Диспетчерская система руководства перевозками грузов

Курсовая работа

Диспетчерская система руководства перевозками

Управление отгрузкой автомобильного транспорта необходимо для достижения максимально эффективного его использования, соблюдения ежедневного графика работы и постоянного контроля за работой подвижного состава, а также принятия своевременных мер по устранению перебоев в работе. Только при соблюдении всех этих требований возможно выполнение ежедневного транспортного плана.

Различают две системы диспетчерского руководства работой автомобилей на линии: систему децентрализованного диспетчерского руководства, при которой отдел эксплуатации каждого АТП руководит работой автомобилей, и систему централизованной диспетчерской службы (ЦДС).

Этой службе подчинено несколько АТП одного ведомства (объединения), расположенных в крупном городе. При такой системе операционный отдел не управляет работой вагонов на линии, и задача ATP — подготовить подвижной состав к работе и выпустить его на линию в соответствии с приказами CDS, которая управляет работа машин всех подведомственных ему компаний.

ЦДС может обеспечить более рациональные маршруты, ликвидировать встречные перевозки грузов, в результате чего повышается коэффициент использования пробега автомобилей, и добиться равномерного распределения объема транспортной работы между АТП. В настоящее время используется система ACS, которая является основным мировым направлением улучшения работы автомобильного транспорта.

Перед тем, как покинуть линию, водитель получает накладную и сменное задание на перевозку груза. При оформлении накладной он получает инструкции о маршрутах, условиях перевозки, способах сообщения, погодных и дорожных условиях.

Связь между водителем и диспетчером осуществляется по телефону, радио или при личном контакте с линейными диспетчерами, находящимися в мобильных или постоянных диспетчерских пунктах. В случае вынужденной остановки из-за отказов или неисправностей и невозможности устранения их своими силами водитель должен сообщить об этом на АТП для принятия мер.

В случае недоставки товара покупателями или чрезмерного простоя водитель обязан проинформировать экспедитора для получения инструкций по дальнейшей работе. В этом случае по рекомендации грузоотправителя водителю могут быть поручены другие работы. По окончании смены водитель должен сдать накладную с отгрузочными документами на обработку начальнику смены. Если водитель по какой-либо причине вернулся на предприятие до или после указанного времени, он должен сообщить грузоотправителю о причинах, вызвавших ранний заезд.

14 стр., 6914 слов

Конструктивный способ повышения комфортабельности грузового автомобиля

... снижают утомляемость пассажиров и водителя во время вождения. Цель исследования: конструктивный способ повысить комфорт грузового автомобиля. Задачи исследования: 1. ... основу изделия. Тектоникой называют видимое отражение в виде работы структуры и организации материала. Он соединяет в себе ... особенности его строения. Если по форме можно судить о том, какие нагрузки несет конструкция, какие нагрузки она ...

Контроль за работой драйверов на линии осуществляется контроллерами линии. При возникновении неисправности автомобиля водитель должен принять меры по ее устранению и, если это невозможно, вызвать техпомощь.

Результат выполненных транспортных работ, расход топлива и заработная плата водителя определяются на основании накладной и товаросопроводительных документов.

Для централизованного управления работой подвижного состава на линии при территориальных транспортных объединениях, либо при крупных транспортных предприятиях, создаются, как правило, центральные диспетчерские службы (ЦДС) или логистические центры. Руководство движением из одного центра, снабженного комплексной системой информации, обеспечивает принятие более рациональных оперативных решений, целесообразных и технически обоснованных, так как они исходят из общих задач наилучшего обслуживания пассажиров на территории населенного пункта.

Основными задачами диспетчерского управления являются:

  • повышение эффективности использования подвижного состава;
  • улучшение качества транспортного обслуживания;
  • контроль за своевременным выпуском подвижного состава на линию;
  • контроль за регулярностью движения подвижного состава и за состоянием обслуживания пассажиров;
  • регулирование движения при отклонениях от расписания и восстановление нарушенного движения;
  • организация заказных перевозок пассажиров;
  • координация работы различных видов пассажирского транспорта.

Одна из важных задач системы контроля отгрузки — обеспечение регулярности движения подвижного состава по маршрутам. Движение считается регулярным, если подвижной состав своевременно отправляется в рейс, интервалы на всех остановочных пунктах соблюдаются равными и соответствуют расписанию и подвижной состав прибывает в конечный пункт точно в установленное расписанием время.

Регулярность движения обеспечивается выполнением двух условий: при полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое условие) и при точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением регулярности каждого рейса (достаточное условие).

Рейс считается регулярным, если водитель подвижного состава точно отправляется с начального пункта, своевременно (с опозданием не более чем на 1 мин) проследует промежуточные контрольные пункты и прибудет на конечный пункт точно по расписанию. Рейсы, выполненные сверх допустимых отклонений от программы, вне зависимости от причин, их вызвавших, считаются нерегулярными.

следует различать регулярность проезда и регулярность движения подвижного состава по маршруту. Некоторые рейсы могут быть регулярными, но должной регулярности движения по маршруту в целом не достигнуто.

Качество обслуживания и регулярность трафика — понятия взаимосвязанные и неразделимые. С повышением регулярности движения увеличивается объем движения, пассажиры более равномерно распределяются по транспортным средствам и обеспечивается возможность своевременной оплаты поездки. При нарушении регулярности движения происходит переполнение салона автотранспортом, снижение выручки и рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания затрат времени на посадку и высадку пассажиров, что в свою очередь создает задержки подвижного состава на остановках, нарушается установленный режим работы, повышается расход топлива (электроэнергии), снижается скорость сообщения и безопасность движения. Поэтому достижение высокой регулярности движения — одна из важнейших задач службы по организации перевозок транспортных объединений и компаний.

11 стр., 5462 слов

Мировая транспортная система

... Мировая транспортная система находится в постоянном развитии. На современном этапе большое значение имеют информационные и инновационные технологии развития. Основными направлениями сейчас являются увеличение скорости движения, повышение безопасности движения, ... работу транспортной системы и включающую в себя пути соединения, движимый состав, грузово-разгрузочное хозяйство транспортных и ...

Регулярность движения транспортных средств на маршруте определяется коэффициентом регулярности

Диспетчерская система руководства перевозками 1 , (9.2)

где Диспетчерская система руководства перевозками 2 — количество фактически выполненных рейсов;

Диспетчерская система руководства перевозками 3 — число рейсов, выполненных с нарушением расписания;

Диспетчерская система руководства перевозками 4 — плановое количество рейсов, заложенное в расписании.

Регулярность же движения определяется в процентном выражении:

Диспетчерская система руководства перевозками 5 (9.3)

Допуски возможных отклонений от расписания устанавливаются дифференцировано в зависимости от интервала движения, сложности и протяженности маршрута и т.д. Некоторые транспортные ассоциации вводят дифференцированную систему оплаты в зависимости от достижения запланированной регулярности движения.

Управление диспетчеризацией в городском пассажирском транспорте включает в себя весь комплекс работ, связанных с подготовкой и организацией выпуска подвижного состава на линию, непосредственным контролем их движения по маршрутам и своевременным возвратом в транспортные компании.

Диспетчерское руководство подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Внутрипарковое предусматривает: контроль за подготовкой к выпуску; подготовку документации на выпуск; организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на линию; контроль и учет времени возвращения.

Линейное руководство включает в себя: оперативный постоянный контроль за соблюдением каждым транспортным средством маршрутного расписания; регулирование движения; восстановление нарушенного движения; рациональное использование резервного подвижного состава; координацию движения различных видов транспорта; осуществление мер по оперативному регулированию движения; принятие мер по оказанию технической помощи; подготовку суточной отчетности.

Как было отмечено ранее, для централизованного управления работой подвижного состава при территориальных органах управления (логистических центрах) и крупных транспортных предприятиях создаются объединенные диспетчерские службы. Организационная структура и штатная численность аппарата пассажирской диспетчерской службы (логистических центров) устанавливается для каждого населенного пункта по суточному объему перевозок в целом по городу в зависимости от протяженности и конфигурации маршрутной сети, числа транспортных предприятий, количества подвижного состава на линии, а также методов обработки и анализа информации о работе подвижного состава.

9 стр., 4481 слов

Основные характеристики современных подвижных составов автомобильного транспорта

... и ТР автомобилей является актуальной. 1. Анализ состояния подвижного состава автомобильного транспорта 1 Основные определения, цель и задачи использования подвижного состава автомобильного транспорта Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы. ...

Деятельность диспетчерских служб строится по трем основным направлениям: сбор информации, организация контроля за движением подвижного состава и управление транспортным процессом. Информация, поступающая с линии, является исходным материалом для организации управления и регулирования пассажирских перевозок. Для поиска рациональных и обоснованных решений, направленных на совершенствование транспортного процесса, технологический процесс должен включать в себя различные методы контроля работы подвижного состава, позволяющие получать достоверную информацию. Выпуск подвижного состава на линию и время его эксплуатации, количество выполняемых рейсов, регулярность движения, простои на линии, качество пассажирских перевозок и безопасность движения подлежат контролю. Поступающая информация отправляется в соответствующие отделы для анализа и принятия необходимых решений по управлению транспортным процессом.

2. Формы организации перевозки грузов (централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства)

В автомобильном транспорте существует две формы организации грузовых перевозок: децентрализованная и централизованная.

В случае децентрализованной перевозки грузополучатели организуют вывоз товаров от отправителя на собственном транспорте или по заказу в СПС без согласования последовательности перевозки и транспортных работ других грузополучателей. При этом последние используют штат собственных грузчиков, экспедиторов, агентов по снабжению и др.

Этот вид транспорта требует больших непроизводительных затрат и не способствует развитию общественного транспорта.

Широкое применение нашла более прогрессивная система организации перевозок грузов — централизованная. Автомобильное транспортное предприятие (организация) в соответствии с договором, заключенным с грузоотправителем или грузополучателем, своим подвижным составом или нескольких автотранспортных предприятий при едином оперативном руководстве перевозит грузы с транспортно-экспедиционным обслуживанием по согласованным графикам. В то же время ATP доставляет товары от этого отправителя всем получателям или доставляет их получателям от всех отправителей. К данному виду перевозок относятся централизованный завоз (вывоз) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани), аэропорты, а также регулярные междугородные перевозки, осуществляемые по автомобильным дорогам, перечень которых устанавливается советами министров союзных республик.

Погрузка и укладка на подвижной состав расфасованных и маркированных товаров осуществляется грузоотправителями, транспортировка и экспедирование — транспортной организацией, разгрузка — грузополучателями. Отгрузка включает прием, сопровождение и доставку товара, а также подготовку товаросопроводительных документов.

Перевозка грузов поставщика одной транспортной организацией и доставка по заранее установленным графикам позволяют улучшить использование подвижного состава, повысить производительность труда на всех стадиях процесса перемещения, освободить грузоотправителей и грузополучателей от решения вопросов транспортирования грузов.

Таким образом, при централизованных перевозках достигается:

3 стр., 1364 слов

Услуги перевозки в составе туристского продукта

... туристского продукта; проанализировать роль и место транспортных услуг в туризме; исследовать основные виды и средства транспортных перевозок в индустрии туризма. Объектом исследования в данной курсовой работе являются туристские транспортные перевозки в составе туристского продукта. Предметом исследования являются: ...

  • повышение степени механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение числа грузчиков и экспедиторов;
  • создание условий для развития контейнерных, пакетных и других прогрессивных способов перевозок грузов;
  • увеличение грузоподъемности используемых автомобилей за счет укрупнения размера партий грузов;
  • повышение коэффициента использования пробега за счет взаимной увязки перевозок при их оперативном планировании;
  • повышение коэффициента использования грузоподъемности путем приспособления подвижного состава к постоянным перевозкам (специализация, дооборудование);
  • снижение простоев под погрузкой-разгрузкой за счет применения часовых графиков перевозок, укрупнения грузовых мест, механизации погрузочно-разгрузочных работ и специализации подвижного состава.

Все это увеличивает производительность подвижного состава и рабочей силы и снижает стоимость автомобильного транспорта, а также снижает материальные и трудовые затраты для отправителей и получателей.

3. Диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии

1 Контроль выполнения графиков движения и работы подвижного состава на линии

Управление отгрузками направлено на обеспечение эффективного и экономичного использования подвижного состава с соблюдением планов, установленных для перевозки грузов на всех участках.

Оно предполагает: контроль за своевременным выходом автомобилей на линию и возвращением в АТП, за прохождением через контрольные и погрузочно-разгрузочные пункты; увеличение или уменьшение числа автомобилей на маршрутах и объектах в зависимости от напряженности работы, а также изменение маршрутов; обеспечение обратной (попутной) загрузки автомобилей; принятие мер для устранения возникающих при работе на линии срывов и неполадок; обеспечение оперативной технической помощи автомобилям, находящимся на линии.

Для диспетчерского руководства и контроля за работой подвижного состава на линии применяются проводная связь (телефонная обычная, селекторная и телетайпная), радиосвязь, радиотелеграф, локальный радиотелефон и радиотелефон, включающийся в городскую телефонную сеть, а также автоматизированные системы контроля и управления.

2 Формы и технические средства контроля диспетчерской связи

Автоматизированные системы управления перевозками используются при движении транспортных средств на постоянных маршрутах малой протяженности, например, при технологических перевозках, и одновременно выполняют функции регистрации эксплуатационных параметров транспортного средства. Они фиксируют проезд автомобилей через блокпосты с регистрацией их количества и времени и при необходимости учитывают интенсивность движения, автоматически взвешивая автомобили с грузом и без груза. Номера автомобилей могут непосредственно набираться водителем, вводиться с помощью кодовых карточек (жетонов) или опознаваться дистанционно. В последнем случае система содержит датчик и декодер номера автомобиля. Сигнал от датчика к блоку идентификации передается по радиоканалу, с помощью индуктивной связи, луч света.

Тахографы (рис. 1) применяются при разовых перевозках и маршрутах большой протяженности. Они позволяют фиксировать скоростной режим движения по времени, часы движения и простоев (погрузку-разгрузку, отдых водителей, технические неисправности) по часам суток путем построения с помощью самописцев на дисковой диаграмме (тахограмме) графиков: время — скорость; время — вид профессиональной деятельности или отдыха водителя (вид занятий и номер водителя фиксируются соответствующим видом наносимой самописцем полосы), время — путь. Кроме того, пробег автомобиля фиксируется счетчиком пути. С помощью некоторых типов тахографов может регистрироваться время работы дополнительных агрегатов (подъемные механизмы, насосы, холодильные агрегаты и т.п.), расход топлива, масса груза и другие параметры. Для обработки информации, нанесенной на тахиграммы, используются специальные устройства, в которых при значительном оптическом увеличении графиков численные значения показателей работы автомобилей получают с помощью электронных процессоров. В перспективе тахографы будут наносить информацию непосредственно на машинные носители ЭВМ (магнитную ленту и т.п.).

18 стр., 8625 слов

Понятие и формы таможенного декларирования товаров и транспортных средств

... всех последующие таможенные операции. Целью данной работы является определение понятия, порядка и формы таможенного декларирования, нормативно-правовое регулирование декларирования, а также права и обязанности таможенного декларанта. ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И ... сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под один и тот же таможенный режим. Декларант вправе заявить сведения о ...

Техническое средство (рис. 2) состоит из пульта контрольно-технического пункта и диспетчерского электросветового табло.

Пульт представляет собой щит, на котором смонтированы многопозиционные переключатели для автомобилей и двухпозиционные для прицепов (полуприцепов).

Каждое положение переключателя условно (полуприцепов).

 формы и технические средства контроля диспетчерской связи 1

  • контрольная лампа часового механизма;
  • 2-контрольная лампа спидометра;
  • 3-переключатель вида (группы) времени;
  • 4-спидометр;
  • 5-тахометр;
  • 6-контрольная лампа функционирования тахографа.

Рисунок 1 — Общий вид тахографа

Каждое положение переключателя условно соответствует определенному состоянию автомобиля, прицепа (полуприцепа).

Для автомобиля характерны следующие состояния: находится на линии; простаивает на АТП технически готовым к работе; находится на ТО (у каждого вида ТО и ремонта свое положение переключателя).

Для прицепов (полуприцепов) предусмотрены два состояния: технически готов к работе на линии; простаивает на ТО или ремонте.

 формы и технические средства контроля диспетчерской связи 2

  • многопозиционный переключатель пульта контрольно-технического пункта;
  • 2-линии электрической связи;
  • 3-зеленая лампочка табло диспетчера;
  • 4- красная лампочка табло диспетчера;
  • 5- ячейка для путевого листа табло диспетчера.

Рисунок 2 — Принципиальная схема технического средства контроля над техническим состоянием и местонахождения автомобиля

Транспортная карта выполнена в сочетании со специальным шкафом с накладными ячейками. Над каждой ячейкой — две цветные лампочки для автомобиля без прицепа (зеленая и красная) и три — для автомобиля с прицепом (зеленая, красная и желтая).

Зеленая лампочка соответствует второму состоянию автомобиля, красная — третьему и желтая — второму состоянию прицепа (полуприцепа).

При первом состоянии автомобиля лампочки не горят.

Положение переключателей устанавливается механиком контрольно-технического пункта в зависимости от технического состояния и местонахождения автомобиля, прицепа (полуприцепа).

4. Оформление и доставка накладных и товаросопроводительных документов при возврате с линии. Обработка путевых листов

Перевозка грузов автомобильным транспортом независимо от его принадлежности осуществляется только при наличии оформленной документации: товарно-транспортных накладных (ТТН) и путевых листов (форма утверждена согласно «Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» от 30.11.83 г.).

17 стр., 8118 слов

Система смазки двигателя автомобиля

... и в масляном радиаторе, который включается в работу при длительном движении автомобилей летом. В смазочной системе с открытой вентиляцией картера двигателя картерные газы, ... подается разбрызгиванием и самотеком. В двигателях автомобилей применяется комбинированная смазочная система различных типов. Комбинированной называется смазочная система, осуществляющая смазывание двигателя под давлением и ...

Перевозка грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется по товарно-транспортной накладной формы №1-т, а в междугородном сообщении с участием грузовых автомобильных станций (ГАС) или других аналогичных предприятий автомобильного транспорта общего пользования — №2-тм.

Накладная представляет собой документ строгой отчетности, составляется типографским методом и должна иметь учетную серию и уникальный номер для всех копий. Они составляются грузоотправителем (форма №2-тм — автомобильным транспортным органом) на каждую ездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности расчетов за работу автомобильного транспорта.

Товарно-транспортные накладные оформляются независимо от условий оплаты, за исключением перевозок грузов, по которым не ведется складской учет и не организован учет путем взвешивания, геодезического замера, а также при использовании автомобилей для обслуживания линий связи и электропередач, нефтегазопроводов, киносъемок, на перевозках почты и периодической печати, при научно-изыскательских, геологических работах, сборе вторичного сырья предприятиями и организациями.

Если в разделе «Сведения о грузе» формы №1-т нельзя перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей к ТТН (к форме №2-тм во всех случаях) прилагаются специализированные формы (товарная накладная или др.), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание груза у грузоотправителя и оприходование его у грузополучателя, а также складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в накладной указано, что к ней прикреплена специализированная форма, без которой TTN считается нулевым.

Транспортировка однородных грузов на такое же расстояние при условии обеспечения их сохранности может быть разрешена ТТН на общую сумму всех действий, выполненных транспортным средством в течение смены. При оформлении промежуточных поездок отправитель выдает водителю купон на каждую отдельную поездку, который действителен только в день выдачи и заполняется в трех экземплярах: первый — отправителю, второй — водителю и третий. — получателю. В случае перевозки товаров некоммерческого характера третий экземпляр купона может быть опущен. Во время последнего рейса отправитель оформляет накладную на весь объем перевезенного товара и ранее выданные талоны уничтожаются. Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между АТП (организацией), грузоотправителем (грузополучателем) и должны отражать объемы перевозимого груза, время работы и простоя автомобиля по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения их в ТТН.

Если груз перевозится аккордно группой автомобилей, то по согласованию сторон заказчик может оформлять ТТН на всю выполненную работу не реже двух раз в месяц без выдачи водителям талонов (работа водителей учитывается автотранспортным предприятием).

34 стр., 16806 слов

Организация труда водителей

... процессе труда; необходимость выполнения большинства работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в межсезонное время, связанное с их проведением в биологически неудобное для человека ночное время. Учитывая вышеперечисленные особенности, организация труда водителей ...

Основным основным документом для учета эксплуатации грузового автомобиля является накладная. Это документ строгой отчетности, изготовленный типографским способом и имеющий учетную серию и типографский номер (формы №4-с, 4-п и 4-м).

Запрещается ставить ТС в очередь без накладной соответствующего бланка.

Грузоотправители (грузополучатели), автотранспортные предприятия и организации должны не реже одного раза в квартал сверять данные о фактически перевезенном объеме груза и расстояния перевозки с предъявленными к оплате. Грузоотправители (грузополучатели) несут ответственность за достоверность данных о массе груза и числе грузовых мест, указанных в ТТН, а АТП (организации) — за точность расстояния перевозок и тарифного класса груза. Сверки выполняются по графикам, утвержденным АТП (организацией) по согласованию с грузоотправителями (грузополучателями).

Результаты оформляются актом установленной формы.

Суммы излишков, полученные СПС после регистрации грузовых перевозок, переводятся в течение пяти дней с даты подписания акта в поступления в союзный бюджет. При неправильном указании в товарно-транспортных документах расстояния перевозки и класса перевозимого груза излишне полученную провозную плату возвращают грузоотправителю (грузополучателю), а предприятия (грузоотправители и грузополучатели), неправильно указавшие массу груза и число грузовых мест, возмещают АТП излишне выплаченные в связи с этим заработную плату, премии и стоимость списанных горюче-смазочных материалов.

Участники сверки обязаны проинформировать вышестоящие организации, а также органы Центрального статистического управления СССР о фактах выявленных приписок и внести соответствующие изменения в отчетность о выполнении объемов перевозки грузов, прибыль и другие показатели технико-экономические. За неправильное оформление товарно-транспортных документов, повлекшее за собой приписки невыполненных объемов перевозок, ответственные работники и должностные лица лишаются на срок до одного года всех видов премий и вознаграждений по итогам работы за год. Сотрудники, виновные в причинении ущерба предприятию в результате учета объема невыполненных работ по перевозке грузов, возместят его в порядке, установленном действующим законодательством.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей, второй, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. После перемещения груза второй экземпляр накладной предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя, третий и четвертый, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются АТП (организации).

Третий экземпляр накладной служит основанием для расчетов (прилагается к счету за перевозку плательщику-заказчику автомобильного транспорта), а четвертый — для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю (прилагается к путевому листу).

При перевозке грузов в междугородном сообщении предприятие (организация) автомобильного транспорта общего пользования, на которое возложена организация этих перевозок, выписывает товарно-транспортную накладную формы №2-тм в пяти экземплярах (реквизиты заголовочной части заполняются на основании заявки или разового заказа на перевозку груза и путевого листа формы №4-м).

4 стр., 1950 слов

Погрузо-разгрузочные работы. Перевозка грузов

... перевалку груза с одного вида транспорта на другой. Перегрузка, перевалка груза сама по себе - сложный технологический процесс: сухопутные перевозчики передают груз морским или авиа перевозчикам или наоборот. Погрузочно-разгрузочные работы ... контейнеров, тяжеловесных грузов и больших пакетов, а также средства механизации на железнодорожном ходу или на шасси стандартного автомобиля или специальном ...

Пятый экземпляр остается у автотранспортной компании, выдавшей транспорт.

Грузоотправитель при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры накладной (количество устанавливается вышестоящей организацией).

Для грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортные накладные заполняются в трех экземплярах: первый и второй передаются АТП (организации).

Первый экземпляр служит основанием для расчетов с грузоотправителем и прилагается к счету, второй — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу; третий — для учета выполненных объемов перевозок и остается у грузоотправителя.

До прибытия автомобиля грузоотправитель под копировальную бумагу обязан: в заголовочной части ТТН формы №1-т указать дату ее выписки; заполнить строки «Заказчик (плательщик)», «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Пункт погрузки», «Пункт разгрузки»; в разделе «Сведения о грузе» заполнить графы 1-7; заполнить прилагаемые специализированные формы (к форме №2-тм обязательно и №1-т при необходимости) и строку «Отпуск разрешил». Менеджер, подписывая последнюю строку, удостоверяет правильность выполненных регистраций и дает разрешение на отправку товара получателю.

После прибытия автомобиля и погрузки товарно-материальных ценностей грузоотправитель обязан: заполнить в заголовочной части ТТН формы №1-т на основе предъявленного путевого листа строки «Автомобиль», «Прицеп», «Автопредприятие», «К путевому листу №»Водитель»; строки, отражающие прием-сдачу груза, и «Транспортные услуги»; в разделе «Сведения о грузе» — графы 8-11 и 14 (масса груза указывается с точностью до 0,01 т), а также графу «Количество ездок, заездов»; в разделе «Погрузочно-разгрузочные операции» — графы 15, 16,18-23. Время в столбцах 18 и 19 проставляется штампом часов, а в случае их отсутствия — вручную.

Время прибытия под погрузку — это время, когда водитель предъявляет накладную на въездных воротах или на контрольно-пропускном пункте или лицу, ответственному за отгрузку товаров отправителя. Моментом выезда автомобиля из груза считается момент подписания и передачи ТТН водителю лицом, ответственным за отгрузку товара. Если за поездку груз отправляется из нескольких накладных, время прибытия груза записывается в первой из них, время отправления из-под груза записывается в последней, а в остальных накладных ставятся тире. Соответствующие столбцы. При перевозке груза по талонам и оформлении работы одной ТТН в графе 18 записывается время прибытия под погрузку в первом рейсе (ездке), в графе 19 — время убытия от грузоотправителя после ее оформления, а в графе 20- суммарное время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой по всем оформленным талонам; в графах 21, 22 («Дополнительные операции») — выполненные при погрузке груза дополнительные операции (взвешивание, анализ, пересчет и т.д.) с указанием числа по каждой из них и времени на их выполнение.

В пути следования при переадресовке груза реквизиты в строках «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки» зачеркивают так, чтобы их можно было прочитать, а в строке «Переадресовка» проставляют реквизиты нового грузополучателя во всех трех находящихся у водителя экземплярах ТТН. Записи по переадресовке удостоверяются подписью водителя или представителя АТП. В случае загрузки груза в пути к другому автомобилю в строках «Автомобиль», «Водитель» и «Автомобиль» старые данные удаляются, чтобы их можно было прочитать, и записать новые.

Исправление заверяют подписью работника, руководящего перегрузкой.

Факт передачи груза от одного водителя-экспедитора к другому удостоверяется актом установленной формы и делается соответствующая отметка в строке «Отметка о составленных актах». При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе «Отметка о составленных актах» записывают его номер и дату (например, «О недостаче мест», «О нарушении пломбы» и т.п.).

После доставки груза получатель обязан заполнить раздел «Погрузочно-разгрузочные работы» в строке «Разгрузка.» и строку «Транспортные услуги», как и грузоотправитель. Разгрузка считается оконченной после вручения водителю оформленной ТТН. Сдается груз грузополучателю в таком же порядке, в каком был принят у грузоотправителя. При перевозке грузов нетоварного характера в форме №1-т графы 1,2 и 4-10 не заполняются, все записи подтверждаются подписью грузоотправителя в строке «К перевозке сдал» и подписью водителя в строке «Принял водитель-экспедитор».

После сдачи водителем по окончании работы правильно оформленных ТТН (третий и четвертый экземпляры) работник АТП заполняет в заголовочной части «Код заказчика», «Маршрут №», ‘Тар. №» (гаражные номера прицепов), «Вид перевозки» (например, сдельный тариф, повременный тариф, покилометровый тариф, оплата за ездку, работа по групповому акту замера (взвешивания), бригадному подряду, системе тяговых плеч, централизованные перевозки, сборно-развозочные маршруты, маневровые тягачи, попутная загрузка, завоз-вывоз’ с железнодорожных станций и т.п.).

В разделе «Сведения о грузе» в графах 12, 13 записываются код и класс груза, а в разделе «Прочие сведения» в графах 24, 28 — расстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог, в графе 29 — код экспедирования груза, 30 и 31 -коды оказанных транспортных услуг или суммы, причитающиеся с заказчика водителю за оказанные транспортные услуги, 32 и 33 — поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю в соответствии с условиями перевозок согласно положениям) и к основному тарифу (для изменения основного тарифа в случаях, предусмотренных «Едиными тарифами»); в разделах «Расчет стоимости» и «Таксировка» производится расчет стоимости автоуслуг и зарплаты водителю по данной ТТН.

Путевой лист формы № 4-с применяется при перевозке грузов на условиях * оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, №4-п на условиях оплаты работы по повременным тарифам и №4-м — при перевозках грузов в междугородном сообщении. Бланки путевых листов с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) изготовляются по заказам министерств, ведомств и других организаций Госкомиздатом СССР, а формы №4-м — по заказам органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик.

Путевые листы №4-с, 4-п, оформленные в соответствии с инструкцией, выдаются водителю под расписку на один рабочий день (смену) при условии сдачи путевого листа за предыдущий день. При междугородных перевозках длительностью более суток путевые листы формы №4-м выписываются на больший срок. Документ должен иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

Путевой лист формы №4-с содержит заголовочную часть, разделы «Работа водителя и автомобиля», «Движение горючего», «Задание водителю», «Последовательность выполнения задания», «Простои на линии», «Результаты работы автомобилей и прицепов», «Зарплата», а также строки «Особые отметки», «Таксировка», о сдаче и приеме автомобиля и ТТН, о выдаче задания водителю и состоянии его здоровья. В путевом листе формы №4-п вместо раздела «Последовательность выполнения задания» имеются разделы «Талон заказчика», «Расчет стоимости» и «Маршрут движения», а в №4-м в отличие от формы №4-с дополнительно предусмотрен раздел «Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС) «.

Заполнять путевой лист водителю запрещено. Исключение составляют подписи, удостоверяющие прием автомобиля (при выезде) и сдачу (при возврате) автомобиля и ТТН.

До выдачи путевого листа водителю диспетчер АТП заполняет его в следующем порядке: на лицевой части под названием документа записывает дату выдачи (число, месяц, год); в строке «Режим работы» — код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный его учет, работа в выходной, праздничный или в день субботника, по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю; в строке «Колонна, бригада» записывает номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель; в строке «Автомобиль» — марку, тип, государственный и гаражный номера автомобиля; в строке «Водитель» — фамилию, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя; в строке «Табельный номер» — номер, присвоенный водителю на АТП; в строках «Прицепы» — марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем (номера обменных прицепов и полуприцепов записывают по этим строкам в местах их перецепки); в строке «Сопровождающие лица» — фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.); в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графах 2 и 3 — время (ч, мин) выезда и возвращения автомобиля по графику; в разделе «Задание водителю» заполняет графу 16 «В чье распоряжение», графу 17 «Время прибытия» (ч, мин) (указывают время прибытия к заказчику согласно заказу, заявке или графику работы), графы 18 «Откуда взять груз» и 19 «Куда доставить груз» (адреса пунктов погрузки и разгрузки), графу 20 «Наименование груза», графу 21 «Количество ездок с грузом», графу 22 «Расстояние, км» -расстояние перевозок грузов (определяют по данным дорожных органов, или по карте района, города при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера, или по показаниям спидометра автомобиля при сезонных перевозках, зафиксированным актом автомобильного транспортного предприятия или организации и заказчика), графу «Перевезти тонн».

Изменять задания, указанные в разделе «Задание водителю», имеет право АТП и только в исключительных случаях — заказчик по согласованию с АТП с соответствующей записью в строках «Особые отметки». В этих же строках записывают случаи использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

На лицевой стороне путевого листа в строке «Выдать топливо» прописью указывают количество топлива, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка от предыдущего дня работы. В строке «Подпись диспетчера» диспетчер удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя служебного удостоверения.

После выдачи путевого листа водителю до выезда из гаража в разделе «Движение топлива» в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное лицо записывает объем выданного топлива или серии и номера талонов на топливо и удостоверяет подписью; на лицевой стороне при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью и штампом удостоверяется допуск к управлению автомобилем по состоянию здоровья; в разделе «Работа водителя и автомобиля» (графа 5 «Показания спидометра») механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показания спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 «Время фактическое» (число, месяц, ч, мин) штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража (в случае неисправности штамп-часов или их отсутствии время записывается вручную — число, месяц, ч, мин).

Механик КПП или ОТК в разделе «Движение топлива» в графе 10 «Остаток при выезде» записывает объем топлива, находящегося в баках автомобиля при выезде, и удостоверяет подписью, в строке «Выезд разрешен, подпись механика» подписывает передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строке «Автомобиль принял, подп. водителя» водитель расписывается о приемке автомобиля в технически исправном состоянии и получении задания.

Заполнение путевого листа на линии производится в такой последовательности: в разделе «Последовательность выполнения задания» формы №4-с грузоотправитель заполняет графу 24 «Номера ездок», графу 25 «Номера приложенных товарно-транспортных накладных» (номера ТТН разносятся по ездкам), в графе 26 «Время прибытия» (ч, мин) проставляют время предъявления водителем автомобиля путевого листа у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте места погрузки или разгрузки (если въездных ворот или контрольно-пропускного пункта нет, графу не заполняют, а время прибытия и убытия по пунктам проставляют в ТТН), графу 27 «Подпись и печать грузоотправителя», в графе 28 «Отметки автопредприятия» АТП отражают при необходимости дополнительные учетные показатели работы автомобиля и прицепа; в разделе «Простои на линии» работником службы технической помощи в соответствующих графах 29 «Наименование», 31 «Начало», 32 «Окончание» и 33 «Подпись отв. лица» записывают причину, время простоя и удостоверяют подписью; на лицевой стороне в строках, «Особые отметки» проставляют сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж в путевом листе в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп-часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, ч, мин), в графе 5 — показания спидометра; в разделе «Движение топлива» механик КПП или ОТК заполняет графу 11 «Остаток при возврате» и удостоверяет подписью, заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 «Сдано» и удостоверяет подписью; в строке «Сдал водитель» водитель подписывается о сдаче автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке «Принял механик» подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки «Возвращение в гараж» раздела «Работа водителя и автомобиля» и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное лицо выполняет следующую работу: в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 4 «Нулевой пробег, км» по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража; в разделе «Движение топлива» в графе 13 «Коэффициент изменения нормы» — общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода топлива; в графах 14 «Время работы спецоборудования» и 15 «Время работы двигателя» на основании соответствующих данных в приложенных ТТН — время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода топлива, правильность их заполнения диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами); в разделе «Последовательность выполнения задания» в графе 24 указывает количество ездок, а в строке «ТТН в количестве» — сданных ТТН. За последние водитель расписывается в строке «Сдал водитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».

В путевом листе формы №4-п в разделе «Задание водителю» в графе 16 «В чье распоряжение» на основании заявки или разового заказа диспетчер проставляет наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль, в графах 17 и 18 — плановое время прибытия и убытия, в графе 19 — плановое количество часов работы и в графе 20 — число ездок по плану. Путевой лист №4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления со стороны АТП счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему. Кроме заполнения отрывного «Талона заказчика», клиент в разделе «Выполнение задания» записывает маршруты движения по каждой ездке и удостоверяет подписью.

В путевом листе формы №4-м в разделе «Прохождение контрольного пункта (УТЭП, КДП, ГАС)» диспетчер АТП в графе 27 указывает наименование контрольного пункта, пункта отдыха й ночлега, через которые должен следовать автомобиль, а также УТЭП, КДП ГАС, на которых водитель получает загрузку, в графе 28.1 — дату и время их прохождения по графику; в графе 28.2 диспетчер УТЭП, КДП и ГАС записывает фактическое время и дату прохождения контрольного пункта, пунктов отдыха и ночлега, затем устанавливает отклонение от графика и записывает его в графе 28.3 «Отклонение», а в графе 28.4 расписывается и ставит штамп.

Обрабатывают товарно-транспортные накладные и путевые листы на ЭВМ и ручным способом. Предварительная обработка заключается в кодировании информации, подготовке и переносе ее на машинные носители.

Данные машинограмм, полученные с ЭВМ, можно в ТТН и путевые листы не переносить. В этом случае машинограммы должны содержать показатели, соответствующие утвержденным разделам «Расчет стоимости» ТТН и «Результат работы автомобиля и прицепов» путевого листа. Заработная плата водителю начисляется на основании данных таксировки всех товарно-транспортных накладных, приложенных к путевому листу.

5. Оперативный учет работы водителей. Порядок оформления документов при несвоевременном возращении с линии

Работой автомобилей на крупных грузообразующих пунктах руководит группа линейных диспетчеров. Она выполняет следующие операции: осуществляет контроль за своевременным предъявлением грузов к перевозке, за соблюдением установленных норм простоя под погрузкой-разгрузкой; за ритмичностью прибытия подвижного состава в пункты под грузовые операции; ведет наблюдение за выполнением заданных маршрутов перевозок; проверяет правильность оформления путевых листов и ТТН; выявляет причины и принимает оперативные решения при срывах работы на маршрутах; учитывает выполнения плана перевозок грузов из данного пункта; переключает подвижной состав на другие объекты работы по согласованию с диспетчерской группой в случае отсутствия грузов, простоев подвижного состава из-за неудовлетворительной работы погрузочно-разгрузочных пунктов и других причин; составляет акты; выполняет распоряжения, поступающие из службы эксплуатации; информирует АТП в конце рабочего дня о ходе перевозок.

Техническую помощь подвижному составу на городских и пригородных перевозках на линии оказывает централизованная служба или каждое АТП, а при междугородных перевозках (независимо от ведомственной принадлежности) — ближайшее АТП. Стоимость услуг оплачивается по фактическим затратам с учетом планового процента рентабельности на данном автотранспортном предприятии.

Отчетность АТП подразделяется на оперативную и статистическую. Основой для ее составления является путевой лист и товарно-транспортная накладная.

Оперативная отчетность — это учет результатов работы АТП за сутки, неделю (декаду) и месяц.

Суточная сводка о работе колонн и АТП в целом включает число используемых автомобилей, объем перевозок и грузооборот за сутки и с начала месяца, а по грузоотправителям — объем перевозок за сутки и с начала месяца (в конце месяца определяется выполненный грузооборот).

Суточная сводка о междугородных перевозках содержит также сведения о выполнении расписания и оперативных междугородных маршрутов.

Сводная ведомость показателей работы за неделю и месяц по маркам автомобилей, колоннам и АТП включает все показатели, содержащиеся в путевом листе: автомобиле-часы в наряде, в движении, в простое под погрузкой разгрузкой, в том числе сверх нормы, в простое по техническим неисправностям и по прочим причинам; пробег общий, в том числе с грузом; объем перевозок и грузооборот, в том числена прицепах; автомобиле-дни работы; автомобиле-тонно-дни работы; прицепо-дни работы; прицепо-тонно-дни работы.

Аналогичные показатели содержит месячная сводка о работе каждого автомобиля.

В месячной ведомости отражается влияние технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава на выполнение плана перевозок.

Оперативная отчетность позволяет осуществлять контроль за выполнением плана перевозок и ритмичностью работы по каждому автомобилю, по колоннам, бригадам, заказчикам, в целом по АТП и анализировать результаты работы.

Статистическая отчетность представляется по результатам работы за месяц, квартал и год по установленным формам.

Ежемесячно о работе грузового автомобильного транспорта делается отчетность по формам №1-авто «Отчет о работе автотранспорта общего пользования», №3-авто «Отчет о выполнении плана перевозок по договорам для народного хозяйства автомобильным транспортом общего пользования» и форме №16-автотранс «Отчет о работе автотранспорта общего пользования на международных перевозках!

Квартальная статистическая отчетность предусмотрена по форме 2-тр «Отчет о работе грузового автомобильного транспорта» и форме 2-авто «Отчет о работе автотранспорта общего пользования»

Годовая статистическая отчетность представляется по форме №1-автотран-спорт «Отчет об автотранспорте», №2-авто «Отчет о работе автотранспорта общего пользования», №7-авто «Отчет о перевозках грузов в контейнерах и пакетах и о собственных технических средствах для таких перевозок автотранспортом общего пользования».

Статистическая отчетность дает возможность анализировать результаты работы предприятий автомобильного транспорта и принимать меры по повышению эффективности его работы.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/dispetcherskoe-rukovodstvo-gruzovyimi-perevozkami/

1. Афанасьев Л.Л. Единая транспортная система и автомобильные перевозки / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. — М.: Транспорт, 1984. — 384 с.

— Ванчукевич В.Ф. Грузовые автомобильные перевозки: уч. пособ. / В.Ф. Ванчукевич, В.Н. Седюкевич, В.С. Холупов. — Минск.: Высш. шк., 1989. — 272 с.

— Гудков В.А. Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. — М.: Транспорт, 1997. — 254 с.

— Пассажирские автомобильные перевозки: уч. для вуз./ В.А. Гудков [и др.] / под ред. В.А. Гудкова. — М.: Горячая линия — Телеком, 2004. — 448 с.

— Транспортная логистика: уч / под ред. Л.Б. Миротина. — М.: Экзамен, 2002. — 511 с.