Особенности нарушений порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств в РФ

Курсовая работа

Введение

В настоящее время внешнеэкономическая деятельность в России развивается стремительными темпами. Одним из основных институтов таможенного права выступает таможенное оформление и представляет собой совокупность юридических норм, определяющих последовательность проводимых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения, уполномоченными лицами в отношении товаров и транспортных средств, через таможенную границу ТС.

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью процесса таможенного декларирования товаров и транспортных средств в условиях роста внешнеторгового оборота России за последние годы.

Действующим законодательством, предусмотрена особая процедура таможенного декларирования товаров и транспортных средств. Несмотря на, то, что процедура таможенного декларирования товаров и транспортных средств, в настоящее время действует и востребована, практика показывает наличие целого ряда проблем, в этой области, от решения которых, зависит очень многое.

Значительную роль в экономическом развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Однако исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов правоотношений — юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Проблемы правового регулирования вопросов, связанных с особенностями таможенного декларирования товаров и транспортных средств, становились предметом научных исследований в трудах ряда исследователей. Среди непосредственно использованных при подготовке настоящей работы исследований, отметим работы таких авторов, как Н.П. Бондаренко, Д.В. Винницкий, М.О. Горчак, А.З. Игнатюк, К.С. Назаренко, А. Юхта и др.

Цель курсовой работы — провести анализ нарушений порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Задачи:

  • рассмотреть особенности нарушений порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств;
  • изучить совершенствование таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Предмет исследования — особенности нарушений порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

3 стр., 1137 слов

Арест товаров,транспортных средств и иных вещей

... экономическом блоке таможенной политики нашей страны. Данные обстоятельства и обуславливают важность и необходимость изучения особенностей наложения ареста на товарную продукцию, транспортные средства и прочие вещи на ... инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров». Книжные издания: 7. иБекяшев К.А., ...

Методологической основой данного исследования является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать упрощенный порядок таможенного оформления товаров как сложную категорию, зависящую от экономических, правовых и социально-политических факторов в определенную историческую эпоху.

Теоретической и нормативной базой исследования являются международные нормативно-правовые акты, Конституция России, Таможенный кодекс Таможенного союза, решения Евразийского экономического союза, нормативные документы Комиссии Таможенного Союза, нормативно-правовые акты всех уровней, принятые на их основе, комментарии к ним специалистов, литература юристов-правоведов, монографии и научные статьи.

1. Особенности нарушений порядка таможенного декларирования товаров и транспортных средств

1.1 Правовая характеристика нарушений таможенных правил декларирования товаров в форме недекларирования и недостоверного декларирования

Обязательным условием перемещения ТиТС через таможенную границу и их выпуска в обращение является таможенное декларирование товаров, которое регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза (гл. 27, 28) и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (гл. 24).

Перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза товары подлежат декларированию при их убытии (ст. 163 ТК ТС), помещении под процедуру таможенного транзита (ч. 5 ст. 160 ТК ТС), декларируются в процессе таможенной операции, связанной с помещением товаров под таможенную процедуру (ст. 173, 179, 203 ТК ТС), при выпуске товара (ст. 195 ТК ТС).

Порядок и технология совершения этой операции устанавливается в зависимости от видов перемещаемых товаров и вида транспорта, используемого для их перевозки, а также категорий лиц, перемещающих товары. Поэтому применяются различные виды таможенной декларации (декларация на товар, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство — ст. 180, 181, 194 ТК ТС).

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем (ч. 6 ст. 4; ст. 12, 179 ТК ТС); права и обязанности декларанта определены ст. 186-189 ТК ТС, ст. 210, 227 ФЗ-311.

Декларирование представляет собой административную процедуру таможенного оформления ТиТС путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом сведений о товарах, таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Перечни основных сведений на товары и документы, которые необходимо представить при таможенном декларировании товаров, содержатся в ст. 181, 183, 184 ТК ТС и ст. 204, 208 ФЗ-311. Они ограничиваются данными, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей.

Порядок предварительного таможенного декларирования товаров, изменения и дополнения сведений, заявленных в таможенной декларации, отзыва ТД и особенности таможенного декларирования в зависимости от категории товаров и лиц, их перемещающих и декларирующих, установлены таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации (ст. 191, 192, 193, 194 ТК ТС; ст. 211-217 ФЗ-311).

13 стр., 6363 слов

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ...

... нормативно-правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза; подробно исследовать понятие и сущность незаконного перемещения товаров; раскрыть способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств. 1. Правовое регулирование ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Верное представление объективной ...

Существуют особенности таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (ст. 351, 355, 356 ТК ТС), перемещаемых трубопроводным транспортом и линиями электропередач (ст. 335, 336, 339 ТК ТС), а также транспортных средств международных перевозок, временно ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (ч. 4 ст. 341, ст. 350 ТК ТС).

Обязанности физических лиц и порядок декларирования ими ввозимой и вывозимой иностранной валюты, а также российских рублей определены федеральным законом.

Декларант несет ответственность за заявление в декларации недостоверных сведений и неисполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 16.2 КоАП РФ).

Нормы КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушения установленного порядка декларирования (ст. 16.2, 16.7, 16.12, 16.17 и отчасти ст. 16.16 КоАП РФ).

Базовой в этом плане является ст. 16.2 КоАП РФ, а все вышеперечисленные статьи — специальными по отношению к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Объектом противоправных посягательств рассматриваемой квалификационной группы НТП являются правоотношения, возникшие при осуществлении таможенных операций, предусмотренных таможенным законодательством (разделы 4, 5 ТК ТС).

Объективная сторона перечисленных выше правонарушений может быть различной в зависимости от характера и условий совершенного деяния, но в основном выражается в форме бездействия (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.12 КоАП РФ), хотя в отдельных случаях может проявляться в виде активных, целенаправленных действий (ч. 2, 3 ст. 16.2, ст. 16.7, 16.17 КоАП РФ).

Квалифицирующим признаком этих НТП является использование недействительных документов (ст. 16.7, 16.17 КоАП РФ).

Административную ответственность по рассматриваемым статьям несут специальные субъекты, указанные в нормах ТК ТС и ФЗ-311, — декларант, таможенный представитель.

В отдельных, прямо предусмотренных законом случаях в качестве субъекта ответственности может выступать физическое лицо, непосредственно перемещающее товары через таможенную границу ТС (ч. 3 ст. 16.2; ст. 16.4 КоАП РФ).

Субъективную сторону рассматриваемых правонарушений составляет вина как в форме умысла (ст. 16.2, 16.7, 16.17 КоАП РФ), так и в форме неосторожности (ч. 1 ст. 16.2, ст. 16.4, 16.12 КоАП РФ).

Вместе с тем, квалифицирующим признаком субъективной стороны может явиться цель, мотив совершенного деяния, что предусмотрено ч. 2, 3 ст. 16.2, 16.7, 16.17 КоАП РФ.

В соответствии с главой 27 ТК ТС и статьей 203 ФЗ-311, таможенному декларированию подлежат товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территорию государств — членов Таможенного союза, и вывозимые из Российской Федерации за пределы территории Таможенного союза при их помещении под таможенную процедуру, изменении таможенной процедуры и вывозе с территории Таможенного союза.

Ответственность за недекларирование ТиТС предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ: лицом не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара и таможенному органу не заявляется весь товар (при декларировании товарной партии) либо часть однородного товара или в декларации указывается наименование товара, отличного от фактически перемещаемого. По ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ подлежат квалификации деяния, при которых к таможенному оформлению фактически представляется товар, отличный от заявленного в ТД. За недекларирование товара по истечении установленного срока временного хранения на складе временного хранения, складе получателя, на железнодорожных путях субъект подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

28 стр., 13654 слов

Особенности административных правонарушений в области таможенного дела

... по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером. Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений. 3) Получение пояснений – форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от ...

Если декларированию предшествовали иные правонарушения, повлекшие выведение товара из-под таможенного контроля, самовольное пользование или распоряжение товаром до его выпуска, выдачу товара без разрешения таможенного органа, то ответственность наступает по соответствующим статьям КоАП РФ (ч. 2, 3 ст. 16.1; ст. 16.9; ч. 2 ст. 16.19, ст. 16.20).

За недекларирование товаров, приобретенных на таможенной территории, перемещенных через таможенную территорию, что влечет за собой неуплату таможенных платежей, несоблюдение установленных запретов и ограничений, ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ не наступает. Однако в действиях таких лиц может усматриваться состав НТП, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.

Недостоверное декларирование образует состав НТП в случае заявления не соответствующих действительности сведений о качественных характеристиках товара, его коде, об описании товара, стране происхождения, количестве в единицах измерения, таможенной статистике и других данных, могущих послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей либо занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ), а также для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

Критерием отграничения состава АП в виде недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. При недекларировании это относится к количественным характеристикам товара (единицы измерения, вес, объем, номенклатура), при недостоверном декларировании — к качественным характеристикам (физические, химические, биологические свойства, происхождение товара, стоимость и другие).

При недостоверном декларировании решающее значение также имеют и последствия противоправных действий, наносящих ущерб экономическим интересам России.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности при сообщении недостоверных сведений, если они послужили (могли послужить) основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. По ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ заявленные недостоверные сведения могут являться основанием для несоблюдения установленных законом запретов и ограничений. При этом для правовой квалификации важное значение имеет представление недействительных документов как квалифицирующий признак АП.

Уведомление декларанта о несоблюдении порядка декларирования не является препятствием к возбуждению дела о НТП, так как с момента принятия таможенной декларации таможенным органом юридическое значение имеют включенные в нее сведения, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении декларантом, таможенным представителем своих обязанностей. Предметом административного правонарушения в данном случае выступают те товары, сведения о которых были заявлены недостоверно.

18 стр., 8575 слов

Экспертиза товаров в таможенном деле

... процессуального порядка ее производства, объектов экспертизы, процессуальных документов закрепления ее результатов, ее классификации. 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 1.1.Экспертиза товаров и экспертная деятельность в таможенном деле Экспертная деятельность Исходя из Гражданского ...

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, включает в себя заявление недостоверных (неполных) сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера.

Ранее таможенное законодательство Российской Федерации содержало перечень сведений, представляемых при декларировании товаров (ст. 124 ТК РФ), в который входили описание товаров, его классификационный код по ТН ВЭД, сведения об исчислении таможенных платежей и другие данные, которые затем вошли и в Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 181 ТК ТС).

Возникают определенные трудности при правовой квалификации НТП, связанных с указанием неправильного кода ТН ВЭД, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Существовало расхождение в подходах к толкованию этой нормы судьями и таможенными органами. При рассмотрении ДАП этой категории судьи не учитывали указание неточного (в диапазоне первых 4-5 цифр) кода ТН ВЭД в качестве квалификационного признака объективной стороны АП, если остальные характеристики товара, в частности описание товара, в той или иной степени соответствовали действительности, и прекращали дела об АП рассматриваемой категории в связи с отсутствием состава правонарушения. Таможенные органы в свою очередь исходили из четкой формулировки закона о том, что в таможенной декларации, как и в документах, представляемых при декларировании, должны содержаться сведения, необходимые для совершения таможенных операций (ст. 40 ТК РФ).

Сведения о коде ТН ВЭД и таможенной стоимости товара необходимы для исчисления и обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 81, 82, 84 ТК ТС).

Как следует из судебных решений, указание ошибочного кода не имеет решающего значения для квалификации действий декларанта и позволяет таможенному органу самостоятельно принять решение о классификации товара и необходимые меры по взысканию неуплаченных таможенных платежей. Кроме того, для определения вины юридического лица в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ мотив указания ошибочного кода не имеет значения, поскольку условия определения вины юридического лица не рассматривают умысел в качестве элемента субъективной стороны АП в случае заявления при описании товаров достоверных сведений о его свойствах и характеристиках, на что указывается в методических письмах Главного управления таможенных расследований и дознания ФТС России.

Внесение в 2010 и 2011 годах значительных изменений в таможенное и особенно административное законодательство позволило более конкретно определить признаки этого правонарушения, что сблизило позиции судебных и таможенных органов в части правовой оценки признаков объективной и субъективной сторон АП при квалификации этого НТП по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Указание в ТД неточного кода ТН ВЭД, если это не связано с заявлением недостоверных сведений о количестве, свойствах и других характеристиках товара, влияющих на его классификацию по товарной номенклатуре, может свидетельствовать об отсутствии признаков субъективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

8 стр., 3780 слов

Таможенная процедура временного вывоза. Предоставляемые документы и сведения

... ввоза Временный ввоз (вывоз) - режим, согласно которому эксплуатация товара допускается с частичным или полным освобождением от уплаты таможенных налогов и пошлин, без использования мер экономической политики. Временный ввоз (вывоз) товаров возможен ...

В случаях принятия таможенным органом предварительного решения о классификации товара, привлечение декларанта к административной ответственности за заявление недостоверных сведений о коде товара возможно только в случае, если будет доказано, что в ТД задекларирован товар, отличный от того, в отношении которого таможенным органом было принято решение о классификации.

Недостоверность заявленной в ТД таможенной стоимости товара как признак рассматриваемого НТП также требует документальной проверки и подтверждения достоверности сведений и документов, представленных в таможенный орган, так как несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует состава АП. При этом не исключается представление при таможенном декларировании недействительных транспортных и коммерческих документов, на основании которых производится расчет заявленной таможенной стоимости. В этих случаях представление недействительных документов будет являться квалифицирующим признаком АП, хотя в диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ он не обозначен.

Квалифицирующим признаком объективной стороны НТП, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, является не только заявление недостоверных сведений, но и представление в таможенный орган недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Использование недействительных документов является основным квалифицирующим признаком объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения.

Наличие специального субъекта ответственности (декларанта, таможенного представителя) также является определяющим признаком данного правонарушения. Субъективная сторона деяний, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 16.2 КоАП РФ, характеризуется наличием прямого умысла, корыстных мотивов. При доказывании вины таможенного представителя следует обратить внимание на реализацию им предоставленных прав и исполнение возложенной обязанности (ст. 15-17 ТК ТС), а также на возможность проверить соответствие товара заявленным в ТД сведениям. В то же время необходимо учитывать принципы разумной достаточности, применяемые в обычных условиях делового оборота, и не вменять в качестве непринятия необходимых мер проведение действий, связанных с экспертными проверками качества, стоимости, страны происхождения товара, подлинности документов и тому подобного.

1.2 Нарушение порядка декларирования иностранной валюты, денежных средств и денежных инструментов

Невыполнение требований ч. 5 ст. 355 ТК ТС о письменном декларировании физическими лицами перемещаемой иностранной валюты, наличных денежных средств и (или) денежных инструментов образует состав НТП, предусмотренный ст. 16.4 КоАП РФ.

Объектом рассматриваемого правонарушения является порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза иностранной валюты, наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, установленный Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденным решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 51 (ратифицирован Федеральным законом от 03.05.2011 № 83-ФЗ; регулируется Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О валютном регулировании и валютном контроле». Таможенным законодательством также регулируются общественные отношения в этой области, не урегулированные указанными федеральными законами.

11 стр., 5456 слов

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

... период в истории таможенного досмотра связан с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 1.3 Классификация таможенного досмотра товаров и транспортных средств Таможенный досмотр можно классифицировать по ... вызвали необходимость изменения процедуры таможенного контроля, переноса основной работы по таможенному оформлению и досмотру грузов с таможенной границы вглубь страны. В ...

Объективная сторона НТП выражается в недекларировании сумм валюты и (или) денежных инструментов, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США, либо указании в письменной декларации недостоверных сведений о суммах ввозимой или вывозимой валюты и (или) денежных инструментов, превышающих в эквиваленте 10 000 долларов США, что образует состав рассматриваемого НТП. В случае перемещения денежных средств через таможенную границу с сокрытием от таможенного контроля правонарушение квалифицируется по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ33.

Незаконные перемещения через таможенную границу ТС наличных денежных средств в крупном и особо крупном размере подпадают под признаки уголовного преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 200.1 УК РФ («Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»).

Определения крупного и особо крупного размера незаконно перемещенных денежных средств даны в примечаниях к указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.

Предметом АП, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, является вся сумма незадекларированной либо недостоверно задекларированной физическим лицом иностранной валюты и (или) денежных инструментов Российской Федерации, подлежащая письменному декларированию. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на день совершения или обнаружения административного правонарушения.

Субъектом ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов может быть только физическое лицо, фактически перемещающее валютные ценности через таможенную границу Таможенного союза. С субъективной стороны НТП по этой статье характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности.

Ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений предусмотрена ст. 16.12 КоАП РФ. Это может быть: общий срок подачи ТД при ввозе товаров (ст. 185 ТК ТС; ст. 209 ФЗ-311) либо установленный таможенным органом срок подачи ТД, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи ТД (ст. 197 ТК ТС); срок представления дополнительных документов, подтверждающих заявленные в ТД сведения (ст. 183 ТК ТС; ст. 208 ФЗ-311), или дополнительных сведений после подачи неполной ТД (ст. 185 ТК ТС; ст. 212 ФЗ-311).

Под нарушением сроков представления ТД, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, понимается их непредставление в установленный 45-дневный срок. В каждой из первых трех частей ст. 16.12 КоАП РФ рассматриваются элементы объективной стороны НТП, которые одновременно являются квалифицирующими признаками деяния, выраженного в форме бездействия: несоблюдение сроков подачи полной ТД при временном периодическом декларировании, итоговой ТД при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде в соответствии с п. 4 ст. 194 ТК ТС, ст. 215 ФЗ-311 (ч. 1 ст. 16.12 КоАП РФ); подача ТД с нарушением установленных сроков, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров (ч. 2 ст. 16.12 КоАП РФ); непредставление в установленный срок документов и сведений для проведения таможенного контроля, запрошенных таможенными органами в целях проверки (ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ).

14 стр., 6599 слов

Виды таможенных правонарушений и их отличие от других административных ...

... Нарушение таможенных правил/ Вишняков В.И.// Таможня - 2015. - № 5. В рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) квалификации по составам, согласно главе 16 КоАП РФ подлежат правонарушения, ... преступности, так же в таможнях и на таможенных постах, в пунктах пропуска, создано и установлено множество различных технических средств, способствующих выявлению незаконного ввоза и вывоза товаров, ...

Объективная сторона этих составов НТП выражается в несовершении уполномоченным лицом (декларантом, таможенным представителем) необходимых действий по декларированию товаров при определенных законом особенностях выпуска товаров. В этом проявляется специфика как самого представления таможенной декларации и необходимых документов в таможенные органы, так и правовой квалификации АП. Состав перечисленных НТП является формальным, АП считается оконченным по истечении установленного срока представления ТД и документов в таможенный орган.

Федеральным законом от 06.12.2011 № 409-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 16.12 КоАП РФ была дополнена новыми частями, предусматривающими административную ответственность за несоблюдение срока подачи ТД на товары, явившиеся орудием, средством совершения либо предметами АП или преступления (ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ) после рассмотрения таможенными органами ДАП либо уголовных дел или ДАП в суде и принятия решения об оформлении выпуска этих товаров. Соответствующий порядок установлен ст. 199 ТК ТС и правовыми нормативными актами государств — членов ТС. Состав этого НТП также является формальным.

Частью 5 ст. 16.12 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля, определенной ч. 5 ст. 98 ТК ТС (срок — в течение 5 лет).

Субъектами ответственности по этим составам являются декларанты, лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, а также иные заинтересованные лица, имеющие полномочия в отношении упомянутых товаров и документов на них.

Субъективная сторона НТП, предусмотренных ст. 16.12 КоАП РФ, может выражаться виной юридических, физических и должностных лиц в форме как неосторожности, так и умысла.

1.3 Правовая квалификация нарушений порядка декларирования товаров, связанных с использованием недействительных документов в качестве орудия совершения АП

Административная ответственность установлена за представление недействительных документов при таможенном декларировании в нескольких статьях главы 16 КоАП РФ (ч. 3 ст. 16.2; ст. 16.7, 16.17).

В ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.17 КоАП РФ рассматривается объективная сторона этих правонарушений как совершение целенаправленных действий по введению в заблуждение таможенных органов относительно декларируемых товаров путем представления недействительных документов при подаче ТД (ст. 195 ТК ТС) или при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 197 ТК ТС), что является квалифицирующим признаком НТП. Под недействительными документами, согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, понимаются: поддельные документы; документы, полученные незаконным путем; документы, содержащие недостоверные сведения; иные, не имеющие юридической силы документы. Содержание этого деяния различается лишь по цели его совершения: в одном случае — для неприменения запретов и ограничений на ввоз-вывоз товара до подачи ТД, в другом — при декларировании, если представленные сведения и документы могли повлиять на принятие решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации. Поэтому ст. 16.17 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и при конкуренции этих норм НТП квалифицируется по специальной норме.

16 стр., 7613 слов

Особенности применения административной ответственности за правонарушения ...

... товаров и транспортных средств через таможенную границу России, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере. Задачей курсовой работы является изучение правовых основ административной ответственности за нарушение ... актом законодательства об административных правонарушениях в таможенной сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В ...

Правонарушение считается оконченным после представления в таможенный орган недействительных документов. В случае использования недействительных документов для подтверждения соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством, при выпуске товара ответственность наступает по ч. 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ, и дополнительной квалификации по ст. 16.3 КоАП РФ не требуется. Если при подаче ТД для выпуска товара не соблюдаются условия избранной таможенной процедуры, представляются недействительные документы, с помощью которых возможно полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей или неприменение запретов или ограничений экономического характера, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Статья 16.7 КоАП РФ имеет достаточно сложную конструкцию, предусматривающую административную ответственность лица (владельца товара, декларанта), передавшего таможенному представителю документы, содержащие недостоверные сведения о ТиТС, для представления их в таможенный орган при таможенном декларировании, а также других операциях.

При этом представляемые документы должны отвечать понятию «недействительные» и являться необходимыми для представления на любом из этапов таможенной операции. Их получение должно повлечь за собой сообщение таможенным органам недостоверных сведений. Однако состав этого правонарушения затрагивает не только таможенное оформление, но и другие таможенные процедуры, предусмотренные главами раздела 6 ТК ТС.

Как правило, подобное правонарушение выявляется таможенным органом в ходе проверки представленных документов для регистрации таможенного декларирования либо в ходе производства в отношении таможенного представителя, заявившего или сообщившего в таможенный орган недостоверные сведения. Внутренняя коллизия рассматриваемой нормы заключается в возложенной на таможенного представителя обязанности проверить достоверность полученных сведений в соответствии с нормами таможенного законодательства ТС. Ненадлежащее исполнение этой обязанности составляет уже не административный, а дисциплинарный проступок. Поэтому в этом случае возможны два варианта привлечения к ответственности: и декларанта по ст. 16.2 КоАП РФ, и лица, представившего таможенному представителю недействительные документы, по ст. 16.7 КоАП РФ, либо только субъекта, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ.

Субъектом данного правонарушения является декларант. Субъективная сторона этого НТП характеризуется наличием умысла. Нельзя исключать и версию сговора декларанта и таможенного представителя.

2. Совершенствование таможенного декларирования товаров и транспортных средств

2.1 Проблема выявления нарушений порядка декларирования товаров и транспортных средств

В соответствии со ст. 16.1. КоАП РФ «Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств — членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, — влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза — влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Для целей применения данной нормы закона под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы».

Перейдем к характеристике данного правонарушения. Правильное понимание объективной стороны состава нарушения таможенных правил невозможно без определений, которые используются в Таможенном кодексе Таможенного союза. В связи с этим при решении вопроса о квалификации административных правонарушений, содержащихся в гл. 16 КоАП РФ, необходимо учитывать нормы и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, раскрывающие смысл и содержание соответствующих понятий и элементов таможенно-правовых отношений.

Диспозиция статьи 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения товаров и транспортных средств, позволяющим вывести их из-под контроля таможенных органов. В связи с этим объектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, является одновременно порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и порядок проведения в отношении их таможенного контроля.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. Под ввозом понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (подп. 3 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под вывозом также понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы (подп. 4 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Под незаконным перемещением товаров и транспортных средств закон подразумевает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Таможенного союза.

При этом в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из способов, указанных в ст. 16.1 КоАП РФ. Частью 1 ст. 16.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия с этой территории. Согласно ст. 156 Таможенного кодекса Таможенного союза прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза. Однако действие, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза.

В иных местах, не являющихся местами прибытия, товары могут прибывать на таможенную территорию Таможенного союза в случаях и порядке, которые определены законодательством государств — членов Таможенного союза. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза также допускается только в пунктах пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза.

Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются: таможенная декларация либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Кроме этого, независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается в совершении следующих противоправных действий:

  • нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств — членов Таможенного союза, или вне времени работы таможенных органов;

— совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо пунктов пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иных мест, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза, или вне времени работы таможенных органов. Субъектами данного правонарушения могут быть любые лица (физические, юридические либо должностные), осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза с нарушением порядка прибытия и убытия.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают как товары, так и транспортные средства. С субъективной стороны совершение правонарушения возможно, как умышленно, так и по неосторожности. Часть 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля одним из следующих способов:

  • путем использования тайников;
  • путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;
  • путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу); специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды).

Конструктивные емкости в транспортных средствах и товарах, использованные для сокрытия товаров от таможенного контроля, но не подвергшиеся для этих целей конструктивным изменениям, разборке и монтажу, не являются тайниками. К способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие, например, как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства).

То есть место помещения товаров не является общепринятым и разумным, либо характер размещения товаров явно свидетельствует о намерении скрыть их от таможенного контроля. Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.

При этом придание одним товарам вида других должно выражаться именно в физическом изменении товаров, а не в документальном недостоверном заявлении сведений. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако факт сокрытия таможенным органом может быть обнаружен на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля. К ответственности по данной статье может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров (например, отправитель придал одним товарам вид других).

Предметом рассматриваемого правонарушения могут быть товары и транспортные средства. Транспортные средства, при перемещении товаров в которых использовались тайники либо иные способы, затрудняющие обнаружение товаров, признаются орудиями правонарушения и могут быть конфискованы лицом, рассматривающим это правонарушение. Часть 3 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем представления недействительных документов; использования для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам. Квалификации по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ подлежат представление недействительных документов и использование средств идентификации только в целях сообщения недостоверных сведений, конкретно перечисленных в диспозиции, а именно:

  • о количестве грузовых мест;
  • об их маркировке;
  • о наименовании;
  • о весе брутто и (или) об объеме товаров.

При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие на таможенную территорию Таможенного союза товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Кроме этого, такие недостоверные сведения должны быть сообщены таможенному органу в следующих случаях:

  • при прибытии или убытии с таможенной территории Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств;
  • при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • при помещении товаров на склад временного хранения.

В других случаях, не указанных в диспозиции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, сообщение таможенному органу недостоверных сведений не образует состав рассматриваемого правонарушения. Заявление недостоверных сведений или представление недействительных документов, например, при декларировании товаров подлежит квалификации по ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ, представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации — по ст. 16.17 КоАП РФ.

При доказывании вины перевозчика (юридического лица) в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, следует оценить, насколько положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года и др.) предоставляют перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и какие меры были приняты перевозчиком по их соблюдению.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных грузов, количество которых определяется весовым параметром, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемых товаров и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей. Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а именно поддельного средства идентификации, т.е. полностью изготовленного фиктивного средства идентификации; подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, т.е. соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.

Ответственность по ч. 4 ст. 16.1. наступает за представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, помещении товаров на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.

Согласно подп. 17 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза мерами нетарифного регулирования признается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Недействительными документами являются:

  • поддельные документы, т.е. полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);
  • документы, полученные незаконным путем, т.е.

выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

  • документы, содержащие недостоверные сведения (документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности.

При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т.п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными);

  • документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам (документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств);

— иные не имеющие юридической силы документы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы. С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

Подводя итоги можно сделать вывод о необходимости совершенствования законодательства путем более точного определения ключевых понятий и механизма их применения.

2.2 Пути совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств

В настоящее время среди положительных результатов ведения форм таможенного декларирования необходимо выделить следующее.