Методология таможенной статистики

Курсовая работа

Введение

Улучшение международных сопоставлений — важная область для улучшения статистики внешней торговли. Развитие экономики стран Таможенного союза, рост показателей внешней торговли, насыщение конкурентной среды и вступление в ВТО объясняют растущий интерес к таможенной статистике. Изменение показателей импорта и экспорта накладывает свой отпечаток как на макроэкономическую ситуацию Союза, так и на внутренние рынки стран Таможенного союза.

Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономик стран Таможенного союза в мирохозяйственные связи привели к необходимости разработки и применения единой методологии таможенной статистики. Вместе с тем, применение единой методологии таможенной статистики в рамках Таможенного союза является достаточно сложным, поскольку необходимо проводить анализ таможенных операций всех стран данной таможенной территории, в связи с чем тематика настоящего исследования является весьма актуальной и представляет повышенный интерес.

Объектом курсовой работы является применение единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методологии взаимной торговли в рамках Таможенного союза.

Объектом исследования являются общественные отношения, от которых отказываются в процессе применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методологии взаимной торговли в контексте таможенного союза.

Объем работы можно обозначить как комплексный анализ применения единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и методологии взаимной торговли в рамках таможенного союза.

Достижение указанной цели связано с постановкой следующих задач:

  1. Проанализировать сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках таможенного союза.
  2. Рассмотреть систему учета экспортно-импортных операций.
  3. Раскрыть нормативно-правовую базу ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках таможенного союза.
  4. Рассмотрим правила ведения таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках таможенного союза.
  5. Проанализировать правила формирования таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза.

Структура работы определена ее целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

3 стр., 1072 слов

Таможенная статистика внешней торговли товарами

... таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза. Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств-членов таможенного союза в порядке и сроки, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза. Таможенная статистика внешней торговли и статистика ...

Глава 1. Таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли в рамках Таможенного союза: общая характеристика

1.1. Сущность таможенной статистики внешней торговли и взаимной торговли в рамках Таможенного союза

Таможенная статистика – это «отрасль экономической статистики, предусматривающая сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу» 1 .

Данные таможенной статистики «отражают динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций» 2 .

Таможенная статистика используется для следующих целей:

  1. выявление объема импорта, а также доли импорта на каком-либо рынке, а также оценки динамики этих показателей;
  2. выявление объема экспорта, а также доли экспорта в общем объеме производства товара в стране, а также оценки динамики этих показателей;
  3. выявление основных участников рынка, наиболее активно осуществляющих импортно-экспортные операции;
  4. выявление основных регионов — импортеров или экспортеров продукции;
  5. выявление основных таможенных пунктов, через которые производится импорт-экспорт того или иного товара;
  6. выявление типов продукции, которая наиболее активно импортируется / экспортируется;
  7. оценка влияния сезонного фактора на объем импорта или экспорта;
  8. оценка реакции рынка импорта или экспорта на различные изменения, происходящие в области политики, законодательства, цен на товары и ресурсы, на выход на рынок новых игроков, а также на прочие события3 .

Основными видами таможенной статистики являются таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли.

Под внешней торговлей Таможенного союза понимается «торговля государств-членов Таможенного союза с третьими странами. Под взаимной торговлей Таможенного союза — торговля между государствами — членами Таможенного союза» 4 .

Важно отметить, что «таможенная статистика внешней торговли формируется на основе данных из документов, предоставляемых таможенным органам, статистика взаимной торговли — на основе сведений из материалов, подаваемых участниками ВЭД в уполномоченные органы государств Таможенного союза при взаимной торговле.

Упомянутые типы статистики предназначены для обеспечения полного и надежного учета данных о внешней и взаимной торговле товарами. Это необходимо для анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, контроля поступления таможенных платежей в финансовая отчетность государств-членов таможенного союза. Другая цель — развиваться и принимать решения в области внешнеторговой политики. Также учет нужен для прогнозирования макроэкономических показателей, разработки платежного баланса и системы национальных счетов (СНС), расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема» 5 .

13 стр., 6339 слов

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ...

... нормативно-правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза; подробно исследовать понятие и сущность незаконного перемещения товаров; раскрыть способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств. 1. Правовое регулирование ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Правильное изложение объективной ...

Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли Таможенного союза «призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:

1) анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;

2) анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внеш неэкономической деятельности;

3) разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;

4) контроля за поступлением таможенных платежей в бюджеты государств — членов Таможенного союза;

5) разработки платежного баланса и системы национальных счетов;

6) прогнозирования макроэкономических показателей;

7) расчета индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;

8) содействия развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей»6 .

1.2. Системы учета экспортно-импортных операций и ее объекты

В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций: «специальная» и «общая». «При «общей» системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируется, когда товар пересекает государственную границу, а при «специальной» — когда он пересекает таможенную границу страны. Это различие имеет особое значение в случаях, когда товары проходят транзитом через свободные таможенные зоны и свободные склады, принадлежащие территории государства, где они находятся за пределами таможенной территории и не подлежат таможенному контролю. Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли при «специальной системе учета торговли (специальный импорт) только после того, как они будут выпущены из свободных таможенных зон и со свободных складов и поступят в свободное обращение. Специальный экспорт также охватывает товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт»7 . Однако при «общей» системе учета «регистрируется весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе товары, ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады на момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее. При экспорте в рамках «общего» режима учета, помимо товаров, подпадающих под «специальный» режим учета, учитываются товары, заявленные для ввоза в свободные зоны и свободные склады, но впоследствии реэкспортированные. В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН желательно использовать «общую» систему учета торговли»8 .

Отметим, что в Таможенном союзе «в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли учет импорта и экспорта товаров ведется на основании общей системы учета торговли» 9 .

При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:

импорт:

1) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления;

4 стр., 1748 слов

Южноафриканский таможенный союз

... Западноафриканский экономический и валютный союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Восточноафриканское сообщество, Южноафриканский таможенный союз) и одно на Ближнем Востоке (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). таможенных союзов объединены единой таможенной территорией, действует единый внешний ...

2) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру реимпорта;

3) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

4) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза после совершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории;

5) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;

6) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру таможенного склада;

7) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства;

8) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

9) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру временного ввоза на срок один год и более;

10) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

11) товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру свободного склада10 ;

экспорт:

1) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру экспорта;

2) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории;

3) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления;

4) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории;

5) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру реэкспорта;

6) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованные физическим лицам, выезжающим с территории государства — члена Таможенного союза;

7) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза и помещенные под таможенную процедуру временного вывоза на срок один год и более;

8) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры свободного склада;

9) товары, вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза после завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны 11 .

37 стр., 18049 слов

Таможенный контроль после выпуска товара: проблемы и перспектива развития

... обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза. Субъект таможенного контроля после выпуска — таможенные органы Российской Федерации. Объект таможенного контроля после выпуска — правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и ...

При этом, «в статистике взаимной торговли учитываются все товары, ввезенные на территорию государства — члена Таможенного союза с территории других государств — членов Таможенного союза или вывезенные с территории государства — члена Таможенного союза на территории других государств — членов Таможенного союза, за исключением некоторых товаров» 12 .

Так, «не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли при общей системе учета следующие категории товаров:

1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства — члена Таможенного союза;

2) товары, временно ввезенные (вывезенные) на срок менее одного года;

3) товары, помещенные на таможенный склад, на свободный склад, в свободную таможенную зону и предназначенные для вывоза за пределы территории государства — члена Таможенного союза;

4) иностранные товары, уничтоженные на территории государства — члена Таможенного союза»13 .

Следует отметить, что учет экспортно-импортных операций, то есть ведение таможенной статистики, является одной из функций таможенных органов. В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется таможенными органами Таможенного союза. Так в России система учета состоит из 4 звеньев: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС) и ее Управление таможенной статистики и анализа. При этом важную роль играет ГНИВЦ ФТС России.