ и ПНД, проводимых в местах массового отдыха детей. Приближают маршруты патрулирования нарядов дорожно-патрульной службы к местам расположения учебных и культурных заведений [16].

В настоящее время в Кировской области учреждения образования в основном решают проблему обучения детей и подростков безопасному поведению на улицах и дорогах. Анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно, рост детского дорожно-транспортного травматизма в регионе постоянно заставляет искать новые пути решения указанной проблемы.

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы: «Внимание – дети!», «Пешеход», «Безопасное колесо», «Зеленый огонек», «Перекресток», а также различные смотры и соревнования.

В проводимых конкурсах достигаются следующие цели:

  • профилактика детской безнадзорности и беспризорности;
  • воспитание законопослушных участников дорожного движения;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • совершенствование работа по профилактике детской и подростковой беспризорности и безнадзорности, предотвращение правонарушений с участием детей и подростков;
  • закрепление школьниками знаний правил дорожного движения;
  • привлечение учащихся к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • вовлечение детей и подростков в отряды юных инспекторов движения;
  • привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Они проводятся среди школ под руководством ГИБДД поэтапно: сначала в районах, потом в области, затем общероссийский финал. Победителями в таких конкурсах становятся те образовательные учреждения, где обучение безопасности дорожного движения ведется на профессиональной основе с использованием новейших методов обучения (компьютерный), убеждения, самоопределения (получение водительского удостоверения).

В образовательных учреждениях обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде. Проводятся тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры. В школах создаются отряды юных инспекторов движения (ЮИД).

Интересной формой работы отделов и групп пропаганды ГИБДД с привлечением отрядов юных инспекторов движения стали рейды по выявлению нарушителей ПДД [8].

психики таково, что к советам взрослого человека подросток зачастую относится пренебрежительно, а слово, сказанное сверстниками или ребенком возрастом постарше, воспринимается как непреложная истина. На этом основывается педагогический прием, который уже много лет используют в работе многие школы. В любое время года, даже в дни школьных каникул, юные инспекторы движения устраивают встречи с детьми в школах и садиках. Их цель – уберечь товарищей от неприятностей и опасностей на дорогах [1].

Сегодня в нашей области отряды ЮИД занимают ведущее место в вопросах пропаганды безопасности дорожного движения среди детей и подростков. Для того чтобы как можно больше школьников вовлечь в отряды ЮИД, чтобы наши дети не попали в аварийные ситуации на дорогах в план комиссии по безопасности дорожного движения включены различные смотры-конкурсы школьников и детских объединений, которые позволяют полноценно участвовать в конкурсе детям всех возрастов [7].

Организуя смотры – конкурсы среди школ, УГИБДД совместно с управлением образования проверяет выполнение ст. 29 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения». Такие проверки показали, что наиболее продуманно, интересно и методически грамотно работают там, где этим занимаются все учителя-предметники и в полном объеме работают школьные комиссии «За безопасность движения». Под руководством сотрудников ГИБДД организованы группы пропаганды из представителей юношеской автомобильной школы (ЮАШ) всероссийского общества автолюбителей (ВОА), городского клуба ЮИД, транспортной инспекции, членов общественного совета ГИБДД, которые проводят занятия и беседы с детьми в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях.

ГИБДД в работе с детьми опирается на многие организации области. Сотрудники ВОА помогают готовить к экзаменационному зачету по ПДД учащихся 9 классов. По инициативе общества автомобилистов проводятся агитационные автопробеги, с его помощью подготовлены комплекты плакатов для детей. Совместно с управлением культуры готовят конкурсы агитбригад, показ кукольных спектаклей. На базе Домов творчества детей и молодежи действует городской клуб ЮИД, функционирует городской кабинет по обучению ПДД родителей. На базе Домов творчества, подростковых клубов, опорных школ или кабинетов по безопасности движения ВОА работают районные штабы, кружки ЮИД.

Работа со школьниками начинается с продумывания рычагов взаимодействия всех заинтересованных организаций, с составления планов, подготовки положений, того, что потом стараниями, творческой волей, энергией специалистов преобразуется в веселые, интересные, запоминающиеся конкурсы, фестивали, декадники и т.д. безопасности дорожного движения. Чем профессиональнее выполнена рутинная часть всей этой работы, тем успешнее будет ее завершение.

В целях эффективного предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма на дорогах города ведутся учеты и ежемесячный анализ ДТП с участием детей и подростков. Ежеквартально на городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения подводят итоги работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Регулярно освещается работа по профилактике ДДТТ в городских средствах массовой информации. Проводят семинары-совещания с руководителями общеобразовательных учреждений по вопросам обучения детей правилам дорожного движения в школах. Проводят обследование участков дорог и улиц, прилегающих к детским учреждениям, на предмет наличия и правильности установки дорожных знаков, разметки и других средств регулирования дорожного движения.

Так же, в соответствии с приказом МВД РФ № 711 от 15.06.1995 г., ГИБДД оказывает содействие в создании региональных центров по подготовке преподавателей школ, работников детских дошкольных учреждений к обучению детей и подростков навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах; привлечение детей к проведению профилактической работы по предупреждению ДДТТ, развитие сети отрядов ЮИД; организация профилактической работы во время школьных каникул (проведение бесед, массовых мероприятий, специальных смен в оздоровительных лагерях).

Оказание помощи в оборудовании уголков и школьных кабинетов безопасности дорожного движения, организации и проведении занятий на автоплощадках и в автогородках по обучению детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах стало традиционным для работников ГИБДД, которое обобщает опыт работы школ по изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах, разрабатывает мероприятия по профилактике ДДТТ на предстоящий учебный год, обеспечивает наглядными пособиями [27].

Практический метод обучения применяется для закрепления пройденного материала: письменное, устное, компьютерное упражнение по разводке дорожной ситуации, а также использование площадок «Безопасности дорожного движения»; программированное обучение и его контроль.

Центр преподавания – кабинет безопасности дорожного движения. Он должен быть оборудован видео установкой, компьютером. Помещение должно быть рассчитано на учащихся одного класса. Его оформляют плакатами с изображением различных дорожных ситуаций. Возле стен устанавливаются выставочные стенды пропаганды ПДД, детские поделки, макеты, рисунки.

Результат подготовки к уроку — план, конспект урока. Начинать изучение правил дорожного движения следует с дороги и ее элементов. Любому участнику движения, в том числе и пешеходу, необходимо уметь «читать» дорогу. Для этого надо добиться знания учащимися линий разметки. Особое внимание нужно уделить изучению места, где пересекаются линии пешехода и транспорта. Затем изучить дорожные знаки, сигналы светофора, сигналы регулировщика.

Наиболее эффективный метод обучения как учителей, так и учащихся является компьютерная программа «Обучающая энциклопедия по безопасности жизнедеятельности». Первая часть программы «Безопасность на улицах и дорогах» посвящена изучению правил дорожного движения и содержит в себе учебный информационный материал, который дает возможность преподавателю, даже не имеющему большого опыта работы, провести занятие на должном уровне. Ребята, не выходя из класса, могут виртуально оказаться на улице и при помощи анимационных моделей освоить правила дорожной грамматики. Ни для кого не секрет, как в настоящее время дети увлечены компьютерными играми. Именно так и проходит индивидуальное обучение. Выбирая для анимационного человека тот или иной способ перехода улицы, можно набрать определенное количество баллов. Таким образом, ребенок учится находить самый эффективный выход из разных дорожных ситуации.

Таким образом, следует отметить, что накоплен достаточно богатый опыт работы по профилактике ДДТТ; для оказания методической и практической помощи нужно создавать и постоянно пополнять базу данных всех организаций и учреждений, ведущих работу с детьми и подростками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Опыт работы показывает, что только в сотрудничестве с родителями, школой, государственной инспекцией по БДД и со всеми другими заинтересованными организациями можно добиться положительного результата, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах. Нужно только профессионально и гармонично организовать работу, используя изученные методы и формы работы социального педагога

Анализ литературы позволил сделать следующие выводы по 1 Главе:

  • методы социально-педагогической деятельности применяются не изолированно и не обособленно друг от друга, а в тесной взаимосвязи между собой. Поэтому главная задача социального педагога научиться использовать все знания данной науки;
  • социальному педагогу необходимо знать как можно больше форм и методов работы, возможностей их взаимодействия, быть постоянно в творческом поиске, искать и находить новые формы и методы работы, позволяющие решить выявленные проблемы;
  • для этого социально-педагогическую деятельность необходимо постоянно развивать и совершенствовать, направлять педагогическую деятельность так, чтобы обеспечивать полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса;
  • классификации методов, используемых социальным педагогом, носит разносторонний характер. Ученые классифицируют их с различных точек зрения, в зависимости от поставленной цели. Остается неизменным одно – это способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью для формирования социально значимых качеств личности;

— * для оказания методической и практической помощи нужно создавать и постоянно пополнять базу данных всех организаций и учреждений, ведущих работу с детьми и подростками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Опыт работы показывает, что только в сотрудничестве с родителями, школой, государственной инспекцией по БДД и со всеми другими заинтересованными организациями можно добиться положительного результата, уберечь детей от несчастных случаев на дорогах.

Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма

Безопасность дорожно-транспортного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения, чему и посвещена наша работа. Для реализации поставленной задачи было проведено исследование в группе школьников в количестве 25 человек 5Б класса школы-лицея №9 города Слободского. Нами был проанализирован план работы школы и классного руководителя. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ведется только в программе уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный; с сентября 2005 года по февраль 2006 года.

Контрольный эксперимент

Цель: выявить уровень знаний школьников о правилах дорожного движения.

Анализ литературы позволил выявить основные причины несчастных случаев на дороге, среди которых неумение прогнозировать дорожную обстановку; незнание правил дорожного движения; отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению; нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним; подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице; несознательное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила дорожного движения. Как видно из перечня причин многие в той или иной степени зависят от знания правил дорожного движения отсутствие навыков безопасного движения, поэтому в основу экспериментальной работы взяли изучение правил дорожного движения и обучение навыкам безопасного движения.

Детям была предложена анкета с вопросами, которые позволили изучить знания учащихся по ПДД и их отношение к получению эти знаний. Вопросы составлены по вопроснику из сборника «Диагностика уровня усвоения знания по правилам безопасного поведения детей в дорожном движении» под редакцией научного центра безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения российской академии образования (всероссийская газета «Добрая дорога детства», 2003 г., №4,5).

Вопросы по ПДД

1. Где должны двигаться пешеходы?

2. Как правильно переходить дорогу?

3. Как правильно переходить дорогу от остановки, где остановился автобус?

4. Для чего служат ремни безопасности в автомобиле?

5. С какого возраста разрешено ездить на переднем сиденье легкового автомобиля?

6. С какого возраста можно управлять велосипедом по дорогам?

Дополнительно к этим вопросам анкеты нами были разработаны вопросы, позволяющие выявить знание учащимися правил дорожного движения (см. прил. )

Таблица 2.

Знание правил дорожного движения

№ п/п Ф. И. Уровни
1 2 3 4 5 6
1. Болтачев А. + + Н
2. Горячев Д. + + + + С
3. Деветьяров Р. + + + Н
4. Зыкова Н. + + Н
5. Исаков А. + + + + С
6. Коробейников Я. + + + Н
7. Кравченко А. + + + + С
8. Каркина Н. + + + + С
9. Кудрявцев А. + + + Н
10. Кудрявцев С. + + + Н
11. Лапин С. + + Н
12. Макарова Д. + + Н
13. Мосунова М. + + Н
14. Мусихин К. + + + Н
15. Марихин М. + Н
16. Оглоблина Ю. + + Н
17. Огорельцева Я. + + + Н
18. Пономарева И. + + Н
19. Перминова Н. + + + + + В
20. Полуэктова С. + + Н
21. Пелих А. + + Н
22. Пушкарева Д. + + Н
23. Русинов Е. + + Н
24. Харин П. + + + + + В
25. Черменина Т. + + Н

Показатели уровней: высокий — допускают одну ошибку при ответах на вопросы; средний-2; низкий-3 и более.

Таблица 3.

Уровень знаний правил дорожного движения

Уровень

Констатирующий

эксперимент (%)

высокий 8
средний 16
низкий 76

Анализ ответов показал:

  • 72% детей считают, что знают правила дорожного движения (ПДД), и только 28% ответили, что не знают, хотя без ошибок не ответил никто;
  • 80% школьников узнают о ПДД только на уроках в школе, а 20% также от родителей;
  • только 8% учащихся предполагают, что от незнания ПДД страдает много детей;
  • 88% считают, что ПДД нужно изучать, а 12% не осознают значимость этих знаний.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения работы по профилактике дорожно-транспортного детского травматизма.

Формирующий эксперимент

Результаты констатирующего эксперимента послужили основой для составления перспективного плана. С учетом регионального опыта работы, особенностей детей данного возраста мы составили систему работы по профилактике детского травматизма.

Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, определить наиболее эффективные методы работы по профилактике детского травматизма на дорогах.

Экспериментальная работа проводилась с сентября 2005года по февраль 2006, совместно с классным руководителем и родителями.

При разработке данного плана был использован и изученный опыт работы государственной инспекции безопасности дорожного движения с образовательными учреждениями. Учитывая, что в настоящее время не во всех школах существует специальная база с опытом работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, в основном это занятия в рамках уроков по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности».

Таблица 4.

Перспективный план работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Время
Мероприятие Ответственный Место проведения
Сентябрь

1. Совещание классных руководителей: «Организация и проведение инструктажей в классах по ПДД».

2. Беседа с родителями о детском травматизме на дорогах.

3. Оформление карточки «Безопасный маршрут в школу».