Определение внешнеторговой политики, механизмы ее регулирования. Анализ внешней торговли России

Курсовая работа
Содержание скрыть

Самая старая форма международных отношений — это международная торговля. На протяжении веков внешняя торговля была и остается основой международных экономических отношений, поскольку рост мирохозяйственных связей ускорил формирование международного разделения труда, объединяющего все страны в единое экономическое целое. А это свидетельствует о том, что интернационализация экономических связей происходит за счет развития производительных сил, которые, преодолевая национальные рамки, приводят к необходимости интернационализации производства. Внешняя торговля очень важна для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике.

Формируется внешнеторговая политика Российской Федерации и постепенно формируется соответствующая нормативная база. Обучение проводится в сложных условиях рыночных реформ, перехода к открытой экономике, экономического кризиса и развала существующих экономических связей.

Внешняя торговля является единственной сферой российской экономики, которая в последние годы перевыполняет задания по отчислению доходов в государственный бюджет

Внешнеторговая политика — это комплекс мер, позволяющих торговать с разными регионами и странами на разных рынках товаров и услуг. Она должна вписываться в общую внешнеэкономическую политику

Внешнеторговая политика — это целенаправленное действие государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

По некоторым оценкам, на торговлю приходится около 80% всех международных экономических отношений. Современные международные экономические отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, привносят много новых специфических особенностей в развитие национальных экономик.

Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка — мировой экономики.

Объектом данной работы является определение внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России

Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики

Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно:

раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики;

6 стр., 2996 слов

Внешнеторговая политика

... в международном разделении труда . Внешнеторговая политика государства - деятельность государственных органов по созданию оптимального соотношения экспорта и импорта страны, обеспечивающего устойчивое экономическое ... опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном ...

  • определить виды политики;
  • проанализировать регулирование внешнеторговой политики;
  • охарактеризовать внешнеторговую политику России на современном этапе.

В первой главе разъясняются сущность и концепции внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика — относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли посредством прямых налогов и ограничений на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства влияют объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Речь идет, с одной стороны, о растущей интернационализации производства и капитала, которая увеличивает экономическую взаимозависимость государств, а с другой — об обострении конкуренции на мировом рынке. Так же определены виды внешнеторговой политики, такие как

Свободная торговля (фритредерство) — направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными.

Во второй главе освещаются основные инструменты внешнеторговой политики. Более эффективными инструментами государственной внешнеторговой политики являются различные виды запретов, например, на экспорт или импорт любого товара в целом или в отношении конкретной страны. Чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на увеличение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соответствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

В третьей заключительной главе дается характеристика внешнеторговой политики России на современном этапе, ее тенденции развития, и структура товарооборота

В заключении подводятся итоги выполненной работы.

Глава 1. Сущность внешнеторговой политики

1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели

Внешнеторговая политика — относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли посредством прямых налогов и ограничений на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства влияют объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Речь идет, с одной стороны, о растущей интернационализации производства и капитала, которая увеличивает экономическую взаимозависимость государств, а с другой — об обострении конкуренции на мировом рынке. Хотя развитие внешней торговли в целом благоприятно влияет на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с повышенным риском экономических потерь от колебаний обменных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, которые не могут противостоять конкурентному давлению иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

28 стр., 13633 слов

Таможенная политика России и ее совершенствование в связи с подготовкой ...

... вступлению в ВТО на таможенную политику Российской Федерации, и ее воздействие на внешнюю торговлю России; анализ динамики и структуры внешнеэкономической деятельности после вступления в ВТО и изменения таможенной политики Российской Федерации после присоединения государства к ВТО; изучение стратегий совершенствования таможенной ...

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку экономика всех стран так или иначе зависит от экспорта и импорта, государство законодательно устанавливает определенные правила внешней торговли.

Внешнеторговая политика — это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Основные цели внешнеторговой политики:

изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

  • изменение объема экспорта и импорта;
  • изменение структуры внешней торговли;
  • обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией. .)

изменение соотношения экспортных и импортных цен.

1.2 Виды внешнеторговой политики

Исторически сложилось два противоположных типа внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть:

  • Автономной (самостоятельной, односторонней);

Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств)

Автономно-конвенционной

В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают обычный VTP, но в отношении третьих стран он может быть другим.

В зависимости от масштаба государственного вмешательства в международную торговлю существуют протекционистская торговая политика, политика свободной торговли и умеренная политика, которые сочетают в себе элементы того и другого в разных пропорциях.

1.2.1 Свободная торговля Черников Г.П. Мировая экономика: Учеб. для вузов / Г.П. Черников, Д.А. Черникова. — М.: Дрофа, 2003

Свободная торговля (либерализация) — это внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортных и экспортных пошлин, не устанавливают никаких количественных или иных ограничений на оборот внешней торговли. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национальной экономики. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и прорывают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок

Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они выборочно используют протекционистские методы и вводят элементы свободной торговли. При этом в экономических отношениях с другими странами предусмотрены благоприятные условия: с ними заключаются коммерческие сделки, содержащие положения о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

21 стр., 10258 слов

Внешнеторговые отношения России

... отношения, характеризующиеся активным развитием мировой торговли, привносят много новых специфических особенностей в развитие национальных экономик. Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики ... транзит иностранных товаров через территорию страны; реэкспортные товары без завоза в страну; товары, вывозимые и ...

Сторонники этой политики утверждают, что для сравнительной эффективности больше выгод от свободной торговли, чем от ее ограничений. Либерализация способствует международной специализации страны, способствует развитию конкуренции и удешевлению товаров для потребителей.

Проведение политики свободной торговли позволяет получить максимальную выгоду от международных экономических обменов в основном наиболее экономически развитым странам, хотя в чистом виде она нигде не применялась.

1.2.2 Протекционизм

Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Протекционизм — это система ограничений на ввоз, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных товаров, используются другие меры для предотвращения конкуренции иностранных товаров с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным . Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, а также средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, ввоз которых облагается таможенным налогом. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимости импорта, с которого она взимается.

Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта/экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

В разные периоды истории внешняя торговля имела тенденцию к той или иной стороне, но никогда не принимала каких-либо крайних форм. В 1950-х и 1960-х годах международная экономика характеризовалась отходом от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась противоположная тенденция: страны начали «огораживать» друг друга все более изощренными тарифами и, прежде всего, нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм сосредоточен на относительно небольших территориях. В отношениях развитых стран друг с другом это отрасли сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В развитых странах торговля с развивающимися странами — экспорт промышленных товаров из развивающихся стран. В торговле между развивающимися странами — традиционные экспортные товары.

Выделяют несколько форм протекционизма :

* селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

* отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

* коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

16 стр., 7668 слов

Таможенная политика России

... таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. В основном налоговая таможенная политика России ... в международной торговле, являются таможенные пошлины на импорт. Нет единообразия в подходах к определению уровня ставок таможенных пошлин на отдельные группы товаров в ...

* скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:

1. Экономическая выгода для отрасли или бизнеса в виде увеличения производства, прибыли или создания дополнительных рабочих мест.

2. Направления и объемы изменений государственного бюджета при применении определенного метода внешнеторговой политики.

3. Изменение внутренних цен или потребления продукта в стране, где применяется эта мера.

4. Изменение структуры рынка данного товара и конкуренции на нем.

5. Данная мера способствует структурной перестройке сектора и выводит его на конкурентоспособный уровень или сохраняет его технологическую отсталость.

6. Как влияет на смежные отрасли производства.

7. Какова может быть реакция другой страны на данную меру.

8. Эта мера соответствует обязательствам страны перед партнерами по многосторонним и двусторонним соглашениям. , В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма — либерализация торговли.

Протекционизм может быть агрессивным, если его используют более развитые государства, чем менее развитые, или монополии с более развитым производством. В данном случае он является реакционным, поскольку препятствует конкуренции и ведет к стагнации экономики.

Он также может быть прогрессивным, если применяется менее развитыми странами по сравнению с более развитыми, если менее развитые и зарождающиеся отрасли защищены.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых отношений и основные принципы внешнеторговой политики, гарантирует экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В рамках международно-экономических отношении на внешнеторговую политику влияют:

геополитические и экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;

  • колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;
  • различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;

миграция населения и кризисы в МЭ:

циклические,

финансовые.

Внешнеторговая политика, являясь неотъемлемой частью экономической политики государства, может рассматриваться как совершенно самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран-партнеров и, как следствие, МЭ в целом.

Глава 2. Регулирование внешнеторговой политики

2.1 Таможенные тарифы

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Воронин В. П., Кондакова Г. В., Подмолодина И. М. Мировая экономика, М.: Гардарики, 2007 Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

10 стр., 4759 слов

Таможенные пошлины

... регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Предмет исследования - государственное регулирование внешней торговли. Предмет исследования - функционирование таможенных пошлин как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе. Целью курсовой работы является рассмотрение ...

Таможенная пошлина — это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим направлениям. (Приложение 1)

По направлению движения товара пошлины бывают:

импортные — наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и политических целей.

экспортные — препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях.

транзитные — применяются очень редко.

По способу установления пошлины бывают:

адвалорные — наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара. Оценка импортируемых товаров осуществляется в соответствии с Соглашением об оценке таможенных товаров, заключенным в рамках ГАТТ. Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%).

специфические — устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;

комбинированные (смешанные ) — устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.

2.2 Ставка пошлины

Каждое государство самостоятельно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую графу таможенного тарифа, на основании законодательных актов или распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую графу таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными).

Третью колонку обычно занимают льготные ставки пошлины, величина которых ниже, чем ставки во второй колонке.

2.3 Направление действия пошлин

Льготные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального, чтобы создать благоприятные условия для торговли любым товаром или с любой страной.

Дискриминационные пошлины . Их уровень выше ставок первой колонки. К ним относятся взаимные, компенсационные и антидемпинговые пошлины.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут применяться ко всей торговле или к отдельным группам товаров и предназначены для оказания влияния на партнера с целью снижения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин и устанавливаются с целью противодействия демпингу, для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

Согласно положениям ГАТТ/ВТО демпингом считается ситуация, когда экспортная цена товара, предназначенного на рынок другой страны, ниже нормальной стоимости аналогичного товара. Номинальная стоимость — это цена, установленная в нормальных коммерческих условиях для аналогичного товара для внутреннего потребления в стране-экспортере или стране его происхождения.

13 стр., 6272 слов

Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования ...

... роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли, теоретико-законодательной базы государственного регулирования внешней торговли, формы, принципы и методы государственного регулирования; изучить понятие, таможенная пошлина как инструмента регулирования, раскрыть понятие, экономическое ...

2.4 Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в Европе).

Они не могут расти безгранично, т.к доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Поэтому, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Обычно они применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер , т.к они способствуют демпингу и экспорту капитала.

2.5 Нетарифные барьеры

Нетарифные барьеры подразделяются на 3 группы:

Меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: квоты (контингенты), лицензии, компенсационные сборы, импортные депозиты, а также антидемпинговые и компенсационные пошлины и др.;

  • Меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.;
  • (Приложение 2)

Другие меры, не направленные напрямую на ограничение внешней торговли, но действия, которые часто приводят именно к такому результату.

Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия , по которой они подразделяются на 7 категорий:

Паратарифные меры , к которым относятся прочие, кроме таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Официально эти меры не принимаются для регулирования внешней торговли, но оказывают на нее существенное влияние.

Меры контроля за ценами , которые нацелены на защиту интересов национальных товаропроизводителей (компенсационные и антидемпинговые процедуры и пошлины).

Финансовые меры , предусматривающие особые правила совершения валютных операций для регулирования внешней торговли. (Приложение 3)

Количественное регулирование , т.е. установление количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров.

Автоматическое лицензирование , т.е. наблюдение (мониторинг) за объемами и направлениями товаропотоков.

Государственная монополия внешней торговли в целом или отдельными товарами.

Технические барьеры , т.е. контроль за соответствием импортируемых товаров национальным стандартам, в т. ч. качества и безопасности.

3 стр., 1072 слов

Таможенная статистика внешней торговли товарами

... данными для статистики внешней торговли товарами являются сведения, содержащиеся в свидетельствах о помещении товаров под таможенную процедуру, статистических декларациях, иных таможенных документах, а также государственной статистической отчетности об экспорте и импорте отдельных товаров. В ...

Под квотами (контингентами ) понимаются ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт или экспорт товара в определенный период. В случае установления квоты раной 0, имеет место эмбарго, т.е. запрет на импорт или экспорт. Квота может быть установлена на уровне выше, чем возможен импорт или экспорт. Тогда она не является ограничением, а служит лишь способом контроля за движением того или иного товара.

Экспортные квоты применяются редко, только в случае острого дефицита данной продукции в стране, а также для достижения политических целей (дискриминационный характер).

Импортные квоты применяются для защиты национального производства от иностранной конкуренции, сокращения безработицы, улучшения платежного баланса, контроля за движением товаров.

Существуют квоты глобальные , устанавливаемые на импорт определенного товара из всех или из группы стран, и сезонные . Например, в США с помощью квот регулируется импорт некоторых сортов сыра, шоколада, хлопка, орехов, мороженого, кофе, стали и др.

Одной из разновидностей квот являются соглашения о добровольном ограничении экспорта , которые распространяются на продукцию в основном отраслей, находящихся в кризисном положении. «Добровольность» в этом случае относительна, так как подобные соглашения подписываются под нажимом импортеров. Объем экспорта устанавливается по отдельным видам товара на определенный период. К началу 90-х гг. около 10% импорта промышленно развитых стран охватывалось соглашениями о «добровольном» ограничении экспорта.

Другой разновидностью квот являются так называемые тарифные квоты . В пределах установленных квот товары импортируются без взимания таможенных пошлин, а при импорте свыше данного лимита взимаются высокие пошлины. Например, в США подобными мерами регулируется импорт молока, рыбы, картофеля и некоторых типов мотоциклов.

Квоты обычно распределяются на основе лицензии , которые представляют собой в данном случае разрешения на экспорт или импорт. Они выдаются государством через специальные уполномоченные ведомства на проведение внешнеторговых операций с включенными в соответствующие списки товарами.

Основными видами лицензий являются:

а) автоматическая, или генеральная, лицензия, по которой разрешается беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в соответствующий список, в течение определенного периода;

— б) неавтоматическая, или разовая, лицензия, по которой разрешается импорт либо экспорт определенного товара с указанием его количества, стоимости, страны происхождения или назначения, а в ряде случаев и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен экспорт или импорт.

Политика той или иной страны в области ценообразования может быть направлена на поддержание внутренних цен на относительно высоком уровне и в относительно стабильном состоянии по сравнению с условиями мирового рынка, например на поддержание определенного уровня доходов производителей того или иного товара. Пошлины в данном случае не являются адекватным инструментом, так как внутренние цены изменяются в зависимости от изменений мировых цен. Для того чтобы избежать этого, применяют компенсационные (уравнительные ) сборы , величина которых равна разнице между относительно низкой ценой данного товара за границей и его относительно высокой ценой на внутреннем рынке. Компенсационные сборы могут использоваться вместо пошлин или вместе с ними. Для них характерна почти автоматическая изменяемость. Если внутренние цены постоянны, а мировые цены изменяются, то и компенсационные сборы изменяются на величину изменения мировых цен, но в обратном направлении. Этим они отличаются от пошлин, которые являются постоянными во время их действия. Кроме того, если мировые цены стабильны, то от величины применяемых пошлин зависит внутренняя цена, а при применении компенсационных сборов их величина зависит от внутренней цены, т.е. в первом случае внутренняя цена является функцией пошлин, а во втором случае компенсационный сбор — функцией внутренней цены. Почти автоматическая изменяемость компенсационных сборов делает их трудным барьером для проникновения иностранных товаров на внутренний рынок.

8 стр., 3999 слов

Порядок выдачи экспортных и импортных лицензий в странах ТС

... экспортных и импортных лицензий в странах ТС. лицензия импортный экспортный орган 1. Законодательно-правовые основы порядка выдачи В целях положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами ... промышленности и торговли России (МПТ) [10] и его территориальные органы осуществляют выдачу лицензий и других разрешительных документов на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Структурным ...

Импортные депозиты — это взносы определенной суммы на специальный счет в некоторой пропорции к стоимости импорта. Через определенное время эти суммы возвращаются (без процентов).

В результате у импортеров возникают дополнительные затраты, так как им обычно приходится брать кредит для депозитов. Стремление компенсировать дополнительные затраты приводит к росту цен на импортируемые товары, а в конечном счете — к сокращению спроса и, соответственно, импорта. Чаще всего импортные депозиты применяются для улучшения ситуации в платежном балансе посредством сокращения импорта. Охрана здоровья и окружающей среды не является барьером в международной торговле, но косвенно может использоваться в этих целях, когда к импортируемым товарам применяются особые технические требования , что влечет дополнительные затраты, связанные с изменением технологии и получением соответствующего сертификата качества.

К дополнительным платежам относятся различные административные, таможенные, гербовые, статистические, пограничные сборы, которые, так же как и пошлины, способствуют ограничению импорта. Они применяются в тех случаях, когда использование пошлин политически невыгодно, и устанавливаются автономно в отличие от пошлин, которые в основном являются договорными.

В развитых странах принято, что налоги должны применяться так, чтобы они были нейтральными по отношению к внешней торговле, г. е. импортируемые товары должны облагаться внутренними налогами , так же как и национальная продукция. Однако на практике это условие выполняется далеко не всегда. Но даже если условие нейтральности внутренних налогов по отношению к внешней торговле выполняется, возникает проблема двойного налогообложения (при экспорте и при импорте), т.е. конкурентоспособность данного товара снижается. Общепринято, что взимаются налоги только в стране-импортере, а налогообложение не может быть больше, чем налогообложение аналогичных национальных товаров. Но в то же время экспортные товары не могут быть освобождены от налогов в большей степени, чем если бы они направлялись на внутренний рынок. Эта проблема осложняется еще и тем, что возвращаются только косвенные налоги, а прямые не возвращаются.

Государство может устанавливать валютные ограничения , т.е. определять способ использования валюты (принудительная продажа валюты государству и т.п.), а также обязывать получать разрешения на оплату в валюте. Последствия те же, что и при количественных ограничениях. Способом «обхода» являются клиринговые соглашения, встречная торговля.

Могут применяться и иные нетарифные ограничения внешней торговли, например государственная монополия внешней торговли, требование обязательного использования отечественного сырья, в результате чего сокращается спрос на импортное сырье и др.

Под экспортными субсидиями понимаются пособия, преимущественно в денежной форме, предоставляемые государством предприятиям для стимулирования экспорта и повышения конкурентоспособности их продукции на зарубежных рынках путем предоставления им возможности снижать экспортные цены без сокращения прибыли. Различают несколько видов субсидий:

прямые субсидии, непосредственно выплачиваемые государством экспортеру в трех формах:

  • выплата некоторой суммы в определенной пропорции к экспорту;
  • возврат экспортеру разницы между внутренней и мировой ценами, если первая выше;
  • финансирование государством некоторых затрат экспортера, например затрат на исследование внешних рынков, рекламу, транспорт и т.д.:

косвенные субсидии, предоставляемые в виде различных льгот с целью снижения затрат экспортера или получения им дополнительных доходов в иных сферах:

  • налоговые льготы (государство может предоставлять различные льготы по налогу на прибыль, по подоходному налогу, по выплатам с заработной платы, исключать некоторые затраты из суммы, подлежащей налогообложению, разрешать ускоренную амортизацию, возвращать пошлины на импортное сырье при последующем экспорте продукции, произведенной из этого сырья);

— государственное кредитование (государство может предоставлять кредиты экспортерам на льготных условиях по процентам и срокам, кредиты заграничным государствам для закупки товаров на отечественном рынке, а также осуществлять государственное страхование экспортных кредитов по пониженным ставкам. В этом случае государство берет на себя риск неплатежа. Риски в данном случае бывают коммерческими и политическими (неполучение платежа от импортера, задержка поставки товара, изменение условий валютного и лицензионного контроля в стране-импортере, изменение курса валют, экспроприация, государственный переворот и т.д.).

В ряде стран для этих целей созданы специальные учреждения, например в США — экспортно-импортный банк, в Великобритании — Департамент гарантий экспортных кредитов. К этой группе косвенных субсидий также относятся различного рода льготы, предоставляемые в кредитной сфере, особенно когда в стране имеют место определенные ограничения.

Прямые субсидии имеют слишком явный характер, что существенно повышает вероятность принятия странами-импортерами ответных мер. Поэтому обычно экспортерам предоставляются косвенные субсидии.

Субсидии являются таким же существенным элементом протекционизма, как и пошлины, но если последние устанавливаются для защиты отечественной продукции на внутреннем рынке с целью расширения производства в импортозамещающем секторе экономики, то экспортные субсидии — на внешнем. При предоставлении экспортных субсидий увеличивается выпуск экспортных товаров в результате отвлечения ресурсов из отраслей, конкурирующих с импортом. Экономические потери возникают из-за того, что стоимость выпуска экспортной продукции превышает доход от экспортных продаж. Кроме того, поскольку при предоставлении экспортных субсидий увеличивается отток товаров с внутреннего рынка на внешний, внутренние цены на экспортные товары возрастают. Потребителям приходится также платить дополнительные налоги, которые требуются для финансирования экспортных субсидий. В то же время экспортные субсидии способствуют стабилизации внутреннего рынка и могут улучшить положение страны в международной торговле.

Глава 3. Внешнеторговая политики России

3.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политика России

Одна тенденция — мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, — медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы: Краснов Л.В. Проблемы развития внешней торговли России на современном этапе // Проблемы прогнозирования. 2002. № 6. С. 28-41

масштаб — рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

  • организационно-технологический — качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;
  • научно-технологический — определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;
  • социологический — проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

— политический — выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении «политического единства» мира после крушения СССР. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 2002. С. 271

Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков — ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля.

3.2 Внешнеторговый оборот России

В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья — 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ — 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. — 56,6%), на страны СНГ — 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С Японией и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных товаров, машин и оборудования.

Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

В товарной структуре российского импорта наибольший удельный вес занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на товары высокого качества.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт — в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе — 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт — 19,2 млрд долларов США (рост на 21,7%), импорт — 11,1 млрд долларов США (рост на 44,4%).

Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте — с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе. http://www.giac.ru

3.3 Современный этап внешнеторговой политики России

Современное состояние экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни народа — на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии — вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в мировой табели о рангах, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Обеспечение активного участия России в международном разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.

Реализация стратегии внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое — создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.

Второе — использование импорта в качестве конкурента для национальных производителей с целью:

  • модернизации и расширения производственного аппарата России;
  • сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;
  • исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;
  • обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;
  • рационального использования природных ресурсов страны.

Третье — определение и стимулирование экспортной специализации страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Четвертое — определение приоритета в географии внешней торговли.

Преобразования в экономике страны. Исходным и основным элементом реализации внешнеторговой стратегии является создание рыночного механизма функционирования как экономики в целом, так и механизма внешнеторговой деятельности, который позволяет добиться высокой эффективности на макро — и микроуровне и вызывает у хозяйствующих субъектов способность к быстрой реакции на внутренние и внешние экономические процессы и готовность к решительным действиям. Все это повлечет за собой повышение роли рынка, товарно-денежных отношений, демонополизацию, полную самостоятельность производителей. Такой механизм должен стать результатом проводимых в России реформ.

Развитие импорта. Без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

Таким образом, с одной стороны, во многих сферах производства невозможно обеспечить конкуренцию без импорта товаров, а с другой — полагаться только на внутреннюю конкуренцию — значит ограничивать воздействие на экономику стимулов развития научно-технического прогресса, связанных с мировым рынком.

Для Российской Федерации импорт — это еще и конкурент для национальных производителей, позволяющий им не только получать информацию о новейших производственных решениях, но и заставляющий национальных товаропроизводителей использовать эти инновации. Из этого следует, что, предоставляя всем хозяйствующим субъектам свободу выбора между национальными и зарубежными источниками удовлетворения своих потребностей, импорт должен быть легко доступным в организационном плане и рациональным в экономическом отношении как для самого внешнеторгового оператора, так и относительно всех сфер экономики России.

Импортная политика должна быть ориентирована только на решение долгосрочных задач, способствовать ускоренному развитию отечественного машиностроения, агропромышленного комплекса, экспортного производства товаров, то есть приобретаемое оборудование и приборы должны быть последних поколений. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них в основном должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться в основном для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.

Сегодня существует проблема импортных возможностей, связанная с общей ограниченностью инвалютных средств, а у отдельных предприятий их нет вообще. Она должна решаться по мере установления подлинно рыночных отношений в сфере импортной деятельности в условиях полной ответственности производителей за принимаемые ими решения.

Селективная роль импорта не заканчивается на этапе реализации стратегии внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики Российской Федерации. По мере формирования экспортной специализации страны импорт определенной продукции позволит отойти от производства товара, не соответствующего требованиям мирового рынка. В результате чего производители, которые не способны на внутреннем рынке справляться с иностранной конкуренцией, будут устранены, что повысит эффективность экономики страны, углубит ее участие в международном разделении труда и позволит в перспективе определить импортную специализацию.

Экспортная специализация страны. Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии внешнеторговой деятельности.

Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом определенных действий государства на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей.

Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство не должно пассивно воспринимать самоопределение формирования структуры экспортной специализации, а с другой — она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями.

При этом роль государства в развитии экспорта должна заключаться в постоянном поиске и выявлении производств, выделяемых мировым и внутренним рынками, и оказании им различных видов услуг и помощи.

Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой.

Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе — зерно), производство потребительских товаров.

Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта , который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере.

В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству — расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.

Определение структуры экспортной специализации является результатом длительного процесса, выражающегося в нарастающем эффекте всей стратегии внешнеторговой деятельности, а не является результатом единовременного решения, принимаемого в начале реализации. Экспортная специализация страны станет итогом определенных действий государства, основу которого составят результаты самостоятельной хозяйственной деятельности производственных единиц.