Лица, ответственные за уплату таможенных пошлин и налогов

Курсовая работа

Актуальность данной темы обусловлена тем, что таможенные платежи являются важным регулятором участия государства в системе внешнеэкономических связей. Они во многом определяют место страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что эффективная система таможенных платежей является важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно трансформировалась. Фискальный приоритет таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.

Несовершенный механизм исчисления и уплаты таможенных платежей — следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам.

Цель курсовой работы — изучение системы таможенных платежей, их общие характеристики, а также лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов.

Основные задачи:

  • определить сущностные характеристики таможенных платежей, факторы, влияющие на их исчисление и уплату;
  • рассмотреть виды таможенных пошлин, налогов;
  • проанализировать роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства;
  • выявить и рассмотреть лиц, ответственных по уплате таможенных пошлин, налогов;
  • обусловить порядок, формы и сроки уплаты таможенных пошлин и налогов.

Теоретико-методологической основой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие различные аспекты взимания таможенных платежей. Информационная база исследования включает в себя федеральное законодательство, нормативные акты по вопросам деятельности таможенной службы, статистические данные и аналитические материалы Министерства экономического развития России, Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

12 стр., 5790 слов

Таможенные платежи и налоги

... за уплату таможенных платежей и налогов. В целом дипломная работа отвечает предъявленным требованиям высшей школы и заслуживает положительную оценку. 1. Налоги и платежи в сфере таможенного дела 1.1 Общая характеристика налогов и платежей в области таможенного дела Таможенные платежи могут рассматриваться ...

1. Общая характеристика таможенных пошлин и налогов

1.1 Понятие и виды таможенных пошлин, налогов

таможенный пошлина налог

В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее — ТК ТС), таможенная пошлина определяется, как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границуТаможенный кодекс таможенного союза. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. — 191 с..

Согласно пп.1 п1. статьи 5 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Среди таможенных пошлин выделяют:

  • ввозные (импортная) таможенные пошлины;
  • вывозные (экспортные) таможенные пошлины.

Таможенные пошлины объединены в Таможенном тарифе Таможенного союза в виде свода. Товары для целей применения ставок таможенных пошлин классифицированы и систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) Таможенного союза.

Ставка таможенной пошлины представляет собой определенную величину которая служит основой для расчета размера таможенной пошлины. Ставка таможенной пошлины устанавливается на каждую категорию товаров и применяется в отношении товара перемещаемого через таможенную границу ТС.

В ТС применяются следующие виды ставок пошлин:

  • адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
  • специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения статья 4 Закона РФ «О таможенном тарифе».

В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть:

— минимальными (облагаются товары, происходящие из государств, которым при торговле в России предоставлен режим наибольшего благоприятствования (далее — РНБ), а ставки таможенных пошлин по позициям ТН ВЭД Российской Федерации, являются базовыми),

— преференциальными (разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. В основе определения размера таможенной пошлины заложена таможенная стоимость. Размером таможенной пошлины является сумма, которую необходимо уплатить плательщику по данному платежу. Таможенная стоимость товаров и (или) их количество является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом РФ «О таможенном тарифе», и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными органами),

  • максимальными (облагаются товары, происходящие из государств, которым Россия не предоставляет РНБ, или страна происхождения которых не установлена, с применением базовых ставок, увеличенных вдвое).

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются и не могут носить индивидуального характера. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьями 35, 36 и 37 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.

14 стр., 6705 слов

Корректировка таможенной стоимости товаров

... у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, выпущенных производителем оцениваемых товаров. При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 2, при необходимости может производиться корректировка таможенной стоимости идентичных товаров, в случаях ...

Тарифная льгота (преференция) — это льгота, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации, в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

По данным таможенной статистики ФТС РФ общая сумма предоставленных льгот по уплате таможенных налогов и пошлин в 2009 году составила 197,18 млрд. рублей, что на 37,26 млрд. рублей меньше, чем в 2008 году (234,44 млрд. рублей).

Наибольшая доля предоставленных льгот приходилась на товары, перемещаемые в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) — 43,29 % (85,38 млрд. рублей).

При этом по сравнению с 2008 годом сумма льгот по уплате таможенных платежей в отношении этих товаров, уменьшилась с 7,67 млрд. рублей до 7,31 млрд. рублей. Сумма льгот по уплате вывозной таможенной пошлины уменьшилась с 104,94 млрд. рублей до 78,07 млрд. рублей за счет исключения случаев беспошлинного вывоза государственной доли добытых в рамках СРП углеводородов.

Так же, были предоставлены льготы в отношении следующих видов товаров:

  • ввозимых на территорию особой экономической зоны в Калининградской области и вывозимых с этой территории — 30,57% (60,29 млрд. рублей);
  • перемещаемых в рамках отдельных международных договоров (11,96 млрд. рублей) — 6,07%;

— ввозимых для реабилитации инвалидов, изделий медицинской техники, линз и оправ для очков, а также сырья и комплектующих для их производства — 8,61% (16,98 млрд. рублей).

http://www.customs.ru — Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации.

Наряду с таможенной пошлиной к таможенным платежам также причисляют налоги. В ТК ТС к налогам относят — налог на добавленную стоимость и акциз.

НДС (косвенный налог) — платеж, который вводится на каждой стадии производственного процесса и процесса реализации товара, вплоть до конечного потребителя товара.

Акциз — косвенный налог, включаемый в цену товара и уплачиваемый при ввозе, производстве или реализации товара.

НДС и акциз уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Объектом налогообложения для данных видов налогов является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.

При обложении НДС товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации действуют три вида ставок:

  • нулевая,
  • 10 %,
  • 18 %.

Нулевая ставка НДС применяется при реализации:

  • товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенной процедуре экспорта;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров.
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита через указанную территорию;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа;
  • работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
  • драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;

— товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

11 стр., 5011 слов

Роль таможенных платежей в Российской Федерации

... исследование роли и значения таможенных платежей в Российской Федерации и перспектив их развития. Изучение поставленной цели потребовало решения следующих задач: проанализировать понятие и назначение таможенных платежей; рассмотреть виды таможенных платежей; провести анализ динамики поступления таможенных платежей в федеральный бюджет; ...

Ставка 10 % применяется при реализации книжной продукции, продовольственных товаров, некоторых медицинских товаров и товаров для детей, перечисленных в пункте 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении операций, связанных с реализацией остальных товаров, используется ставка в 18 %.

В налоговую базу для обложения акцизами включаются в соответствии со статьей 191 Налогового кодекса Российской Федерации объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров в отношении которых установлены твердые ставки) и таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки).

Исходя из статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождается от обложения НДС ввоз на территорию Российской Федерации:

  • товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
  • медицинских товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сырья и комплектующих изделий для их производства;
  • материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний;
  • художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации;
  • всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
  • продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора;
  • технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
  • необработанных природных алмазов;
  • товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;
  • валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей;
  • продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации.

Согласно статье 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

25 стр., 12297 слов

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

... приобретает изучение правового регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Целью настоящей работы является исследование правового регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Для достижения поставленной ... возможностей укрепления доходной части государственного бюджета прежде всего за счет полной ликвидации таможенных льгот и фискальной рационализации ...

1.2 Роль таможенных платежей в формировании федерального бюджета и обеспечении экономической безопасности государства

Государственный бюджет любой страны, основывается на налоговых и таможенных платежах. Таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Уплата платежей является одним из основных условий операций, связанных с внешней торговлей.

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. От того, насколько законодательство подробно закрепит полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны, настолько снижаются возможные риски ухода от уплаты таких платежей.

Приоритет финансовых целей предопределяет установленный ст. 34 НК РФ статус таможенных органов, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Система учета и собираемости таможенных платежей от внешнеторговых операций более надежна и существенно менее сложна по сравнению с системой внутреннего налогообложения.

Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, формируя казну государства, выполняют две основные функции:

  • фискальную,
  • регулятивную.

Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // «Внешнеторговое право». — 2007. № 2..

Многостороннее таможенно-правовое регулирование дополняется налогово-правовым регулированием, что не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления, повышение уровня благосостояния граждан.

Федеральным законом № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 27.03.2009) (ред. от 08.05.2010) // СПС Консультант Плюс. с 1 октября 2009 года до 30 июня 2010 года предусмотрен переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, и закрытие счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности. В случаях, когда участник внешнеэкономической деятельности активно осуществляет внешнеторговые операции, для упрощения его работы предусмотрена авансовая форма оплаты таможенных платежей.

41 стр., 20497 слов

Организация таможенного склада

... дипломного проекта является разработка и оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта создания нового таможенного склада. ... обоснованный временной интервал проекта; бюджет проекта – затраты и доходы с указанием времени их ... таможенного склада (ТС): понятие и типы таможенных складов, официальные требования к обустройству, оборудованию и местоположению ТС, технологические схемы работы ...

Доходы государства от внешнеэкономической деятельности в значительной мере являются фискальными. Фискальные платежи предполагают удовлетворение публичных интересов за счет принудительного изъятия государством денежных средств, находящихся в частной собственности у физических лиц и организаций либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных юридических лиц Соколова Э.Д. К вопросу о разграничении фискальных и гражданско-правовых платежей // Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Издательско-консультационная компания «Статус-кво 97», 2007. С. 100.,. Фискальные платежи включаются в состав фискальных доходов. Следовательно, финансовые ресурсы, образующиеся в результате деятельности системы таможенных органов и направляемые в бюджет государства для удовлетворения публичных интересов, следует считать таможенными фискальными доходами.

Следует отметить, что все таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета и не могут быть израсходованы на иные цели. Данный фактор обусловливает публичное предназначение таможенных платежей государству, они, наряду с другими обязательными платежами, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства.

Таможенная пошлина, налоги и таможенные сборы по своей сути представляют собой обязательные взносы, являются собственными налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, охраняются принудительной силой государства Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // «Внешнеторговое право». — 2007. № 2.. Следовательно, таможенные платежи являются неотъемлемой частью системы обязательных платежей, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Наиболее развернутым является следующее определение таможенных платежей, под которыми понимаются обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Бакаева О.Ю. Правовое регулирование деятельности таможенных органов в Российской Федерации: Дис. д. ю.н. Саратов, 2005. С. 181..

Примечательно, что в таможенное регулирование включены нормы административного, налогового, финансового, гражданского и уголовного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 3 ТК РФ при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Данное положение означает определенный приоритет источников налогового права, следовательно, институт таможенных платежей регламентируется как нормами налогового, так и нормами таможенного законодательства. Институт таможенных платежей включает исчисление платежей, их уплату и взимание. Плательщик самостоятельно определяет сумму таможенных платежей при перемещении товара через таможенную границу. Исключение составляют случаи перемещения товаров в международных почтовых отправлениях (п. 3 ст. 295 ТК РФ), а также выставление требования о внесении таможенных платежей (ст. 350 ТК РФ).

24 стр., 11952 слов

Таможенный менеджмент

... таможенных органах. Объект исследования: Федеральная таможенная служба России. Предмет исследования: система управления персоналом Федеральной таможенной ... Социальный менеджмент. Основана ... таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной ...

В таких ситуациях таможенный орган исчисляет и определяет размер таможенных платежей самостоятельно.

В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 1991-2008 гг. их доля в федеральном бюджете возросла с 10 до 50,5%, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.

Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита бюджета ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета).

http://slovari.yandex.ru/ и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть. В 2008 г. треть от всех поступлений в федеральный бюджет страны составляла экспортная пошлина Сокольникова О.Б. Таможенные платежи как инструмент государственного регулирования ВЭД и экономики России. // Финансы и кредит. — 2009. — № 17. — С. 47-49..

Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.

На таможенную службу возложена обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом» для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования — планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).

Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.

Сравним: В 2008 году в федеральный бюджет перечислено 4 трлн. 664,2 млрд. руб., что составляет 101,8 % от установленного таможенным органам задания. По сравнению с 2007 г. платежей перечислено на 1 трлн. 436,5 млрд. руб. больше (на 44%).

По итогам 2009 года в доход федерального бюджета перечислено 3 трлн. 519,8 млрд. рублей, что составляет 101,4 % от установленного таможенным органам задания.

21 стр., 10363 слов

Правовой статус Федеральной таможенной службы Российской Федерации, ...

... данной работы является: выявление правового статуса ФТС, изучение проблем, с которыми сталкивается ФТС, проведение анализа работы ФТС. Объектом исследования данной темы является Федеральная таможенная служба. Успешное функционирование ... Выбранная тема «Правовой статус Федеральной таможенной службы, её структура и функции» на сегодняшний день является, несомненно, актуальной, ...

Рис. 1 Структура таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет за 2009 г. http://www.customs.ru — Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации.

Несмотря на снижение объемов внешнеторгового оборота по сравнению с 2008 годом более чем на 36 %, перечисления ФТС России в федеральный бюджет превысили уровень докризисного 2007 года на 8 % (рис. 1).

По итогам 2009 года в доход федерального бюджета перечислено 3 519,8 млрд. рублей, что составляет 101,38% от установленного таможенным органам задания.

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469 млрд. долларов США В общих итогах внешней торговли России и в итогах торговли с государствами-участниками СНГ учтены данные Федеральной службы государственной статистики о торговле с Республикой Беларусь. и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе экспорт — 301,6 млрд. долларов США (снижение на 35,5%), импорт — 167,4 млрд. долларов США (снижение на 37,3%).

Cальдо торгового баланса составило 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году (рис.2) http://www.customs.ru — Федеральная Таможенная Служба Российской Федерации..