Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки

Курсовая работа

Введение

В настоящее время ни одно государство не может существовать без таможенных органов. Российская Федерация имеет большую территорию и вынуждена защищать свою экономическую безопасность, которую охраняют таможенные органы.

Таможенными органами Российской Федерации являются:

  • таможенные посты;
  • таможни;
  • региональные таможенные управления;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

Соблюдение законодательства является обязательным условием при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза. Перемещение товаров должно происходить в соответствии с действующим законодательством. Основным видом деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В целом эта тема очень актуальна, так как на основе движения транспортных средств и товаров строится система сбора платежей, таможенного оформления и контроля, которые позволяют обеспечить экономическую и государственную безопасность страны.

Целью данной работы является анализ и изучение способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, а также способов их пересечения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть и изучить нормативно-правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза;
  • подробно исследовать понятие и сущность незаконного перемещения товаров;
  • раскрыть способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств.

1. Правовое регулирование ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу

Правильное изложение объективной стороны урегулирования нарушения таможенных правил невозможно без определений, применяемых в Таможенном кодексе Таможенного союза. В связи с этим при совершении административных правонарушений, содержащихся в главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения Таможенного кодекса Таможенного союза, раскрывающие смысл понятия обычаев и отношений правовые.

18 стр., 8625 слов

Понятие и формы таможенного декларирования товаров и транспортных средств

... таможенным законодательством Российской Федерации товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации, подлежат декларированию таможенному ...

1.1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза является актом ввоза или вывоза товаров и транспортных средств любым способом.

Ввоз — совершение действий, в результате которых товары каким-либо образом прибыли на таможенную территорию Таможенного союза до их выпуска таможенными органами.

Экспорт — совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, до фактического пересечения таможенной границы.

Все лица на равных основаниях имеют право перемещать товары через таможенную границу в соответствии с положениями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством государств-членов таможенного союза.

Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и международными договорами государств — членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 504 с.

Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а так же товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенной операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке. Таможенное право. — Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. — М.: изд. Юстицинформ. — 2006 — 264с.

1.2 Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу впервые появилось в законе, устанавливающем таможенные правила как самостоятельное определение.

Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу определяется таможенным кодексом, ввоз на таможенную территорию или вывоз с таможенной территории товаров и транспортных средств с нарушением установленного таможенного кодекса.

15 стр., 7053 слов

Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

... вывести либо ввести товары или транспортные средства. Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся: равное право ...

Сокрытие товаров, пересечение границы в неразрешенных местах и ​​любые другие действия после пересечения границы до выпуска товаров — все это относится к незаконным перемещениям. Например, неточная информация в таможенной декларации, которая в дальнейшем повлекла за собой уплату таможенных пошлин не в полном объеме, это касается и незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Очень важно для правоприменения различать содержание термина в Кодексе Российской Федерации и в Таможенном Кодексе об административных правонарушениях, где к незаконному перемещению товаров и транспортных средств отнесены лишь некоторые деяния которые характеризуются повышенной общественной опасностью.

Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ КоАП определяет по следующим пунктам:

— Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации путем их ввоза помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных установленных мест прибытия или вне времени работы таможенных органов, а равно совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации товарами и транспортными средствами при их убытии с таможенной территории Российской Федерации помимо пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо иных мест, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа.

  • Сокрытие товаров на таможенном контроле с использованием тайников или иных методов, затрудняющих обнаружение товаров, или придания видам одних товаров другим при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

— Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортных средствам. Куприянов И.А. Юридические особенности перевозки автомобилей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. — 2007. — № 7. — С.34-36

В случае незаконного оборота акт объективно проявляется в следующем.

Когда товары и транспортные средства фактически пересекают таможенную границу, все последующие действия с товарами и транспортными средствами до того, как они будут выпущены таможенными органами.

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории:

  • в подаче таможенной декларации;
  • во входе (въезде) физического лица, выезжающего и Российской Федерации, в зону таможенного контроля;
  • во въезде автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;
  • в сдаче транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации;

— в совершении лицом действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы товарами и траснспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест, а также в совершении всех последуют предусмотренных Таможенным кодексом действий, с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

15 стр., 7431 слов

Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении ...

... Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, по ст. 360 ТК ...

Любое перемещение, связанное с пересечением границы таможенного союза, товаров и транспортных средств за пределы определенных мест таможенного контроля или вне рабочего времени таможенного органа является незаконным.

Перемещение товаров и транспортных средств за пределы установленных мест выражается в пересечении таможенной границы Российской Федерации в обход зон, через которые такое пересечение должно быть осуществлено.

Местами пересечения таможенного границы Российской Федерации являются пункты пропуска, которые созданы вдоль таможенной границы Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом РФ и приказом ГТК России от 23 2003 г. #№1520 «Об утверждении Положения в порядке создания и обозначения зон таможенного контроля». Во всех таможенных органах определяются места для проведения таможенного контроля, к которым относятся: площадки для автомашин, досмотровые залы и тд. Они, в свою очередь, могут находиться в непосредственной близости от пограничного перехода и на значительном удалении от него.

В соответствии с Таможенным кодексом все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом. при этом под таможенным контролем понимается совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами Российской Федерации в целях соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Таможенным кодексом, товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: уничтожения, выпуска для свободного обращения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность, фактического вывоза товаров и транспортных средств таможенной территории Российской Федерации.

С момента принятия таможенной декларации или совершения действий, которые направлены на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации. Калинин М.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. — 2008. — № 5. — С.38-42

Перемещение товаров и транспортных средств, совершенное с использованием поддельных документов и их использованием, то есть с предъявлением документов таможенному органу, необходимых для таможенных операций, документов:

4 стр., 1867 слов

История создания Гармонизированной системы описания и кодирования ...

... товаров. Эта конвенция вступила в силу 11 сентября 1959 г. Впоследствии ее стали именовать Брюссельской таможенной номенклатурой (БТН), а последняя редакция брюссельской номенклатуры 1978 года уже называлась Номенклатура Совета таможенного ... Такая классификация давала возможность группировать товары на средства производства и потребления, на основные и оборотные средства, на изделия промышленности и ...

  • любая подделка документов, исправление или искажение текста, написание дополнительной информации в документе, подделка штампов и печатей;
  • незаконное получение документов, подложные документы, документы полученные в результате злоупотребление служебным положением или халатные действия при выдаче документа;
  • подлинные документы содержащие недостоверные сведения ( цифровые данные, текст);
  • документы на совершенно другие товары;
  • документы не имеющие юридической силы или утратившие ее;
  • Такой способ перемещения товаров и транспортных средств вредит интересам государства и общества.

На данный момент перечень документов, которые необходимы для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации определен Приказом ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Таким образом, незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации является наиболее распространенным среди нарушений таможенных правил и может быть классифицировано по разным составам. Ответственность за эти правонарушения установлена ​​Кодексом об административных правонарушениях. Однако стоит остановиться на изучении такого вида преступности, как контрабанда, которая, в свою очередь, имеет совершенно другие последствия. Ответственность за контрабанду является уголовной.

2. Виды ответственности за незаконное перемещение товаров и транспортных средств

2.1 Административная ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

В правовой системе ответственность означает определенные негативные последствия для субъекта в случае нарушения установленных требований. Нарушение правил в таможенном деле влечет, прежде всего, административную ответственность. Ответственность за посягательство на финансовые интересы государства в таможенной сфере устанавливается Кодексом об административных правонарушениях, который предусматривает определенные санкции за незаконное перемещение товаров и транспортных средств.

Статья 16.1.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 16.1, являются отношения в области таможенного дела. Для правильного применения норм ст. 16.1 и всех других норм гл. 16 КоАП нужно иметь в виду следующие обстоятельства:

1) в соответствии с Законом N 118 с 1 октября 2004 г. нормы главы 16 изложены в новой редакции;

2) товарами являются любые виды движимого имущества, в т.ч. валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением указанных ниже);

3) транспортные средства — это любые средства, используемые для международных перевозок товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Перевозчиком признается лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;

4) перемещение через таможенную границу Российской Федерации представляет собой прибытие на таможенную территорию РФ (или убытие с нее) товаров или транспортных средств. Иначе говоря, такое «перемещение» предполагает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся, например:

4 стр., 1611 слов

Транспортная стратегия Российской Федерации

... Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Транспортная стратегия) подготовлен Минтрансом России во исполнение решений, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 27 августа 2013 года. Транспортная стратегия ... когда большое значение на выбор видов транспорта, типов технических средств будут оказывать степень безвредности для человека и окружающей ...

  • при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации — фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации;

— при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при ввозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввести товары или транспортные средства.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного в ч. 1 ст. 16.1 состоит в том, что виновный перемещает товары и (или) транспортные средства помимо пунктов пропуска (т.е. минуя их в обход этих пунктов) через Государственную границу Российской Федерации (либо иных установленных мест прибытия (убытия) товаров и транспортных средств).

Это также включает перемещение этих объектов в нерабочее время таможенных органов. Наконец, объективная сторона данного правонарушения налицо и тогда, когда виновный совершает действия (например, переезжает на автомобиле, переходит пешком и переносит товары, переплывает на моторной лодке и т.п.) фактически направленные на пересечение таможенной границы РФ без разрешения таможенных органов.

Объективная сторона правонарушений предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 16.1 характеризуется тем, что виновный не совершает указанное выше перемещение, прибегая при этом ко всякого рода ухищрениям, упомянутым в ст. 16.1, т.е. использует тайники (в одежде, в транспортном средств, в вещах), придает одним товарам вид других, представляет таможенному органу либо подложные документы (т.е. полностью или частично не соответствующие оригиналу), подлинные документы, но полученные незаконным путем, и т.п.).

При этом неправомерные действия виновного выражаются:

  • в том, что товары перемещаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля. Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (главы 34-38 Таможенного кодекса).

    Если виновный стремится вовсе проигнорировать таможенный контроль, перемещает товары вне постов таможенного контроля, утаивает от таможни, то налицо перемещение товаров помимо (с сокрытием) таможенного контроля;

— в обманном использовании документов или средств таможенной идентификации. В соответствии с нормами Таможенного кодекса лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля (например, контракт на импорт или экспорт товаров, паспорт сделки, выписки из уполномоченных банков об операциях по валютному счету).

3 стр., 1137 слов

Арест товаров,транспортных средств и иных вещей

... обстоятельства и обуславливают важность и необходимость изучения особенностей наложения ареста на товарную продукцию, транспортные средства и прочие вещи на ... №17). Национального законодательства: 2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // ... органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров». Книжные издания: 7. ...

Перечень документов и порядок их подачи определяются ФТС России.

В соответствии со ст. 390 Таможенного кодекса товары, транспортные средства, грузовые места (помещения) и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств. Если виновный стремится обманным путем использовать идентификацию для незаконного перемещения товаров, то налицо состав данного административного правонарушения;

  • в том, что виновный использует поддельное (например, полностью изготовленное им самим) средство идентификации, или подлинное средство идентификации, но относящееся к другому товару (транспортному средству);

— в предоставлении недействительных документов, в сообщении таможенному органу (в т.ч. в устной, в письменной форме) недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке и др. обстоятельствах перечисленных в ч. 3 ст. 16.1. Признаки «недействительного документа» (но только для целей главы 16 КоАП) указаны в примечании 2 к ст. 16.1.

Данные административные правонарушения следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.2, (в этом случае перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации сопровождается тем, что виновный не декларирует (либо недостоверно декларирует) товары и транспортные средств;

  • Оконченными деяния, предусмотренные в ст. 16.1 считаются с момента совершения любого из действий, указанных в ст. 16.1 (путем бездействия они не могут быть совершены).

Субъектами данных административных правонарушений являются:

1) граждане;

2) должностные лица;

3) юридические лица;

  • Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется прямым или косвенным умышленным проступком.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.1, показывает, что виновному назначается:

1) административный штраф;

2) одновременно с административным штрафом — конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями правонарушения (например, если товары перевозились на автомобиле виновного), либо конфискация предмета правонарушения (например, вещи, которые перевозятся в упомянутом автомобиле).

Что касается конфискации товаров, которые были предметом административного правонарушения, то это наказание может быть назначено как дополнительное — наряду со штрафом, и как основное (т.е. вместо штрафа).

10 стр., 4532 слов

Анализ механизма помещения товаров под таможенные процедуры

... таможенного законодательства понятие «таможенная процедура» изменилось, на смену ему пришел более широкий термин «таможенная процедура". Особое значение для таможенных правоотношений предоставляет помещение товаров под определенную процедуру, поскольку ввоз товаров на таможенную ... например, определен только один случай. В нем записано, что при отказе в пользу государства владельцу товара не ...

Безусловно, законодатель неудачно изложил свою волю (по поводу конфискации): в практике применения мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.1, могут быть (в связи с этим) ошибки. Видимо, редакцию ст. 16.1 нужно уточнить, а Верховному Суду РФ и ВАС РФ — определить свою позицию по данному вопросу;

3) и административный штраф, и конфискация назначаются судьей. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в России // Таможенное регулирование & таможенный контроль. — 2008. — № 11. — С.22-26

Статья 16.2.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.2, является порядок декларирования товаров и транспортных средств. Новая редакция ст. 16.2 вступила в силу с 01.10.2004.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 16.2, состоит в том, что виновный не декларирует (т.е. не заявляет о перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и т.д.) товары и транспортные средства, которые согласно действующему таможенному законодательству (ст. 123-138 Таможенного кодекса) подлежат декларированию. Формы таможенных деклараций (в т.ч. электронной), заполняемых гражданами и юридическими лицами, утверждаются ФТС или Правительством России (по представлению ФТС).

Если виновный подает заявление в неустановленной форме, это также покрывается объективной стороной данного административного правонарушения. Однако данное деяние налицо лишь в том случае, когда действия (бездействие) виновного не охватываются объективной стороной правонарушения, предусмотренного в ст. 16.4 (см. коммент. к ней).

Это правонарушение считается совершенным с момента недекларации. Оно совершается в форме бездействия (хотя в ряде случаев, например, при заполнении декларации по неустановленной форме, может совершаться и в форме действий).

Объективная сторона деяния, предусмотренного в частях 2 и 3 ст. 16.2, состоит в том, что виновный:

— заявляет в таможенной декларации (ином документе, который установлен для декларирования товаров и транспортных средств) недостоверные сведения (неверные, искаженные, неполные и т.п.) о товарах и транспортных средствах. К указанным могут относиться сведения:

  • а) о наименовании (как об общепринятом, так и соответствующем тому или иному коду ВЭД), количестве (в штуках, литрах, тоннах, метрах и т.п.), таможенной стоимости (определенной исходя из контрактной стоимости товара или одним из установленных методов определения стоимости) товара и (или) транспортного средства;

— б) о таможенном режиме (например, экспорт, переработка, временный ввоз), стране происхождения, любых иных сведениях (которые обычно указаны в декларации либо в других формах, обычно заполняемых при таможенном оформлении), необходимых для принятия таможенным органом решения о выпуске (либо условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный декларантом таможенный режим (например, переработка на таможенной территории) или влияющих на взимание (например, на размер, на предоставление льгот) таможенных платежей.

13 стр., 6247 слов

Система таможенных органов Российской Федерации

... рассмотрения. ОБЩАЯ ХАРТКРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Таможенные органы России в целом составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов Российской Федерации характеристики определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие ...

Конструктивным элементом правонарушения предусмотренного в ч. 1 ст. 16.2 является то, что указанные выше сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей (или занижения их размера)

— совершает указанные действия, и при этом недостоверные сведения и документы, могли послужить для неприменения запретов и ограничений, установленных Законом о ВЭД и другими актами действующего законодательства о внешнеторговой деятельности. Данное правонарушение следует отличать от правонарушений, предусмотренных в ст. 16.3.

Эти правонарушения считаются совершенными с момента декларирования вышеупомянутых ложных сведений в таможенной декларации. Они совершаются в форме действий.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных в ст. 16.2, являются:

1) граждане;

2) должностные лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели (однако последние несут ответственность как ЮЛ см. коммент. к ст. 2.4, 2.5, 16.1) и юридические лица.

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ст. 16.2, характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.2, показывает, что виновному назначается:

1) или административный штраф (в виде основного административного наказания) и может быть назначена конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения.

2) или конфискация упомянутых в ст. 16.2 предметов — основной вид административного наказания.

Административный штраф может быть наложен как судьей, так и таможенными органами, конфискация — только судьей.В частности ВС разъяснил, что при разграничении административных правонарушений предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 16.2 нужно исходить из того, что ч. 1 ст. 16.2 установлена ответственность когда лицом фактически не выполняются требования по декларированию товара, т.е. таможенному органу не является весь товар либо его часть. Если же товар задекларирован полностью но в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности сведения о качественных характеристиках товара, то эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного в ч. 2 ст. 16.2.

Статья 16.3.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.3, являются отношения в области таможенного дела. При этом виновный нарушает положения ст. 21, 23, 24, 26, 27 Закона о ВЭД.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного:

— в ч. 1 ст. 16.3 состоит в том, что виновный осуществляет ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) товаров и (или) транспортных средств (см. коммент. к ст. 16.1) и при этом не соблюдает запреты и ограничения, не носящие экономического характера (например, запреты и ограничения связанные с необходимостью соблюдения норм морали и правопорядка, вызванные интересами обороны страны, другие запреты, перечисленные в ст. 32, 35 Закона о ВЭД).

— в части 2 ст. 16.3 состоит в том, что виновный нарушает запреты (ограничения), носящие экономический характер (например, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ст. 27 Закона о ВЭД).

В последнем случае страдают экономические интересы России (например, если виновный вывозит лес, нефть, кедровый орех в количествах, которые превышают установленные пределы).

Виновный допускает эти действия, будучи участником сделок по внешней торговле (например, при экспорте леса, цветных металлов, при импорте продуктов питания, обуви и т.п.).

Объективная сторона данного административного правонарушения охватывает и действия (бездействие) виновного, направленные на игнорирование, несоблюдение запретов (например, на вывоз из Российской Федерации определенных товаров, сверх установленных норм), ограничений (например, по вывозу радиоактивных материалов), установленных в соответствии с федеральными законами (например, Законом о валюте, Законом о животном мире) или международными договорами Российской Федерации.

Оконченными данные деяния считаются с момента совершения (т.е. перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу).

Наступление иных последствий объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается (при наличии таких последствий виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 188-194 УК, см. их анализ в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей).

Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006. Данные правонарушения следует отличать также от предусмотренного в ч. 2 ст. 16.2 (об административной ответственности за недостоверное декларирование товаров и транспортных средств).

Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане;

2) должностные лица.

Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется прямым или косвенным умышленным проступком.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.3, показывает, что:

  • виновному назначается административный штраф (как основной вид административного наказания), см коммент. к ст. 3.5;
  • одновременно с административным штрафом может быть назначено и дополнительное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

— административный штраф может быть назначен и судьей, и таможенными органами, а конфискация — только судей. О судебной практике см. п. 31 Пост. N 18. В частности ВС разъяснил, что при разграничении административных правонарушений ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 16.2 и ст. 16.3 следует исходить из того, что по ч. 1 и 2 ст. 16.3 действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и ТС.

Статья 16.10.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.10, являются отношения в области таможенного дела. Новая редакция ст. 16.10 вступила в силу с 01.10.2004.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный (т.е. перевозчик) не соблюдает установленный таможенным органом:

  • срок внутреннего или международного таможенного транзита. Речь идет о том, что виновный чаще всего допускает просрочку (т.е. пропускает срок).

    В практике возникает вопрос: охватывает ли объективная сторона данного административного правонарушения случаи досрочной доставки товаров (транспортных средств)? К сожалению, законодатель неясно изложил свою волю. В связи с этим необходимо исходить из буквального текста ст. 16.10, а это означает, что и случаи досрочной доставки товаров и транспортных средств охватываются объективной стороной анализируемого правонарушения;

— маршрут доставки товаров и транспортных средств, находящихся под указанными режимами, в место их доставки. Например, водитель изменил маршрут доставки товаров (транспортных средств), хотя срок доставки им и не был нарушен. Правонарушение налицо и тогда когда товар доставляется в иную зону таможенного контроля (нежели определенную таможенным органом, как место доставки).

При этом виновный нарушает положения ст. 82, 85, 86 Таможенного кодекса.

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия.

Субъектами данного правонарушения являются:

1) граждане;

2) должностные лица;

3) юридические лица и ИП.

Субъективная сторона анализируемого поступка может характеризоваться как своевольностью, так и халатностью.

По ст. 16.10 к виновному применяется или предупреждение, или административный штраф, которые назначаются таможенными органами.

Статья 16.16.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.16, являются отношения в области таможенного дела. Новая редакция ст. 16.16 вступила в силу с 01.10.2004.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный (перемещая товары и транспортные средства, см. об этом понятии коммент. к ст. 16.1) нарушает сроки временного хранения товаров.

Иначе говоря, он не соблюдает ни общий, ни предельный, ни иные сроки, предусмотренные в ст. 103 Таможенного кодекса.

— выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств в установленный срок. Данное правонарушение не следует путать с административным правонарушением, предусмотренным в ст. 16.14: в последнем виновный нарушает, например, требования и условия хранения товара на складе временного хранения, таможенном складе (см. коммент. к ст. 16.14).

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается путем бездействия. Наступление иных последствий (например, неуплата таможенных платежей) объективной стороной данного административного правонарушения не охватывается.

Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (например, лицо, ввозящее транспортное средство для собственных нужд и не принимающее меры к его таможенному оформлению),;

2) должностные лица (например, директор ООО, ввозящего в Российскую Федерацию товары), см. коммент. к ст. 2.4, 2.5;

3) юридические лица или ИП.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.16, характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.16, показывает, что:

  • виновному назначается основной вид административного наказания — штраф и может быть назначено дополнительное административное наказание в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств;
  • административный штраф назначается или судьей, или таможенным органом, а конфискация — только судьей.

Статья 16.18.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных в ст. 16.18, являются отношения в области таможенного дела. Новая редакция ст. 16.18 вступила в силу с 01.10.2004. Виновный нарушает также положения ст. 283, 284 Таможенного кодекса

Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в ч. 1, 2 ст. 16.18, состоит в том, что виновный:

  • не вывозит (т.е. фактически не перемещает через таможенную границу Российской Федерации, см. об этом понятии коммент. к ст. 16.1) за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенные на эту территорию товары и (или) транспортные средства. Речь идет о случаях, когда такой вывоз обязателен (например, товары и транспортные средства были ввезены в Российскую Федерацию под таможенным режимом «временный ввоз», «транзит»);

— не возвращает (не ввозит) на таможенную территорию Российской Федерации товары, ранее вывезенные с этой территории, несмотря на то, что возвращение в Российскую Федерацию этих товаров обязательно (например, если товары и транспортные средства были вывезены под таможенным режимом «временный вывоз»).

Оконченным деяние считается с момента совершения. Оно совершается в форме бездействия.

Субъектами административных правонарушений являются:

1) граждане, например, осуществляющие временный ввоз на таможенную территорию Российской Федерации автомобиля для личных поездок.

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5) — только по ч. 1 ст. 16.18;

3) юридические лица, или ИП, например, временно ввозящие на территорию Российской Федерации оборудование для производства.

Субъективная сторона анализируемых действий характеризуется либо умышленным проступком, либо по неосторожности.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.18, показывает, что:

1) по ч. 1 назначается:

  • а) или административный штраф (как основное административное наказание), который может сочетаться с дополнительным административным наказанием — конфискацией товаров и (или) транспортных средств;
  • б) или конфискация предмета административного правонарушения (в данном случае конфискация выступает в качестве основного наказания.

Административный штраф налагается судьей или таможенным органом, а конфискация налагается только судьей.

2) по ч. 2 — только административный штраф.

Статья 16.20.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.20, являются отношения в области таможенного дела. Новая редакция ст. 16.20 вступила в силу с 01.10.2004.Виновный не соблюдает также положения ст. 151 Таможенного кодекса.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного в ч. 1 ст. 16.20 состоит в том, что виновный пользуется (т.е. извлекает из товара его полезные свойства, реально применяет его по назначению) либо распоряжается (например, продает, обменивает) товаром, транспортным средством, в отношении которых ему были предоставлены льготы по таможенным платежам (состав их указан в ст. 318Таможенного кодекса), а также без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, предусмотренных Законом о ВЭД, хотя не имеет на такое пользование (распоряжение) соответствующего разрешения полномочного таможенного органа (полученного предварительно и по установленной форме).

При этом объективная сторона данного правонарушения налицо при условии, что пользование (распоряжение) упомянутыми товарами (транспортными средствами) осуществляется в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы (например, льготы были предоставлены в связи с внесением транспортных средств в качестве вклада в уставный капитал АО, а виновный просто торгует ими на таможенной территории Российской Федерации).

Объективная сторона данного правонарушения охватывает и случаи пользования (распоряжения) в нарушение указанных выше ограничений и запретов.

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения. Оно совершается в форме действий. Это правонарушение — длящееся, в связи с чем необходимо учитывать правила ст. 4.5 (о том, что давность привлечения виновного к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения длящегося административного правонарушения, см. коммент. к ней).

В отличие от этого объективная сторона правонарушения предусмотренного в ч. 2 ст. 16.20 налицо, если виновный пользуется товарами, на которые был наложен арест, (в случаях предусмотренных налоговым и таможенным законодательством) без получения разрешения от таможенного органа.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.20, являются:

1) граждане, например лицо, которое ввезло транспортное средство якобы для личных целей, а использует его для извлечения прибыли;

2) должностные лица;

3) юридические лица, например организация, которая ввезла товары для производственных нужд, на самом деле торгует ими, или ИП.

Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется умышленным проступком или халатностью.

Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 16.20, показывает, что:

1) виновному назначается:

  • а) либо административный штраф (как основное административное наказание).

    Он может сочетаться с таким дополнительным видом наказания, как конфискация товаров и транспортных средств;

  • б) либо конфискация предмета административного правонарушения (в данном случае конфискация выступает в качестве основного административного наказания);

2) административный штраф может быть назначен как судьей, так и таможенным органом, а конфискация — только судьей.

Статья 16.21.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.21, являются отношения в области таможенного дела. Данная редакция ст. 16.21 действует с 01.10.2004. Нарушаются также положения ст. 151 Таможенного кодекса, ст. 19-32 Закона о ВЭД.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 16.21, состоит в том, что виновный осуществляет (в отношении товаров и (или) транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями таможенных правил, указанных в ст. 16.21):

  • приобретение (например, по договору купли-продажи, в обмен на другой товар, в качестве дара), хранение (в т.ч. и дома, в квартире), транспортировку (любым видом транспорта, в т.ч. и на личном автомобиле) таких товаров и транспортных средств;
  • пользование (т.е. извлечение из них полезных свойств), распоряжение (например, продажу) такими товарами (транспортными средствами) либо содействие в их сбыте;
  • совершение иных действий с товарами и транспортными средствами, перечисленными в ст.

16.21 неисчерпывающим образом.

Оконченными эти деяния считаются с момента совершения. Они совершаются в форме действий.

Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане;

2) должностные лица;

3) юридические лица;

  • Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного в ст. 16.21, характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.

Анализ мер административной ответственности показывает, что виновному назначается:

1) либо административный штраф (основной вид административного наказания).

Он может сочетаться с таким дополнительным видом административного наказания, как конфискация товара (транспортного средства).

2) либо конфискация предмета административного правонарушения. В этом случае конфискация является основным видом административного взыскания.

Административная санкция налагается как судьей, так и таможенным органом, а конфискация налагается только судьей. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015)

2.2 Уголовная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, предусмотренный за совершение таможенных правонарушений. Под уголовным преследованием понимается возбуждение уголовного дела, следствие и судебное разбирательство. Уголовная ответственность наступает так же за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.

Преступление — общественно опасное виновное деяние, запрещенное под угрозой наказания. Уголовный кодекс определяет, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, так как не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.

Преступление в сфере таможенного дела- это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние, посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а так же на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Статьей 226.1 УК России предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере. Такие деяния квалифицируются как контрабанда.

Статья 226.1 УК России вышеуказанные незаконные деяния определяет как преступления независимо от того, имело ли место перемещение данных товаров и ресурсов при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с нее.

Диспозиция нормы позволяет квалифицировать незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере как контрабанду, независимо от того, в зоне ответственности какого государства — члена Таможенного союза имело место такое перемещение через общую таможенную границу Таможенного союза.

Согласно примечанию к данной статье в качестве специальных объектов (предметов) контрабанды указаны стратегически важные товары и ресурсы в крупном размере, то если их стоимость превышает один миллион рублей.

Понятие «незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза» раскрыто в части 1 пункта 19 статьи 4 ТК ТС, согласно которому под незаконным перемещением понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Отсутствие указанных признаков означает отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России.

При этом данное определение касается лишь незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но не через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза, то есть с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

С 01.07.2011 года таможенные органы не осуществляют деятельность на бывшей таможенной границе с этими государствами. Вопросы обеспечения порядка перемещения товаров через Государственную границу Российской Федерации с этими государствами относятся к ведению органов пограничного контроля (статья 1 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 N 546 утверждено Положение о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерация. Согласно данному положению под пограничным контролем понимается, в частности, и государственный контроль по выявлению и задержанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Таким образом, непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России, является порядок пересечения товарами Таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза.

В связи с этим под незаконным перемещением стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза следует понимать перемещение таких предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза вне установленных мест или в неустановленное время работы пограничных органов в этих местах, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

В поддержку предлагаемого подхода следует сослаться на то, что в статье 226.1 УК России в качестве одного из квалифицирующих признаков преступления указано незаконное перемещение предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза «с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный контроль». Следовательно, понятие контрабанды обусловлено наличием пограничного контроля на государственной границе Российской Федерации с указанными государствами и совершением противоправных действий по ее преодолению.

Отсутствие перечисленных признаков при перемещении стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза означает отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России.

Среди признаков незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза следует исключить такие признаки, как недекларирование или неточное декларирование. Причина этого — формирование единой таможенной территории Таможенного союза, отмена таможенного оформления, в том числе декларирования, при перемещении товаров из Российской Федерации в указанные государства, а также из этих государств на территорию Российской Федерации.