Организация транспортного хозяйства на предприятии

Курсовая работа

Процесс производства продукции на промышленных предприятиях сопровождается перемещением большого количества различных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов.

В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, что многократно увеличивает объем транспортных операций. Для каждой технологической операции существуют разные транспортные операции. Например, чтобы получить в литейном цехе 1 тонну отливок, необходимо перевезти 30-60 тонн груза.

Транспорт внутри предприятия — это не только средство передвижения товаров, но и рабочий инструмент, который организует работу отделов компании в определенном ритме или программе. Например, внутренний транспорт — неотъемлемая часть производственного процесса. Осуществляет перемещение обработанной продукции между рабочими местами, секциями и отделами магазина в последовательности и ритме, диктуемых технологическим процессом. Конвейерные и транспортные устройства автоматических и производственных линий существенно влияют на темп их работы и продолжительность производственного цикла. Транспорт имеет большое значение в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также при реализации готовой продукции.

Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.

Все вышесказанное не оставляет сомнений в актуальности темы данной работы: «Организация транспортных структур на предприятии».


Глава 1. Задачи, функции и организация транспортного хозяйства

1.1 Задачи и функции транспортного хозяйства

Процесс производства продукции на промышленных предприятиях сопровождается перемещением большого количества различных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов.

В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, что многократно увеличивает объем транспортных операций. Для каждой технологической операции существуют разные транспортные операции. Например, чтобы получить в литейном цехе 1 тонну отливок, необходимо перевезти 30-60 тонн груза.

28 стр., 13522 слов

Единая транспортная система и география транспорта

... транспорте перевозочную и транспортно- экспедиторскую деятельность, а так же работы, связанные с обслуживанием путей сообщения, проведением научных исследований и подготовкой кадров, производством транспортных ... метод построения совмещенных графиков работы раз­личных видов транспорта, показать графически преимущество выбранно­го варианта. Цель курсовой работы: Целью курсовой работы является выбор и ...

Это приводит к высоким затратам на транспортную рабочую силу, на которые приходится 10-30% косвенных затрат в себестоимости продукции, а количество транспортников составляет около 12% от общей численности рабочих.

Транспорт внутри предприятия — это не только средство передвижения товаров, но и рабочий инструмент, который организует работу отделов компании в определенном ритме или программе.

Например, транспортировка внутри фабрики является неотъемлемой частью производства. Осуществляет доставку обработанной продукции между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, установленных технологическим процессом.

Конвейерные и конвейерные устройства автоматических и шуточных линий существенно влияют на темп их работы, продолжительность производственного цикла. Транспорт имеет большое значение в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также при реализации готовой продукции.

Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи:

  • своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
  • организация рациональной эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование;

развитие технической базы и механизация всех трудоемких

транспортных процессов. Состав транспортных структур предприятия зависит от характера выпускаемой продукции, типа и масштабов производства, производственной структуры предприятия.

Структура транспортного обслуживания предприятия зависит от особенностей производственного процесса, типа производства и объема производства.

Глава задачи 1

Рис.1 Примерная структура развитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного) предприятия

Основная задача организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии — своевременное и бесперебойное обеспечение производства автотранспортом для обращения товаров в процессе производства.

Кроме того, задачей транспортного сектора является поддержание транспортных средств в хорошем рабочем состоянии и снижение затрат на транспортировку и погрузочно-разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства — необходимое условие снижения издержек производства. В зависимости от особенностей технологических процессов и видов производства на предприятии используются различные транспортные средства.

По своему назначению автомобили можно разделить на внутренние, межведомственные и внешние.

Функции транспортной службы предприятия:

  • разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;
  • планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
  • планирование потребности в запчастях и их приобретении;
  • оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;
  • обеспечение производственных процессов транспортными средствами;
  • организация осмотров и ремонта транспортных средств;
  • организация безопасности движения;
  • организация обслуживания транспортных средств;
  • организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.


1.2 Виды транспорта

внутренний транспорт

1. Межцеховой транспорт, который в

доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;

  • перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
  • вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;

перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов — между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт

внутриучастковый

Компании могут использовать различные транспортные средства.

По видам транспорта

рельсовый (железнодорожный узкоколейный);

  • безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
  • водный (морской, речной);
  • трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
  • специальный (технологический) транспорт;
  • подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия

транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);

  • транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов

горизонтальный;

  • вертикальный (лифты, подъемники);
  • горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);
  • наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

1.3 Определение грузооборота и грузопотоков

Для эффективного планирования потребности в транспортных средствах определяется грузооборот компании и грузопотоки.

Грузооборот (см рис. 2) представляет собой количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Оборачиваемость товаров определяется на основании транспортных таблиц, в которых учитывается прибытие и убытие товаров по каждой точке. В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик).

Грузооборот равен сумме грузопотоков.

Грузопоток — (Рис.3) это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Д анные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема товародвижения наглядно показывает направление движения товаров в отдельных точках обслуживаемой территории. Схема товарных потоков составляется на плане территории в определенном масштабе, на котором указываются транспортные маршруты. Направление грузопотоков указано стрелками, объем перевезенных товаров указан цифрами над линиями. Схема транспортного потока упрощает анализ транспортной сети и размещение объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве.

Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузовых перевозок устанавливаются схемы маршрутизации трафика между отдельными точками в зоне обслуживания.

Грузопотоки рассчитываются на основании:

  • видов перемещаемых грузов;
  • пунктов отправления и доставки;
  • расстояний между пунктами;
  • объемов перемещаемых грузов;
  • частоты и регулярности перевозок.

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (рис2).

В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

 определение грузооборота и грузопотоков 1

Рисунок 2. Шахматная ведомость грузооборота

диаграмма грузопотоков,

Планово-экономические расчеты во внутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточного грузооборота по формуле:

 определение грузооборота и грузопотоков 2

Q r

Расчету общего оборачиваемости загрузки за год предшествует расчет стоимости оборачиваемости загрузки цехов и складов общего назначения.

 определение грузооборота и грузопотоков 3

Рис.3 Схема грузопотоков завода

Необходимое количество транспортных средств, задействованных на регулярных грузопотоках, определяется по формуле

 определение грузооборота и грузопотоков 4

где Г — грузопоток за расчетный период, т; Пч часовая производительность транспортных средств, т/час; Фп — полезный фонд времени работы транспортных средств за расчетный период, ч.

При организации межведомственного транспорта выбор и расчет потребности в транспортных средствах осуществляется одновременно с маршрутом. Исходными материалами для разработки маршрутов являются шахматная доска оборота товаров, схемы межведомственных потоков товаров, генеральный план предприятия.

Внутризаводские перевозки по характеру организации их выполнения подразделяются на разовые (по отдельным случайным заявкам) и маршрутные (по заранее установленным направлениям).

Маршрутные перевозки бывают маятниковые и кольцевые.

 определение грузооборота и грузопотоков 5

Рис.4. Схемы маятниковой системы маршрутных перевозок. А — односторонняя, Б — двусторонняя, В — веерная

Маятниковыми

Маятниковыми 1

Рис.5. Схема кольцевой системы маршрутных перевозок с затухающим грузооборотом

Кольцевая

При выборе маршрута межцеховых перевозок необходимо обеспечить: кратчайшие пути движения транспортных средств, рациональное использование грузоподъемности или емкости транспортных средств, максимальный коэффициент пробега (отношение длины пробега транспорта с грузом к общей длине пробега).

Внутрицеховые перевозки включают: межоперационное перемещение предметов труда в соответствии с последовательностью и ритмом производственного процесса; транспортировку грузов по установленным маршрутам и расписаниям; перемещение грузов по сменно-суточным планам или разовым заданиям. Типы транспортных средств, используемых для перевозки грузов, в зависимости от типа производства приведены в таблице.1

Таблица1.

типах производства

Тип перевозок

Тип производства

Единичный

Серийный

Массовый

Внешние

Преимущественно

Преимущественно

Преимущественно

автомобильный, для

крупногабаритных грузов — железнодорожный, речной, воздушный

автомобильный, реже

железнодорожный

автомобильный и же-

Межцеховые

Автомобильный,

Автомобильный,

Железнодорожный,

электрокары, автока-

ры

электрокары, автока-

ры

автомобильный

Внутрицехо-

вые

Мостовые краны,

кран-балки

Кран-балки, автока-

ры, электрокары

Конвейеры, транс-

портеры, рольганги, спуски, скаты

Межопераци-

онные

Кран-балки, автока-

ры, электрокары

Автокары, электро-

кары, транспортеры,

конвейеры распределительные

Конвейеры рабо-

чие, транспортеры,

скаты, спуски, лотки

Маршрут дви-

жения

Маятниковый

Маятниковый дву-

сторонний, кольцевой (в зависимости от

уровня серийности)

Кольцевой по твер-

дому расписанию

В гибких автоматизированных производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы, которые включают: автоматические стеллажи и мостовые краны-штабелеры, транспортные и перегрузочные работы, конвейерные устройства, устройства ориентации, питатели, накопители, автоматические склады, транспортно-складскую тару.

При выборе типа и количества транспортных средств учитываются: размер грузопотока, размер транспортируемого груза, расстояние и путь движения, масса груза. Транспортные средства должны соответствовать технологическим и организационным требованиям обслуживаемых производственных процессов, гарантировать максимальную производительность и благоприятные условия труда. Параметры транспортных средств на прилегающих территориях должны быть согласованы между собой с целью полной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ при перемещении грузов с одного транспортного устройства на другое. С этой целью компании разрабатывают единые транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев корпоративной транспортной сети и технологического оборудования.

Число транспортных средств циклического действия (Wтр,) можно определить по формуле

wTp = Qc / Wтрс,

где Qc — суточный грузооборот, т; Wтрс — суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность единицы транспортного оборудования I прямо пропорциональна числу рабочих циклов шц и производительности I за один цикл (Wu ), т.е. ‘

WtpC = Wu mu ; mu = Fдс / Тцт,

Тц т

Число средств непрерывного транспорта (wтрн), необходимых для данного грузопотока, например транспортеров:

Wтрн„ = Qч / Wч ,


Глава 2. Организация транспортного хозяйства на предприятии

2.1 Общая характеристика ОАО «Нижегородавтодор»

ОАО «Нижегородавтодор» — крупнейшее дорожно-строительное предприятие региона, основными функциями которого являются ремонт, содержание и строительство автомобильных дорог территориального и федерального значения.

ОАО «Нижегородавтодор» ведет свою историю с начала прошлого века, когда в 1924 году в Нижнем Новгороде был образован «Нижегородавтодор», а на местах — отделы и участки районного автомобильного транспорта.

Сегодня ОАО «Нижегородавтодор» обслуживает 35% всех дорог Нижегородской области и выступает генеральным подрядчиком объектов, стоимость которых превышает 700 млн. рублей. Ежегодный объем выполняемых работ превышает 1 млрд. рублей.

Основными видами деятельности предприятия являются: содержание автодорог;

планировка и благоустройство дворовых территорий и АЗС;

производство асфальто-бетонной смеси различных марок;

производство дорожных знаков;

работы по нанесению дорожной разметки;

установка колесоотбойного бруса;

добыча из собственных карьеров и реализация щебня различных фракций и песка;

техническое обслуживание и модернизация автомобилей КамАЗ (сервисный центр);

ремонт двигателей и автомобилей различных марок.

В состав ОАО «Нижегородавтодор» входят 30 дорожно-ремонтных и строительных подразделений, расположенных по всему региону. У каждого есть производственная база, асфальтовый завод, парк дорожно-строительной техники, который периодически обновляется.

ОАО «Нижегородавтодор» — крупнейшая подрядная организация Нижегородской области в дорожной сфере. По итогам тендера были заключены контракты на содержание 4 545 км автомобильных дорог, или 35% всех автомобильных дорог Нижегородской области. Сегодня на предприятии трудится около 2000 высококвалифицированных специалистов.

ОАО «Нижегородавтодор» владеет туристической базой «Магистраль», где отдыхают сотрудники компании, а также проводятся конференции и различные спортивные соревнования.

Основными заказчиками ОАО «Нижегородавтодор» являются основное направление дорожно-транспортных сооружений Нижегородской области и основное направление автомобильной дороги Москва — Нижний Новгород.

Наиболее масштабный проект, который осуществляет сейчас предприятие, — это строительство 2-ой очереди участка автомобильной дороги обхода г. Нижний Новгород.1-ая очередь строительства протяженностью 16,4 километра, была введена в эксплуатацию в 1993 году, — предприятие так же, как и при строительстве 2-ой очереди, являлось генеральным подрядчиком проекта. Протяженность участка строительства 2-ой очереди составляет 14,35 км.1-ая очередь строительства автомобильной дороги обхода Нижнего Новгорода позволила, минуя город, выйти на автодорогу Н. Новгород — Касимов. Вторая очередь позволит выйти на автомобильную дорогу федерального значения Н. Новгород — Саранск с последующим соединением (3-я очередь) с автомобильной дорогой Москва — Казань.

«Нижегородавтодор» ведет масштабные работы по благоустройству городов и поселков области. Компания имеет всю необходимую технику для содержания, ремонта и строительства автомобильных дорог.

Парк автомобилей и современной дорожно-строительной техники насчитывает более 1500 единиц. Годовой бюджет ОАО “Нижегородавтодор», который закладывается на обновление парка, составляет 30-35 млн. рублей. В ближайших планах руководства — еще более активное участие в тендерах, выход за пределы Нижегородской области, освоение новых рынков дорожного строительства.

603600 г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д.60

Приемная (831) 433-24-40

Приемная (факс) (831) 430-30-43

Управление материально-техн. снабжения (831) 433-78-06

Отдел аналитического учета (831) 433-82-73

Строительный отдел (831) 434-12-04

Служба главного механика (831) 433-63-97

Юридический отдел (831) 434-44-26

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д.60

Бутурлинское ДРСП ОАО «Нижегородавтодор»

Адрес: 607440, Нижегородская область, р. п. Бутурлино, ул. Базинская, дом 6

Телефон: (83172) 5-28-27

Руководитель: Шевыров Вадим Викторович.

Специализация: строительство, ремонт, содержание автодорог, ремонт техники, изготовление запчастей

2.2 Расчет грузопотоков на Бутурлинское ДРСП ОАО «Нижегородавтодор»

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы).

В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Таблица 2. Таблица грузооборота предприятия

Поставщик

Потребитель

Склад сырья и материалов

Заготовитель-

ный цех

Механический цех

Сборочный цех

Склад готовых

изделий

Всего отправлено

Склад материалов

X

500

250

50

1

801

Заготовительный цех

X

200

20

220

Механический цех

X

300

40

340

Сборочный цех

X

400

400

Склад готовых изделий

X

Всего по заводу

500

450

370

441

1761

По данным шахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляют диаграмму грузопотоков (Рис.2), т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ транспортной схемы помогает выявить нерациональный трафик и установить оптимальную транспортную схему, которая является основой для всех расчетов транспортных операций.

диаграмма грузопотоков,

Планово-экономические расчеты во внутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточного грузооборота по формуле:

Q r

Расчету общего оборачиваемости загрузки за год предшествует расчет стоимости оборачиваемости загрузки цехов и складов общего назначения.

Q r* D/ Кн

Таблица  1Рис. 6. Схема грузопотоков предприятия

По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия — маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.

2.3 Планирование количества транспортных средств

Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода.

При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.

Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта.

Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования грузоподъемности и числа рейсов в сутки:

Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.

Необходимое количество транспортных средств, задействованных на регулярных грузопотоках, определяется по формуле

Таблица  2

N= (1761*0.5) /12*12=6


Заключение

Практически в любой отрасли функции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией производства.

Транспортное хозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки.

В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов.

Приоритетным направлением в развитии транспортного хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на его содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.

В настоящее время с нарастающими темпами производственного процесса, важным направлением в развитии внутризаводского транспорта является повышение значения и масштабов использования непрерывных его видов, таких как — конвейеры, транспортеры.

Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает также ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Основные направления совершенствования организации работы внутризаводского транспорта:

централизация транспортного хозяйства и концентрация транспортных средств;

углубление специализации внутризаводского транспорта;

механизация и автоматизация подъемно-транспортного оборудования и погрузочно-разгрузочных работ;


Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/organizatsiya-transportnogo-hozyaystva-na-predpriyatii/

1. Организация и планирование машиностроительного производства (производственный менеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захаров, Л.А. Одинцова и др.; Под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. — М.: Высшая школа, 2005 — 470 с.

2. Ефимычев Ю.И., Стрелкова Л.В., Ильичева Н.М. Организация производства: Учебное пособие. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. — 230 с.

3. Под ред. Б.И. Черпакова. «ГПС, ПР,РТК» книга 4 «Транспортно-накопительные системы».М. 1994 г

4. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 672 с.

5. Организация производства: учебник для вузов/ Туровец О.Г., Попов В.Н., Родионов В.Б. и др.; под ред. Туровца О.Г. — М.: Экономика и финансы, 2002.

6. Марченко Л.Я. Транспортное хозяйство. — М.: 2001.