Договор фрахтования воздушного судна

Курсовая работа

Современное отечественное гражданское законодательство предполагает наличие различных правовых конструкций, которые порождают обязательства между участниками транспортной деятельности. В данной работе под транспортной деятельностью будет пониматься такая деятельность, экономической целью которой является изменение территориального положения как людей (пассажиров), в том числе, возможно, и самих участников транспортной деятельности, так и различных материальных ценностей (груза, багажа, почты).

Правовая сущность данной деятельности зависит от существа конкретного обязательства, возникшего между участниками данной деятельности, и от условий конкретного договора, опосредующего данное обязательство, но всегда предполагает транспортировку в пункт назначения людей и материальных ценностей в согласованный сторонами срок, а также в целости и сохранности.

Основным договором, порождающим транспортные обязательства, по превалирующему мнению правовой доктрины, является договор перевозки, независимо от объекта перевозки. Таким образом, перевозочная деятельность рассматривается в качестве основы транспортной деятельности.

Различают также транспортную вспомогательную деятельность, которая опосредуется такими договорами, как фрахтование, буксировка и т.д., и нетранспортную вспомогательную деятельность, которая предполагает заключение таких договоров, как транспортная экспедиция, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, аренда транспортного средства, на организацию перевозок и др.

Принимая во внимание вышеуказанные различия транспортной деятельности и понимая философскую подоплеку вопроса, хотелось бы остановиться и сузить предмет исследования до рамок правовой природы договора фрахтования вместимости воздушного судна (воздушного чартера) и определить его место среди договоров, опосредующих транспортную деятельность.

В настоящее время популярность авиаперевозок растет. Популярность авиаперевозок объясняется следующими причинами: авиация — самый быстрый и удобный вид транспорта при перевозках на дальние расстояния; сервис на авиарейсах в настоящее время удовлетворяет потребности туристов; авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комиссионные, тем самым мотивируя их к совместной работе.

Еще одним немаловажным преимуществом перелетов является безопасность. В сегодняшнее время, когда количество автотранспортных и железнодорожных аварий постоянно увеличивается, воздушные рейсы считаются наиболее надежными. Потому что авиакатастроф случается во много раз меньше, чем других происшествий и каждый пассажир, приобретая билет, автоматически получает страховку. Как правило, в роли страховых компаний здесь выступают серьезные агентства, которые имеют долгий стаж работы в данной сфере и высокую репутацию.

9 стр., 4262 слов

Анализ деятельности транспортной компании

... автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства. В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг является ... транспорта, проведение консультаций по вопросам перевозок, среди обязательств которых, в свою очередь, разборка и сборка ... одно преимущество компании, она оказывает свои услуги по более низким ценам. Таблица 2 - Анализ внутренней среды ...

Для предпринимателей же авиаперевозки имеют немалую экономическую выгоду. Несмотря даже на самые огромные расстояния, которые товару необходимо преодолеть в пути, он доставляется к адресату самым быстрым способом на сколько это возможно в современном мире. Например, авиаперевозки грузов из Китая позволяют доставить товары в другую страну за считанные часы. Данная услуга очень удобна и востребована в настоящее время, так как от нее зависит успех и развитие тех или иных сфер бизнеса и международной торговли. Авиаперевозки позволяют значительно экономить время, а также увеличить эффективность ведения торговли и бизнеса. Доставка грузов авиаперевозками позволит доставить нужные товары в указанное место и время, при этом не беспокоясь о возникновении каких-либо капризов или неприятных внешних условий. Стоит отметить, что когда требуется срочная доставка товаров, то в этом случае авиаперевозкам не найти альтернативного варианта. Популярность авиаперевозок показывает, насколько важен договор фрахтования для современного общества.

Целью данной работы является изучение договора фрахтования воздушного судна в системе договорных обязательств.

В качестве основных задач представляется необходимым рассмотрение

  • его предмета,
  • существенных условий,
  • цели заключения,
  • изучения проблемных областей в данной области права.

Методы, использованные в данной работе, — это метод анализа, синтеза, научной классификации, также методы обобщения и противопоставления категорий цивилистической науки.

Глава 1. Предмет и существенные условия договора воздушного чартера.

§1. Предмет договора.

Под предметом договора необходимо понимать права и обязанности сторон гражданско-правового обязательства. Следует также иметь в виду, что договор как юридический институт призван служить лишь внешним оформлением складывающихся между сторонами отношений, но это не означает, что к заключению договора следует относиться как к простой формальности. Договоры, как правило, заключаются между дружественно настроенными друг к другу сторонами, однако в течение определенного времени отношения могут измениться. И те условия, по поводу которых при заключении договора, казалось, была полная ясность, со временем могут вызвать споры. Следовательно, договор должен максимально детально, четко и ясно отражать саму сущность отношений (предмет договора), права, обязанности и ответственность сторон.

Говоря о предмете договора фрахтования транспортного средства, прежде всего необходимо привести то определение, которое дано в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ).

Так, предмет договора фрахтования определен в ст. 787 ГК РФ, согласно которой по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

31 стр., 15314 слов

Договор аренды транспортных средств

... договоре аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации; е)изучение прав и обязанностей сторон в договоре аренды транспортных средств с экипажем и в договоре аренды транспортных средств ... аренды автотранспорта относится к числу относительно дорогих объектов недвижимости. Главным образом, по данной причине некоторые из транспортных средств (воздушные ...

Как следует из текста закона, понятия «договор фрахтования» и «чартер» являются синонимами, поэтому далее в нашей статье мы будем употреблять эти понятия как равнозначные.

Для правильного определения правового режима, подлежащего применению к отношениям сторон, необходимо четко определить предмет договора. Более того, чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия, среди которых в первую очередь закон выделяет условие о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Как следует из ст. 787 ГК РФ, договор фрахтования (чартер) заключается в отношении вместимости транспортного средства (одного или нескольких).

Соответственно зафрахтована или оплачена (термин «фрахт» заимствован из морского права и означает плату за перевозку) должна быть вся вместимость транспортного средства или ее часть.

Помимо ст. 787 ГК РФ, правовое регулирование данного вида договора осуществляется также на основании ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ).

В Гражданском кодексе РФ закреплен общий принцип приоритета ГК РФ относительно других законов, содержащих нормы гражданского права: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» — п. 2 ст. 3 ГК РФ. Поэтому в случаях выявления каких-либо расхождений законов и ГК РФ по вопросам, регулируемым ГК РФ, эти законы приводятся в соответствие с положениями ГК РФ1 .

Однако, несмотря на то, что Воздушный кодекс РФ был принят более чем на два года позже ГК РФ — 19.02.1997, ВК РФ дает свое толкование предмета договора фрахтования — воздушного чартера. Так, согласно ст. 104 ВК РФ по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты.

Как уже не раз отмечалось в юридической литературе, редакция ст. 104 ВК РФ является не вполне удачной, поскольку в ней происходит смешение двух различных самостоятельных гражданско-правовых конструкций — договора фрахтования и договора аренды воздушного судна 2 . Когда ст. 104 ВК РФ говорит об обязанности фрахтовщика предоставить фрахтователю одно или несколько воздушных судов, то имеет место договор аренды воздушного судна.

Необходимо отметить, что ранее действовавший ВК СССР 1983 года содержал отдельную главу IX «Чартер», а в ст. 134 этого же ВК СССР приводилось определение договора чартера, по нашему мнению более удачное, чем в ВК РФ. Так, по договору чартера (фрахтования воздушных судов) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю вместимость или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа, почты или для иных целей.

16 стр., 7573 слов

Тайм-чартер как разновидность договорных отношений

... работы предусматривают: 1. определение правовой природы тайм-чартера 2.характеристику тайм-чартера как договорных отношений .отграничение тайм-чартера от родственных правоотношений. Глава I. Особенности договора фрахтования морского судна 1.1 Виды договора фрахтования, Рейсовый чартер На практике договор ...

В случае же, когда договор заключается в отношении вместимости воздушного судна, то налицо договор фрахтования или чартер. Однако и здесь допущена неточность — в ВК РФ речь идет о части воздушного судна (ст. 104 ВК РФ).

Надо полагать, что это всего лишь грамматическая ошибка авторов Воздушного кодекса, ведь вряд ли кому-либо понадобится фрахтовать, скажем, заднюю часть воздушного судна или, что более нелепо, — левую или правую часть вместе с крылом. Речь, скорее, нужно вести о вместимости судна (всей или ее части), полезной с коммерческой точки зрения. В противном случае в ст. 104 ВК РФ вообще не упоминается о чартере в том смысле, который в него вкладывает ГК РФ.

Да и само заглавие ст. 104 ВК РФ — «Договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер)» — говорит нам о том, что по договору воздушного чартера фрахтованию подлежит само воздушное судно, а не его вместимость, как это следует из ГК РФ. По нашему мнению, данную статью следовало бы озаглавить либо «Договор фрахтования вместимости воздушного судна», либо коротко — «Чартер», как это предусматривал ВК 1983 года.

Исправить ситуацию никогда не поздно. Так, в первоначальной редакции Федерального закона «О лизинге» конструкция лизинговой сделки как совокупности договоров, «необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга» (ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»), не соответствовала конструкции лизинга как договора финансовой аренды, закрепленной в части второй ГК РФ (глава 34 «Аренда», § 6 «Финансовая аренда (лизинг)», ст. 665 — 670).

В связи с этим Федеральным законом от 29 января 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» нормы Закона были приведены в соответствие с понятием договора лизинга, закрепленным в ГК РФ, а наименование Закона было заменено новым — «О финансовой аренде (лизинге)». Как видим, потребовалось более трех лет для того, чтобы устранить противоречия, которые, в общем-то, были видны еще в процессе работы над проектом Закона «О лизинге» 3 .

Из абзаца второго ст. 787 ГК РФ следует, что порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливается транспортными уставами и кодексами. Как видно, Гражданский кодекс отсылает к специальному транспортному законодательству только по вопросам порядка заключения договора и его формы. Предмет договора чартера определен в ГК РФ, достаточно полно раскрывает содержание данного вида договора и расширительному толкованию не подлежит.

Очевидно, что одной статьи Воздушного кодекса недостаточно, чтобы осветить «порядок заключения договора воздушного чартера и его форму».

Вероятно, авторы статьи 787 ГК РФ в процессе нормотворчества полагали, что новый специальный Транспортный кодекс, регулирующий транспортную деятельность в области авиации, должен содержать не меньше статей (по количеству), регулирующих частноправовые отношения, возникающие из договора чартера, чем Воздушный кодекс СССР 1983 года, где регулированию договора чартера была посвящена отдельная глава IX, которая содержала 5 статей.

14 стр., 6504 слов

Договор воздушной перевозки груза и пассажира

... субсидиями для отдельных категорий населения на авиаперевозки и отменой таможенных пошлин на отдельные типы воздушных судов. В 2014-2018 гг. пассажирооборот авиационного транспорта продолжит ... перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки пассажира. Предметом исследования являются нормы гражданского ...

Хотелось бы обратить внимание на ст. 134 ВК СССР 1983 года, где говорилось, что в договоре чартера должны быть предусмотрены наименование сторон, тип воздушного судна, цель фрахтования, максимальное количество перевозимых пассажиров, багажа, грузов и почты, размер платы за фрахтование, место и время отправления, место назначения воздушного судна. В договор чартера могут быть включены и иные условия.

Несмотря на то что ст. 134 ВК СССР 1983 года не действует с 1 апреля 1997 года, ввиду законодательного пробела она актуальна и по сей день. Тем более что современное законодательство позволяет сторонам самостоятельно решать, какие условия договора будут считаться существенными (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК).

Порядку перевозки заказными (чартерными) рейсами, а также планированию таких перевозок была посвящена специальная инструкция МГА 4 .

Как представляется, ввиду отсутствия писаного правила при заключении договора фрахтования вместимости воздушного судна сторонам следует согласовать все те существенные условия, которые являются необходимыми для договоров данного вида. В качестве рекомендации, учитывая ненормативный характер данного документа, следует руководствоваться ст. 134 ВК СССР 1983 года.

§2. Тип воздушного судна как существенное условие договора воздушного чартера.

Если по договору оплачивается вместимость транспортного средства, следовательно, из предмета должно быть ясно, о вместимости какого именно транспортного средства идет речь. Причем совершенно незачем идентифицировать конкретное транспортное средство при заключении договора, что, естественно, допустимо, поскольку фрахтовщик при наличии у него парка взаимозаменяемых транспортных средств будет поставлен в заведомо невыгодное положение. Скажем, в случае, когда в нужный момент данное транспортное средство окажется неисправным, фрахтовщик не вправе будет его заменить на аналогичное. В предмете договора достаточно ограничиться указанием на тип транспортного средства, скажем, самолет ТУ-154.