Эксплуатация автомобиля

Курсовая работа

Автомобильный транспорт, в отличие от других видов транспортных средств, является наиболее массовым и удобным для перевозки грузов и пассажиров на сравнительно небольшие расстояния. Обладает большей маневренностью, хорошей адаптируемостью и проходимостью в различных климатических и биографических условиях.

Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе страны. Работа автомобильного транспорта обеспечивает нормальное функционирование предприятий. Свыше 80% объема всех перевозимых грузов приходится на этот вид транспорта, именно автомобильный подвоз является началом и завершением любых перевозок (железнодорожных, морских, воздушных).

Ежедневно на автобусах и автомобилях перевозятся десятки миллионов людей.

Интенсификация производства, повышение производительности труда, экономия всех видов ресурсов — это задачи, непосредственно связанные с автомобильным транспортом и его подсистемой — технической эксплуатацией транспортных средств, обеспечивающей работу автопарка. Ее развитие и совершенствование диктуются интенсивностью развития самого автомобильного транспорта и его ролью в транспортном комплексе страны, необходимостью экономии трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов при перевозках, техническом обслуживании, ремонте и хранении автомобилей, необходимостью обеспечения транспортного процесса надежно работающим подвижным составом, защиты населения, персонала и окружающей среды.

1. Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации

В процессе эксплуатации автомобиля в результате воздействия на него целого ряда факторов (воздействие нагрузок, вибраций, влаги, воздушных потоков, абразивных частиц при попадании на автомобиль пыли и грязи, температурных воздействий и т. п.) происходит необратимое ухудшение его технического состояния, связанное с изнашиванием и повреждением его деталей, а также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.).

Изменение технического состояния автомобиля происходит из-за функционирования его узлов и механизмов, воздействия внешних условий и хранения автомобиля, а также случайных факторов. К случайным факторам относятся скрытые дефекты деталей автомобиля, перегрузки конструкции и т. п. Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния автомобиля при его эксплуатации являлся изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, а также физико-химические изменения материала деталей (старение).

3 стр., 1157 слов

Организация международной перевозки пассажиров автомобильным транспортом

... пассажиров международного сообщения перевозятся автомобильным транспортом, главным образом — автобусами[14]. Международные автобусные перевозки подразделяют на: Регулярные перевозки осуществляются по маршрутам и ... бензин, газ), посты ремонта автомобилей; имеется телефон, места для парковки автобусов, легковых и грузовых автомобилей; предоставляются информационно-справочные услуги; производится ...

Изнашивание — это процесс разрушения и отделения материала с поверхностей деталей и (или) накопление остаточных деформаций при их трении, проявляющийся в постепенном изменении размеров и (или) формы взаимодействующих деталей.

Износ — это результат процесса износа деталей, выражающийся в изменении их размера, формы, объема и веса.

Различают сухое и жидкостное трение. При сухом трении трущиеся поверхности деталей взаимодействуют непосредственно друг с другом (например, трение тормозных колодок о тормозные барабаны или диски или трение ведомого диска сцепления о маховик).

Этот вид трения сопровождается повышенным износом трущихся поверхностей деталей. При жидкостном (или гидродинамическом) трении между трущимися поверхностями деталей создается масляный слой, превышающий микронеровности их поверхностей и не допускающий их непосредственного контакта (например, подшипники коленчатого вала в период установившегося режима работы), что резко сокращает износ деталей. На практике в процессе работы большинства механизмов автомобиля перечисленные выше основные виды трения постоянно чередуются и переходят друг в друга, образуя промежуточные типы.

Основными видами износа являются абразивный, окислительный, усталостный, эрозионный и износ из-за задира, трения и фреттинг-коррозии.

Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего воздействия попавших между трущимися поверхностями сопряженных деталей твердых абразивных частиц (пыль, песок).

Попадая между трущимися деталями открытых узлов трения (например, между тормозными колодками и дисками или барабанами, между листами рессор и т.п.), твердые абразивные частицы резко увеличивают их износ. В закрытых механизмах (например, в кривошипно-шатунном механизме двигателя) данный вид трения проявляется в значительно меньшей степени и является следствием попадания в смазочные материалы абразивных частиц и накопления в них продуктов износа (например, при несвоевременной замене масляного фильтра и масла в двигателе, при несвоевременной замене поврежденных защитных чехлов и смазки в шарнирных соединениях и т. п.).

Окислительный износ возникает из-за воздействия агрессивной среды на трущиеся поверхности сопрягаемых деталей, под воздействием которой на них образуются хрупкие оксидные пленки, которые удаляются трением и оголенные поверхности снова окисляются. Этот вид износа наблюдается на деталях цилиндро-поршневого узла двигателя, деталях гидравлических тормозов и цилиндрах сцепления. Усталостное изнашивание состоит в том, что твердый поверхностный слой материала детали в результате трения и циклических нагрузок становится хрупким и разрушается (выкрашивается), обнажая лежащий под ним менее твердый и изношенный слой. Этот тип износа возникает на дорожках качения колец подшипников качения, зубьях шестерен и зубчатых колесах.

В зависимости от характера процесса эрозии и преобладающего воздействия на детали тех или иных частиц (газa, жидкости, абразива) различают газовую, кавитационную, абразивную и электрическую эрозию

Газовая эрозия заключается в разрушении материала детали под действием механического и теплового воздействия молекул газа. Газовая эрозия наблюдается на клапанах, поршневых кольцах и зеркале цилиндра двигателя, а также на деталях выхлопной системы.

8 стр., 3877 слов

Проектирование технологических процессов изготовления деталей вагонов

... трение скольжения), тормозная сила F3 (динамическая) и сила трения в месте подвешивания тормозного башмака F4 (действует постоянно). Проанализировав действие всех сил на подвеску тормозного башмака можно сделать вывод, что наибольшему износу подвергается поверхность подвешивания тормозного башмака. ...

Кавитационная эрозия деталей возникает при нарушении непрерывности потока жидкости, когда образуются пузырьки воздуха, которые, взрываясь у поверхности детали, приводят к многочисленным гидравлическим ударам жидкости о поверхность металла и ее разрушению. Такое повреждение затрагивает детали двигателя, контактирующие с охлаждающей жидкостью: внутренние полости рубашки охлаждения блока цилиндров, внешние поверхности гильз цилиндров, патрубки системы охлаждения.

Износ от электрического разряда проявляется в эрозионном износе поверхностей деталей из-за разрядов при прохождении электронного тока, например, между электродами свечей зажигания или контактами выключателя.

Абразивная эрозия возникает при механическом воздействии на поверхности деталей абразивных частиц, содержащихся в потоках жидкости (гидроабразивная эрозия) и (или) газа (газообразная эрозия), и наиболее характерна для наружных деталей кузова автомобиля (арки колес, днище и т. п.).

Износ при схватывании происходит из-за схватывания, глубокого извлечения материала деталей и переноса его с одной поверхности на другую, что приводит к появлению царапин на рабочих поверхностях деталей, их заклиниванию и разрушению. Такое изнашивание происходит при возникновении местных контактов между трущимися поверхностями, на которых вследствие чрезмерных нагрузок и скорости, а также недостатка смазки происходит разрыв масляной пленки, сильный нагрев и «сваривание» частиц металла. Типичный пример — заклинивание коленчатого вала и вращение гильзы при неисправности системы смазки двигателя. Износ трения — это механический износ контактных поверхностей деталей с небольшими колебательными движениями. Если в этом случае на поверхностях сопрягаемых деталей под воздействием агрессивной среды происходят окислительные процессы, происходит износ при фреттинг-коррозии. Такой износ может возникать, например, в точках соприкосновения вкладышей штифтов коленчатого вала с их ложементами в блоке цилиндров и крышках подшипников.

Пластические деформации и разрушение деталей автомобилей связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у пластичных (сталь) или хрупких (чугун) материалов деталей. Данные повреждения обычно являются следствием нарушения правил эксплуатации автомобиля (перегрузкой, неправильным управлением, а также дорожно-транспортным происшествием).

Иногда пластическим деформациям деталей предшествует их износ, приводящий к изменению геометрических размеров и снижению запаса прочности детали.

Усталостное разрушение деталей происходит при циклических нагрузках, превышающих предел прочности металлической детали. В этом случае происходит постепенное образование и рост усталостных трещин, которые приводят к определенному количеству циклов нагружения к разрушению детали. Такие повреждения возникают, например, у рессор и полуосей при длительной эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях (длительные перегрузки, низкие или высокие температуры).

Коррозия возникает на поверхностях деталей в результате химического или электрохимического взаимодействия материала детали с агрессивной окружающей средой, приводящего к окислению (ржавлению) металла и как следствие к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида деталей. Соли, используемые зимой на дорогах, а также выхлопные газы оказывают сильнейшее коррозионное воздействие на детали автомобилей. Сильно способствует коррозии сохранение влаги на металлических поверхностях, что особенно характерно для скрытых полостей и ниш.

4 стр., 1962 слов

Регулировка сцепления грузового автомобиля

... эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, ... На корпусе резервуаров проверяют состояние швов. Подтекания топлива устраняют используя бензостойкую замазку. Техническое обслуживание дыхательных клапанов заключается в проверке и регулировке ... и условий эксплуатации. Резервуары ... обслуживание сцепление автомобиль Техническое ...

Старение — это изменение физико-химических свойств материалов деталей и эксплуатационных материалов в процессе эксплуатации и при хранении автомобиля или его частей под действием внешней среды (нагрев или охлаждение, влажность, солнечная радиация).

Так, из-за старения резиновые изделия теряют эластичность и разрушаются, в топливе, маслах и рабочих жидкостях наблюдаются окислительные процессы, которые изменяют их химический состав и приводят к ухудшению их эксплуатационных свойств.

2. Влияние условий эксплуатации на техническое состояние автомобилей

Условия эксплуатации, в которых используется автомобиль, влияют на режимы работы узлов и деталей, ускоряя или замедляя интенсивность изменения параметров их технического состояния.

При использовании автомобилей: дорожно-транспортные условия — транспортные, климатические и сезонные.

Дорожные условия. Они определяют режим работы автомобиля. Дорожные условия характеризуются технической категорией дороги (их пять), видом и качеством дорожного покрытия, сопротивлением движению автомобиля, элементами дороги в плане (шириной дороги, радиусами закруглений, величиной подъемов и уклонов).

Тип дорожного покрытия существенно влияет на работу транспортного средства и его агрегатов.

В свою очередь, режимы работы автомобиля влияют на надежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.

Условия движения. Для них характерно влияние внешних факторов на режимы движения и, как следствие, на режимы работы транспортного средства и его агрегатов. Транспортные условия (условия перевозок).

Наряду со скоростью движения транспортные условия характеризуются длиной груженой ездки, коэффициентом использования пробега, коэффициентом использования грузоподъемности; коэффициентом использования прицепов; родом перевозимого груза.

Природно-климатические условия. Для них характерны температура окружающей среды, влажность, ветровая нагрузка, уровень солнечной радиации и некоторые другие параметры. Природно-климатические условия влияют на тепловой и другие режимы работы агрегатов, а, следовательно, на их техническое состояние и надежность.

Сезонные условия. Для них характерны колебания температуры окружающего воздуха, изменение состояния дорожных условий, появление ряда дополнительных факторов, влияющих на интенсивность изменения параметров технического состояния транспортных средств.

3. Мероприятия, уменьшающие темпы износа деталей при эксплуатации автомобиля

Основными мероприятиями, уменьшающими темпы износа деталей при эксплуатации автомобиля являются: своевременные контроль и замена защитных чехлов, а также замена или очистка фильтров (воздушных, масляных, топливных), препятствующих попаданию на трущиеся поверхности деталей абразивных частиц; своевременное и качественное выполнение крепежных, регулировочных (регулировка клапанов и натяжения цепи двигателя, углов установки колес, подшипников ступиц колес и т. п.) и смазочных (замена и доливка масла в двигателе, коробке передач, заднем мосту, замена и добавка масла в ступицы колес и т. п.) работ; своевременное восстановление защитного покрытия днища кузова, а также установка подкрылков, защищающих арки колес.

14 стр., 6761 слов

Обеспечение безопасности движения при управлении автомобилем ...

... безопасной дистанции между автомобилями надо учитывать состояние дорожных покрытий, видимость, атмосферные условия, состояние протекторов шин, скорость движения, реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций. В городских условиях безопасной считают ...

Для уменьшения коррозии деталей автомобиля и в первую очередь кузова необходимо поддерживать их чистоту, осуществлять своевременный уход за лакокрасочным покрытием и его восстановление, производить противокоррозионную обработку скрытых полостей кузова и других подверженных коррозии деталей.

4. Разновидности состояния автомобиля

Автомобиль в процессе эксплуатации может находится в одном из следующих состояний: исправном, неисправном, работоспособном, неработоспособном (непредельном) и предельном.

Ремонтируемым считается состояние автомобиля, в котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Если автомобиль не соответствует хотя бы одному требованию нормативно-технической документации, он считается бракованным.

Работоспособным состоянием называют такое состояние автомобиля, при котором он соответствует лишь тем требованиям, которые характеризуют его способность выполнять заданные (транспортные) функции, т. е. автомобиль работоспособен, если он может перевозить пассажиров и грузы без угрозы безопасности движения. Работоспособный автомобиль может быть неисправным, например, иметь пониженное давление масла в смазочной системе двигателя, ухудшенный внешний вид и т. п. Если автомобиль не соответствует хотя бы одному из требований, характеризующих его способность выполнять транспортные работы, он считается непригодным для использования.

Переход автомобиля в неисправное, но работоспособное состояние называется повреждением (нарушение исправного состояния), а в неработоспособное состояние — отказом (нарушение работоспособного состояния).

Предельное состояние автомобиля — это состояние, при котором его дальнейшее использование по прямому назначению недопустимо, экономически нецелесообразно или восстановление его работоспособности или работы невозможно или нецелесообразно. Таким образом, автомобиль переходит в предельное состояние, когда появляются неустранимые нарушения требований безопасности, недопустимо возрастают затраты на его эксплуатацию либо возникает неустранимый выход технических характеристик за допустимые пределы, а также недопустимое снижение эффективности эксплуатации. Приспособленность автомобиля противостоять процессам, возникающим в результате вышерассмотренных вредных воздействий окружающей среды при выполнении автомобилем своих функций, а также приспособленность его к восстановлению своих первоначальных свойств определяется и количественно оценивается с помощью показателей его надежности.

5. Надежность

Надежность — это свойство объекта, в том числе автомобиля или его составной части, сохранять во времени в установленных пределах значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования. Надежность как свойство характеризует и позволяет количественно оценить, во-первых, текущее техническое состояние транспортного средства и его компонентов и, во-вторых, скорость изменения их технического состояния в процессе эксплуатации в определенных условиях эксплуатации.

14 стр., 6944 слов

Конструктивный способ повышения комфортабельности грузового автомобиля

... недостатков, различных кузов автомобилей, разработка новой подвески кузова автомобиля ЗИЛ-4403, прочностной расчет конструкций подвески. Структура дипломной работы отражает логику исследования ... повысить комфортабельность грузового автомобиля. Прочностные расчеты конструкции подвески. Предмет исследования: кузов автомобиля ЗИЛ-4403 Гипотеза: если повысить комфортабельности грузового автомобиля, то ...

Надежность — это комплексное свойство автомобиля и его компонентов, включающее в себя такие свойства, как надежность, долговечность, ремонтопригодность и хранение.

Надежность — это свойство автомобиля или его компонента сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега без вынужденных остановок для устранения неисправностей. К основным показателям безотказности относятся следующие.

Вероятность безотказной работы: вероятность отсутствия отказа в течение заданного времени работы. Часы — это время работы транспортного средства или компонента, обычно выражаемое в километрах или часах.

Средняя наработка на отказ — это математическое ожидание наработки автомобиля или агрегата до первого отказа.

Диапазон — процент времени до отказа — время, в течение которого отказ автомобиля или компонента не происходит с заданной вероятностью y, выраженной в процентах.

Средняя наработка на отказ — это отношение времени работы к математическому ожиданию количества отказов за это время.

Определение показателей надежности позволяет прогнозировать поломку автомобиля и его узлов и планировать расход запасных частей, а также оптимизировать периодичность и объем работ по техническому обслуживанию и ремонту.

Долговечность — это право собственности на автомобиль или компонент для поддержания производительности до начала предельного состояния с установленной системой обслуживания и ремонта. К основным показателям долговечности относятся следующие.

Средний ресурс — математическое ожидание ресурса. Ресурс — это наработка автомобиля или его агрегата от начала или возобновления его эксплуатации после ремонта до перехода в предельное состояние.

Гамма-процентный ресурс — наработка, в течение которой автомобиль или его составная часть не достигнет предельного состояния с заданной вероятностью у, выраженной в процентах. Средний срок службы — математическое ожидание сроки службы. Срок службы — это календарная продолжительность от начала или возобновления эксплуатации автомобиля или его агрегата после ремонта до перехода в предельное состояние.

Гамма-процентный срок службы — календарная продолжительность от начала эксплуатации автомобиля или его составной части, в течение которой они не достигнут предельного состояния с заданной вероятностью у, выраженной в процентах.

Определение показателей долговечности позволяет нормировать ресурсы и сроки службы автомобилей и их агрегатов.

Сохраняемость — это свойство автомобиля или его составной части сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования. К основным показателям сохраняемости и относится средний срок сохраняемости — математическое ожидание срока сохраняемости автомобиля или его составной части. Срок сохраняемости — это календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования автомобиля или его составной части, в течение которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в установленных пределах.

16 стр., 7979 слов

Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта

... технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены дей­ствующим Положением о техническом обслуживании и ремонте под­вижного состава автомобильного транспорта. Техническое обслуживание включает ... За свой срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту. Цель диагностирования при капитальном ремонте - проверка качес­тва ремонта. Техническое ...

К основным комплексным показателям надежности автомобиля относятся коэффициенты готовности и технического состояния.

Коэффициент готовности — это вероятность того, что автомобиль окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых его использование по назначению не предусмотрено.

Коэффициент технического использования — отношение математического ожидания интервалов времени пребывания автомобиля в работоспособном состоянии за определенный период эксплуатации к сумме математических ожиданий интервалов времени пребывания объекта в работоспособном состоянии, простоев, обусловленных техническим обслуживанием и ремонтов за тот же период эксплуатации.

Заключение

транспорт износ деталь автомобиль

Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более надежных автомобилей, с другой — совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов ТО и ремонта, эффективных средств механизации, роботизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации персонала, расширения строительства и улучшения качества дорог.

Обеспечение работоспособности и реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании (в частности, эксплуатационной надежности), снижение затрат на содержание, ТО и ремонт, уменьшение соответствующих простоев. Обеспечивающих повышение производительности перевозок при одновременном снижении их себестоимости, т. е. повышение экономичности и обеспечение экологичности — основные задачи технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.

Техническая эксплуатация автомобилей как наука определяет пути и методы наиболее эффективного управления техническим состоянием автомобильного парка с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технических возможностей конструкции и обеспечении заданных уровней эксплуатационной надежности автомобиля, оптимизации материальных и трудовых затрат, сведении к минимуму отрицательного влияния технического состояния подвижного состава на персонал и окружающую среду.

Техническая эксплуатация автомобилей как область практической деятельности — это комплекс технических, социальных, экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобильного парка в исправном состоянии при рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов и обеспечении нормальных условий труда и быта персонала.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/ekspluatatsiya-transportnyih-sredstv/

11 стр., 5114 слов

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

... вместимости производства РФ на газомоторном топливе. транспортный технический обслуживание автомобиль Рисунок 1.1. Структура ГУП г. Севастополя «СЕВАВТОТРАНС» Списочный подвижной состав ГУП г. Севастополя «СЕВАВТОРТРАНС» Таблица ... в хозяйственное ведение ГУПа переданы автомобили социального такси для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями в количестве 2-х машин. С 01 марта 2015 года ...

1. Беляев С. В. Моторные масла и смазка двигателей: Учебное пособие. — Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 2007.

— Грамолин А. В., Кузнецов А. С. Топливо, масла, смазки, жидкости и материалы для эксплуатации и ремонта автомобилей. — М.: Машиностроение, 2008.

— Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2010. —

— Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. — М.: Высшая школа, 2009.

— Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ-2108, -21081, -21083, -21083-20, -2109, -21091, -21093, -21093-20, -21099. — М.: Легион, 2008.

— Спинов А. В. Системы впрыска бензиновых двигателей. — М.: Машиностроение, 2007.

— Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е. С. Кузнецова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 2011.

— Шестопалов С. К., Шестопалов К. С. Легковые автомобили. — М.: Транспорт, 2009.