«ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, МОРСКОГО, ВОЗДУШНОГО, РЕЧНОГО, АВТОМОБИЛЬНОГО)

Курсовая работа

, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

В первой главе рассматривается теоретическая основа договора перевозки груза отдельными видами транспорта (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного).

Во второй главе рассматриваются особенности договора перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного).

В заключении делается вывод по ходу проведенного исследования.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, МОРСКОГО, ВОЗДУШНОГО, РЕЧНОГО, АВТОМОБИЛЬНОГО)

1.1 Понятие договора перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного)

Транспорт играет большую роль в жизнедеятельности государства. Он не создает новых материальных ценностей, а его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Транспортная деятельность развивается (в основном) под воздействием гражданского права. В то же время транспортные перевозки регулируются не только гражданским правом, но и специальным законодательством.

Транспортные обязательства представляют собой обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозками.

По договору перевозки груза, перевозчик (транспортная организация) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 ГК РФ (Гражданского Кодекса Российской Федерации) [3].

Из приведенного определения видно, что договор перевозки – двусторонне-обязывающий, возмездный, реальный, он считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком от отправителя.

Договор, заключаемый на условиях предоставления для перевозки строго определенного судна (всего или соответствующих помещений) – воздушного или морского (чартер), является консенсуальным [2].

5 стр., 2313 слов

Договор морской перевозки пассажиров и багажа. Договор круиза

... автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза, либо ... детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания - гл. IX; в Воздушном кодексе - ...

В главе 40 ГК РФ (далее гл.) договор перевозки понимается прежде всего, как родовое понятие. Его предметом безотносительно к транспорту, осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора, служит деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения и выдаче груза и багажа управомоченному лицу. Эта деятельность направлена на достижение обозначенного в договоре полезного эффекта, хотя он может не иметь осязаемой (вещественной) формы. Результаты этой деятельности неотделимы от нее самой. Она представляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространственном перемещении груза, пассажира, багажа.

Нормы гражданского права, содержащиеся в указанных федеральных законах, в силу пункта 2 статья 3 ГК РФ (далее п. ст.) должны соответствовать ГК РФ. Помимо того, в Российской Федерации действует Устав Автомобильного Транспорта. Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» он сохраняет силу до введения в действие нового федерального закона по автомобильному транспорту. Устав Автомобильного Транспорта подлежит применению, если не противоречит ГК РФ, в частности правилам гл. 40.

Помимо транспортных уставов и кодексов, правила, касающиеся отношений по перевозке, содержатся в Федеральных законах от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон», «О естественных монополиях», а в части перевозок граждан и для граждан – в Законе РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с долгосрочным договором об организации перевозок грузов у транспортной организации и грузоотправителя (юридического лица) возникает взаимная обязанность предъявить груз и подать под погрузку транспортные средства. А это в свою очередь влечет за собой заключение договора перевозки грузов.

Договор перевозки грузов – это соглашение между отправителем и перевозчиком по транспортированию груза. Договор перевозки грузов характеризуют как двусторонний, возмездный и, как правило, реальный, поскольку он считается заключенным после передачи груза перевозчику. Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Этот договор принято относить к числу консенсуальных договоров [13].

1. 2 Элементы договора перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного)

Элементами договора перевозки груза являются:

1) Стороны: перевозчик и отправитель.

2) Предметом договора являются услуги по доставке груза в пункт назначения.

11 стр., 5308 слов

«Договор перевозки грузов»

... работы российского законодательства с использованием главным образом справочно-правовой системы «КонсультантПлюс ВерсияПроф» и общедоступных материалов сети Интернет, а также имеющейся литературы. 1.1 Понятие договора перевозки грузов Транспорт ... форму обязательственно-правовых. Новизна работы состоит в том, что в ней проанализирована нормативно-правовая база с учетом последних изменений. При ее ...

3) Срок договора – временной промежуток, в течение которого груз должен быть доставлен.

4) Цена договора – определяется по соглашению.

5) Форма договора перевозки грузов – письменная.

Виды документов:

накладная;

коносамент;

товарно-транспортная накладная.

Разберем подробнее каждый элемент.

Сторонами договора перевозки груза выступают грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправителем является то лицо, от имени которого сдается груз к перевозке. Современное законодательство под грузоотправителем понимает физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и которое указано в перевозочном документе (ст. 2 Устава Железнодорожного Транспорта, ст. 2 Устава Автомобильного Транспорта).

Именно с отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, между отправителем и перевозчиком возникает соответствующее обязательство по перевозке [6].

Перевозчиком, является то лицо, которое принимает на себя обязанность доставить своими средствами передвижения и сдать по назначению вверенный ему груз. Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением автомобильных, подлежат обязательному лицензированию (предоставление лицензирующим органом дубликата лицензии и копии лицензии).

Вместе с тем перемещение грузов для собственных нужд не подпадает под определение перевозочной деятельности. На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.

В силу специфики перевозочной деятельности на стороне перевозчика могут выступать несколько лиц. Это касается описанных выше случаев прямой и прямой смешанной перевозки.

Помимо отправителя и перевозчика, заключающих между собой договор перевозки груза, к числу его субъектов (но не сторон) относится также получатель (грузополучатель).

Стороны исходят из молчаливого согласия грузополучателя с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права. В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель груза представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что в некотором противоречии к конструкции договора в пользу третьего лица получатель груза приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК РФ; ч. 2 ст. 17 Устава Автомобильного Транспорта и др.).

3 стр., 1461 слов

Аварии на транспорте

... аварии на водном транспорте; авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза. 2. Аварии на транспорте 2.1 Аварии на железнодорожном транспорте Основными причинами аварий ...

Предметом договора перевозки груза выступают отношения между сторонами (грузоотправитель и/или грузополучатель, с одной стороны, и перевозчик – с другой) по поводу соответствующего перемещения груза. При этом соответствующее перемещение груза подразумевает соблюдение нормативных и договорных требований о сроке и качестве доставки груза, а также его должного принятия.

Во всех договорных отношениях, носящих длящийся характер, такой элемент, как срок, имеет большое значение. Поэтому срок и определяется часто в качестве существенного условия. Так обстоит дело, например, с договором подряда, в котором законодатель предусматривает особые требования к определению в договоре начального и конечного сроков выполнения работ (ст. 708 ГК РФ), признавая за конечным сроком существенное значение.

В определении самого договора перевозки грузов указание на срок отсутствует (ст. 785 ГК РФ).

Однако ст. 792 ГК РФ определяет обязанность перевозчика доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Согласно ст. 152 Кодекса Торгового Мореплавания, посвященной порядку установления срока и определения маршрута перевозки груза, перевозчик обязан доставить груз в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, при отсутствии соглашения – в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом [5].

Ст. 33 Устава Железнодорожного Транспорта определяет, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки [7].

При этом закон устанавливает, что сроки доставки груза железнодорожным транспортом и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки груза.

Исчисление срока доставки груза начинается с 24 часов дня приема груза для перевозки. Дату приема груза для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки груза, определенную исходя из правил перевозок груза железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме груза. Причем грузы считаются доставленными в срок, если до истечения, указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку груза на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме груза срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.

23 стр., 11250 слов

Организация перевозок грузов на железнодорожном транспорте

... затратой технических и денежных средств. 1. Виды грузовых перевозок на железнодорожном транспорте Перевозка грузов малой скоростью по железной ... Улучшение организации грузовой и коммерческой работы станций и подъездных путей направлено на обеспечение полною удовлетворения потребностей страны в перевозках грузов с минимальной ...

Договор перевозки носит возмездный характер. Цену договора перевозки образует провозная плата (фрахт).

Размер провозной платы при этом устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК РФ).

Изъятие из этого правила действует в отношении перевозки транспортом общего пользования; плата здесь определяется на основании тарифов (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Гражданский кодекс не содержит специальных требований о форме договора перевозки, что предполагает обращение к общим положениям Кодекса о форме сделок и договоров. Однако в транспортных уставах и кодексах устанавливаются специальные требования к форме договора соответствующей перевозки груза. Так, п. 1 ст. 117 Кодекса Торгового Мореплавания обязывает стороны договора морской перевозки груза составлять его в письменной форме. Договор на перевозку груза может заключаться на основании:

заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте;

договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта.

Так, согласно ст. 11 Устава Железнодорожного Транспорта для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов. Такая заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем 45 дней. При этом заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

На автомобильном транспорте заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ч. 1 ст. 8 Устава Автомобильного Транспорта 2007 г.).

При этом договор перевозки груза автомобильным транспортом может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя (ч. 5 ст. 8 Устава Автомобильного Транспорта).

Перевозки груза осуществляются на основании договоров перевозок груза, в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок груза, а также по мере предъявления их для перевозок.

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

11 стр., 5441 слов

Специфика морских перевозок по чартеру

... приема груза к перевозке, а также товарораспорядительным документом. Договор фрахтования заключается путем подписания сторонами соответствующего документа - чартера. В данном реферате рассматриваются коммерческие условия одного из основных видов договоров по внешнеторговым операциям морского ...

В отношениях по перевозке применяется принцип единого документа (или система единого документа), как это следует из п. 2 ст. 785 ГК РФ. Выделяют систему:

  • накладной, применяемую на всех видах транспорта (ст. 25 Устава Железнодорожного Транспорта;
  • ст. 105 Воздушного Кодекса;
  • ст. 143 Кодекса Торгового Мореплавания;
  • ст. 8 Устава Автомобильного Транспорта);

коносамента (ст. 142 и след. Кодекса Торгового Мореплавания) и

чартера (п. 2 ст. 117 Кодекса Торгового Мореплавания).

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют собственные проформы коносаментов. Согласно ст. 25 Устава Железнодорожного Транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. При этом указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

1.3 Виды договоров перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного)

Железнодорожная перевозка груза.

Договор железнодорожной перевозки груза занимает в системе договоров перевозки особое положение, поскольку именно данный вид транспорта обеспечивает наибольший объем грузоперевозок, многопрофильность сферы услуг и их конкурентоспособность в рамках товарного рынка.

Содержание договора железнодорожной перевозки груза обусловлено комплексом прав и обязанностей перевозчика, и грузоотправителя (грузополучателя).

Эти права и обязанности в значительной мере предопределены транспортным законодательством: Транспортным уставом железных дорог, Правилами перевозок груза, а также соглашением сторон в договоре перевозки.

По договору железнодорожной перевозки грузы могут перевозиться как в местном, так и в прямом сообщении. Перевозка в местном сообщении осуществляется в пределах одной железной дороги, а в прямом сообщении – с участием двух и более железных дорог, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации и открытых для общего пользования. Железная дорога, заключившая договор перевозки в прямом сообщении, – законный представитель всех других железных дорог, участвующих в таком сообщении.

Перевозка груза на железнодорожном транспорте осуществляется в вагонах, контейнерах, принадлежащих организациям самого железнодорожного транспорта, а также в вагонах, принадлежащих на праве собственности или аренды юридическим, или физическим лицам либо находящихся в хозяйственном ведении юридических лиц [10].

6 стр., 2913 слов

Гравитационные и пневматические транспортные установки подземного транспорта

... трубам бетонной, а по скатам — леса и других вспомогательных грузов. Самотечное транспортирование (гравитационный транспорт) под действием собственного веса в подземных условиях применяется как в ... так и в специально пройденных наклонных и вертикальных выработках (рудоспусках). Гравитационный транспорт характеризуется динамичностью грузопотока, так как при скатывании по наклонной плоскости, а ...

Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана подать взамен указанных вагонов, контейнеров, исправные, пригодные для перевозки таких грузов.

При предъявлении груза к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза, составленную им транспортную железнодорожную накладную. Выданная на основе накладной грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.

Морская перевозка груза.

Морским транспортом перевозится большая часть груза морского грузопотока.

Договор морской перевозки груза – один из своеобразных и сложных видов транспортного договора, отражающих специфику и обычаи отношений, связанных с морским торговым мореплаванием [4].

Перевозка груза морским транспортом бывает двух видов:

международная морская перевозка;

каботаж – перевозка груза и пассажиров, осуществляемая в пределах одного моря, в прибрежных водах, чаще всего между портами одного государства.

Морская перевозка груза осуществляется на основании договора морской перевозки.

Содержание договора морской перевозки:

перевозчик обязан доставить вверенный ему груз в порт назначения;

перевозчик груза обязан выдать груз лицу, уполномоченному на получение груза;

отправитель груза обязан оплатить данную перевозку.

Сторонами договора морской перевозки являются:

Перевозчик. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с грузоотправителем или от имени, которого заключен такой договор;

  • Грузоотправитель. Лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени;

Фрахтователь. Это лицо, которое заключило договор морской перевозки груза.

Договор морской перевозки груза называется договором фрахтования. Плата, которую отправитель обязан уплатить перевозчику груза, получила название «фрахт».

Воздушная перевозка груза.

Договор воздушной перевозки груза характеризуется, как документ, регулирующий взаимоотношения между грузоотправителем и перевозчиком, который обязуется доставить вверенное ему имущество в указанное время в назначенный пункт назначения [14].

Соглашение о воздушной перевозке заключается между юридическими и (или) физическими лицами, одной из сторон которых является авиакомпания или индивидуальный предприниматель, имеющие действующую лицензию.

Содержание договора воздушной перевозки груза, как и в любой перевозке груза, основной обязанностью перевозчика является, своевременная и сохранная доставка груза в пункт назначения, а грузополучателя – своевременный и полный расчет за выполненную перевозку.

5 стр., 2297 слов

Транспортные договора

... - 19 36. Данилина И.Е. Предмет договора транспортной экспедиции: проблемы правоприменения // Транспортное право. 2005. N 2. С. 138. 37. Джобава Н. А. Договор перевозки грузов автомобильным транспортом по законодательству РФ // Кодекс info. -2005. ...

Некоторые особенности обязанностей сторон договора связаны с перевозкой груза, требующих особых условий. К таким грузам относятся скоропортящиеся грузы, живность, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и некоторые другие грузы.

Перевозчик обязан хранить прибывший груз надлежащим образом до явки за ним грузополучателя. Выдача груза осуществляется только после оплаты всех причитающихся перевозчику платежей и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, и другими видами контроля.

Вместе с грузом перевозчик выдает грузополучателю под расписку грузовую накладную и иные относящиеся к грузу документы.

Речная перевозка груза.

На речном транспорте перевозки различаются по видам флота – осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания «река-море» [15].

Выделяются также прямые и местные перевозки.

При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях – пароходство. Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте [9].

Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору.

Основное же различие между ними в том, что для речной перевозки установлены сроки приема груза к перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются складские помещения. При отсутствии такой возможности пароходство обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний. За время ожидания судном выгрузки и приема груза с отправителя взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт – расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы по дополнительной перевозке и реализации груза.

В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками груза на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок груза.

2 стр., 977 слов

Правила пассажирских перевозок и устройство пассажирских вагонов

... на условиях аренды. В этом случае перевозка, хранение и выдача багажа производятся арендатором пассажирского поезда, а багажные квитанции железной дорогой не выдаются. Прием багажа в вагон До ... организациям железнодорожного транспорта, могут передаваться во временное пользование юридическим лицам на условиях аренды. Передача таких вагонов в аренду осуществляется на основе договора. Договор на право ...

Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования).

Автомобильная перевозка груза.

Договор автомобильной перевозки груза, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК РФ, Уставе Автомобильного Транспорта, Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия конкретного груза к перевозке, а гораздо раньше, и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя.

Во-вторых, спецификой договора перевозки груза автомобильным транспортом является то, что при перевозке груза с оплатой работы автомобиля повременному тарифу письменной формой договора является путевой лист, в котором фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в распоряжении клиента.

Договор перевозки груза представляет собой документ, в соответствии с которым перевозчик (транспортная компания) обязуется доставить в пункт назначения груз, вверенный ему отправителем и выдать его получателю или его представителю. Что касается отправителя, то на него возлагается обязательство по оплате услуг перевозки в размере, которая определяется сторонами заранее и отражается в договоре. Договор перевозки груза является возмездным, реальным и двусторонним, то есть в нем изначально отображаются права и обязанности участников сделки. Договор автомобильной перевозки груза либо договор на осуществление транспортировки товара любым другим способом считается заключенным в тот момент, когда отправитель передает груз перевозчику [8].

Как и все другие виды соглашений, договор перевозки груза устанавливает права и обязанности для сторон.

При нарушении обязательств, вытекающих их заключенного соглашения, в отношении провинившейся стороны устанавливается ответственность по договору перевозки груза вне зависимости от вида транспорта и прочих особенностей.

В конце главы можно сделать следующие выводы:

Договор перевозки груза – это соглашение между отправителем и перевозчиком по транспортированию груза. Договор перевозки груза характеризуют как двусторонний, возмездный и, как правило, реальный, поскольку он считается заключенным после передачи груза перевозчику. Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Этот договор принято относить к числу консенсуальных договоров.

Сторонами договора перевозки грузов выступают грузоотправитель и перевозчик.

Предметом договора являются услуги по доставке груза в пункт назначения.

Срок договора – временной промежуток, в течение которого груз должен быть доставлен.

Перевозки груза осуществляются на основании договоров перевозок груза в соответствии с заявками грузоотправителей и договорами об организации перевозок грузов, а также по мере предъявления их для перевозок.

2 ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, МОРСКОГО, ВОЗДУШНОГО, РЕЧНОГО, АВТОМОБИЛЬНОГО)

2. 1 Оформление договора перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного)

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК РФ. Такая форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем применяется при систематических перевозках груза на долгосрочной основе.

Суть этого договора в том, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Договоры об организации перевозок получили разнос наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор – на автомобильном транспорте, навигационный – на внутреннем водном и др.).

Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления груза к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК РФ, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном с грузоотправителем, в обусловленный срок и в определенном месте.

Сроки подачи перевозочных средств определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта [11].

На некоторых видах транспорта существуют значительные правовые отличия в организации производственной деятельности.

На железнодорожном транспорте перевозки различаются в зависимости от количества перевозимого груза: мелкие (до 10 тонн) и повагонные отправки, а массовые грузы (уголь, нефть и др.) могут отправляться маршрутами. Мелкие отправки (до 2 тонн) применяются также на автомобильном транспорте. Для названных отправок установлены различные провозные платежи и действуют разные сроки доставки груза.

Особенностью железнодорожного транспорта являются перевозки

Значительные правовые особенности имеет договор перевозки груза на морском транспорте. Здесь различаются, прежде всего, линейные (регулярные) и трамповые ( нерегулярные) перевозки . Первые осуществляются на определенных направлениях, как правило, по твердому расписанию и подчинены установленным для данной линии условиям перевозок, отражаемым в коносаменте. Трамповые перевозки выполняются на основании свободного соглашения сторон, обычно с составлением чартера.

На автомобильном транспорте перевозки различают прежде всего по территориальному признаку:

городские;

пригородные (до 50 км включительно от населённого пункта);

междугородные;

межреспубликанские;

международные.

Централизованные и децентрализованные перевозки. При централизованных перевозках автотранспортная организация заключает договор с отправителем, по указанию которого грузы доставляются к получателю. При децентрализованной перевозке автотранспортная организация заключает договор с каждым из получателей, по заданию которых и доставляет им грузы. Сдача груза к перевозке оформляется товарно-транспортной накладной, которая является формой договора.

2. 2 Содержание договора перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного)

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК РФ).

Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Транспортные организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответственно отправителем и получателем за их счет.

Транспортная организация может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям с клиентурой. Необходимые для погрузки и выгрузки вспомогательные материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами перевозок или соглашением сторон.

Транспортная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК РФ).

В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

На морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (стадией), определяется соглашением сторон, а еще чаще – сроками, принятыми в соответствующих портах (ст. 134 Кодекса Торгового Мореплавания).

Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями – контрсталийное время (контрсталию).

За простой судна, в течение этого срока устанавливается и особая плата – «демерредж». Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 Кодекса Торгового Мореплавания).

2. 3 Ответственность за нарушение договора перевозки груза (железнодорожного, морского, воздушного, речного, автомобильного)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке груза, стороны несут ответственность, установленную настоящим ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств.

Так, например, 28 мая 2019г. с

В обоснование исковых требований общество с ограниченной ответственностью «

Истец ссылается на то, что на основании Актов отказа от поставки торговой сети «

Согласно материалам дела, руководствуясь ст. 784-796, 803 ГК РФ, суд постановил, удовлетворить исковые требований общества с ограниченной ответственностью « XXXXXXX », ОГРН XXXXXXXXXX , г. XXXXX к обществу с ограниченной ответственностью « XXXX », ОГРН XXXXXXXXXXX , г. XXXXXXX взыскать убытки в размере XX XXX руб. XX коп. и возместить расходы по уплате государственной пошлины – X XXX руб.

Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба.

Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК РФ).

Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен.

Таким образом, ответственность за нарушение обязательств по перевозке является:

ограничение права на взыскание части убытков;

запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика;

возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

В конце главы можно сделать следующие выводы:

Для заключения договора применяется система единого документа. Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются:

а) система накладной, применяемой практически на всех видах транспорта;

в) система чартера, применяемого обычно на морском транспорте.

Содержание договора перевозки груза составляют права и обязанности сторон. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного законодательства (п. 2 ст. 791 ГК).

Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке груза, стороны несут ответственность, установленную настоящим ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Договор перевозки груза – один из хозяйственных важнейших договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промы шленностью и торговлей.

Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации – перевозчик и грузоотправитель.

И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и обязанности, и несут ответственность, следовательно, договор перевозки двусторонний.

Договор перевозки груза – реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским Кодексом РФ, так и иными нормативными актами.

Договор перевозки груза и его законодательная основа призваны обеспечить строго регламентированные правила перевозки груза, в связи с чем требуется его неукоснительное выполнение требований закона. Чего в достаточно большом количестве случаев не происходит. Сплошь и рядом мы можем видеть примеры неисполнения обязательств по договору перевозки. В основном это неисполнение обязательств, таких как нарушение различны сроков, предусмотренных договором, предоставление неисправного транспортного средства, неисполнение обязательств по оплате и др.

Таким образом, в целях предупреждения и пресечения подобных нарушений необходимо, прежде всего, ужесточить ответственность, то есть в первую очередь увеличить штрафные санкции и размер неустоек и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/kursovyie-rabotyi-po-avtomobilnomu-transportu/

1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., (с изменениями от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. – № 31. – ст. 4398.

2) Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)

4) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 07 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // СЗ РФ. – 2001. № 11. ст. 1001.

6) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: федеральный закон Российской Федерации от 08 ноября 2007 г. № 259-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. № 46. ст. 5555.

7) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ

8) Акатов А.А., Баринов Н.А., Богданов О.В., Быкова Т.А. Гражданское право России. Учебное пособие. – Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 155 с.

9) Аксёнов А. А. Технология перевозки грузов. Учебное пособие. — Московская государственная академия водного транспорта, 2014. – 226 с.

10) Бочкарева Н. А. Перевозка грузов на особых условиях (железнодорожный транспорт).

Учебник для СПО. – Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 316с.

11) Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о перевозки, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. – Статут, 2015. – 912 с.

12) Володин А. Б, Миронов Ю. М. Организация движения судов при перевозке грузов и пассажиров. Методические рекомендации. – Московская государственная академия водного транспорта, 2015. – 82 с.

13) Гомола А. И. Гражданское право. Учебник. – Издательский центр «Академия», 2016. – 448 с.

14) Елисеев Б. П. Воздушные перевозки. Книга. – Дашков и К, 2014. – 424 с.

15) Кржеминский П. К., Шепелин Г. И. Транспортные характеристики грузов, перевозимых на водном транспорте. Учебное пособие. – Московская государственная академия водного транспорта, 2014. – 218 с .

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(договор железнодорожной перевозки груза)

ДОГОВОР железнодорожной перевозки груза г. ________________________ «__»____________ 20_г. «Заказчик» ______________________________ в лице ______________________, действующего на основании _____________________________, и «Перевозчик» ________________________________________ в лице ________________, действующего на основании _____________________________________, совместно подписали данный договор на следующих условиях.

1. Заказчик поручает, а Перевозчик берет на себя обязательства доставить по железной дороге груз его получателю ___________________________ (наименование предприятия, его координаты).

Конечный пункт доставки: _____________________________.

2. Описание груза _________________________________________ (номенклатура, количество, прочие особенности).

Общая стоимость груза, передаваемого для железнодорожной перевозки, составляет ______________ рублей.

3. Перевозчик предоставляет для транспортировки груза ___________ вагонов следующего типа _____________________________. Место погрузки __________________________ (адрес).

Заказчик обязуется доставить груз к территории погрузки за свой счет. Передача груза Перевозчику подтверждается _____________________ (указывается наименование документов).

4. Перевозчик обязуется: предоставить для транспортировки вагоны в надлежащем состоянии; доставить груз получателю не позднее «__»________20_г. организовать погрузку груза в вагоны, обеспечить их пломбировку; нести ответственность за утрату груза в размере его стоимости.

5. Заказчик обязуется: предоставить груз для погрузки в установленном месте; оплатить Перевозчику оказанные услуги на условиях, прописанных в настоящем договоре

6. Стоимость услуг по перевозке груза железной дорогой составляет _____________ рублей. Эту сумму Заказчик оплачивает Перевозчику в следующем порядке _________________. За нарушение указанных сроков Заказчик обязуется внести Перевозчику неустойку в размере ___________ рублей.

7. В рамках настоящего договора стороны составляют такие документы: ___________________ ____________________________________________________________________________.

8. Данный договор вступает в силу с момента его заключения и действует до «__»___________ 20_г.

9. Договор подписан в двух экземплярах: для Заказчика и Перевозчика. Местонахождение, банковские реквизиты, подписи сторон