Основные международные режимы экспортного контроля
Прежде, чем рассматривать существующие международные режимы экспортного контроля необходимо рассмотреть общие концептуальные принципы экспортного контроля, для того, чтобы определиться, что же все-таки дает система экспортного контроля предприятиям-экспортерам.
В 1949 г. по инициативе США был создан первый международный режим экспортного контроля — Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ), осуществляющий непосредственный политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран. В него первоначально вошли все страны НАТО (кроме Исландии), а несколько позже Япония и Австралия. Этот режим являлся центральным звеном широко разветвленной системы, в рамках которой западные страны разрабатывали и осуществляли совместные мероприятия по контролю за экспортом своих промышленных технологий, прежде всего, двойного назначения. Основная задача КОКОМ, которая ставилась при его создании, заключалась в жестко контролируемом сдерживании темпов экономического и научно-технического развития СССР и его союзников путем ограничения, а в ряде случаев и исключения их участия в международном разделении труда и рынков, а также доступа к новейшим высоким технологиям и товарам двойного назначения.
Формально КОКОМ был добровольной организацией, без договорно-правовой основы и его решения носили рекомендательный характер. Практически же деятельность КОКОМ состояла в разработке и согласовании позиций между государствами-участниками по вопросам экспорта товаров и технологий, экспорт которых не должен пересекаться, или, по крайней мере, строго контролироваться. Кроме того, были созданы контрольные списки товаров и технологий, в отношении которых осуществлялись согласованные позиции. Было создано три списка: Список военных технологий; Список ядерных технологий и Промыш-ленно-торговый список, известный как «Международный список КОКОМ». В Промышленно-торговый список были включены товары и технологии двойного назначения, которые могли быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Кроме указанных международных списков каждая страна-участница КОКОМ могла, в соответствии со своими национальными интересами создать свой национальный список товаров или наложить ограничения на экспорт, входящих в него товаров и технологий.
Другой деятельностью КОКОМ было рассмотрение заявок стран-участниц на осуществления экспорта их компаниями товаров и технологий, подпадающих под списки в страны не являющиеся участниками КОКОМ. Формально факт внесения товара или технологии в «Международный список КОКОМ» не означал запрета на экспорт, фактически же странам-участницам не рекомендовалось осуществлять такой экспорт без рассмотрения другими странами-участницами КОКОМ.
Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом
... организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий ...
С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля (catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если знал или имел информацию о том, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя и не прошел согласование в комитете.
По мере развития политической ситуации в Европе и прекращения периода холодной войны, возникла необходимость пересмотра отношений между Западом и Востоком, что в свою очередь привело к прекращению действия КОКОМ и созданию новых международных режимов экспортного контроля.
Создание новых международных режимов экспортного контроля имело целью укрепление безопасности и доверия между государствами путем сотрудничества в вопросах нераспространения оружия массового поражения и контроля за распространением товаров и технологий двойного назначения. В этом проявляется понимание того, что совместные усилия значительно облегчают достижение не только общих, но и некоторых национальных целей.
Существенным является то, что действующие международные режимы экспортного контроля функционируют не только на основе принципа запретов на поставки в третьи страны, а на основе обмена информацией между партнерами и принятых единых правил осуществления экспорта, выработанных путем взаимных консультаций.
Это означает, что при выполнении указанных правил, государства-участники осуществляют торговлю товарами и технологиями двойного назначения в собственных национальных интересах.
Существуют около десяти международных режимов экспортного контроля.
Основными являются четыре международных режима (таблица 1).
Таблица 1
№ п/п |
Наименование режима экспортного контроля |
Год создания |
Основные направления |
Примечание |
1 |
Вассенаарские договоренности |
1995 |
Обеспечивает контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений |
Создан на замену КОКОМ. Россия принята в 1995 г. |
2 |
Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) |
1987 |
Обеспечивает ограничение распространению ракетной техники, а также товаров и технологий, использующихся при создании ракетного оружия |
Россия принята в 1995 г. |
3 |
Комитет Цангера Группа ядерных поставщиков (ГЯП).
|
1974 1976 |
Обеспечивают контроль за экспортом ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий |
Россия принята в 1974 и 1976 гг. соответственно |
4 |
Австралийская группа |
1995 |
Обеспечивает контроль за распространением химического и бактериологического (биологического) оружия |
Россия не является ее членом |
Для каждого из режимов создан свой механизм консультаций и обмена информацией между партнерами. Государства обеспечивают друг друга информацией о случаях отказа в выдаче лицензий и о компаниях и отдельных лицах, в отношении которых имеются материалы об их причастности к созданию военных программ.
Административная структура международных режимов экспортного контроля направлена, в основном, на поиск согласия при принятии решений о коллективных действиях.
Благодаря этому каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и сама осуществляет их регулирование собственным законодательством и с помощью собственных административных и контрольных органов.
Международный режим экспортного контроля за товарами
и технологиями двойного назначения
и обычными вооружениями
Режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями — Вассенаарские договоренности создан на замену КОКОМ в декабре 1995 г. в г. Вассенааре (пригороде Гааги).
В состав данной организации вошли 23 страны, ранее состоящие члены КОКОМ, а также Россия, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Аргентина и Республика Корея.
Страны-участники договорились о том, что вновь созданный международный режим экспортного контроля не должен иметь каких-либо «черных списков» стран, для которых должны устанавливаться какие-либо экспортные ограничения (если только такие ограничения не наложены Советом Безопасности ООН).
Вместо этого предложено осуществлять мониторинг поведения стран, не входящих в данный режим, в целях своевременного принятия против них ограничительных мер по экспорту контролируемой продукции.
Вассенаарские договоренности преследуют четыре основные цели:
1. Обеспечение большей транспарентности (открытости) и ответственности в отношении передачи вооружений и «чувствительных» товаров и технологий.
2. Недопущение поставок товаров и технологий двойного назначения для военных нужд в страны, политика которых является предметом серьезной озабоченности участников Вассенаарской договоренности и мирового сообщества.
3. Обеспечение на добровольной основе обмена информацией и возможности проведения скоординированной национальной политики в области контроля экспорта товаров и технологий двойного назначения.
В то же время Вассенаарские договоренности не направлены против какого-либо конкретного государства или группы государств, не препятствуют осуществлению добросовестной торговли и не ущемляют прав государств на приобретение законных средств для собственной обороны (статья 51 Устава ООН).
Обязательства, принятые на себя государствами-участниками, содержатся в «Первоначальных элементах» и включают в себя: цели режима, охват сферы деятельности, процедуры обмена информацией.
Российская делегация на первом же заседании Вассенаарские договоренности настояла на том, чтобы в качестве основы ее деятельности был принят принцип «консенсуса», а не простого большинства, чего добивались США. Она также добилась признания первенства национального законодательства перед положениями, выработанными Вассенаарскими договоренностями.
В соответствии с принятыми обязательствами государства-участники будут осуществлять контроль за продукцией, вошедшей в согласованные списки: Список товаров и технологий двойного назначения и Список вооружений (Россией, Украиной и Францией принят как справочный).
Список товаров и технологий двойного назначения имеет три раздела:
раздел 1 — базовый список,
раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,
раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.
В рамках Вассенаарских договоренностей выработаны и согласованы единые подходы относительно порядка:
- выдачи экспортных лицензий на товары и технологии двойного назначения;
- корректировки контрольных списков;
- установления и контроля конечных пользователей в странах импортерах;
- контроля за реэкспортом и передачей экспортируемой продукции третьим лицам.
В соответствии с Первоначальными элементами определена процедура обмена информацией между государствами-участниками данного режима:
- государства-участники будут уведомлять обо всех отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками, в отношении номенклатуры, включенной в Список товаров и технологий двойного назначения тогда, когда причины отказов соответствуют целям договоренностей;
- по разделу 1 Списка товаров и технологий двойного назначения государства-участники должны информировать обо всех отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками, на совокупной основе с периодичностью два раза в год;
- по разделам 2 и 3 контрольного списка, государства —
участники уведомляют обо всех отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками, на индивидуальной основе. Государства-участники соглашаются в том, что уведомления будут направляться своевременно, предпочтительно в течение 30, но не более 60 дней с момента отказа в выдаче;
- по разделам 2 и 3 контрольного списка, государства-участники уведомляют на совокупной основе дважды в год обо всех выданных лицензиях или передачах, в соответствии с целями
договоренностей, сторонам, не являющимся участниками договоренностей.
Государства-участники, применяя национальное законодательство и критерии, с особым вниманием договорились подходить к рассмотрению экспортных операций по товарам, включенным в раздел «весьма чувствительного» Списка товаров и технологий двойного назначения.
Необходимо отметить, что серьезное внимание будет уделяться процедуре обмена информацией по обычным вооружениям.
Следует отметить, что нормативно-правовую базу Вассенаарских договоренностей в Российской Федерации составляют:
- Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 г. № 1268 «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения»;
— — Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 447 «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники».
Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией
Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) был создан в 1987 году по инициативе США в рамках политики нераспространения ядерного оружия.
Принципы, выработанные странами-участницами РКРТ — по передаче оборудования и технологий, имеющих отношение к Ракетной технике, не направлены на противодействие национальным космическим программам или международному сотрудничеству в области использования космоса, если реализация таких программ не способствует созданию системы доставки оружия массового поражения.
Заявка о вступлении России в режим РКРТ учитывала специфику взаимоотношений российских предприятий в области ракетных технологий с предприятиями оборонной промышленности стран СНГ. В ней отражено, что Россия в качестве партнера по РКРТ будет продолжать существующую практику кооперации с другими государствами-участниками СНГ, но при этом не будет способствовать развитию национальных ракетных программ этих государств. Поставки странам СНГ технических средств (оборудования, технологий и др.) будут осуществляться по разовым лицензиям или иным письменным разрешениям, выдаваемым соответствующим правительственным учреждением до осуществления экспорта, и каждый запрос на их поставку в эти государства будет рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с Руководящими Принципами РКРТ.
Контроль за экспортом товаров и технологий, применяемых при создании ракетного оружия, регламентируется Руководящими Принципами РКРТ и осуществляется в соответствии с контрольным списком.