Грузоперевозки предприятия

Курсовая работа
Содержание скрыть

Транспорт является одной из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики страны. Однако сам транспорт часто стимулирует рост уровня экономической активности. Раскрыть возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить масштабы производства, соединить производство и потребителей.

Основная задача транспорта — своевременность, высокое качество и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в транспорте.

Транспорт — это отрасль материального производства, специализирующаяся на организации и выполнении перевозки людей и товаров. В структуре общественного производства транспорт относится к производству материальных услуг. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с использованием различных транспортных средств. Затраты на эти операции составляют до 50% от общих затрат на логистику.

Транспорт относится к одному из главных элементов логистики. Он обеспечивает нормальное, юридически правильное, эффективное и экологически безопасное движение потока материалов и пассажиров от пункта отправления до пункта назначения. Проблему планирования и организации грузовых перевозок необходимо рассматривать в нескольких аспектах: с точки зрения транспортабельности груза, скорости и стоимости транспорта. Транспорт выполняет связующую функцию по переносу сырья и готовой продукции между узлами каналов распределения (склады сырья предприятия-производители склады готовой продукции) согласно спроектированному каналу распределения.

Спрос на грузовые перевозки во многом определяется двумя факторами: динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, а также платежеспособностью компаний и организаций во всех секторах экономики.

В настоящее время эта тема актуальна, так как требуется не только перевозить товары и соблюдать сроки доставки, но и выполнять транспортные услуги различных классов качества. Для этих целей необходимо выбрать конкретный транспорт для перевозки груза, применять удобные для грузоотправителя и грузополучателя технологии перевозочного процесса, осуществлять перевозки с повышенными скоростями, оптимально согласовывать ритмы работы поставщиков и время доставки груза, информирование о продвижение груза, а так же обеспечивать полноту и качество предосьавляемых услуг.

Целью данной работы является изучение организации грузовых перевозок различными видами транспорта в Республике Беларусь.

3 стр., 1395 слов

Сертификация услуг ТО и ремонта

... автосервиса, которые должны легко адаптироваться к нуждам предприятий разной мощности, форм собственности и любой организационно-управленческой структуры. В настоящем разделе рассмотрены основные положения процедуры сертификации услуг ... технологической и нормативной документации, метрологического обеспечения производства; навыков оказания услуги (выполнения работы), в том числе использования ...

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить особенности формирования спроса на грузовые перевозки;
  • рассмотреть типы грузовых автомобилей;
  • рассмотреть порядок планирования транспортировки и критериев выбора логистических посредников;
  • определить методы анализа и прогнозирования спроса на грузоперевозки.

    1.

Логистика грузовых перевозок

1.1 Логистические особенности перевозок грузов различными видами транспорта

Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения потребностей общества в перевозке грузов и пассажиров различными видами транспорта неодинакова.

Освоение предъявляемых перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными из которых являются следующие:

  • характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
  • размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;
  • организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения экономически эффективных сфер использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общие, так и специфические экономические факторы транспорта.

К общехозяйственным факторам относятся:

  • размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
  • номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;
  • состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

  • условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;
  • пропускная и провозная способности;
  • техническая вооруженность;
  • система организации транспортного процесса.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

  • уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
  • капитальные вложения;
  • скорости движения и сроки доставки;
  • наличие провозной и пропускной возможностей;
  • маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
  • надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
  • гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
  • условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна. Во многом это зависит от пропускной способности и структуры грузопотоков, дальности транспорта, количества отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.

78 стр., 38516 слов

Курсовая работа технология перевозки грузов

... мореплавания, снижение затрат на перевозку грузов, ускорение их доставки. Главными факторами, определяющими эффективность использования судов с точки зрения технологии перевозки грузов, являются обеспечение максимальной загрузки судов конкретными грузами и минимальной продолжительности ...

Отметим основные технико-экономические особенности, характеризующие специфичность транспортно-логистических систем различных видов транспорта : железнодорожного, автомобильного, морского (речного, водного), воздушного и трубопроводного.

Железнодорожный транспорт

Эксплуатационная длина Белоруской железной дороги (БЖД) составляет 5,5 тыс. км. Наиболее значимые железнодорожные узлы — Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест и т.д. — обслуживают соответствующие центры республики, работая на 2-6 направлениях. Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создаёт двухпутная электрифицированная железнодорожная линия Брест-Минск — граница России протяжённостью 894 км, обеспечивающая движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских — до 160 км/ч. Кроме того, для оказания полного спектра транспортных услуг дорога имеет необходимое оборудование в пунктах пересечения границы, способное обрабатывать весь спектр перевозимых грузов. Основные перевалочные мощности расположены на железнодорожных узлах Брест и Гродно. Особое внимание уделяется контейнерным перевозкам — как транзитным, так и экспортно-импортным и внутриреспубликанским. На станциях имеется более 20 контейнерных терминалов по переработке крупнотоннажных контейнеров, 7 из них (Барановичи-Центральные, Брест-Северный, Витебск, Колядичи (Минск), Лида, Пинск, Орша-Восточная) оснащены оборудованиями для переработки не только 20-футовых, но и 40-футовых контейнеров, а также 19 терминалов по переработке среднетоннажных контейнеров. Железнодорожный вид транспорта подходит для перевозки различных грузов в любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт дает возможность относительно быстрой доставки грузов на большие расстояния. Перевозки регулярны. Здесь можно эффективно организовать проведение погрузочно-разгрузочных работ. Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является относительно невысокая стоимость грузовых перевозок, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным. [5]

Автомобильный транспорт

Основным недостатком автомобильного транспорта является относительно высокая стоимость перевозки, которая обычно взимается исходя из максимальной грузоподъемности транспортного средства. К другим недостаткам этого вида транспорта можно отнести также срочность разгрузки, возможность кражи товаров и краж транспортных средств, а также относительно невысокую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также затрудняет его использование. [5]

Морской транспорт

К достоинствам относятся:

  • возможность межконтинентальных перевозок;
  • низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния;
  • низкая капиталоёмкость перевозок;
  • высокая провозная и пропускная способность;

К недостаткам использования морского транспорта относятся:

  • ограниченность перевозок;
  • низкая скорость доставки (большое время транзита);
  • зависимость от природно-климатических, навигационных и погодных условий;
  • необходимость создания сложной портовой инфраструктуры;

Речной транспорт

К достоинствам относятся:

  • высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоёмах;
  • низкая себестоимость перевозок;
  • низкая капиталоёмкость;

К недостаткам использования речного транспорта относятся:

  • ограниченность перевозок;
  • низкая скорость доставки;
  • зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов и от навигационных условий;
  • недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза.

Водный транспорт

Воздушный транспорт в Республике Беларусь имеет мощную и разветвленную инфраструктуру. В Беларуси 67 трасс, из них 36 с твердым покрытием и 31 с грунтовым покрытием. Гражданская авиация включает 7 аэропортов и специальный аэропорт. Основные аэропорты страны: Национальный аэропорт Минск (Минск-2), аэропорт Минск-1, аэропорт Брест, аэропорт Витебск и др. В республике действуют 4 государственные авиакомпании: Национальная авиакомпания «Белавиа», авиакомпания «Трансавиаэкспорт», авиакомпания «Гомелавиа», авиакомпания «Гродненский аэропорт», а также ряд частных компаний.

К достоинствам воздушного транспорта относятся:

  • наивысшая скорость доставки груза;
  • высокая надёжность;
  • наивысшая сохранность груза;
  • наиболее короткие маршруты перевозок;

К недостаткам относятся:

  • высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта;
  • высокая капиталоёмкость, материало- и энергоемкость перевозок;
  • зависимость от погодных условий;
  • недостаточная географическая доступность;

Трубопроводный транспорт, Газопровод, Продуктопровод

Транспортировка по газопроводам на территории Республики Беларусь широко используется для транспортировки нефти и газа. Главный экспортный трубопровод России «Дружба» проходил через Беларусь». Через территорию Беларуси осуществляются поставки российского газа и нефти в Польшу, Германию, Украину, Чехию и др. В республике есть три магистральных нефтепровода, по которым отправляется дизельное топливо и бензин. Общая протяжённость нефтепроводов, проходящих по территории республики, составляет свыше 3000 км. Они используются для импорта сырой нефти на НПЗ республики и для транзита российской нефти в страны Западной Европы.

Достоинствами трубопроводного транспорта является:

  • низкая себестоимость;
  • высокая производительность (пропускная способность);
  • высокая сохранность груза;
  • низкая капиталоёмкость;

К недостаткам относятся:

  • ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов);
  • недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов;
  • Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В данной таблице дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов, а единице соответствует наилучшее значение (Табл. 1)

Табл.1 Экспертная оценка различных видов транспорта по 5-балльной шкале [2]

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

время доставки

частота отправлении

надежность соблюдения графика доставки груза

способность перевозить разные грузы

способность доставить груз в любую точку территории

Стоимость

Перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

  • надежность соблюдения графика доставки;
  • время доставки;
  • стоимость перевозки;

— Следует отметить, что данные таблицы могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна подтверждаться технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех затрат, связанных с перевозкой различными видами транспорта.Поэтому в Беларуси представлены все виды современного транспорта. Самый популярный вид транспорта в Республике Беларусь — автомобильный и железнодорожный.

1.2 Особенности формирования спроса на грузовые автоперевозки

Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо отметить некоторые его особенности. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной промышленности, где они могут достигать 50%.

Общие транспортные расходы народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% валового общественного продукта страны. Отношение общих транспортных затрат к общей стоимости продукта для потребителя называется коэффициентом транспортной составляющей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Спрос на грузовые автомобильные перевозки определяется динамикой и структурой объемов производства в стране. Экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга. Развитие экономики вызывает рост перевозок. Возможности транспортных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы экономического роста региона.

Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие этих услуг обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой. Поступление иностранной валюты от экспорта услуг белорусского автомобильного транспорта составило по итогам 2013 года 1133,1 млн. долларов США, в т.ч. грузового — 1103,4 млн. долларов США, что в обоих случаях превышает показатели 2012 г. на 11,6%. Выручка приросла на 22% — до 1,2 млрд. долларов США. Положительное сальдо составило 696 млн. долларов США, или четверть положительного сальдо услуг республики. По данным таможенной статистики, в 2013 году белорусскими международными автоперевозчиками суммарно выполнено 682579 рейсов (+15%) в 42 страны, объем доставок грузов составил 10,6 млн. т (+16%).

Затраты белорусских международных автоперевозчиков, связанные с эксплуатацией грузовых автомобилей, за 2013 г. увеличились на 26%, процентные ставки по лизинговым платежам прибавили 38%. Рентабельность деятельности составила 2,8% против 5,4% за 2012 г.

Транспорт — часть производительных сил общества и самостоятельная отрасль материального производства. Его продукция выражается в перемещении продукции других отраслей. Она имеет следующие особенности:

  • материальный характер транспортной продукции заключается в изменении пространственного положения перевозимых товаров;
  • продукция транспорта потребляется как полезный эффект, а не вещь;
  • транспортную продукцию нельзя накопить впрок, повышение спроса на перевозки потребует использования дополнительных провозных возможностей;
  • в процессе работы транспорта не создается новой продукции, а наоборот, этот процесс сопровождается потерей физических объемов грузов;
  • транспортная продукция вызывает дополнительные затраты в производящих отраслях.

Важной проблемой автомобильного транспорта является организация взаимодействия с другими видами транспорта на транспортных узлах. Здесь автомобильный транспорт отвечает за доставку и вывоз значительного объема товаров и обслуживание клиентов, не имеющий других коммуникаций, за исключением автомагистралей.

С точки зрения экономических отношений автомобильный транспорт делится на три группы:

Общественный транспорт — осуществляет коммерческие перевозки грузов сторонних организаций и физических лиц на договорной основе.

Перевозка предприятий и организаций — перевозит их товары за свой счет для производственных нужд на принадлежащих им или арендованных ими транспортных средствах.

Личный транспорт предназначен исключительно для удовлетворения потребностей владельца транспортного средства. Основное значение этот транспорт имеет для пассажирских перевозок.

Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в следующем:

  • маневренность — возможность концентрации транспорта там, где требуется. Сбор и доставка товаров может осуществляться без перегрузки во всех точках, куда может подъехать машина. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;
  • срочность и регулярность доставки.

Время сбора и доставки грузов может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для погрузки и разгрузки задействована рабочая сила и когда прибытие груза синхронизируется с производственными потребностями. Доставка может быть организована по системе «just in time» — точно в срок;

— большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с перевозкой другими видами транспорта, потери, потери и загрязнения груза намного меньше, так как водитель, выполняющий транспортировку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется, так как, как правило, перевалка товаров отсутствует.

Повышению эффективности работы грузового автотранспорта и его конкурентоспособности на рынке транспортных услуг будет способствовать:

  • пополнение парка грузовых автомобилей, пользующихся спросом на рынке транспортных услуг как по конструкции кузова (самосвалы, фургоны, рефрижераторы), так и по грузоподъемности (до 3 т и свыше 15 т);
  • развитие транспортно-экспедиционных фирм и транспортных бирж, облегчающих поиск клиентуры, предоставление дополнительных услуг, связанных с терминальной обработкой грузов;
  • создание условий, стимулирующих перевозчика к обеспечению безопасного функционирования грузового автотранспорта (безопасность дорожного движения, требования экологии и т.п.).

1.3 Типы грузовых автомобилей (по грузоподъемности)

1. Грузовые автомобили типа «Газель»: К автомобилям класса «Газель» относятся различные модели грузовиков отечественного и импортного производства. Грузовые отсеки этих автомобилей могут незначительно отличаться по габаритным размерам и, как следствие, по объему. Объем 9-11 куб.м. Грузоподъемность 1,5-1,7 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой дальности (до 500 км).

Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 100 км/ч.) а компоновка кабины предусматривает место для одного, двух пассажиров (экспедиторов).

2. Грузовики типа «Зил-Бычок»:

3. Грузовики грузоподъемностью 5 тонн:

4. Грузовики грузоподъемностью 10-15 тонн (10-тонники):

5. Евротент (еврофура)

Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.

Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), — это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП здесь также есть автостоянки, заправочные станции, автомастерские, заправочные станции. Все товары, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения, должны иметь одинаковую маркировку для всех видов транспорта.

Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

  • отраслевому — перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
  • размеру партий грузов — массовые и мелкопартионные перевозки.

Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qг (где г — статический коэффициент использования грузоподъемности).

Мелкопартионные перевозки — это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до qг/2 , т);

  • территориальному признаку — городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
  • способу выполнения: местные — осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения — при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения — перевозки двумя или несколькими видами транспорта.

Комбинированный транспорт — один из видов транспорта. В случае комбинированных перевозок груз переключается с одного транспортного средства на другое без повторной загрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;

  • времени освоения — постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные — только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;

— организационному признаку — централизованные и децентрализованные. В случае централизованных перевозок автотранспортные компании выступают в качестве организаторов доставки грузов получателям и сами осуществляют этот процесс. В случае децентрализованного транспорта каждый получатель самостоятельно обеспечивает доставку товара. [10]

Типы грузовых автомобилей, полуприцепов и прицепов (по функциям)

Тент, полуприцеп. Предназначен для перевозки большинства видов грузов. Загрузка может производиться сверху, сбоку, сзади. Грузоподъемность: 20-25 тонн. Вместимость: 22-33 европаллета. Полезный объем: от 60-96 куб.м.

Рефрижератор, полуприцеп

Полуприцеп с холодильной установкой. Предназначен для перевозки скоропортящихся грузов. В грузовом отсеке от сохраняет температуру от +25 до -25°С. Грузоподъемность: 12-22 тонн. Полезный объем: 60-92 куб.м. Вместимость: 24-33 европаллета. «Евростандарт»: 20 тонн, 82 куб.м, 32 паллета. Эксплуатация дороже обычных типов машин на 5-25%.

Автосцепка

Автомобиль плюс прицеп. Преимущество: быстрая погрузка/разгрузка и большой полезный объем. Недостаток: не пригоден для перевозки длинномерных изделий. Грузоподъемность: 16-25 тонн. Полезный объем: 60-120 куб.м. Вместимость: 22-33 европаллета.

«Jumbo»

Полуприцеп повышенной вместимости. Достигается за счет

«Г»-образного пола и уменьшенного диаметра колес полуприцепа. Грузоподъемность: до 20 тонн. Полезный объем: 96-110 куб.м. Вместимость: 33 европаллета

Контейнеровоз

Пригоден для перевозки контейнеров различных видов. Грузоподъемность: 20-30 тонн.

Автоцистерна

Предназначена для перевозки жидкостей. Грузоподъемность:

12-22 тонн. Объем:8-40 куб.м.

Микроавтобус

Предназначен для перевозки грузов малого объема и веса. Грузоподъемность: 1-3 тонн. Объем: 3-10 куб.м. Преимущества: низкая себестоимость перевозок, скорость доставки.

Автовоз. Предназначен для перевозки легковых автомобилей. Грузоподъемность: 20-25 тонн. Вместимость напрямую зависит от длины прицепа в среднем 8-10 автомобилей.

Зерновоз

Применяется для перевозки зерновых культур. Грузоподъемность: 12-22 тонн.

Самосвал

Применяется для перевозки песка и других сыпучих грузов. Грузоподъемность: 12-22 тонн.

1.4 Планирование грузоперевозок

Планирование транспортировки — одна из самых важных функций в системе распределения продукции. В общем, планирование — это процесс принятия решений, предшествующий будущим действиям.

Планирование позволяет:

  • предвидеть перспективу развития системы перевозок грузов при распределении продукции на будущее;
  • более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия при осуществлении поставок конечным потребителям;
  • повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;
  • эффективно проводить инновационную политику на предприятии;
  • повышать эффективность использования автотранспорта и улучшать финансовое состояние предприятия;
  • обеспечивать координацию действий поставщика и потребителя при осуществлении перевозок;
  • совершенствовать контроль за ходом транспортировки грузов.

Объектом планирования транспортировки товаров в системе распределения является взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс транспортировки товаров и ресурсов. Планирование перевозок грузов в системе распределения как процесс практической деятельности включает три основных этапа:

1) составление планов транспортировки грузов, принятие решений о будущих целях перевозок распределяемых товаров и продукции и способах их достижения; перевозка грузовой логистический спрос

2) организация выполнения плановых решений по доставке товаров и продукции потребителям, оценка реальных показателей деятельности по транспортировке товара потребителям;

3) контроль и анализ конечных результатов перевозок, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности системы перевозок товара в системе распределения.

Транспортное планирование делится на перспективное, тактическое и оперативное планирование.

Перспективное (стратегическое) планирование включает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. В этом случае расчеты производятся на основе прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры. При стратегическом планировании перевозок в системе распределения необходимо учитывать следующие факторы:

Внутренние

  • какой автотранспорт будет использоваться при доставке продукции потребителям: свой или наемный?
  • при положительном решении об использовании своего автотранспорта — определение характера управления собственным автопарком;
  • при положительном решении об использовании наемного автотранспорта — оценка конкурентной ситуации транспортного процесса на рынке транспортных услуг;
  • планирование затрат на доставку грузов и своевременность (при необходимости скорость) транспортировки;
  • качество доставки грузов в системе распределения;
  • возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
  • способности сотрудников отделов распределения и доставки, руководства предприятия;
  • учет принятой в компании стратегии распределении (например, снижение затрат в сети распределения, повышение уровня обслуживания клиентов, сокращение полного цикла заказа, переход на аутсортинг и т.д.);
  • принятая в компании система экономических показателей работы транспорта.

Внешние

  • соотношение тарифных показателей транспортных услуг конкурентов, по какой системе работают конкуренты: свой или наемный автотранспорт?
  • преимущества и недостатки технических характеристик автотранспорта для доставки товара, используемого конкурентами;
  • удаленность клиентов от места расположения поставщика;
  • транспортная инфраструктура региона сбыта, возможность использования подъездных путей при погрузке и разгрузке продукции;
  • конкурентные преимущества использования других видов транспорта при распределении, отличных от автомобильного (авиа-;
  • железнодорожного, речного, морского);
  • стабильность спроса на продукцию поставщика;
  • требования клиентов к уровню транспортного обслуживания при получении продукции;
  • возможное изменение грузовой единицы доставки;
  • высокая социально — экономическая значимость автомобильного транспорта в период сезонных увеличений спроса;
  • возможности страхования грузов и ответственности перевозчиков;
  • время нахождения товара в пути.

Таким образом, стратегическое планирование перевозок в системе распределения продукции осуществляется исходя из выбранной в компании стратегии распределения:

  • снижение затрат в сети распределения (укрупнение партии поставки товара, достижение коэффициента полезного использования грузоподъемности и объема автотранспортного средства на максимальном уровне;
  • перевозки товаров по сниженным тарифам, включение стоимости за доставку в цену товара, организация перевозок однородных грузов отдельными транспортными единицами);
  • сокращение времени доставки товара потребителям;
  • обеспечение максимальной надежности и безопасности перевозок грузов;
  • перевозки товаров любого уровня комплектации и т.д.);
  • сокращение полного цикла заказов (сокращение времени нахождения товара в пути, равномерность отгрузок товара на доставку;
  • минимизация партии поставки;
  • минимизация количества перегрузок товара в пути);
  • переход на аутсортинг (полная передача функций транспортировки товара потребителям логистическим посредникам).

Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения осуществляется в рамках общей стратегии распределения компании, которая является составной частью общей стратегии предприятия на рынке и осуществляется в формах:

  • сценария (разработка сценария будущего периода);
  • концепции с разбивкой по ключевым направлениям;
  • стратегических целей, с четким формулированием конечного результата;
  • моделей поведения (разработка стратегии «шаг за шагом»).

Как правило, проектируется и направляется высшим руководством фирмы.

Тактическое планирование транспорта в системе распределения — это разработка планов транспортировки товаров в системе распределения предприятия в процессе реализации стратегических целей или стратегии предприятия. Он охватывает отношения, которые сложились в системе распределения, а также между подразделениями доставки, транспортным отделом, отделом распределения и предприятием в целом.

Особенностями тактического планирования в распределении являются:

  • определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией;
  • в отличии от стратегического планирования, где определяются общие направления, тактическое планирование это детальное планирование;
  • в основном носит краткосрочный или среднесрочный характер;
  • решения принимаются специалистами (руководителями) среднего звена компании — начальниками отделов логистики, отделов управления товарными запасами, менеджерами по доставке;
  • решаются однородные проблемы;
  • принят фиксированный график действий;
  • минимум альтернативных решений;

Исходя из вышеизложенного, тактическое планирование перевозок грузов автомобильным транспортом в системе распределения, в зависимости от принятого решения об использовании собственного или наемного автотранспорта включает:

  • план перевозок, который включает следующие разделы: объем перевозок в тоннах или тонно-километрах, количество и тип автомобилей используемых для транспортировки груза (с учетом особенностей имеющихся ресурсов для проведения погрузо-разгрузочных работ), пункты отправления (местоположение поставщика) и назначения (место дислокации потребителей), основные технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;
  • план технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава (в случае использования собственного автопарка предприятия);
  • планирование потребности в запасных частях и материалах для ТО и технического ремонта (в случае использования собственного автопарка предприятия);
  • планирование трудовых ресурсов (руководители и специалисты отделов доставки: менеджер по доставке, механик, экспедиторы);

— Оперативное планирование перевозок грузов в системе распределения — это то, чем ежедневно занимается менеджер по доставке совместно с менеджером по распределению товарных запасов в компании. Сюда входит планирование перевозки товаров на короткий период времени в рамках структурных единиц, участвующих в распределении. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год. Он направлен на решение промежуточных тактических задач и направлен на выполнение тактических планов по транспортировке товаров потребителям. «Оперативные планы разрабатываются в форме план — графиков или сетевых планов, представляющие собой привязанные к календарю последовательно выполняемые действия и операции»

Оперативное планирование может осуществляться в следующих формах:

  • месячный план — график перевозок продукции потребителям с разбивкой по неделям и календарным дням, по видам сообщений;
  • план — график постановки транспорта под погрузку;
  • план — график времени подачи автомобилей под погрузку на складе поставщика разгрузку на складе конечного потребителя;
  • нормативы времени погрузки различных типов автомобилей;
  • нормативы сроков доставки грузов;
  • ежедневный распорядок работы менеджера по доставке грузов;
  • нормативы полного цикла документооборота при организации перевозок продукции;
  • план — график формирования поставок;
  • нормативы по соотношению долей различных грузов при осуществлений перевозки в единой поставке и т.д.
  • планирование затрат на осуществление доставки товара потребителям

затраты включаемые в плановую себестоимость продукции;

  • планирование снижения себестоимости перевозок в системе распределения;
  • планирование спроса на услуги логистических посредников (в случае принятия решения об аутсортинге);
  • бюджетное планирование перевозок в системе распределения;

— планирование использования при перевозке грузов современных средств связи, коммуникации и программных продуктов.

2. Стратегическое планирование грузоперевозок на предприятии

2.1 Определение спроса на грузовые перевозки и их планирование по видам транспорта

Для организации нормальной работы грузового транспорта, прежде всего, необходимо знать предстоящий спрос на грузовые перевозки по объемам, направлениям, структуре, видам транспорта и условиям доставки.

Комплексный анализ транспортного рынка и определение спроса на грузовые перевозки — одна из важнейших составляющих транспортного маркетинга и отправная точка маркетинговой деятельности транспортных компаний. Определение спроса на транспортные услуги включает в себя изучение мотивов спроса потребителей, выявление неудовлетворенного спроса и группировку (сегментацию) потребителей по уровню требований к качеству транспортного обслуживания. Для изучения мотивов поведения грузовладельцев и выявления факторов, определяющих предпочтение тому или другому виду транспортного обслуживания, крупным отправителям и получателям грузов целесообразно направлять анкеты со шкалой значимости качественных и стоимостных факторов (скорость, сохранность, стоимость доставки и т. п.).

Результаты обработки ответов на такие анкеты можно свести в общую таблицу с группировкой по каждому фактору, данные из других анкет по количеству собственников товаров и объему грузовых перевозок. Анализ приоритетности факторов, которым отдают предпочтение грузовладельцы, позволяет наметить меры по внедрению новых технологий и оказанию дополнительных услуг, что способствует сохранению клиентуры, привлечению новых объектов перевозок и повышению доходов транспортного предприятия. более подробные анкеты можно использовать для определения потребностей грузовладельцев в контейнерных перевозках, быстрой доставке грузов, дополнительных транспортных услугах.

Важным результатом обследования является выявление размеров неудовлетворенного спроса на транспортные услуги, наличия остатков невывезенных грузов и перспектив развития конкретных топливно-сырьевых промышленных и сельскохозяйственных предприятий. При этом важно выявить так называемый скрытый (отложенный) спрос на перевозки, вызванный ограничением развития транспортной инфраструктуры.

На заключительном этапе анализа определения спроса на перевозки необходима разработка транспортно-экономического баланса региона, учитывающего остатки груза на складах, размер собственного потребления продукции, объемы отправления и прибытия груза, распределение перевозок по видам транспорта.

Для организации управления транспортным комплексом на каждом виде транспорта и на соответствующих транспортных предприятиях, в компаниях и фирмах разрабатываются конкретные планы перевозок грузов.

Основой планирования перевозок становится контрактно-договорная система между грузовладельцами и транспортом.

Особенности планирования грузовых перевозок по видам транспорта:, Железнодорожный транспорт., Морской транспорт.

Отдельно планируют перевозки в большом (между портами разных морских бассейнов) и малом (между портами одного бассейна) каботаже, а также работу ледокольного флота.

Речной транспорт.

Выделяются перевозки наливных грузов, сухогрузов, леса в плотах и внешнеторговых грузов. Отдельно планируют перевозки на самоходных и несамоходных судах; в том числе по буксировке плотов.

В планах перевозок определяют общие объемы отправления, размеры перевалки и перевозки грузов в смешанном железнодорожно-речном сообщении судами смешанного плавания типа «река-море», объем перевозок в заграничном плавании. На морском и речном транспорте в планах перевозок указывают порты отправления и назначения грузов и сроки их доставки.

Автомобильный транспорт.

В автохозяйствах ведомственного автомобильного транспорта, находящегося в распоряжении предприятий, работа планируется в рамках бизнес-плана этих предприятий.

Воздушный транспорт., Трубопроводный транспорт.

смешанном сообщении

В смешанных железнодорожно-морских перевозках планируют значительные объемы экспортно-импортных грузов. В планах этих перевозок указывают конкретные объемы и время перевалки грузов по морским портам и припортовым (пограничным) станциям, предусмотренные в контрактах и соглашениях с иностранными государствами.

Таким образом, на всех видах транспорта, кроме железнодорожного, в текущих (годовых) и оперативных планах перевозок указывают пункты отправления и назначения грузов. На железных дорогах конечные пункты назначения груза указывают только при месячном (оперативном) планировании и только в местном сообщении (в пределах дороги).

В прямом сообщении указывают только дорогу назначения.

2.2 Планирование альтернативы транспортировки и критериев выбора логистических посредников