Разработка системы досмотра бортовых запасов с использованием технических средств как составной части системы безопасности аэропорта 1 класса

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Служба авиационной безопасности сегодня — стабильно развивающийся коллектив, который вносит достойный вклад в развитие авиационного комплекса.

Можно сказать, что Служба авиационной безопасности выполняет чрезвычайно важную социальную задачу — обеспечивает защиту жизни и здоровья пассажиров и экипажей воздушных судов и даже граждан на земле.

Создание структурного подразделения с задачей защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства путем своевременного предупреждения и пресечения попыток угона воздушных судов и совершения других преступных актов было впервые оформлено ровно 40 лет назад — 12 июля 1973 года. За последние 40 лет САБ, пройден огромный путь по всем направлениям деятельности.

Эффективность системы обеспечения авиационной безопасности в России подтверждается в первую очередь работой служб авиационной безопасности аэропортов на предполетном досмотре.

Только за 2012 год пресечено 48 тыс. попыток проноса на борт запрещенных к перевозке предметов и веществ.

Цель работы — разработать систему досмотра пассажиров в аэропорту 1 класса.

Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Проанализировать существующие системы досмотра в аэропортах 3 класса.

Разработать систему досмотра пассажиров для аэропорта 1 класса, на основе проведенного анализа.

Провести анализ досмотра бортовых запасов.

Определить технические средства необходимые для проведения качественного досмотра пассажиров, без увеличения времени необходимого для процедуры досмотра.

Рассмотреть использование интроскопов в предлагаемой системе досмотра пассажиров и принципы его использования.

1. СОСТОЯНИЕ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, .1 Нормативно-правовая база АБ в ГА

После утверждения Правительством Российской федерации (в 1994 г.) Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства: во всех аэропортах и авиакомпаниях России разработаны и осуществляются Программы обеспечения авиационной безопасности; во всех крупных аэропортах и авиакомпаниях России созданы и постоянно совершенствуют свою деятельность службы авиационной безопасности; специалисты служб авиационной безопасности проходят подготовку и сертифицируются в ряде учебных заведений и учебных центрах ГСГА России; совершенствуется нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности применительно к международным Нормам, правилам и процедурам, регулирующая вопросы авиационной безопасности на уровне авиакомпаний, аэропортов и государства в целом; в области авиационной безопасности ГСГА России активно сотрудничает с международными организациями ГА и ведущими странами мира. Впервые в истории России в принятом 19 марта 1997 года Федеральном законе «Воздушный кодекс Российской Федерации» появилась глава 12 «Авиационная безопасность», определяющая основные требования по защите отечественной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность.

3 стр., 1396 слов

Анализ производственно-технологического процесса: обслуживание ...

... производственно- технологического процесса: Обслуживание вылетающих пассажиров и обработки багажа. Обслуживание авиапассажиров при перевозке воздушным транспортом включает целый ряд процедур, направленных на обеспечение гарантии перевозки, соблюдение условий безопасности полетов, а также ...

 состояние авиационной безопасности в гражданской авиации 1

Рисунок 1 — Структура обеспечения АБ в ГА

Воздушный кодекс Российской Федерации

Основополагающим документом нормативно правового обеспечения системы авиационной безопасности является принятый в 1997 году федеральный закон — Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Кодекс установил правовые основы системы авиационной безопасности в гражданской авиации Российской Федерации. Впервые в нем появилась глава 12 «Авиационная безопасность». ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 60-ФЗ от 19.03.97г. Принят Государственной Думой — 19 февраля 1997г. Одобрен Советом Федерации — 5 марта 1997г. Подписан Президентом Российской Федерации — 19 марта 1997г.

августа 2004 года принят закон Российской Федерации «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ.

Федеральный закон «О транспортной безопасности» представляет собой совокупность правовых и организационных требований, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении транспортного комплекса России.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 897 «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства».

Положения Постановления «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации Российской Федерации.

Дальнейшее развитие Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства получила после принятия 19.03.1997 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам». Приказом Минтранса России от 28.11.2005 jsfo 142 введены в действие Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

14 стр., 6511 слов

Правовые отношения, возникающие на основании транспортных обязательств ...

... по использованию регулятивных свойств договоров при организации транспортных правоотношений. В доктрине гражданского права общепризнанным фактом является способность любого гражданско-правового ... Российской Федерации и деятельности в области авиации, направленное на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности ...

«Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров». Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 введены в действие «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров».

Федеральные авиационные правила по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения. С мая 2003 года вступили в силу Федеральные авиационные правила по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения, разработанные в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Федерального закона от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации».

Нормативные правовые документы по авиационной безопасности позволяют строго регламентировать меры по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, сохранить жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий.

1.2 Структура АБ аэропорта 1 класса и её анализ

  • Авиационная безопасность — это состояние защищенности авиации от актов незаконного вмешательства.

— Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями военизированной охраны аэродромов или аэропортов, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также специально уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

— Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации — противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий.

Основной задачей службы авиационной безопасности является обеспечение защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (АНВ) путем осуществления превентивных мер безопасности по предотвращению и пресечению захватов воздушных судов и иных АНВ.

Служба авиационной безопасности создается в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от АНВ для осуществления мер и координации работ по обеспечению авиационной безопасности в аэропортах.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

  • предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
  • охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения в воздушное судно посторонних лиц;
  • исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ, введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
  • предполетного досмотра;
  • реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни и здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Должностные инструкции работников службы авиационной безопасности утверждаются начальником службы авиационной безопасности. Численность сотрудников службы авиационной безопасности определяется руководителем аэропорта, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом классности аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.

13 стр., 6476 слов

Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте

... содержит выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса по исследуемой проблеме: "Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте". При анализе отношений, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта, для ...

Комплектование службы авиационной безопасности личным составом производится по трудовому договору на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации преимущественно мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах ФСК и МВД Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации и годных по состоянию здоровья к работе в службе авиационной безопасности. Эти лица проходят испытательный срок до 3 месяцев в целях проверки соответствия их профессиональной пригодности.

При приеме на работу в службу авиационной безопасности все лица проходят установленным порядком медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению обязанностей по службе, а принимаемые на должности, связанные с применением огнестрельного оружия, кроме того, проходят проверки в органах внутренних дел.

Работники службы авиационной безопасности проходят обязательную спец. подготовку по учебным планам и программам.

2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ДОСМОТРА В АЭРОПОРТУ, .1 Нормативно-правовая база досмотра на воздушном транспорте

Основным документом, регламентирующим нормативно-правовую базу досмотра на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс Российской Федерации.

Статья 85 Воздушного кодекса РФ, регламентирует предполетный досмотр.

— В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

— Предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящиеся при пассажирах, производится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами службы авиационной безопасности. К участию в предполетном досмотре могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел на транспорте.

Проведение предполетного досмотра не исключает возможность проведения досмотра при осуществлении оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной или иной деятельности уполномоченными на то лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При выполнении международных полетов предполетный досмотр производится после осуществления пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и иного контроля.

14 стр., 6910 слов

Обслуживание особо важных пассажиров авиатранспорта

... стандарты и Рекомендуемая практика ИКАО и стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО). 1.2 Понятие VIP пассажиров VIP-пассажиры -лица, занимающие видное общественное, религиозное или политическое положение. Обслуживание VIP пассажиров на ... мягкого инвентаря и средств обслуживания пассажиров в полете. Основные требования. ОСТ 54-1-283.01-94 Услуги для пассажиров на борту воздушного ...

  • При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.

Правила проведения предполетного досмотра устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Приказом Минтранса России № 102 от 21. 11. 95г., утверждено руководство по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов.

Правовой статус подразделений досмотра определен множеством ведомственных нормативных актов, изданных различными органами по обеспечению авиационной безопасности, отсутствие единых норм регламентирующих властные полномочия (права и обязанности) службы авиационной безопасности приводят к ослаблению ее функциональных возможностей.

В п. 1 ст. 4 Закона РФ от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», говорится что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Таким образом, ведущим субъектом управления как по обеспечению предполетного и послеполетного досмотра, так и внутри аэропортного режима на воздушном транспорте являются транспортные предприятия, при этом ОВДТ отводится второстепенная роль.

К сожалению, не всегда на стороне работы службы обеспечения авиационной безопасности стоят ведомственные инструкции и нормативные акты.

Например, в соответствии с п. 12 «Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства», утвержденного Постановлением Правительства РФ, осуществление материально-технического обеспечения, финансирования мероприятий по авиационной безопасности и ответственности за их реализацию возложены на администрацию аэропортов, в том числе и обеспечение досмотровой техникой, необходимой для осуществления деятельности служб САБ и сотрудников ОВДТ при проведении досмотра. Есть проблемы и с выделением специальных служебных помещений для проведения досмотра.

Существенное влияние на качество осуществления системы досмотра оказывает ряд законодательных мер.

Например, приказ Министерства транспорта России от 31.01.08г. № 20 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 года № 142». Им предусмотрены изменения, которые существенно ослабляют требования к авиационной безопасности для аэропортов местных воздушных линий.

Этим документом предусмотрено, что абзац третий пункта 10 — «территории аэродромов совместного базирования или использования должны быть огорожены, въезды (выезды) должны находиться под контролем САБ и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры, и иметь средства принудительной остановки автотранспорта» — до полнен словами «для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер»; абзац третий пункта 23 — «поверх периметрового ограждения устанавливаются металлические конструкции различного профиля (уголки из угловых консолей с несколькими рядами колючей проволоки, армированной колючей ленты)» — также дополнен словами «для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер». Таким образом, подобные «изменения» не лучшим образом сказываются на обеспечении авиационной безопасности.

2.2 Анализ систем досмотра на ВТ

В настоящее время во всех аэропортах обеспечивается жесткий пропускной режим с проверкой документов и досмотром ручной клади. Технологический процесс предполетного досмотра в России предусматривает максимальную проверку пассажиров, летного состава и представителей наземных служб с применением различной поисковой техники, включая и личный досмотр. Обязательно досматривается верхняя одежда и обувь, а также ручная кладь и багаж пассажиров. Ужесточены требования по провозу в салонах воздушных судов спиртосодержащих веществ и жидкостей, гелей, алкоголя и т.д.

Контроль в целях обеспечения безопасности в отношении лиц и предметов, помещаемых на борт воздушного судна, может осуществляется по различным схемам досмотра.

В основном используются три основные системы проведения досмотра пассажиров и ручной клади:

  • А) «накопитель»;
  • Б) «зал ожидания»;
  • В) «выход на посадку».

При использовании системы «накопитель», досмотр пассажиров проводится на входе в зону, специально предназначенную для «накопления» всех пассажиров того или иного рейса. Эта зона отгораживается стенами или барьерами с использованием контролируемых входов (выходов).

В качестве накопителя может использоваться транспортное средство, предназначенное для доставки пассажиров на борт расположенного в отдалении воздушного судна, при этом должна обеспечиваться «стерильность» транспортного средства. Досмотр проводится по прибытии пассажиров в накопитель, и они остаются в этой зоне до начала фактической посадки на борт.

При использовании системы «зал ожидания», досмотр пассажиров проводится при входе в зал ожидания, посадочную галерею или отдельный павильон, независимо от того каким рейсом улетает пассажир. Поэтому досмотр может проводится задолго до времени вылета конкретного рейса. Пассажиры остаются все время в зале ожидания и покидают его при начале посадки на свой рейс.

При использовании системы «выход на посадку», досмотр пассажиров проводится непосредственно перед посадкой у выхода на посадку, в посадочную галерею или у двери аэропорта, через которую обеспечивается прямой выход к воздушному судну или в зону прилегающего перрона. Досмотр проводится после объявления посадки пассажиров на борт воздушного судна.

Рассмотренные системы досмотра имеют определенные достоинства и недостатки. В частности к достоинствам первых двух систем следует отнести: уменьшение количества задействованного персонала, т.к. для обработки пассажиропотока имеется больше времени; требуется меньшее количества оборудования, что позволяет снизить капитальные затраты; легче решить формальности связанные проверкой пассажира, т.е. в случае обнаружения подозрительного предмета, возможно чаще принимать решение о его тщательной проверке; облегчается принятие ответных более эффективных мер в случае возникновения угрозы. Так же к достоинствам второй системы относится то, что один пункт досмотра может обслуживать несколько выходов на посадку и то, что на распределение персонала зала ожидания не оказывают влияние случаи нарушения расписания полетов и задержка рейсов. К преимуществами третей системы можно отнести значительное уменьшение возможности скрытой передачи оружия и др. опасных предметов после прохождения пассажиром проверки.

Недостатками всех трех систем является необходимость надежной охраны зон досмотра и зон последующего размещения пассажиров даже, когда они не используется, либо требуется тщательный осмотр помещения вначале каждого рабочего дня.

К недостаткам первых двух систем так же следует отнести, что при внедрении их в действующем аэропорту могут потребоваться установка дополнительных перегородок и запирающихся дверей.

Недостатками второй системы также является ограничение доступа пассажиров в рестораны, и другие предприятия не находящиеся в контролируемой зоне, что приведет к сокращению доходов последних; и для обеспечения эффективности системы «зал ожидания» потребуется также досмотр тех. персонала и товаров предприятий находящиеся в контролируемой зоне.

Недостатки системы «выхода на посадку» это необходимость привлечения большего количества сотрудников САБ и большего количества единиц оборудования, чтобы избежать значительных задержек рейсов. На работу системы будут негативно сказываться задержки в вылете воздушных судов.

2.3 Анализ досмотра бортовых запасов

В каждом аэропорту разработана своя Технология производства предполетного досмотра бортовых запасов.

Для производства предполетного досмотра бортовых запасов в специально выделенном помещении цеха бортового питания оборудован пункт досмотра, где обеспечивается качественный досмотр.

Входные и выходные двери пункта досмотра оборудованы замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся у начальника смены отдела досмотра САБ.

Ограждение пункта досмотра исключает возможность наблюдения за процессом производства досмотра бортовых запасов посторонними лицами.

Проход через пункт досмотра бортовых запасов обслуживающего персонала авиапредприятий без прохождения досмотра на общих основаниях и нахождение в нем посторонних лиц категорически запрещается.

Сотрудник САБ имеет личный штамп, пломбы и стикеры, установленного образца, зарегистрированные в журнале службы авиационной безопасности аэропорта.

Досмотр бортовых запасов производится сотрудником САБ совместно с работниками смены цеха бортового питания аэропорта

после окончания компоновки содержимого контейнера и перед его пломбированием сотрудник цеха бортового питания, осуществлявший компоновку, обязан представить для досмотра каждый контейнер сотруднику САБ и после его команды и в его присутствии опечатать (опломбировать) контейнер.

погрузка досмотренных бортовых запасов на автолифт производится работниками смены цеха бортового питания под контролем сотрудника САБ. После этого двери автолифта пломбируются пломбой САБ.

Начальник смены цеха бортового питания оформляет накладные на бортовое питание установленным порядком, с указанием номеров всех пломб и стикеров.

№ рейса, время;

  • номер накладной на бортовые запасы;
  • количество мест;
  • номер стикера (пломбы);
  • номер пломбы на автолифте;
  • фамилия сотрудника САБ и его роспись;
  • фамилия начальника смены цеха бортового питания и его роспись.

Перед отправкой автолифта (автомобиля) с бортовыми запасами, сотрудник САБ проверяет наличие накладных у экспедитора. Сотрудник САБ на КПП-2 проверяет наличие накладных и целостности пломб на дверях автомашины и сообщает о проезде автолифта через дополнительный пост констроля старшему инспектору ГПК и ДВС.

При обнаружении, в цехе бортового питания, в ходе предполетного досмотра бортовых запасов предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом сотрудник САБ обязан:

  • немедленно задержать контейнер;
  • доложить начальнику смены отдела досмотра САБ;

никого не допускать к контейнеру до полного выяснения обстоятельств

и принятия решения руководством службы авиационной безопасности и представителями правоохранительных органов;

  • составить акт.

В соответствии с технологическим графиком обслуживания воздушных судов в аэропорту время готовности бортовых запасов к загрузке в автолифт с учетом проведения предполетного досмотра:

  • международные рейсы, обслуживание по первому и бизнес классам — за 2 часа до вылета;
  • внутренние рейсы — за 1 час 15 минут до вылета.

Доставка досмотренных бортовых запасов к борту воздушного судна осуществляется уполномоченными должностными лицами аэропорта.

Для контроля бортовых запасов перед загрузкой на борт ВС сотрудник САБ, производивший предполетный досмотр бортовых запасов передает на дополнительный пост контроля и старшему инспектору ГПК и ДВС на перроне следующую информацию:

  • фамилию сопровождающего водителя-экспедитора;
  • количество досмотренных мест на конкретный рейс;
  • номера пломб на автолифте или иной автомашине обеспечивающей доставку бортовых запасов.

После осмотра автолифта, контролер БП проверяет целостность пломб на дверях автомашины и накладные на бортовое питание (наличие штампа ОД о досмотре) и сообщает старшему инспектору ГПК и ДВС (если нет замечаний и претензий) о том, что автолифт следует от дополнительного поста контроля к борту ВС.

При погрузке бортовых запасов с автолифта на борт ВС инспектор группы перронного контроля и досмотра ВС службы авиационной безопасности в присутствии экспедитора проверяет целостность упаковок и сверяет соответствие номеров пломб и стикеров с указанными в накладных.

В случае нарушения пломб или стикеров на контейнере инспектор ГПК и ДВС САБ:

  • задерживает и не допускает контейнер к погрузке на ВС;
  • докладывает старшему инспектору ГПК И ДВС;
  • действует по его указанию.

Расследование по факту подвоза бортовых запасов к воздушному судну без досмотра, установление причины и виновных лиц для определения меры ответственности проводит начальник САБ аэропорта.

2.4 Расчёт штатной структуры системы досмотра

Расчет численности работников службы авиационной безопасности (САБ) производиться с помощью «Методических рекомендаций по определению нормативной численности и формированию цен на услуги службы авиационной безопасности», которые были разработаны Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации в 1992 году и используются по настоящее время.

Таблица 1 — Норматив численности сотрудников САБ

Наименование должности

Условие введения должности

Нормативная численность, чел.

1

Начальник САБ

1

2

Заместитель начальника по охране

1

3

Заместитель начальника по досмотру

1

4

Начальник смены САБ

Сменность работы авиапредприятия

1 чел. в смену

5

Инспектор — делопроизводитель

1

6

Комендант

1

Группа по разработке и поддержанию мер противодействия актам незаконного вмешательства

7

Инженеры

Аэропорты с годовым объемом пассажирских отправок за год: свыше 4 млн. чел. от 1 до 4 млн. чел. до 1 млн. чел.

4 3 2

Подразделение по обеспечению безопасности при обслуживании пассажиров

8

Старший инспектор по досмотру (помощник начальника смены)

Сменность работы аэропорта

1 чел. в смену

9

Инспектор (старший) по досмотру

Определяется по разделу 5

10

Дознаватель (сотрудник милиции)

1 чел. в смену

11

Кинолог

Должность штатная л ибо по трудовому соглашению

1 — 2 чел. в аэропорту

Группа обслуживания специальных технических средств досмотра и охраны

12

Инженер по связи

Определяется по разделу 5

13

Электромеханик связи

Определяется по разделу 5

14

Техник по связи

Определяется по разделу 5

Подразделение по обеспечению безопасности в аэропорту

15

Инженер по инженерно -техническим средствам охраны

1

16

Инструктор по организации службы, старший инспектор (помощник начальника смены)

Сменность работы аэропорта

1 чел. в смену

17

Инспектор (старший) (постовой по охране ВС и объектов)

Круглосуточный пост: при 24-час. смене

3 чел. на 2 раб. места (*)

при 12-час. смене

5 чел. на 4 раб. места

Временный пост (дневной или ночной)

5 чел. на 4 раб. места

Стоянка ВС-500 м. в 2 ряда

5 чел. на 4 раб. места

18

Инспектор (старший) (контролер КПП)

Круглосуточный пост: при 24-час. смене при 12-час. смене Временный пост (дневной или ночной) КПП, совмещенный с транспортным выездом

3 чел. на 2 раб. места 5 чел. на 4 раб. места 5 чел. на 4 раб. места 3 чел. в смену

19

Инструктор по организации службы, инспектор (старший)

Аэропорт 1 -2 класса — 2 патрульных наряда Аэропорт 3-4 класса — 1-2 наряда Аэропорт 5 класса — 1 наряд

1 чел. в смену на наряд 1 чел. в смену на наряд 1 чел. в смену на наряд

20

Водитель патрульной машины

Аэропорт 1 -2 класса — 2 патрульных наряда Аэропорт 3-4 класса — 1-2 наряда Аэропорт 5 класса — 1 наряд

1 чел. в смену на наряд 1 чел. в смену на наряд 1 чел. в смену на наряд

21

Диспетчер пульта централизованного наблюдения

Определяется по разделу 7

22

Инспектор (старший) по контролю и охране на перроне

Определяется по разделу 6

23

Инспектор (старший) по профилактической работе в пассажиропотоке

Аэропорт с годовым объемом пассажирских отправок: свыше 4 млн. чел. от 1 до 4 млн. чел. до 1 млн. чел.

3 чел. в смену 2 чел. в смену 1 чел. в смсну

24

Старший инспектор (начальник, дежурный бюро пропусков)

Вводится при наличии и достаточных объемов работ

1 чел.

25

Начальник команды служебного собаководства

При наличии не менее 15 проводников патрульно-розыскных собак или 15 проводников служебных собак.

1 чел.

26

Инструктор служебного собаководства

При наличии не менее 7 проводников патрульно-розыскных собак или 7 проводников служебных собак.

1 чел.

Таким образом, для обеспечения авиационной безопасности в аэропорту 1 класса численность сотрудников должна составлять не менее 120 человек.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ ДОСМОТРА АЭРОПОРТА

3.1 Технические средства, применяемые при досмотре

Для поддержания постоянной работоспособности технических средств досмотра их эксплуатация осуществляется специально подготовленными работниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами аэропорта, имеющими соответствующую квалификацию.

В аэропортах и авиапредприятиях гражданской авиации применяются следующие технические средства досмотра и контроля обстановки:

  • а) рентгено-телевизионные стационарные жироскопы — для досмотра ручной клади, багажа, почты и груза по теневому изображению внутреннего содержания на экране телемонитора и переносные жироскопы — для идентификации неопознанных объектов на борту воздушного судна и в контролируемой зоне без вскрытия и смещения объекта исследования;
  • б) стационарные металлоискатели (МИС) — для выявления металлических предметов у пассажира (персонала, члена экипажа);
  • в) портативные (ручные) металлоискатели (МИН) — для повторного досмотра с целью более точного обнаружения места нахождения у пассажира металлических предметов, зарегистрированных стационарным металлоискателем;
  • г) переносные металлоискател (МИН) — для поиска оружия в багаже, не имеющем металлических включений (ковры в скатке, корзины с фруктами и другие);
  • д) аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ включает в себя детекторы паров ВВ и стационарные установки обнаружения ВВ;
  • е) внутреннее телевидение — в целях наблюдения за обстановкой в помещениях аэровокзала;
  • ж) бортовое телевидение — в целях наблюдения за обстановкой в салонах воздушного судна;
  • з) аппаратура фиксации абонентского номера телефона, по которому поступило телефонное сообщение об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Рентгено-телевизионные интроскопы (РТИ)

Просвечивание досматриваемого объекта осуществляется узким рентгеновским лучом, а сам объект устанавливается на ленточный транспортер и движется перпендикулярно направлению рентгеновского луча. Для полного просмотра всего объекта обеспечивается его последовательный просмотр рентгеновским лучом.

Стационарные металлоискатели (МИС)

Предназначены для обнаружения металла у пассажиров.

Стационарные металлообнаружители (МИС), как правило, выполнены в виде П-образной сборно-разборной рамки. В боковых стойках расположены генераторные и приемные системы. Стойки соединяются между собой на месте установки в жесткую конструкцию с помощью перемычки, которая одновременно может служить для установки электронного блока.

Зона обнаружения устройства располагается в пространстве между генераторной и приемной системами, Принцип действия МИС основан на регистрации изменений взаимной индукции генераторной и приемной антенны, которые возникают при перемещении в зоне обнаружения металлических предметов.

Основными техническими характеристиками МИС являются: чувствительность, селективность и помехоустойчивость.

Чувствительность определяется наименьшей величиной предмета, который может быть обнаружен. МИС имеют чувствительность, достаточную для регистрации предметов массой в 1 — 10 г.

МИС обеспечивают регулировку чувствительности с целью отстройки от предметов меньшей массы и размеров, чем предметы поиска. Диапазон регулировок позволяет изменять размеры реальных предметов поиска. Имеются контрольные предметы для испытания этих устройств и установки чувствительности.

Под селективностью понимается вероятность пропуска предметов меньших размеров и массы, чем предметы поиска. Требуемая селективность достигается применением специальных конструкций антенных систем, размеров и конструкции металлоискателей.

Помехоустойчивость — это устойчивость работы МИС при воздействии интенсивных электромагнитных полей. МИС имеют достаточно высокую помехоустойчивость, что обеспечивается специальной конструкцией и конфигурацией приемных антенн, а также схемотехническими решениями электронных узлов. Тем не менее при работе МИС в условиях интенсивных электромагнитных полей, например, в условиях аэропорта, возможны ложные срабатывания. Они возникают при перемещении вблизи антенн крупногабаритных предметов (автотранспорт, металлические двери, лифты и т.п.).

Поэтому для обеспечения устойчивой работы необходимо располагать МИС на расстоянии 0.5 м от неподвижных и 1-1.5 м от подвижных металлических элементов оборудования и конструкций зданий.

Для существенного улучшения помехоустойчивости в состав МИС включается дополнительный, например, инфракрасный (ИК) канал регистрации проходящего через проем человека и совместная обработка сигналов основного и ИК- каналов.

Интенсивность электромагнитного поля (МИС) соответствует саиитарно-биологическим нормам и не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, в том числе операторов, работающих на МИС.

Переносные металлоискатели (МИП)

Переносные металлоискатели (МИП) используются для поиска металлических предметов, скрытых па теле и в одежде человека, в багаже, корреспонденции и т.п.

Конструктивно они выполняются в портативном диэлектрическом корпусе, в котором размещается поисковый элемент, электронные узлы обработки и индикации, элементы питания. Поисковым элементом является индукционный контур в виде прямоугольной, круглой или цилиндрической катушки. Катушка поискового элемента включается в цепь генератора. При появлении вблизи металлического предмета меняется ее индуктивность, что приводит к изменению параметров генератора. Эти изменения регистрируются схемой обработки и передаются в виде светового или звукового сигнала, также возможно и скрытое тактильное воздействие.

Электромагнитное поле катушки полностью соответствует санитарно-биологическим нормам.

Ручные металлообнаружители эффективно применяются в комплексе со стационарными. В случае, в соответствии с технологией досмотра, когда после прохода через стационарный металлообнаружитель срабатывает сигнализация о наличии у досматриваемого металла появляется необходимость уточнить расположение предметов поиска с помощью ручного

3.2 Газовый хроматограф, принцип действия, техническая характеристика, порядок использования при досмотре

воздушный транспорт безопасность досмотр

Принцип работы газового хроматографа определяется назначением прибора, предназначаемого для процедур хроматографического разделения и последующего анализа различных смесей веществ. Конструктивно прибор включает в себя:

систему для ввода исследуемых проб (смесей веществ),

хроматографическую колонку, детектирующее

систему регистрации,

систему термостатирования,

различные приспособления для отбора,

устройства для приема разделенных компонентов.

В основе принципа работы газового хроматографа лежат следующие процедуры. В хроматографическую колонку (затем и в детектор) через испаритель осуществляется непрерывная подача в регулируемых количествах газа-носителя.

Посредством специальных устройств анализируемые пробы поступают в систему ввода, откуда осуществляется их перенос потоком носителя в колонку. Разделение происходит, когда газовая смесь проходит вдоль сорбента. Из колонки поток, переносящий разделенные компоненты в определенной последовательности, направляется в детектор, и его электрические сигналы регистрируются в виде хроматограмм.

Принцип работы газового хроматографа ориентирован таким образом, что основными элементами конструкции прибора следует считать колонку, разделяющую компоненты исследуемых смесей, и детектор, позволяющий произвести их количественные определения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы была рассмотрена система досмотра в аэропорту 1 класса.

В работе проведен обзор нормативно-правовой базы гражданской авиации. Особо отмечены нормативные документы регламентирующие деятельность САБ.

Были изучены технические средства необходимые для проведения качественного досмотра пассажиров для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Особое внимание было уделено использованию интроскопов при досмотре пассажиров и принципам его действия, техническим характеристикам.

С помощью «Методических рекомендаций по определению нормативной численности и формированию цен на услуги службы авиационной безопасности» был сделан расчет численности сотрудников САБ необходимых для обеспечения безопасности в аэропорту 1 класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/dosmotr-passajirov/

1. Авиационная безопасность. Часть 1.: Учебное пособие/ Сост. Дормидонтов А.В., Краснов С.И., Павлов Н.В.- Ульяновск: УВАУ ГА (и), 2009. — 192 с.

  • Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ. ред. Ю.М. Волынского-Басманова. — М.: «АБИНТЕХ», 2009.- 692 с.
  • Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров: Пр.

Минтранса РФ от 25.07.07 № 104.

  • Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам»: Пр. Минтранса РФ от 28.11.05 № 142.- М.: ИнфАвиа, 2005.
  • Авиационная безопасность.

Часть 2.: Учебное пособие/ Сост. Дормидонтов А.В., Краснов С.И., Павлов Н.В. — Ульяновск: УВАУ ГА(и), 2009. — 96 с.

  • Прозоров С.Е. Авиационная безопасность: учебное пособие / С.Е. Прозоров, Б.В. Зубков;
  • Министерство транспорта РФ;
  • МГТУ.- М.: МГТУ ГА, 2004. — 144с.