Организация деятельности транспортного предприятия

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования последних лет в сфере социально-экономических отношений, происходящие в Российской Федерации, привели к образованию новой рыночной экономической системы, включающей и транспортную отрасль. Новые принципы хозяйствования, связанные с полной экономической самостоятельностью производственно-хозяйственных организаций, самоуправлением и самофинансированием развития, предопределили и новый методологический подход к управлению предприятием. Суть этого подхода заключается в ориентации на маркетинг, в формировании новой организационно-управленческой культуры, со стратегическим управлением как творческого и гибкого процесса. призванного обеспечить эффективное хозяйствование.

Транспорт представляет собой важнейший фактор эффективного развития экономики, роль которого усиливается в условиях становления рыночных отношений. При непосредственном участии транспорта формируются региональные рынки товаров и услуг. В условиях рыночной экономики становится актуальной главная задача транспорта — ускорение оборота материальных ценностей, своевременной доставки грузов, перевозки людей, так как это прямо затрагивает экономические интересы не только производителей, но и потребителей.

Грузовой автомобильный транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. На его долю приходится значительная часть общего объема перевозок.

Рыночные отношения оказывают большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Резко изменилась структура собственности, причем основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности перешла в собственность субъектов Российской Федерации.

Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной стратегии развития на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств и др.

Актуальность выбранной темы обусловлена приведенными выше доводами.

5 стр., 2449 слов

Современный транспорт и перспективы развития

... 2. Современное состояние транспорта РФ Современная Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный и другой транспорт. Каждый ... транспортного обслуживания как систему в современных условиях, на наш взгляд, являются: открытый характер транспортного хозяйства по отношению к внешней среде, его комплексность, ...

Кроме того, успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях.

В связи с этим цель дипломной работы является изучение стратегии развития автотранспортных предприятий в условиях нестабильной экономической среды.

Для решения поставленной цели необходимо решить

  • охарактеризовать содержание и задачи коммерческой деятельности автотранспортного предприятия на современном этапе развития экономики;
  • рассмотреть на примере АТП ООО «АКТИВ» структуру затрат;
  • изучить влияние факторов влияющих на эффективность использования автотранспорта АТП ООО «АКТИВ»;
  • предложить стратегию развития АТП ООО «АКТИВ» на перспективный период.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Транспорт является важнейшим элементом производственной и социальной инфраструктуры и составной частью производительных сил в стране. Развитие рыночных реформ в России невозможно без современного высокоразвитого транспорта. Осуществляя перевозки грузов и людей, он создает необходимые условия для функционирования экономики как хозяйственной системы, укрепления обороноспособности и повышения жизненного уровня населения любой страны. Широко известно высказывание о том, что «история цивилизации началась с изобретения колеса».

Автомобильный транспорт является составной частью транспортной системы страны, куда кроме автомобильного включаются железнодорожный, морской, речной, воздушный и трубопроводный. Объединяет все виды транспорта в единую отрасль экономики общее понятие продукции, в качестве которой здесь выступает процесс перемещения грузов и пассажиров. Это и отличает транспорт от других отраслей. Так, в промышленности или сельском хозяйстве в результате производственного процесса создается продукт, который отдельно от производственного процесса имеет вещественное содержание. Он может иметь новые физико-химические свойства и форму, отличающие его от предмета труда, который подвергался воздействию в процессе производства.

На транспорте продукция не имеет вещественного содержания, поэтому она не может храниться и накапливаться на складах, для ее производства не требуется сырье. Измерителями транспортной продукции на грузовых перевозках являются тонны и тонно-километры (произведение массы перевезенных грузов на расстояние перевозок).

На пассажирских перевозках — количество перевезенных пассажиров и пассажиро-километры (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки).

Эти и другие особенности транспортной продукции имеют большое значение для решения многих вопросов, связанных с организацией предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. Они влияют на состав затрат, направляемых на эксплуатацию транспортных средств. Так, например, в составе себестоимости перевозок нет статьи «сырье», поэтому автотранспортному предприятию или предпринимателю, занимающимися перевозками грузов, не нужно заключать договора на его поставку, вкладывать ресурсы на строительство и ремонт складских помещений для хранения сырья.

6 стр., 2818 слов

По курсу: «Организация грузовых перевозок» : «Организация перевозки ...

... вид и характер груза, размер партии груза, способ осуществления погрузочно-разгрузочных работ, скорость доставки груза. Лучший вариант организации перевозок и тип подвижного состава определяют, сравнивая себестоимость перевозки одной тонны груза. При выборе анализируют ...

Поскольку новый продукт в вещественной форме на транспорте не создается, транспорт не требует времени и дополнительных средств, связанных с хранением и реализацией своей продукции. Результатом производственного процесса здесь является применение местонахождения грузов в пространстве и во времени без изменения их свойств, качества и объема. Все это в известной мере облегчает и удешевляет предпринимательскую деятельность в сфере транспортных услуг, что имеет порой решающее значение на начальной ее стадии.

Отсутствие при производстве транспортной продукции сырья оказывает большое позитивное влияние на сокращение кругооборота капитала за счет выпадения стадии пребывания готовой продукции на складе и предназначенной для реализации. Такое же влияние на кругооборот капитала оказывает совмещение продукции транспорта с процессом ее производства.

Работа транспорта осуществляется как внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства и других товаропроизводящих отраслей, так и между предприятиями, районами и странами. Внутри предприятий перемещение предметов труда между цехами и участками осуществляется при помощи различных транспортных средств, включая автомобили, конвейеры, авто- и электрокары, железнодорожный подвижной состав и др. Работа внутри производственного транспорта тесно связана с технологическими процессами производства в рамках отдельного предприятия, поэтому его в литературе и на практике часто называют технологическим. Он является составной частью технологического процесса предприятия, а транспортные средства — составной частью основных производственных фондов.

Перевозки грузов между предприятиями различных отраслей материального производства (товаропроизводящих отраслей) осуществляются в сфере обращения. Производственный процесс транспорта здесь не зависит от производственного процесса промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей, и он осуществляется специализированными транспортными предприятиями и индивидуальными предпринимателями на коммерческой основе. Транспорт, работающий в сфере обращения, составляет самостоятельную отрасль производства, поскольку ему присущи все элементы материального производства, характеризующие отрасль, а именно: наличие предмета труда, производственного процесса, продукции.

Работа транспорта по перемещению грузов создает стоимость, которая присоединяется к стоимости перемещаемого груза. Поэтому в месте потребления грузов (товаров) они становятся дороже на величину транспортных издержек.

Транспорт является материальной основой процесса обращения, осуществляя связи между производителями и потребителями продукции. Длительность процесса перевозок во многом определяет весь процесс обращения общественного продукта, поскольку время воспроизводства последнего складывается из времени производства и времени обращения. В этой связи, чем короче продолжительность транспортирования товаров, тем меньше время обращения и все время воспроизводства, а следовательно, тем больше в единицу времени можно провести общественного продукта. Таким образом, транспорт оказывает активное воздействие на эффективность общественного производства в целом: чем выше эффективность работы транспорта (меньше время транспортирования и величина транспортных издержек), тем выше эффективность общественного производства.

13 стр., 6368 слов

Место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики РФ

... главе «Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства» рассмотрено влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, определены принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов. Анализ состояния таможенного дела в системе отраслей национальной экономики требует ...

Выступая в качестве важнейшего фактора развития производительных сил общества, транспорт в то же время является потребителем разнообразных видов промышленной продукции — металла, угля, нефти, леса, дизельного топлива и бензина, электроэнергии и др. Развитие отдельных видов транспорта повлекло за собой возникновение таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, судостроение, самолетостроение и др.

Среди других видов транспорта автомобильный занимает важнейшее место в нашей стране. На его долю приходится до 80 % всех перевозимых грузов, чему способствует сравнительно небольшое среднее расстояние доставки и то, что автомобильный транспорт в большинстве случаев начинает и заканчивает перевозочный процесс в смешанном варианте (с участием других видов транспорта).

Широкое распространение автомобильный транспорт получил во внутрипроизводственных (внутрифирменных) перевозках грузов на предприятиях товаропроизводящих отраслей (промышленности, аграрном секторе и т.д.).

Например, в лесной промышленности на его долю приходится до 90 % всей вывозки древесины. Здесь он выступает решающим фактором производства, создавая необходимые условия для решения стоящих перед лесными предприятиями и организациями задач по заготовке и использованию древесины.

Широкое распространение автомобильного транспорта на внутрипроизводственном обслуживании предприятий различных отраслей экономики объясняется тем, что он отличается высокой маневренностью и способностью осуществлять прямую доставку грузов (без участия других видов транспорта), приспособленностью для транспортировки грузов различных по массе и габаритным размерам, способностью развивать большую скорость по благоустроенным дорогам, проникать в отдаленные места. Автомобили можно эксплуатировать по грузовым дорогам, что обеспечивает значительную экономию первоначальных инвестиций, связанных с открытием движения.

В результате отсутствия перегрузочных операций и доставки грузов непосредственно от склада отправителя до склада получателя в короткие сроки перевозка грузов автомобилями зачастую оказывается дешевле, чем железнодорожным и другими видами транспорта.

Велико значение автомобильного транспорта в удовлетворении потребностей населения в перевозках.

Главной задачей автотранспортных предприятий было выполнение установленного плана перевозок и поступающих сверху директив и указаний. В этих условиях эффективность деятельности АТП зависела, в первую очередь, от возможностей руководства АТП добиться утверждения в вышестоящих организациях меньших плановых показателей и «выбить» больше материальных и финансовых ресурсов, а во-вторых, добиться от клиентуры обеспечения «выполнения» установленных планов.

Централизованное планирование предусматривало жесткое закрепление АТП и клиентуры друг за другом. В таких условиях полностью отсутствовал фактор конкуренции, что замедляло развитие отрасли и отрицательно сказывалось на качестве обслуживания клиентуры.

В условиях отсутствия свободы выбора АТП имели возможность диктовать клиенту свои условия и обеспечивать выполнение планов перевозок путем приписок. Это привело к низкой эффективности использования автомобильного транспорта (большие холостые пробеги, низкое использование грузоподъемности, большие простои автомобилей), нехватке автомобилей при достаточном парке, к необоснованным расходам топливно-энергетических и материальных ресурсов. Такие отношения клиентуры и АТП вели к разобщенности их интересов и отсутствию взаимодействия между ними.

4 стр., 1566 слов

Виды международных перевозок. Выбор способа транспортировки

... У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов. 1. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК 1.1 Особенности морского транспорта транспорт перевозка груз нетрадиционный Морские перевозки -- это один самых сложных и трудновыполнимых видов перевозки . Необходимо строгое ...

Валовые показатели работы АТП (объем перевозок и грузооборот) делали характер деятельности АТП затратным: организация перевозок становилась невыгодной, так как вела к уменьшению этих показателей. В результате АТП работало само на себя, и его интересы противоречили государственным интересам. Этому способствовали и показатели оценки эффективности работы автомобильного транспорта, которые совершенно не учитывали «внешнюю» эффективность труда: оказывать услуги, необходимые клиентуре, с учетом интересов клиентуры.

В таких условиях не было необходимости в коммерческой службе. Структура АТП была направлена на производство, причем даже не на основное — эксплуатацию подвижного состава, а на вспомогательное -техническое обслуживание и ремонт. Эта производственная направленность характера деятельности автомобильного транспорта подчеркивается и капитальными вложениями в производственно-техническую базу, а не в организацию перевозок, и подготовкой инженерных кадров для технических, а не эксплуатационных служб АТП.