Государственный контроль на транспорте

Курсовая работа

Транспорт — это сфера услуг национальной экономики, играющая огромную роль в экономическом, социальном, культурном и оборонном строительстве. Его основная задача — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в транспорте. От бесперебойной работы транспортных компаний зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. Дорожные, геодезические и картографические сооружения вплотную примыкают к транспорту.

Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено важностью и особенностями деятельности контролируемых объектов. Более того, существует очевидная необходимость в создании ассоциаций в этом секторе, подсекторах для лучшего управления большим количеством сервисных компаний, близких к населению.

Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организован специализированный контроль.

Организация управления общественным транспортом характеризуется рядом особенностей. Здесь требуется преимущественно централизованная форма управления ввиду очевидного единообразия работы видов транспорта и соответствующих правил, их технологической целостности. В последние годы существования СССР были союзные министерства железных дорог, гражданской авиации и военно-морского флота. Децентрализовано управление речным и автомобильным транспортом.

также необходимо обеспечить управление транспортом в целом, как комплекс, в котором пассажирские и грузовые потоки тесно взаимосвязаны, а бизнес-циклы скоординированы. Без этого транспортная система не может функционировать эффективно.

Правительством Российской Федерации решаются ключевые вопросы развития транспортного комплекса и отдельных его отраслей, технического оснащения административно-организационной базы эксплуатации транспорта федерального значения. В субъектах Российской Федерации вопросы регионального транспорта отнесены к ведению правительств, губернаторов или глав администраций.

1. Организационно-правовая система управления

Организация и деятельность предприятий транспортно-дорожного комплекса регулируются специальными правовыми актами — Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 года. Хартия о дисциплине работников морского транспорта, утвержденная постановлением правительства от 23 мая 2000 г., Воздушным кодеком РФ 1997г., Кодексом торгового мореплавания 1999г., Кодексом внутреннего водного транспорта РФ 2001г., Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации от 31 марта 2002г. Некоторые группы транспортных рабочих, в основном связанные с движением и обслуживанием пассажиров, подлежат усиленной дисциплинарной ответственности на основании этих и других нормативных актов, действующих на их соответствующих видах транспорта.

6 стр., 2586 слов

Основные положения Таможенного кодекса Российской Федерации и дополнения к нему

... уплачиваемых при пересечении границы товаров, основан на Таможенном кодексе Российской Федерации. Основные положения Таможенного кодекса Таможенный Кодекс Российской Федерации является основным документом регулирующим работу таможни РФ. Общие положения Таможенного кодекса содержатся в его первом разделе, несущем в ...

Еще одна особенность — ограниченность масштабов приватизации в транспортном секторе. Это связано с необходимостью сохранения государственного управления структурами стратегического значения. Это, в частности, автономный флот, структуры управления воздушным движением и взлетно-посадочные полосы аэропортов, водные пути, автомобильные и железные дороги, городской пассажирский транспорт.

В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь транспорта с развитием других отраслей хозяйства и социальной сферы, которая не только определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок зависят доходы транспортных предприятий, являющиеся в современных условиях основным источником инвестиций. Снижение затрат и ускорение грузоперевозок стимулируют расширение транспортных и экономических связей. А удешевление, ускорение и улучшение качества обслуживания пассажиров приводят к увеличению мобильности населения и улучшению условий их проживания.

1.1 Железнодорожный транспорт

Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях и единственным способом перевозки грузов и пассажиров. Их протяженность составляет более 200 тыс. км. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается тем, что на его долю приходится около 80% всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом.) Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, предопределяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Они отражены в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:

15 стр., 7376 слов

Применение системы управления рисками в таможенном деле

... 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».. СУР является инструментом поддержки принятия решений в рамках таможенного контроля. ... цель - рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления рисками, а также изучить опыт реализации СУР в Российской Федерации. Из поставленной цели следуют задачи: 1. Изучить ...

  • устойчивость работы железнодорожного транспорта;
  • доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
  • развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
  • согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

В целях снижения общих национальных экономических затрат на транспортировку грузов по железной дороге и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте, постановление правительства. «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» предусмотрены разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание единого хозяйствующего субъекта – ОАО «российские железные дороги». Его учредителем согласно ФЗ от 27февраля 2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», является Российская Федерация. Цели, задачи и деятельность данного хозяйствующего субъекта определены его Уставом, утвержденным постановлением правительства «О создании открытого акционерного общества« Российские железные дороги »от 18 сентября 2003 года., в которое вошли все железные дороги страны. Хозяйственные функции бывшего МПС России были переданы в руки этой компании. Постановлением Правительства от 6 мая 2003г. утвержден план мероприятий по реализации программы структурной реформы железнодорожного транспорта на 2003-2005 годы.

1.2 Внутренние водные пути

Судоходные водные пути имеют продолжительность 93,5 тыс.км. и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Их значение особенно велико при доставке грузов в регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому Правительством 3 июля 2003г. Одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ. Концепция определяет основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в контексте развития рыночных отношений и структурной реформы экономики на период до 2015 года. Постановлением Правительства от 1 марта 2004г. Утверждено Положение об определении и применении тарифов на погрузку и разгрузку и связанных с ними транспортных услуг на внутренних водных путях.

В целях обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания Правительством 25 сентября 2002 года. было принято Постановление «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами». Этим постановлением администрациям морских портов на основании права оперативного управления передаются федеральные активы, необходимые для выполнения функций портовых властей. Также стояла задача обеспечить соответствие наших судов современным требованиям безопасности, которые определены Международным кодексом защиты судов и портовых средств.

1.3 Воздушный транспорт

Воздушный транспорт играет важную роль, особенно в пассажирском транспорте. Однако количество российских авиакомпаний сокращается, в основном из-за неконкурентоспособности отечественной техники гражданской авиации. Большая часть авиационной техники закупается за границей. Несмотря на резкий спад авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

2 стр., 976 слов

Министерство транспорта Российской Федерации

... на них; издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства транспорта Российской Федерации.

В связи с этим постановлением Правительства от 22 февраля 2000г. была утверждена Концепция модернизации и развития единой системы организации воздушного движения РФ. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.

15 октября 2001г. Правительство утвердило федеральную программу «Развитие гражданской авиационной техники в России на период 2002-2010 гг. и на период до 2015г.» основными целями Программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

1.4 Автомобильный транспорт

Остается острой проблема строительства, реконструкции и ремонта существующих магистралей, замены автомобилей на новые марки. В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)» главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. К 2010г. основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающих пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Также планируется строительство и реконструкция платных дорог и расширение сети территориальных автомобильных дорог.

Приоритетными задачами развития транспортно-дорожной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижение его негативного воздействия на окружающую среду до уровня, соответствующего международным требованиям; формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием географического положения страны (например, Западная Европа – Юго-Восточная Азия).

2. Органы управления в сфере транспорта и дорожного хозяйства

2.1 Министерство транспорта РФ

Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

7 стр., 3455 слов

Трубопроводный транспорт России

... С увеличением протяженности нефтепроводов растут и экспортные поставки нефти (Таблица). трубопроводный газопровод нефть транспорт Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2001-2010 годы Год 2001 2002 ... обеспечено применение частично или полностью автоматизированных систем управления технологическими процессами перекачки нефти, нефтепродуктов и газа; - Трубопроводный транспорт имеет лучшие ...

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии.

Министерство транспорта осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Полномочия.

Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

— на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

  • правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;
  • правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, за исключением сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;
  • формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной в гражданской авиации;
  • правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда;

Основными задачами Министерства транспорта являются:

  • а) формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в перевозках и других видах транспортных услуг;
  • б) разработка совместно Министерством экономики, Министерство путей сообщения РФ, ФАС России и ФДС России стратегии развития транспорта в Российской Федерации и ее реализация на основе общетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
  • в) взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ по координации совместной деятельности в целях формирования и реализации государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов по территории РФ, формирования единого транспортного пространства страны;
  • г) государственное регулирование, управление и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере;
  • д) проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;
  • е) формирование и проведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики;
  • ж) формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
  • з) содействие повышению эффективности работы и конкурентоспособности организаций транспортного комплекса на международном рынке транспортных услуг, привлечение инвестиций в его развитие;

— и) осуществление государственной политики в области развития международного сотрудничества и внешнеполитических связей Российской Федерации с другими государствами и международной организации в порученной сфере деятельности при координации этих вопросов Министерством иностранных дел РФ.

13 стр., 6436 слов

Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

... масштабной таможенной реформы в Российской Федерации. Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления ...

2.2 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
  • о гражданской авиации;
  • о торговом мореплавании;
  • о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
  • о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль);
  • о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
  • об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
  • осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:
  • ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, выполняемый организациями гражданской авиации;
  • перевозки морским транспортом пассажиров;
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;
  • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
  • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны;
  • сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;
  • деятельность по ремонту воздушных судов;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте и т.д.

2.3 Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

8 стр., 3855 слов

Системы GPS-мониторинга транспорта

... что американская спутниковая система не единственная в своем роде. На космической орбите работают российские спутники системы Glonass. В результате сотрудничества с Индией ... GPS : основные понятия и термины Спутниковые радионавигационные системы — это всепогодные системы космического базирования. Они позволяют определять текущие местоположения подвижных объектов и их скорость, а также осуществлять ...

Агентство воздушного транспорта в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Федеральное агентство воздушного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия

Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства;

— осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству.

12 стр., 5765 слов

Транспортная система. Общая характеристика транспорта

... транспорта в Российской Федерации представлены в табл. 1. Таблица 1. Основные показатели видов транспорта Вид транспорта Объем перевозок грузов, % Грузооборот, % Средняя дальность, км Железнодорожный общего пользования 9,30% 37,70% 1217 Железнодорожный необщего пользования ... свинца, 40 % лакокрасочных изделий потребляется именно транспортом). Транспортные средства выполняют роль «склада на колесах», ...

Организует:

  • в установленном порядке проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки;
  • обучение и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню должностей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и международными стандартами.

Осуществляет:

  • аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации;
  • согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов в случаях, предусмотренных международными соглашениями;
  • подготовку заключений о целесообразности установления пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на аэродромах и в аэропортах;
  • ведение Государственного реестра гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственного реестра аэропортов Российской Федерации;

2.4 Федеральное дорожное агентство

Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог.

Федеральное дорожное агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия.

Федеральное дорожное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

Организует:

8 стр., 3632 слов

Транспорт Китая. ТРАНСПОРТ. по общему курсу транспорта Современные ...

... в распределении ресурсов для транспортного строительства. 1.1 Характеристика железнодорожной системы Китая Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ... существенно тормозится из-за отсутствия соответствующей транспортной инфраструктуры , железнодорожное сообщение слаборазвито и основная масса ... конца 1980-х годов доля транспортного комплекса в общем объеме государственных капиталовложений в ...

  • в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также по регистрации соответствующих прав на них;
  • расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
  • обеспечение соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам;
  • учет показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог и наличию на них объектов дорожного сервиса;
  • информирование участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, а также издание совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации атласа автомобильно-дорожной сети Российской Федерации;
  • приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения;
  • подготовку предложений об осуществлении эксплуатации на платной основе автомобильных дорог;
  • согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также земельных участков под стоянки и остановки;

Осуществляет:

  • определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями;
  • принятие мер по обустройству автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организацию их работы;
  • введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения;
  • определение целесообразности установления автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения;

— мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения на участках автомобильных дорог общего пользования федерального значения при проведении работ по их строительству, реконструкции, ремонту и содержанию и т.д.

2.5 Федеральное агентство железнодорожного транспорта

это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственными активами в сфере железнодорожного транспорта.

Агентство осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Агентство осуществляет свою деятельность напрямую и через местные органы власти.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях:

  • обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования;
  • обеспечения целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, а также его комплексного развития.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях:

  • обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования;
  • обеспечения непрерывности перевозочного процесса, осуществляемого совместно с владельцами инфраструктур и перевозчиками;
  • беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем:

  • проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта;
  • определения основы деятельности органов государственного регулирования в области железнодорожного транспорта;
  • утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением;
  • лицензирования отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта;
  • проведения сертификации и стандартизации объектов, технических и программных средств, отдельных работ (услуг) при перевозках пассажиров и грузов железнодорожным транспортом;
  • регулирования и контроля в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях и антимонопольным законодательством;
  • определения порядка выдачи разрешений на примыкание к железнодорожным путям общего пользования строящихся, а также новых (восстановленных) железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования;
  • выдачи разрешений на закрытие (ограничение) движения по конкретным участкам железнодорожных путей общего пользования, влияющее на выполнение установленного графика движения поездов;
  • возложения обязанности по осуществлению отдельных перевозок железнодорожным транспортом на конкретных владельцев инфраструктур и перевозчиков в случаях возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности государства и в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях с соответствующей компенсацией понесенных указанными владельцами инфраструктур и перевозчиками убытков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
  • организации и обеспечения воинских и специальных железнодорожных перевозок;
  • руководства мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на железнодорожном транспорте;
  • осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью физических и юридических лиц на железнодорожном транспорте, в том числе в части безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, обеспечения недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре, защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • установления порядка сбора, накопления и анализа статистической информации о деятельности в области железнодорожного транспорта;
  • установления приоритетов государственной политики в области железнодорожного транспорта общего пользования, обязательных для учета в производственной и иной деятельности владельцев инфраструктур, перевозчиков;
  • выполнения иных предусмотренных законодательством Российской Федерации соответствующих функций.

Государственное регулирование в сфере железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

2.6 Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта.

Агентство осуществляет полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Федеральное агентство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия.

Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
  • осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

Организует:

  • проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
  • в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
  • на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта;
  • мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания;
  • проведение работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации;
  • диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации;
  • проведение работ по содержанию внутренних водных путей, в том числе судоходных гидротехнических сооружений на них и подходов к причалам общего пользования, а также по организации технологической связи организаций внутреннего водного транспорта;
  • обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
  • координацию деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов;

Осуществляет:

  • оформление и выдачу паспортов моряка (удостоверений личности моряка) членам экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • выдачу заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под государственным флагом Российской Федерации;
  • установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений;
  • выполнение функций головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

2.7 Федеральное агентство геодезии и картографии

Федеральное агентство геодезии и картографии — федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области геодезической и картографической деятельности, а также наименованиями географических объектов. Он осуществляет свою деятельность напрямую и через местные органы власти.

Агентство организует:

  • создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов Российской Федерации;
  • службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
  • создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
  • работу по установлению, нормализации, употреблению, регистрации и учету наименований географических объектов;

— обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами, а также осуществление иных полномочий в соответствии с Положением «О федеральном агентстве геодезии и картографии», утвержденным постановлением Правительства от 29 июля 2004г. и Федеральным законом «О геодезии и картографии2 от 26 декабря 1995г. (с изменениями и дополнениями).

Заключение

Наша страна пока не вполне конкурентна с транспортной точки зрения. Основная беда любого вида транспорта – изношенность основных фондов. Поэтому 5 декабря 2001г. Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)». Программа содержит перечень, характеристики и механизм реализации мероприятий по развитию транспортной системы страны на указанный период, необходимых для ее устойчивой и эффективной работы и предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы.

Учитывая размеры России и географическую удаленность отдельных ее территорий от политических и экономических центров страны, развитие транспортной инфраструктуры — это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но и в целом на обеспечение единства страны, как отметил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ <

— >. Оптимизация транспортной системы России — это общенациональная задача. Принятые законодательные акты (например: Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 2003 г. N 909-р «О Концепции развития внутреннего водного транспорта РФ»; Концепция государственной поддержки международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга на 2001 — 2004 годы) прямо указывают на это. Сообщение определяет, как модернизировать наиболее важные элементы транспортной инфраструктуры. Направлениями совершенствования становятся: строительство новых и совершенствование существующих транспортных объектов (трубопроводы, дороги, порты), разработка механизма государственного контроля за строительством в этой сфере, предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня. Таким образом, видно, что эти задачи решены и проблем в работе транспортной системы меньше.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/federalnaya-slujba-po-nadzoru-v-sfere-transporta/

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации, учебник для вузов /М., Зерцало.-1996г.-682с.

2. Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления / М., Юридическая литература.-1974г.-160с.

3. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс / М.-2001г.-652с.

4. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР / М., Наука.-1981г.-274с.

5. Административное право // под ред. А.Л. Попова // М., Юристъ.- 2005г. – 703с.

6. Российская газета. 2004. 27 мая.

7. Российская газета. 2002. 13 августа.

8. Сборник законов Российской Федерации. 1996г. № 1.

9. Сборник законов Российской Федерации. 2000г. № 9; 22.

10. Сборник законов Российской Федерации. 2001г. № 23; 43; 51.

11. Сборник законов Российской Федерации. 2002г. № 39.

12. Сборник законов Российской Федерации. 2003г. № 2; 9; 20; 39.

13. Сборник законов Российской Федерации. 2004г. № 10; 31; 32.