Акцизы и ндс в системе таможенных платежей

Курсовая работа

Налог на добавленную стоимость и акцизы — важнейшие косвенные налоги, занимающие главное место в национальной налоговой системе. Одним из самых сложных случаев налогообложения является сбор налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через границу таможенного союза. Это и обусловило актуальность темы данной работы.

Целью данной статьи является анализ существующей практики взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных процедурах при перемещении товаров через границу таможенного союза.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие добавленной стоимости и налога на добавленную стоимость, история возникновения налога;
  • дать определение понятию «акцизы»;
  • охарактеризовать значение и роль налога на добавленную стоимость и акцизов в налоговой системе России;
  • описать особенности взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных процедурах при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза;
  • выявить основные проблемы, связанные с взиманием налог на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза при применении различных таможенных процедур.

Объект исследования — налог на добавленную стоимость и акцизы как инструменты управления экономическими процессами в государстве.

Среди экономических рычагов воздействия государства на рыночную экономику важное место отводится налогам. В рыночной экономике любое государство во многом использует фискальную политику как некий регулятор воздействия на негативные рыночные явления. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой.

В налоговой системе Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджета, так и с точки зрения их влияния на финансовое положение налогоплательщиков. Если налог на добавленную стоимость, корпоративный налог и акциз составляют основную часть налоговых поступлений, налог на имущество невыгоден для бюджета. Следует отметить, что и налог на добавленную стоимость, и акцизы являются косвенными налогами, которые занимают основное место в национальной налоговой системе. Они взимаются в процессе перемещения доходов или оборота товаров, работ и услуг и включаются в виде надбавки в цену товаров, а также в тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

21 стр., 10252 слов

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости ...

... Однако при соблюдении определенных условий таможенный орган также может провести таможенную оценку товаров. В-третьих, таможенная оценка применяется к товару. В-четвертых, таможенная стоимость осуществляется для определения таможенной стоимости товара. Термин «таможенная оценка» имеет гораздо больше определений, ...

В настоящее время налог на добавленную стоимость является одним из важнейших федеральных налогов. Основа его коллекции, как следует из названия, — добавленная стоимость, создаваемая на всех этапах производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодополняющие функции: налоговую и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.

Планирование и прогнозирование в организации напрямую зависят от ясности или неоднозначности налоговой системы, взаимные договоренности с бюджетом зависят, правильность, скорость и своевременность которых волнует любую организацию.

За время существования налога на добавленную стоимость и акцизов существующий механизм их исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает много вопросов по толкованию и уточнению порядка взимания этих налогов и отражению бухгалтерской организации по данным видам налогов в бухгалтерском учете предприятия. Несмотря на большое внимание, уделяемое этим налогам, постоянное изменение нормативной базы, регулирующей налоговые правоотношения, по-прежнему остается много спорных вопросов, подтвержденных многочисленной арбитражной практикой. В настоящее время одним из самых сложных случаев налогообложения является сбор налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через границу таможенного союза. Проблемы возникают в отношении правовой базы и налоговой культуры трех стран: России, Беларуси и Казахстана. Правовые основы которых не совпадают, что, в свою очередь, позволяет уклоняться от уплаты акцизов налога на добавленную стоимость или осуществлять незаконный возврат денежных средств. Это и обусловило актуальность темы данной работы.

1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость и акцизов и их роль в налоговой системе РФ.

1.1. Понятие о добавленной стоимости и налоге на добавленную стоимость и история его возникновения.

В настоящее время концепция добавленной стоимости не трактуется однозначно. В самом общем виде добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.

С одной стороны, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы и получаемой прибыли как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, связанных непосредственно с его производственным циклом. С другой стороны, добавленная стоимость может быть представлена ​​как разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуг и понесенными затратами.

19 стр., 9074 слов

Совершенствование механизма налогообложения транспортных средств организации

... и другие. Дипломная работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы Глава 1. Теоретические аспекты транспортного налогообложения 1. Экономическое содержание транспортного налога Экономическое содержание транспортного налога обусловлено объектом транспортного налогообложения, которым признаются ...

Налог на добавленную стоимость — один из самых важных и в то же время самых сложных для понимания, расчета и контроля. Однако он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, принося от 12 до 30 процентов налоговых поступлений правительства. В частности, 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют налог на добавленную стоимость как основной налог на потребление. Кроме того, налог на добавленную стоимость взимается еще в 35 развивающихся странах. Этот вид косвенного налогообложения не применяется в развитых странах, таких как США, Канада, Австралия и Швейцария.

Распространение налог на добавленную стоимость в 1970—1980-е гг. XX века можно считать одним из наиболее важных достижений мировой теории и практики налогообложения. История развития налогообложения не знает других примеров, когда налог так быстро переводился из теоретической конструкции в практическую область, занимая при этом доминирующее положение среди налогов на потребление в большинстве стран мира.

Первоначально в Германии экономист Вильгельм фон Сименс предложил ввести «улучшенный налог с продаж». Однако в то время его идея не была воспринята должным образом. Затем, в 1954 году, министру финансов удалось заменить налог с оборота, взимавшийся в то время в стране. Впервые налог на добавленную стоимость на практике был опробован во Франции в 1958 году, а с конца 1960-х гг. распространение данного Франции Морис Лоре разработал принципиальную схему действия налога, налога приняло масштабный характер. Этому способствовало принятие директив ЕЭС, согласно которым налог на добавленную стоимость был утвержден в качестве основного косвенного налога для стран-членов ЕЭС и был установлен крайний срок его введения — до 1972 года.

Широкое распространение налог на добавленную стоимость обусловлено рядом фундаментальных преимуществ данного налога:

  • стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;
  • потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются налогом на добавленную стоимость );
  • регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;
  • получение государством части дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма налога на добавленную стоимость, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;
  • применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;
  • косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются налогом на добавленную стоимость), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0 процентов).

В Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен 1 января 1992 г и вместе с акцизами фактически вытеснил другие косвенные налоги с оборота и продаж, намного превзойдя их по роли и значению. В настоящее время налог на добавленную стоимость в России является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Доля налога на добавленную стоимость в доходах консолидированного и особенно федерального бюджета остается стабильно высокой. Так, в 2003 году доля этого налога в консолидированном балансе составляла около 24 процентов всех налоговых поступлений, а в федеральном бюджете — около 37 процентов.

13 стр., 6172 слов

Международная система и принципы определения таможенной стоимости

... общее понятие таможенной стоимости; 2. рассмотреть основные принципы и методы определения таможенной стоимости; 3. рассмотреть международную систему определения таможенной стоимости. 1. Понятие и содержание таможенной стоимости Таможенная стоимость -- стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС). Фактически ...

Начиная с 1 января 2001 г. взимание налога на добавленную стоимость в РФ осуществляется в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса.

В большинстве случаев бремя уплаты налога на добавленную стоимость перекладывается на конечных пользователей и поэтому классифицируется как косвенный налог. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых других случаях он приобретает признаки прямого налога.

1.2 Понятие акцизов и история возникновения акцизного налогообложения.

Акцизы — это один из косвенных налогов, применяемых к налогоплательщикам, производящим и продающим подакцизные товары. Акцизы включаются в стоимость подакцизных товаров и затем передаются конечным потребителям. При этом размер акциза во многом определяет уровень цен на налогооблагаемые товары, а также влияет на спрос. Особенностью акцизов является то, что этот налог распространяется только на определенные товары, называемые акцизными товарами.

Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из самых надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Принципы, используемые при установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

  • во-первых, акцизами не облагаются товары первой необходимости;
  • во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);
  • в-третьих, облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потреб­ление (алкогольная и табачная продукция).

При применении акцизов неоднократно менялись группы налогооблагаемых товаров и налоговые ставки. В России в 15-20 вв. Акцизными сборами в основном облагались такие группы товаров, как соль, алкогольные напитки, табак, сахар и нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 года акцизы были отменены, а с 1921 года — вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930—1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 года. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после налога на добавленную стоимость. В 2007 году доля акцизов в консолидированном балансе составила 9,3% от общих налоговых поступлений.

Начиная с 1 января 2001 года взимание акцизов в РФ осуществляется в соответствии с гл. 22 НК. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).

13 стр., 6339 слов

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ...

... категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу. Бакаева ...

Следует отметить, что состав подакцизных товаров в период 1992—2003 гг. подвергался значительным изменениям. Так, в начале 1990-х гг. была предпринята попытка расширить круг подакцизной продукции за счет изделий из хрусталя, меха, ювелирных изделий и т.п. В течение нескольких лет помимо товаров облагались акцизами и некоторые виды минерального сырья (нефть, природный газ).

В настоящее время перечень акцизных товаров упорядочен, значительно сократился и приближается к спискам акцизных товаров, используемых в развитых зарубежных странах. При этом следует учитывать, что в число товаров, облагаемых акцизом, всегда были и, вероятно, будут входить алкогольные и табачные изделия. Это связано с присущими этим товарным группам характеристиками: с одной стороны, они не являются обязательными для всех потребителей, с другой стороны, эти товары характеризуются достаточно низкой себестоимостью производства и высокой ставкой акциза.

Сейчас подакцизными товарами признаются (ст. 181 НК):

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и др.) с объемной долей этилового спирта более 9процентов;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процентов, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые; мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками акциза являются [Далее НК РФ, гл. 179]:

  • организации,
  • индивидуальные предприниматели (ИП);
  • лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (их состав определяется в соответствии с ТК).

При этом следует учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками только в том случае, если они осуществляют операции, облагаемые акцизом.

2. Анализ особенностей взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза при различных таможенных процедурах.

Применение таможенных пошлин и налогов не может рассматриваться отдельно от таможенных процедур, под которые помещаются товары.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

4 стр., 1748 слов

Южноафриканский таможенный союз

... Западноафриканский экономический и валютный союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Восточноафриканское сообщество, Южноафриканский таможенный союз) и одно на Ближнем Востоке (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). таможенных союзов объединены единой таможенной территорией, действует единый ...

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

2.1. Применение акцизов и НДС в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.

Выпуск для внутреннего потребления — таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.

При импорте товаров на территорию одного государства — участника таможенного союза с территории другого государства — участника таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

1.1. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиком одного государства — члена таможенного союза и налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным или агентом.

1.2. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиками одного государства — члена таможенного союза и другого государства — члена таможенного союза и при этом товары импортируются с территории третьего государства — члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров.

1.3. Если товары реализуются налогоплательщиком одного государства — члена таможенного союза на основании договора комиссии, поручения или агентского договора налогоплательщику другого государства — члена таможенного союза и импортируются с территории третьего государства — члена таможенного союза, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом.

1.4. Если налогоплательщик одного государства — члена таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства — члена таможенного союза налогоплательщиком другого государства — члена таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).

3 стр., 1424 слов

Порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товаров, ...

... Таможенного союза с выдачей единых документов (далее - Единый перечень). Если продукция не включена в Единый перечень, ввозимые товары должны соответствовать требованиям, установленным национальным законодательством. В РФ порядок ввоза товаров на таможенную территорию ...

1.5. Если товары приобретаются на основании договора между налогоплательщиком государства — члена таможенного союза и налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза, и при этом товары импортируются с территории другого государства — члена таможенного союза, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, — собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора.

Налоговой базой для обложения акцизами является объем, количество импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы подакцизные товары).

Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

1) принятия на учет импортированных товаров;

2) срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

Уплата акциза на маркированные подакцизные товары производится в сроки, установленные законодательством государства — члена таможенного союза.

2.2. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре экспорта.

Экспорт — это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенного союза и предназначены для постоянного нахождения за пределами таможенного союза.

12 стр., 5920 слов

Таможенные процедуры

... базы таможенного регулирования определяют актуальность курсовой работы. Объектом исследования курсовой работы является совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами, т.е таможенные процедуры. Предметом ...

При экспорте товаров с территории одного государства — члена Таможенного союза на территорию другого государства — члена Таможенного союза налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость и освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган соответствующих документов.

При экспорте товаров налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства — члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее — договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) — договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза.

3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее — Заявление) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);

4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства — члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства — члена таможенного союза;

5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством.

Все вышеперечисленные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства — члена Таможенного союза, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства — члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

13 стр., 6298 слов

Таможенная процедура переработки на таможенной территории, её ...

... следующие задачи: исследовать особенности применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории; исследовать порядок помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; исследовать особенности таможенного оформления и таможенного контроля при совершении операций по переработке на таможенной территории. Курсовая работа состоит из двух разделов, ...

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа. Объем товаров, ставки акциза, действующие на дату отправки акцизных товаров, вывозимых в государства-члены таможенного союза, а также размер акцизного налога подлежат отражению в соответствующей декларации по акцизному налогу.

Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает соответствующее решение.

Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговой базой по НДС является стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором, при отсутствии стоимости в договоре — стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре и товаросопроводительных документах — стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

2.3. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре переработки вне таможенной территории.

Переработка вне таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов на экспорт возникает с момента оформления таможенной декларации. Прекращаются соответствующие обязанности при завершении действия таможенной процедуры до истечения установленных сроков (если ранее не наступил срок уплаты).

Полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость предоставляется в отношении продуктов переработки, если целью переработки был гарантийный (безвозмездный) ремонт вывезенных товаров. При этом в отношении товаров, ранее выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, полное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость не предоставляется, если при выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие дефекта, являющегося причиной ремонта. Во всех остальных случаях сумма подлежащего уплате НДС, как и прежде, будет рассчитываться от стоимости операций по обработке.

Налоговая база по налогу на добавленную стоимость в этом случае определяется как стоимость операций по переработке товаров, а при отсутствии документов, подтверждающих стоимость операций по переработке, — как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенной стоимостью вывезенных на переработку товаров.

Ставка налога на добавленную стоимость, применяемая к переработанной продукции, такая же, как и при реализации товаров на территории Российской Федерации.

Акциз будет уплачен в полном объеме, за исключением случаев, когда операцией обработки был ремонт экспортируемых товаров. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории завершается постановкой переработанных продуктов на таможенные процедуры для реимпорта или выпуска для внутреннего потребления.

2.4. Применение акцизов и НДС в таможенных процедурах для внутреннего потребления.

Переработка для внутреннего потребления — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

При помещении товаров под данную таможенную процедуру налог на добавленную стоимость и акцизы уплачиваются в полном объеме.

2.5. Применение акцизов и НДС в таможенной процедуре, переработка на таможенной территории.

Переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Переработка на таможенной территории — таможенная процедура, при которой товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость.

При помещении под таможенную процедуру переработки на таможенной территории РФ акциз не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки в определённый срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз уплачивается в полном объёме.

2.6. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре временный ввоз.

Временный ввоз — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

При помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном таможенным законодательством. Полное условное освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, в частности:

  • временно ввозятся контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковок;
  • если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма.

В отношении иных товаров, а также при несоблюдении условий полного освобождения применяется частичное освобождение, при котором за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3 процента от суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренным таможенным законодательством таможенного союза.

2.7. Применение акцизов и НДС при таможенной процедуре реимпорт.

Реимпорт — таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 Кодекса ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

При помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость и акциза, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством таможенного союза.

2.8. Перечень таможенных процедур при помещении товаров под которые налог на добавленную стоимость и акциз не уплачивается.

К данным таможенным процедурам относятся:

1) Таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

2) Таможенный склад — таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

3) Беспошлинная торговля — таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Свободная таможенная зона

5) Уничтожение — таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Отказ в пользу государства

3. Проблемы взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного Союза при различных таможенных процедурах.

В настоящее время достаточно остро стоят проблемы, связанные с механизмом возмещения сумм налога на добавленную стоимость и акцизов.

Следует учитывать, что ускоренный период формирования Таможенного союза создал массу проблем, обусловленных несовершенством норм права.

Нормативная основа, регулирующая юридическую ответственность за нарушения таможенного законодательства, должна быть едина. В противном случае деяние, наказуемое, например, по Кодексу РФ об административных правонарушениях, может не считаться правонарушением по административному законодательству Казахстана. Поправки, таким образом, следует внести в уголовные кодексы государств, а также законы, устанавливающие составы административных правонарушений – нарушений таможенных правил.

Основной проблемой взимания налога на добавленную стоимость и акцизов при различных таможенных процедурах — полностью не решен вопрос унификации ставок НДС и акцизов.

В настоящее время еще не разработаны формы всех документов, связанных с перемещением товаров между странами-участницами союза, что может вызвать сложности при осуществлении внешнеторговой деятельности российскими компаниями.

В случае оказания услуг по переработке давальческого сырья данные положения являются неоднозначными. При осуществлении услуг по переработке могут возникать существенные сложности с применением нулевой ставки НДС, особенно в случаях, когда товары, произведенные в ходе переработки, не вывозятся с территории Таможенного союза, или если переработка осуществляется на основании договора с компаниями, не являющимися резидентами в странах Таможенного союза.

В силу того, что в 21 главу Налогового кодекса РФ не внесены изменения, связанные с новым порядком таможенного оформления товаров, перемещаемых между странами Таможенного союза, у транспортных компаний могут возникнуть сложности с применением ставки НДС 0%, например, в отношении услуг по транспортировке товаров, ввозимых из дальнего зарубежья в Казахстан российским перевозчиком.

Заключение.

В данной работе были рассмотрены одни из основных элементов налоговой системы — налог на добавленную стоимость и акцизы и их применение при различных таможенных процедурах.

Следует сказать, что данные налоги является одними из важнейших источников формирования доходов консолидированного и федерального бюджетов. Он занимает первое место в структуре доходов консолидированного бюджета России, акцизы – четвертое.

Создание Таможенного союза позволило формирование единой таможенной территории — территории, состоящей из таможенных территорий сторон, применительно к которой сторонами установлен Единый таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе.

Поскольку функционирование ЕТТ предполагает взимание НДС и акцизов в рамках Таможенного союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля, приоритетной задачей для налоговых органов в ближайшее время становится реализация межгосударственного проекта по введению налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран – участниц.

Как следует из вышеизложенного, в правовом регулировании акцизных сборов в торговле между странами участницами Таможенного союза существует значительная неопределенность. На сегодняшний день формально действуют протокол «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», и соглашение между Правительство РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан.

Однако нормы этих документов сформулированы недостаточно конкретно и многие из них фактически не применимы в отсутствие унифицированного таможенного законодательства, особенно в части акцизных сборов. Таким образом, непроработанность межгосударственных соглашений и соглашений о таможенном союзе снижает действенность интеграции в этой области.

Список используемых источников и литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/aktsizyi-i-nds-v-sisteme-tamojennyih-platejey/

1. Таможенный кодекс Таможенного союза.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 г.(ред. от 11.12.2009) «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе».

4. Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.

5. Налоги и налогообложение [Текст] = Taxes: учебник / под ред. И. А. Майбурова. — М.: Юнити-Дана, 2007. — 655с.

6.Романова И. Б. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. — метод. комплекс / И. Б. Романова; Федер. агентство по образованию; Ульянов. гос. ун-т. Ульяновск: УлГУ, 2006. — 85с.

7.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. — М.: Дело, 2004. — 400с.

8. Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).