Анализ рынка транспортных услуг

Курсовая работа

Основной целью курсовой работы является проведение анализа такого экономического явления, как рынок транспортных услуг на основе статистических методов обработки данных.

Предметом исследования является количественная сторона рынка транспорта, а также методы измерения и анализа объективно существующих размеров, уровней и закономерностей их измерения. Статистика измеряет количественную сторону явлений неразрывно с качественной. Все массовые экономические явления имеют количественную и качественную характеристику. Обе эти характеристики взаимосвязаны.

Метод социально-экономической статистики — метод статистического исследования. Состоит из этапов наблюдения, сбора, классификации и статистического анализа.

1) Этап получения (сбора) статистических данных.

Формы наблюдения:

Цель статистики: сбор макроэкономических данных и предоставление их всем нуждающимся.

2) Этап сводки данных, их обобщения и обработки.

Новые формы собственности обуславливают новые виды деятельности, что вызывает необходимость применения новых классификаторов. Если раньше статистика была основана на первостепенной роли материального производства, все производство делилось на материальное и нематериальное, то сейчас любая деятельность рассматривается как производство продукта. Теперь существуют классификаторы видов деятельности.

3) Анализ.

Необходимо привести системы показателей рынка транспортных услуг и разработать методологию их расчетов.

  1. ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей.

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов, и начавшиеся реформы существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги.

В первое десятилетие реформ на транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. Осуществлены первоначальная приватизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, в основном создана правовая база транспортной деятельности в новых социально-экономических условиях. Россия стала одним из активных участников международной интеграции и субъектом глобальных экономических процессов.

3 стр., 1443 слов

Статистическое наблюдение в таможенной статистике

... наблюдению за внешней торговлей. ГЛАВА I. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 1.1 Основные методологии таможенной статистики Исходные понятия таможенной статистики Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, ...

В начале XXI века транспортная система России подошла к началу нового этапа своего развития.

Завершение базовых структурных реформ, переход экономики в фазу роста, создание основ правовой базы функционирования и развития транспорта в рыночных условиях создали предпосылки для формирования в России единой транспортной политики, комплексного развития транспортной инфраструктуры, интеграции преимуществ различных видов транспорта с целью повышения качества жизни и развития экономики.

Растущая индивидуальная мобильность не только реализует конституционное право граждан на передвижение, но и становится одним из символов нового образа жизни, который формируется в России.

Значительно возрастает системообразующая роль транспорта, усиливается взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Гарантированные ст.8 Конституции Российской Федерации единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного опережающего устойчивого развития транспорта.

Положения Концепции государственной транспортной политики, одобренной Правительством Российской Федерации формировались в период кризисного развития экономики. Приоритеты, лежащие в основе указанной Концепции, частично реализованы, частично утратили актуальность в изменившихся социально-экономических условиях.

В этих условиях необходимо уточнение приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта.

Транспортная стратегия Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, посланий Президента России Федеральному Собранию, программных документов Правительства Российской Федерации, на достигнутом состоянии экономики и прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации , а также соответствующих научных разработках.

Транспортная стратегия Российской Федерации:

  • устанавливает единую для транспорта систему приоритетов и определяет направления их реализации на отдельных видах транспорта с учетом их специфики;
  • является основой для выработки решений в сфере государственной транспортной политики, разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, решения социальных, оборонных и других зависящих от транспорта проблем развития отдельных отраслей, регионов и экономики в целом;
  • рассматривается как база для выработки единого видения современной роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.

Основные характеристики показателей рынка транспортных услуг :

Показатель качества транспортной услуги — количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

В зависимости от характеризуемых свойств можно выделить несколько групп показателей качества услуг.

Показатели эффекта (назначения) — показатели, характеризующие полезный эффект от получения услуг — маршрут доставки, время доставки, размер партии товара и т. д.

4 стр., 1732 слов

Основные показателя работы транспорта

... работы транспорта по перевозке грузов чаще оценивают показателем отправление грузов, а в некоторых случаях показателем — прибытие грузов. Для любого вида транспорта в целом размеры перевозки, отправления и прибытия грузов ... тонн. Следовательно, при выборе основных показателей для планирования и оценки работы транспорта нельзя исходить из стремления оградить транспорт и государство от злоупотреблений. ...

Показатели надежности. Надежность характеризует такой показатель, как вероятность соответствия свойств услуги установленным нормам или условиям договора.

Показатели экономии — это показатели, характеризующие финансовые

затраты потребителя при получении услуги.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий

на природу при производстве и потреблении услуги.

Показатели безопасности характеризуют безопасность пользователей

услуг в процессе потребления.

Эргономические и эстетические показатели — показатели,

характеризующие качество услуг с точки зрения приспособленности их к

получению человеком. Эти показатели численно выражаются в баллах,

например, от 1 до 5.

Показатели своевременности выполнения перевозки в зависимости от

характеризуемых ими признаков подразделяются:

  • на показатели перевозки груза к назначенному сроку;
  • регулярности прибытия груза;
  • срочности перевозки груза.

Показатели сохранности перевозимых грузов включают:

  • «без потерь»;
  • «без повреждений»;
  • «без пропажи (утраты)»;
  • «без загрязнения»;
  • «без недостачи».

Экономические показатели характеризуются затратами, связанными с

перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при

доставке груза. К ним относятся:

  • удельные затраты на транспортировку различными видами транспорта;
  • удельные полные расходы на доставку груза;
  • затраты на производство погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • процент (доля) транспортных издержек в себестоимости продукции

(товара).

Показатели перевозки груза к назначенному сроку характеризуют

свойства перевозки, обусловленные точностью прибытия груза к заранее

установленному (заданному) сроку. К ним относят:

  • среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока
  • среднее превышение назначенного срока;
  • максимальное превышение назначенного срока;
  • максимально допустимое отклонение от назначенного срока;
  • число отклонений прибытия груза к назначенному сроку;
  • число прибытий грузов к назначенному сроку.

Показатели перевозки грузов без повреждений характеризуют свойство

транспортной услуги обеспечивать сохраняемость грузов в течение времени

перевозки и их пригодность к использованию по назначению после

перевозки. Этот комплексный показатель рекомендуется использовать при

перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического

назначения. К показателям перевозки грузов без повреждений относятся:

  • доля грузов, перевезенных без повреждений;
  • средний ущерб от повреждений груза;
  • удельные издержки от повреждений груза.

Комплексность — предоставление перечня услуг по осуществлению

37 стр., 18450 слов

Перевозка грузов Ж.Д. транспортом

... повреждения, порчи, утраты и недостачи, а также для предотвращения загрязнения и засорения подвижного состава, железнодорожного полотна и окружающей природной среды, должны предъявляться к перевозке ... грузо- вых операций. с этими грузами требует соблюдения правил техники безопасности и производственной санитарии. Распы- ление приводит к значительным потерям грузов и загрязне- нию окружающей среды. ...

расчетно-финансовой деятельности и своевременных взаиморасчетов, по

подготовке и оформлению перевозочных документов при наличии

обеспеченности необходимыми средствами, оборудованием,

соответствующими условиями труда и квалифицированным персоналом без

привлечения посредников.

Точность и своевременность исполнения. Предоставление услуг при

перевозке грузов на федеральном железнодорожном транспорте по объему,

срокам, и условиям обслуживания должно соответствовать требованиям,

согласованным с грузоотправителем или грузополучателем, и транспортным

документам, утвержденным в установленном порядке.

Безопасность при предоставлении услуги при перевозке грузов на

федеральном железнодорожном транспорте и выполнении погрузочно-

разгрузочных и транспортно- складских работ, связана с возникновением

аварийных ситуаций и других факторов риска.

Квалификация, подготовленность и этичность обслуживающего

персонала должны соответствовать требованиям, установленным для

определенных категорий работников в соответствии с законодательством

Российской Федерации и нормативными документами,регламентирующими

квалификационные характеристики при выполнении отдельных видов работ.

Точность и своевременность исполнения. Предоставление услуг транспортной экспедиции по объему, срокам, качеству и условиям обслуживания должно соответствовать требованиям, согласованным экспедитором и грузоотправителем или грузополучателем и транспортным документам, утвержденным в установленном порядке.

1.2 Статистические методы, используемые в анализе рынка