Информационная система управления водным транспортом

Курсовая работа

информационный водный транспорт логистика

Эффективность управления логистическими системами во многом зависит от эффективности информационного обеспечения системы.

Темпы развития и расширения информационного поля в настоящее время очень высоки. Особенностью большинства процессов, в том числе транспортных, является постоянное расширение и создание новых информационных связей, которые совершенствуются и приобретают новые функции за счет использования современных технологий и технологий. Эффективность функционирования системы зависит от эффективности управления технологическими, организационными и другими процессами. Следовательно, наиболее важным становится обеспечение непрерывности контролируемых процессов в узловых точках, где происходит перемещение товаров между сетями различных транспортных агентов и, следовательно, где происходит передача информации между различными сетями. Это касается, например, перевалочных пунктов (портов, железнодорожных станций, аэровокзалов и т.д.), а также организации бесперебойных смешанных перевозок (железнодорожный/речной транспорт, железнодорожный/автомобильный транспорт).

Информация необходима для правильного обращения с товарами и проверки работоспособности. Чтобы информация могла быть использована для вывода, она должна быть получена на основе проведенного анализа и представлена ​​в доступной для понимания форме. Эта информация содержится в отчетах, поступающих из информационной системы управления компанией, в форме, предварительно разработанной руководством компании. Поэтому на основании отчетов можно делать определенные выводы и тем самым принимать правильные решения. Поэтому совершенно необходимо, чтобы с отчетами было легко работать. Руководству компании необходима качественная информация из информационной системы.

1. Теоретическая часть

1.1 Информация. Технология

Informatio

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

По форме представления:

Текст — передается в виде символов, предназначенных для обозначения знаков языка.

Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

2 стр., 739 слов

Система государственного управления Туркменистана

... Органом, обеспечивающим реализацию таможенной политикиявляется Государственная таможенная служба Туркменистана. Таможенная служба выполняет задачу по обеспечению защиты экономической безопасности страны, разработке и применению таможенно-тарифного механизма, ведению контроля за соблюдением системы разрешений на ...

Графическая— в виде изображений, предметов, графиков.

Звук — устный или в форме записи и передачи языковых лексем на слух.

Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.

По назначению:

Массивный — содержит обыденную информацию и оперирует рядом концепций, понятных большинству общества.

Особый: содержит определенный набор концепций, когда используется, передается информация, которая может быть непонятна большинству общества, но необходима и понятна в узкой социальной группе, где эта информация используется.

Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

Личная(приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

По значению:

Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.

Достоверная — информация, полученная без искажений.

Понятный: информация, изложенная на языке, понятном человеку, для которого она предназначена.

Полная — достаточно информации, чтобы принять правильное решение или понимание.

Полезно: полезность информации определяется лицом, получившим информацию, в зависимости от объема возможностей ее использования.

Технология

При этом:

под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);

номинальное качество

оптимальные затраты

1.2 Информационные технологии и их классификация

Информационные технологии — это широкий класс дисциплин и сфер деятельности, связанных с технологиями создания, хранения, управления и обработки данных, включая использование информационных технологий. В последнее время под информационными технологиями все чаще понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ связаны с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки и ограничения передачи и приема информации. Компьютерных техников и программистов часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сама ИТ требует сложного обучения, высоких начальных затрат и высоких технологий. Их реализация должна начинаться с создания программного обеспечения, моделирования и формирования информационных репозиториев для данных и промежуточных решений.

Индустрия информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто являются составной частью услуг, управления, промышленного производства, социальных процессов.

3 стр., 1216 слов

Принципы классификации таможенной информации

... необходимой информации значительно повышают эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов, обеспечивают целенаправленность проводимых мероприятий, систематизацию информации, получаемой оперативным путем. К новым направлениям деятельности правоохранительных подразделений с использованием информационных технологий можно ...

Виды информационных технологий

Обычно пользователям требуются любые информационные технологии, чтобы получить нужную им информацию на конкретном носителе данных.

При рассмотрении информационных технологий они делятся на несколько типов и классов. Классификация информационных технологий необходима для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях (сферах жизни общества).

Классификация информационных технологий зависит от выбранных критериев. В качестве критерия можно использовать показатель или несколько характеристик.

По типу информации, По выполняемым функциям и возможности применения

1) в автономных компьютерах (ПЭВМ) и в локальных рабочих станциях (АРМ) в составе сетевых автоматизированных информационных систем (АИС) реального времени;

2) в объектно-ориентированных, распределённых, корпоративных и иных локальных и сетевых информационно-поисковых, гипертекстовых и мультимедийных системах;

3) в системах с искусственным интеллектом;

4) в интегрированных АИС;

5) в геоинформационных, глобальных и других системах.

по степени типизации операций

Операционная технология, Предметная технология, По виду используемых сетей

1.3 Классификация информационных технологий на водном транспорте

Береговые информационные системы:

1) системы управления движением судов(СУДС)

2) Автоматическая идентификационная система(АИС)

3) Береговая глобальная морская система связи при бедствии(ГМССБ)

4) Система управления чрезвычайными ситуациями

5) Комбинированные системы наблюдения(ксн)

6) Лазерные системы швартовки крупнотоннажных грузов

7) Системы мониторинга мобильных обьектов

8) Система мониторинга СИГМА

9) Системы УКВ связи

Бортовые информационные системы:

1) Электронно-картографические системы

2) Интегрированные навигационные и мостиковые системы

3) Автоматизированный промерный комплекс

4) Автоматические идентификационные системы (АИС)

5) Регистратор данных о рейсе

6) Судовая система охранного оповещения

7) Оборудование для строящихся судов

Электронно-картографические системы:

1) Электронные карты

2) Электронно-картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС)

3) ЭКНИС для крупнотоннажного флота

4) ЭКС для рыбопромыслового флота

5) ЭКС для маломерных судов

6) Системы отображения электронных навигационных карт и информации

7) Видеопрокладчики

8) Тактические дисплеи

9) Модули погоды

2. Практическая часть

2.1 Информационная система управления водным транспортом

2.1.1 Система управления водным транспортом (СУВТ) предназначена для обеспечения эффективного руководства судоходной компанией. Разработка системы началась в 1995 г. и продолжается в настоящее время

8 стр., 3993 слов

Автоматизированная информационная система учета и контроля таможенных ...

... нормативных правовых актов. КПС является элементом автоматизированной информационной системы учета и контроля таможенных приходных ордеров АИС «Ордер». 2.1 Виды деятельности, функции, для автоматизации которых ... отчетности; ведение базы данных таможенных приходных ордеров и таможенных расписок (БД ТПО и ТР) на следующих уровнях организационной структуры таможенных органов: таможенный пост, таможня ( ...

Основные принципы, заложенные в техническом задании на разработку СУВТ:

1)управление флотом должно быть централизованным вся оперативная информация должна передаваться в диспетчерский центр, из которого должны исходить управляющие воздействия;

2)аппарат диспетчерского центра должен иметь возможность в любое время суток получить информацию о точном местоположении судна, его состоянии (как техническом, так и коммерческом);

3)диспетчер должен иметь возможность немедленно связаться с экипажем корабля в любое время суток;

4)экипаж судна должен иметь возможность немедленно связаться с диспетчерским центром в любое время суток;

5)вся информация о местоположении судов, переписка диспетчера с экипажем, отчетные данные, поступающие с транспортных средств, должны протоколироваться как на борту судна, так и в диспетчерском центре для последующего анализа;

6)затраты на эксплуатацию системы должны быть по возможности минимальными.

2.1.2 Структура СУВТ

Состав внедорожника был продиктован поставленными задачами, а также условиями использования систем связи. Поскольку требовалось централизованное управление флотом, был организован единый диспетчерский центр. Вся информация, используемая в системе, заносится в базу данных, доступную как отделению отгрузки, так и руководству компании. Поскольку механизм обмена сообщениями с судами контролируется СУВТ (невозможно отправить сообщение, минуя систему), база данных содержит абсолютно всю информацию, расположенную в хронологической последовательности. Это позволяет проводить подробный объективный анализ при возникновении нештатных ситуаций. Доступ к базе данных организован с применением WEB-технологий. Это позволяет легко организовывать новые рабочие места в офисе компании (для этого необходим только компьютер и стандартная программа браузер Internet Explorer или Netscape Navigator).

Для сотрудников, находящихся вне офиса, эта технология также удобна, так как с доступом в Интернет можно работать с системой из любой точки мира. Эта услуга позволяет организовать удаленные офисы без дополнительных затрат.

Для эксплуатации внедорожника используется только стандартное компьютерное оборудование. В диспетчерском центре установлен сервер баз данных, подключенный к локальной сети офиса (это может быть коммерческая система под управлением Windows или свободно распространяемая система Linux плюс коммерческая СУБД Oracle), коммуникационный сервер для организации связи с судами (система Linux небольшой мощности практически обычный офисный персональный компьютер) и персональные компьютеры сотрудников. На судах также используются обычные персональные компьютеры с установленной системой Linux, подключенные к связевому терминалу (станции спутниковой связи, GSMтерминалу и т. п.).

Структура системы управления водным транспортом представлена на рис. 1. Изначально в качестве канала связи для внедорожника использовалась спутниковая связь системы Eutelsat. Впоследствии внедорожник был адаптирован для использования спутниковой системы Inmarsat.

2.1.3 Информационные потоки в системе управления водным транспортом

5 стр., 2270 слов

Информационные системы и технологии на водном транспорте

... службы НАВТЕКС; система для передачи информации по безопасности мореплавания на удаленные районы моря. 1) Электронная картографическая навигационная информационная. Электронная картографическая навигационная информационная система предназначена для установки на морские, речные и суда смешанного ...

Информационные потоки в УВД включают обмен сообщениями между судами и центром управления, а также получение информации о местоположении транспортных средств. Механизм отчетности используется для уменьшения трафика между сортировочной станцией и судами, а также для упрощения информации о работе и состоянии судов. Разработаны следующие виды отчетности на судах: 1) ежесуточный отчет (эксплуатационные данные за истекшие сутки); 2) отчет о погрузке; 3) отчет о приходе в порт выгрузки; 4) отчет о стоянках в пути; 5) отчет о бункеровках топливом и маслом.

Экипаж судна обязан заполнять отчет в оговоренный срок после совершения соответствующего события либо, как в случае с ежесуточным отчетом, на определенный час.

Все отчеты представляют собой набор форм, заполняемых экипажем в соответствии с определенными правилами. В отчеты вводятся только первичные данные, не требующие вычислений. Все расчеты выполняются системой автоматически. Например, в отчетах по остаткам топлива вводятся лишь уровни взлива топлива во всех емкостях, а система, основываясь на предварительно рассчитанных и внесенных в базу данных тарировочных таблицах цистерн, а также введенной ранее информации, сама рассчитывает расход топлива и его остаток на борту судна.

Все данные (без форм) после заполнения отчетов сжимаются и пересылаются в диспетчерский центр. Это позволяет минимизировать затраты на передачу данных. Как уже было сказано, вся отчетная информация фиксируется в базах данных на судовом компьютере и в диспетчерском центре. В дальнейшем эти данные доступны для анализа и используются для подготовки аналитических отчетов, предоставляемых руководству компании.

2.1.4 Автоматическая система контроля расхода топлива

Для объективного контроля расхода топлива на судне и планирования бункеровки на внедорожнике внедрена система автоматического контроля расхода топлива. На первом этапе создания внедорожника использовалась разработка НИИ измерительной техники, основанная на емкостном принципе действия. В топливный бак помещалась штанга с горизонтально расположенными пластинами. Когда они были смочены топливом, первая оставшаяся сухая пластина подала сигнал контроллеру, подключенному к бортовому компьютеру, который на основе предварительно рассчитанных калибровочных таблиц вычислил количество топлива, которое в настоящее время находится в баке. Далее эта информация прописывалась в базу данных судового компьютера. Через определенный промежуток времени в диспетчерский центр передавались усредненные данные.

На втором этапе создания внедорожника использовалась другая бесконтактная система. Вместо емкостных датчиков (которые приходилось раз в год вытаскивать и проводить профилактику) были применены ультразвуковые. Этот датчик установлен в верхней части бака и отправляет периодические импульсы к поверхности топлива. На основе отраженного сигнала контроллер вычисляет текущий уровень топлива и передает это значение в компьютер. Дальнейший алгоритм работы оставлен без изменения.

Опыт использования системы автоматического контроля расхода топлива дал положительные результаты. Капитаны кораблей, поначалу скептически относившиеся к нововведениям, полностью согласились с разработкой и теперь основывают свои расчеты на его показаниях. С введением системы искушение использовать топливо в непроизводственных целях исчезло.

7 стр., 3014 слов

Типы морских судов, их назначение, особенности

... спроектировано с подкреплениями и утолщённым настилом для удобства грузовых операций. Танкер 2.4 Контейнеровомз Контейнеровомз (морское судно) - специализированное грузовое судно , для перевозки груза в однородных ... по сравнению с другими энергоносителями, например нефтью. Навалочные грузы перевозят специализированные суда - балкеры. Это могут быть руда и рудные концентраты, уголь, минеральные ...

2.1.5 Автоматическая система измерения параметров работы судовых механизмов

Для повышения эффективности оценки состояния кораблей и регистрации их режимов работы в СУВТ был добавлен модуль автоматической системы измерения параметров судовых механизмов. Первоначально работы велись в двух направлениях. По согласованию с Верхневолжской регистрационной инспекцией в грузовых танках нефтеналивных танкеров в исследовательских целях были установлены датчики температуры. Датчики были размещены равномерно на трех уровнях по высоте каждой загрузочной цистерны. Информация с датчиков отправлялась на бортовой компьютер через микроконтроллер. Имея эти данные, капитан корабля мог быстро проверить температуру перевозимого груза и нагреть его до требуемых значений по мере приближения к порту выгрузки, избегая чрезмерного расхода топлива и не перегревая груз. Второе направление работ — установка датчиков температуры на дизельном двигателе корабля. Датчики измеряли температуру выхлопных газов каждого цилиндра, а также температуру воды в системе охлаждения дизельного двигателя. Полученная информация также передавалась в судовой компьютер. Эта линия работы дублирует термометры, имеющиеся на корабле, но позволяет записывать историю температурных процессов дизельного двигателя в базу данных. Кроме того, новая система значительно дешевле, так как ее стоимость сопоставима со стоимостью набора стеклянных термометров, приобретаемого почти каждый год. В дальнейшем к СУВТ была подключена система контроля прочности корпуса судна СПР-3М. В 2003 г. была проведена опытная эксплуатация системы измерения параметров работы судовых механизмов с добавлением к ней датчиков давления выхлопных газов, а также тахометра, установленного на гребной вал судна. В перспективе, кроме мониторинга судовых механизмов, планируется включить данную систему в систему аварийнопредупредительной сигнализации (АПС).

На рис. 2 схематично изображены точки измерения контролируемых параметров. Концепция автоматической системы измерения параметров работы механизмов корабля позволяет добавлять в конфигурацию новые датчики, необходимые для каждого конкретного корабля. Интеграция этой системы в СУВТ позволяет не только хранить всю информацию в базе корабля, но и оперативно предоставлять необходимые данные в диспетчерский центр компании.

2.2 Службы управления движением судов (СУДС)

Служба управления движением судов (СУДС) представляет собой организационную структуру, укомплектованную квалифицированным персоналом и оснащенную необходимыми техническими средствами, предназначенную для повышения безопасности и эффективности судоходства в определенном районе.

СУДС обычно вводится на подходах к портам, на портовых акваториях, в узких каналах и других районах, характеризующихся сложностью в навигационном отношении, большой интенсивностью движения, регулярным движением судов, перевозящих опасные или вредные грузы, или уязвимостью окружающей среды.

Обслуживание судоходства в зоне действия СУДС осуществляется центрами и постами управления движением судов (УДС).

Центры и площадки оснащены средствами связи, обзорными РЛС и другим необходимым оборудованием. СУДС, осуществляющие радиолокационное наведение судов, оснащены радиолокационными станциями высокого разрешения, управляемыми с удаленной центральной станции управления или по кабельной линии. На экране в большом масштабе представлена ​​схематическая карта зоны обслуживания СУДС. Информация о судах в районе обрабатывается компьютерами и отображается на графических и цифровых дисплеях. На них в графическом, цифровом и текстовом виде отмечаются суда и собранная о них информация (размер судна, присвоенный ему порядковый номер, вектор его скорости и т.п.).

8 стр., 3924 слов

Организация работы мультимодального терминала

... где В - ширина расчетного судна. Для гравия и щебня: порт транспорт терминал мультимодальный Таблица 3.1 Значение расстояния безопасности, Габаритная длина размерений судна, 100 100 150 ... Простой судов под грузовыми операциями определяется исходя из действующих судо-часовых норм: , (3.6) Для гравия: Для бумаги в рулонах: где P c -ч - судо-часовая норма времени грузовых работ, ...

По запросу оператора предоставляется информация о положении корабля относительно оси фарватера, точках поворота и других контрольных точках или в выбранной системе координат, предварительно рассчитанное время подхода к контрольным точкам и другие данные данный. Программа вычислительного комплекса может предусматривать оценку опасного сближения судов, опасности посадки на мель, контроль нахождения судов, стоящих на якоре, в пределах отведенных им зон и т.п.

Связь между центром УДС, постами и судами обычно устанавливается на выделенных каналах УКВ. Каналы и позывные для связи указываются в правилах навигации в зоне действия СУДС.

Радиообмен центра (поста) СУДС с судами, а также текущая радиолокационная информация документируется. Записи хранятся в течение трех дней, а в случае возникновения чрезвычайных или аварийных ситуаций — до окончания расследования.

Функции СУДС могут различаться в довольно широких пределах в зависимости от причин установления СУДС в соответствующих районах и технической оснащенности центров и постов УДС. В простейших случаях они ограничиваются информационными сообщениями, в наиболее сложных случаях охватывают организацию движения судов с предупреждением развития опасных ситуаций.

СУДС, в общем случае, осуществляют:

  • сбор данных об обстановке в зоне обслуживания (на фарватере, в канале и т.п.), контроль за состоянием средств навигационного ограждения;
  • несение радиовахты на частотах, выделенных для сообщений о бедствии и в целях безопасности;
  • установление связи с судами, входящими в зону действия СУДС, получение сообщений о состоянии судов, сведений о перевозимых опасных или вредных грузах;
  • оценку общей ситуации движения и ее возможных изменений;
  • контроль за соблюдением судами при маневрировании установленных требований и правил;
  • передача по радио информации о состоянии видимости, движении судов или их намерениях, об изменениях в работе средств навигационного оборудования;
  • предупреждение судов о препятствиях для судоходства, таких, как суда, занятые специальными работами, суда, маневрирование которых затруднено, скопление малых судов и т.п.;
  • оказание помощи в судовождении судам, оказавшимся в трудных навигационных или гидрометеорологических условиях, или предавших сообщение о неисправностях, повреждениях или других ограничениях

установление порядка движения судов, путей, которыми им надлежит следовать, дистанций между судами, составление графика прохода судов через специальные районы, например, через районы, в которых установлено одностороннее движение, контроль за соблюдением порядка движения;

  • назначение мест якорной стоянки и контроль за положением судов на якорных местах;
  • содействие в установлении связи между судами, береговыми организациями и службами;
  • вызов спасательных и аварийных служб, содействие их работе.