Лицензирование на воздушном транспорте как комплексный подход к выполнению качества обслуживания пассажиров

Курсовая работа

Основная часть (выдержка)

Лицензирование – один из немногих рычагов реализации государственной политики в области воздушного транспорта, и в сегодняшней ситуации отказываться от него бессмысленно и губительно для отрасли. Эти правила игры должны включать обоснованный, соответствующий целям государственной политики набор сертификационных и лицензионных требований, механизмы и процедуры сертификации и лицензирования, систему органов лицензирования, сертификации и контроля, а за несоблюдение требований должны предусматриваться жесткие меры ответственности .

Теоретически любая российская авиакомпания сможет работать на любом внутреннем российском маршруте, на каком только пожелает.

Формирование своей внутренней маршрутной сети и выполнение регулярных перевозок по конкретным внутренним маршрутам будет организовываться и осуществляться авиакомпаниями в соответствии с требованиями данного постановления на основании договоров с аэропортами, агентствами по продаже авиперевозок и другими организациями, обеспечивающими авиаперевозочный процесс.

Росавиация берет на себя контроль за распределением слотов (временных интервалов в аэропортах), выдаваемых определенным авиакомпаниям. В настоящее время слоты выдаются аэропортами.

«Сегодня наиболее серьезная проблема, с которой сталкиваются авиакомпании в аэропортах, — это согласование и распределение слотов, что фактически сдерживает развитие ряда воздушных линий», это связано, в частности, с тем, что аэропорты зачастую неправильно рассчитывают свою пропускную способность, занижая параметры. Так, из 64 аэропортов федерального значения только около 25 заявляют круглосуточный режим работы, а более 40 вводят ограничения в связи с ремонтными работами, поэтому чтобы сделать процесс распределения слотов между авиакомпаниями более прозрачным, в новом документе вводится оценка пропускной способности аэропорта:

1-й уровень «Некоординируемый» — это аэропорты, у которых пропускная возможность значительно превышает количество запрошенных слотов авиакомпаниями. Такие аэропорты более не имеют права отказать перевозчику в предоставлении свободного слота;

2-й уровень «Частично координируемый» — аэропорты, у которых пропускная способность примерно соответствует запросам авиакомпаний;

3-й уровень «Регулируется Росавиацией» — аэропорты, в которых количество запрошенных слотов значительно превышает возможности аэропорта.

9 стр., 4030 слов

Обслуживание пассажиров в аэропортах

... обслуживание авиарейсов. Многие частные авиакомпании осуществляют дополнительные услуги, такие, как предоставление автотранспорта в арендное пользование и носильщиков багажа, ресторанное обслуживание и т.п. 2. Платные и бесплатные услуги, предоставляемые пассажирам в аэропорту В аэропортах пассажирам ...

Росавиация будет проводить оценку пропускной способности, а также определять, какое количество слотов может быть выдано авиакомпаниям каждым определенным аэропортом. Агентство планирует создавать централизованный банк распределения слотов, в который вносятся данные о пропускной способности российских аэропортов. При распределении слотов аэропорты будут руководствоваться примерно 30 критериями, среди которых так называемые исторические слоты, осуществление рейсов по решению Правительства РФ, регулярные/нерегулярные рейсы.

Что касается международных перевозок, то авиакомпании могут реализовывать свои права в пределах норм (прав на доступ к рынку), заложенных в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении или международных договорах Российской Федерации, имеющих более высокую юридическую силу по сравнению с законодательством Российской Федерации.

Постановлением также предусмотрено утверждение Минтрансом России порядка формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии, и порядка допуска Росавиацией перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов.

В настоящее время эти документы находятся в завершающей стадии внутриминистерского согласования. После утверждения министром они пройдут процедуру регистрации в Минюсте России.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Субъектом лицензирования в указанной сфере деятельности может выступать только юридическое лицо, отвечающее всем требованиям в части наличия квалифицированного персонала, необходимой техники и оборудования, а также аттестатов и свидетельств установленного образца.

К числу обязательных условий, которые будут проверяться уполномоченными органами на различных стадиях рассмотрения заявки, относятся:

  • наличие квалифицированного персонала, обладающего необходимым стажем работы и документа о прохождении обучения по специализации, соответствующей заявленным видам работ;
  • наличие собственного или арендованного недвижимого имущества, которое будет использоваться для основной и управленческой функции соискателя лицензии;
  • наличие собственного или арендованного технического оборудования, позволяющего осуществлять заявленную деятельность.

В состав лицензируемых видов работ, могут входить по отдельности или совокупно, следующие направления деятельности:

  • проектирование и разработка техники авиационного или двойного назначения;
  • испытательная деятельность воздушной техники;
  • производство и ремонт авиационной техники.

О выборе конкретных видов работ соискатель указывает в заявке, направляемой в уполномоченные органы.

12 стр., 5989 слов

Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

... назначения; создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику. В мировой практике объектами экспортного контроля являются вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, применяемые в военно-технической области, ...

Основания и порядок выдачи разрешительных документов для деятельности, связанной с авиационной техникой, регламентированы следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ;
  • Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 240.

Помимо этого, лицензирующие органы осуществляют мероприятия при рассмотрении заявок соискателей на основании Административных регламентов, детально фиксирующих все процессуальные действия и сроки их выполнения.