Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов

Курсовая работа

Актуальность темы. Центральное место в общей проблеме модернизации таможенной системе занимает проблема оценки и, соответственно, повышения эффективности ее системы управления. Одна из ключевых причин, определяющих наличие проблемы — низкий уровень автоматизации процессов оперативного, оперативно — стратегического и стратегического управления деятельностью таможенных органов. К задачам оценки эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов добавляются вопросы приведения их штатной численности в соответствии с целями, функциями, задачами и объемами деятельности.

В современных условиях вопросы автоматизации частично решаются в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Федеральной таможенной службой (ФТС) России. При этом в ЕАИС реализованы лишь некоторые отдельные задачи, такие как автоматизация функций ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно — справочных документов о деятельности таможенных органов.

В настоящее время проблемы разработки и использования современных информационных систем и информационных технологий, а также перспективных методов и средств обработки информации в практической таможенной деятельности приобретают первостепенное значение. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, таковы актуальные требования современного общества в условиях глобализации экономики и внешнеэкономической деятельности, связанные с необходимостью решения все более усложняющихся политических, экономических проблем, проблем безопасности и других проблем различного масштаба.

Во-вторых, это один из основных путей повышения эффективности деятельности таможенных органов, обеспечение более высокой культуры обслуживания ВЭД.

В-третьих. Получили широкое распространение технические и программные средства, позволяющие реально реализовать новые информационные технологии.

Согласно данным Всемирной таможенной организации одним из показателей высокого уровня развития таможенной службы, наряду с наличием современного законодательства, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров, считается наличие новейших информационных технологий.

4 стр., 1695 слов

ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. СИСТЕМА ...

... таможенной деятельностиУправленческая деятельность Оперативная деятельность Экономическая деятельность Правовая деятельность Информационно - аналитическая деятельность Обеспечивающая деятельность Федеральная таможенная службаРисунок 2. Подходы к структуризации таможенных органов2. Этапы системного анализа деятельности таможенных органовВажно отметить, что система управления в таможенном деле ...

Цель курсовой работы: изучить информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе нужно решить следующие задачи:

1) Дать определение общего понятия об информационном обеспечении управления.

2) Определить особенности управления в таможенных органах.

3) Охарактеризовать процесс автоматизации управления таможенными органами.

Объектом курсовой работы является информационное обеспечение управления деятельности ФТС России.

Предметом — проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование оперативного управления деятельностью таможенных органов за счет применения новых информационных технологий.

В курсовой работе использовались общенаучные методы организационно-экономического анализа финансовых ресурсов, принципы системного подхода, классификация, группировка и сравнение

Степень изученности проблема по данной теме была изучена доктором технических наук, доцентом Афониным А.П.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.

управление таможенный информационный автоматизация

Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения управления в таможенных органах

1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией

Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.

Понятие информации является чрезвычайно емким и широко распространенным, особенно в настоящее время, когда информатика, информационные технологии, компьютеры сопровождают человека чуть ли не с рождения.

Сам термин информация происходит от латинского слова information- разъяснение, осведомление, изложение. В Федеральном законе « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дано следующее определение информации. Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Процесс передачи информации даже в одном направлении проходит через множество посредников, а это значит, что во время передачи информации происходит её задержка и искажение. Кроме того, информация может преобразовываться в зависимости от того к кому она адресована. Так, например, при передачи информации вверх от подчинённых к руководителю происходит её обобщение, а при передачи вниз, от руководителя к подчинённым наоборот она конкретизируется. Главное в этом процессе максимальная скорость передачи информации при минимальных допустимых искажениях. От этого в первую очередь зависит правильность принимаемых решений и как следствие увеличивается прибыль организации. В процессе управления постоянно происходит обмен информацией. Причём направление перемещения информации может быть вертикальным (от руководителя к подчинённым или от подчинённых к руководителю), так и горизонтальным (между начальниками подразделений, подчинёнными одного уровня).

В качестве источника информации может быть уровень цен на рынке, размер прибыли фирмы в прошлом квартале или указание руководителя.

Информационное обеспечение управления — это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства.

1.2 Управление в таможенной системе

Важнейшим фактором интенсификации научно-технического прогресса является совершенствование форм и методов управления во всех функциональных звеньях управления.

Применение экономико-математических методов на базе использования новейших средств вычислительной техники и связи создало новые возможности для дальнейшего совершенствования системы управления. Важнейшим направлением использования экономико-математических методов и средств вычислительной техники явилось создание автоматизированных систем управления (АСУ).

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности.

ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно-вычислительных, центральных и региональных баз данных, информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей. Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационного взаимодействия межу собой и с внешними объектами.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все элементы и подсистемы таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы сотрудников, занятых в управляемой системе.

Важной особенностью таможенных органов, является то, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления, а также что управление в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. [9; стр. 314].

Система управления в таможенных органах имеет ряд особенностей, которые зависят от уровня управления (таблица 1).

Система таможенных органов сложная, неоднородная система государственных органов, характеризующаяся, с одной стороны, высокой степенью централизации, с другой — рассеяностью таможенных органов по разным регионам России. Многочисленные таможенные органы, как известно, отличаются разным уровнем материального, технического, кадрового обеспечения.

Особенности управления на различных уровнях управления в таможенных органах (табл.1).

Уровень управления.

Особенности.

Высший (уровень ФТС и РТУ)

1. Высокая степень социально-политической ответственности;

2. Долгосрочное планирование;

3. Включенность таможенных органов в систему государственных органов;

4. Использование процессного подхода к управлению.

Средний (уровень таможен управление таможенным постом.)

1. Функционирование в рамках свыше заданных границ (компетенция определяется ФТС);

2. Подотчетность ФТС и РТУ.

Низший (лицо, принимающее решение- таможенный инспектор)

1. Принятие решения в отношении конкретного участника ВЭД в строго определенных временных пределах;

2. Низкая степень влияния на высшем уровне управления;

3. Ощущение реального воздействия управленческих решений высших уровней управления;

4. Использование ситуационного подхода к управлению.

Информация на каждом уровне управления таможенных органов имеет ряд особенностей:

1) Для наивысшего уровня важна оценка экспертов, прогнозы на будущее (в зависимости от которых строятся планы на долговременную перспективу), необходимы данные о существующих системах оформлениях, контроля перемещения, способов сокрытия товаров и т.п., информация о реализации ранее введенного плана, о достижениях и неудачах;

2) Для среднего звена информация должна содержать сведения о необходимых нововведениях, о новых приказах, о реализации планов, о ситуации на подчиненных и т.п.;

3) Таможенный инспектор принимает решения исходя из собственного видения проблемы, в строго определенных рамках. Ему необходима информация о текущей операции (товаре и транспортом средстве, проходящих в данный момент таможенное оформление или подвергаемых таможенному осмотру/досмотру).

Он обладает знаниями о процедурах, которые он осуществляет, нововведениях, об особенностях того или иного мероприятия и т.п.

1.3 Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов — организационно- техническая система, обеспечивающая выработку и принятие решений на основе автоматизации информационных процессов и технологий на всех уровнях организационной структуры таможенных органов. [8; стр.112]

Создание ЕАИС таможенной службы началось в конце 80-х гг. XX в. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988г. « О генеральной схеме управления государственными таможенным контролем СССР» № 1203, которым определялось образование ГНИВЦ как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС. (рис. 1)

Качественно новый уровень автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов.

Развитие ЕАИС предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности, обеспечение централизованного управления процессами осуществления таможенных операций и таможенного контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации «сверху-вниз».

ЕАИС ФТС России охватывает всю территорию РФ и включает в себя ГНИВЦ, семь региональных вычислительных центров и транспортную подсистему. Каждая таможня имеет собственную информационно- вычислительную сеть. ЕАИС выполняет широкий круг задач по автоматизации технологий таможенного контроля, правоохранительной и иной деятельности таможенных органов.

В качестве внедрения новых информационных технологий в практику таможенного дела следует указать на комплексные автоматизированные системы Аист-РТ21 и ПОТОК — РЕГИОН (Аист-М).

Особое внимание уделяется развитию информационных ресурсов типа «Мониторинг», а также внедрению автоматизированных информационных систем, позволяющих взаимодействовать с другими министерствами и ведомствами. К таким системам относится, например, Автоматизированная информационная система ведения Центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности (АИС ЦРСВЭД).

АИС ЦРСВЭД — единый информационный ресурс, в котором хранятся согласованные сведения о субъектах, когда-либо вступивших в правоотношения с таможенными органами РФ (субъектов ВЭД) и имеющих упоминания как во внутренних информационных ресурсах (ЕАИС таможенных органов), так и во внешних информационных ресурсах (база данных ФНС России- ЕГРЮЛ, ЕГРН, БД «Однодневка»).

Сегодня в базах данных ЕАИС хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных таможнями России начиная с 1991 года. Ежедневное поступление данных по электронным копиям ГТД составляет от 5 до 7 тысяч записей. Темпы роста объема базы данных в среднем составляют около 600 тысяч записей в квартал. Этот массив данных, насчитывающий сегодня около 15 миллионов документов объемом более 90 гигабайт, содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России. Умение оперативно и качественно анализировать такую информацию позволит аналитикам и руководителям таможенной службы глубже проникать в суть происходящих процессов ВЭД, а, следовательно, и лучше управлять такими процессами.

Глава 2. Анализ деятельности воронежской таможни

2.1 Характеристика Воронежской таможни

Воронежская таможня образована приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров от 09.10.1990 № 233 на базе Воронежского таможенного поста Московской Центральной таможни. [29].

Воронежская таможня — это орган государственной исполнительной власти, работа которого состоит в обеспечение законности, правомерности и порядка перемещения грузов, товаров, почтовых посылок и транспортных средств через границу Воронежской области. Начальником Воронежской таможни — является Романовский Вячеслав Анатольевич.

Воронежская таможня осуществляет следующие виды деятельности:

  • управление фискальной и финансовой деятельностью;
  • государственное управление (общего характера);
  • государственное управление социально-экономического характера;
  • обеспечение военной безопасности и социальное обеспечение.

Кроме того, структурные подразделения Воронежской таможни ведут работу по выявлению категорий риска на определенные группы товаров и оптимальных форм их таможенного контроля. Разработка и применение принципа выборочности и эффективного таможенного контроля является приоритетным направлением в работе таможни Воронежа.[30].

Структура Воронежской таможни включает в себя: руководство таможни, 7 таможенных постов: пять внутренних (Левобережный, Правобережный, Воронежский северо-восточный, Россошанский, Тамбовский), приграничный — МАПП Бугаевка и воздушный — Аэропорт Воронеж, 21 отдел, 12 отделений, 3 отдельных должности.

На 01.01.2014 штатная численность Воронежской таможни составляет 517 единиц (сотрудники — 124, федеральные государственные гражданские служащие — 287, работники — 106); фактическая численность — 476,5 человека, в том числе: сотрудники — 110, федеральные государственные гражданские служащие — 280, работники — 86,5. Процент укомплектованности штата составляет 92,2%. В 2013 году штатная численность таможни сокращена на 18 единиц (16 единиц федеральных государственных гражданских служащих и 2 единицы сотрудников).

С начала года из таможни уволено 80 человек, из них: 28 сотрудников, 32 государственных гражданских служащих, 20 работников. Принято в 2013 году 40 человек, из них 8 сотрудников, 20 государственных гражданских служащих, 12 работников. Из принятых в таможню должностных лиц 28 человек имеют высшее образование.

За 2013 года 109 должностных лиц Воронежской таможни прошли различные формы обучения, из них: 11 человек обучены на курсах повышения квалификации по программе «Организация государственной службы в таможенных органах», 4 человека по программе антикоррупционного направления, 10 человек по программе «Государственный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза». В Российской таможенной академии прошли обучение 30 человек, из них 10 человек в рамках госзаказа; в Санкт — Петербургском филиале РТА прошли обучение — 22 человека, во Владивостокском филиале 15 человек, по договорам с другими вузами обучено 8 человек; 8 человек обучены в Институте правоохранительной деятельности РТА.

Воронежской таможней уже в 2013 году обучено должностных лиц от фактической численности -27,6%, при плане 20%.

Основные показатели, характеризующие результаты деятельности Воронежской таможни в 2014 года:

Количество физических лиц, пересекших таможенную границу в регионе деятельности таможенных постов «МАПП Бугаевка» и «Аэропорт Воронеж» в 2014 году составляет 98,0 тыс. человек, что выше уровня прошлого года на 13,4% (86,4тыс. человек).

Количество физических лиц пересекших таможенную границу через ПП «Бугаевка» в 2014 году составило 59,2тыс.человек, что выше уровня аналогичного периода 2013 года на 18,0% .

Количество физических лиц пересекших таможенную границу через ПП «Новобелая» в 2014 году — 33,7тыс.человек, что выше уровня аналогичного периода 2013 года на 11,8%.

Количество физических лиц пересекших таможенную границу через ПП таможенного поста «Аэропорт Воронеж» в 2014 году — 5,1тыс. человек, что ниже уровня аналогичного периода 2013 года на 16,5%. (табл. 2)

Таблица 2. Количество физических лиц, пересекших таможенную границу Воронежской таможни.

Количество физических лиц в январе-апреле 2013 года, человек

Количество физических лиц в январе-апреле 2014 года, человек

% 2014г. к 2013г.

Всего

из России

в Россию

Всего

из России

в Россию

86 435

41 552

44 883

98 001

45 056

52 945

113.4

В январе-апреле 2014 года в регионе деятельности Воронежской таможни внешнеэкономическую деятельность осуществляли 569 организаций, из них юридических лиц — 525, физических — 44. Вывоз товаров из региона осуществляли 201 организация, ввоз — 435. Из общего количества участников ВЭД 63,3% (360 шт.) являются Воронежскими предприятиями и организациями, 10,0% (57 шт.) — Тамбовскими, 26,7% (152 шт.) — сторонние организации. В сравнении с аналогичным периодом 2013 года общее количество участников ВЭД уменьшилось на 3,4%.

Таможенными постами Воронежской таможни по всем процедурам перемещения товаров в январе-апреле 2014 года было оформлено 9 394 деклараций на товары, что на 6,1% больше показателя аналогичного периода 2013 года (8853 ДТ).

[29].

В январе-октябре 2014 года в федеральный бюджет перечислено 8 402,68 млн. рублей

В 2014 году на таможенных постах Воронежской таможни проведено 612 таможенных досмотров (осмотров), что в 1,8 раза меньше аналогичного периода 2013 года (1125 ед.).

Общий вес грузов (брутто), оформленных таможенными постами Воронежской таможни в январе-апреле 2014 года и учитываемых в статистике внешней торговли, составил 1 162,5тыс.тонн, что меньше показателя аналогичного периода 2013 года на 3,3% (1201,6тыс.тонн).

Объем вывозимых товаров — 1047,0тыс.тонн (90,1%), что больше показателя прошлого года в 1,1 раза; ввозимых — 115,5тыс.тонн (9,9%), что меньше с уровня 2013 года в 2,5 раза.

Через таможенную границу РФ в регионе деятельности таможенного поста «МАПП Бугаевка» в 2014 году пропущено 22 890 ед. автотранспорта, что на 15,3% меньше показателя аналогичного периода 2013 года (27 038 ед.).

Количество транспортных средств, пропущенных через ПП «Бугаевка» — 14 227 ед. (в 2013 году — 16 533 ед.), через ПП «Новобелая» — 8 663 ед. (в 2013 году — 10 505 ед.).

В 2014 году в регионе деятельности таможенного поста «Аэропорт Воронеж» пропущено 170 единиц воздушного транспорта, что меньше показателя аналогичного периода 2013 года на 15,4% (201 ед.).

Стоимостные объемы товаров, оформленных в регионе деятельности Воронежской таможни в январе-апреле 2014 года, составили 989,5млн. долл. США. В сравнении с аналогичным периодом 2013 года объем внешней торговли уменьшился на 3,0% (1019,6млн. долл. США за аналогичный период 2013 года).

Сальдо внешнеторгового оборота — отрицательное, составило минус 57,5млн. долл. США. [29].

Стоимость экспортируемых товаров составила 466,0млн.долл. США (47,1% от внешнеторгового оборота), в том числе в страны дальнего зарубежья — 257,9млн.долл.США (55,3% от экспорта в целом), в страны СНГ — 208,1млн.долл.США (44,7%).

Стоимость ввезенных товаров — 523,5млн.долл. США (52,9% от внешнеторгового оборота), в том числе из стран дальнего зарубежья — 374,5млн.долл.США (71,5% от импорта в целом), из стран СНГ — 149,0млн.долл.США (28,5%).

За 2014 год географическая направленность экспортных поставок в регионе деятельности Воронежской таможни представлена 61 странами мира. Крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являются: Украина (37,5% от экспорта в целом), Швейцария (12,1%), Латвия (6,7%), Сербия (5,1%), Испания (5,1%), Польша (3,7%), Румыния (3,1%), Дания (2,2%), Узбекистан (2,1%) и другие. На долю этих стран приходится 77,6% стоимости всех экспортных поставок.

Вывоз товаров в страны СНГ — 467,0 млн. долл. США (42,8% от экспорта), из них вывоз в Украину — 395,2 млн. долл. США (84,6% от экспорта в страны СНГ).

Ввоз товаров из стран СНГ — 296,7 млн. долл. США (27,6% от импорта), из них ввоз из Украины — 213,5 млн. долл. США (71,9% от импорта из стран СНГ).

Экспортные поставки в Украину в 2014 году составили 395,2 млн. долл. США (36,2% от экспорта 2014 года), что выше аналогичного периода на 2,8%; в октябре 2014 года — 26,2 млн. долл. США (24,5% от экспорта октября 2014 года), что ниже октября 2013 года в 1,7 раза.

В октябре 2014 года снизился вывоз в Украину: аммиака технического — в 2,9 раза (8,3 млн. долл. США в октябре 2014 года), полиэтилена — в 3,5 раза (1,0 млн. долл. США), каучука синтетического — в 1,9 раза (0,7 млн. долл. США).

Также не вывозились двигатели турбореактивные (4,8 млн. долл. США в октябре 2013 года).

Вместе с тем, увеличился вывоз удобрений — в 2,2 раза (8,6 млн. долл. США), частей самолета — в 1,4 раза (1,6 млн. долл. США), деталей трубопровода — в 12,3 раза (1,3 млн. долл. США).

Импортные закупки из Украины в 2014 году составили 213,5 млн. долл. США (19,8% от импорта в 2014 году), что ниже аналогичного периода 2013 года в 1,4 раза; в октябре 2014 года — 11,4 млн. долл. США (14,1% от импорта октября 2014 года), что ниже октября 2013 года в 2,5 раза.

В октябре 2014 года снизился ввоз из Украины: тракторов — в 1,3 раза (1,7 млн. долл. США), деталей строительных из пластмасс — в 1,2 раза (1,0 млн. долл. США), изделий из бумаги, картона — в 1,1 раза (0,8 млн. долл. США).

Также не ввозились: двигатели турбореактивные (4,7 млн. долл. США в октябре 2013 года), легковые автомобили (2,4 млн. долл. США в октябре 2013 года), изделия из меди (1,4 млн. долл. США в октябре 2013 года), сыры (1,2 млн. долл. США в октябре 2013 года), соки (1,0 млн. долл. США в октябре 2013 года).

Снижение ввоза товаров из Украины в октябре 2014 года отразилось на перечислении таможенных платежей: недополучено 80,27 млн. руб. (12,5% от общего объема перечисленных платежей в октябре 2014 года).

Основные итоги деятельности структурных подразделений правоохранительного блока. В результате проведенных мероприятий за 12 месяцев 2013 года зарегистрирован 41 материал с признаками преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов. В ходе рассмотрения материалов возбуждено 9 уголовных дел (УД), все в отношении конкретных лиц. Из них по контрабанде наркотиков (ч.1 ст.229.1) — 1 УД, уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194) — 8 УД. Из незаконного оборота изъято 0,0549 гр. наркотических средств. Размер неуплаченных таможенных платежей составил 45 878,7 тыс. руб.

В таможне возбуждено 318 дел об АП, из них административное расследование проводилось по 96 делам об АП. Рассмотрено 311 дел об АП, из них с назначением наказаний 297 дел об АП. Назначено наказаний: в виде административных штрафов на сумму 2 174526,6 тыс. руб., в виде конфискации на сумму 24 903,3 тыс. рублей. Взыскано штрафов на сумму 1 775,7 тыс. рублей. Прекращено производство по 14 делам об АП, из них на основании части 1 статьи 24.5 КоАП России — 9 дел об АП, в соответствии со статьей 2.9 КоАП России 5 дел об АП.

За 2013 год по результатам таможенного контроля после выпуска товаров возбуждено 6 уголовных дел по ст. 194 УК РФ — уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, а так же 5 дел об административных правонарушениях (ст.16.2, 16.20, 16.24 КоАП России).

Основная задача Воронежской таможни состоит в реализации таможенной политики с целью обеспечения экономической безопасности государства, посредством упрощения процедур торговли, безопасности международных товарооборота, обеспечение соблюдение таможенных правил, взимания импортных и экспортных таможенных платежей и борьбы с таможенными правонарушениями.

2.2 Анализ проблемы управления в таможенных органах и проблемы внедрения информационных технологий

Проблемы управления в таможенных органах РФ приобрели в настоящее время особую актуальность. Это обуславливается рядом весьма существенных обстоятельств.

Во-первых, управление в таможенной службе характеризуется высокой степенью централизации, которая является необходимой основой для всей жизни и деятельности таможенных органов.

Во-вторых, таможенная управляемая система отличается большой динамичностью. Чтобы всегда отвечать постоянно изменяющимся условиям, в которых решается задача обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов страны, таможенная система должна быть гибкой, оперативно совершенствовать свою организационную структуру. Естественно, что система управления таможенных органов должна не только поспевать за этими изменениями, но и опережать их.

В-третьих, управление в таможенных органах характеризуется высокой степенью социально-политической ответственности, которая возлагается на органы управления и руководителей за принятые решения, за «управленческий акт». Ошибки в управлении таможенном делом могут привести к серьезным экономическим и политическим последствиям.

В-четвертых, особенностью управления в таможенных органах является то обстоятельство, что таможенные органы и их должностные лица постоянно подвергаются воздействию криминальных структур. От них требуется колоссальное напряжение духовных и физических сил, поэтому огромное значение имеет формирование у личного состава высоких морально-психологических качеств. Таким образом, управление в таможенных органах осуществляется в специфических условиях, во многом отличных от управления в других областях общественной жизни [9; с.336].

В интервью начальник Главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев журналу «Таможенное обозрение» среди главных проблем внедрения информационных технологий в таможенные органы выделил:[22].

1. Информационная система таможенных органов — одна из крупнейших информационных систем в стране. Восемь ее отдельных компонентов включены в перечень критически важных государственных систем. Мы работаем в режиме 24 часа в сутки, 365 дней в году, таможенные органы работают в условиях одиннадцати часовых поясов, — и это накладывает определенные трудности в поддержании этой системы в работоспособном состоянии.

2. Во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах, не существует другой связи, кроме как спутниковой, т.е. там нет информационной инфраструктуры, а потоки информации из года в год все увеличиваются.

3. Помимо того, что растет само количество таможенного оформления, ощущается недостаток квалифицированных кадров в регионах, которые способны работать с такой сложной информационной системой. Поэтому с учетом не очень большой зарплаты по сравнению с зарплатой IT-специалистов в коммерческих структурах, и с учетом того, что требования к квалификации специалистов предъявляются очень серьезные и очень специфичные — эта проблема стоит очень остро.

4. На данный момент мы имеем достаточное количество перспективных IT разработок, которые используются некоторыми подразделениями, но довольно медленно внедряются по разным причинам: масштабности внедрения, сложности, отсутствия кадров для внедрения, неподготовленность технической инфраструктуры.

5. Новые автоматизированные системы и технологии такие как: электронное декларирование, предварительное информирование, система контроля таможенного транзита, система обеспечения уплаты таможенных платежей, система финансово-хозяйственной деятельность и другие — требуют перехода на другой уровень централизации обработки и хранения информации. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к режиму доступности информационной системы — она должна не просто работать, а должна быть доступной в режиме оn-line на уровне 97 — 99%.

При рассмотрении данной темы были замечены следующие проблемы внедрения информационных таможенных технологий, которые связаны с:

1. Развитием ведомственной корпоративной сети спутниковой связи, созданием глобальной ведомственной сети, позволяющей моментально получить необходимую информацию из таможенного органа, находящегося на другом конце страны. На данный момент ВИТС не соответствует всем требованиям, но существенно облегчает работу сотрудников таможенных органов;

2. Увеличением числа таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность (ПК, ксероксы, принтеры);

3. Обеспечением надлежащего уровня безопасности. В рамках ФТС России в качестве постоянно действующего внештатного органа действует Совет по информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации. Он разрабатывает и внедряет новые средства защиты информации.

Глава 3. Международные стандарты и рекомендации по организации электронного обмена

3.1 Информационное взаимодействие ЕАИС ФТС России с другими системами

Необходимость дальнейшего повышения качества и сокращения сроков таможенного контроля привела к появлению технологий, которые предполагают обмен информацией между таможенными службами стран, осуществляющими перемещение товаров и транспортных средств. С этой же целью таможенной службе надо иметь средства оперативного взаимодействия с информационными системами других ведомств и организаций (участниками ВЭД, государственными органами, профессиональными ассоциациями и т.д.).

В настоящее время ФТС России в рамках существующих соглашений осуществляет информационный обмен с этими структурами, в основном, используя бумажные носители и носимую память. Необходимый уровень взаимодействия в электронном виде, кроме получения деклараций от участников ВЭД, пока не находит широкого применения.

Поэтому одно из направлений развития ЕАИС — интеграция информационных ресурсов ФТС России и иных федеральных органов исполнительной власти, информационное взаимодействие с таможенными службами других государств.

Информационно-техническая политика ФТС России предполагает в ближайшие годы дальнейшее развитие и внедрение системы оперативного взаимодействия с информационными системами других государственных ведомств, для решения задач, выполняемых таможенными органами (рис. 2).[10; стр. 389]

Рисунок 2. Схема взаимодействия ЕАИС информационными системами других федеральных органов.

Активные работы по созданию и внедрению информационного обмена с отдельными государствами и союзами ведутся с 2000 г.

Экспериментальные системы информационного обмена с Евросоюзом, отдельными государствами, а также с международными организациями, занимающимися вопросами мошенничества и контрабанды, стали создаваться с 2002-2003 г.

В частности, уже созданы и развиваются системы информационного взаимодействия с таможенными службами стран бывшего СССР: Казахстана, Украины, Республики Беларусь, стран ЕврАзЭС, стран Таможенного союза.

К числу экспериментальных разработок этого направления относятся: проект «Зеленый коридор» с таможенными службами Финляндии и Швеции; передача электронных экспортных ДТ в порты Японии для предотвращения контрабанды морепродуктов; подключение ЕАИС к общеевропейской транзитной системе NCTS (проект «Калининградский транзит»); проект CUSTOM по упрощению таможенного оформления автоперевозок из Финляндии и др. Некоторые из этих разработок положены в основу уже внедряемых новых систем автоматизации таможенных органов России.

В сентябре 2001 г. В соответствии с Решением Совета руководителей таможенных служб государств СНГ в качестве координирующего органа на пространстве СНГ был создан Региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО (Всемирной таможенной организации) по странам СНГ-«RILO-Москва». Его офис находится в Москве и функционирует в рамках Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России.

Инициатива создания глобальной сети региональных узлов связи («RILO») принадлежит ВТО. Эта сеть представляет собой закрытую информационную и коммуникационную систему в виде структурированных БД, где в режиме реального времени осуществляется обмен правоохранительной информацией о случаях незаконного перемещения основных видов контрабанды. Сеть содержит узлы связи «RILO», расположенные на всех континентах мира и объединяющие таможенные службы по субрегиональному принципу. Основная цель создания сети — повышение эффективности двустороннего и многостороннего сотрудничества таможенных служб, в сфере обмена информацией правоохранительного характера. Основной массив информации, передаваемой по каналам сети, касается наркотиков, подакцизных товаров, оружия, предметов искусства. Помимо передачи данных по указанной тематике, «RILO- Москва» активно участвует и в «антинаркотических» проектах ВТО, в частности, по созданию поясов безопасности вокруг Афганистана.

Центры «RILO» подключены к сети «CEN» ВТО, которая представляет собой информационную, аналитическую и коммуникационную систему, предназначенную для организации борьбы с таможенными правонарушениями. Одной из составляющих систем CEN является БД таможенных задержаний и правонарушений. [10; стр. 390].

«RILO-Москва» осуществляет координацию деятельности национальных узлов связи таможенных служб — участниц «RILO-Москва», сбор и обработку информации, полученной от национальных узлов связи таможенных служб-участниц, по следующим предмета контрабанды и нарушений таможенного законодательства :

  • Подакцизных товаров: сигарет, алкоголя, автомобилей;
  • Оружия и взрывчатых веществ;
  • Ядерных, радиоактивных и опасных материалов;
  • Наркотиков, психотропных веществ и перекусов;
  • Валюты и валютных ценностей;
  • Культурных ценностей;
  • Других запрещенных и подлежащих ограничениям товаров.

Основными функциями «RILO-Москва» являются:

  • § Выявление новых и отслеживание существующих международных каналов контрабанды;
  • § Обобщение информации по способам сокрытия предметов контрабанды;
  • § Обмен полученной в ходе работы «RILO-Москва» информацией правоохранительного характера с таможенными службами-участниками «RILO-Москва», региональными узлами связи и Секретариатом ВТО;
  • § Подготовка и публикация регулярных, периодических и оперативных аналитических бюллетеней и обзоров по таможенным правонарушениям на международных каналах контрабанды;
  • § Проведение аналитических исследований и подготовка справок для доклада руководителям таможенных служб-участниц «RILO-Москва», в том числе по отдельным поручениям руководителей таможенных участниц;
  • § Направление в национальные узлы связи «RILO-Москва» ориентировок ВТО;
  • § Развитие и осуществление регионального сотрудничества с другими правоохранительными органами и международными организациями.

Очевидно, что электронный обмен документами по сравнению с традиционными способами обладает существенными преимуществами в оперативности, достоверности и надежности информацией. Понятно, что дальнейший прогресс в торговле, банковском и таможенном деле должен предусматривать широкое использование электронного документооборота. Именно поэтому популярными и широко используемыми стали термины «электронная торговля», «электронные банки», «электронное декларирование», что предполагает использование современных средств связи, средств вычислительной техники и информационных технологий при заключении, подтверждении, оплате и выполнении торговых и иных сделок, в том числе операций по таможенному оформлению и контролю.

В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» приводится следующее определение понятия электронного документа: «документ, в котором под электронно-цифровой понимают такую форму, в которой документ может храниться и обрабатываться ЭВМ.

3.2 Система автоматизации таможенной службы США

Несомненно, лидером внедрения информационных технологий в таможенное дело являются Соединенные Штаты Америки. Они еще в 1984 г. начали масштабное внедрение системы автоматизации таможенных процедур ACS (Automated Commercial System).

Это была первая система, на практике реализовавшая идею электронного декларирования. К 1998-1999 гг. без представления бумажных документов через нее оформлялось около 60% деклараций на импорт и практически 100% экспортных поставок, а уже через несколько лет в электронной форме декларировались практически все товары. Об эффективности системы свидетельствует, в частности, тот факт, что почти 20 лет численность таможенной службы оставалась на уровне 18-19 тыс. человек, хотя за это время в 5-6 раз увеличился объем обрабатываемых деклараций.

В настоящее время опыт США в автоматизации таможенной деятельности является основой для рекомендаций ВТО в области автоматизации таможенных процессов. Заметим, что система управления рисками, рекомендуемая ВТО для внедрения всем таможенным службам мира активно реализуемая таможенной службой России, тоже вышла из недр системы электронного декларирования ACS.[11;стр.133.]

Система автоматизации таможенного контроля и декларирования Таможенной службы США среди подобных систем других государств, считается наиболее совершенной и эффективной, поэтому представляет интерес с основами организационных и технических принципов ее построения.

Во второй половине 90-х гг. в США было принято решение о разработке версии автоматизированной системы таможенного контроля, получившей название Customs Automated Commercial Environment (ACE).

Первоначально основным движущим мотивом модернизации было моральное старение вычислительных и программных средств системы, технологий хранения данных и способов взаимодействия с участниками ВЭД. Однако события 11 сентября 2001 г . в США и анализ причин, способствовавших проведению террористических актов, привели к пересмотру всей концепции деятельности таможенной, иммиграционной служб и иных контролирующих организаций, выполняющих контроль перемещаемых через границу людей, товаров и транспортных средств. Это отразилось и на подходе к автоматизации таможенной службы.

Таможенная и иммиграционная службы, другие организации, выполняющие контроль на границе, были объединены в единую службу, получившую название Служба таможенного и пограничного контроля (Customs and Border Protection-CBP)

В части автоматизации была принята концепция создания общенациональной интегрированной Системы данных международной торговли (International Trade Data System-ITDS).

Фактически цель создания этой системы — глубокий всеобъемлющий контроль за перемещением людей, товаров, платежей и транспортных средств. Таможенная система ACE стала рассматриваться как часть ITDS. В новом варианте автоматизированной системы существенно усилена информационная поддержка процессов таможенного контроля. Дополнительно на ACE возложена также информационная поддержка деятельности Департамента внутренней безопасности. При этом ряд подсистем старой системы ACS, связанных с документальным оформлением товаров и транспортных средств, вошли в качестве составной части ACE.

Система ACE представляет собой некоторый комплекс взаимосвязанных информационных систем, взаимодействие с которыми участники ВЭД осуществляют преимущественно через сеть Интернет.

При этом реально создано единое информационное пространство, позволяющее таможенной службе не только накапливать и использовать огромные собственные информационные ресурсы, но и иметь круглосуточный доступ к ряду информационных систем иных агентств и ведомств.

За последние годы в США не было серьезных террористических актов. Несомненно, эти успехи в определенной мере — следствие новых подходов к развитию и использованию безбумажных технологий таможенного контроля и декларирования, применяемых таможенной службой.

Схема, иллюстрирующая с определенными упрощениями и обобщениями общую структуру системы ACE, приведена на рисунке 3. В ней можно выделить три части:

  • подсистема взаимодействия с участниками ВЭД — служит для получения электронных деклараций, манифестов, платежей и иных документов, необходимых для таможенного декларирования, а также для электронного обмена в процессе таможенного контроля и учета;
  • подсистему анализа рисков — осуществляет оценку вероятности нарушения таможенных правил с учетом, представленных при декларировании сведений и оперативных данных из различных источников;
  • подсистему принятия решений — принимает решения о степени фактического контроля с последующим выпуском без досмотра или запретом выпуска; итоговое решение принимается с учетом частных решений иных контролирующих организаций, задействованных в процессах таможенной очистки.

[11 ; стр.135]

Исходная информация для выполнения таможенных процедур поступает в электронной форме от участников ВЭД (декларанта, таможенного представителя, перевозчика и др.) в подсистему взаимодействия с участниками ВЭД, в которой имеется ряд программных модулей для организации такого взаимодействия. Таможенный представитель передает необходимые для декларирования сведения в соответствующий модуль интерфейса (если оформляется импорт) или экспортных грузов (если оформляется экспорт) и получает оттуда ответы таможни. Специальный модуль подсистемы предназначен для информационного обмена с перевозчиками. Таможенные платежи и их учеты электронной форме осуществляется через модуль ACH. Все эти модули перешли в ACE из системы ACS.

Заключение

Все элементы (структурные подразделения) таможенного органа определенным образом связаны между собой и системой в целом. Они оказывают друг на друга различное по степени значимости воздействие, которое может носить управляющий либо информационный характер.

Непосредственное управляющее воздействие, необходимым условием которого являются отношения соподчиненности, оказывается вышестоящим органом либо его структурным подразделением на нижестоящий таможенный орган либо его структурное подразделение.

Вместе с тем все таможенные органы, являясь управляемыми социальными системами, в целом выступают как совокупность субъектов и объектов управления, взаимосвязанных каналами прямой и обратной связи. При этом таможенные органы, входящие в единую таможенную систему РФ, испытывают управляющее воздействие «сверху». Наряду с этим, функционируя в окружении других социальных систем и в определенной внешней среде, они постоянно подвергаются разнообразным управляющим и информационным воздействиям. Следовательно, в силу отмеченных обстоятельств каждый таможенный орган одновременно является не только управляемой системой, но и системой управления, т.е. субъектом и объектом управления.

Система управления в таможенных органах обладает свойством иерархичности, которое проявляется при осуществлении любых управленческих воздействий. Это свойство наиболее заметно в отношении между таможенными органами, стоящими на разных ступенях иерархической лестницы, где органы наделены различной компетенцией и более сложная вышестоящая система является субъектом управления по отношению к менее сложной нижестоящей.

Строгая иерархичность системы управления в таможенных органах находит свое выражение в принципе единоначалия, необходимость осуществления которого обуславливается сложностью и спецификой решаемых таможенными органами задач, а также обстановки, в которой они функционируют (повышение ответственности в принятии конкретных решений, динамика оперативной обстановки, требующая высокой мобильности и максимальной управляемости, и т.д.).

Эффективной реализации этого принципа призвана способствовать строгая субординированность структурных элементов таможенных органов.

Различная управляющая информация в виде команд, приказов, распоряжений и т.п. поступает по каналам прямой связи от субъектов к объектам управления сверху вниз, последовательно опускаясь по ступеням иерархии управления.

Масштабность и сложность задач по внедрению новых информационных технологий требуют уточнения принципов и механизма их реализации на базе системного подхода к решению проблем информатизации таможенных органов, управления процессами разработки, оснащения и внедрения автоматизированных систем.

Внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования таможенных операций и повышения эффективности таможенного контроля, является одной из основных задач, изложенных в Концепции информационно-технической политики ФТС России.

Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволит исключить необходимость вторичного форматно-логического контроля и ускорить процесс формирования центральной и региональных баз данных.

По мере развития ВИТС ФТС России будет усиливаться централизация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечивая процессы таможенного контроля.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/informatsionnoe-obespechenie-upravleniya-tamojennoy-deyatelnostyu/

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993;

2. Таможенный кодекс таможенного союза. -М., 2012;

3. Приказ ФТС России от 24.01.2008 №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»;

4. Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988г. « О генеральной схеме управления государственными таможенным контролем СССР» № 1208;

5. Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учебник — М,2001;

6. Драчёва Е.Л. Менеджмент: учебник ,-3-е изд.,.-М., 2008;

7. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении: учебник. — М., 2008;

8. Афонин П.Н. Информационные таможенные технологии: учеб. пособие — Спб, 2012;

9. Афонин П.Н. Системный анализ и управление в таможенном деле: учеб. пособие — СПб., 2012;

10. Малышенко Ю.В, Федоров В.В. Информационные таможенные технологии: учебник, ч.1,- М., 2012;

11. Малышенко Ю.В, Федоров В.В. Информационные таможенные технологии: учебник, ч.2,- М., 2012;

12. Липатов Н.Г. Моделирование информационных систем в таможенном деле: учеб. пособие, 2-е изд.,-М., 2012;

13. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право: учебник — М., 2012.

14. Новиков А. Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела: учебник — М., 2013;

15. Свинухов В. Г. Правовое обеспечение таможенного контроля: учебник — М., 2013;

16. Лукичёва Л.И. Управление организацией: учеб. пособие.-М, 2013;

17. Степанова Е.Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб . пособие — М., 2013;

18. Черкасова Ю.М. Информационные технологии управления: учеб. пособие — М., 2013;

19. Чермянинов Д. В. Правовое регулирование таможенного дела в РФ: учебник — М., 2013.

20. Шумилов В. М. Правовое регулирование международных экономических отношений : учебник — М., 2013;

21. Федосеев С.Н. Управление персоналом: учеб. пособие .-М., 2013;

22. Московая П . Автоматизация работы с клиентами: возможности и преимущества: учебник — СПб., 2013;

23. Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления таможенной системой: монография. — СПб., 2013;

24. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: учебник. — М., 2014;

25. Журнал «Таможенное обозрение» ., 2014;

26. Журнал «Таможня»., 2014;

27. Журнал «Таможенное регулирование» ., 2014.

28. http://www.customs.ru/

29. http://ctu.customs.ru/

30. http://36on.ru/

31. http://www.tamognia.ru/