Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (стр. 1 )

Курсовая работа

Вагонное хозяйство железных дорог России представляет собой одну из важнейших отраслей . Оно включает в себя вагонный парк, а также комплекс технических средств для его содержания и ремонта.

Главной задачей вагонного хозяйства является полное удовлетворение потребности государства в перевозках грузов и пассажиров.

Для выполнения этой задачи в первую очередь необходимо иметь такой вагонный парк, который по своему техническому уровню и условиям прочности отвечал бы перспективным требованиям эксплуатации.

В данной рассчитываются эксплуатационные показатели грузового и пассажирского парков вагонов.

Для этого проводится планирование эксплуатации и технического обслуживания грузового парка и планирование эксплуатации, экипировки пассажирского парка. По рассчитанным данным проводится анализ использования вагонов обоих парков.

1.1 Термины и определения.

Эксплуатация подвижного состава – это стадия жизненного цикла, на которой реализуется, восстанавливается и поддерживается качество ПС. Эксплуатация включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое техническое обслуживание пассажирских вагонов">обслуживание и текущий ремонт. Понятие жизненного цикла распространятся сейчас на многие технические объекты, и является применением аналогии взгляда на техническую систему как на живой организм, у которого имеются четкие стадии зарождения, развития, процессов жизни, упадка и смерти. Поэтому под жизненным циклом ПС понимают совокупность процессов разработки, изготовления, обращения, эксплуатации и утилизации ПС от начала исследования возможности его создания до окончания применения. Для использования по назначению ПС используются технические средства и организационные мероприятия, документы регламентирующие их применение, которые объединяются понятием средства эксплуатации – это здания, сооружения, технические устройства (в том числе инструмент), средства эксплуатационных депо, запасные части и эксплуатационные материалы, необходимые для эксплуатации ПС.

Организационная часть процесса эксплуатации представлена системой эксплуатации – совокупностью изделий (подвижной состав), средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации. Составной частью системы эксплуатации является система технического обслуживания и текущего ремонта ПС. К техническим устройствам относят машины, приборы, приспособления и т. п.

7 стр., 3473 слов

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения ...

... Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. ... населенных пунктов, на темпы и успехи предпринима­тельской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только техническими устройствами, облегча­ ...

Основной задачей при реализации системы эксплуатации является обеспечение эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава, включающее в себя создание, хранение, рациональное расходование, пополнение до установленных норм запасов, источников энергии и средств, необходимых для эксплуатации и ремонта железнодорожного подвижного состава.

Для координации мероприятий необходимо управление эксплуатацией ПС – система действий органов управления, направленных на выполнение задач по эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

Органы управления эксплуатацией должны осуществлять планирование эксплуатации ПС – заблаговременную разработку мероприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатации с указанием сроков проведения этих мероприятий, исполнителей и ответственных лиц за организацию и контроль их исполнения.

Техническое обслуживание (ТО) согласно ГОСТ 18322—78 – это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности ПС при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Таким образом, ТО – это трудовой процесс, состоящий из определенного набора операций, который выполняют конкретные исполнители, при помощи инструментов, руководствуясь регламентирующими документами, например, технологическим процессом. Чтобы охарактеризовать эти объекты в их взаимодействии, говорят о системе технического обслуживания и ремонта – совокупности взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей, входящих в эту систему и необходимых для поддержания и восстановления качества эксплуатируемого ПС. Данная система является подсистемой системы эксплуатации ПС.

Операция технического обслуживания ПС – это законченная часть технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, представляющая совокупность приемов, выполняемых на одном рабочем месте одним или группой исполнителей, установленными для выполняемой операции средствами технического обслуживания. Когда говорят о ремонте в контексте процесса эксплуатации ПС, то подразумевают только текущий ремонт, в ходе которого выполняют комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности ПС и восстановлению ресурса ПС в целом или его составных частей. При текущем ремонте отдельные части заменяют на новые (отремонтированные) или восстанавливают. Текущий ремонт является неплановым видом ремонта. Когда говорят о вагонах, то различают текущий отцепочный ремонт – ремонт отцепленных от поезда вагонов, выполняемый на специально выделенных железнодорожных путях и текущий безотцепочный ремонт – ремонт вагонов, выполняемый без отцепки их от поезда непосредственно на путях парков станции или на путях механизированного пункта подготовки вагонов к перевозкам (МППВ).

1.2. Виды ремонта и технического обслуживания вагонов

Система ТО и ремонта вагонов устанавливает определенную периодичность и вид ремонта в зависимости от типа вагона и даты его постройки. Кроме плановых ремонтов устанавливается также несколько видов технического обслуживания. Для грузовых вагонов установлены следующие виды ремонта:

16 стр., 7617 слов

Ремонт и техническое обслуживание пассажирских вагонов

... транспортных средств. .1 Техническое обслуживание и экипировка пассажирских вагонов Особенности эксплуатации и технического обслуживания пассажирских вагонов С 1985 г. подразделения по ремонту, ТО и экипировке пассажирских вагонов переданы в состав департамента пассажирских перевозок МПС. Однако, до ...

  • капитальный — производится на специализированных ВРЗ. Основные типы грузовых вагонов проходят капитальный ремонт один раз в десять лет, полувагоны — один раз в семь лет;
  • деповской ремонт грузовых вагонов производится в вагонном депо после пробега 100000 км.

Техническое обслуживание грузовых вагонов включает в себя технический осмотр и текущий ремонт (безотцепочный и отцепочный).

Текущий ремонт не является плановым видом ремонта и выполняется в зависимости от технического состояния. Предусматриваются следующие виды технического обслуживания грузовых вагонов: ТО – техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке к перевозкам без отцепки их от составов или группы вагонов;

  • ТР-1 — текущий ремонт порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или групп вагонов с подачей их на ремонтные пути;
  • ТР-2 — текущий ремонт груженых или порожних вагонов с отцепкой их от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов, выполняемый на путях текущего отцепочного ремонта;
  • кроме того выполняется текущий отцепочный ремонт вагонов на специализированных путях станции (переносится из парков отправления).

Сеть железных дорог состоит из участков, в пределах которых силами вагонных депо проводится техническое обслуживание транзитных и формируемых поездов. Такие участки называются участками обслуживания. Устройства технологического оснащения на этих участках находятся в ведении вагонных депо сортировочных и участковых станций. Устройства относятся к подразделениям: ПТО сортировочных станций (ПТО-С) и участковых станций (ПТО-У).

ПТО имеют гарантийные участки, на протяжении которых ПТО обязан обеспечивать безотказное следование вагонов в обслуживаемых им поездах. Длина гарантийных участков предусматривается для груженых поездов до 500-600 км, а для порожних — 1000 км и более. При этом пункты опробования тормозов (ПОТ) не являются границами гарантийных участков.

Для пассажирских вагонов установлено несколько видов ремонта:

  • КР-1 – капитальный ремонт первого объема;
  • этот вид ремонта выполняется трижды. Первый КР-1 производится через 6 лет после постройки, а также после КР-2 и КВР. Второй и третий КР-1 выполняются через 5 лет;
  • КР-2 – капитальный ремонт второго объема;
  • выполняется через 20 лет после постройки;
  • капитально-восстановительный ремонт (КВР) выполняется для сильно поврежденных вагонов не ранее чем через 20 лет после постройки;
  • деповской ремонт (ДР) выполняется через каждые 300 000 км пробега, но не чаще, чем один раз в год;
  • если такой пробег достигнут менее, чем за год, то проводится техническое обслуживание в объеме ТО-3. Если пробег 300 000 км не достигается за 2 года, то по истечении этого срока производится деповской ремонт.