История развития водного транспорта

Реферат

В мире полно великих изобретений, которые прошли довольно огромный путь в своем развитии и усовершенствовании вплоть до наших дней. Но и на этом их путь не заканчивается. Этими изобретениями разные люди пользуются каждый день, такие как: машина, самолет, поезд, трамвай, автобус и т.д. Но не стоит забывать и о водном транспорте таком как: лодки, катера, корабли, теплоходы и т.д. Ведь это тоже великое изобретение, которое в свое время было просто незаменимым, и как у всех изобретений у него есть своя история, начиная с простых водных средств передвижения как плот, лодки, катера до самых сложных, мощных кораблей. Транспорт — это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США), Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др.. Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки.

1 РАЗВИТИЕ СУДОСТРОЕНИЯ

На рубеже XIX и ХХ вв. тоннаж мирового парового флота впервые превысил тоннаж парусного. В 1901 г. тоннаж первого составил 13,9 млн., а второго – 8,2 млн. рег. т. К 1914 г. тоннаж паровых судов возрос до 45 млн., в то время как тоннаж парусников снизился до 4 млн. рег. т.

В 1860 г. английский инженер Джон Элдер предпринял попытку внедрить на английском торговом флоте паровую машину – компаунд. В 1862 г. он получил патент на трехцилиндровую, а затем и на четырехцилиндровую машину.

К концу 60-х гг. машины такого типа получают в водном транспорте самое широкое распространение. С 70-х гг. начинается массовое применение компаунд – машин на различного типа судах. Определяется конструктивный тип судовых паровых машин. На винтовых пароходах применялась вертикальная машина, а на колесных – наклонная.

В 1871 г. Англия спускает на воду судно «Оушеник», снабженное компаунд – машиной. Средняя скорость, с которой судно прошло через Антарктику, составляла 14,5 узла (27 км /ч).

Начиная с 1881 г. на судах стали применять паровые машины тройного расширения, что позволило создать в 90-х гг. океанские почтово-пассажирские суда со скоростью до 20 узлов (37 км/ч).

8 стр., 3985 слов

Морской транспорт

... вошли как годы взлета. Существенное развитие именно в этот период получил морской транспорт, по тоннажу которого СССР переместился с 12-го места на пятое в мире. ... отоплении. Даже в первые послевоенные годы суда новой постройки типа «Хасан» и «Донбасс» строились с паровой машиной на угольном отоплении, как и суда довоенной и даже дореволюционной постройки. ...

К концу прошлого столетия мощность судовых компаунд – машин в отдельных случаях достигала 3-5 тыс. л. с., а скорость движения судов – 22,5 узла (42 км/ч).

В России создание паровых грузо-пассажирских судов связано с именем механика и теплотехника В.И. Калашникова (1849-1908).

По его проекту в 1871 г. на Сормовском заводе был построен первый двухпалубный пароход «Переворот» грузоподъемностью 800 т. Две поршневые машины обеспечивали судну скорость хода 8узлов (15 км/ч).

В 1882 г. Калашников создал весьма экономичный и удобный в эксплуатации вертикальный паровой котел, получивший широкое признание не только в России. В начале 90-х гг. на Волге появились построенные по проектам Калашникова пароходы «Воля» и «Богатырь», имевшие вертикальные машины с четырехкратным расширением пара.

В 1894 г. английский инженер Ч.О. Парсонс сконструировал и испытал модель парохода с паровой турбиной в два фута (около 61 см).

Применение паровой турбины позволило увеличить скорость вращения вала. В 1897 г. Парсонс построил первое судно с паровой турбиной «Турбиния» длиной 30 м и водоизмещением 44 т. «Турбиния» развивала скорость 37 узлов (69км /ч), а мощностью радиальной турбины составляла около 2 тыс. л. с. На тот же вал ротора турбины Парсонс насадил и электрический генератор.

С начала ХХ в. Паровые турбины поучили широкое применение на судах, которые в дальнейшем стали называться турбоходами.

Первым пассажирским пароходом, снабженным паровыми турбинами, был английский пароход «Кинг Эдуард» водоизмещением 562 т, построенный в 1901 г. для пассажирского сообщения через Ла-Манш. Скорость судна была 20 узлов (около 37км/ч).

Первыми турбинными пароходами большего водоизмещения и дальнего плавания был «Викториан» и «Вирджиниан» – два одинаковых судна, построенные в 1904 г. и совершившие рейсы между Европой и Америкой. Водоизмещение каждого было 16 тыс. т, при длине свыше 170 м и осадке 8,5 м. Скорость пароходов составляла около 20 узлов (37 км/ч).

Мощность и скорость морских и океанских судов все более возрастали. Это особенно относится к лайнерам – огромным рейсовым судам, которые строились конкурирующими между собой пароходными компаниями («Къюнард-Лайн», «Уайт-Стар-Лайн», «Северо-Германский Ллойд» и др.).

В 1904 г. имелось лишь 4 судна тоннажем больше 10 тыс. рег. т. каждое. В 1906 г. была спущена «Компания», трансатлантический пароход водоизмещением 36 тыс. т, длиной 209 м. В 1907 г. та же компания «Къюнард-Лайн» выстроила «Лузитанию» водоизмещением 36 тыс. т, длиной 247 м и мощностью паровых турбин 6 тыс. л.с. «Лузитания» развивала скорость 25 узлов (47км/ч).

Самым быстроходным турбинным судном (28 узлов-52км/ч), построенным в первое десятилетие ХХ в., была «Мавритания»- английское судно водоизмещением 36 тыс.т., длиной240 м. Мощностью паровых турбин «Мавритании» равнялись 78 тыс.л.с.

В 1907 г. насчитывалось уже 116 турбоходов. Скорость лайнеров возросла на столько, что переход через Атлантический океан стал совершаться за 7,6 и, наконец (перед первой мировой войной) за 5 дней.

Начало ХХ в. было ознаменовано, усилением соперничества Германии и Англии. Это проявилось и в сфере морского транспорта.

4 стр., 1698 слов

Транспортно-пересадочные узлы московской агломерации. Текущее ...

... Москвы № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве». Ключевые слова: В современном понимании транспортно-пересадочный узел - это общественное пространство, которое объединяет внутри ... центрального кольца (МЦК) «Кутузовская», которая также войдет в состав транспортно-пересадочного узла. ТПУ позволит пассажирам, прибывающим на любом виде транспорта, сразу попасть ...

С 1890 по 1914 г. тоннаж английского флота вырос на 88%, а германского на 247%. В эти годы были спущены на воду крупнейшие суда: в Англии – «Аквитания» длиной 275 м и водоизмещением 45 тыс. т., «Олимпик»- 269 м и 60 тыс. т.; в Германии – «Император» длиной 280 м и водоизмещением 52 тыс. т., «Фатерланд» – 289 м и 65,8 тыс. т, «Бисмарк» – 291 м и 64 тыс.т. соответственно.

2 ПОЯВЛЕНИЕ ТЕПЛОХОДОВ, Важным техническим нововведением было появление дизельных судов- теплоходов.

Идею установки двигателей внутреннего сгорания на судах впервые выдвинул в 1898 г. профессор Петербургского политехнического института К.П. Боклевский (1862-1928).

Первый дизельный танкер «Вандал» был длиной 74 м, шириной около 10 м и осадкой около 2 м. Он имел грузоподъемность 820 т и развивал скорость 7,4 узла (14км/ч).

На «Вандале» применили электропередачу: установили в середине судна три дизельных мотора с электрическими генераторами по 120 л.с. каждый. Эти «дизель-динамо» посылали ток в три реверсивных электродвигателя, расположенных в карме на валах гребных винтов.

Через год в России был построен второй танкер-теплоход «Сармат». Мощность каждого из его двух двигателей составляла 180 л.с. Несколько позже был спущен на воду лучший из этой серии теплоходов – «Данилиха».

В строительстве теплоходов принимали участие Сормовский, Воткинский, Рыбинский заводы, Путиловская верфь, Новое Адмиральство и Невский завод. Имея передовую технику и квалифицированные кадры рабочих и специалистов, они решили сложные технические задачи. Так, только на Коломенском заводе за одно пятилетие было построено 15 буксиров общей мощностью около 6 тыс.л.с. и 8 грузовых судов общей грузоподъемностью около 20 тыс. т.

В 1908 г. со стапеля Коломенского завода сошел первый в мире морской теплоход «Дело» водоизмещением 5,7 тыс.т, суммарной мощностью двух двигателей 1 тыс.л.с., скоростью 9,5 узлов (около 19км/ч) и грузоподъемностью 4,2 тыс.т. В1912 г. завод выпустил серию грузо-пассажирских теплоходов типа «Бородино». Длина каждого из них достигала 90 м, ширина – 10 м. Общая мощность двух двигателей теплохода составляла 1,2 тыс.л.с., а скорость хода – 10,5 узла (20км/ч).

В 1912 г. на Волге работало 190 теплоходов, что составляло около 9% численности самоходных судов. В том же году в Дании был спущен на воду первый океанский теплоход «Зеландия» водоизмещением 9,8 тыс.т., длиной 115 м, грузоподъемностью 4,4 тыс.т. Теплоход имел два восьмицилиндровых четырехтактных двигателя по 1,25 тыс.л.с. Этим было положено начало строительству целого ряда теплоходов, совершавших перед первой мировой войной рейсы между Европой, Америкой и Дальним Востоком.

К 1913 г. дизельные моторы работали уже на 300 судах. Однако переход с угля на новый вид горючего только начинался. В общей сложности в 1914 г. на угле плавало более 97% всех судов мира.

3 МОТОРНЫЕ КАТЕРА И ГЛИССЕРЫ, К концу ХIХ в. Относится появление моторных катеров с двигателем внутреннего сгорания.

В 1886 г. немецкий инженер Г. Даймлер построил и испытал первый в мире моторный катер «Неккар» длиной 6 м и мощностью 2 л.с. В 1889 г. Парижский парусный клуб провел первые гонки морских судов, а в 1913 г. состоялись первые международные соревнования. Скорость моторных катеров того времени не превышала 25-30 км/ч.

5 стр., 2173 слов

Речные и морские пассажирские суда

... кондиционирования воздуха и т.д. Пассажирские суда имеют относительно высокие скорости от 20 до 30 уз. Для обеспечения безопасности плавания корпус пассажирского судна разделяется на отсеки водонепроницаемыми ... Судно представляло собой двухпалубный теплоход с удлиненным баком. Предусматривалось четыре группы кают в зависимости от уровня комфорта. Пассажиры так называемых специальных мест (около ...

Россия была одним из первых государств, использовавших на мелких судах двигатели внутреннего сгорания. В 1990 г. по проекту П.Н. Беляева на заводе «Старлей» в Петербурге был построен первый моторный катер. В 1904 г. было начато производство серийных карбюраторных судовых двигателей мощностью от 6 до 50 л.с.

Развитие и усовершенствование моторных катеров как водного транспортного средства привело к тому, что уже в 1912 г. их скорость достигала 80 км/ч. Однако этим возможности увеличения скорости хода моторных судов были исчерпаны.

Дальнейший рост скоростей был связан с созданием глиссеров.

Первый глиссер был построен французским изобретателем К. Адером в 1867 г. Однако в широких масштабах эти суда стали строиться после создания мощных и легких двигателей внутреннего сгорания. Уже в 1908 г. скорость глиссеров возросла до 58 км/ч.

В России строительство глиссеров началось в Петербурге с 1908 г. Скорость отечественных глиссеров достигала 50-55 км/ч.

4 СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТАНКЕРЫ

Использование в судостроении железа и стали, разнообразных и мощных двигателей позволило создать суда специального назначения.

В 1863 г. появились специальные паровые суда с одной диаметральной переборкой для перевозки нефти. Нефть на таких судах (танкерах) перевозилась в наливных цистернах.

Первым мореходным специальным судом для перевозки нефти без цистерн, а прямо в трюме стал в то время английский танкер «Атлантик».

В России первые танкеры были спущены на воду в 1878 г. Это были два специальных нефтеналивных парохода типа «Зороастр». В них с помощью продольных и поперечных переборок были оборудованы трюмные отсеки для приема и хранения нефти. Грузоподъемность каждого танкера составляла 250 т. С начала в каждом из них размещали по 8 цилиндрических вкладных цистерн, которые впоследствии были сняты, и нефть стали наливать прямо в трюмы.