Роль научно-технического прогресса в таможенном деле и его основные направления

Курсовая работа

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Неузнаваемо изменился облик общества. Появилось новое поколение средства связи и предметов труда. Подверглись значительным перестройкам, обновлению общественные структуры и институты: отношения собственности, механизмы регулирования производства и распределения национального богатства.

В последней трети ХХ века начался переход к новому типу производства. На смену массовому поточному производству на базе жесткой автоматизации пришло высокоэффективное, гибкое производство, рассчитанное на создание продукта высокого качества для индивидуализированного спроса.

Актуальность данной темы бесспорна: в основе всех вышеперечисленных перемен в системе общественного производства — научно-технический прогресс. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но и изучение, и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от механизма, соединяющего развитие научной идей, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в производство в единый поток.

В экономической литературе можно встретить разные точки зрения о содержании НТП. Иногда его рассматривают как процесс развития производительных сил и производственных отношений, т.е. процесс совершенствования практически всех сторон жизни общества. В данной работе НТП рассматривается как процесс развития науки и техники.

Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс.

НТП — это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.

Таможенная служба России активно использует достижения НТП. Разрабатываются и внедряются автоматизированные информационные системы и элементы инфраструктуры, обеспечивающие технологическую платформу для внедрения передовых таможенных технологий. На основе достижений науки и техники в России производится модернизация российской таможенной службы, что отражается на упрощении процедур таможенного оформления и контроля. Упрощение процедур призвано, в первую очередь, ускорить процесс таможенной очистки и способствовать дальнейшему развитию международной торговли. Как показывает мировая практика, качественный прорыв в этом направлении может быть достигнут только при условии перехода на электронный документооборот, автоматизации и сосредоточения рутинных операций по массовой обработке документов в центрах таможенного оформления и контроля.

13 стр., 6146 слов

Таможенный коллектив: понятие, виды, процесс формирования и развития

... на: соизмерение затрат на производство продукции с результатами хозяйственной ... тип или темперамент). Управление коллективом в целом неотделимо от ... личности. Главная движущая сила развития индивидуальности заключается в программирующих ... организаторами поведения «Я». На основе проведения оценки свойств личности ... управлять людьми: психология кадрового менеджмента. Научно-практическое пособие. - К.: МАУП, ...

Таким образом, целью данной работы является анализ потребности таможенных органов в научно-технических достижениях, их обусловленность процессами глобализации мировой экономики и анализ эффективности внедрения достижений науки и техники в таможенное дело.

В ходе работы предполагается решить следующие задачи:

  • определить сущность и выявить направления научно-технического прогресса для общества в целом и для таможенного дела в частности;

дать характеристику планирования и эффективности внедрения достижений науки и техники, как для общества, так и для таможенной службы;

проанализировать планирование и эффективность внедрения таможенной службой научно-технических достижений;

определить роль НТП в модернизации таможенной службы;

1. Сущность и значение научно-технического прогресса

1.1 Понятие НТП, его формы и составляющие, роль в общественном развитии

НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Для него характерны следующие признаки:

разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;

создание и развитие качественно новых технологий производства;

открытие и использование новых видов и источников энергии;

создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;

широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем;

внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:

Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас — основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам.

Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.

4 стр., 1815 слов

Основы охраны труда на морском транспорте

... включает в себя основы трудового законодательства и вопросы организации охраны труда на морском транспорте. Научно-технический прогресс наряду с благами, к сожалению, принес человечеству ... безопасные условия труда должны быть созданы на базе современных достижений науки и техники, внедрения научной организации труда и повышения культуры производства. Таким образом, организация труда на предприятиях ...

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего, в том, что НТП охватывает все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.

Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.

Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.

Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды — экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах — эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой, — создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революционной. Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства.

НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека.

4 стр., 1640 слов

Тенденции развития транспортной науки и транспортного производства

... об интеграции науки с прогрессом транспортной техники заговорили лишь в XVII-XVIII вв. Таким образом, целью данного реферата является изучение хронологических этапов и циклов развития транспортной науки и транспортного производства. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ НАУКИ Наука – это система ...

1.2 Основные направления НТП

Любое государство, чтобы обеспечить эффективную экономику и не отстать в своем развитии от других стран, должно проводить единую государственную научно-техническую политику.

Единая научно-техническая политика — система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их результатов в экономику. Для этого необходим выбор приоритетов в развитии науки и техники и тех отраслей, в которых в первую очередь должны быть реализованы научные достижения. Это связано и с ограниченностью ресурсов государства на проведение крупномасштабных исследований по всем направлениям НТП и их реализацией на практике. Таким образом, государство на каждом этапе своего развития должно определять основные направления НТП, обеспечивать условия для их внедрения.

Основные направления НТП — это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.

Различают общегосударственные (общие) и отраслевые (частные) направления НТП. Общегосударственные — направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Отраслевые направления — направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности.

В свое время были определены следующие направления НТП как общегосударственные: электрификация народного хозяйства; комплексная механизация и автоматизация производства; химизация производства. Необходимо отметить, что для своего времени это были удачно выбранные направления НТП, что сыграло положительную роль для ускорения, развития и повышения эффективности производства. Они являются важными и на данном этапе развития общественного производства, поэтому остановимся на них более подробно.

Электрификация — это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.

Комплексная механизация и автоматизация производства — это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации — автоматизации.

Химизация производства — процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.

Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.

1.3 Планирование внедрения достижений науки и техники

16 стр., 7614 слов

Особенности перевозок молочной продукции в летнее время

... транспортных услуг по перевозке молочной продукции. Гипотеза - чем ... достижений науки и техники. Транспорт - это ... перевозок - количество тон груза, которое планируется перевезти или перевезено. Грузовой поток - количество грузов следующих в одном направлении ... работу (гаражи, авторемонтные заводы и мастерские, станции технического обслуживания). Процесс перевозки ... молока 24 Кумыс натуральный 48 Сметана 72 ...

В процессе планирования НТП на предприятии, при его разработке необходимо придерживаться следующих принципов:

>приоритетность. Этот принцип означает, что в план необходимо включать самые важные и перспективные направления НТП, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу. Соблюдение принципа приоритетности вытекает из ограниченности ресурсов на предприятии;

>непрерывность планирования. Сущность этого принципа заключается в том, что на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы НТП, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;

>сквозное планирование. Планироваться должны все составляющие цикла «наука — производство», а не отдельные его составляющие;

>комплексность планирования. План НТП должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия: производственной программой, планом капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом сначала разрабатывается план НТП, а затем остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия;

>экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами. В план НТП должны включаться только экономически обоснованные мероприятия (т.е. выгодные для предприятия) и обеспеченные необходимыми ресурсами.

Основным методом планирования НТП на предприятии является программно-целевой метод.

Разделы плана НТП зависят от сложившейся ситуации на предприятии, конкретных потребностей прогнозных оценок и наличия собственных и заемных ресурсов.

План НТП на предприятии может состоять из следующих разделов:

Реализация научно-технических программ.

Внедрение новой техники и технологии.

Внедрение ЭВМ.

Продажа и закупка патентов, лицензий, ноу-хау.

План по стандартизации и метрологическому обеспечению.

Улучшение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Экономическое обоснование плана НТП.

После того как план НТП составлен и утвержден, с учетом этого плана составляются остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия. Для корректировки остальных разделов этого плана необходимо знать, как повлияет реализация плана НТП на технико-экономические показатели работы предприятия (прибыль, себестоимость, производительность труда и др.) в плановом периоде.

45 стр., 22053 слов

Таможенный контроль

... способы и формы таможенного контроля; изучить СУР. Объектом исследования данной дипломной работы являются особенности таможенного контроля, его формы, призванные способствовать повышению эффективности таможенных органов. Предметом исследования дипломной работы является сам процесс таможенного контроля, как важный ...

1.4 Экономическая и социальная эффективность внедрения достижений НТП

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Эффект может быть:

экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);

политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);

социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и т.д.);

экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической эффективности при внедрении достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты — это капитальные вложения на создание новой техники.

Текущие затраты — это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эффективность.

Абсолютная экономическая эффективность определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. По народному хозяйству в целом абсолютная экономическая эффективность (Ээ. эф. н/х) определяется так:

Э э. эф. н/х = DД/К,

где DД — годовой прирост национального дохода, руб.; К — капитальные вложения, вызвавшие этот прирост, руб.

Сравнительная экономическая эффективность. Расчеты сравнительной экономической эффективности используются при выборе вариантов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, технологических процессов, конструкции и так далее. Сравнение различных вариантов решений хозяйственных и технических задач осуществляется с помощью системы основных и дополнительных показателей.

Основные показатели:

üПроизводительность труда.

üКапитальные вложения.

üСебестоимость продукции.

üУсловно-годовая экономия.

üПрибыль.

üПриведенные затраты.

üГодовой экономический эффект.

üСрок окупаемости капитальных вложений.

16 стр., 7931 слов

«Таможенное регулирование и таможенный контроль. Система ...

... в противоречие. Цель курсовой работы – исследовать систему управления рисками в таможенных органах РФ при перемещении товаров и транспортных средств через границу РФ. Задачи: Дать характеристику таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. ...

Дополнительные показатели:

. Улучшение условий труда.

. Уменьшение загрязнения окружающей среды и так далее.

научный технический таможенная служба

Производительность труда — определятся количеством продукции произведенной работником в единицу времени или количеством рабочего времени, затраченного на изготовление единицы продукции.

Общие капитальные вложения состоят из следующих затрат:

К об = К ос + К об. с. + К п. н. + К пр ,

где Коб — общая величина капитальных вложений, руб.; Кос — капитальные вложения в основные фонды, руб.; Коб. с. — капитальные вложения в оборотные средства, руб.; Кпн — капитальные вложения, связанные с пуском и наладкой оборудования, руб.; Кпр — капитальные вложения, связанные с проектными и научно-исследовательскими работами, руб.

Определяются также удельные капитальные вложения (Куд) по формуле:

К уд = К об /N,

где N — программа выпуска продукции в натуральном выражении.

Себестоимость продукции — это затраты на ее производство и реализацию. При этом может использоваться для расчета технологическая, цеховая, производственная или полная себестоимость.

Условно-годовая экономия (Эу. г. э.) определяется так:

Э у. г. э = (С1 — С2) N2,

где С1, С2 — себестоимость единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам, руб.; N2 — годовой выпуск продукции внедряемого варианта в натуральном выражении.

Прибыль — это разница между ценой и себестоимостью продукции. Прирост прибыли (DП) при внедрении новой техники определяется по формуле:

П = (Ц2-С2) N2 — (Ц1 — С1) N1,

где Ц1, Ц2 — цена единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.; С1, С2 — себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.; N1, N2 — программа выпуска до и после внедрения новой техники, в натуральных показателях.

Приведенные затраты (Зпр) определяются так:

3 стр., 1137 слов

Арест товаров,транспортных средств и иных вещей

... экономическом блоке таможенной политики нашей страны. Данные обстоятельства и обуславливают важность и необходимость изучения особенностей наложения ареста на товарную продукцию, транспортные средства и прочие вещи на ... инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров». Книжные издания: 7. иБекяшев К.А., ...

З пр = С + Е н К,

где С — себестоимость годового объема выпуска продукции, руб.; Ен — нормативный коэффициент эффективности; К — капитальные вложения.

Приведенные затраты могут определяться и на единицу продукции (Зпр. ед):

З пр. ед = С ед + Е н К уд,

где Сед — себестоимость единицы продукции, руб.; Куд — капитальные удельные вложения, руб.

Годовой экономический эффект (Эг. э. эф.) показывает общую экономию годовых затрат по сравниваемым вариантам. Он определяется так:

Э г. э. эф. = [ (С1 + Ен Куд1) — (С2 + Ен Куд2)] N2,

где С1, С2 — себестоимость единицы продукции до и после внедрения новой техники, руб.; Куд.1, Куд.2 — удельные капитальные вложения до и после внедрения новой техники, руб.; N2 — программа выпуска по внедряемому варианту, в натуральных показателях.

Срок окупаемости капитальных вложений определяется по формуле:

= K/DП

Следует заметить, что очевидность преимуществ того или иного варианта по сравнению с другими не всегда может быть явной, поэтому наиболее экономичный вариант выбирают по приведенным затратам. На показатели экономической эффективности оказывает влияние инфляция, поэтому необходимо ее учитывать при расчете показателей. Точность расчетов экономической эффективности повышается с увеличением количества ресурсов, по которым учитывается темп инфляции цен на них.

Прогнозная цена продукции или ресурса определяется по формуле:

Ц (t) = Ц (б) I (t),

е Ц (t) — прогнозная цена продукции или ресурса, руб; Ц (б) — базовая цена продукции или ресурса, руб; I (t) — индекс изменения цен продукции или ресурса на t-ом шаге по отношению к начальному моменту расчета.

2. Научно-технический прогресс в таможенном деле

2.1 Направления и планирование внедрения достижений науки и техники в таможенное дело

В современных условиях и в ближайшем будущем Федеральная таможенная служба планирует активно внедрять достижения научно-технического прогресса в таможенное дело. При этом поставлены задачи:

сделать Федеральную таможенную службу предсказуемой и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности;

11 стр., 5358 слов

Таможенная стоимость товара: сущность, функции

... данные. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. 1. Общая характеристика таможенной стоимости товаров декларирование таможенный стоимость товар 1.1 Понятие и элементы таможенной стоимости товаров Категории цены, стоимости, стоимости товаров имеют принципиальное значение для экономики таможенного предприятия. ...

ускорить таможенное оформление;

повысить эффективность таможенного контроля путем борьбы с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости товаров;

создать возможность для перехода Федеральной таможенной службы на работу по международным стандартам, реализовать такие принципы работы службы как: «одна остановка», «одно окно», «контроль в виде сервиса». [14, c.29]

Одним из направлений научно-технического прогресса в таможенном деле является совершенствование используемых технологий. Таможенная служба России нуждается в активном внедрении новых информационных технологий, комплексных автоматизированных систем таможенного контроля и современных технических средств для их реализации. На основе современных информационных технологий предполагается:

развивать и совершенствовать систему управления рисками (СУР);

развивать предварительное информирование и электронное декларирование товаров;

расширять обмен информацией с другими странами;

сравнивать информацию из различных источников в целях проверки ее достоверности и повышения эффективности таможенного контроля.

Другими направлениями научно-технического прогресса в таможенном деле являются:

внедрение перспективных технических средств и автоматизированных систем таможенного контроля массо-габаритных грузов (в частности создание инспекционно-досмотровых комплексов);

расширение действующих и создание новых баз данных;

расширение научно-исследовательских функций и спектра проводимых таможенными лабораториями анализов в целях идентификации товаров и уточнения их характеристик;

разработка новых программных продуктов для СУР, защиты информации от несанкционированного доступа и автоматизированных систем поддержки управленческих решений.

Федеральной таможенной службой в 2005 г. разработан проект ведомственной целевой программы «Информационное обеспечение контроля таможенной стоимости товаров». Программа планирует создание национальной информационной базы данных таможенной оценки, которая является частью системы поддержки управленческих решений в области таможенного контроля. Автоматизированная система поддержки управленческих решений необходима также в связи с перемещением акцента с непосредственного контроля на анализ деятельности таможенных органов и участников ВЭД.

Совершенствование технического оснащения, финансирование разработки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являются предметом планирования и составной частью программ развития таможенной службы.

Работа по внедрению НТП в таможенном деле направлена на реализацию Концепции информационно-технической политики ГТК России и Концепции сотрудничества таможенных служб СНГ в области технического оснащения. Идеи концепций реализуются при разработке целевых программ по созданию, производству и внедрению технических средств и нормативно-технической документации в таможенные органы.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 гг. предусматривала в первую очередь внедрение перспективных таможенных технологий в целях повышения качества работы таможенной службы.

Реализация программы требовала решения сложных научных и технических задач, таких как:

внедрение в практику таможенных органов комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;

разработка особого порядка декларирования товаров и транспортных средств, позволяющего использовать передовые информационные технологии;

создание третьей очереди ЕАИС с едиными базами данных о физических и юридических лицах, совершивших таможенные правонарушения на территории;

создание унифицированного комплекса программных средств для реализации технологий сквозного таможенного контроля, валютного контроля и контроля бартерных внешнеторговых операций;

внедрения единой системы ведомственной электронной почты и электронного документооборота;

модернизация и дооснащение парка технических средств, в том числе досмотровой, вычислительной, охранной техники, телекоммуникационного оборудования;

оснащение средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, телекоммуникаций и автоматизированной системы контроля доставки товаров, закрытой телефонной и документационной связи отделов собственной безопасности, техническими средствами для повседневной деятельности метрологических служб;

создание программных средств для ограниченного доступа и защиты информации по товарам, относимым к государственной тайне;

создание ведомственной телекоммуникационной сети на основе цифровых технологий при обмене информацией между таможенными органами всех уровней;

создание первой очереди Таможенной единой автоматизированной информационной системы государств — участников СНГ (ТЕАИС СНГ);

создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства.

В 2001 г. в ФТС (ГТК) России создана первая очередь автоматизированной системы оперативного управления таможенной деятельностью, благодаря которой примерно 80 % сведений о действиях всех таможенных постов страны (примерно 4-5 тысяч грузовых деклараций в день) обрабатывается и анализируется в Москве в течение 2 суток. В течение 3-4 дней сюда стекается уже 90-95 % ГТД.

В ГНИВЦ разработана система визуализации данных. На специальном табло изображена карта страны и зоны ответственности региональных таможенных управлений.

В начале процесса компьютеризации таможенной системы ставка делалась на создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) таможенных инспекторов. Новое качество таможенная деятельность приобретает в результате широкого использования комплексных автоматизированных систем управления (АСУ).

Внедряется система видеосвязи ФТС России с региональными таможенными управлениями.

Разрабатывается автоматизированная система обеспечения правоохранительной деятельности, которая позволит принимать решение о проверке участников внешнеэкономической деятельности, анализировать, строить и даже прогнозировать версии правонарушений.

В Санкт-Петербурге разработана комплексная автоматизированная система таможенного оформления «АИСТ РТ-21». Она позволяет уйти от громоздкого пятиступенчатого таможенного контроля, при котором в оформлении каждой грузовой таможенной декларации (ГТД) участвовало пять инспекторов. Руководство таможни, несмотря на удаленность таможенных постов, сможет осуществлять мониторинг таможенного оформления в режиме реального времени. По каналам связи система своевременно обеспечивает персонал правовой, нормативной и справочной документацией. «АИСТ РТ-21» является единой информационной средой, объединяющей таможенные органы различного ранга. Особенность этой системы состоит в том, что она требует создания компьютерной сети с использованием оптоволоконной системы связи.

Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры таможенного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы автотранспорта до нескольких минут. Особое внимание уделяется оборудованию международных автомобильных пунктов пропуска специальными установками, способными сканировать содержимое транспортных средств и выводить информацию о грузе на монитор оператора, где техника определяет не только количественные, но и качественные характеристики товара.

Роль информационных технологий и компьютерной техники состоит в том, что они:

преобразуют состав и структуру основных средств таможенного дела;

устраняют или намного уменьшают традиционные временные и географические барьеры во взаимодействии таможенных органов с перевозчиками грузов, транспортными организациями, региональными таможенными управлениями и ФТС России;

обеспечивают таможенным органам доступ к огромному массиву информации, это ускоряет процесс таможенного оформления товаров;

способствуют внедрению и эффективному использованию систем управления рисками (СУР).

Совершенствование таможенного администрирования требует перехода от тотального таможенного контроля к выборочному предотвращению правонарушений, имеющих наибольшие экономические и социальные последствия. В связи с этим ФТС России разрабатывает общероссийские, региональные и местные профили риска, формирует базы данных по ним, ведет работы по автоматизации профилей риска. Переход к СУР позволит сократить число таможенных досмотров на этапе выпуска товаров в среднем до 60 %. К 2009 г. ФТС России намечает довести количество товарных партий, подвергаемых таможенному досмотру, при ввозе до 13 %, а при вывозе — до 6 %. Информационно-техническая компонента системы управления рисками должна обеспечить возможность корректировать приоритеты при выявлении рисков, исходя из тех задач, которые ставит перед таможенной службой Правительство РФ. Для решения задачи информационного обеспечения СУР необходимо максимально полно использовать существующий потенциал Единой автоматизированной информационной системы. Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР являются базы данных, получаемых в ходе информационного обмена с другими федеральными органами исполнительной власти, таможенными службами иностранных государств, участниками ВЭД и международными организациями. В целом СУР должна обеспечивать выборочность форм таможенного контроля всех процессов таможенного оформления, включающих прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ; внутренний и международный таможенный транзит; временное хранение товаров и транспортных средств; декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом; таможенный контроль товаров и транспортных средств после их выпуска. Прочими компонентами СУР являются методологические, технологические, организационные, правовые и кадровые аспекты. [17]

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2004 № 1244-р, определяет, что важными приоритетами в использовании информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности являются внедрение комплексной системы управления рисками и развитие систем электронного декларирования.

Внедрение электронной формы декларирования — неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65), реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне, и предусматривает реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, переход на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.

Эти направления нашли отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 — 2008 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов.

Внедрение и применение электронной формы декларирования в Центральном таможенном управлении, при проводимом в 2002 — 2004 годах эксперименте, а также после его окончания (01.07.2004) привело к ускорению, повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.

Электронная форма декларирования позволяет обрабатывать заявляемые в декларации сведения в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений, с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.

Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.

Внедрение электронной формы декларирования является неотъемлемой частью проекта модернизации информационных систем таможенных органов, реализация которого позволит поднять информационные технологии на качественно новый уровень. Это направление нашло отражение в Концепции развития таможенных органов.

Масштабы работы по внедрению и применению электронной формы декларирования в Приволжском регионе уже становятся заметны. В настоящее время электронное декларирование осуществляется на 9 таможенных постах пяти таможен — Нижегородской, Башкортостанской, Самарской, Удмуртской, Тольяттинской. По сравнению с 2005 годом количество выпущенных электронных деклараций с начала 2006 года увеличилось в 4 раза, в Удмуртской таможне в 26 раз. Вместе с тем сложность, новизна и большой объем существующих задач обусловили ограниченное число применяющих электронное декларирование участников внешнеэкономической деятельности, особенно при помещении товаров под таможенные режимы, предполагающие убытие товаров с таможенной территории РФ. Эти обстоятельства свидетельствует о необходимости направления совместных усилий на максимальное использование возможностей таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном оформлении товаров.

В 2005 году на Первомайском таможенном посту было оформлено 6 таможенных деклараций в электронной форме. На 15 ноября 2006 года оформлено 159 таможенных деклараций в электронной форме. В IV квартале 2006 года Первомайский таможенный пост должен обеспечить не менее 6% таможенных деклараций оформленных в электронном виде от общего количества оформленных ГТД. Таким образом, с учетом количества ГТД, оформленных на настоящее время, каждая 7-ая грузовая таможенная декларация должна быть оформлена в электронном виде. [8]

Преимущества электронного декларирования:

В качестве положительных сторон применения электронной формы декларирования можно отметить:

. Сокращение времени на прием, проверку и выпуск декларации.

. Отсутствие необходимости прибытия декларанта на таможенный пост для подачи ГТД, возможность направлять все документы, необходимые для таможенного оформления по электронному каналу связи непосредственно из офиса.

. Сокращение количества документов на бумажных носителях.

. Внедрение информационных технологий на качественно новом уровне.

. Возможность электронного декларирования с 01.01.2007 года через Интернет.

. Проверка таможенной декларации в электронной форме в приоритетном порядке.

Проблемные вопросы для участников ВЭД:

Для участников ВЭД, желающих самостоятельно заниматься электронным декларированием имеются следующие проблемы:

. Материальные затраты для приобретения средств вычислительной техники с соответствующими характеристиками, цифрового канала связи, средств от несанкционированного доступа, межсетевого экрана, системы шифрования, а именно:

стоимость пользовательского сервера — 25000-30000 рублей

компьютер — 20000 рублей, можно использовать имеющийся у организации

межсетевой экран — специальное устройство, дающее доступ в определенное место в локальной сети — 100000 рублей

система шифрования информации (специальная программа) — 50000 рублей

аренда канала связи — 10000 рублей в месяц

обучение персонала, который составляет порядка 40000 рублей.

Таким образом общая стоимость затрат для применения электронного декларирования составляет порядка 250000 рублей.

Вам представлен также перечень документов для организации

Электронная форма декларирования, хотя и находится только на начальном этапе своего развития, является в настоящее время наиболее удобной формой таможенного оформления товаров, будет развиваться, и прогрессировать, для этой формы декларирования будут расставлены приоритеты и поэтапно будет осуществлен переход на такую форму таможенного декларирования.

С 2004 года началась глубокая модернизация информационной системы таможенной службы России с использованием средств займа Всемирного банка на сумму $140 млн.

Электронное декларирование и предварительное декларирование — это элементы новых рамочных стандартов по содействию торговле и обеспечению безопасности торговых поставок, разработанных Всемирной торговой организацией.

Цели внедрения электронного декларирования:

>Ускорение и формализация процедур таможенного оформления.

В настоящее время более 200 таможенных постов по всей России имеют достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования, в том числе 13 таможенных постов в Сибири. Так, за 2007 год ими оформлено более 6 тысяч электронных грузовых таможенных деклараций (6320 ЭГТД).

Опыт внедрения электронной формы декларирования показал, что эта технология, с одной стороны, требует значительных затрат на техническое оснащение и приобретение программных продуктов, а с другой стороны, те лица, которые используют электронное декларирование гарантированы от имеющих место различных проволочек и задержек при таможенном оформлении и выпуске товаров. Общее время таможенного оформления значительно сокращается и, сводится с одних суток до 3-х часов, а где и до 30-минут, что в свою очередь позволяет повысить товарооборот и сократить накладные расходы. Такова расчетная результативность процесса декларирования в электронной форме на сегодняшний день. Важной особенностью новой технологии является также и то, что электронное декларирование практически исключает личный контакт декларанта (брокера) с таможенным инспектором.

Целевая программа развития таможенной службы России на 2004-2008 гг. в области научно-технических проблем выделяет следующие:

создание единой информационно-технической среды и максимальное развитие информационных технологий. С этой целью предусмотрено совершенствование программных продуктов, комплекса технических средств автоматизации процесса таможенного оформления, внедрение нового телекоммуникационного оборудования и средств связи;

защита информации и обеспечение информационной безопасности с помощью специальных программ и технических средств;

создание методического и программного обеспечения системы управления рисками в процессе таможенного оформления и контроля;

более широкое использование предварительного электронного декларирования грузов;

расширение научно-исследовательских функций таможенных лабораторий и спектра проводимых анализов в таможенных целях;

совершенствование технических средств таможенного контроля, внедрение в практику таможенного дела современных досмотровых комплексов

совершенствование типового проектирования и использование новых технологий в строительстве объектов таможенной инфраструктуры;

улучшение действующих или разработка и передача в опытную эксплуатацию новых программных средств с целью проведения в автоматическом режиме сопоставительного анализа данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с данными стран-партнеров и формирование перечней товаров «профицита» и товаров «дефицита». Цель такой работы — повысить достоверность контроля и сократить расхождения в показателях экспорта в Россию из стран-партнеров (по статистике этих стран) и импорта аналогичных товаров в Россию (по статистике ФТС России).

Учитывая значимость современных средств связи и внедрения электронной формы декларирования ФТС России разработала специальные методики. Их цель — определить качественные показатели состояния ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России, обеспечить научный подход к планированию ее развития, а также оценить количество таможенных постов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. Одновременно упомянутые показатели учитывают при оценке эффективности деятельности региональных таможенных управлений.

В последние годы российские таможенные органы внедряют новейшие информационные технологии и применяют современное техническое оборудование в целях оптимизации таможенного контроля и повышения его эффективности.

Наиболее эффективными техническими средствами для контроля морских контейнеров, грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов и других крупногабаритных грузов на сегодняшний день являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).

Применение таких комплексов в таможенных органах подтверждает, что ИДК за минимальное время (3-5 минут) без вскрытия и нарушения средств идентификации, без разгрузки транспортного средства позволяет получить рентгеновское изображение перемещаемых товаров, конструкционных узлов транспортного средства.

В настоящее время ФТС России проводится комплекс работ по оснащению таможенных органов ИДК различного функционального назначения, в том числе и таможен Сибирского федерального округа. Пять инспекционно-досмотровых комплексов уже используются в Алтайской, Забайкальской, Омской, Новосибирской и Наушкинской таможнях. А к 2010 году в российских таможенных органах должно функционировать не менее 85 ИДК различных типов. Стационарные ИДК намечено возводить в пунктах пропуска с наибольшей загруженностью, а применение мобильных ИДК будет диктоваться изменением товаропотоков в регионе деятельности той или иной таможни. [20]

Таможенные органы, являясь на сегодняшний день федеральным органом исполнительной власти, в котором информационные технологии получили наибольшее развитие, имеет централизованную информационную систему — Единую автоматизированную информационную систему (далее ЕАИС).

ЕАИС ФТС России — автоматизированная система управления процессами таможенной деятельности и состоит из организационно упорядоченной совокупности документов или массивов документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы на всех уровнях системы таможенных органов.

Порядок работы с информацией, находящейся в ЕАИС, а так же меры по ее защите, регулируются приказом ФТС от 02 февраля 2007 № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов», приказом ФТС от 12 ноября 2007 г. №1393 «Об утверждении Требований по обеспечению информационной безопасности при работе с ресурсами Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов». Согласно этим приказам доступ к базам данных ЕАИС (БД ЕАИС) таможенных органов может быть предоставлен:

>с автоматизированного рабочего места пользователя (АРМ доступа) с использованием программных средств доступа;

>с абонентских пунктов доступа (АПД).

2.2 Эффективность внедрения достижений НТП

Эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможенного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет государства, повышении результативности правоохранительной и информационно-аналитической деятельности таможенных органов.

Внедрение достижений технического прогресса в таможенное дело сопряжено с рядом проблем. Первая из них — это совершенствование законодательной базы. Новые технологии в оказании государственных услуг нередко требуют пересмотра законодательных основ их реализации. Вторая проблема — обустройство пунктов пропуска на таможенной границе с использованием современных планировочных решений и конструкций, отвечающих требованиям технологии таможенного оформления и контроля. В-третьих, необходимо заключить межправительственные соглашения об обмене информацией и договоры с другими таможенными службами.

Новые технологии требуют не только более совершенных технических средств труда, но и новых подходов к организации управления. Научно-технический прогресс вносит изменения в распределение общественных ресурсов. Следствием внедрения достижений научно-технического прогресса в таможенное дело является изменение структуры активов таможенных органов. Возрастут расходы таможенной службы на приобретение инспекционных досмотровых комплексов и других современных технических средств таможенного контроля, средств связи, лабораторного оборудования, таможенных морских, речных и воздушных судов, средств их технического оснащения. Это приведет к росту удельного веса машин и оборудования в основных средствах таможен и постов. Возрастут расходы инвестиционного характера на реконструкцию и модернизацию пунктов пропуска на таможенной границе России.

Одна из экономических проблем внедрения достижений научно-технического прогресса в таможенное дело — оценка его эффективности. Результатом таможенного дела является оказание услуги. Особенность оказания услуг, по мнению специалистов, состоит в том, что ресурсосберегающий эффект от внедрения новых технологий в этой сфере проявляется в меньшей мере, чем в материальном производстве. Снижение (относительное) затрат общественного труда на единицу оказанных услуг или выполненных работ является конечным народнохозяйственным эффектом. Выгода от внедрения достижений научно-технического прогресса в таможенное дело состоит в повышении точности исчисления таможенных платежей и более полном внесении их в федеральный бюджет, а также косвенно может проявляться через снижение расходов участников внешнеэкономической деятельности вследствие ускорения таможенных процедур.

ФТС России налаживает широкое сотрудничество со многими отечественными и зарубежными организациями, являющимися лидерами в области высоких технологий. Это в свою очередь дает возможность заказывать и поставлять в таможенные органы такие технические средства, которые отвечают самым современным требованиям к таможенной службе.

За прошедшие годы техническое оснащение таможенной службы претерпело кардинальные изменения. Уже сейчас можно сказать, что внедрение в деятельность таможенных органов Единой автоматизированной информационной системы дало огромный положительный эффект. По оценкам специалистов, ввод автоматизированной системы контроля доставки товаров увеличил доставляемость грузов с 30% до 90-95%, что способствовало повышению объемов собираемых таможенных платежей.

За прошедший год таможенными органами с использованием технических средств таможенного контроля (ТСТК) выявлено 12 077 правонарушений в таможенной сфере. А общий экономический эффект от применения ТСТК в обнаружении данных правонарушений по делам, завершенным в прошлом году, составил 1,4 млрд. рублей. В 2002 году таможенными органами с применением ТСТК была пресечена контрабанда более 2 тонн наркотических веществ, 1 469 предметов, представляющих историческую и художественную ценность, 893 единиц оружия и боеприпасов.

Информационно-техническое оснащение таможенной службы Уральского региона позволяет на высоком уровне обеспечивать таможенное оформление и контроль. Так, в IV квартале 2007 года 99.9% от всех грузовых таможенных деклараций в Уральском таможенном управлении оформляется в течение одного дня.

В настоящее время по Уральскому таможенному управлению в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную степень технической оснащенности для применения электронной формы декларирования, включено 17 таможенных постов таможен УТУ.

Всего в 2005-2007 годах в регионе деятельности Управления с использованием электронной формы декларирования оформлено 6 087 электронных грузовых таможенных деклараций (4 315 ГТД — на ввоз, 1 772 ГТД — на вывоз товаров).

С начала года таможенными органами Уральского региона оформлено 17 883 предварительных деклараций, что составляет 31,2% от всех импортных ГТД. Общая стоимость товаров, оформленных в 2007 году с использованием предварительного декларирования составляет 1 миллиард 284 миллионов долларов США.

С начала 2006 года в Екатеринбургской таможне было проведено 1069 корректировок таможенной стоимости товаров. В результате увеличение заявленной таможенной стоимости привело к дополнительному начислению и довзысканию таможенных платежей на сумму свыше 100 млн.668 тыс. руб. и превысило уровень прошлого года на 43,117 млн. руб. [18]

В настоящее время из 71 таможенных органов Уральского таможенного управления к цифровым каналам связи с пропускной способностью не менее 128 Кбит/с подключены: Уральское таможенное управление, 10 таможен Управления, 57 таможенных постов. Коэффициент охвата объектов таможенной инфраструктуры ВИТС ФТС России по Уральскому таможенному управлению по состоянию на 20.11.2007 составляет 95,8% от общего количества таможенных органов Управления.

Всего за девять месяцев 2007 года в рамках реализации системы управления рисками таможенными органами Уральского региона возбуждено 395 дел об административных правонарушениях (в 2006 — 280) и 15 уголовных дел (в 2006 — 13).

Общая сумма наложенных административных штрафов в минувшем году составила 2,2 миллиона рублей, а в нынешнем — 3,5 миллиона рублей. Сумма довзысканных таможенных платежей составила 125 миллионов рублей.

На протяжении 17 лет существования Южного таможенного управления основные показатели его деятельности с использованием достижений науки и техники неуклонно повышались. С каждым годом росла эффективность оформления экспортно-импортных операций в зоне деятельности ЮТУ.

За I квартал 2005 года товарооборот по оформленным таможнями ЮТУ грузовым таможенным декларациям (ГТД) составил 6, 6 млрд. долларов (на 57 % выше уровня соответствующего квартала 2004 года), и это по-прежнему составляет десятую часть всего товарооборота России. Физические объемы внешнеторговых грузов возросли на 20 % и составили 22,8 млн. тонн.

В текущем году оформление экспортно-импортных операций в таможнях ЮТУ осуществляли почти 3,5 тысячи участников ВЭД.

По объемам декларирования и платежам в государственную казну Южное таможенное управление уверенно идет в первой тройке в таможенной системе, являясь региональным управлением первой категории по основным показателям деятельности. Более 44 миллиардов рублей таможенных и иных платежей с начала года взыскали и перечислили в федеральный бюджет таможенные, органы ЮТУ, что более чем в два раза превышает показатели аналогичного периода 2004 года. Таким образом, таможенники Юга России выполнили установленные Федеральной таможенной службой контрольные показатели по перечислению денежных средств в бюджет на 105,7 %. [23]

Информационные технологии сегодня позволяют таможенникам региона осуществлять контроль на всех стадиях таможенного оформления. Комплексная автоматизированная система таможенного оформления (КАСТО)»Аист-М» установлена в 30 таможенных органах, которые производят оформление почти 70 % грузовых таможенных деклараций (ГТД) от их общего количества по региону. Таможенные органы продолжают наращивать усилия в борьбе с правонарушениями и преступлениями во внешнеэкономической, используя при этом передовые таможенные технологии. В квартале 2005 года возбуждено 84 уголовных дела, выявлено 1245 таможенных правонарушений, 42 факта незаконного оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ,19 фактов незаконного перемещения оружия и боеприпасов. С начала года таможенники задержали 27,5 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; изъяли из незаконного оборота семь единиц оружия, почти 1,5 тысячи боеприпасов, 13 кг пороха. Также изъято незаконно перемещаемой валюты — 423364 доллара США, 79 460 евро, 30000 украинских гривен, 26 кг ювелирных изделий из золота и серебра.

Дальневосточное таможенное управление также активно внедряет достижения научно-технического прогресса, что положительно отразилась на результатах деятельности таможенных органов данного региона. Владивостокская таможня оформила за 1 полугодие 2008г. свыше 52 тысяч грузовых таможенных деклараций и вышла на один уровень с таможенными лидерами — Санкт-Петербургской и Калининградской таможнями, которые за год оформляют свыше 100 тысяч грузовых таможенных деклараций.

В 1 полугодии 2008 года внешнеторговый оборот в регионе деятельности Владивостокской таможни увеличился в 1,6 раза и составил 2,7 млрд. долларов США. Соответственно увеличились и основные показатели деятельности таможни.

Оформлено 52,2 тысяч грузовых таможенных деклараций (больше на 39,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.), 53,7 тысяч таможенных приходных ордеров (возросло в 1,5).

Свыше трети от общей массы оформленных всеми таможнями региона грузовых таможенных деклараций принадлежит Владивостокской таможне. Еще больше доля Владивостокской таможни в оформлении таможенных приходных ордеров — свыше 40%. [24]

Таможня оформила 2,4 тыс. морских и 1,1 тыс. воздушных судов, более 175,9 тысяч физических лиц, а также 21,9 тысяч международных почтовых отправлений, что на 80% больше, чем в 1 полугодии 2007 года.

Несмотря на сложности, связанные с оптимизацией структуры таможни, оформлено 165180 автотранспортных средств, что на 23% больше уровня прошлого года.

По итогам 1 полугодия 2008 года перечислено в федеральный бюджет 28,3 млрд. рублей (35% от всех платежей ДВТУ), это в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2007 года. Плановое задание по платежам выполнено на 105,4%.

Однако деятельность таможни оценивается целым комплексом контрольных показателей эффективности деятельности. В 4 кв. 2007 г. они были выполнены на 76%, а во 2 кв. 2008 г. — уже на 94%. Некоторые из показателей стабильно выполняются. Есть и такие, к которым в прошлом году были претензии, а в нынешнем установленное задание выполнено. Так, например, по защите прав интеллектуальной собственности: если в 2007 г. задержанных контрафактных товаров было незначительное количество, в 2008 г. выявлено свыше 9 тысяч контрафактных товаров.

Что касается правоохранительной составляющей, Владивостокская таможня занимает первое место в Дальневосточном регионе по количеству выявленных административных правонарушений (604 дела).

Сегодня Владивостокская таможня видит свои резервы в качественном и непрерывном обучении должностных лиц, более эффективном использовании передовых информационных таможенных технологий — электронного декларирования, мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, а также в организации новых рабочих мест, новых «окон» для приёмки грузовых таможенных деклараций и таможенных приходных ордеров.

Все это свидетельствуют о том, что применение таможенными органами технических средств играет большую роль в решении поставленных перед ними задач по обеспечению экономической безопасности России.

Подведем итоги по данному разделу: достигнутые результаты во многом стали возможны благодаря комплексному подходу к выполнению задач, определенных Концепцией развития таможенных органов на современном этапе: внедрению новых таможенных технологий, реализации новелл таможенного кодекса и повышению интенсивности труда.

Повышению качества и эффективности работы таможни способствует активное внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий. Это позволяет создавать самые благоприятные условия для развития внешнеторговых связей отечественных производителей в плане облегчения таможенных процедур и сокращения сроков их проведения, снижения непроизводительных затрат со стороны бизнеса, увеличения товарооборота и, следовательно, суммы таможенных платежей, поступающих в государственный бюджет.

3. Роль НТП в модернизации таможенной службы

В условиях постоянного роста объема внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение достижений НТП приобретает все большее значение для таможенного дела. Передовые таможенные службы стремятся к всемерному развитию информационных систем и технологий, а правительства выделяют для этих целей гигантские суммы.

Важность применения информационных технологий очевидна: они позволяют не только повысить контроль над участниками внешнеэкономической деятельности, но и значительно ускорить процесс таможенного оформления и контроля, что, в свою очередь, увеличивает товарооборот и ведет к экономическому росту. Кроме того, вступление России во Всемирную Торговую Организацию в ближайшем будущем приведет к увеличению грузопотока, как следствие, увеличится нагрузка на таможенные органы. В настоящее время не редкость многокилометровые очереди в пунктах пропуска через государственную границу. Чтобы этого избежать в будущем существуют два пути развития таможенной системы: первый — увеличение числа таможен, количества служащих (экстенсивный путь), второй — внедрение информационных технологий, «автоматизация» таможенного контроля и оформления (интенсивный путь).

Федеральная таможенная служба (ФТС России) признана одной из самых технологичных и технически оснащенных в стране. Этот факт является результатом уже реализованных ФТС России IT-проектов и открытости ведомства к внедренческим процессам. Использование современных информационных технологий (IT) в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе РФ.

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяет следующие приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:

>упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;

>использование системы управления рисками;

>накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах, если такое накопление предусмотрено в порядке, установленном законодательством;

>ведение баз данных, реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

>оперативное осуществление информационного обмена с иными органами государственной власти и зарубежными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Заключение

Таким образом, на экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них.

Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее производство и реализацию, объем реализации и величина получаемой прибыли.

Сделаем некоторые выводы о роли научно-технического прогресса в таможенном деле и о его основных направлениях.

Планирование НТП, как на любом предприятии, так и в таможенной службе должны осуществляться на основе выработанной стратегии развития предприятия на дальнюю перспективу с учетом реальных финансовых возможностей.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Модернизация таможенной службы, подготовка к работе в условиях, диктуемых Таможенным кодексом, невозможна без оснащения таможенных органов современными техническими средствами, повсеместного внедрения информационных технологий.

Современная таможня — это новейшие информационные технологии; это самые совершенные средства таможенного контроля, проведения оперативно-розыскной деятельности; это идентификационные и дактилоскопические средства, техника для лабораторных исследований, радиоизмерительное оборудование и многое другое. Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет эффективно решать поставленные задачи, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/innovatsii-v-tamojennom-dele/

1.Таможенный союз стран Евразийского экономического сообщества / ред. Ю.Ф. Азаров М.: Экономика, 2003. — 486с.

2.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ

.Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.304с.

.Савин, В.А. Об оценках научно-технического прогресса / В.А. Савин, О.Г. Тяпышев // Внешнеэкономический бюл. — 1999. — №3. — С.44-46.

.Приказ ФТС от 12 ноября 2007г. №1393 «Об утверждении Требований по обеспечению информационной безопасности при работе с ресурсами Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов»

.Приказ ФТС от 02 февраля 2007г. № 168 «Об утверждении Порядка предоставления должностным лицам таможенных органов доступа к ресурсам центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов»

.О целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы: приказ ГТК России: [от 20.12.2004г. №403] // Таможенные ведомости. — 2005. — №2.

.О решении коллегии ФТС России от 17.12.2004 «О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств»: Приказ Федеральной таможенной службы России от 31 января 2005 г. № 64

.Кулешов В.В. Современные информационные технологии на службе таможенных органов / В.В. Кулешов // Транспорт РФ. — 2006. — №6. С.64-67

.Кузык, Б.Н. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык. М.: 2004

.Ивантер, В.В. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? / В.В. Ивантер, Б.Н. Кузык. М.: Восток-Запад, 2005. — 144с.

.Жерихов, А. Ставка на передовые информационные технологии / А. Жерихов // Таможня. — 2005. — №19. — С.6-8

.Ершов, А.Д. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: монография / А.Д. Ершов, П. С, Копанева. СПб.: Знание, 2002. — 232с.

.Дьяков, В.И. Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России: сборник научных трудов. Владивосток 2006

.Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС на 2008-2010 годы

.Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС на 2007-2009 годы

.Андрейчук, Е.Л. Экономика таможенного дела: учебник / Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов. Владивосток: ВФ РТА, 2006. — 304с.

18.#»justify»>.#»justify»>20.#»justify»>.#»justify»>22.#»justify»>.#»justify»>.http://dvtu. customs.ru/ru/reviews/index. php? id695=20868